Дарья Колено, частнопрактикующий психолог, художник по куклам, г. о. Тольятти
Воспользуйтесь готовой памяткой. Она поможет организовать занятие с элементами куклотерапии для учеников 1-х классов, которые испытывают трудности в адаптации к школе.
Кликните на памятку, чтобы увидеть ее в полном размере
Предлагаем использовать элементы куклотерапии в работе с первоклассниками. Вы поможете ребенку справиться с тревогой, напряжением, стрессом и лучше адаптироваться к школе.
Также куклотерапия помогает решить психологические проблемы, такие как:
Воспользуйтесь памяткой, чтобы подготовить занятие. На занятии кукла играет роль посредника между ребенком и педагогом-психологом. Сначала первоклассник создает куклу, а затем под вашим руководством играет с ней. Побеседуйте со школьником о кукле, чтобы сделать вывод об эмоциональном состоянии ребенка. Занятие помогает детям сосредоточиться и направить энергию в творческое русло.
Участники: ученики первого класса. Цель: снятие эмоционального напряжения. Задачи: развитие коммуникативных навыков; развитие мелкой моторики, воображения и внимания; развитие эмоционального интеллекта. Материалы и оборудование: ткань бежевого цвета, фломастеры, клей, синтепон, ножницы, пинцет, булавки. Примерное время: 45 минут.
5 мин
Допматериалы: Выкройка куклы
Здравствуй! Сегодня мы займемся с тобой интересным занятием - будем делать куклу из ткани. Эта кукла особенная - со своим настроением. Ты ведь знаешь, что человек может быть в разном настроении? Например, ты сам можешь грустить или радоваться, удивляться, злиться.
Вопросы для обсуждения:
Какое бывает настроение у человека?
Кликайте на картинки, чтобы увидеть их в полном размере
Выкройка куклы | |
30 мин
Проговорите с ребенком правила безопасности при использовании оборудования на занятии. Попросите ребенка рассказать, как пользоваться ножницами, клеем, иколками.
Посмотри, сколько интересных материалов у нас есть. Все они нам понадобятся, чтобы сшить куклу. Вот выкройка, ткань, ножницы, синтепон – чтобы кукла стала объемной, клей - чтобы соединять детали, а фломастеры помогут нарисовать личико и одежду.
Упростите задачу – склеивайте детали куклы, а не сшивайте. Не торопите ребенка и сделайте акцент на эмоциях.
Скрепите выкройку булавками, чтобы у ребенка не распадались кусочки ткани.
Теперь ты познакомился с материалами. Давай приступим к работе: сначала надо перевести выкройку на ткань. Для этого берем ткань и складываем ее в два слоя. Теперь кладем сверху выкройку. Бери карандаш и аккуратно обводи ее. Очень хорошо!
Помогите ребенку вырезать куклу по контуру.
Мы обвели выкройку, сейчас нам предстоит сложное задание – вырезать ее. Можно аккуратно взять ножницы и вырезать, если тебе будет нужна помощь, я помогу. Посмотри, как хорошо получается!
У нас есть две половинки куклы, нужно теперь их склеить. Берем клей и аккуратно выдавливаем его по контору, а потом соединяем две детальки и прижимаем их друг к другу. Если что-то не получится, то я рядом, и помогу тебе. Только нужно оставить небольшое отверстие, чтобы туда можно было положить вот этот синтепон.
Кукла почти склеена, теперь добавим ей объем: бери в руки пинцет и набирай синтепон, а теперь потихоньку складывай его в отверстие. И кукла станет мягкой.
Проверим, кукла уже достаточно набита. Да? Значит, можно аккуратно заклеить отверстие. Бери клей и выдавливай его немного на края, а потом прижимай их друг к другу. Все готово, посмотри, какая получилась кукла!
Предложите ребенку разрисовывать куклу фломастерами или карандашами.
Кукла почти готова! А сейчас самое интересное – нарисовать ей лицо и настроение. Подумай о том, в каком настроении ты хочешь видеть свою куклу. Давай, для начала оденем куклу. Что нарисуем платье или юбочку с кофточкой, может шортики? Каким цветом раскрасим волосы? И теперь – настроение куклы. Какое настроение у нее? Как мы нарисуем, что она радуется (грустит, удивлена, боится)?
//e.profkiosk.ru/media/2001ddf7-3c19-4418-93ac-632d4f1220d1/slider.html
10 мин
Проведите с ребенком беседу по поводу получившейся куклы. В завершение занятия обязательно похвалите ребенка и поблагодарите за проделанную работу.
//e.profkiosk.ru/media/7270721f-5f9a-434c-957c-7599f1b6923a/1.html
Вопросы для обсуждения:
Что тебе нравится в ней больше всего?
Может, ты хотел бы что-то изменить в ней, что?
Где кукла живет, чем занимается?
Почему она испытывает ту или иную эмоцию?
Что ее радует и что заставляет грустить?
Спасибо тебе! Ты так ответственно подошел к делу - созданию куклы! Мне было приятно работать с тобой!
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)