Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №8 Август 2017

Коррекционная и развивающая работа

Программа «Дети + Родители» гармонизирует детско-родительские отношения с помощью куклотерапии

Оксана Голерова, методист, ГБУ Городской психолого- педагогический центр Департамента образования города Москвы,

Ирина Григолашвили, педагог-психолог ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы

Какие методы в коррекционно-развивающей работе с ребенком с различной степенью отклонений в интеллектуальной, поведенческой сферах вы применяете? Предлагаем одну из программ, в которой расскажем, как в формате детско-родительской группы с помощью арт-методов оказать психологическую помощь в развитии процессов социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Психокоррекционная работа в формате детско-родительской группы – это психологическая коррекция, которая сфокусирована на практических техниках обучения через непосредственное взаимодействие с ребенком. Основной способ реализации занятий – совместное сочинение и проигрывание историй, продуктивное творчество детей и родителей.

Формат детско-родительской группы дает возможность родителям исследовать способы общения и взаимодействия, заботы и поддержки; позволяет лучше понять своего ребенка, взглянуть со стороны на процесс коммуникации с ребенком и сделать его более эффективным.

Основные темы, которые затрагиваются в ходе проведения группы, – ресурсные зоны ребенка; конструктивное общение с родителями; взаимодействие с родителями и сверстниками; процесс сепарации.

На занятиях с родителями обсуждаются вопросы:

Программа имеет гриф «Одобрено Федерацией психологов образования», является лауреатом V всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”» (2012)

Кто выигрывает от такой формы работы? Детско-родительская группа полезна родителям, которые хотят улучшить отношения с детьми и готовы продуктивно общаться. У детей развиваются инициативность, повышается самооценка, уровень развития коммуникативной компетенции, умение действовать самостоятельно в различных жизненных ситуациях.

Для педагогов такая форма работы – это дополнительный ресурс для развития ребенка и его интеграции в образовательное пространство, развития детского коллектива и детско-родительского сообщества.

Как это работает? Совместная продуктивная творческая деятельность (например, изготовление флористической композиции или сказочной куклы-марионетки) и совместное проигрывание придуманной истории позволяет организовать детско-родительский диалог, почувствовать границы заботы родителя и самостоятельности ребенка.

Когда участники группы совместно придумывают и разыгрывают истории, они расширяют свой ролевой репертуар социального взаимодействия, прорабатывают различные конфликтные ситуации, которые возникают в процессе детско-родительского взаимодействия, повышают уровень доверия друг к другу и осваивают новые модели конструктивного взаимодействия.

Цель: психолого-педагогическая помощь в развитии процессов социализации и адаптации детей, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и их родителей с помощью арт-методов.

Задачи:

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 8–12 лет для детей с ОВЗ, 7–8 лет для детей с нормативным развитием.

Диагностические методики: тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); анкета «Ребенок глазами родителей» (О.М. Щедринская); методика «Опросник родительских установок (PARI)» (Е.С. Шефер, Р.К. Белл).

Помещение для проведения занятий: игровой зал, кабинет, учебный класс или другое помещение, где можно мобильно переставлять столы и организовывать свободное пространство.

Материалы. Для создания кукол приготовьте: перчатки, картон, носки, эластичные чулки, вату, нитки (простые и мулине), иголки (тонкие и большие), губки (мочалки), пуговицы, бусины, коробочки от киндер-сюрприза, куски ткани размерами: 70 × 70 см и 50 × 50 см, кусочки кожи и меха, клей.

Для создания коллажей необходимы: ватман (4 листа), склеенный вместе, или обои, листы формата А3 на каждого участника, журналы с красочными картинками, старые детские книги, ножницы, клей, ручки, фломастеры, цветная бумага.

Для оценки эффективности программы используются:

Структура занятия:

1. Вводная часть. Педагог-психолог проводит игровые и тренинговые упражнения, чтобы настроить участников на совместную работу. Родители вместе с детьми готовят материалы для создания куклы и организуют рабочее место.

На следующем занятии, когда куклы уже готовы, участники группы в вводной части урока обсуждают сценарий истории, которую они будут разыгрывать.

2. Основная часть. Родители вместе с детьми изготавливают куклу. Психолог рассказывает, в какой последовательности собирается кукла, и показывает, как это делается. В остальном участники свободно самовыражаются в процессе совместной продуктивной деятельности.

Перед тем как участники будут разыгрывать историю, педагог-психолог проговаривает, что в истории должна соблюдаться сюжетная линия. В рамках придуманного сюжета участники могут действовать спонтанно.

3. Завершение. Участники группы приводят рабочие места в порядок, прощаются с куклой и убирают ее на место. Психолог подводит итоги занятия. Родители рассказывают об открытиях, которые они сделали, и задают вопросы.

Дети и родители говорят друг другу: «Мне сегодня понравилось, как ты делал …».

Во время занятия психолог проводит динамические паузы и использует психогимнастические методы в зависимости от динамики работы группы, чтобы снизить напряжение и повысить работоспособность.

Сроки реализации: 1 год, 2 занятия 1 раз в две недели, длительность одного занятия 40 минут1.

Учебно-тематический план психокоррекционной работы в формате детско-родительской группы смотрите в таблице.

Скачать план в pdf

Учебно-тематический план программы
Наименование разделов и темКоличество часовВ том числеФорма контроля, форма представления результата
теорияпрактика
Подготовительный этап
«Знакомство и ориентировка». Первичное диагностическое обследование. Инструктаж по технике безопасности11Анкетирование родителей по методике «Ребенок глазами родителей»
«Родительское собрание»11Диагностическая методика «Опросник родительских установок» (PARI)
Всего по разделу22
Основной этап. Модуль «Дети Родители»
Создавать вместе – это просто20,41,6Диагностическая методика «Семейная социограмма». Создание продукта совместного творчества (пальчиковой куклы)
Наша первая история20,41,6Наблюдение. Создание совместной истории и ее разыгрывание
Кукла, которая умеет говорить2Наблюдение. Создание продукта совместного творчества (кукла на руку). Создание совместной истории и ее разыгрывание
Образ «Я» (какой Я)20,41,6Наблюдение. Создание части продукта совместного творчества (голова куклы-марионетки)
Образ «Я»: границы (Я и мир)20,41,6Наблюдение. Создание части продукта совместного творчества (туловище куклы-марионетки)
Образ «Я»: поиск ресурсов (Я и будущее)20,41,6Наблюдение. Создание части продукта совместного творчества (украшение куклы-марионетки)
День рождения куклы20,41,6Наблюдение. Обучение управлению куклой-марионеткой. Создание и разыгрывание индивидуальных историй
Волшебная история20,41,6Наблюдение. Создание и разыгрывание совместной истории в группе
Всего по разделу166,49,6
Основной этап. Модуль «Дети»
Кукла для родителя20,41,6Наблюдение. Создание продукта совместного творчества. Создание и разыгрывание совместной истории
Сказочная кукла60,41,6Наблюдение. Создание продукта совместного творчества (сказочного персонажа). Создание и разыгрывание совместной истории
Я и другие20,41,6Наблюдение. Создание совместной истории со сложным сюжетом и ее разыгрывание
Я и мир20,41,6Наблюдение. Создание и разыгрывание совместной истории с элементами спонтанной игры
Всего по разделу124,87,2
Заключительный этап
Детский коллаж «Город кукол»20,41,6Наблюдение. Создание продукта совместного творчества (коллаж «Город кукол»)
Итоговое родительское собрание. Итоговое диагностическое обследование и оценка эффективности программы111Анкетирование родителей по методике «Ребенок глазами родителей». Отзывы родителей в свободной форме
Итоговое занятие. Детско-родительский коллаж «Образ будущего»20,41,6Создание совместного творческого продукта (коллаж «Образ будущего»). Отзывы детей в свободной форме
Всего по разделу51,83,2
ИТОГО351520

Как изготовить куклу

Все куклы изготавливают из подручных материалов. Чтобы сделать пальчиковую куклу, отрежьте один из пальцев от старой перчатки – это туловище куклы. Последовательно прикрепите к нему глаза, нос, рот и другие элементы по желанию.

Этапы изготовления пальчиковой куклы:

Пример готовых пальчиковых кукол

Чтобы изготовить куклу на руку приготовьте носок и твердый картон. Из картона вырежьте овал и пришейте внутрь носка от мыска до пятки с изнаночной стороны. С лицевой стороны прикрепите глаза-пуговицы, нос и другие элементы.

Этапы изготовления куклы на руку:

Пример готовых кукол на руку

Изготовить куклу-марионетку сложнее. Для такой куклы понадобятся:

Начало изготовления куклы-марионетки

Чтобы управлять марионеткой, прикрепите две нитки прочной структуры разной длины (одна короче – для головы, другая длиннее – для рук – 50–70 см); пришейте к голове с двух сторон в области виска, к рукам привяжите; нитки регулируйте по длине для каждого ребенка и взрослого с учетом удобства управления ею.

Обучите, как управлять марионеткой: сказать «да», «нет», поздороваться с соседом, покивать головой, поклониться и т. п.

Этапы изготовления куклы-марионетки:

Пример готовых кукол-марионеток

Какие методы психокоррекционной работы применяются

При психокоррекционной работе в формате детско-родительской группы используйте методы арт-терапии, сказкотерапии, групповой работы и элементы психодрамы.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Копинг-поведение (от англ. coping – совладение) – готовность человека решать жизненные проблемы. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.

Арт-методы. В детско-родительской группе каждый участник изготавливает самостоятельно куклу и разыгрывает сказочную историю. Групповая работа такого формата имеет развивающий и психотерапевтический эффект.

Когда ребенок создает куклу, у него развиваются: самостоятельность и инициативность, коммуникативная компетенция, воображение, способность к концентрации внимания и самоконтролю, речь, мелкая моторика. Сочинение совместной истории актуализирует внутренние потребности участников и способы преодоления сложных жизненных ситуаций, что расширяет ролевой репертуар и копинг-поведение.

Совместное творчество создает эмоциональную атмосферу, где каждый имеет возможность к творческому самовыражению в психологически безопасной обстановке.

Когда дети разыгрывают истории с куклой, педагог устанавливает границы роли и делает структурирующие предложения, которые открывают детям новые модели конструктивного общения и взаимодействия. Также педагог помогает детям адекватно реагировать на роли других детей и их исполнение.

Сказкотерапия позволяет актуализировать и осознать существующие у человека проблемы, а также найти различные варианты, чтобы их преодолеть. Сказкотерапия может быть представлена в разных вариантах: рассказ, анализ, сочинение, рисунок, ролевое проигрывание, разыгрывание истории с помощью готовых игрушек или изготовленных собственноручно кукол и пр.

Методы групповой работы. Опыт работы с группами, в т. ч. с детьми с ОВЗ, показывает эффективность использования тренинговых технологий в комплексной коррекционной работе. В данной программе используются метод дискуссии и психогимнастика. Психогимнастика позволяет: создать педагогу благоприятный психологический климат в процессе проведения группы, настроить группу на работу, снять эмоциональное напряжение, организовать смену деятельности. Метод дискуссии используется при работе с родителями: организуется тематическая дискуссия в процессе изготовления кукол или при обсуждении сценария будущей совместной истории.

Элементы психодрамы. Участники групповой работы активно проживают и проигрывают конфликты в совместной игре, примеряют новые роли, проверяют границы допустимого, пробуждают и развивают спонтанность и творчество, развивают коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, преодолевают эгоцентризм в процессе социализации.

Чтобы усилить символическое развитие событий во время проигрывания придуманной истории, используйте психодраматические техники:

1. Провокация – психолог своим поведением, собственной игровой активностью провоцирует детей на игру, проявляет спонтанность, креативность. Мимика, жесты, голос психолога должны быть яркими, но оставаться на позиции взрослого.

2. Дублирование – дублируя поведение ребенка, психолог может одобрять, воодушевлять его или предлагать альтернативные варианты поведения.

3. Интервенция путем интерпретации- психолог интерпретирует поведение ребенка или всей группы в игре на символическом уровне. Интерпретации должны соответствовать языку и уровню эмоционального и когнитивного развития ребенка. Результат интерпретации можно распознать по развитию игры.

Кто участвует в программе

e.psihologsh.ru

Читайте статью О.В. Лытневой «Как решить проблемы межличностного общения между родителями и детьми младшего школьного возраста» в № 10, 2016.

Дети и родители – добровольно принимают участие в занятиях, выполняют задания, предложенные в группе.

Классный руководитель – помогает организовать и подготовить занятие, информирует родителей, мотивирует их на участие в программе, наблюдает динамику, участвует в консилиумах по вопросам изменения и дополнения программы, соблюдает принцип конфиденциальности (если программа реализуется на базе школы).

Педагоги-психологи – подготавливают и проводят занятия с детьми и родителями, готовят психодиагностический материал, отслеживают динамику групповых процессов, осуществляют индивидуально-ориентированный подход на занятиях, оказывают психолого-педагогическую помощь детям и родителям в процессе развития адаптации и социализации, соблюдают этический кодекс психолога.


1 СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, 2.4.2.2821–10. >> Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)