Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №9 Сентябрь 2017
Елена Брилинг, руководитель социально- психологической службы, педагог-психолог ГБОУ Школа № 1561, Москва
Задача психолога — помочь учащимся, которые окончили начальную школу, безболезненно адаптироваться к новым обстоятельствам основной школы. Для этого в арсенале у специалиста должна быть программа психологической поддержки четвероклассников. В статье предлагаем тематический план программы «Мост».
Чтобы
подготовить учащихся четвертых классов к самостоятельной жизни
в основной школе и снизить их тревожность, реализуйте программу
социально-психологической поддержки «Мост». Работу над программой начинайте
только после письменного согласия родителей тех детей, которые будут участвовать
в программе.
В программу
включите три типа занятий.
Первый
тип — сказки, в которых поднимаются проблемы
сопереживания, беззащитности, дружбы, одиночества, любви, смысла жизни
и др. В таких сказках дети невольно находят отголоски своей жизни.
Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе
со своими страхами и проблемами.
Когда ребенок
анализирует сказочные ситуации, проигрывает и проживает отдельные эпизоды,
придумывает окончания сюжетов, у него появляется возможность понять свои чувства
и эмоции; он учится различать их в себе и других,
узнавать, понимать, как можно управлять своими эмоциями.
Второй
тип — мини-проекты в группах. Учащиеся совместно создают
продукт, который они смогут использовать в дальнейшей школьной жизни:
книга решений сложных ситуаций, кодекс класса, памятки и алгоритмы
поведения, коллажи.
Третий
тип (отдельный модуль) — модификация занятий из программы
М. Битяновой «Развитие проектного мышления». Каждое
занятие третьего типа сочетает элементы традиционного урока с игровыми
и тренинговыми элементами.
В течение всех
уроков учащиеся ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия
и свои размышления. На отдельных листах они выполняют творческие
задания.
Желательный элемент
занятия — лего-конструирование. Работа с конструктором
наглядно показывает, по какому алгоритму ребенок решает учебные задачи
(этапы), которые встречаются в проектной деятельности. Также каждое
занятие включает в себя как минимум одно задание, где дети погружаются
в учебную проблему, обсуждают в группе и вырабатывают общее
решение.
В конце каждого занятия ученики обсуждают, как и в какой форме они могут применить полученные знания в жизни. Третий тип занятий проводите с учащимися 5-х классов. Данный модуль не проводите в сокращенном варианте программы.
– решает все свои школьные проблемы, привлекая родителей;
– очень эмоционально реагирует на сниженную оценку, замечание или
критику;
– часто обращается к учителю начальной школы с жалобами
на учителей или несправедливое к нему отношение;
– имеет подавленное настроение;
– не желает идти в школу
Цели
программы: помочь учащимся 4-х классов перейти в основную
школу, сформировать навыки, которые необходимы для успешной адаптации
в новых образовательных условиях.
Задачи
программы:
Участники:
подгруппы с наполняемостью не более 15 человек. Малая группа
сплачивает, создает атмосферу доверия, все участники проявляют активность. Если
программу ведете с целым классом, то попросите классного руководителя
присутствовать и участвовать на занятиях; учащиеся познакомятся
с ним в неформальной обстановке, а учитель лучше станет понимать
свой класс.
Продолжительность.
Программа состоит из двух частей: первую часть реализуйте во 2-м
полугодии 4-го класса (10 часов), вторую часть — в 1-м полугодии 5-го
класса (24 часа). Одно занятие идет 1 час. Минимальное число занятий — 1
раз в неделю.
Место
проведения: свободное от парт помещение со стульями
по количеству участников. Если работа идет в классе,
то предусмотрите свободное место для игр, разминок и передвижения.
Эффективность
программы оценивайте с помощью диагностических методик: опросник школьной тревожности А. Прихожан (для учащихся
4-го класса), опросник школьной тревожности Филлипса (для учащихся 5-го класса), рисунок
«Я в школе» Р.В. Овчаровой, диагностики
познавательной сферы (групповой интеллектуальный тест). Тематический план
программы «Мост» смотрите в таблице.
Тема |
Количество
занятий |
|
диагностические |
практические |
|
Часть I. Для учащихся 4-х классов. Подготовка к переходу из начальной школы в среднюю |
||
Диагностика эмоциональной сферы (определение уровня школьной тревожности) |
1 |
|
Я будущий пятиклассник: снижение уровня тревожности, повышение психологического комфорта |
|
1 |
Повышение уровня стрессоустойчивости, работа со страхами и негативными эмоциями (обучение 1упражнениям образовательной кинесиологии) |
|
1 |
Мир моих эмоций (работа со сказкой) |
|
2 |
Мир моих переживаний (работа со сказкой) |
|
1 |
Мир моих желаний (работа со сказкой) |
|
1 |
Диагностика когнитивной сферы (определение уровня слуховой памяти, внимания, мышления) |
1 |
|
Работа с конкретными школьными трудностями: мини-проект (создание Книги вопросов и ответов) |
|
1 |
Завершение. Подведение итогов |
|
1 |
Всего |
2 |
8 |
Часть
II. Для учащихся 5-х классов. Сопровождение в процессе адаптации |
||
1-й модуль «Адаптационный тренинг» |
||
Снижение уровня тревожности, повышение психологического комфорта (упражнения образовательной кинесиологии, работа с Книгой вопросов и ответов) |
|
1 |
Адаптационная игра «Действуем сообща» (развитие сплоченности коллектива) |
|
2 |
Планета моего класса: мини-проект (модификация занятия психолога И. Пеньевской) |
|
3 |
Диагностика: особенности мышления и структура интеллекта |
1 |
|
Я и мои цели (работа со сказкой) |
|
1 |
Я и мое время: основы тайм-менеджмента (учимся распределять время) |
|
2 |
Итоговое занятие. Мои ценности в школьной жизни |
|
1 |
Диагностика эмоциональной сферы (определение уровня школьной тревожности) |
1 |
|
Всего за 1-й модуль: 12 часов |
2 |
10 |
2-й модуль «Развитие основ проектного мышления» |
||
Договариваемся и уступаем, решаем проблемы вместе |
|
1 |
Проблемы, похожие на пазл |
|
1 |
«Многослойные» проблемы |
|
1 |
Проблемы, похожие на снежинку |
|
1 |
Проблемы, похожие на притчу о слоне |
|
1 |
Проблемы, похожие на олимпийские кольца |
|
1 |
Распознаем проблемы и учимся находить решение |
|
2 |
Строим Парк (итоговый мини-проект) |
|
2 |
Диагностика универсальных учебных действий |
1 |
|
Итоговое занятие |
|
1 |
Всего за 2-й модуль: 12 часов |
1 |
11 |
Всего за курс 5-го класса: 24 часа |
3 |
21 |
Всего
по курсу программы за 4-5-й классы: 34 часа |
5 |
29 |