Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №9 Сентябрь 2017

Коррекционная и развивающая работа

Как поддержать первоклассников с низким стартовым уровнем

Ксения Шалагинова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула

Чтобы создать социально-психологические условия для адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем, психолог реализует программу. Какие задания и упражнения в нее включить? Предлагаем готовый тематический план и конспекты занятий программы.

 

Когда ребенок приходит в первый класс, педагог-психолог оценивает его психологическую готовность к школьной жизни. Иногда первоклассник по всем показателям находится в рамках возрастной нормы, а учиться и осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему трудно.

Одной психологической готовности недостаточно, чтобы определить картину будущего обучения ребенка, поскольку она не предоставляет другие показатели. Назовем сумму таких показателей — «стартовый уровень».

Определите причину низкого стартового уровня

Детям с низким стартовым уровнем труднее адаптироваться к школе и обществу, новым условиям и требованиям, чем их сверстникам. Начиная работу с таким ребенком, выявите причину, по которой стартовый уровень упал ниже нормы.

Перед диагностикой понаблюдайте за поведением учащегося: как он выполняет задания, контактирует со сверстниками и заводит друзей. Обратите внимание, как у него формируется целеполагающее поведение.

Оцените активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность достигать учебную задачу, сформированность навыков чтения, письма и математики. Выявите, какие ребенок делает типичные ошибки по основным предметам.

На перемене отметьте эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками.

Побеседуйте с ребенком, спросите у него, как он относится к школе, одноклассникам, учителю, родителям; какой у него круг интересов. Зафиксируйте характеристики эмоционально-волевой сферы, адекватность поведения, контактность, ориентированность на выполнение заданий, критичность.

После наблюдений и беседы проведите диагностику1 сформированности основных психических функций у ребенка. Диагностика поможет определить причины низкого стартового уровня ребенка, составить его социально-психологический портрет, наметить формы и методы помощи.

Организуйте психологическое сопровождение

Чтобы повысить или скорректировать стартовый уровень ребенка, создайте индивидуальную профилактическую или коррекционную программу.

Профилактическая программа включает щадящий режим для ребенка, нагрузку с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других группах.

Коррекционную программу организуйте на основе психокоррекционных воздействий с использованием игротерапии, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Проведите групповые занятия в игровой форме по методикам, которые стимулируют развитие детей в сфере взаимоотношений, познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе позволяет ребенку шире видеть свои возможности. Если создать ситуацию успеха, можно выявить способность ребенка к самоактуализации, уровень усвоения получаемых знаний.

Параллельно с коррекционно-развивающими занятиями консультируйте родителей первоклассников и учителей. Когда завершите программу, повторите консультации.

Причины низкого стартового уровня

1. Плохая подготовка к школе. В начале обучения ребенок должен быть готов учиться по системе, которую предлагает учитель. Для этого с ним нужно заниматься: развивать речь, мышление, память, логику.

2. Трудности в общении. Иногда ребенку сложно общаться со сверстниками и трудно адаптироваться в новом коллективе, если он не посещал детский сад. Проблемы с общением могут перерасти в серьезные комплексы.

3. Неблагополучная семья. Дети из неблагополучных семей испытывают трудности в отношениях со сверстниками и воспитателями.

4. Деформация личностного развития. Тревожные, с низкой самооценкой, агрессивные. У таких детей отмечают деструктивное поведение, упрямство.

5. Ограниченные возможности здоровья. Дети с ОВЗ нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Если результаты диагностики показывают низкий стартовый уровень у учащихся 1-х классов, используйте программу по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем (приложение). Тематический план программы смотрите в таблице.

Цель: создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем в ситуации школьного обучения.

Задачи:

Продолжительность программы: 10 занятий по 40 минут, 1 раз в неделю, в течение трех месяцев.

Скачать тематический план

Тематический план программы

Раздел

Номер и тема занятия

Содержание занятия

Раздел 1. Введение. Знакомство первоклассника с нормами школьной жизни

Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Цветок общения», «Подарки», «Мостик дружбы», «Доброе животное».
Игры: «Мяч», «Кто есть кто? Что есть что?». Чтение сказки «Создание Лесной школы»

Занятие 2. «Школьные правила»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Урок или перемена», «Составь фигуру», «Школьные знаки», «Доброе животное».
Игры: «А я еду», «Паровозик». Чтение сказки «Школьные правила»

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Занятие 3. «Мои эмоции»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Назови эмоцию», «Знакомство с эмоциональными состояниями (удивление, любопытство)», «Закончи предложение», «Пирог эмоций», «Цвет настроения», «Доброе животное».
Игры: «Наоборот», «Собери эмоцию». Разыгрывание этюда «Теремок»

Занятие 4. «Наши страхи»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Страхи сказочных героев», «Поймай слово», «Доброе животное».
Игры: «Логические концовки», «Спрячем страх за забором». Разыгрывание этюда «Змей Горыныч»

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Занятие 5. «Что такое общение»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Подарок другу», «Я рад общаться с тобой», «Подари сердце другу», «Порядок рисования», «Мостик дружбы», «Рисование по точкам», «Испуганный ежик», «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся», «Доброе животное».
Игра «Кряк-квак».
Создание коллажа «Что такое дружба»

Занятие 6. «Волшебные средства взаимопонимания»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Друг к дружке», «Волшебные средства понимания», «Угадай, что в мешочке», «Доброе животное».
Игры: «Дотронься…», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Мы — силачи», «Волшебники».
Разыгрывание этюдов на различные позиции в общении

Раздел 4. Развитие мышления

Занятие 7. «Мышление»

Упражнения: «Угадай вопрос», «Сравни предметы», «Подбери слово»

Раздел 5. Развитие познавательной сферы

Занятие 8. «Познавательная сфера»

Упражнения: «Четвертый лишний», «Назови соседей», «Не пропусти профессию»

Раздел 6. Заключительная часть

Занятие 9. «Дерево дружбы»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Барометр настроения», «Дерево дружбы», «Веселое лицо», «Раскрась ежика», «Настоящий друг», «Комплименты», «Опишите друг друга», «Доброе животное».
Чтение легенды о заколдованном дереве

Занятие 10. Игра-путешествие «Что я знаю про свою школу»

Упражнения: «Хорошее настроение», «Барометр настроения», «Мои одноклассники», «Как найти ученика в школе», «Любимое место в школе», «Доброе животное».
Игра «Мы — разведчики»

Скачать программу

Приложение

Программа по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО ПЕРВОКЛАССНИКА С НОРМАМИ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Занятие 1. «Вводное. С днем рождения, группа!»

Цели: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности; развивать общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем (познавательные УУД); развивать социальную компетентность, научить слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (коммуникативные УУД).

Материалы: цветной лист А4 с надписью: «С Днем рождения, группа!»; разноцветные бумажные лепестки для каждого ребенка; магнитофон; аудиозаписи детских песен; цветной мяч.

Ход занятия

1. Вступление. Ритуал приветствия

Поприветствуйте первоклассников и поздравьте с днем рождения новый коллектив.

Упражнение «Хорошее настроение»

Инструкция. Встаньте в круг вместе с детьми. Запустите «хорошее настроение» по кругу, передав его соседу справа, через пожатие руки.

Разминка. Игра «Мяч»

Цели: познакомить детей друг с другом, создать положительную мотивацию на работу в группе.

Педагог-психолог: В этой игре с помощью мяча мы будем знакомиться. Встаньте в круг. Кто-нибудь возьмите в руки мяч. Передайте мяч соседу слева, посмотрите ему в глаза и громко скажите свое имя. Пустите мяч по кругу, пока каждый не представится. Молодцы! Теперь бросайте мяч любому из тех, кто стоит в круге, и называйте при этом его имя. Если вы назовете имя неправильно, то должны будете назвать все имена участников игры по кругу, начиная с себя, и далее по часовой стрелке.

2. Основная часть

Упражнение «Цветок общения»

Цели: создать благоприятный психологический климат, атмосферу сотрудничества, сплотить коллектив.

Инструкция. Напомните участникам о том, что сегодня день рождения их коллектива. На день рождения положено дарить поздравительные открытки. Предложите всем вместе сделать такую открытку и назвать ее «Цветок общения». Дети наклеивают свои лепестки на заготовку формата А4.

Сообщите, что клей, который вы нанесли на заготовку, не обычный, а «волшебный». Лепесток приклеится только в том случае, если ребенок скажет, что необходимо делать, чтобы рос цветок общения красивым и здоровым.

(Дети говорят, что для того, чтобы цветок общения рос красивым и здоровым, необходимо: подружиться, весело играть, не жадничать, помогать друг другу, нельзя обижать друг друга, быть вежливым.)

Педагог-психолог: Мы сейчас с вами выполнили первое совместное дело и рассказали о том, чему будем учиться на наших занятиях. Посмотрите, как красиво у нас получилось. На детских праздниках принято играть, давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

Цель: развивать познавательные психические процессы (операции мышления, внимания, памяти).

Инструкция. Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу (группе). Выясните, какие группы знают дети (например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья).

Педагог-психолог: Сейчас вы все встанете в круг, а я буду каждому из вас бросать мяч. Вы его ловите, бросаете обратно и говорите слово, которое относится к группе домашних животных (диких животных, деревьев и т. д.). Слово назвать нужно как можно быстрее. Кто долго не сможет назвать слово или назовет его неправильно, выбывает из игры.

Упражнение «Подарки»

Цель: установить дружеские отношения в коллективе.

Инструкция. Предложите всем встать в круг. Сообщите, что наступило время дарить и получать подарки.

Педагог-психолог: Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Жестами покажите, что это за подарок. Когда другие угадают, что вы загадали, предайте мяч следующему участнику.

Упражнение «Мостик дружбы»

Цели: развивать социальные и коммуникативные умения, создать благоприятный психологический климат.

Инструкция. Дети делятся на пары. Участники каждой пары придумывают и показывают мостик при помощи рук, ног и туловища. Затем дети делятся по трое или четверо и также пробуют построить мостик. В конце все дети берутся за руки, образуют круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Чтение сказки «Создание Лесной школы»

Прочитайте первоклассникам коррекционную сказку «Создание Лесной школы» М.А. Панфиловой. Проанализируйте сюжет и поведение героев.

3. Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Доброе животное»

Педагог-психолог: (тихим, таинственным голосом) Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, но и бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Занятие 2. «Школьные правила»

Цели: познакомить с позицией школьника, правилами поведения на уроке и перемене, научить принимать требования учителя (личностные УУД); развивать общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем (познавательные УУД).

Материалы: набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».

Ход занятия

1. Вступление. Ритуал приветствия

Упражнение «Хорошее настроение»

Смотрите описание в первом занятии первого раздела.

Разминка. Игра «А я еду»

Цели: создать мотивацию на совместную работу, формировать атмосферу доверия и взаимопонимания, активизировать деятельность.

Инструкция. Дети сидят в круге на стульчиках. Один стульчик свободен. Первый участник пересаживается на него со словами: «А я еду». Сосед пересаживается на стул со словами: «А я рядом». Следующий — пересаживается со словами: «А я заяц». Следующий — со словами: «А я (и называет по имени любого участника, за исключением тех, кто сидит сразу справа и слева). Названный ребенок пересаживается. Тот, у кого справа оказывается свободный стул, начинает следующий заход.

2. Основная часть

Упражнение «Урок или перемена»

Цель: познакомить с правилами поведения на уроке и перемене.

Педагог-психолог: вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены. Как школьники ведут себя на уроках и переменах? Сейчас я брошу мяч одному из вас и назову действие, а вы отвечайте, когда это делают школьники — на уроке или на перемене.

Читать
И
грать
Разговаривать с друзьями
Просить у друга ластик
Писать в тетради

Отвечать на вопросы учителя 
Р
ешать задачки
Готовиться к уроку
Есть яблоко

Упражнение «Составь фигуру»

Цели: развивать познавательные психические процессы, формировать положительное отношение к школе.

Инструкция. Предложите детям создать из геометрических фигур аппликацию «Школа».

Педагог-психолог: Мы с вами отправляемся в сказочную страну, которую вы создали в аппликации. А передвигаться мы будем на паровозике.

Игра «Паровозик»

Инструкция. Дети расходятся по классу. Выберите водящего: он будет паровозиком. Его задача — под музыку пройти по классу и собрать «пассажиров» со всех станций. По дороге ему встречаются разные дорожные знаки.

Упражнение «Школьные знаки»

Цели: помочь осознать новые требования, сформировать внутреннюю потребность в их исполнении.

Педагог-психолог: Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны? Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания — быть беде. А что такое правило? (Ответ детей: правило — это значит делать правильно.) А зачем нам правила? Может быть, мы и без них обойдемся? (Ответ детей: неприятности мешают жить, поэтому появились правила, чтобы знать, как со всеми дружить.)

Как вы думаете, а в школе есть правила? Чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя на перемене? Чтобы не забыть правила, нам нужны свои знаки.

Правила для учеников. Школьные знаки

№ 1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.

№ 2. Мы уже знаем с вами, что, когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.

№ 3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.

№ 4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос? Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.

№ 5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак? Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.

Мы прибыли на конечную станцию.

Чтение сказки «Школьные правила»

Прочитайте первоклассникам коррекционную сказку «Школьные правила» М.А. Панфиловой. Совместно с детьми проведите анализ сюжета и поведения героев.

3. Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Доброе животное»

Смотрите описание в первом занятии.

РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Занятие 3. «Мои эмоции»

Цели: познакомить с понятием «эмоции», научить распознавать, описывать эмоции свои и других людей, развивать мыслительные операции (познавательные УУД); совершенствовать навыки общения, учить понимать друг друга (коммуникативные УУД).

Материалы: пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции», маски животных, набор «Цвет настроения».

Ход занятия

1. Вступление. Ритуал приветствия

Упражнение «Хорошее настроение»

Смотрите описание в первом занятии первого раздела.

Разминка. Игра «Наоборот»

Цели: развивать мыслительные операции, научить быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.

Инструкция. Бросайте мяч кому-нибудь из детей и называйте слово. Ребенок, который поймал мяч, называет его противоположное значение.

2. Основная часть

Педагог-психолог: Наше занятие называется «Мои эмоции».

Сегодня мы будем говорить об эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать их и выражать с помощью мимики, жестов и слов. Слушайте внимательно и правильно выполняйте задания.

Скажите, что обозначают слова «радость», «злость», «грусть»? Правильно, это эмоции. А вспомнить эмоции нам поможет волшебный экран.

Упражнение «Назови эмоцию»

Цели: закрепить понятия, которые обозначают эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).

Педагог-психолог: Сегодня к нам в гости пришли братья-гномики. Они познакомят нас с эмоциями. Скажите мне, какой первый гномик? (Ответ детей: радостный.) А как вы догадались? Какое у него лицо? Какие у него глаза? Что происходит с его губами?

А какой второй гном? (Ответ детей: злой.) Правильно, давайте опишем его лицо. Какие у него глаза, рот, зубы? (Далее дети описывают эмоции страха и грусти.)

Мы научились узнавать такие эмоции, как радость, страх, злость, грусть. Чтобы лучше их запомнить, поиграем в игру «Собери эмоцию».

Игра «Собери эмоцию»

Цель: развивать навыки межличностного общения, умение определять эмоциональное состояние.

Инструкция. Разделите каждую рожицу с эмоциями на две части и раздайте детям по половинке. Участники свободно передвигаются под музыку. Как только музыка останавливается, они находят среди ребят себе пару так, чтобы половинки образовали целую картинку.

Упражнение «Знакомство с эмоциональными состояниями (удивление, любопытство)»

Цель: формировать представления детей об эмоциональных состояниях (удивление, любопытство).

Педагог-психолог: Сегодня мы познакомимся еще с двумя эмоциями: удивление и любопытство. Посмотрите, пожалуйста, на экран. К нам выбежал еще один гном (рисунок на экране). Как вы думаете, какой он? Что он делает? Правильно, этот гном удивляется. Птичка пролетит, облако проплывет, распустится красивый цветок — все вызывает у гномика удивление.

Давайте внимательно рассмотрим гномика. Какие у него брови? Правильно, они подняты вверх, глаза широко раскрыты, губы растянуты и похожи на букву «О». Удивление можно сравнить с легким прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу.

У вас замечательно получилось! А сейчас соберем из карточек удивленное лицо. Сравните с образцом, который на нашем волшебном экране. У всех так получилось?

А вот еще гномик. Какой он? Да, он любопытный. Видите, какие у него глазки? Они смотрят пристально, рот полуоткрыт. Давайте соберем из карточек любопытное лицо. Давайте вспомним случаи, когда мы испытывали любопытство. (Интересный рассказ, картинка, мультфильм). А скажите, удивление и любопытство похожи? А чем они отличаются? (Удивление мимолетно, а любопытство связано с интересом и более продолжительно).

Разыгрывание этюда «Теремок»

Цель: совершенствовать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) — средствами человеческого общения.

Инструкция. Дети пробуют с помощью слов, мимики и жестов выразить различные эмоции. Для этого они разыгрывают сказку «Теремок». В сказке все персонажи разные: мышка — грустная, лягушка — веселая, зайка всех боится, лиса — любопытная, волк — злой, медведь — удивленный. В конце сказки мишка не ломает теремок, а просит зверей: «Пустите меня в теремок». И звери его пускают.

Упражнение «Закончи предложение»

Инструкция. Сообщите детям, что в классе распустился красивый цветок (бумажный цветок с отрывающимися лепестками). Цветок не простой — на его лепестках что-то написано. Каждый по очереди отрывает по одному лепестку, читает предложение и заканчивает его.

Мне радостно, когда…
Маме грустно, когда…
Учительница удивляется, когда…
Ребенок злится, когда…
Малышу страшно, когда…
Мне любопытно, когда…

Упражнение «Пирог эмоций»

Цели: снять эмоциональное напряжение, помочь преодолеть барьеры невербального общения, развить групповую сплоченность.

Инструкция. Предложите детям испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Дети повторяют слова учителя.

Взяли мы немножко смеха,
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И
 гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте —
Угощенье получайте!
(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями.)

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось угощать друг друга? А угощать наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?

Упражнение «Цвет настроения»

Цель: развивать умение определять свое эмоциональное состояние.

Инструкция. Предложите выбрать для себя цветок. Кому сейчас радостно, должен выбрать красный цветок, грустно — фиолетовый цветок, кто испытывает спокойствие — выбирает желтый цветок.

3. Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Доброе животное»

Смотрите описание в первом занятии первого раздела.

Занятие 4. «Наши страхи»

Цели: познакомить детей с эмоцией страха, научить узнавать эту эмоцию по схематическому изображению на рисунках; научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), развивать мыслительные операции (познавательные УУД), снять эмоциональное напряжение.

Материалы: пиктограммы эмоциональных состояний, демонстрационный материал «Чувства. Эмоции», карточки с изображением сказочных героев, цветная бумага, карандаши, краски.

Ход занятия

1. Вступление. Ритуал приветствия

Упражнение «Хорошее настроение»

Смотрите описание в первом занятии первого раздела.

Разминка. Игра на мышление «Логические концовки»

Цель: развить операции мышления.

Инструкция. Попросите детей закончить предложения:

Если стол выше стула, то стул…

(ниже стола)

Если два больше одного, то один…

(меньше двух)

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…

(вышел позже)

Если река глубже ручейка, то ручеек…

(мельче речки)

Если сестра старше брата, то брат…

(младше сестры)

Если правая рука справа, то левая…

(слева)

2. Основная часть

Сегодня мы знакомимся с эмоцией страха. Беседа по иллюстрации «Петя и гусь». Инсценировка стихотворения «Испуг».

Упражнение «Страхи сказочных героев»

Цель: закрепить эмоцию страха.

Инструкция. Каждый ребенок вытягивает карточку с изображением сказочного героя и рассказывает про его возможные страхи. Другие угадывают, какому герою принадлежат эти страхи.

Разыгрывание этюда «Змей Горыныч»

Цель: научить передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств.

Педагог-психолог: Представьте себе, что вы в солнечный летний день гуляете по цветущей лесной поляне (дети гуляют по комнате). Вдруг вы услышали страшный шум и увидели, что прямо к вам по небу летит Змей Горыныч. Покажите свое состояние. Что вы будете делать в этой ситуации?

Игра «Змей Горыныч»

Цель: снять страх перед агрессией (нападение сказочного существа).

Инструкция. Дети инсценируют битву со Змеем Горынычем.

Битва со Змеем Горынычем

В сказочном городе (поставленные по кругу стулья) живут царевич, царевна и ремесленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр красит и др.) Стражники обходят город. Вдруг налетает Змей Горыныч. Он ранит стражников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей Горыныч встает перед пещерой и никого не пускает. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда Змей Горыныч увел царевну. Иван-царевич идет сражаться со Змеем Горынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает, берет царевну за руку и ведет ее в город. Стражники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.

Упражнение «Поймай слово»

Цель: развивать когнитивные умения и способности.

Инструкция. Дети выбирают слова, которые начинаются на заданную букву.

Игра-аппликация «Спрячем страх за забором»

Цель: работа с детскими страхами.

Инструкция. На изображение страха (рисунок детей «Чего я боюсь») наклеить кусочки разноцветной рваной бумаги или поверх рисунка нарисовать забор, клетку.

3. Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Доброе животное». Смотрите описание в первом занятии первого раздела

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 11.11.2018