Технология

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебно­
познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Общекультурные и общетрудовые
самообслуживание
Выпускник научится:

компетенции.

Основы

культуры

труда,

• называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные
промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих
родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать
предлагаемую
информацию,
планировать
предстоящую
практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы,
самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять
доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;
• понимать культурно-историческую ценность традиций,
отражённых в
предметном мире, и уважать их;
• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Выпускник научится:
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать
доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные
и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей,
их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно
расходовать используемые материалы;
• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами:
чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими
(швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие
чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать
плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам,
рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать
конечный
практический результат
и
самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной
или декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также
другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических
формах, с изображениями их развёрток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической
информации, воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Выпускник научится:
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для
воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для
решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами:
активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера,
программы W ord и Power Point.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой
информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её
получения, хранения, переработки.
Содержание учебного предмета
1.
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и
способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,
техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов
России (на примере 2 - 3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного
искусства разных
народов,
отражающие
природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).

Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее
представление) .
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в
организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической
грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор
материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения
изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),
выделение
деталей
(отрывание,
резание
ножницами,
канцелярским
ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое,
ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный,
геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
1.
Конструирование и моделирование
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие,
деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды
конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные

требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления
назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико­
технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа
с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на
электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word и Power Point.

№
п\п

Тематическое планирование 1 класс
Элементы содержания
Тема урока

Кол-во
часов
3

Раздел 1.Давайте познакомимся
1

2

3

4

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью;
условными обозначениями; критериями оценки
изделия по разным основаниям. Знакомство с
соседом по парте, сбор информации о круге его
интересов, осмысление собственных интересов и
предпочтений и заполнение анкеты.
Знакомство
с понятиями:
«материалы»
и
«инструменты». Организация рабочего места в
зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Размещение инструментов и
материалов на рабочем месте,
распределение
рабочего времени. Уборка рабочего места.
Знакомство со значением слова «технология»
(название предмета и процесса выполнения
изделия).
Правила
создания
предметов
рукотворного мира. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в создании
предметной среды
Раздел 2. Человек и земля

с

1

Материалы
и
инструменты.
Организация рабочего
места.

1

Что такое технология?

1

Как
работать
учебником.

Бережное отношение к природе как источнику Природный материал.
сырьевых ресурсов. Общее понятие о материалах, Изделие: «Аппликация
их происхождении.
из листьев».
Виды
природных
материалов.
Подготовка
природных материалов к работе, приемы и
способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка
под прессом и хранение природного материала.

21
1

Выполнение аппликации по заданному образцу.
5

6

7

8

9

10

11

12

13

Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни. Элементарные физические,
механические
и
технологические
свойства
материалов.
Знакомство
со
свойствами
пластилина.
Подготовка материала к работе. Экономное
расходование
материала.
Инструменты
и
приспособления для обработки пластилина.
Выполнение аппликации из пластилина.
Выполнение изделия из природного материала с
использованием
техники
соединения
пластилином.
Составление
тематической
композиции.
Использование растений человеком. Знакомство с
частями растений. Знакомство с профессиями
связанными с земледелием. Получение и сушка
семян.
Элементарная
творческая
и
проектная
деятельность (создание замысла, его детализация
и
воплощение).
Культура
проектной
деятельности. Осмысление этапов проектной
деятельности
(на
практическом
уровне.).
Приобретение первичных навыков работы над
проектом под руководством учителя. Отработка
приемов работы с пластилином,
навыков
использования
инструментов.
Результат
проектной деятельности — изделия.
Знакомство с видами и свойствами бумаги.
Приемы и способы работы с бумагой. Правила
безопасной работы с ножницами. Знакомство с
правилами разметки при помощи шаблона и
сгибанием, соединение деталей при помощи клея.
Составление
симметричного
орнамента
из
геометрических
фигур.
Знакомство
с
использованием бумаги и правилами экономного
расходования ее.
Знакомство с видами насекомых. Использование
человеком продуктов жизнедеятельности пчел.
Составление плана выполнения изделия по
образцу на слайдах. Выполнение изделия из
различных материалов (природные, бытовые
материалы, пластилин, краски).
Виды диких животных. Знакомство с техникой
«коллаж».
Выполнение
аппликации
из
журнальных
вырезок
в
технике
коллаж.
Знакомство с правилами работы в паре.
Освоение проектной деятельности: работа в
парах, распределение ролей, представление
работы классу, оценка готового изделия. Подбор
необходимых
инструментов
и
материалов.

Знакомство
со
свойствами
пластилина.
Аппликация
из
пластилина
«Ромашковая поляна».

1

Выполнение изделия из
природного материала.
Изделие
«Мудрая
сова».
Использование
растений
человеком.
Изделие
«Заготовка
семян»
Работа с природными
материалами. Проект.
«Овощи
из
пластилина».
Проект
«Осенний урожай».

1

Бумага.
Изделие
«Волшебные фигуры.

1

Аппликация. «Закладка
из бумаги».

1

Насекомые.
Изделие
«Пчелы и соты».

1

Знакомство с техникой
«коллаж».
Коллаж
«Дикие животные».

1

Новый год. Изделие
«Украшение на елку».

1

1

1

14

15

16

17

18

19

20

Выполнение разметки деталей по шаблону.
Соединение деталей изделия при помощи клея.
Выполнение елочной игрушки из полосок
цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц
(обрыв по контуру). Приклеивание бумажного
изделия мыльным раствором к стеклу.
Виды домашних животных. Значение домашних Домашние животные.
животных в жизни человека. Выполнение Изделие «Котенок».
фигурок домашних животных из пластилина.
Закрепление навыков работы с пластилином.
Знакомство с видами домов и материалами, Такие разные дома.
«Домик
из
применяемыми при их постройке. Практическая Макет
работа по определению свойств гофрированного веток».
картона.
Выполнение
макета
домика
с
использованием
гофрированного картона и
природных материалов.
Знакомство с видами посуды и. материалами, из Знакомство с видами
которых ее производят. Использование посуды. посуды и. материалами.
«Чайный
Сервировка стола и правила поведения за столом. Проект
сервиз»
Выполнение разных изделий по одной технологии
из пластилина. Работа в группах при выполнении
изделий для чайного сервиза.

Выполнение
разных
изделий
по
одной
технологии
из
пластилина.
Изделия
«Чашка»,
«Чайник»,
«Сахарница»
Знакомство с разнообразием осветительных Свет в доме. Изделие
приборов в доме. Сравнивать старинные и «Торшер».
современные
способы
освещения
жилища.
Выполнение
модели
торшера,
закрепление
навыков вырезания окружности. Знакомство с
правилами безопасной работы с шилом.
Знакомство с видами мебели и материалами, Мебель.
Изделие
которые необходимы для ее изготовления. «Стул».
Освоение правил самообслуживания (уборка
комнаты и правила ухода за мебелью).
Выполнение модели стула из гофрированного
картона. Отделка изделия по собственному
замыслу.
Знакомство с видами одежды, ее назначением и Одежда, ткань, нитки.
материалы их которых ее изготавливают. Изделие
«Кукла
из
Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, ниток».
их состав, свойства, назначение и применение в
быту и на производстве. Создание разных видов
кукол из ниток по одной технологии.

1

1

1

1

1

1

1

21

22

23

24

25

26

27

Знакомство с правилами работы с иглой. Знакомство
с 1
Освоение строчки прямых стежков, строчки правилами работы с
стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с иглой.
Обработка
Вышивка.
перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с ткани.
двумя и четырьмя отверстиями. Использование «Строчка
прямых
разных видов стежков для оформления закладки. стежков».
«Строчка
Оформление игрушки при помощи пуговиц.
стежков с перевивом
змейкой».
«Строчка
стежков с перевивом
спиралью».
Правила
техники безопасности.
Правила работы с иглой. Освоение строчки Учимся шить. Изделие 1
прямых стежков, строчки стежков с перевивом «Закладка
с
змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. вышивкой».
Выстраивание последовательности практических
действий. Пришивание пуговицы с двумя и
четырьмя отверстиями. Использование разных
видов стежков для оформления закладки.
Правила работы с иглой. Освоение строчки Пришивание пуговицы 1
прямых стежков, строчки стежков с перевивом с двумя и четырьмя
змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. отверстиями. Изделие
Выстраивание последовательности практических «Медвежонок».
действий. Пришивание пуговицы с двумя и
четырьмя отверстиями. Использование разных
видов стежков для оформления закладки.
Знакомство со средствами передвижения в Передвижение
по 1
различных климатических условиях. Значение земле.
Изделие
средств передвижения для жизни человека. «Тачка».
1
Знакомство с конструктором его деталями и
правилами соединения деталей. Выполнение из
конструктора модели тачки.
Раздел 3. Человек и вода
3
Вода в жизни растений. Осмысление значимости
воды для человека и растений. Выращивание
растений и уход за комнатными растениями.
Проведение эксперимента
по
определению
всхожести семян. Проращивание семян.
Выполнение
макета
колодца
из
разных
материалов (бумага и природные материалы).
Анализ конструкции изделия, создание модели
куба при помощи шаблона развертки и
природного материала (палочек.). Создание
композиции на основе заданного в учебнике
образца.
Знакомство со значение водного транспорта для
жизни человека. Знакомство со способами сборки
плота. Создание из бумаги модели плота,
повторяя технологию его сборки. Создание
формы
цилиндра
из
бумаги.
Проводить
исследование
различных
материалов
на
плавучесть. Знакомство со способами и приемами

Вода в жизни человека.
Изделие
«Проращивание
семян».

1

Питьевая вода. Изделие
«Колодец».

1

Передвижение по воде.
Изделия «Кораблик из
бумаги», «Плот».

1

выполнения
изделий
в технике
Осуществление работы над проектом
Раздел 4. Человек и воздух
28

29

30

31

32

33

оригами.

Осмысление способов использования ветра
человеком. Работа с бумагой. Изготовление
макета по шаблону. Рациональное размещение
материалов и инструментов. Знакомство со
способами разметки по линейке. Выполнение
правил техники безопасности. Изготовление
модели флюгера из бумаги. Оформление по
самостоятельному замыслу.
Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки
работа с бумагой. Знакомство со способом
создания мозаики с использованием техники
«рваная бумага». Знакомство со способами
экономного расходования бумаги материалов при
выполнении
техники
«рваная
бумага».
Выполнение аппликации. Выполнение деталей
для мозаики в группе.
Знакомство с видами летательных аппаратов.
Моделирование. Выполнение модели самолета и
парашюта. Закрепление умения работать с
бумагой в технике «оригами», размечать по
шаблону. Оформление изделия по собственному
замыслу.
Раздел 5. Человек и информация

3
Использование ветра.
Изделие «Вертушка».

1

Полёты птиц. Изделие
«Попугай».

1

Полёты
человека.
Изделие
«Самолет»,
«Парашют».

1

Изучение
способов
общения.
Закрепление Способы
общения.
способов работы с бумагой, картоном, глиной. Изделия «Письмо на
дощечке»,
Создание рисунка на пластичном материале при глиняной
помощи продавливания. Перевод информации в «Зашифрованное
разные
знаково-символические
системы письмо».
(анаграммы и пиктограммы). Использование
знаково-символической системы для передачи
информации (кодирование, шифрование).
Знакомство со способами передачи информации Важные
телефонные
Перевод информации в знаково-символическую номера.
Изделие
систему. Осмысление значения дорожных знаков «Составление
для обеспечения безопасности. Нахождение маршрута безопасного
безопасного маршрута из дома до школы, его движения от дома до
школы»
графическое изображение.
Изучение компьютера и его частей. Освоение Техническое
правил пользования компьютером и поиска моделирование.
информации.
Компьютер. Интернет и
его возможности.

3
1

1

1

№
п\п

Тематическое планирование по технологии 2 класс
Элементы содержания
Тема урока
Раздел 1. Давайте познакомимся

1

2

3

4

5

6

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью,
условными обозначениями, критериями оценки
изделия по разным основаниям. Материалы и
инструменты.
Раздел 2. Человек и земля
Бережное отношение к природе. Деятельность
человека на земле. Способы обработки земли и
выращивание
овощных
культур.
Значение
овощных культур для человека. Технология
выращивания лука в домашних условиях.
Наблюдение за ростом растения и оформление
записей происходящих изменений.
Виды посуды и материалы, из которых она
изготавливается. Способы изготовления посуды
из глины и оформление её при помощи глазури.
Назначение
посуды.
Способы
хранения
продуктов.
Плетение корзин: анализ устройства и назначения
изделия;
выстраивание
последовательности
практических
действий
и технологических
операций; подбор материалов и инструментов.
Закрепление приёмов работы с пластилином.
Конструирование и моделирование изделий из
пластилина по образцу (рисунку), простейшему
эскизу. Составление плана работы по слайдам.
Оформление композиции с использованием
природных материалов.

Здравствуй
дорогой
друг. Как работать с
учебником.

Земледелие.
Практическая
работа:
«Выращивание лука».

Кол-во
часов
1
1

23
1

Посуда.
Изделие
«Корзина с цветами».

1

Закрепление
приёмов
работы с пластилином.
Изделие
«Семейство
грибов
на
поляне».
Практическая
работа:
«Съедобные
и
несъедобные
грибы».
«Плоды
лесные
и
садовые».
Знакомство с новой техникой изготовления Знакомство с новой
изделий - тестопластикой. Общее понятие о техникой изготовления
материале
(тесто),
происхождении техники изделий
тестопластика. Технологические свойства теста. тестопластикой.
Сравнение приёмов работы с соленым тестом и Изделие «Игрушка из
приемов работы с пластилином. Знакомство с теста»
профессиями пекарем, кондитера. Инструменты,
используемые
пекарем
и
кондитером.
Национальные блюда, приготовленные из теста.
Изготовление изделий из пластичных материалов Сравнение
приёмов
(по выбору учителя). Сравнение свойств соленого работы
с
солёным
теста, глины и пластилина (по внешним тестом приёмов работы
признакам,
составу,
приёмам
работы, с пластилином. Проект
применению). Анализ формы и вида изделия, «Праздничный стол»
выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций, подбор
материалов и инструментов.

1

1

1

7

8

9

10

11

12

13

14

Рукотворный мир как результат труда человека в
декоративно-прикладном
искусстве
разных
народов России (на примере 2-3 народов).
Народные промыслы - хохломская роспись.
Особенности хохломской росписи, внешнего вида
изделий декоративного искусства. Технология
создания хохломского растительного орнамента.
Способы нанесения орнамента
на объёмное
изделие.
Особенности народного промысла городецкая
роспись. Особенности создания
городецкой
росписи Выполнение аппликаций из бумаги.
Особенности народного промысла дымковская
игрушка. Особенности создания
дымковской
игрушки.
Закрепление
навыков работы
с
пластилином. Самостоятельное составление плана
работы по изготовлению изделия.
История матрёшки. Работа резчика по дереву и
игрушечника (выбор дерева, вытачивание формы,
подготовка формы под роспись, роспись,
лакировка). Разные способы росписи матрёшек:
семёновская,
вятская,
загорская
(сергиевопасадская), полховско-майдановская, авторская.
Анализ изготовления изделия согласно заданной
последовательности. Разметка деталей на ткани
по шаблону. Соединение деталей из разных
материалов при помощи клея.
Выполнение деревенского пейзажа в технике
рельефной
картины.
Закрепление
умений
работать
с
пластилином
и
составлять
тематическую композицию. Приём получения
новых оттенков пластилина.
Значение лошади в жизни человека. Как человек
ухаживает за лошадьми. Конструирование из
бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание
движущейся конструкции. Закрепление навыков
разметки деталей по шаблону, раскроя при
помощи ножниц. Подвижное соединение деталей
изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Природные материалы для изготовления изделий:
пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных
материалов
и
приёмы
работы
с этими
материалами.
Аппликация
из
природного
материала. Приём нанесения разметки при
помощи кальки.
Групповая работа. Распределение обязанностей
группе. Самостоятельное составление плана
работы на основе рубрики «Вопросы юного
технолога». Изготовление объёмных изделий на
основе развёртки.

Народные промыслы хохломская
роспись.
Папье-маше «Золотая
хохлома»

1

Особенности народного
промысла городецкая
роспись.
Изделие
«Г ородецкая роспись»
Особенности народного
промысла дымковская
игрушка.
Изделие
«Дымковская игрушка»

1

История
матрёшки.
Изделие «Матрешка»

1

Выполнение
деревенского пейзажа в
технике
рельефной
картины.
Изделие:
пейзаж «Деревня».
Значение
лошади
в
жизни
человека.
Изделие
«Лошадка».
Практическая
работа
«Домашние
животные».

1

Природные материалы
для
изготовления
изделий.
Изделие
«курочка из крупы»
(«Цыпленок»,
«Петушок» по выбору)
Конструирование.
Проект «Деревенский
двор».

1

1

1

1

15

16

17

18

19

20

21

История возникновения ёлочных игрушек и
традиции
празднования
Нового
года.
Симметричные фигуры. Приёмы изготовления
изделий из яичной скорлупы. Создание разных
изделий по одной технологии. Художественный
труд.
Особенности деревянного зодчества. Знакомство
с профессией плотник. Различные виды построек
деревянного зодчества, значение слов «родина»,
«родной». конструкция русской избы (венец,
наличник,
причелина).
Инструменты
и
материалы, используемые при строительстве
избы.
Вариант 1. Выполнение работы в технике полу­
объемная
пластика.
Особенности
разметки
деталей сгибанием и придание им объема,
скручивание деталей с помощью карандаша.
Вариант 2. Работа с яичной скорлупой в технике
кракле. Свойство яичной скорлупы, особенности
работы с ней.
Традиционное оформление русской избы, правила
приема гостей. Традиции и поверья разных
народов. Правила работы с новым инструментом
- циркулем.
Изготовление помпона и игрушки на основе
помпона. Работа с нитками и бумагой.
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в
быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток,
материалы, инструменты и приспособления,
используемые в работе печника. Печная утварь и
способы ее использования. Сравнение русской
печи с видами печей региона проживания.
Изготовление модели печи из пластичных
материалов. Самостоятельное составление плана
изготовления изделия по иллюстрации.
Ткачество. Украшение дома ткаными изделиями
(половики, ковры). Знакомство со структурой
ткани,
переплетением
нитей.
Изготовление
модели ковра, освоение способа переплетения
полосок бумаги. Выполнение разных видов
переплетений.
Мебель, традиционная для русской избы.
Конструкция стола и скамейки. Конструирование
мебели
из
картона.
Завершение
проекта
«Убранство избы»
Национальный костюм и особенности его
украшения. Национальные костюмы разных
народов и национальные костюмы региона
проживания. Соотнесение материалов, из которых
изготавливаются национальные костюмы, с
природными особенностями региона.
Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон.

Новый год. Изделия
«Новогодняя
маска»,
«Ёлочные игрушки» из
яиц

1

Строительство.
Изделия
«Изба»
(«Крепость»)

1

Изготовление помпона
и игрушки на основе
помпона.
Изделие
«Домовой».
Практическая
работа:
«Наш дом».
Утварь.
Изделие
«Русская печь»

1

Ткачество.
«Коврик».

Изделие

1

Мебель, традиционная
для
русской
избы.
Изделие
«Стол
и
скамья»
Национальный костюм
и
особенности
его
украшения.
Изделие
«Русская красавица».

1

1

1

22

23

24

25

26

27

28

29

Внешние признаки тканей из натуральных
волокон.
Работа с нитками и картоном. Освоение приемов
плетения в три нити.
Создание национального костюма (женского и Создание
мужского). Элементы мужского и женского национального
костюмов.
Способы
украшения
костюмов. костюма (женского и
Выстраивание последовательности практических мужского).
Изделие
действий и технологических операций, подбор «Костюмы
Ани
и
материалов и инструментов, разметка ткани по Вани»
шаблону, обработка ткани с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия.
Технология выполнения строчки косых стежков. Технология
Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по выполнения
строчки
шаблону,
изготовление
выкройки.
Виды косых
стежков.
выкройки и их назначение. Правила работы с Изделие «Кошелек»
иглой, правила техники безопасности при шитье.
Организация рабочего места при шитье.
Способ изготовления изделия вышивкой. Виды
швов и стежков для вышивания. Материалы,
инструменты и приспособления для выполнения
вышивки. Технология выполнения тамбурных
стежков. Использование литературного текста для
получения информации.
Раздел 3. Человек и вода
Вода и ее роль в жизни человека.
Рыболовство. Приспособление для рыболовства.
Новый вид техники - «изонить». Рациональное
размещение материалов и инструментов на
рабочем месте.
Аквариум
и
аквариумные
рыбки.
Виды
аквариумных рыбок. Композиция из природных
материалов. Соотношение формы, цвета и
фактуры природных материалов с реальными
объектами.
Полуобъемная
аппликация.
Знакомство
со
сказочными
морскими
персонажами.
Использование
литературных
текстов
для
презентации проекта.
Работа с бумагой, формообразование деталей
(сгибание, складывание и др.), сборка изделия,
отделка изделия или его деталей (окрашивание,
аппликация и др.)
Раздел 4. Человек и воздух
Значение символа птицы в культуре. Оберег.
Способы
работы
с
бумагой:
сгибание,
складывание, освоение техники оригами.
Использование силы ветра человеком. Работа с
бумагой.
Изготовление
объемной
модели
мельницы на основе развертки. Самостоятельное
составление плана изготовления изделия.

Способ
изготовления
изделия
вышивкой.
Изделия
«Тамбурные
стежки», «Салфетка»

Вода и ее роль в жизни
человека.
Изделие
«Золотая рыбка»

1

1

1

3
1

Композиция
из
природных материалов.
Аппликация. Изделие
«Аквариум»

1

Полуобъемная
аппликация.
Изделие
«Русалка»

1

Птица счастья. Изделие
«Птица счастья»
Использование
силы
ветра.
Изделие
«Мельница»

3
1

1

30

31

32

Флюгер,
его
значение,
конструктивные
особенности, использование.
Новый
вид
материала
фольга
(металлизированная бумага). Свойство фольги.
Использование фольги.
Соединение деталей с помощью скрепки.
Раздел 5. Человек и информация
История книгопечатанья. Способы создания
книги. Значение книги для человека. Оформление
разных видов книг. Выполнение чертежей.
Разметка по линейке. Правила разметки по
линейке.
Способы поиска информации. Правила набора
текста. Поиск в интернете информации об УМК
«Перспектива».

33

34

Способы поиска информации. Правила набора
текста. Поиск в интернете информации об УМК
«Перспектива».

Флюгер, его значение,
конструктивные
особенности,
использование.
Изделие «Флюгер»

Книгопечатание.
Изделие
«Книжкаширма»

Поиск информации в
Интернете.
Способы
поиска
информации.
Практическая
работа:
«Ищем информацию в
Интернете».
Итоговая контрольная
работа
в
форме
тестирования
Поиск информации в
интернете.
Правила
набора
текста.
Практическая
работа:
«Ищем информацию в
Интернете».

1

4
1

1

1

1

№
п/п

1.

2.

3.

4.

5-6

Тематическое планирование по технологии 3 класс
Содержание
Тема

Раздел 1. Давайте познакомимся
Повторение изученного в предыдущих
классах.
Особенности
содержания
учебника
3
класса.
Планирование
изготовления
изделия
на
основе
«Вопросов
юного
технолога»
и
технологической карты.
Раздел 2. Человек и земля
Основы черчения. Назначение линий
чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва).
Разметка деталей с опорой на простейший
чертеж.
Выполнение
чертежа
и
масштабирование
при
изготовлении
изделия. Правила безопасной работы с
ножом.
Объемная
модель
дома.
Самостоятельное оформление изделия по
эскизу. Профессии: архитектор, инженерстроитель, прораб. Понятия: архитектура,
каркас,
чертёж,
масштаб,
эскиз,
технический рисунок, развёртка, линии
чертежа.
Городские
постройки.
Назначение
городских построек, их архитектурные
особенности. Проволока:
свойства и
способы работы (скручивание, сгибание,
откусывание). Правила безопасной работы
с плоскогубцами, острогубцами. Понятия:
проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы,
телебашня.
Композиция из природных материалов.
Парк. Макет городского парка.
Природа в городской среде. Профессии,
связанные с уходом за растениями в
городских условиях. Сочетание различных
материалов
в
работе
над
одной
композицией. Профессии: ландшафтный
дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия:
лесопарк,
садово-парковое
искусство,
тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в
проекте, выделение этапов проектной
деятельности.
Заполнение
технологической карты. Работа в мини группах. Изготовление объемной модели
из бумаги. Раскрой деталей по шаблону.
Создание
тематической
композиции,
оформление
изделия.
Презентация

Количес
тво
часов
1

Как работать с учебником.
Путешествуем по селу
(городу).

Архитектура.
«Дом».

Изделие

21
1

Городские
постройки.
Изделие «Телебашня»

1

Парк. Изделие «Городской
парк»

1

Бумага.
Изделия
«Качалка», «Песочница»,
«Качели»
Проект
«Детская площадка».

2

7

8

9

10

11

результата проекта, защита проекта.
Критерии
оценивания
изделия
(аккуратность,
выполнение
всех
технологических
операций,
оригинальность композиции). Понятия:
технологическая карта, защита проекта.
Ателье мод. Одежда. Виды и модели Ателье
мод.
Шитье.
одежды. Школьная форма и спортивная Изделия
«Строчка
одежда. Ткани, из которых изготавливают стебельчатых
стежков»,
разные виды одежды. Предприятия по «Строчка
петельных
пошиву одежды (ателье).
Выкройка стежков».
платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Практическая
работа
Природные
и
химические
волокна. «Коллекция тканей»
Способы украшения одежды - «вышивка»,
«монограмма».
Правила безопасной
работы с иглой. Различные виды швов с
использованием
пяльцев.
Техника
выполнения стебельчатого шва. Строчка
стебельчатых
и
петельных
и
крестообразных стежков. Аппликация.
Виды аппликации. Алгоритм выполнения
аппликации.
Профессии:
модельер,
закройщик, портной, швея. Понятия:
Изделия
ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, Одежда.
«Украшение
платочка
кроить,
рабочая
одежда,
форменная
одежда, аппликация, виды аппликации, монограммой»,
«Украшение фартука».
вышивание, монограмма, шов.
Практическая работа: «Коллекция тканей»
Технологический процесс производства
тканей. Производство полотна ручным
способом. Прядение, ткачество, отделка.
Виды плетения в ткани (основа, уток).
Гобелен, технологический процесс его
создания. Изготовление гобелена по
образцу. Сочетание цветов в композиции.
Профессии: прядильщик, ткач.
Новый
технологический
процесс
вязание.
История
вязания.
Способы
вязания. Виды и назначение вязаных
вещей. Инструменты для ручного вязания
- крючок и спицы. Правила работы
вязальным крючком. Приёмы вязания
крючком.
Карнавал. Проведение карнавала в разных
странах.
Особенности
карнавальных
костюмов.
Создание
карнавальных
костюмов из подручных материалов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление.
Крахмаление тканей. Работа с тканью.
Изготовление карнавального костюма для
мальчика и девочки с использованием

1

1

Пряжа и ткани. Изделие
тканей. «Гобелен».

1

Вязание.
Изделие
«Воздушные петли».

1

Одежда
Изделия
«Дама».

1

для

карнавала
«Кавалер»,

12

13

14

15

16

17

18

одной технологии.
Знакомство с новым материалом бисером. Виды бисера. Свойства бисера и
способы его использования. Виды изделий
из бисера. Материалы,
инструменты и
приспособления для работы с бисером.
Леска, её свойства и особенности.
Использование лески при изготовлении
изделий из бисера. Освоение способов
бисероплетения.
Кафе.
Знакомство с работой кафе.
Профессиональные обязанности повара,
кулинара, официанта. Правила поведения в
кафе. Выбор блюд. Способы определения
массы при помощи мерок.
Профессии: повар, кулинар, официант.
Понятия: порция, меню.
Изделие: «Весы»
Практическая работа: «Тест «Кухонные
принадлежности»
Приготовление
пищи.
Кухонные
инструменты и приспособления. Способы
приготовления пищи (без термической
обработки и с термической обработкой).
Меры безопасности при приготовлении
пищи.
Правила
гигиены
при
приготовлении пищи. Рецепты блюд.
Освоение способов приготовления пищи.
Приготовление блюда по рецепту и
определение его стоимости.
Сервировка стола к завтраку. Сохранение
блюда теплым. Свойства синтепона.
Блюда, не требующие тепловой обработки
холодные закуски.
Приготовление
холодных
закусок
по
рецепту.
Питательные
свойства
продуктов.
Простейшая
сервировка
стола.
Приготовление блюд по одной технологии
с использованием разных ингредиентов.
Особенности сервировки праздничного
стола. Способы складывания салфеток.
Изготовление салфеток для украшения
праздничного стола с использованием
симметрии.
Магазин подарков. Виды магазинов.
Особенности работы магазина. Профессии
людей, работающих в магазине (кассир,
кладовщик, бухгалтер). Информация об
изделии
(продукте)
на
ярлыке.
Изготовление подарка ко Дню защитника
Отечества.
Работа
с
пластичным

Бисероплетение. Изделия
«Браслетик «Цветочки»»,
«Браслетик «Подковки».
Практическая
работа
«Кроссворд
«Ателье
мод»»

1

Кафе. Изделие «Весы».
Практическая
работа
«Тест
«Кухонные
принадлежности».

1

Фруктовый
завтрак.
Изделие «Солнышко в
тарелке».
Практическая
работа
«Таблица
«Стоимость
завтрака»»

1

Изготовление
колпачка
для
яиц.
Изделие
«Колпачок - цыпленок».
Бутерброды.
Изделие
«Радуга на шпажке»

1

Салфетница.
Способы
складывания
салфеток.
Изделие «Салфетница»

1

Тестопластика.
Изделие
«Брелок для ключей».

1

1

19

20

21

22

23

материалом (тестопластика)
Профессии:
товаровед,
кассир,
кладовщик,
бухгалтер,
оформитель
витрин.
Работа
с природными
материалами.
Знакомство с новым видом природного
материала - соломкой. Свойства соломки.
Ее использование в декоративно прикладном
искусстве.
Технологии
подготовки соломки холодный и
горячий. Изготовление аппликации из
соломки. Учёт цвета, фактуры соломки
при создании композиции.
Значение подарка для человека. Правила
упаковки и художественного оформления
подарков.
Основы
гармоничного
сочетания
цветов
при
составлении
композиции.
Оформление подарка в
зависимости
от
того,
кому
он
предназначен (взрослому или ребёнку,
мальчику или девочке). Учёт при выборе
оформления подарка его габаритных
размеров и назначение.
Автомастерская. Знакомство с историей
создания и устройством автомобиля.
Работа с картоном. Построение развертки
при помощи вспомогательной сетки.
Технология конструирования объемных
фигур.
Создание
объемной
модели
грузовика
из
бумаги.
Тематическое
оформление изделия. Профессии: инженер
- конструктор, автослесарь.
Анализ конструкции готового изделия.
Детали конструктора. Инструменты для
работы
с
конструктором.
Выбор
необходимых
деталей.
Способы
их
соединения (подвижное и неподвижное).
Сборка изделия. Презентация.
Раздел 3. Человек и вода
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов
(арочные, понтонные, висячие, балочные),
их
назначение.
Конструктивные
особенности мостов. Раскрой деталей из
картона.
Работа
с
различными
материалами (картон, нитки, проволока,
трубочки из-под коктейля, зубочистки и
пр.). Новый вид соединения деталей натягивание нитей.
Понятия:
мост,
путепровод,
виадук,
балочный мост, висячий мост, арочный
мост,
понтонный
мост,
несущая
конструкция.

Знакомство
с
новым
видом
природного
материала - соломкой.
Изделие
«Золотистая
соломка».

1

Значение
подарка для
человека.
Изделие:
коробки
для
подарка
«Упаковка подарков»

1

Автомастерская.
Конструирование.
Изделие
«Фургон
«Мороженое».

1

Конструктор.
Изделия
«Г рузовик»,
«Автомобиль».
Практическая
работа
«Человек и земля»

1

Мосты. Изделие: модель
«Мост».

4
1

24

25

26

27

28

29

30

Проект: «Водный транспорт». Водный
транспорт. Виды водного транспорта
Проектная
деятельность.
Работа
с
пластмассовым
конструктором.
Заполнение
технологической
карты.
Профессии: кораблестроитель.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог.
Виды
мягких
игрушек
(плоские,
полуобъёмные и объёмные). Правила и
последовательность работы над мягкой
игрушкой. Технология создания мягкой
игрушки из подручных материалов
Проект «Океанариум»
Работа
с
текстильным
материалом.
Изготовление
упрощенного
варианта
мягкой игрушки. Закрепление навыков
выполнения стежков и швов. Профессии:
ихтиолог.
Фонтаны.
Виды
и
конструктивные
особенности
фонтанов.
Изготовление
объемной модели фонтана из пластичных
материалов по заданному образцу.
Раздел 4. Человек и воздух
Знакомство с историей возникновения
зоопарков в России. Бионика. История
возникновения
искусства
оригами.
Использование
оригами.
Различные
техники оригами: классическое оригами,
модульное оригами. Мокрое складывание.
Условные обозначения техники оригами.
Вертолетная площадка. Знакомство с
особенностями конструкции вертолета.
Особенности
профессий
летчика,
штурмана, авиаконструктора. Знакомство с
новым материалом - пробкой.
Применение техники папье - маше для
создания быта. Освоение техники папьемаше. Украшение города и помещений при
помощи воздушных шаров. Варианты
цветового
решения
композиции
из
воздушных шаров. Способы соединения
деталей при помощи ниток и скотча.
Понятия: папье-маше. Украшаем город
(материал рассчитан на внеклассную
деятельность).
Раздел 5. Человек и информация
Книгопечатание.
Основные
этапы
книгопечатания.
Печатные
станки,
печатный пресс, литера. Конструкция книг
(книжный
блок,
обложка,
переплёт,
крышки, корешок). Профессиональная
деятельность печатника, переплётчика.

Водный
Изделие
(«Баржа»)

транспорт.
«Яхта»

1

Океанариум
и
его
обитатели.
Изделие
«Осьминоги и рыбки».
Проект
«Океанариум».
Практическая
работа
«Мягкая игрушка»

1

Фонтаны.
Изделие
«Фонтаны».
Практическая
работа
«Человек и вода»

1

Зоопарк.
Изделие:
оригами «Птицы».
Практическая
работа
«Тест
«условные
обозначения
техники
оригами».

3
1

Вертолетная
площадка.
Конструирование.
Изделия
«Вертолет
«Муха».

1

Папье - маше. Изделие
«Воздушный шар».
Практическая
работа
«Человек и воздух».

1

Переплётная мастерская.
Изделие
«Переплетные
работы»

5
1

31

32

Переплет книги и его назначение.
Декорирование
изделия.
Освоение
элементов переплётных работ (переплёт
листов в книжный блок) при изготовлении
«Папки достижений»
Профессии: печатник, переплетчик.
Способы
общения
и
передачи
информации. Почта. Телеграф. Виды
почтовых отправлений. Понятие «Бланк».
Процесс
доставки
почты.
Корреспонденция.
Заполнение
бланка
почтового
отправления.
Профессии:
почтальон, почтовый служащий.
Театр.
Кукольный
театр.
Профессиональная
деятельность
кукольника, художника - декоратора,
кукловода. Пальчиковые куклы Спектакль.
Театральная
афиша,
театральная
программка. Правила поведения в театре.
Осмысление
способов
передачи
информации при помощи книги, письма,
телеграммы,
афиши,
театральной
программки, спектакля. Проект «Готовим
спектакль».
Проектная
деятельность.
Заполнение
технологических
карт.
Изготовление пальчиковых кукол для
спектакля. Колпачок. Работа с тканью,
шитьё. Работа с бумагой по шаблону.
Презентация, работа с технологической
картой,
расчёт
стоимости
изделия.
Профессии:
кукольник,
художникдекоратор, кукловод.

33

34

Программа Microsoft Office Word. Правила
набора текста. Сохранение документа,
форматирование и печать.
Создание
афиши и программки на компьютере.

Почта. Заполнение бланка
почтового отправления.

1

Кукольный
театр.
Изготовление
пальчиковых
кукол.
«Кукольный театр»

2

Итоговая
контрольная
работа
в
форме
тестирования.
Работа на компьютере.
Создание
афиши
и
программки. «Афиша»

1

1

Тематическое планирование по технологии 4 класс
№
п/п
1.

2.

3.

. 4.

5.

6.

7

Элементы содержания
Раздел 1. Давайте познакомимся
Ориентирование по разделам учебника.
Систематизация знаний о материалах и
инструментах.
Знакомство
с
технологическими картами и критериями
оценивания выполнения работы.
Раздел 2. Человек и земля
Знакомство с историей развития ж е­
лезных дорог в России, с конструкцией
вагонов разного назначения. Создание
модели вагона из бумаги, картона.
Проектная
групповая
деятельность,
самостоятельное
построение
чертежа
развёртки вагона, чертёж и сборка
цистерны.
Знакомство
с
производ­
ственным циклом изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив,
конструкция
вагона,
цистерна,
рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая
часть, кузов вагона, рама кузова.
Знакомство с полезными ископаемыми,
способами их добычи и расположением
месторождений на территории России.
Проектная работа.
Знакомство с полезными ископаемыми,
используемыми
для
изготовления
предметов искусства, с новой техникой
работы с пластилином (технология лепки
слоями). Изготовление изделия, имитиру­
ющего
технику
русской
мозаики.
Коллективная
работа:
изготовление
отдельных
элементов
(малахитовых
плашек) учащимися. Профессия: мастер
по камню. Понятия: поделочные камни,
имитация, мозаика, русская мозаика.
Знакомство с производственным циклом
создания автомобиля «КамАЗ». Имитация
бригадной
работы
(рекомендуется
разделить класс на группы, состоящие
как из слабых, так и из сильных
учащихся, последние будут помогать
первым при сборке изделия).

Тема урока

Как работать с учебником.

Вагоностроительный
завод. Изделия: «Ходовая
часть (тележка)», «Кузов
вагона».
Проектная
групповая
работа.
Изделие:
«Пассажирский вагон».

Кол-во
часов
1
1

21
1

1

Полезные ископаемые.
Изделие «Буровая вышка»

1

Полезные
ископаемые,
используемые
для
изготовления
предметов
искусства.
Изделие
«Малахитовая шкатулка».

1

Автомобильный
Изделие «Камаз».

завод.

1

Работа с металлическим и пластмассовым Совершенствование
конструкторами.
Самостоятельное навыков
работы
с
составление плана изготовления изделия. различными
видами
Совершенствование навыков работы с конструкторов.
различными видами конструкторов.
Изделие
«Кузов
Понятия: автомобильный завод, кон­ грузовика».
вейер, операция.

1

8

9

10

11

12

13

14

Знакомство с основами чеканки медалей,
особенностями формы медали. Овладение
новым приёмом — тиснением по фольге.
Совершенствование умения заполнять
технологическую
карту.
Работа
с
металлизированной бумагой — фольгой.
Понятия:
знак
отличия,
рельефный
рисунок, контррельефный рисунок, аверс,
реверс, штамповка, литьё, тиснение.
Знакомство
с
особенностями
изго­
товления фаянсовой посуды. Знакомство
с
особенностями
профессиональной
деятельности людей, работающих на
фабриках по производству фаянса.
Профессии:
скульптор,
художник.
Понятия: операция, фаянс, эмблема,
обжиг, глазурь, декор.
Изготовление изделия с соблюдением
отдельных этапов технологии создания
изделий из фаянса. Совершенствование
умений работать с пластилином.

Монетный двор. Изделие
«Стороны медали».

1

Работа
с
металлизированной
бумагой
—
фольгой.
Изделие «Медаль».

1

Фаянсовый завод.
Изделие
«Основа
вазы».

1
для

Технологии
создания
изделий
из
фаянса.
Изделия «Ваза».
Тест:
«Как
создается
фаянс».
Знакомство с технологией производ­ Швейная фабрика.
ственного процесса на швейной фабрике Изделие «Прихватка».
и
профессиональной
деятельностью
людей. Определение размера одежды при
помощи сантиметра. Создание лекала и
изготовление изделия с повторением
элементов технологического процесса
швейного
производства.
Работа
с
текстильными материалами. Соблюдение
правил работы с иглой, ножницами,
циркулем.
Профессии: изготовитель лекал, рас­
кройщик, оператор швейного обору­
дования, утюжильщик.
Понятия:
кустарное
производство,
массовое производство, швейная фаб­
рика, лекало, транспортир, мерка, размер.
Освоение технологии создания мягкой Освоение
технологии
игрушки.
Использование
умений создания
мягкой
Изделие
самостоятельно
определять
размеры игрушки.
деталей по слайдовому плану, создавать «Птичка».
лекало и выполнять при помощи его
разметку деталей. Соблюдать правила
работы с иглой, ножницами, циркулем.
Самостоятельно
составлять
план
изготовления
изделия.
Изготавливать
разные виды изделий с использованием
одной технологии.
Знакомство с историей создания обуви. Обувное
производство.
Виды материалов, используемых для Моделирование. Изделие

1

1

1

1

15

16

17

18

19

20

производства обуви. Виды обуви и её «Модель детской летней
назначение.
Знакомство
с обуви».
технологическим
процессом
про­
изводства
обуви
(конструкция,
по­
следовательность операций). Как снимать
мерку с ноги и определять по таблице
размер обуви.
Создание модели обуви из бумаги
(имитация производственного процесса).
Закрепление знаний о видах бумаги,
приёмах и способах работы с ней.
Профессия: обувщик.
Знакомство с новым материалом — Деревообрабатывающее
Изделие
древесиной,
правилами
работы
со производство.
столярным ножом и последовательностью «Модель детской обуви».
изготовления изделий из древесины.
Различение видов пиломатериалов и
способов их производства. Знакомство со
свойствами
древесины.
Осмысление
значения древесины для производства и
жизни человека.
Изготовление изделия из реек. Само­ Знакомство
со
стоятельное декорирование. Работа с свойствами
древесины.
«Технический
древесиной.
Конструирование. Изделие
Профессия: столяр.
рисунок
лесенки-опоры
для растений».
Знакомство с историей и технологией Кондитерская фабрика.
производства
кондитерских
изделий, Практическая работа: Тест
технологией производства шоколада из «Кондитерские изделия».
какао-бобов. Знакомство с профессиями
людей, работающих на кондитерских
фабриках. Информация о производителе
и составе продукта на этикетке.
Приготовление пирожного «Картошка» и Технология производства
шоколадного печенья. Правила поведения шоколада из какао-бобов.
при
приготовлении
пищи.
Правила Изделие:
«Пирожное
пользования газовой плитой.
«Картошка», «Шоколадное
Профессии: кондитер, технолог-кондитер. печенье».
Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао
тёртое, какао-масло, конширование.
Знакомство
с
понятием
«бытовая Бытовая техника Тест:
техника» и значением бытовой техники в «Правила
эксплуатации
жизни людей. Правила эксплуатации электронагревательных
бытовой
техники,
работы
с приборов».
электричеством, знакомство с действием
простой электрической цепи, работа с
батарейкой.
Сборка простой электрической цепи. Сборка
простой
Практическое
использование
элек­ электрической
цепи.
трической цепи на примере сборки Изделия:
«Настольная
«Абажур»,
настольной лампы. Правила утилизации лампа»,
настольной
батареек. Освоение приёмов работы в «Сборка

1

1

1

1

1

1

21

22

23

24

25

технике «витраж». Абажур-плафон для
настольной лампы.
Профессии: слесарь-электрик, электрик,
электромонтёр.
Знакомство с видами и конструкциями
теплиц. Осмысление значения теплиц для
жизнедеятельности
человека.
Выбор
семян
для
выращивания
рассады,
использование информации на пакетике
для определения условий выращивания
растения. Уход за растениями. Создание
мини-теплицы, посадка семян цветов.
Выращивание рассады
в домашних
условиях, уход за рассадой.
Профессии: агроном, овощевод.
Раздел 3. Человек и вода
Знакомство с системой водоснабжения
города. Значение воды в жизни человека
и
растений.
Осмысление
важности
экономного
расходования
воды.
Знакомство со способом фильтрации
воды
и
способом
экономного
расходования
воды,
определение
количества
расходуемой
воды
при
помощи струемера.
Понятия:
водоканал,
струемер,
фильтрация, ультрафиолетовые лучи
Знакомство с работой порта и про­
фессиями людей, работающих в порту.
Освоение способов крепления предметов
при помощи морских узлов: простого,
прямого, якорного. Осмысление важности
узлов для крепления грузов. Правильное
крепление груза. Изготовление лестницы
с использованием способа крепления
морскими узлами.
Профессии: лоцман, докер, швартовщик,
такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин,
военно-морская база, морской узел.
Знакомство с правилами работы и
последовательностью создания изделий в
технике макраме. Освоение одинарного
плоского узла, двойного плоского узла.
Сравнение способов вязания морских
узлов и узлов в технике макраме.
Понятие: макраме.
Раздел 4. Человек и воздух
Первоначальные сведения о самолё­
тостроении, о функциях самолётов и
космических
ракет,
о
конструкции
самолёта
и
космической
ракеты.

лампы».

Тепличное хозяйство
Изделие:
«Цветы
школьной клумбы».

Водоканал.
«Фильтр
для
воды».

1
для

Изделие:
очистки

3
1

Порт. Изделие: «Канатная
лестница».

1

Узелковое
Макраме.
«Браслет».

1

плетение
Изделие:

Самолётостроение.
Изделие: «Самолет»

3
1

26

27

28

29

30

31

32

Самостоятельное изготовление модели
самолёта из конструктора. Закрепление
умения
работать
с
металлическим
конструктором.
Профессии: лётчик, космонавт.
Закрепление
основных
знаний
о
самолётостроении,
о
конструкции
самолёта и ракеты. Закрепление ос­
новных знаний о бумаге: свойства, виды,
история.
Модель ракеты из картона, бумаги на
основе самостоятельного чертежа.
Знакомство с историей возникновения
воздушного
змея.
Конструкция
воздушного змея.
Освоение
правил
разметки деталей из бумаги и картона
сгибанием. Оформление изделия по
собственному эскизу.
Раздел 5. Человек и информация
Осмысление места и значения ин­
формации в жизни человека. Виды и
способы
передачи
информации.
Знакомство с работой издательства,
технологией
создания
книги,
профессиями людей, участвующих в
издании книги. Элементы книги и
использование её особенностей при
издании.
Профессии:
редактор,
технический
редактор, корректор, художник.
Повторение
правил
работы
на
компьютере.
Создание
таблицы
в
программе
MierosoftWord.
Понятия:
таблица, строка, столбец.
ИКТ на службе человека, работа с
компьютером. ИКТ в издательском деле.
Процесс
редакционно-издательской
подготовки книги, элементы книги.
Практическая работа на компьютере.
Формирование
содержания
книги
«Дневник
путешественника»
как
итогового продукта годового проекта
«Издаём книгу».
Знакомство с переплётными работами.
Способ соединения листов: шитьё блоков
нитками втачку (в пять проколов).
Закрепление правил работы шилом и
иглой. Осмысление значения различных
элементов в структуре переплёта (форзац,
слизура).

Ракетостроение. Изделие:
«Ракета -носитель».

1

Летательный аппарат.
Конструирование.
Изделие:
«Воздушный
змей».

1

Создание титульного листа
Изделие:
«Титульный
лист».

6
1

Работа с таблицами Работа
на компьютере. Изделие:
работа с таблицами.

1

Создание
содержания
книги.
Работа
с
компьютером.
Практическая
работа:
«Содержание».

1

Переплётные работы
Изделие: Книга «Дневник
путешественника».

1

Итоговая
работа

1

контрольная
в
форме

33

34

тестирования
Изготовление переплёта дневника и Изготовление переплёта
оформление обложки по собственному дневника. Изделие: Книга
«Дневник
эскизу.
Понятия: шитьё втачку, форзац, пе­ путешественника».
реплётная крышка, книжный блок.
ИКТ на службе человека, работа с Практическая работа на
компьютером. ИКТ в издательском деле.
компьютере.

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».