Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», №7 Июль 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Как провести собеседование с будущим первоклассником. Рекомендации и таблица с заданиями

Ольга Пронина, методист информационно-методического отдела МБУ ДО «Центр детского творчества № 1», г. Ульяновск

В статье – рекомендации, которые помогут вам провести собеседование с ребенком в легкой для него и его родителей форме. Для тестирования первоклассников воспользуйтесь готовой таблицей с заданиями.

Собеседование будущих первоклассников с психологом проводят с целью подобрать к каждому учащемуся индивидуальный подход в обучении. Если руководитель попросил вас провести обследование детей, обратите внимание на форму организации беседы.

Пригласите ребенка с родителями на собеседование

Совет
Предлагайте ребенку задания теста как игру. Дошкольник не должен испытывать ощущение, что вы оцениваете его знания

Предложите родителям пройти вместе с детьми обследование индивидуального развития будущих первоклассников. Объясните им, что собеседование необходимо самим детям. Даже если родители откажутся проходить собеседование или дошкольник не справится с заданиями, это не значит, что его не примут в первый класс. Вы можете только порекомендовать родителям не отдавать ребенка в школу в этом году и подождать еще год, но окончательное решение остается за ними. На собеседование ребенок приходит обязательно вместе с одним из родителей. Так будущему первокласснику будет легче справиться с волнением.

Определите на собеседовании уровень
познавательной готовности к школе

Перед началом тестирования расположите ребенка к себе. Побеседуйте с ним, задайте сначала простые вопросы: как его зовут, как зовут маму и папу, сколько ему лет, кем работают родители, в каком городе он живет. Не превращайте беседу в сухой опрос. Постарайтесь проявить реальный интерес к ребенку. Во время беседы включите диктофон, чтобы потом легче было заполнить карту диагностики ребенка. Когда ребенок разговорится, переходите к заданиям из теста. Выучите вопросы наизусть. Так вы сможете при беседе смотреть в глаза первокласснику. Если вы будете отмечать ответы в протоколе при ребенке и его маме, то это может их смущать. Сохраняйте непринужденный характер диалога.



Кликните на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

 Задания для тестирования ребенка
 
 
СКАЧАТЬ
Задания для тестирования>>
 Карта диагностики будущего первоклассника
 
 
СКАЧАТЬ
Образец карты диагностики>>
Шаблон для заполнения>>

СКАЧАТЬ
Ключ>>

Выявите уровень мотивационной готовности ребенка к школе

В первый класс могут привести детей от 6,5 до 8 лет. Уровень мотивационной готовности ребенка восьми лет отличается от готовности шестилетнего. Родители задают ему вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» – и получают ответ: «Очень хочу!». Но это не значит, что он готов сидеть на одном месте весь урок, слушать учителя и выполнять его задания. Поговорите с ребенком о школе. Спросите, знает ли он, чем там занимаются школьники. Попросите его объяснить, почему он хочет или не хочет пойти в первый класс. Ребенка считают мотивационно готовым к школьному обучению, если его привлекает не здание школы и портфель, а возможность получать новые знания. Проведите для будущего первоклассника тестирование по методике Н.А. Степановой «Угадай настроение школьника».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)