Рабочая программа воспитания ОО

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основных
образовательных программ, соответствует ФГОС общего образования,
разработана на основании примерной программы воспитания (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №2/20) и направлена на личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы
является приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа
призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию
и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру, описывает
систему форм и способов работы с детьми и включает в себя четыре основных
раздела.
1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2. Раздел «Цель и задачи воспитания».
3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и
внеурочной деятельности, осуществляемой школой совместно с семьей и
другими институтами воспитания.
Рабочая
программа
воспитания
предусматривает
приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
К программе воспитания каждой школой прилагается календарный план
воспитательной работы на текущий учебный год.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что
предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с
изменениями внешней или внутренней среды школы.
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Особенностью организуемого в школе воспитательного процесса является
его построение на содержании деятельности Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной
Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536.
Целями РДШ являются:

содействие в совершенствовании государственной политики в
области воспитания подрастающего поколения;
2


содействие формированию личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей;

создание
условий
для
самопознания,
саморазвития
и
самореализации подрастающего поколения согласно возрастным потребностям и
интересам;

становление гражданской позиции подрастающего поколения путем
коллективного взаимодействия на благо России.
Российское движение школьников строит свою работу на основе принципов
самоуправления, добровольности, равноправия, законности и гласности, что
согласуется с процессом воспитания школы, реализуемом на таких идеях
взаимодействия педагогов и школьников, как:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными
событиями,
общими
позитивными
эмоциями
и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания школы являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их
социальная активность;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
направлений деятельности РДШ, школьных классов, кружков, студий, секций, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами воспитания в школе являются вожатые РДШ и
классные руководители, реализующие по отношению к детям защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
3

конфликтов) функции.
2. Цель и задачи воспитания
В соответствии Концепцией современный национальный воспитательный
идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных
и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной организации – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики
развития личности школьника. В связи с этим важно сочетание усилий педагога
по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.
Этому способствует реализация в воспитательном процессе школы
содержания разновозрастных мероприятий и проектов Российского движения
школьников, которые построены в логике формирования социально значимых
знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности
(таблица 1).
Таблица 1
Виды
Социально
воспитывающей
значимые
деятельности
знания
ПроблемноВсероссийский
ценностное
проект «Классные
общение
встречи»
РДШ,
Всероссийские
проекты
РДШ
«Твой выбор» и
«Блог героя»

Социально
значимые
отношения
Всероссийские
проекты
«Дискуссионный
клуб
РДШ»,
«Командная
лаборатория
«КоЛаб»,
«Контент
на
коленке»,
4

Социально
значимый опыт
Всероссийские
проекты
РДШ
«Академия
гражданина»
и
«Лига решений»

Трудовая
деятельность

Всероссийский
проект
РДШ
«Впорядке»

Социальное
творчество

Всероссийский
конкурс
РДШ
«Добро не уходит
на
каникулы»;
Проект «РДШ –
территория
самоуправления»

Художественное
творчество

Всероссийские
онлайн-квизы
РДШ
по
значимым датам в
сфере культуры

Спортивнооздоровительная
деятельность

Всероссийские
проекты
РДШ
«Веселые старты»
и «Сила РДШ».
Всероссийский
фестиваль РДШ
«Футбол в школе»

Военнопатриотическая
деятельность

Всероссийский
проект
РДШ
«Моя история»,
Всероссийский
конкурс
экскурсий
по
школьным музеям

Всероссийские
акции РДШ в
формате
«Дни
единых действий»
Всероссийский
проект
РДШ
«Клуб экономных
школьников
(КЭШ)»
Всероссийский
конкурс
РДШ
«Добро не уходит
на
каникулы»;
Всероссийский
проект «РДШ –
территория
самоуправления»
Всероссийский
проект
«Творческая
мастерская РДШ»,
онлайн-акции
РДШ по значимым
датам в сфере
культуры
Всероссийский
турнир
по
шахматам
на
кубок
РДШ,
Всероссийский
проект
РДШ
«Здоровое
движение»,
Президентские
спортивные игры,
Президентские
спортивные
состязания
Всероссийские
военноспортивные игры:
«Зарничка» (7-10
лет),
«Зарница»
(11-13)
,
«Орленок» (14-17
5

Всероссийский
проект РДШ «Клуб
экономных
школьников (КЭШ)»
Всероссийский
конкурс
РДШ
«Добро не уходит на
каникулы»;
Всероссийский
проект «РДШ
–
территория
самоуправления»
Всероссийский
проект «Творческая
лаборатория РДШ»

Всероссийский
проект РДШ «Игры
отважных»
(16-17
лет), Президентские
спортивные
игры,
Президентские
спортивные
состязания

Всероссийский
конкурсы
РДШ
«Делай, как я!» и
«Штаб актива ВПН»,
Всероссийский
конкурс уникальных
экскурсионных

«Школьный
музей»

Экологическая
деятельность

Познавательная
деятельность

лет),
Всероссийский
конкурс
краеведческих
презентаций
«Я
познаю Россию»
Всероссийский
Всероссийский
конкурс
конкурс «На старт,
«Экологическая
экоотряд!»
культура»
(командный),
(личный)
Всероссийский
проект «Экобаза»
Всероссийский
Всероссийское
проект РДШ - детское научное
цикл
онлайн- онлайнразговоров
с сообщество «РДШ
настоящими
–
Наука»,
учеными
Всероссийский
«Объясните
проект
РДШ
нормально!»
«Научное
ориентирование»

региональных
маршрутов
«Прогулки
стране»

по

Всероссийские
проекты
РДШ
«Сезоны фенологии»
и «Экотренд»
Всероссийский
«Турнир
трех
ученых»
по
решению
междисциплинарных
кейсов

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных
уровнях общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний
– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из
них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
6

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
8

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет - это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых
дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации,
проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал вожатской деятельности и классного
руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие
разновозрастных и классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности,
реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на
уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6) поддерживать деятельность функционирующего на базе школы
первичного отделения Российского движения школьников;
7) в рамках Всероссийских проектов РДШ организовывать для
школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный
потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками с
использованием содержания Всероссийского проекта РДШ «Профориентация в
цифровую эпоху»;
9) организовать работу школьных медиа согласно Всероссийским
проектам и мероприятиям информационно-медийного направления деятельности
РДШ, реализовывать их воспитательный потенциал;
9

10) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
11) организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3.Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы.
На внешкольном уровне:
 социальные проекты в рамках Всероссийских конкурсов и проектов
РДШ «Добро не уходит на каникулы» и «РДШ – Территория самоуправления» –
ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и
педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего
школу социума.
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс
открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских,
совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы,
касающиеся жизни школы, города, страны.
 проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями
учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих.
10

 участие во Всероссийских акциях, в т.ч., «Днях единых действий» РДШ,
посвященных значимым отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:
 разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых
складывается
особая
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта,
доброго юмора и общей радости.
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы.
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность
детей.
 капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и
школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы
жизни школьников и учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и
неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и
родительского сообществ школы.
 церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
и
воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
 вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
11

младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с
коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и
анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь
в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения в обществе.
 проведение классных часов, в т.ч. с использованием методических
материалов Всероссийского проекта РДШ «Классный час. Перезагрузка» как
часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников,
основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка,
поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
 выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
 изучение особенностей личностного развития учащихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
12

нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами
бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его
классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
 поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
 индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и
неудачи.
 коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
 привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
в иной, отличной от учебной, обстановке;
 привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
 помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
 организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
 привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел
класса;
13

 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
В качестве содержания работы классного руководителя используются
онлайн-курсы Корпоративного университета РДШ https://rdsh.education/:
1. «Интеграция мероприятий РДШ в программы образовательной
организации». Примеры включения мероприятий и проектов РДШ в программы
воспитания и социализации школы, внеурочной деятельности и
дополнительного
образования
с
учетом
психолого-педагогических
особенностей и личностных результатов школьников.
2. «Как поддержать деятельность добровольческого отряда». Курс
Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы» отвечает на вопросы:
как выбрать направление проекта, придумать его идею, оформить и
спланировать проект, сделать его устойчивым, подвести итоги и составить
отчет.
3.«Медиашкола» (Тюменское региональное отделение РДШ). Различать
источники информации, брать интервью и освещать события, делать
фоторепортажи, создавать видео, продвигать сообщество в социальных сетях,
развивая информационно-медийное направление РДШ.
4. «Основы социального проектирования». Курс Всероссийского проекта
«РДШ — Территория самоуправления». Отличать проектную деятельность,
выделять типы проектов, планировать их реализацию, готовить презентации,
анализировать информацию по проекту, выстраивать работу в команде.
Обязательный курс для школьников-членов РДШ!
5. «Совместное лидерство». Узнаете примеры совместного лидерства в
науке, спорте, бизнесе, жизни; протестируете себя на тип роли в команде;
изучите 5 шагов развития в совместном лидерстве. Школьникам - членам РДШ,
претендующим на звание «Активиста» и «Лидера».
6. «Анимация онлайн (Анимируй с РДШ)». Как из сподручных средств
(бумаги, карандашей, ручки, картона, краски и т.д.) с помощью смартфона
сделать настоящий мультфильм.
7. «Формирование гражданской идентичности у обучающихся 4-11
классов». Основные понятия формирования идентичности в разном возрасте.
Каждая тема содержит видеоролик и два варианта сценария проведения
занятия.
8. «Фотостудия РДШ». Как сделать эффектный снимок, используя свет и
отражатели. Изучите выдержку. Познакомитесь с правилом третей в
фотокомпозиции. Попробуете посмотреть на обычные предметы глазами
фотографа.
9.«Экологическое мышление». Уровень бытовых экологических знаний
через квесты «Холодильник», «Кран», «Шкаф», «Мусор», «Кладовая»,
«Рабочий стол», тест-опросник «Какой я?». Концепция 7 R (П).
10. «Российское движение школьников: планирование и организация
работы».
Как создать команду РДШ в своей школе, спланировать ее работу,
реализовать карту социально значимых дел по основным направлениям РДШ.
14

11. «Как создать устойчивый добровольческий проект». Курс подскажет
школьнику, как создать собственный добровольческий отряд, спланировать и
организовать благотворительный проект, подвести его итоги и развиваться
дальше в сфере помощи людям, животным, природе. Поможет лидеру и его
отряду заполнить заявку на конкурс РДШ «Добро не уходит на каникулы»,
чтобы получить поддержку проекта и различные призы. Онлайн-курс открыт на
сайте только школьникам!
12. «Впорядке». Цикл видео-уроков от шестиклассника Витька Трубачева:
«лайфхаки» уборки, приготовления еды, ремонта вещей, нестандартного
применения домашних предметов, сборки объектов быта и не только! Сценарии
проведения игр на трудовые и социально-бытовые навыки.
13. «Семь ошибок при выборе профессий». Небольшой видеосюжет
расскажет о том, как правильно выбирать свою будущую профессию, изучая
мир профессий и собственные способности, избегая давления со стороны и
неосознанного выбора.
14. «Профориентация в цифровую эпоху». Содержание онлайн-курса
строится вокруг интерактивных видео-занятий, в процессе прохождения
которых участники-школьники ведут свой дневник профориентации.
15. «Подготовка к добровольческой деятельности в сфере
здравоохранения для школьников». Курс - часть Федеральной программы
“Профориентация школьников в медицину через добровольчество”
Всероссийского общественного движения “Волонтеры-медики”: основы
медицинского добровольчества, базовые знания о сфере здравоохранения и
медицинских специальностях, правила поведения и техника безопасности в
медицинской организации, навыки реагирования в непредвиденных ситуациях,
основы медицинской этики. Онлайн-курс открыт на сайте только школьникам!
Также в качестве содержания работы классного руководителя разработан и
постоянно пополняется Контент-агрегатор воспитательных практик
«Ежедневно с РДШ» (https://rdsh.education/koncepciya_agregatora/) —
специальный
сервис
сайта
Корпоративного
университета
РДШ,
аккумулирующий практику проектов, мероприятий, конкурсов и других
активностей РДШ.
Цель: дать каждому педагогу вместе со школьниками удобный сервис
быстрого включения в наполненную событиями жизнь РДШ.
Технология пользователя:
для каждого класса (с 1 по 11) комплект мероприятий по темам: родина,
природа, здоровье, труд и творчество, знание, личность, взаимоотношения,
жизнь, счастье;
педагог сможет включить группу школьников в деятельность РДШ, зайдя
в соответствующий тематический раздел контент-агрегатора, определившись с
интересной ему и ребятам активностью;
на основе готовых практик педагог может разработать свое мероприятие,
провести его и отправить материалы на metod@rdsh.education;
лучшие разработки размещаются в новостях сайта Корпоративного
университета, в группах РДШ в социальной сети во ВКонтакте, включаются в
контент-агрегатор «Ежедневно с РДШ»; педагоги получают сертификаты и
15

благодарственные письма нашей Организации за распространение опыта
работы РДШ.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями
и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит с применением содержания мероприятий и проектов РДШ в рамках
следующих выбранных школьниками видов внеурочной деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам
нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную
картину мира.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной
деятельности используется новое поднаправление работы РДШ, посвященное
науке
(ВКонтакте
https://vk.com/naukardsh,
Инстаграм
https://www.instagram.com/skm_science ).
Цель поднаправления заключается в популяризации ценности научного
знания среди детей и молодежи. Реализуется через следующие проекты и
мероприятия РДШ.
Всероссийский проект «Турнир трех ученых». Командное соревнование по
решению
актуальных
научно-технологических
проблем,
представленных ведущими научно-техническими организациями России.
Мероприятия, направленные на формирование сообщества увлеченных
наукой школьников, группа «РДШ | Наука». В социальной сети «Вконтакте»
работает сообщество «РДШ | Наука» (vk.com/naukardsh), где публикуются
образовательные фото, видео и аудио материалы, тесты, лонгриды, подкасты,
интервью и прямые эфиры с экспертами в разных сферах науки. Группа
действует в формате научно-популярного журнала с регулярными публикациями
и рубриками, такими как: «Новости», «Тесты», «Факты», «Рекомендации» и т.д.
16

Участникам
предлагается ознакомиться
с
научно-просветительскими
материалами и принимать участие в интерактивных образовательных
активностях (опросы, викторины, челленджи, конкурсы и т. п.).
Всероссийский проект «Объясните нормально». На платформе социальной
сети «Вконтакте» проводятся прямые трансляции, где ведущий программы в
режиме
реального
времени проводит
интервью со
специальным
гостем программы – экспертом в сфере науки. Участникам предлагается принять
участие в интервьюировании приглашенного эксперта и задать интересующий
вопрос в режиме реального времени.
Всероссийский проект «Месяц науки с РДШ». Комплекс мероприятий,
направленных на популяризацию науки среди обучающихся начальных
классов путем вовлечения старшеклассников в подготовку и проведение научнопопулярных выступлений.
Всероссийский проект «Научное ориентирование». Сбор данных о
деятельности Российских учёных и их научных достижениях. Участникам
проекта
предлагается
исследовать
источники
(информационнокоммуникационная сеть «Интернет», библиографические архивы, справочники,
энциклопедии и т. П.) с целью поиска информации о научно-исследовательских
работах, проводившихся или ведущихся в настоящее время в регионе
проживания участника.
Партнерский проект РДШ «Гражданская наука». Совместно с
Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования и науки и Русским
Географическим обществом проводится фенологическое исследование на
территории России. Обучающиеся, их родители и педагоги приглашаются в
качестве волонтеров на сбор фенологических данных своего региона с
последующей публикацией статьи в научный рецензируемый журнал.
Кроме того, в рамках реализации познавательного вида внеурочной
деятельности целесообразно и актуально использование содержания
Всероссийского проекта РДШ «Информационная культура и безопасность».
Цель: формирование у обучающихся навыков работы с информацией, навыков
безопасной работы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
корректного общения в социальных сетях.
Проекты и мероприятия РДШ поднаправления «Экология» (ВКонтакте
https://vk.com/skm_eco, Инстаграм https://www.instagram.com/ecotrend_skm/ ):
- Всероссийский проект "Экотренд";
- Всероссийский конкурс "На старт, экоотряд!";
- Всероссийский конкурс "Экологическая культура";
- Комплекс мероприятий для обучающихся начальных классов по
направлению "Экология";
- Партнерский проект "Экозабота" ;
- Конкурс педагогических разработок.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
17

В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной
деятельности используются Всероссийские проекты «Творческая мастерская
РДШ», «Творческая лаборатория РДШ», онлайн-квизы и акции, приуроченные к
знаменательным датам в сфере культуры, а также Фестиваль театральных
постановок для начальной школы (ВКонтакте https://vk.com/skm_you, Инстаграм
https://instagram.com/tvorchestvo__rdsh ).
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной
деятельности используется содержание мероприятий и проектов РДШ.
Всероссийский проект «Классные встречи», входящий в Национальный
проект «Образование» (ВКонтакте https://vk.com/klassnye_vstrechi, Инстаграм
https://www.instagram.com/klassnye_vstrechi ).
Цель проекта: сформировать у обучающихся ценностные ориентиры через
организацию и проведение встреч с деятелями культуры и искусства, учеными,
спортсменами, общественными деятелями и известными личностями
современности.
Проекты направления РДШ «Гражданская активность» (ВКонтакте
https://vk.com/skm_gactivity, Инстаграм https://www.instagram.com/skm_gactivity
).
Всероссийский проект «Лига решений». Целью Проекта является развитие у
обучающихся коммуникативных навыков.
Всероссийский проект «Дискуссионный клуб РДШ». Цель: создание условий
для развития и поддержки опыта гражданской деятельности обучающихся с
помощью реализации проектных инициатив.
Всероссийский проект «Академия гражданина». Цель: усвоение системы
гражданских знаний и норм, позволяющей осуществлять целенаправленную
гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена
общества.
Всероссийский проект «Твой выбор». Цель: формирование гражданского
мировоззрения обучающихся общеобразовательных организаций младшего
школьного возраста.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности
школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной
деятельности используется краеведческое поднаправление деятельности РДШ,
которое направлено на формирование у обучающихся интереса к деятельности,
связанной с исследованием, преобразованием и популяризацией родного края,
создание всероссийского экспертного детско-взрослого сообщества в области
краеведения, исследования и сохранения историко-культурных и природных
богатств своего края (ВКонтакте https://vk.com/yapoznayurossiyu, Инстаграм:
18

https://www.instagram.com/p_rdsh/ ).
Цель – развитие у обучающихся представления об историко-культурном
единстве территорий и народов Российской Федерации при осознании
самобытности каждого региона и сообщества, входящего в состав Российской
Федерации, сохранение их идентичности и вовлечение обучающихся в
деятельность по познанию своего края.
Всероссийский проект «Я познаю Россию». Целью проекта является
развитие у обучающихся различных форм знания об истории, географии,
социальном устройстве, природе своего родного края и роли, месте и
уникальности его в масштабах культуры Российской Федерации.
Всероссийский комплекс мероприятий, направленных на формирование
сообщества увлеченных краеведением школьников. Целью Всероссийского
комплекса мероприятий (далее – Проекта), направленных на формирование
сообщества увлеченных краеведением школьников является формирование
сообщества
заинтересованных в
краеведении
обучающихся
образовательных организаций и интеграция его в уже сложившееся сообщество
экспертов-краеведов. В рамках реализации Проекта в социальной сети
«Вконтакте» созданы группы «Школьный музей» и «Я познаю Россию. Прогулки
по стране», где публикуются образовательные фото, видео и аудио материалы,
тесты, подкасты, мастер-классы, интервью и прямые эфиры с экспертами по
разным сферам. Также создается чат, где участники сообщества смогут
обмениваться полезными ссылками и материалами. Оргкомитет Проекта берет на
себя ответственность за модерацию и проверку публикуемых материалов.
Всероссийский проект «Школьный музей». Целью проекта «Школьный
музей» (далее – Проект) является развитие школьных музеев как площадок для
творческой, учебной, интеллектуальной, краеведческой и выставочной
деятельности. Разработка музеев, публикация информации о музеях, проведение
музейных мероприятий, проведение выставок, контроль работы над музейной
деятельностью, публикация поддерживающих образовательных материалов.
Всероссийский проект РДШ «Научное ориентирование». Целью Проекта
«Научное ориентирование» (далее – Проект) является популяризация
достижений российской науки среди обучающихся образовательных
организаций.
Проект представляет собой сбор данных о деятельности Российских ученых
и научных достижениях. Участникам Проекта предлагается исследовать
источники
(информационно-коммуникационная
сеть
«Интернет»,
библиографические архивы, справочники, энциклопедии и т.п.) с целью поиска
информации о научно-исследовательских работах, проводившихся или
ведущихся в настоящее время в регионе проживания участника. Полученные
данные участники оформляют в жанре заметки с использованием фото, видео
и аудио материалов. Работы принимаются по форме, указанной на странице
проекта на официальном сайте Российского движения школьников (рдш.рф)
на протяжении всего срока реализации Проекта.
Всероссийский Проект «Прогулки по стране». Целью Всероссийского
проекта «Прогулки по стране» (далее – Проект) является вовлечение
обучающихся образовательных организаций в деятельность гражданской науки.
19

Совместно с
Федеральным центром
детско-юношеского туризма и
краеведения проводится фенологическое исследование на территории России.
Обучающиеся, педагоги и родители приглашаются в качестве волонтеров на сбор
фенологических данных своего региона.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной
деятельности используется содержание Всероссийских проектов РДШ «Веселые
старты», «Сила РДШ», «Игры отважных», «Здоровое движение», Всероссийского
фестиваля РДШ «Футбол в школе», Всероссийского турнира по шахматам на
кубок РДШ, Президентских спортивных игр, Президентских спортивных
состязаний
(САЙТ
https://xn--n1abebi.xn--d1axz.xn--p1ai/,
Инстаграм
https://instagram.com/skm_sport ).
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и
уважительного отношения к физическому труду.
В качестве содержательного наполнения данного вида внеурочной
деятельности
используется
содержание
мероприятий
и
проектов
междисциплинарного
поднаправления
работы
РДШ
(ВКонтакте
https://vk.com/md.rdsh, Инстаграм https://www.instagram.com/md.rdsh/?hl=ru ).
Комплекс мероприятий по формированию трудовых и социально-бытовых
навыков и умений детей и молодежи («В порядке») Российского движения
школьников. Цель: формирование трудовых и социально-бытовых навыков и
умений детей и молодежи.
Комплекс реализуется в следующих направлениях:
 «Убираю» – формирование навыков и умений планирования и грамотной
организации пространства; «лайфхаки» (полезные советы) по уборке дома;
 «Готовлю» – формирование навыков и умений для быстрого,
оригинального и безопасного приготовления еды;
 «Мастерю» – формирование навыков и умений по креативному решению
социально-бытовых вопросов, а также поиск нового применения старым вещам.
Всероссийский проект «Клуб Экономных Школьников». Целью Проекта
является формирование бережного и экологичного отношения молодежи к
потребительским товарам, определяющее осознанное управление личными
финансами.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде
(Примечание: педагог может выбрать интересные для участников игровые
формы мероприятий РДШ).
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
20

предполагает следующее:
 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе (Примечание: в качестве дидактического материала
уроков можно использовать онлайн-курсы Корпоративного университета РДШ
(сайт – rdsh.education): «Впорядке», «Экологическое мышление», «Формирование
гражданской идентичности у обучающихся 4-11 классов» );
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми (Примечание: в качестве дидактического
материала уроков можно использовать онлайн-курсы Корпоративного
университета РДШ (сайт – rdsh.education): «Основы социального
проектирования», «Совместное лидерство», «Фотостудия РДШ», «Анимация
онлайн»);
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
21

навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых
классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
(посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
 через
работу
постоянно
действующего
школьного
актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение
тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 через
деятельность
созданной
из
наиболее
авторитетных
старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

22

 через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение (первичное
отделение РДШ) – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое
формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на
основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе
Российского движения школьников. Его правовой основой является ФЗ от
19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст.
5).
Организационная структура первичного отделения Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское
движение школьников» строится с учетом и сохранением сложившихся
традиций, уклада воспитательной деятельности образовательной организации,
уровня деятельности общественной организации, органов ученического
самоуправления, управляющего совета образовательной организации и
сложившихся отношений с организациями- партнерами.
Функции первичного отделения РДШ:
 объединение участников РДШ в школе в целях реализации направлений
деятельности РДШ;
 организация и ведение школьного учета участников и активистов РДШ на
основе Единого реестра участников.
Задачи первичного отделения РДШ.
На уровне образовательной организации первичное отделение РДШ решает
задачи содержательной, организационной, информационной и личностноориентированной направленности.
1. Содержательные:
 организация мероприятий по направлению деятельности РДШ;
 организация и проведение всероссийских Дней единых действий;
 организация участия участников РДШ в мероприятиях местных и
региональных отделений РДШ, а также во всероссийских проектах и
мероприятиях РДШ.
2. Организационные:
 ведение реестра участников первичного отделения РДШ;
 стратегическое планирование деятельности первичного отделения РДШ;
 составление отчетной и аналитической документации.
3. Информационные:
 проведение информационной кампании о деятельности РДШ в СМИ;
 организация работы в социальных сетях;
 организация работы с потенциальными участниками РДШ;
 информирование потенциальных участников о возможности принять
участие в проектах и мероприятиях РДШ на первичном, местном, региональном
и федеральном уровнях.
23

4. Личностно-ориентированные:
 раскрытие творческого потенциала участников РДШ;
 создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации,
самосовершенствования участников РДШ;
 формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к
России как Отечеству.
Воспитание в детском общественном объединении – первичном отделении
РДШ – осуществляется через реализацию мероприятий и проектов Организации,
которые содержательно наполняют все виды воспитывающей деятельности в
логике формирования воспитательных результатов.
Направление «Гражданская активность» РДШ реализуют проекты:
Всероссийский проект «Добро не уходит на каникулы» (ВКонтакте
https://vk.com/letodobra, Инстаграм https://www.instagram.com/letodobra/ ).
Цель: создание эффективной системы развития добровольчества в школах,
повышение уровня мотивации школьников и педагогов к участию в постоянной
волонтерской деятельности. Задачи: выявить, обобщить и распространить
лучшие добровольческих (волонтерских) практики; поддержать инновационные
формы организации добровольческой (волонтерской) деятельности среди
обучающихся Российской Федерации; повысить компетенции обучающихся и
педагогов через участие в добровольческой (волонтерской) деятельности.
Проект реализуется в рамках федерального проекта "Социальная активность"
национального проекта "Образование".
Всероссийский проект «РДШ - Территория самоуправления» является
составной частью открытой платформы «Россия – страна возможностей»,
которая направлена на повышение качества управления, создание
благоприятных условий для развития деловой активности, поддержку передовых
общественных проектов, и рассчитана на перспективных управленцев,
предпринимателей, молодых профессионалов, волонтеров и школьников.
Платформа реализуется при участии авторитетных наставников и экспертов, а
также обеспечивает преемственность лучших управленческих практик.
Цель проекта: создание условий для развития и поддержки проектных
инициатив школьников. Участники – школьники с 11 лет до 16 лет
Важная роль в развитии подрастающего поколения отводится военнопатриотическому воспитанию, которое реализуется через одноименное
направление деятельности Российского движения школьников (ВКонтакте
https://vk.com/skm_vpn,
Инстаграм
https://instagram.com/skmvpn).
Данное
направление
традиционно
представлено
следующими
проектами и
мероприятиями.
Всероссийские детско-юношеские военно-спортивные игры «Зарничка»,
«Зарница», «Орленок». Цель: совершенствование системы патриотического
воспитания, обеспечивающей формирование у молодых граждан РФ
патриотического сознания, чувства верности долгу по защите своего Отечества,
активной гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие военнопатриотического движения и системы военно-спортивных игр в РФ.
24

Участники игр – школьники в возрасте: «Зарничка» - от 7 до 10 лет;
«Зарница» - от 11 до 13 лет; «Орленок» - от 14 до 17 лет.
Всероссийский
конкурс
профессионального
мастерства
среди
руководителей и участников военно-патриотических клубов (объединений)
«Делай, как я!»
Цель: выявление и поощрение лучших руководителей, инструкторов,
педагогов, воспитанников клубов и объединений военно-патриотической
направленности, распространение результативного педагогического опыта
работы с детьми и молодежью в сфере патриотического воспитания.
Возраст участников от 14 лет.
Всероссийский проект РДШ «Моя История». Цель: поддержка связи
школьника с семьей, местами, профессией и историей страны. Участники – дети
с 8 лет. Проект осуществляется совместно с Волонтерами Победы, ФГБОУ ВО
«РГГУ».
Всероссийский проект «Штаб актива ВПН».
Цель: развитие чувства принадлежности, конструктивного социального
активизма, развитие командных компетенций и формирование наставничества.
Участники – дети с 8 лет. Сроки реализации – с 3 сентября 2020 года по 31
августа 2021 года.
Комплекс мероприятий, направленный на популяризацию деятельности
военно-патриотического направления Российского движения школьников.
Цель: углубленное изучение детьми и молодежью истории своей страны,
известных и малоизвестных событий, формирование навыков использования и
анализа полученной информации. Участники – дети с 8 лет
Кроме того, воспитание в первичном отделении РДШ как детском
общественном объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию демократических
процедур, дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
 круглогодичную организацию в рамках мероприятий и проектов РДШ
общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для
их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
ответственность, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться,
слушать и слышать других;
 торжественную церемонию вступления в Российское движение
школьников, которая способствует пропаганде движения, формированию у
участников патриотизма и уважения к традициям;
 профильные смены РДШ, проводимые в каникулярное время на базе
загородного лагеря. Здесь, в процессе круглосуточного совместного проживания
смены
формируется
костяк
первичного
отделения,
вырабатывается
взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется
атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности РДШ, привлечения в него новых членов;
25

 поддержку и развитие в первичном отделении РДШ традиций и ритуалов
Организации, формирующих у ребенка чувство общности с другими ее членами,
чувство причастности к тому, что происходит в стране (реализуется посредством
символики РДШ, проведения торжественной церемонии вступления в члены
Организации, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в
соцсетях, организации деятельности пресс-центра РДШ, проведения
традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых первичным
отделением дел).
1.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной
деятельности.
Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего в рамках образовательной части Всероссийского
проекта РДШ «Профориентация в цифровую эпоху» (онлайн-курс на сайте
Корпоративного университета РДШ содержит 27 занятий с заданиями по
проектированию
индивидуальной
стратегии
профессионального
самоопределения школьника);
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий,
о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
 организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха
профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в
области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми
или иными профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе
соответствующие навыки.
26

 совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных
задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;
 участие в профпробах и проектах «Билет в будущее» и «ПроеКТОрия»;
 индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
 освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы и в
рамках курсов дополнительного образования.
1.8. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
информационно-медийное направление РДШ.
Целью информационно-медийного направления является содействие
формированию качественного контента в сети «Интернет» у обучающихся
общеобразовательных организаций, которую выполняет Всероссийский проект
«Контент на коленке», цель которого повышение качества контента в социальных
сетях, производимого обучающимися общеобразовательных организаций, а
также создание медиа сообществ обучающихся.
Проект состоит из 4 образовательных блоков по направлениям: SMM; фото
и видеосъемка, обработка фото и видеомонтаж; ключевые журналистские жанры.
Кроме того, информационно-медийное направление РДШ реализуется и
через партнерские проекты:
Проект «Блог героя», цель: получение специалистами в области воспитания
базовых знаний в области медиа, подготовка и распространение среди учителей
начальной школы сопровождающих методических и дидактических материалов
для работы с учащимися младших классов в направлении «Блогинга»;
Комплекс онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и
программ в сфере информационно-медийного направления: квизы; квесты;
акции; флешмобы.
Комплекс онлайн активностей, приуроченных к праздничным датам:
 20 октября – Всемирный день телевидения;
 24 декабря – акция к Новому году;
 13 января – День российской печати;
 13 февраля – Всемирный день радио;
27

 7 апреля – День рождения Рунета;
 9 мая – День Победы.
Ссылки на официальные группы информационно-медийного направления
РДШ: ВК https://vk.com/info_media_skm, ИНСТ https://instagram.com/media.rdsh
Вместе с тем традиционно воспитательный потенциал школьных медиа
реализуется в следующих видах и формах деятельности:
 школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими
размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих
вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы
рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных
статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных,
социальных, нравственных проблем;
 школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек,
в том числе в рамках деятельности Российского движения школьников;
 школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной
организации в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и
родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы
(группы РДШ во Вконтакте, инстаграм, фейсбуке, в телеграмм и др.);
 участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
1.9. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
работы с предметно-эстетической средой школы как:
 оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
 размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
28

(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);
 реализация проектов «Цветущий школьный сад» (озеленение
пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей), «Экологично.
Вкусно. Полезно», оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых
площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных
категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и
педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с
них для чтения любые другие;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
 совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной
организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых
общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
 регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по
благоустройству различных участков пришкольной территории (например,
высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок,
созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для
детских проектов мест);
 акцентирование внимания
школьников посредством
элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
Кроме того, информационно-методическое обеспечение ряда выше
указанных форм работы позволяет раскрыть образовательная часть
Всероссийского проекта РДШ «Дизайн информации и пространства», что
размещена на сайте Корпоративного университета РДШ rdsh.education.
1.10. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
29

 Общешкольный Совет родителей и Наблюдательный совет школы,
участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия
родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в
деле воспитания детей;
 родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов;
 раздел «Семейная академия» сайта Корпоративного университета
РДШ rdsh.education (https://rdsh.education/akademiya/);
 Всероссийский конкурс родительских комитетов РДШ.
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
 индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4.Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
30

так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного
процесса.
1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей или Педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:
-какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
школьников удалось решить за минувший учебный год;
-какие проблемы решить не удалось и почему;
-какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
31

необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании школьного методического объединения классных руководителей или
Педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных
объединений;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».