Пояснительная записка. Внеурочная деятельность обучающихся является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Объем внеурочной деятельности на уровне начального общего образования составляет до 1350 часов за четыре года обучения (не более 10 часов в неделю для одного обучающегося), с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательная организация, учитывая образовательные потребности обучающихся и их родителей, проанализировав свои возможности, особенности и условия реализует оптимизационную модель внеурочной деятельности, т.е. на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательной организации, таких как: - план воспитательной работы школы; - внеклассная работа по учебным предметам (школьные олимпиады, исследования и др., проводимые в формах, отличных от урочной); - планы воспитательной работы классных руководителей (экскурсии, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); - индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, - программы внеурочной деятельности педагогов школы; - программу пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей; - деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагога-библиотекаря, педагога-психолога, социального педагога, преподавателяорганизатора ОБЖ, учителя физической культуры) в соответствии с должностными обязанностями. При составлении плана внеурочной деятельности учтено участие школьников в социальных проектах, волонтерская деятельность обучающихся, классные часы, события и КТД, профориентация. Данная форма организации внеурочной деятельности позволит избежать перегрузки обучающихся и в то же время осуществить всестороннее личностное развитие, удовлетворить образовательные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Она организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определѐнном аспекте, что в своей совокупности даѐт большой воспитательный эффект, способствует к успешной социализации в обществе. Нормативно-правовая основа модели: 1 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер 17785)с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707 и от 22 сентября 2011 года №2357, регистрационный номер 22540 от 12 декабря 2013 года); 3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены 2 приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г, регистрационный номер 19682). 4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 03.07.2020 № 58824); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 39 "О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно- 3 эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрирован 07.12.2020 № 61292); 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 8. Рабочая программа воспитания. 9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) 10. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ №55 от 23.08.2017). 11. Учебный план ООО (Приказ №94/3 от 30.08.2021). Цель внеурочной деятельности: обеспечить соответствующую возрасту адаптацию ребенка к школе, оптимизировать учебную нагрузку и создать благоприятные условия для развития ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи внеурочной деятельности: сформировать системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развить опыт творческой деятельности и способности; сформировать культуру общения; воспитать у обучающихся уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье. Формы оценки: Для учета достижений учащихся во внеурочной деятельности в школе используют: – портфолио обучающегося; – опросы, анкетирование и самооценку обучающихся по итогам выполняемых заданий; – педагогическое наблюдение. Освоение программ внеурочной деятельности на уровне начального общего образования сопровождается аттестацией учащихся в следующих формах. Программа внеурочной деятельности Форма аттестации Спортивно-оздоровительное направление «Азбука безопасности» Проектная работа «Уроки доктора Здоровье» Презентация мини-проекта Социальное направление 3 Курс «Азбука безопасности» Тестирование Общеинтеллектуальное направление «Все узнаю, все смогу» Интеллектуальный конкурс «Я познаю мир» Тестирование «Занимательная грамматика» Олимпиада «Математика и конструирование» Проектная работа «Музыкальная палитра» Концерт Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности. В результате реализации внеурочной деятельности у выпускников начальной школы будут сформированы личностные и метапредметные результаты, которые направлены на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка Ориентиры в организации внеурочной деятельности: запросы родителей, законных представителей обучающихся; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) и осуществляется через такие формы как экскурсии, кружки, спортивные соревнования, диспуты, олимпиады, исследования, музейные уроки, социальные акции, тематические встречи, предметные недели, общественно полезные практики (по желанию обучающихся), предусмотренные планами воспитательной работы и др. Для эффективного формирования антикоррупционного мировоззрения у обучающихся в план воспитательной работы включены ряд мероприятий в духовнонравственное и др. направления деятельности. Внеурочная деятельность территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе образовательной организации. Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Каждый обучающийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Педагогическое обеспечение Деятельность Функции Ответственные Административно- Координирует деятельность всех участников Директор школы, координационная образовательных отношений, участвующих в реализации ФГОС НОО, обеспечивает Заместитель директора своевременную отчетность о результатах по УР, реализации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит Заместитель директора коррективы, обеспечивает создание условий по ВР 4 Информационноаналитическая Организационная для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов деятельности, вырабатывает рекомендации на основании результатов деятельности. Выносят решения по результатам реализации Педагогический совет, ФГОС НОО, информируют об методический совет эффективности ФГОС НОО ОО, школьные методические объединения , педагог - психолог. Изучают документы ФГОС НОО, используют Задействованные новые технологии в учебной и педагоги школы воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в ФГОС НОО, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями Организация внеурочной деятельности по Классные направлениям: руководители, Спортивно-оздоровительное учителя физической культуры Общекультурное Классные руководители, педагог - организатор Духовно-нравственное Классные руководители, педагогпсихолог, воспитатель группы продленного дня Общеинтеллектуальное Классные руководители, педагогбиблиотекарь Социальное Классные руководители, педагог - организатор Содержание внеурочной деятельности При получении начального общего образования Формы внеурочной деятельности: кружки экскурсии спортивные соревнования викторины классные часы общественно полезная практика игры олимпиады волонтерское движение социальные акции музейные уроки Условия реализации программы: 5 1. Кадровое обеспечение: учителя начальных классов, педагог – психолог, классные руководители, воспитатель группы продленного дня, организатор ОБЖ, педагог-библиотекарь. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими обязанностями взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности. Научно-методическое обеспечение: методические пособия, интернет-ресурсы, программы внеурочной деятельности. 2.Материально-техническое обеспечение: кабинеты начальных классов, библиотека, спортивный зал, актовый зал, кабинеты центра образования цифровых и гуманитарных профилей «Точка роста»: кабинет проектной деятельности, кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, спортивная площадка, спортивный инвентарь, наборы иллюстраций по каждому направлению внеурочной детальности, настольные игры, художественная литература, музыкальная техника; 3. Финансовое обеспечение: Финансовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основной образовательной программы начального общего образования. Объем нагрузки и режим внеурочной детальности: Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет в 1-м классе – 35 минут, во 2–4-х классах – 40 минут. При проведении двух и более занятий подряд установлен перерыв длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Внешние связи и партнерство К работе в реализации внеурочной деятельности привлекаются родители, педагогбиблиотекарь образовательной организации, педагог-организатор, организатор ОБЖ, воспитатель группы продленного дня, школьный краеведческий музей. В школе организовано социальное взаимодействие с сельскими библиотеками, Домами культуры, ГИБДД, пожарной частью с. Бугалыш, Бугалышской ОВП, ОВД, ТКДНиЗП Красноуфимского района и др. Перспективный план внеурочной деятельности 6 Направления внеурочной деятельности Спортивнооздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Общее количество часов в неделю Общее количество часов за год Всего на уровне НОО 1 класс Количество часов в неделю 2 класс 3 класс 4 класс 2 2 2 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 10 2 2 2 2 10 2 2 2 2 10 330 340 340 340 не более 1350 часов Недельный объем и продолжительность недель, отведенных на внеурочную деятельность Показатель Недельный объем внеурочной деятельности Продолжительность недель, отведенных под внеурочную деятельность 1.Учебных недель 2.Каникул: -осенних -весенних -летних ИТОГО недель: 1 класс 2 класс 3 класс Не более 10 часов 33 недели 34 недели 1 неделя 3 недели 37 1 неделя 3 недели 38 4 класс План внеурочной деятельности обучающихся начальной школы МАОУ «Бугалышская СОШ» Название кружков, секций, программ; классы Кол-во часов в неделю Всего 1А 1Б 2 3 4 Спортивно-оздоровительное Регулярные внеурочные занятия по программам внеурочной деятельности Курс «Азбука безопасности» 1 1 2 Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных *руководителей (нерегулярные) Школьные мероприятия: классные часы, «День здоровья», «День защиты детей», «Масленица. Молодецкие забавы», «Кросс наций», «Лыжня России», «Веселые старты», Неделя бега, военно-спортивная игра «Зарница», походы, экскурсии, физкультминутки, подвижные перемены, тематические тренировки, спортивные соревнования и др. 2 1 1 2 2 8 Духовно-нравственное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Месячник, посвященный Дню Защитника Отечества, мероприятия патриотической направленности, мероприятия, посвященные Международному женскому дню 8 Марта, 7 серия классных часов, мероприятия, посвященные Году медицинского работника, мероприятия Весенней недели добра, День толерантности, Уроки истории, план мероприятий школьной библиотеки, «Веселые уроки этикета», занятия педагогапсихолога и др. 2 2 2 2 2 10 Общеинтеллектуальное Регулярные внеурочные занятия по программам внеурочной деятельности «Все узнаю, все смогу» 1 1 2 «Я познаю мир» 1 1 Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Подготовка и участие в предметных и метапредметных олимпиадах (ЭМУ, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Учи.ру» и др.), участие в интеллектуальных конкурсах («Серебряное перышко» и др.), подготовка и участие в школьном этапе предметных олимпиад Всероссийской олимпиады школьников (4 класс), участие в предметных неделях, участие в конкурсе «Папа, мама, я - читающая семья», «ЭКОколобок», конкурсе чтецов «Живая классика», мероприятия, посвященные Году науки и технологий и др. 1 2 2 1 1 7 Социальное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Участие в мероприятиях по профессиональному самоопределению, работа органов классного самоуправления по направлениям, участие в Единых днях профилактики, Всероссийский открытый урок ОБЖ, участие в социальных акциях и др. 2 2 2 2 2 10 Общекультурное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Праздничные линейки, посвященные Дню Знаний «Здравствуй, школа», Празднику Последнего Звонка, конкурс – выставка «Осенних букетов» и поделок из природного материала, участие в муниципальных и школьных конкурсах рисунков, мероприятия, посвященные Дню Учителя, походы, экскурсии и поездки, участие в работе летнего оздоровительного лагеря при школе, творческих мероприятиях и мастер-классах, подготовка и участие в новогодних праздниках и вечерах, праздник «23+8» и др. 2 2 2 2 2 10 Итого в неделю для выбора учащихся: 10* 10* 10* 10* 10* 50* Филиал МАОУ «Бугалышская СОШ» Усть-Машская ООШ Название кружков, секций, программ; классы Кол-во часов в неделю 1 2 4 3 Всего Спортивно-оздоровительное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Школьные мероприятия: классные часы, «День здоровья», «День защиты детей», «Масленица. Молодецкие забавы», «Кросс наций», «Лыжня России», «Веселые старты», Неделя бега, военно-спортивная игра «Зарница», походы, экскурсии, физкультминутки, подвижные перемены, тематические тренировки, спортивные соревнования и др. 8 2 2 2 6 Духовно-нравственное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Месячник, посвященный Дню Защитника Отечества, мероприятия, посвященные 75летию со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мероприятия, посвященные Международному женскому дню 8 Марта, серия классных часов, мероприятия, посвященные Году памяти и славы, мероприятия Весенней недели добра, День толерантности, Уроки истории, план мероприятий школьной библиотеки, «Веселые уроки этикета» и др. 2 2 2 6 Социальное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Участие в мероприятиях по профессиональному самоопределению, работа органов классного самоуправления по направлениям, участие в Единых днях профилактики, Всероссийский открытый урок ОБЖ, участие в социальных акциях 2 2 2 6 Общеинтеллектуальное Регулярные внеурочные занятия по программам внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 1 1 3 «Увлекательный английский» 1 1 Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Подготовка и участие в предметных и метапредметных олимпиадах (ЭМУ, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Учи.ру» и др.), участие в интеллектуальных конкурсах («Серебряное перышко» и др.), подготовка и участие в школьном этапе предметных олимпиад Всероссийской олимпиады школьников (4 класс), участие в предметных неделях, участие в конкурсе «Папа, мама, я - читающая семья», «ЭКОколобок» и др. 1 1 1 3 Общекультурное «Музыкальная палитра» 1 1 Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Праздничные линейки, посвященные Дню Знаний «Здравствуй, школа», Празднику Последнего Звонка, конкурс – выставка «Осенних букетов» и поделок из природного материала, участие в муниципальных и школьных конкурсах рисунков, мероприятия, посвященные Дню Учителя, походы, экскурсии и поездки, участие в работе летнего оздоровительного лагеря при школе, творческих мероприятиях и мастер-классах, подготовка и участие в новогодних праздниках и вечерах, праздник «23+8», мероприятия программы внеурочной деятельности «Зеленый светофор» и др. 1 1 1 3 Итого в неделю для выбора учащихся: 10* 10* 10* 30* Филиал МАОУ «Бугалышская СОШ»-Новобугалышская НОШ Название кружков, секций, программ; классы Кол-во часов в неделю 1 3 2 4 Всего Спортивно-оздоровительное Регулярные внеурочные занятия по программам внеурочной деятельности «Уроки доктора Здоровье» 1 1 2 9 Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Школьные мероприятия: классные часы, «День здоровья», «День защиты детей», «Масленица. Молодецкие забавы», «Кросс наций», «Лыжня России», «Веселые старты», Неделя бега, военно-спортивная игра «Зарница», походы, экскурсии, физкультминутки, подвижные перемены, тематические тренировки, спортивные соревнования и др. 1 1 2 Духовно-нравственное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Месячник, посвященный Дню Защитника Отечества, мероприятия, посвященные 75летию со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мероприятия, посвященные Международному женскому дню 8 Марта, серия классных часов, мероприятия, посвященные Году памяти и славы, мероприятия Весенней недели добра, День толерантности, Уроки истории, план мероприятий школьной библиотеки, «Веселые уроки этикета» и др. 2 2 4 Социальное Регулярные внеурочные занятия по программам внеурочной деятельности Программа «Школа добрых дел» 1 1 2 Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Участие в мероприятиях по профессиональному самоопределению, работа органов классного самоуправления по направлениям, участие в Единых днях профилактики, Всероссийский открытый урок ОБЖ, участие в социальных акциях 1 1 Общеинтеллектуальное Регулярные внеурочные занятия по программам внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 1 2 Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Подготовка и участие в предметных и метапредметных олимпиадах (ЭМУ, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Учи.ру» и др.), участие в интеллектуальных конкурсах («Серебряное перышко» и др.), подготовка и участие в школьном этапе предметных олимпиад Всероссийской олимпиады школьников (4 класс), участие в предметных неделях, участие в конкурсе «Папа, мама, я - читающая семья», «ЭКОколобок», конкурсе чтецов «Живая классика» и др. 1 1 2 Общекультурное Серия мероприятий плана воспитательной работы школы и классных руководителей (нерегулярные) Праздничные линейки, посвященные Дню Знаний «Здравствуй, школа», Празднику Последнего Звонка, конкурс – выставка «Осенних букетов» и поделок из природного материала, участие в муниципальных и школьных конкурсах рисунков, мероприятия, посвященные Дню Учителя, походы, экскурсии и поездки, участие в работе летнего оздоровительного лагеря при школе, творческих мероприятиях и мастер-классах, подготовка и участие в новогодних праздниках и вечерах, праздник «23+8», мероприятия программы внеурочной деятельности «Зеленый светофор» и др. 2 2 4 Итого в неделю для выбора учащихся: 10* 10* 20* 10 *По желанию обучающихся и их родителей (законных представителей) каждый обучающийся имеет возможность выбрать из представленного перечня курсов внеурочной деятельности не менее 5 часов для построения своей индивидуальной образовательной траектории. Диагностика эффективности внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени эффективными те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Объектами диагностики являются: Анализ общего состояния внеурочной деятельности: вовлеченность обучающихся в систему внеурочной деятельности; ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности обучающихся. Эффективность внеурочной деятельности обучающихся: личность школьника («портрет выпускника начальной школы»); детский коллектив; профессиональная позиция педагога. Продуктивность внеурочной деятельности: уровень достижения ожидаемых результатов; достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности; рост мотивации к внеурочной деятельности. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами. Удовлетворенность обучающихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами Удовлетворенность обучающихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами IV четверть Анкетирование Педагоги, реализующие обучающихся и программы внеурочной родителей деятельности Удовлетворенность родителей деятельностью педагога IV четверть Анкетирование Учителя начальных классов обучающихся и родителей Наличие благодарностей, грамот В течение учебног о года Анализ Учителя начальных классов 11