Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №9 Сентябрь 2017

Коррекционная и развивающая работа

Какую программу использовать, чтобы ученикам было проще перейти в 5-й класс

Елена Брилинг, руководитель социально- психологической службы, педагог-психолог ГБОУ Школа № 1561, Москва

Задача психолога — помочь учащимся, которые окончили начальную школу, безболезненно адаптироваться к новым обстоятельствам основной школы. Для этого в арсенале у специалиста должна быть программа психологической поддержки четвероклассников. В статье предлагаем тематический план программы «Мост».

 

Чтобы подготовить учащихся четвертых классов к самостоятельной жизни в основной школе и снизить их тревожность, реализуйте программу социально-психологической поддержки «Мост». Работу над программой начинайте только после письменного согласия родителей тех детей, которые будут участвовать в программе.

В программу включите три типа занятий.

Первый тип — сказки, в которых поднимаются проблемы сопереживания, беззащитности, дружбы, одиночества, любви, смысла жизни и др. В таких сказках дети невольно находят отголоски своей жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

Когда ребенок анализирует сказочные ситуации, проигрывает и проживает отдельные эпизоды, придумывает окончания сюжетов, у него появляется возможность понять свои чувства и эмоции; он учится различать их в себе и других, узнавать, понимать, как можно управлять своими эмоциями.

Второй тип — мини-проекты в группах. Учащиеся совместно создают продукт, который они смогут использовать в дальнейшей школьной жизни: книга решений сложных ситуаций, кодекс класса, памятки и алгоритмы поведения, коллажи.

Третий тип (отдельный модуль) — модификация занятий из программы М. Битяновой «Развитие проектного мышления». Каждое занятие третьего типа сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми элементами.

В течение всех уроков учащиеся ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и свои размышления. На отдельных листах они выполняют творческие задания.

Желательный элемент занятия — лего-конструирование. Работа с конструктором наглядно показывает, по какому алгоритму ребенок решает учебные задачи (этапы), которые встречаются в проектной деятельности. Также каждое занятие включает в себя как минимум одно задание, где дети погружаются в учебную проблему, обсуждают в группе и вырабатывают общее решение.

В конце каждого занятия ученики обсуждают, как и в какой форме они могут применить полученные знания в жизни. Третий тип занятий проводите с учащимися 5-х классов. Данный модуль не проводите в сокращенном варианте программы.

Учащийся не адаптировался к средней школе, если…

– решает все свои школьные проблемы, привлекая родителей;

– очень эмоционально реагирует на сниженную оценку, замечание или критику;

– часто обращается к учителю начальной школы с жалобами на учителей или несправедливое к нему отношение;

– имеет подавленное настроение;

– не желает идти в школу

Цели программы: помочь учащимся 4-х классов перейти в основную школу, сформировать навыки, которые необходимы для успешной адаптации в новых образовательных условиях.

Задачи программы:

Участники: подгруппы с наполняемостью не более 15 человек. Малая группа сплачивает, создает атмосферу доверия, все участники проявляют активность. Если программу ведете с целым классом, то попросите классного руководителя присутствовать и участвовать на занятиях; учащиеся познакомятся с ним в неформальной обстановке, а учитель лучше станет понимать свой класс.

Продолжительность. Программа состоит из двух частей: первую часть реализуйте во 2-м полугодии 4-го класса (10 часов), вторую часть — в 1-м полугодии 5-го класса (24 часа). Одно занятие идет 1 час. Минимальное число занятий — 1 раз в неделю.

Место проведения: свободное от парт помещение со стульями по количеству участников. Если работа идет в классе, то предусмотрите свободное место для игр, разминок и передвижения.

Эффективность программы оценивайте с помощью диагностических методик: опросник школьной тревожности А. Прихожан (для учащихся 4-го класса), опросник школьной тревожности Филлипса (для учащихся 5-го класса), рисунок «Я в школе» Р.В. Овчаровой, диагностики познавательной сферы (групповой интеллектуальный тест). Тематический план программы «Мост» смотрите в таблице.

Скачать план программы «Мост»

Тематический план программы «Мост»

Тема

Количество занятий

диагностические

практические

Часть I. Для учащихся 4-х классов. Подготовка к переходу из начальной школы в среднюю

Диагностика эмоциональной сферы (определение уровня школьной тревожности)

1

 

Я будущий пятиклассник: снижение уровня тревожности, повышение психологического комфорта

 

1

Повышение уровня стрессоустойчивости, работа со страхами и негативными эмоциями (обучение 1упражнениям образовательной кинесиологии)

 

1

Мир моих эмоций (работа со сказкой)

 

2

Мир моих переживаний (работа со сказкой)

 

1

Мир моих желаний (работа со сказкой)

 

1

Диагностика когнитивной сферы (определение уровня слуховой памяти, внимания, мышления)

1

 

Работа с конкретными школьными трудностями: мини-проект (создание Книги вопросов и ответов)

 

1

Завершение. Подведение итогов

 

1

Всего

2

8

Часть II. Для учащихся 5-х классов. Сопровождение в процессе адаптации
на новом образовательном уровне

1-й модуль «Адаптационный тренинг»

Снижение уровня тревожности, повышение психологического комфорта (упражнения образовательной кинесиологии, работа с Книгой вопросов и ответов)

 

1

Адаптационная игра «Действуем сообща» (развитие сплоченности коллектива)

 

2

Планета моего класса: мини-проект (модификация занятия психолога И. Пеньевской)

 

3

Диагностика: особенности мышления и структура интеллекта

1

 

Я и мои цели (работа со сказкой)

 

1

Я и мое время: основы тайм-менеджмента (учимся распределять время)

 

2

Итоговое занятие. Мои ценности в школьной жизни

 

1

Диагностика эмоциональной сферы (определение уровня школьной тревожности)

1

 

Всего за 1-й модуль: 12 часов

2

10

2-й модуль «Развитие основ проектного мышления»

Договариваемся и уступаем, решаем проблемы вместе

 

1

Проблемы, похожие на пазл

 

1

«Многослойные» проблемы

 

1

Проблемы, похожие на снежинку

 

1

Проблемы, похожие на притчу о слоне

 

1

Проблемы, похожие на олимпийские кольца

 

1

Распознаем проблемы и учимся находить решение

 

2

Строим Парк (итоговый мини-проект)

 

2

Диагностика универсальных учебных действий

1

 

Итоговое занятие

 

1

Всего за 2-й модуль: 12 часов

1

11

Всего за курс 5-го класса: 24 часа

3

21

Всего по курсу программы за 4-5-й классы: 34 часа

5

29