Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №8 Август 2017
Ксения Шалагинова, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», педагог-психолог МБОУ «Гимназия № 4», город Тула
Как понять причины низкого стартового уровня ребенка? Проведите диагностику по пяти методикам. Результаты исследования помогут составить социально-психологический портрет учащегося, определить пути и формы психологической помощи.
Первый учебный год
в школе – поворотный период, когда меняется обычный строй жизни
ребенка, меняется место в системе общественных отношений, появляются новые
обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику и здоровье.
В этот период необходимо тщательно учитывать все факторы, которые
способствуют быстрой адаптации детей к школе или замедляют ее. Важно
вовремя помочь ребенку освоить новые правила и требования педагога.
Психологическая
готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем
школьной жизни первоклассника. Но часто бывает так, когда по всем
показателям психологической готовности ребенок находится в рамках
возрастной нормы, а учиться и осваивать учебный материал, общаться
с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно.
Поэтому одной
психологической готовности недостаточно, чтобы определить картину будущего
обучения ребенка, поскольку она не представляет оценки целого ряда
показателей. Назовем сумму таких показателей – «стартовый
уровень».
В школе ребенок
оказывается в специально организованном для него образовательном
пространстве, которое состоит из новых объектов, зрительных образов, видов
деятельности и общения. Но в начале обучения нужно, чтобы
ребенок был готов учиться по предложенной учителем системе. Учебные
ситуации педагог старается выстраивать на основе тех умений
и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы
на первоначальном уровне.
Нужны определенные
стартовые умения. Дело не в том, как хорошо ребенок умеет читать или считать. Речь идет о способностях,
психологических характеристиках, которые помогут ребенку достичь метапредметных образовательных результатов в конце
1-го класса. Это и есть стартовый уровень. Психологическая готовность
и стартовый уровень обоюдно дополняют друг друга и дают возможность
видеть общие перспективы обучения.
Чтобы исследовать
стартовый уровень детей в 1-м классе, используйте диагностическую
программу, которая представлена методиками: ориентировочный тест школьной
зрелости И. Йирасека (модификация Керна), «Домик»
Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Раскрашивание фигур» Н.Я. Чутко, «Чтение схем
слов» Н.В. Нечаевой.
Название
методики и автор |
Цель методики |
Исследуемые
параметры |
Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна) |
Определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребенка, развитие тонкой моторики руки и координацию зрения и движений руки |
Уровень интеллектуального развития, уровень психологической готовности к обучению |
Методика «Домик» |
Диагностировать уровень развития произвольной сферы и на основе этого определить готовность детей к школьному обучению |
Уровень произвольного внимания, пространственного восприятия |
Методика «Рисование бус» |
Выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности |
Уровень сформированности психофизиологических, психических функций мыслительной деятельности |
Методика «Раскрашивание фигур» Н.Я. Чутко |
Выявить умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию |
Уровень интеллектуального развития |
Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой |
Диагностировать уровень умения осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым |
Уровень готовности психологических и психофизиологических функций, которые обеспечивают чтение |
Ниже представляем
краткое описание методик, которые использованы в диагностической
программе.
Методики можно найти
в свободном доступе в Интернете. Расскажем, что учащийся делает
на обследовании, какие особенности следует учитывать при диагностике.
Тест состоит
из трех заданий:
1) нарисовать мужскую
фигуру;
2) срисовать письменные буквы;
3) срисовывать группы точек.
Рисунок мужчины нужно
выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов обеспечьте
одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, которые
объединены в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздайте
листы бумаги с представленными образцами, как выполнить второе
и третье задания. Все три задания выявляют развитие тонкой моторики руки.
Методика состоит
из одного задания: срисовать картинку, на которой изображен домик.
Некоторые детали домика состоят из элементов прописных букв. Во время
выполнения фиксируйте, как ребенок рисует: быстро или медленно, какой рукой,
часто смотрит на образец или рисует по памяти, насколько
он сосредоточен, как часто отвлекается, задает ли вопросы.
Ребенку дайте лист
с «домиком», лист бумаги и карандаш. Попросите нарисовать точно такую
картинку, какую он видит на рисунке.
Методика предназначена
для детей 5–10 лет, чтобы определить их готовность к школьному
обучению.
Методика состоит
из двух частей. В первой части (основной) – ребенок выполняет
задание – рисует бусы, во второй части – проходит проверка
работы и в случае необходимости ребенок перерисовывает бусы.
Чтобы выполнить
задания, ребенку нужно не менее 6 карандашей разных цветов, лист, где
проведена кривая, которая изображает нитку. Рисовать следует на этом
листе. Задание состоит из того, чтобы на нитке нарисовать пять
круглых бусин, в то время как нитка должна проходить через середину
бусинок. Средняя бусина обязательно должна быть синей, а остальные –
других цветов.
Методика представляет
собой задание, в котором надо разделить фигуры – треугольники
(4 равнобедренных, 3 равносторонних, 3
прямоугольных) на группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые
фигуры.
Задание ребенку:
треугольники каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Фигуры изображены
в прямом, перевернутом и зеркальном положениях. Каждый испытуемый
должен иметь свой набор разноцветных карандашей.
Методика позволяет
выявить, как дети классифицируют наглядный материал по самостоятельно
найденному основанию.
Цель:
выявить умение соотносить письменный код со звуковым.
Детям выдайте листы
с рисунками животных и схемами их названий. Задание заключается
в том, чтобы ребенок при помощи соединительных линий установил
соответствие между названием животного и его схемой. Количество кружков
равно количеству букв в словах.
Если результаты
диагностики показывают низкий стартовый уровень у учащихся 1-х классов,
используйте программу по психологическому сопровождению первоклассников
с низким стартовым уровнем.
Цель:
создать социально-психологические условия для успешной адаптации первоклассников
с низким стартовым уровнем в ситуации школьного обучения.
Задачи: