Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №8 Август 2017

Психологическая диагностика

Методики, которые исследуют стартовый уровень учащихся
1-го класса

Ксения Шалагинова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула

Как понять причины низкого стартового уровня ребенка? Проведите диагностику по пяти методикам. Результаты исследования помогут составить социально-психологический портрет учащегося, определить пути и формы психологической помощи.

 

Что такое стартовый уровень

Первый учебный год в школе – поворотный период, когда меняется обычный строй жизни ребенка, меняется место в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику и здоровье. В этот период необходимо тщательно учитывать все факторы, которые способствуют быстрой адаптации детей к школе или замедляют ее. Важно вовремя помочь ребенку освоить новые правила и требования педагога.

Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но часто бывает так, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться и осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно.

Поэтому одной психологической готовности недостаточно, чтобы определить картину будущего обучения ребенка, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей – «стартовый уровень».

В школе ребенок оказывается в специально организованном для него образовательном пространстве, которое состоит из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но в начале обучения нужно, чтобы ребенок был готов учиться по предложенной учителем системе. Учебные ситуации педагог старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне.

Нужны определенные стартовые умения. Дело не в том, как хорошо ребенок умеет читать или считать. Речь идет о способностях, психологических характеристиках, которые помогут ребенку достичь метапредметных образовательных результатов в конце 1-го класса. Это и есть стартовый уровень. Психологическая готовность и стартовый уровень обоюдно дополняют друг друга и дают возможность видеть общие перспективы обучения.

Диагностическая программа исследования

Чтобы исследовать стартовый уровень детей в 1-м классе, используйте диагностическую программу, которая представлена методиками: ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна), «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Раскрашивание фигур» Н.Я. Чутко, «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой.

Диагностическая программа исследования

Название методики и автор

Цель методики

Исследуемые параметры

Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна)

Определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка, развитие тонкой моторики руки и координацию зрения и движений руки

Уровень интеллектуального развития, уровень психологической готовности к обучению

Методика «Домик»
Н.И. Гуткиной

Диагностировать уровень развития произвольной сферы и на основе этого определить готовность детей к школьному обучению

Уровень произвольного внимания, пространственного восприятия

Методика «Рисование бус»
И.И. Аргинской

Выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности

Уровень сформированности психофизиологических, психических функций мыслительной деятельности

Методика «Раскрашивание фигур» Н.Я. Чутко

Выявить умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию

Уровень интеллектуального развития

Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой

Диагностировать уровень умения осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым

Уровень готовности психологических и психофизиологических функций, которые обеспечивают чтение

Ниже представляем краткое описание методик, которые использованы в диагностической программе.

Какие задания включают методики

Методики можно найти в свободном доступе в Интернете. Расскажем, что учащийся делает на обследовании, какие особенности следует учитывать при диагностике.

Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека, модификация Керна

Тест состоит из трех заданий:

1) нарисовать мужскую фигуру;
2) срисовать письменные буквы;
3) срисовывать группы точек.

Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов обеспечьте одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, которые объединены в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздайте листы бумаги с представленными образцами, как выполнить второе и третье задания. Все три задания выявляют развитие тонкой моторики руки.

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной

Методика состоит из одного задания: срисовать картинку, на которой изображен домик. Некоторые детали домика состоят из элементов прописных букв. Во время выполнения фиксируйте, как ребенок рисует: быстро или медленно, какой рукой, часто смотрит на образец или рисует по памяти, насколько он сосредоточен, как часто отвлекается, задает ли вопросы.

Ребенку дайте лист с «домиком», лист бумаги и карандаш. Попросите нарисовать точно такую картинку, какую он видит на рисунке.

Методика предназначена для детей 5–10 лет, чтобы определить их готовность к школьному обучению.

Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской

Методика состоит из двух частей. В первой части (основной) – ребенок выполняет задание – рисует бусы, во второй части – проходит проверка работы и в случае необходимости ребенок перерисовывает бусы.

Чтобы выполнить задания, ребенку нужно не менее 6 карандашей разных цветов, лист, где проведена кривая, которая изображает нитку. Рисовать следует на этом листе. Задание состоит из того, чтобы на нитке нарисовать пять круглых бусин, в то время как нитка должна проходить через середину бусинок. Средняя бусина обязательно должна быть синей, а остальные – других цветов.

Методика «Раскрашивание фигур» Н.Я. Чутко

Методика представляет собой задание, в котором надо разделить фигуры – треугольники (4 равнобедренных, 3 равносторонних, 3 прямоугольных) на группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры.

Задание ребенку: треугольники каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Фигуры изображены в прямом, перевернутом и зеркальном положениях. Каждый испытуемый должен иметь свой набор разноцветных карандашей.

Методика позволяет выявить, как дети классифицируют наглядный материал по самостоятельно найденному основанию.

Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой

Цель: выявить умение соотносить письменный код со звуковым.

Детям выдайте листы с рисунками животных и схемами их названий. Задание заключается в том, чтобы ребенок при помощи соединительных линий установил соответствие между названием животного и его схемой. Количество кружков равно количеству букв в словах.

Программа по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем

Если результаты диагностики показывают низкий стартовый уровень у учащихся 1-х классов, используйте программу по психологическому сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем.

Цель: создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников с низким стартовым уровнем в ситуации школьного обучения.

Задачи: