Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №8 Август 2017
Наталья Кошкина, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 2116 “Зябликово”», город Москва,
Елена Балабанова, педагог-психолог, эксперт журнала
Учащиеся пришли в 5-й класс. Им тяжело включиться в работу после длительного отдыха. Трудности еще в том, что они перешли на новый уровень образования. Как помочь пятиклассникам адаптироваться к новым условиям и мотивировать их на обучение? Одно из решений – объединить усилия с учителем-предметником. Пример взаимодействия с учителем русского языка и литературы – в материале.
Учащимся 5-го класса в начале учебного года
трудно начать учиться. Новые предметы, разные учителя, необходимость переходить
из кабинета в кабинет, новый детский коллектив и классный
руководитель – нужно время, чтобы пятиклассники смогли привыкнуть
к другим условиям, отличным от тех, что были в начальной школе.
С другой стороны, после летних каникул школьники нуждаются в мотивации
к обучению. У некоторых учащихся изменяется их статус
в классе, для них это актуальнее, чем учеба. Эти вопросы решает
педагог-психолог.
Вы оказываете
психолого-педагогическую помощь учащимся и учителям после уроков.
Но не все школьники могут остаться после уроков, чтобы заниматься
с вами: кто-то ходит на кружки, в спортивные секции, кто-то
далеко живет. Поэтому предложите учителю на уроках использовать приемы,
которые помогут решить предметные, развивающие, воспитательные
и психологические задачи. Например, игровые задания, упражнения на развитие
интеллекта и творчества, «мозговой штурм», объединяйте учащихся
в разные по составу группы, в том числе в зависимости
от их индивидуальных особенностей.
Приводим пример
взаимодействия педагога-психолога и учителя русского языка
и литературы: план-конспект урока русского языка в 5-м классе
приведен в приложении 1, план-конспект урока
литературы приведен в приложении 2. Эти уроки идут
друг за другом. По аналогии можно разработать уроки для учащихся
6-9-х классов, в том числе и по другим предметам.
Цель:
мотивировать учащихся на изучение предмета, сплотить коллектив.
Задачи:
1)
предметные – повторить правила написания безударной
гласной, сомнительной и непроизносимой согласной в корне
слова, разделительного мягкого знака и мягкого знака после шипящих;
2)
развивающие – развить речь; сформировать навыки создания
связного письменного и устного текста, выразительного чтения; научить
искать информацию и обмениваться ею в группах и между
группами;
3)
психологические – через совместную деятельность мотивировать
учащихся на изучение предмета, сплотить ученический коллектив; дать
возможность каждому школьнику проявить себя независимо от индивидуальных
психологических особенностей; выявить лидеров; научить справляться
с тревогой во время публичных выступлений; снять барьеры общения.
Материалы
к уроку: «ларец» для игры (красиво оформленная коробка); листы
10 × 10 см – по количеству учащихся в классе; листы формата А3,
А4; конверты (4 штуки).
Примерное
время– 2–3 минуты.
Примерное
время – 10 минут.
Задание
учащимся: записать на листе бумаги самое яркое впечатление
о лете. Время – 3–4 минуты. Учащиеся лист не подписывают
и кладут в «ларец». После этого они делятся на 3–4 команды
(в зависимости от количества учащихся в классе). Каждая группа
получает равное количество листов с воспоминаниями, которые надо
предварительно перемешать в «ларце». За 5 минут команды должны
написать совместный рассказ с воспоминаниями, можно шуточный, например как
в мультфильме «Каникулы в Простоквашино».
Далее в течение
30 секунд команды выбирают участников, которые представят результаты работы.
После того как они зачитают рассказы, педагог выбирает от каждой команды
двух экспертов. Их задача – проверить тексты на наличие
орфографических и пунктуационных ошибок.
Примечание.
Работы можно сфотографировать и вывести на проектор, чтобы ошибки
были видны всем. В результате все учащиеся выступают экспертами. Педагог
мягко корректирует ошибки, которые учащиеся не заметили.
Примерное
время – 17 минут.
Задание
командам: подобрать за 5 минут подходящие пословицы
к игре «Ларец приятных воспоминаний», записать пословицы на отдельных
листах, разрезать на две части и сложить в конверт. Далее
команды обмениваются конвертами. Учитель контролирует количество пословиц, при
необходимости добавляет варианты. Если команды не смогли подобрать
достаточное количество вариантов, педагог раздает им заранее
подготовленные разрезанные пословицы.
Далее одна половина
команды «собирает» пословицы и выделяет в них известные орфограммы.
Время – 5 минут.
Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Друзья большие, что братья родные.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Сам пропадай, а товарища выручай.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Другая половина
команды – получает карточки со словарными словами, в которых
пропущены орфограммы:
алфавит, |
пенал, |
Задача – вставить
пропущенные буквы и сочинить стихи с этими словами, например:
Гражданин читал газету
И при этом ел конфету.
После того как
пятиклассники выполнят все задания, учитель объединяет их в две
группы: 1) учащиеся, которые собирали пословицы; 2) учащиеся, которые сочиняли
стихи. Первая группа представляет все пословицы и объясняет все
орфограммы. Вторая – редактирует стихотворения, выбирает лучшие
и оформляет их на планшете или листе бумаги.
Примерное
время – 10 минут.
Задание
учащимся: оформить результаты работы на листе бумаги формата А3
в свободной форме.
Примерное
время – 5 минут.
Вопросы
для обсуждения и самоанализа:
Примечание.
Если останется время, можно предложить учащимся нарисовать свое настроение
после урока.
Задачи:
1)
предметные – повторить теоретические знания за курс
начальной школы по литературному чтению; познакомить с новыми жанрами
фольклора, с понятиями «образные средства выразительности»
и «эпитет»;
2)
развивающие – развивать речь; научить создавать связный
письменный и устный текст, сформировать навык выразительного чтения;
научить искать информацию и обмениваться ею в группах
и между группами; научить работать в коллективе, распределять роли;
3)
психологические – тренировать ораторские навыки; снизить
чувство тревоги при выступлении; снять барьеры общения.
Материалы
к уроку: презентация; листы бумаги формата А3, А4; анкеты для учащихся.
Примерное
время – 2–3 минуты.
Примерное
время – 5 минут.
Педагог-психолог:
Ребята, трудно ли было высказывать свое мнение в группах?..
А выступать перед всем классом?.. Что надо уметь, чтобы к нам
прислушивались?..
Здесь важно обсудить
с учащимися необходимость работы над собственной речью, манерой держаться.
В качестве примера учитель может показать фрагмент из х/ф «Карнавал» (режиссер Т. Лиознова), где героиня И. Муравьевой тренирует дикцию
по Демосфену, а на уроке – предложить учащимся проговорить
скороговорки.
Чтобы каждый школьник
получил возможность проявить себя, учитель организует работу в группах.
Каждый учащийся проговаривает скороговорку. Например:
Выдра в ведро
от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Примечание.
Если учащихся заинтересуют особенности ораторского искусства
и они захотят научиться с легкостью выступать, учитель предлагает
посетить занятия педагога-психолога1.
Примерное время– 5 минут.
Педагог вместе с детьми заполняет схему –
необходимо показать стрелками, что относится к устному народному
творчеству, а что нет, и заполнить пустые рамки. На этом этапе
он знакомит учащихся с новыми жанрами устного народного творчества.
Учащиеся приводят примеры известных им былин, сказок, предлагают загадки.
После этого учитель останавливается на сказках.
Примерное время – 5–7 минут.
Вопросы:
На этом этапе учитель вводит понятия «образность
речи», «эпитет». Вместе с учащимися называет определения: дремучий лес,
могучий дуб, добрый молодец, красная девица – определяет частоту
употребления таких прилагательных в сказках, дает эпитету еще одно
определение – «постоянный».
Примерное время –
10–12 минут на работу в группах, 5 минут
на объединение результата.
Класс разбивается на малые группы по 4–5
человек. Каждая группа получает свой жанр: 1) сказки; 2) былины; 3) загадки; 4)
пословицы и поговорки. Задание – придумать вопросы для викторины.
После работы в группах учащиеся объединяют
результаты, оформляют газету на листе бумаги формата А3, презентуют свою
работу в течение 3–4 минут.
Примечание. Для
газеты необходимо заранее подготовить иллюстрации из сказок, былин
и проч.
В конце урока учитель предлагает учащимся
написать небольшую заметку, статью или отзыв в группах. Педагог формирует
группы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Школьники выделят все положительные стороны первых двух уроков для себя,
посмотрят на свою работу со стороны, проанализируют ее.
Учитель предлагает ученикам алгоритм написания статей,
так как у них еще нет опыта в этом, - использует презентацию.
Содержание слайдов:
Слайд 1. Определите
цель публикации. (В данном случае – честное освещение события.)
Слайд 2. Соберите
исходные данные. В этом вам помогут вопросы:
Слайд 3. Составьте
план статьи. План состоит из тезисов – кратких предложений, которые
выражают суть статьи. Прежде чем переходить к написанию, посмотрите,
раскрывает ли план проблему, достаточно ли он полон, или
в нем чего-то не хватает, какие вопросы могут возникнуть
у читателя.
Слайд 4. Раскройте
каждый пункт плана. Сделайте это максимально подробно, ответьте на все
сопутствующие вопросы в пределах заданного объема. Каждый пункт плана
должен выражать законченную мысль.
Слайд 5. Сделайте
выводы. Обобщите все, о чем вы написали, проследите
причинно-следственные связи еще раз, выделите для читателя основную мысль,
подкрепите ее фактами из статьи.
В помощь учащимся, которые пишут отзыв, учитель
предлагает связным текстом ответить на вопросы:
Если учащиеся не успевают написать статью,
отзыв, они могут дописать их дома или во второй половине дня.
Важно, чтобы потом все работы учитель или
вы опубликовали на своих страницах в Интернете.
Учащиеся заполняют анонимную анкету по итогам
уроков и анализируют проведенную работу.
1 Читайте в ближайших номерах, как организовать занятия
по ораторскому искусству для учащихся. >>Вернуться
в текст