Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №9 Сентябрь 2017
Ксения Шалагинова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула
Чтобы создать социально-психологические условия для адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем, психолог реализует программу. Какие задания и упражнения в нее включить? Предлагаем готовый тематический план и конспекты занятий программы.
Когда
ребенок приходит в первый класс, педагог-психолог оценивает его
психологическую готовность к школьной жизни. Иногда первоклассник
по всем показателям находится в рамках возрастной нормы,
а учиться и осваивать учебный материал, общаться с другими
детьми в учебных ситуациях ему трудно.
Одной психологической
готовности недостаточно, чтобы определить картину будущего обучения ребенка,
поскольку она не предоставляет другие показатели. Назовем сумму таких
показателей — «стартовый уровень».
Детям с низким
стартовым уровнем труднее адаптироваться к школе и обществу, новым
условиям и требованиям, чем их сверстникам. Начиная работу
с таким ребенком, выявите причину, по которой стартовый уровень упал
ниже нормы.
Перед диагностикой
понаблюдайте за поведением учащегося: как он выполняет задания,
контактирует со сверстниками и заводит друзей. Обратите внимание, как
у него формируется целеполагающее поведение.
Оцените активность или
пассивность ребенка, темп его деятельности, способность достигать учебную
задачу, сформированность навыков чтения, письма
и математики. Выявите, какие ребенок делает типичные ошибки
по основным предметам.
На перемене
отметьте эффективность контактов с окружающими, произвольность действий,
конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками.
Побеседуйте
с ребенком, спросите у него, как он относится к школе,
одноклассникам, учителю, родителям; какой у него круг интересов.
Зафиксируйте характеристики эмоционально-волевой сферы, адекватность поведения,
контактность, ориентированность на выполнение заданий, критичность.
После наблюдений
и беседы проведите диагностику1 сформированности основных психических функций
у ребенка. Диагностика поможет определить причины низкого стартового уровня
ребенка, составить его социально-психологический портрет, наметить формы
и методы помощи.
Чтобы повысить или
скорректировать стартовый уровень ребенка, создайте индивидуальную
профилактическую или коррекционную программу.
Профилактическая
программа включает щадящий режим для ребенка, нагрузку с учетом
психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе,
в семье и в других группах.
Коррекционную
программу организуйте на основе психокоррекционных
воздействий с использованием игротерапии,
семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Проведите групповые
занятия в игровой форме по методикам, которые стимулируют развитие
детей в сфере взаимоотношений, познавательной деятельности. Игровая деятельность
обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие
с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе позволяет
ребенку шире видеть свои возможности. Если создать ситуацию успеха, можно
выявить способность ребенка к самоактуализации,
уровень усвоения получаемых знаний.
Параллельно
с коррекционно-развивающими занятиями консультируйте родителей
первоклассников и учителей. Когда завершите программу, повторите
консультации.
1. Плохая подготовка к школе.
В начале обучения ребенок должен быть готов учиться по системе,
которую предлагает учитель. Для этого с ним нужно заниматься: развивать
речь, мышление, память, логику.
2. Трудности в общении. Иногда
ребенку сложно общаться со сверстниками и трудно адаптироваться
в новом коллективе, если он не посещал детский сад. Проблемы
с общением могут перерасти в серьезные комплексы.
3. Неблагополучная семья. Дети
из неблагополучных семей испытывают трудности в отношениях
со сверстниками и воспитателями.
4. Деформация личностного развития. Тревожные, с низкой самооценкой, агрессивные.
У таких детей отмечают деструктивное поведение, упрямство.
5. Ограниченные возможности здоровья.
Дети с ОВЗ нуждаются в специальном (коррекционном) обучении
и воспитании.
Если
результаты диагностики показывают низкий стартовый уровень у учащихся 1-х
классов, используйте программу по психологическому
сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем (приложение). Тематический план
программы смотрите в таблице.
Цель:
создать социально-психологические условия для успешной адаптации
первоклассников с низким стартовым уровнем в ситуации школьного
обучения.
Задачи:
Продолжительность
программы: 10 занятий по 40 минут, 1 раз в неделю,
в течение трех месяцев.
Раздел |
Номер и тема
занятия |
Содержание
занятия |
Раздел 1. Введение. Знакомство первоклассника с нормами школьной жизни |
Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!» |
Упражнения: «Хорошее настроение», «Цветок общения»,
«Подарки», «Мостик дружбы», «Доброе животное». |
Занятие 2. «Школьные правила» |
Упражнения: «Хорошее настроение», «Урок или перемена»,
«Составь фигуру», «Школьные знаки», «Доброе животное». |
|
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы |
Занятие 3. «Мои эмоции» |
Упражнения: «Хорошее настроение»,
«Назови эмоцию», «Знакомство с эмоциональными состояниями (удивление,
любопытство)», «Закончи предложение», «Пирог эмоций», «Цвет настроения»,
«Доброе животное». |
Занятие 4. «Наши страхи» |
Упражнения: «Хорошее настроение», «Страхи сказочных
героев», «Поймай слово», «Доброе животное». |
|
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков |
Занятие 5. «Что такое общение» |
Упражнения: «Хорошее настроение»,
«Подарок другу», «Я рад общаться с тобой», «Подари сердце другу»,
«Порядок рисования», «Мостик дружбы», «Рисование по точкам», «Испуганный
ежик», «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Доброе животное». |
Занятие 6. «Волшебные средства взаимопонимания» |
Упражнения: «Хорошее настроение», «Друг к дружке»,
«Волшебные средства понимания», «Угадай, что в мешочке», «Доброе
животное». |
|
Раздел 4. Развитие мышления |
Занятие 7. «Мышление» |
Упражнения: «Угадай вопрос», «Сравни предметы», «Подбери слово» |
Раздел 5. Развитие познавательной сферы |
Занятие 8. «Познавательная сфера» |
Упражнения: «Четвертый лишний», «Назови соседей», «Не пропусти профессию» |
Раздел 6. Заключительная часть |
Занятие 9. «Дерево дружбы» |
Упражнения: «Хорошее настроение»,
«Барометр настроения», «Дерево дружбы», «Веселое лицо», «Раскрась ежика»,
«Настоящий друг», «Комплименты», «Опишите друг друга», «Доброе животное». |
Занятие 10. Игра-путешествие «Что я знаю про свою школу» |
Упражнения: «Хорошее настроение», «Барометр настроения»,
«Мои одноклассники», «Как найти ученика в школе», «Любимое место
в школе», «Доброе животное». |
Цели:
создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической
безопасности; развивать общеучебные, логические
действия, а также действия постановки и решения проблем
(познавательные УУД); развивать социальную компетентность, научить слушать
и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем (коммуникативные УУД).
Материалы:
цветной лист А4 с надписью: «С Днем
рождения, группа!»; разноцветные бумажные лепестки для каждого ребенка;
магнитофон; аудиозаписи детских песен; цветной мяч.
Поприветствуйте
первоклассников и поздравьте с днем рождения новый коллектив.
Инструкция.
Встаньте в круг вместе с детьми. Запустите «хорошее настроение»
по кругу, передав его соседу справа, через пожатие руки.
Цели:
познакомить детей друг с другом, создать положительную мотивацию
на работу в группе.
Педагог-психолог:
В этой игре с помощью мяча мы будем знакомиться. Встаньте
в круг. Кто-нибудь возьмите в руки мяч. Передайте мяч соседу
слева, посмотрите ему в глаза и громко скажите свое имя. Пустите мяч
по кругу, пока каждый не представится. Молодцы! Теперь бросайте мяч
любому из тех, кто стоит в круге, и называйте при этом его имя.
Если вы назовете имя неправильно, то должны будете назвать все имена
участников игры по кругу, начиная с себя, и далее
по часовой стрелке.
Цели:
создать благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества,
сплотить коллектив.
Инструкция.
Напомните участникам о том, что сегодня день рождения их коллектива.
На день рождения положено дарить поздравительные открытки. Предложите всем
вместе сделать такую открытку и назвать ее «Цветок общения». Дети
наклеивают свои лепестки на заготовку формата А4.
Сообщите, что клей,
который вы нанесли на заготовку, не обычный, а «волшебный».
Лепесток приклеится только в том случае, если ребенок скажет, что
необходимо делать, чтобы рос цветок общения красивым и здоровым.
(Дети говорят, что
для того, чтобы цветок общения рос красивым и здоровым, необходимо:
подружиться, весело играть, не жадничать, помогать друг другу, нельзя
обижать друг друга, быть вежливым.)
Педагог-психолог:
Мы сейчас с вами выполнили первое совместное дело и рассказали
о том, чему будем учиться на наших занятиях. Посмотрите, как красиво
у нас получилось. На детских праздниках принято играть, давайте
и мы с вами поиграем.
Цель:
развивать познавательные психические процессы (операции мышления, внимания,
памяти).
Инструкция.
Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку
отнести к какому-либо классу (группе). Выясните, какие группы знают дети
(например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья).
Педагог-психолог:
Сейчас вы все встанете в круг, а я буду каждому из вас
бросать мяч. Вы его ловите, бросаете обратно и говорите слово,
которое относится к группе домашних животных (диких животных, деревьев и
т. д.). Слово назвать нужно как можно быстрее. Кто долго не сможет назвать
слово или назовет его неправильно, выбывает из игры.
Цель:
установить дружеские отношения в коллективе.
Инструкция.
Предложите всем встать в круг. Сообщите, что наступило время дарить
и получать подарки.
Педагог-психолог:
Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите
подарить на день рождения нашей группе. Жестами покажите, что это
за подарок. Когда другие угадают, что вы загадали, предайте мяч
следующему участнику.
Цели:
развивать социальные и коммуникативные умения, создать благоприятный
психологический климат.
Инструкция.
Дети делятся на пары. Участники каждой пары придумывают и показывают
мостик при помощи рук, ног и туловища. Затем дети делятся по трое или
четверо и также пробуют построить мостик. В конце все дети берутся
за руки, образуют круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост
дружбы».
Прочитайте
первоклассникам коррекционную сказку «Создание Лесной школы» М.А. Панфиловой.
Проанализируйте сюжет и поведение героев.
Педагог-психолог:
(тихим, таинственным голосом) Встаньте в круг и возьмитесь
за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как
оно дышит! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг
назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2
шага назад. Так не только дышит животное, но и бьется его
большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.
Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Цели:
познакомить с позицией школьника, правилами поведения на уроке
и перемене, научить принимать требования учителя (личностные УУД);
развивать общеучебные, логические действия,
а также действия постановки и решения проблем (познавательные УУД).
Материалы:
набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст
сказки «Школьные правила».
Смотрите описание
в первом занятии первого раздела.
Цели:
создать мотивацию на совместную работу, формировать атмосферу доверия
и взаимопонимания, активизировать деятельность.
Инструкция.
Дети сидят в круге на стульчиках. Один стульчик свободен. Первый
участник пересаживается на него со словами: «А я еду».
Сосед пересаживается на стул со словами: «А я рядом». Следующий — пересаживается со словами:
«А я заяц». Следующий —
со словами: «А я (и называет по имени любого
участника, за исключением тех, кто сидит сразу справа и слева).
Названный ребенок пересаживается. Тот, у кого справа оказывается свободный
стул, начинает следующий заход.
Цель:
познакомить с правилами поведения на уроке и перемене.
Педагог-психолог:
вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. Как
школьники ведут себя на уроках и переменах? Сейчас я брошу мяч
одному из вас и назову действие, а вы отвечайте, когда это
делают школьники — на уроке или на перемене.
Читать |
Отвечать на вопросы учителя |
Цели:
развивать познавательные психические процессы, формировать положительное
отношение к школе.
Инструкция.
Предложите детям создать из геометрических фигур аппликацию «Школа».
Педагог-психолог:
Мы с вами отправляемся в сказочную страну, которую вы создали
в аппликации. А передвигаться мы будем на паровозике.
Инструкция.
Дети расходятся по классу. Выберите водящего: он будет паровозиком.
Его задача — под музыку пройти по классу и собрать «пассажиров»
со всех станций. По дороге ему встречаются разные дорожные знаки.
Цели:
помочь осознать новые требования, сформировать внутреннюю потребность
в их исполнении.
Педагог-психолог:
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они
нужны? Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения
на дороге. Если не обращать на них внимания — быть беде.
А что такое правило? (Ответ детей: правило — это значит делать
правильно.) А зачем нам правила? Может быть, мы и без них
обойдемся? (Ответ детей: неприятности мешают жить, поэтому появились
правила, чтобы знать, как со всеми дружить.)
Как вы думаете,
а в школе есть правила? Чего нельзя делать на уроке? А как
надо вести себя на перемене? Чтобы не забыть правила, нам нужны свои
знаки.
№ 1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом,
иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем
классе будет висеть вот такой знак.
№ 2. Мы уже знаем с вами, что, когда все кричат
с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать
с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№ 3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда
учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места
подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№ 4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или
ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать,
пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№ 5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны
быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Мы прибыли на конечную станцию.
Прочитайте
первоклассникам коррекционную сказку «Школьные правила» М.А. Панфиловой.
Совместно с детьми проведите анализ сюжета и поведения героев.
Смотрите описание
в первом занятии.
Цели:
познакомить с понятием «эмоции», научить распознавать, описывать эмоции
свои и других людей, развивать мыслительные операции (познавательные УУД);
совершенствовать навыки общения, учить понимать друг друга (коммуникативные
УУД).
Материалы:
пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства.
Эмоции», маски животных, набор «Цвет настроения».
Смотрите описание
в первом занятии первого раздела.
Цели:
развивать мыслительные операции, научить быстро
отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего
с первого раза.
Инструкция.
Бросайте мяч кому-нибудь из детей и называйте слово. Ребенок, который
поймал мяч, называет его противоположное значение.
Педагог-психолог:
Наше занятие называется «Мои эмоции».
Сегодня мы будем
говорить об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать
их и выражать с помощью мимики, жестов и слов. Слушайте
внимательно и правильно выполняйте задания.
Скажите, что
обозначают слова «радость», «злость», «грусть»? Правильно, это эмоции.
А вспомнить эмоции нам поможет волшебный экран.
Цели: закрепить понятия, которые обозначают
эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
Педагог-психолог:
Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики. Они познакомят нас
с эмоциями. Скажите мне, какой первый гномик? (Ответ детей: радостный.)
А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза?
Что происходит с его губами?
А какой второй
гном? (Ответ детей: злой.) Правильно, давайте опишем его лицо. Какие
у него глаза, рот, зубы? (Далее дети описывают эмоции страха
и грусти.)
Мы научились узнавать
такие эмоции, как радость, страх, злость, грусть. Чтобы лучше
их запомнить, поиграем в игру «Собери эмоцию».
Цель:
развивать навыки межличностного общения, умение определять эмоциональное
состояние.
Инструкция.
Разделите каждую рожицу с эмоциями на две части и раздайте детям
по половинке. Участники свободно передвигаются под музыку. Как только
музыка останавливается, они находят среди ребят себе пару так, чтобы половинки
образовали целую картинку.
Цель:
формировать представления детей об эмоциональных состояниях (удивление,
любопытство).
Педагог-психолог:
Сегодня мы познакомимся еще с двумя эмоциями: удивление
и любопытство. Посмотрите, пожалуйста, на экран. К нам выбежал
еще один гном (рисунок на экране). Как вы думаете, какой он?
Что он делает? Правильно, этот гном удивляется. Птичка пролетит, облако
проплывет, распустится красивый цветок — все вызывает у гномика
удивление.
Давайте внимательно
рассмотрим гномика. Какие у него брови? Правильно, они подняты вверх,
глаза широко раскрыты, губы растянуты и похожи на букву «О».
Удивление можно сравнить с легким прикосновением. Давайте передадим
прикосновение по кругу.
У вас замечательно
получилось! А сейчас соберем из карточек удивленное лицо. Сравните
с образцом, который на нашем волшебном экране. У всех так
получилось?
А вот еще гномик.
Какой он? Да, он любопытный. Видите, какие у него глазки? Они смотрят
пристально, рот полуоткрыт. Давайте соберем из карточек любопытное лицо.
Давайте вспомним случаи, когда мы испытывали любопытство. (Интересный
рассказ, картинка, мультфильм). А скажите, удивление
и любопытство похожи? А чем они отличаются?
(Удивление мимолетно, а любопытство связано с интересом
и более продолжительно).
Цель:
совершенствовать навыки практического владения выразительными движениями
(мимикой, пантомимикой) — средствами человеческого общения.
Инструкция.
Дети пробуют с помощью слов, мимики и жестов выразить различные
эмоции. Для этого они разыгрывают сказку «Теремок». В сказке
все персонажи разные: мышка — грустная, лягушка — веселая, зайка всех
боится, лиса — любопытная, волк — злой, медведь — удивленный.
В конце сказки мишка не ломает теремок, а просит зверей:
«Пустите меня в теремок». И звери его пускают.
Инструкция.
Сообщите детям, что в классе распустился красивый цветок (бумажный цветок
с отрывающимися лепестками). Цветок не простой — на его
лепестках что-то написано. Каждый по очереди отрывает по одному
лепестку, читает предложение и заканчивает его.
Мне радостно, когда…
Маме грустно, когда…
Учительница удивляется, когда…
Ребенок злится, когда…
Малышу страшно, когда…
Мне любопытно, когда…
Цели:
снять эмоциональное напряжение, помочь преодолеть барьеры невербального
общения, развить групповую сплоченность.
Инструкция.
Предложите детям испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить
всех собравшихся в классе. Дети повторяют слова учителя.
Взяли мы немножко
смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте —
Угощенье получайте!
(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом
и с гостями.)
Педагог-психолог:
Ребята, вам понравилось угощать друг друга? А угощать наших гостей? Кому
было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас,
угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить
радость?
Цель:
развивать умение определять свое эмоциональное состояние.
Инструкция.
Предложите выбрать для себя цветок. Кому сейчас радостно, должен выбрать
красный цветок, грустно — фиолетовый цветок, кто испытывает
спокойствие — выбирает желтый цветок.
Смотрите описание
в первом занятии первого раздела.
Цели:
познакомить детей с эмоцией страха, научить узнавать эту эмоцию
по схематическому изображению на рисунках; научить передавать
эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов,
пантомимики, художественных средств), развивать мыслительные операции
(познавательные УУД), снять эмоциональное напряжение.
Материалы:
пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства.
Эмоции», карточки с изображением сказочных героев, цветная бумага,
карандаши, краски.
Смотрите описание
в первом занятии первого раздела.
Цель:
развить операции мышления.
Инструкция.
Попросите детей закончить предложения:
Если стол выше стула, то стул… |
(ниже стола) |
Если два больше одного, то один… |
(меньше двух) |
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… |
(вышел позже) |
Если река глубже ручейка, то ручеек… |
(мельче речки) |
Если сестра старше брата, то брат… |
(младше сестры) |
Если правая рука справа, то левая… |
(слева) |
Сегодня
мы знакомимся с эмоцией страха. Беседа по иллюстрации «Петя
и гусь». Инсценировка стихотворения «Испуг».
Цель:
закрепить эмоцию страха.
Инструкция.
Каждый ребенок вытягивает карточку с изображением сказочного героя
и рассказывает про его возможные страхи. Другие угадывают, какому герою
принадлежат эти страхи.
Цель:
научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных
средств.
Педагог-психолог:
Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете
по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг
вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу
летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать
в этой ситуации?
Цель:
снять страх перед агрессией (нападение сказочного существа).
Инструкция.
Дети инсценируют битву со Змеем Горынычем.
В сказочном городе (поставленные по кругу стулья) живут царевич,
царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит
на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр
красит и др.) Стражники обходят город. Вдруг налетает Змей Горыныч.
Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит
в свою пещеру. Змей Горыныч встает перед пещерой и никого
не пускает. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый)
показывает, куда Змей Горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться
со Змеем Горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает, берет царевну
за руку и ведет ее в город. Стражники радуются, кричат
«ура», хлопают в ладоши.
Цель:
развивать когнитивные умения и способности.
Инструкция.
Дети выбирают слова, которые начинаются на заданную букву.
Цель:
работа с детскими страхами.
Инструкция.
На изображение страха (рисунок детей «Чего я боюсь»)
наклеить кусочки разноцветной рваной бумаги или поверх рисунка нарисовать
забор, клетку.
Упражнение
«Доброе животное». Смотрите описание в первом занятии первого
раздела
© Материал
из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 11.11.2018