Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №8 Август 2018
Утвержденного на федеральном уровне списка методик для психологической
диагностики школьников нет. Педагоги-психологи подбирают для себя удобные тесты
самостоятельно. В статье – перечень методик, который поможет собрать
свою подборку диагностического материала.
Цель диагностики
психологического развития школьников в начале учебного года –
определить особенности каждого ребенка, которые могут влиять на качество
его обучения. Предлагаем перечень методик, с помощью которых
вы сможете провести диагностику.
В работе
с детьми педагоги должны учитывать не только их возраст,
но и индивидуальные особенности развития. Выявить эти особенности
поможет психологический мониторинг. Расскажем, чем он полезен для
вас, педагогов и руководства.
Польза
для педагога-психолога. Во-первых, на основе полученных данных
мониторинга вы сможете организовать свою работу с детьми по тому
направлению, в котором они действительно нуждаются. Во-вторых, если
вы будете проводить диагностику развития детей ежегодно, то сможете
отслеживать динамику их личностного и интеллектуального развития.
В-третьих, результаты мониторинга подскажут, по каким темам необходимо
проконсультировать родителей и педагогов.
Польза
для педагогов. Результаты психологического мониторинга помогут
учителям оценить эффективность тех методов, которые они используют.
На педсовете покажите результаты в графике и предложите
обсудить, как педагоги совместно с вами могут улучшить показатели. Также
определите с ними причины, по которым у детей может быть
отрицательная динамика.
Польза
для руководства. Психологическая диагностика – не только
проверка возможностей детей, но и контроль работы учителей, психолога
и логопеда. Если руководитель увидит в отчете отрицательную динамику
развития учащихся, то сможет вовремя принять меры. Например, отправит
педагога на курсы повышения квалификации.
Чтобы
не перегрузить школьников исследованиями, нужно планировать
диагностические процедуры в тесном единстве с изучением уровня
качества сформированности универсальных учебных
действий и личностных компетенций. Например, провести стандартизированную
методику исследования навыков чтения Корнева А.Н. и одновременно
диагностировать уровень сформированности навыка
чтения, установить соответствие уровня интеллектуального развития возрастным
нормативам.
Эффективно
построить диагностику на этапе ее планирования можно
во взаимодействии с замдиректора по УВР. Результатом такого
взаимодействия станет совместный комплексный план диагностики
и мониторинга качества образования и развития школьников.
Кликайте на картинки, чтобы увидеть их в полном
размере
|
Методики для проведения психологической диагностики |
|||||
|
|
|
||||
|
|