Ирина Москаленко, педагог-психолог Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы
Проверьте по таблице в статье причины, по которым первоклассник может быть не готов к учебе. Раздайте таблицу учителям, чтобы они понимали, у какого специалиста можно посоветовать проконсультироваться родителям ученика.
На родительском собрании в сентябре проинформируйте педагогов и родителей о том, что такое психологическая готовность к школе. Разъясните, чем отличаются мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая и коммуникативная готовность ребенка.
Психологическая готовность, или школьная зрелость, – комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для успешного начала обучения в школе. Если ребенок психологически не готов к обучению, то адаптация в 1-м классе будет длительной и даже травмирующей.
Некоторым детям трудно выполнять школьные требования и соблюдать распорядок дня. Проблемы возникают прежде всего из-за отсутствия мотивации и несформированности произвольной регуляции своего поведения.
Каждый ребенок проживает период приспособления к школе. Чем больше у него развиты нужные умения, качества и знания, тем быстрее и безболезненнее пройдет адаптация к новым условиям. Вам и педагогам важно учитывать, как развиты составляющие психологической готовности к обучению.
Причины | Способы решения | |
---|---|---|
Недостатки в воспитании: гиперопека, авторитарность, вседозволенность, неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком) | Консультация педагога-психолога. Коррекция детско-родительских отношений | |
Недостатки соматического развития ребенка: часто болеющие дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, теряют внимание и утомляются | Консультация врача-невролога. Медикаментозная поддержка ребенка. Индивидуальный учебный план обучения в школе | |
Невротические проявления: заикание, тики, энурез, истерия, неврастения | Консультация и наблюдение врача-невролога. Нейропсихологическая коррекция и коррекция поведения. Медикаментозная поддержка. Соблюдение режима дня и психологических нагрузок | |
Последствия перинатальных поражений: задержка психического, моторного или речевого развития; церебрастенический синдром (перепады настроения, двигательное беспокойство, тревожный сон, метеозависимость); синдром гиперактивности с дефицитом внимания (агрессивность, импульсивность, трудности концентрации и поддержания внимания, нарушения обучения и памяти). Поздние проявления родовой травмы: сколиоз, частые головные боли, снижение мышечного тонуса, резкое снижение зрения. Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста – на первом году, в 3–4 года, 7–10 лет, 12–14 лет | Консультация и наблюдение врача-невролога, невропатолога, психиатра. Создание специальных условий обучения в школе и сопровождение такими специалистами, как психолог, логопед, дефектолог, нейропсихолог и др. Обучение по адаптированной программе |
Мотивационную готовность обеспечивают родители учащегося. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к школьной жизни, серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых, родителей к учению, как к деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.
Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Родители и другие взрослые не должны негативно высказываться о школе, чтобы не поднимать у ребенка уровень тревожности.
Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Он должен уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать.
Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст почемучек. Но часто любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность, которая приводит их в число отстающих.
Родители могут помочь избежать интеллектуальной пассивности. Для этого родителям всегда надо отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Если своим вниманием взрослые (родители) поддерживают его интерес к познанию, то ребенку будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от детских вопросов – это основная причина интеллектуальной пассивности.
Важно
Для успешного обучения недостаточно только хорошего уровня интеллектуального развития. Часто в школу приходят дети умные, но с большими трудностями в поведении и общении
Критерии оценки: ребенок знает немного о себе (имя, фамилия, место проживания); различает геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат); знает цвета; понимает значения слов «меньше», «больше», «низкий», «высокий», «узкий», «широкий», «право», «лево», «между», «около», «над», «под»; умеет сравнивать различные предметы и находить в них отличия; может обобщать, анализировать, определять признаки явлений и предметов.
Эмоционально-волевая готовность включает умение управлять своим поведением. А еще в нее входят навыки произвольной регуляции внимания, эмоциональную устойчивость.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет:
ставить цель; принимать решение; намечать план действий; делать усилия к его реализации; преодолевать препятствия.
Коммуникативная готовность. Включает качества, благодаря которым дети могут полноценно общаться со сверстниками и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где все заняты общим делом, ему нужно уметь устанавливать взаимоотношения, входить в детское общество, действовать совместно, уметь уступать и защищаться.
Ученик должен иметь потребность в общении, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. Важно, чтобы школьник развивал способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Задача родителей – обеспечить положительную установку на обучение. Нужно устроить комфортные условия для занятий ребенка дома, создать ситуацию успеха у первоклассника.
У ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация. А педагоги должны помочь ребенку сформировать социальную позицию школьника: развивать конструктивное взаимодействие со одноклассниками и сверстниками из других классов, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Что такое психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к обучению включает:
– мотивационную готовность – положительное отношение к школе и желание учиться;
– умственную готовность – достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
– эмоционально-волевую готовность – достаточный уровень развития произвольного поведения;
– коммуникативную готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение к взрослому как учителю.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)