Как организовать стартовую диагностику первоклассников

С.И. Сабельникова, В. Светицкая

Стартовую диагностику первоклассников организуйте в три этапа: беседа, коллективные и индивидуальные диагностические методики, педагогическое наблюдение.

Что помогает выявить стартовая диагностика

Адаптационный период первоклассника – один из самых ответственных этапов в жизни ребенка. Успешность ученика будет зависеть от условий, которые создаст школа. Стартовую диагностику проводят в адаптационный период, в сентябре.

Результаты диагностики поместите в портфель достижений первоклассника. После того как проведена диагностика, заместитель директора собирает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), на котором обсуждают результаты; эффективность образовательной деятельности; необходимость вести коррекционную работу, привлечь других специалистов, повторно провести диагностику, чтобы уточнить выводы. ПМПк вырабатывает рекомендации учителям и родителям, как взаимодействовать с детьми.

Стартовая диагностика поможет педагогу написать или скорректировать рабочую программу; организовать индивидуальную или групповую работу с учащимися; избежать погрешности, когда учитель определяет уровень адаптации обучающегося. Учебные ситуации учитель выстраивает на основе умений и психических процессов, которые уже развиты у первоклассника.

Этап 1: Беседа

Знакомство с будущим первоклассником происходит еще до 1 сентября, сразу после того, как его зачислили в первый класс. Оно происходит в форме беседы, которую проводит педагог и педагог-психолог. Во время беседы могут присутствовать родители ребенка, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

Внимание: во время беседы поддерживайте доброжелательную атмосферу, нельзя высказывать свое мнение, недовольство ответами, указывать на ошибки, выносить оценочные суждения.

Педагог во время беседы выявляет общий уровень развития ребенка: кругозор, речь, мышление, коммуникацию; мотивацию к обучению в школе. Учитель просит ребенка назвать:

Попросите будущего школьника объяснить, почему надо учиться в школе; рассказать о любимых игрушках, друзьях, увлечениях; поощрите ребенка.

Этап 2: Коллективные и индивидуальные диагностические методики

На первой неделе сентября педагог-психолог определяет степень готовности к обучению в школе, выявляет индивидуальные особенности первоклассника, определяет, как будет формироваться учебная деятельность. Можно воспользоваться методической разработкой Н. Нечаевой, С. Яковлевой «Изучение стартового уровня первоклассников». Методика включает задания: «Рисование бус» (И. Аргинская), «Продолжи узор» (Г. Кумарина), «Раскрашивание фигур» (Н. Чутко), «Заселение дома» (И. Аргинская), «Разметка» (Н. Индик, Н. Цирулик), «Диктант» (Н. Нечаева), «Чтение схем слов» (Н. Нечаева), «Упорядочивание» (И. Аргинская), «Математический диктант» (И. Аргинская), «Развитие устной речи» (Н. Нечаева).

Особого внимания в первом классе требует диагностика словарного запаса детей.

Задания для стартовой диагностики

Скачать

Задания для диагностики словарного запаса

Скачать

Можно использовать любые другие задания, которые позволяют определить сформированность умений:

Существуют методики, которые можно проводить как индивидуально, так и в группе.

Пример: 

Проводят индивидуально: «Нелепицы», «Четвертый лишний», «Последовательные картинки», «Визуальные аналогии», «Запоминание десяти слов», «Найди отличия». Лучше проводить в группе: «Домик», тест Керна-Йерасика, «Шифровка».

Индивидуальную диагностику проводят, чтобы записать устные ответы детей, письменно зафиксировать особенности речи и поведения. Она позволяет увидеть не только уровень, на котором находится ученик в настоящий момент, но и зону его ближайшего развития.

К сведению

The International Performance Indicators in Primary Schools project (iPIPS) ioe.hse.ru/ipips позволяет диагностировать готовность первоклассника к школе.

Когда диагностика закончена, педагог-психолог заполняет бланк диагностики. К нему прилагает листы, в которых работал первоклассник.

Пример бланка диагностики

Этап 3: Педагогическое наблюдение

Его целесообразно организовать с 15 сентября по 15 октября. Педагогическое наблюдение позволяет проанализировать уровень адаптивности каждого ученика, построить профиль адаптивности класса, выявить различные группы адаптации детей к школе.

Реализует наблюдение за первоклассниками учитель: как они проявляют себя на занятиях в классе, переменах, в творческой деятельности, когда общаются со сверстниками. Результаты заносит в таблицу. В течение месяца педагог корректирует и уточняет таблицу. Чтобы точно фиксировать наблюдения, он консультируется с педагогом-психологом.

Таблица по итогам педагогического наблюдения

Скачать

Результаты наблюдения педагог отражает в баллах:

1 балл – низкий уровень сформированности (не проявляется или проявляется редко);

2 балла – ниже среднего (проявляется фрагментарно, нерегулярно, в некоторых видах деятельности);

3 балла – средний уровень (частота и степень проявления зависит от интенсивности или личного воздействия педагога);

4 балла – выше среднего (проявляется часто);

5 баллов – высокий уровень сформированности (проявляется постоянно и регулярно).

Учитель обрабатывает заполненную таблицу по алгоритму:

  1. суммирует баллы в каждой строке по горизонтали;
  2. составляет рейтинг: делит класс на три примерно равные группы по уровню сформированности навыков (низкий, средний, высокий).

Для учащихся с низким уровнем сформированности навыков учитель совместно с педагогом-психологом составляет программу коррекционной работы. Результаты наблюдения учитель может представить на родительском собрании.