Планируемые результаты освоения учебного предмета - - - - - Предметные понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры; -формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении; овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения: а) с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); б) с полным пониманием содержания (изучающее чтение); в) с извлечением необходимой, значимой информации (поисково просмотровое чтение); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение. Метапредметные - - активное использование речевых средств с целью решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно следственных связей, построения рассуждений; умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения. Личностные - принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданином многонационального государства России; овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России; усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов; уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Содержание учебного предмета Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировке, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения). Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения). Также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте). Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей конкретной возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX начала XXI века. Виды речевой и читательской деятельности. Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий. Аудирование. Умение воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы. Чтение вслух. Укрепление чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного чтения. Чтение про себя. Умение самостоятельно читать текст небольшого объема. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения. Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений, передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие /несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста. Этическая сторона диалогического общения - использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне. Письмо. Выполнение письменных упражнений в рабочей тетради; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; мини-сочинения по иллюстрациям и рисункам художественных произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание SMS-сообщений, писем и поздравительных открыток, формулы вежливости). Работа с текстом художественного произведения. Понимание и обсуждение текста (через систему вопросов и заданий), понимание переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т.д. Определение особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности. Умение определять характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, сравнительный анализ поведения разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Осмысление содержания текста, выделение в тексте отдельных частей, ключевых слов, составление плана пересказа. Внеклассное чтение. Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных интересов. Развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры. Устное народное творчество. Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах русского народного творчества и понятия «устное народное творчество». Формирование представления о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). Представление о жанрах басни. (Басни авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей.). Жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности лирического произведения (ритм, рифма). Различение рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы. Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете. Представление о герое произведения, об авторе- рассказчике. Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора. Работа с текстами разных видов и жанров литературы. Определение принадлежности текста к фольклору или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, колыбельная песенка, гимн и т.д.) Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов. Понимание отличий прозаического и поэтического текстов. Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка). Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т.д.). Общее и специфическое разных видов искусства. Элементы творческой деятельности. Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Умение работать с иллюстрациями в учебнике, сравнивать их с художественными текстами. Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших сочинений) делиться своими личными впечатлениями. Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, заклички). Народные сказки (докучные, сказки о животных, бытовые, волшебные). Пословицы и поговорки. Авторские произведения, басни. Литературные авторские произведения. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть). Разные виды книг (историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания - детские журналы). В результате обучения на уровне начального общего образования будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования на уровне основного общего образования и будет получен необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Планируемые результаты освоения к концу 2-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Обучающиеся научатся: - читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями; - читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; - строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя; - слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; - называть имена 2-3 классиков русской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; - перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; - определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); - оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки; - пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: • развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель; - устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного; - читать наизусть 2-3 стихотворений разных авторов (по выбору); - пересказывать текст небольшого объема; - использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»; - использовать на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек; - задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы. Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Обучающиеся научатся: - различать сказку о животных и волшебную сказку; - определять особенности волшебной сказки; - различать сказку и рассказ. Обучающиеся получат возможность научиться: - обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки; - обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка - элементы сказки о животных и т. д.); - понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира; - обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. Обучающиеся научатся: - понимать содержание прочитанного; - осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; - читать художественное произведение по ролям и по цепочке; - эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: - читать выразительно поэтические и прозаические произведения; - рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами; - устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся: - ориентироваться в учебной книге: читать условные знаки обозначений; - находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; - быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице; - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту). В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: - работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; - выполнять работу по цепочке; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: - видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; - находить в тексте подтверждение высказанным героями т очкам зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться: - подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения; - понимать, что разные точки зрения имеют разные основания. Планируемые результаты освоения к концу 3-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: - аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Обучающиеся научатся: - читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; - читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения; - называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе; - рассказывать о любимом литературном герое; - выявлять авторское отношение к герою; - характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; - читать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов (по выбору); - ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации). Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: - делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам; - самостоятельно читать выбранные книги; - высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений; - самостоятельно работать со словарями. Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Обучающиеся научатся: - различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку; - различать сказку и рассказ; - находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, контраст; фигуры: повтор). Обучающиеся получат возможность научиться: - понимать развитие сказки о животных во времени; - сравнивать сказку и художественное произведение. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. Обучающиеся научатся: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; - эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи; - интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного); - принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: - читать вслух стихотворный и прозаический тексты; - рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; - устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся: - свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью; - свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; - работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); - работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией); учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам. Обучающиеся получат возможность научиться: освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются). В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; б) в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения; В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата. Планируемые результаты освоения программы к концу 4-го года обучения Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выпускник научится: - читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения; - определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно; - представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; - перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик); - характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; - читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения; - обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения; - ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации); - составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений; - делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему); - высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников; - самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления). Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, и др.) и понимание причин их использования. Выпускник научится: - представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам; - отличать народные произведения от авторских; - находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола, контраст, повтор, разные типы рифмы). Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться: - отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира и русских народных сказках; - обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); - понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения; - понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний). Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться: - читать вслух стихотворный и прозаический тексты; - обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; - устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения В области познавательных общих учебных действий выпускник научится: - свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения; - свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; - свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства). В области коммуникативных учебных действий выпускник научится: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: разным формам учебной кооперации (работа в паре, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя); б) в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения. В области регулятивных учебных действий выпускник научится: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата. В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться: - осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; - профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора). Тематическое планирование №п/ п Тема урока 2 класс Кол-во часов 1 Раздел 1. «Россия - наша Родина» (2 часа) В. Степанов «Что мы Родиной зовём» 1 2 К. Паустовский «Моя Россия» 1 Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (10 часов) 1 Календарные народные праздники и обряды. 1 3 Примечание 4 Мир фольклора - мир народной мудрости 1 5 Мудрость пословиц и поговорок 1 6 Загадки и народные приметы о временах года 1 7 Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» 1 8 Русские народные игры. Считалки. 1 9 Народные загадки в стихах и прозе 1 10 Русские народные сказки. Русская народная сказка «Зимовье зверей» 1 11 Русская народная сказка «Кот и Петух» 1 12 Русская народная сказка «Курочка и бобовое зернышко». Инсценировка сказки. 1 13 Раздел 3. «Из старинных книг» (6 часов) К. Ушинский «Лес и ручей», «Пчелы и мухи», «Орел и Кошка» 1 14 К. Ушинский «Ветер и Солнце» «Петух и Собака» 1 15 К. Ушинский «Ворон и сорока» Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме 1 16 Л.Н. Толстой «Белка и Волк» 1 17 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Емеля охотник» 1 18 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко» 1 19 Раздел 4. «И в шутку и всерьёз» (5 часов) В. Голявкин «Тетрадки под дождем», «Как я под партой сидел» 1 20 Г. Остер «Вредные советы» 1 21 М. Зощенко «Лёля и Минька» 1 22 Л. Каминский «Уроки смеха» 1 23 Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса» 1 24 Раздел 5. «О братьях наших меньших» (7 часов) Г.А. Скребицкий «Пушок» 1 25 Н.И. Сладков «Топик и Катя» 1 26 А.Л. Барто «Бедняга крот» 1 27 Е.И. Чарушин «Рябчонок». 1 28 В.В. Бианки «Чьи это ноги?» 1 29 М.М. Пришвин «Гости» 1 30 Б. Житков «Галка» 1 31 Раздел 6. «Времена года» (4 часа) Н. Сладков «Осень на пороге» 1 32 Э. Шим. «Белые штаны» 1 33 А. Толстой. «Пришла весна» 1 34 И. Суриков «Ярко солнце светит» 1 Тематическое планирование №п/ п 3 класс Тема урока Кол-во часов Раздел 1. «Россия - наша Родина» (3 часа) 1 З. Александрова «Родина», А. Пришелец «Наш край» 1 2 Береги родную землю. М.М. Пришвин. Очерк «Моя Родина» 1 3 П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века - смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) 1 Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (10 часов) 4 Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши 1 5 В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. 1 6 Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван - Царевич и серый волк» 1 7 Русская народная сказка «Летучий корабль» 1 8 Русская народная сказка «Морозко» 1 9 Русская народная сказка «Белая уточка» 1 10 Русская народная сказка «По щучьему веленью» 1 11 Проект «Мои первые народные сказки» 1 12 Устное народное творчество. Былины. «Первый бой Ильи Муромца» 1 13 Устное народное творчество. Былины. «Добрыня и Змей» 1 Примечание Раздел 3. «Из старинных книг» (6 часов) 14 В.Сухомлинский «Я больше не буду», «Грязное GTOBO»https://www.miloliza.com/sukhomlinskiirasskazv-i-skazki-dlva-detei/146-sukhomlinskii-chitat/6282va-bolshe-ne-budu 1 15 В.Сухомлинский «Как Федя почувствовал в себе Человека», «Я больше не буду»https://www.miloliza.com/sukhomlinskii-rasskazv-iskazki-dlva-detei/146-sukhomlinskii-chitat/6282-va-bolshene-budu 1 16 К. Ушинский «Слепая лошадь» Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме 1 17 18 К. Ушинский «Проказы старухи-зимы» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка Про славного царя Гороха» 1 1 19 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Ванькины именины» 1 Раздел 4. «И в шутку и всерьёз» (5 часов) 1 20 В. Голявкин «В шкафу», «Вот что интересно» 1 21 Смешные девчонки, мальчишки. Л. Пантелеев. «Новенькая» 1 22 С. Бродский «Хоккейная клюшка», «Носовой платок» 1 23 В. Драгунский. «Девочка на шаре» 1 24 Е. Пермяк «Надёжный человек» 1 Раздел 5. «О братьях наших меньших» (6 часов) 25 К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома» 1 26 Г.А. Скребицкий «Сиротка» 1 27 Н.И. Сладков «Непослушные Малыши» 1 28 Б.С. Житков «Охотник и собаки» 1 29 И.П. Токмакова «Котята» 1 30 В. Астафьев «Стрижонок Скрип» 1 31 Раздел 6. «Времена года» (4 часа) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К. Паустовский «Какие бывают дожди» 1 32 А. Толстой «Сугробы». Н. Асеев «Лыжи» 1 33 К. Паустовский «Стальное колечко». 1 34 Н.А. Некрасов «Зелёный шум» 1 Тематическое планирование №п/ п 4 класс Тема урока Кол-во часов Раздел 1. «Россия - наша Родина» (3 часа) 1 С. Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» 1 2 В. Гудимов «Россия, Россия, Россия» 1 3 К. Бальмонт «Россия». «Стихи о Родине» 1 Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (10 часов) 4 Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» 1 5 Славянский миф. Особенности мифа 1 6 Народные легенды. «Легенда о граде Китеже» 1 7 Народные легенды. «Легенда о покорении Сибири Ермаком» 1 8 Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» 1 9 Песня-слава «Русская земля». 1 10 Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» 1 11 Устное народное творчество. «Книги Древней Руси» 1 12 Устное народное творчество. Мечты народа в русских народных сказках 1 13 Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-Родина моя» 1 Раздел 3. «Из старинных книг» (6 часов) 14 Л.Н. Толстой. «Два брата» https://www.miloliza.com/sukhomlinskii-rasskazv-i-skazkidlva-detei/146-sukhomlinskii-chitat/6282-va-bolshe-nebudu 1 15 А.И. Куприн «Четверо 1 Примечание нищих»https://www.miloliza.com/sukhomlinskii-rasskazv-iskazki-dlva-detei/146-sukhomlinskii-chitat/6282-va-bolshene-budu 16 А.И. Куприн «Чудесный доктор» 1 17 1 18 А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы» 19 Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» 1 20 Раздел 4. «И в шутку и всерьёз» (5 часов) М. Зощенко «Великие путешественники» 1 21 Г. Остер «Истории про детей и взрослых» 1 22 Э. Успенский «Смешные рассказы для детей» 1 23 В. Драгунский. «Девочка на шаре» 1 24 М. Дружинина «Бывает и такое!» 1 25 Раздел 5. «О братьях наших меньших» (6 часов) Е.И. Носов. «Хитрюга» 1 26 В.В. Бианки «Сумасшедшая птица» 1 27 В.П. Астафьев «Зорькина песня» 1 28 Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» 1 29 Ю. Коваль «Недопёсок» 1 30 К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Викторина по разделу «О братьях наших меньших» 1 1 31 Раздел 6. «Времена года» (4 часа) В.В. Бианки «Лесная газета» 1 32 Литературная гостиная. И. Анненский. «Снег» 1 33 М.М. Пришвин. «Рассказы о весне» 1 34 Рассказы Н.И. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит» 1 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 2- й класс 1. Времена года в творчестве русских поэтов. 2. Помощники Бабы-Яги в волшебных сказках. 3. Кто такой Кощей Бессмертный? 4. Колыбельная моего детства. 5. Загадки моей бабушки. 6. Конкурс загадок и побасенок. 7. Поучительные рассказы Л.Толстого. 3- й класс 1. Образ русской березки в литературе. 2. Баба-Яга: добрая или злая? 3. Образ весны в творчестве русских поэтов и писателей. 4. «Я лиру посвятил народу своему...» 5. Образ матери в литературном мире. 6. Мы в ответе за тех, кого приручили. 4- й класс 1. Воплощение мечты из сказок русского народа в реальную жизнь. 2. Сказочные символы в устном народном творчестве. 3. Роль яблока в русских народных сказках. 4. Роль растений в сказках русского народа. 5. Что мы называем своей Родиной? 6. Книга - великое чудо из всех чудес. 7. Малая Родина в произведениях русских писателей. 8. Образы природы в лирике русских поэтов.