Методические рекомендации по реализации программ НО, ОО, СО, СПО и ДО программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных программ

Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г.,
регистрационный № 48226), в целях оказания методической помощи
при реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:
примерная модель реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
рекомендации по реализации программ среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
примерная модель реализации образовательных программ среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
особенности
реализации
учебной
и
производственной
практик
при
реализации
программ
среднего
профессионального
образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
I. Примерная модель реализации образовательных программ
Методические рекомендации - 04

2

начального общего, основного общего, среднего общего образования,
а также дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
3. Образовательная
организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования и (или) по дополнительным
общеобразовательным программам с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий:
3.1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение)
об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе
порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных
консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным
дисциплинам;
3.2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии
с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию
по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
3.3. информирует обучающихся и их родителей о реализации
образовательных программ или их частей с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение),
в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего
контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
3.4. обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме.
4. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы
дистанционного обучения по образовательной программе начального общего,
основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие
письменного заявления родителя(ей) (законного представителя).
5. При реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным программам с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий образовательной организации
рекомендуется
обеспечить
внесение
соответствующих
корректировок
в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция,
онлайн консультация), технических средств обучения.
6. В соответствии с техническими возможностями образовательная
организация организовывает проведение учебных занятий, консультаций,
вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных
электронных образовательных ресурсов (в приложении к настоящим
Методические рекомендации - 04

3

Методическим рекомендациям приводится пример организации урока в режиме
видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп).
7. Педагогическим работникам образовательной организации при реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
а
также
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется
планировать
свою
педагогическую
деятельность
с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для
обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или
аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
8. При реализации образовательных программ начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования,
а
также
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному
уполномоченному
должностному
лицу
образовательной
организации
рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически
присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто
по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие
обучающиеся).
При необходимости допускается интеграция форм обучения, например
очного и электронного обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий.
II. Рекомендации по реализации программ
среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
9. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий допускается использование специально оборудованных помещений,
их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие
и профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны
предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них
формах.

Методические рекомендации - 04

4

10. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая
происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов
образования, в том числе с помощью использования систем видео-конференцсвязи, через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
11. При реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать
на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием
различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
12. Образовательная организация самостоятельно определяет набор
электронных ресурсов и приложений, которые допускаются в образовательном
процессе, а также корректирует расписание занятий с учетом ресурсов,
необходимых для реализации программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
13. В случае временного перевода всех обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям)
образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа
к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке)
для каждого обучающегося.
В период временного перевода на обучение по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы групповые
работы (практикумы, проекты).
14. Образовательная организация самостоятельно определяет требования
к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации
с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием
дистанционных образовательных технологий.
15. Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения,
в частности для управления образовательным процессом и учебными группами,
предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при
реализации программ среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть
использованы цифровые платформы центров опережающей профессиональной
подготовки.
Перечень центров опережающей профессиональной подготовки расположен
по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.
Методические рекомендации - 04

5

16. В случае невозможности применения дистанционных образовательных
технологий и электронного обучения, образовательным организациям,
реализующим
программы
среднего
профессионального
образования,
рекомендуется рассмотреть возможность предоставления каникул – плановых
перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей в
соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным
графиком образовательной организации, с учетом положений статьи 157 Трудового
кодекса Российской Федерации о времени простоя по причинам, не зависящим
от работодателя и работника, либо перевода обучающихся на обучение
по индивидуальным учебным планам.
III. Примерная модель реализации образовательных программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
17. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий:
издает организационный приказ о временном переходе на реализацию
образовательных
программ
с
применением
электронного
обучения
и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми
обстоятельствами;
назначаем ответственного за консультирование педагогических работников и
обучающихся по использованию электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
актуализирует имеющиеся в электронном виде методические материалы
по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для обучающихся, педагогических и административных работников,
ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции
по размещению учебных материалов,
обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений, сбор
письменных
работ
обучающихся,
а
также
организацию
текущей
и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
18. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» инструкцию для обучающихся
и педагогических работников о том, как получить или восстановить логин
Методические рекомендации - 04

6

и пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по
организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах.
19. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров,
онлайн консультирования, коллективного обсуждения и коллективного
проектирования список инструментов виртуальной коммуникации.
20. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий определяет какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы
могут быть реализованы с помощью онлайн курсов, а также какие учебные
дисциплины и междисциплинарные курсы требуют присутствия в строго
определенное время обучающегося перед компьютером, а какие могут осваиваться
в свободном режиме.
21. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих
присутствия в строго определенное время.
22. Образовательная организация, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют
работы с лабораторным и иным оборудованием.
23. Образовательной организации, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий вправе локальным актом определить, какие элементы учебного плана
не
смогут
быть
реализованы
в
текущем
учебном
году
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий и внести соответствующие изменения в основные профессиональные
образовательные программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
24. Образовательной организации, осуществляющая образовательную
деятельность по программам среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
необходимо обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися,
Методические рекомендации - 04

7

а также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических
работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля
и промежуточной аттестации.
IV. Особенности реализации учебной и производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
25. Практика может быть проведена непосредственно в организации,
осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
В указанном случае образовательной организации, осуществляющая
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий рекомендуется обеспечить возможность прохождения
учебной и производственной практик с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения, в том числе скорректировав
график учебного процесса образовательной организации.
26. В случае необходимости образовательная организация вправе внести
изменение в календарный график учебного процесса в части определения сроков
прохождения учебной и производственной практик без ущерба по общему объему
часов, установленных учебным планом образовательной организации.
Изменения, вносимые
в график учебного процесса, утверждаются
локальным
актом
образовательной
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность по программам среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.

Методические рекомендации - 04

Приложение
к Методическим рекомендациям по реализации
образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего
профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий

Пример организации урока в режиме видеоконференцсвязи
с использованием платформы Скайп
Шаг 1. Зайти по ссылке https://www.skype.com/ru/free-conference-call/
Шаг 2. Создать бесплатную уникальную ссылку нажимаем на кнопку «Создать
бесплатное собрание» (рисунок 1):

Рисунок 1.

Шаг 3. Скопировать ссылку на собрание и отправьте ее участникам. Затем
нажмите на кнопку «Позвонить» (рисунок 2):

Рисунок 2.
Методические рекомендации - 04

2

Шаг 4. Нажмите кнопку «Присоединиться как гость» (рисунок 3):

Рисунок 3.

Шаг 5. Ввести свое имя и нажать на кнопку «Присоединиться» (рисунок 4):

Рисунок 4.

Шаг 6. Нажать на кнопку «Позвонить» и начать занятие (рисунок 5).

Рисунок 5.
Методические рекомендации - 04


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».