Литературное чтение

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир
в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) Формирование умения понимать причины успеха \неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивного действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) Использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
10) Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;

1)
2)

3)

4)

5)

11) Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и пути
её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
умение
самостоятельно
выбирать интересующую
литературу;
пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится;
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение с учетом его цели как источник эстетического, нравственного,
познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений,
аргументации, иной информации);
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного (для всех видов
текстов);
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки (только для художественных текстов);
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, просмотровое,
поисковое/выборочное — в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного и научно-популярного текстов, понимать
их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
— для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать
текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую
информацию(конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать
вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами
из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и
другой справочной литературы;
— для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с

опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приёмы, анализа различных видов текстов:
— для художественных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять
простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками,
мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
— для научно-популярных текстов: делить текст на части, озаглавливать их; составлять
простой план; устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями,
явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его
содержание; использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
— для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые,
структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в
тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять
(пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
— для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, невысказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
удовлетворять читательский интерес и приобретать опыт чтения;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно­
популярный), опираясь на особенности каждого вида текста;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике или по
собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится;
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на
примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить
примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
Воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
находить средства художественной выразительности (метафора, эпитет);
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного
опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевл енного
предмета;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­
иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии,
компьютерные издания).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика
героя
произведения
с
использованием
художественно­
выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание

каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача
информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин,
легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с
простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно­
следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые
слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста).

Говорение (культураречевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с
особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде
(форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного,
учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения
классиков отечественной литературы X IX - ХХ вв., классиков детской литературы,
произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера
России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных
видов
книг:
историческая,
приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка
в литературных
понятиях:
художественное
произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
Тематическое планирование
№ п/
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока
Раздел 1.
Добукварный период. 16ч.
«Азбука» — первая учебная книга.
Речь устная и письменная. Предложение.
Слово и предложение.
Слог.
Ударение.
Звуки в окружающем мире и в речи.
Звуки в словах.
Слог-слияние
Обобщение пройденного материала.
Гласный звук [а], буквы. А, а.
Гласный звук [о], буквы О,о.
Гласный звук [и], буквы. И, и.

1 класс
Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Гласный звук [ы], буква ы.
Буква ы как знак звука [ ы]. Особенности буквы ы.
Гласный звук [у], буквы У, у.
Повторение гласных звуков.
Раздел 2. Букварный период (63, 75 ч)
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.
Чтение слияний согласного с гласным в слогах.
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов
Гласные буквы Е, е.
Буква е - показатель мягкости предшествующего
согласного в слоге-слиянии.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и
коротких текстов.
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.
Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.
Чтение слов с буквой «д».
Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
Гласные буквы Я, я. Россия -Родина моя.
Чтение слов, слогов с буквой «я».
Чтение слов с Е и Я.
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.
Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.
Согласные буквы Ч и ч.
Чтение слов, слогов с буквой ч.
Буква ь — показатель мягкости предшествующих

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

согласных звуков.
Разделительный мягкий знак.
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание
ши.
Чтение слов с буквой «ш».
Твёрдый
согласный
звук
[ж],
буквы
Ж,
ж.
Сопоставление звуков [ж] и [ш].
Чтение слов с «Ш» и «Ж»
Гласные буквы Ё, ё.
Звуки [й,о], Чтение слов с буквой «ё»
Звук [j’], буквы Й, й.
Чтение слов с «й»
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.
Чтение слов с буквой «Х».
Гласные буквы Ю, ю.
Чтение слов с «Ю»
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.
Чтение слов с «Ц»
Чтение предложений с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания.
Гласный звук [э], буквы Э, э.
Чтение слов с буквой «Э»
Чтение предложений с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
Чтение слов с «Щ»
Чтение предложений с интонациями и паузами.
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Российский флот
Чтение слов с новой буквой «Ф», чтение предложений и
коротких текстов.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Чтение слов с разделительными знаками.
Русский алфавит
Чтение текстов с выразительной интонацией.
Раздел 3. Послебукварный период 9 ч
Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик
Женя научился говорить букву «р»
К. Ушинский. Одна у человека мать; одна и родина.
История славянской азбуки.
В. Крупин. Первый букварь.
А.С. Пушкин. Сказки. Выставка книг
Л.Н. Толстой и К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.
К.И. Чуковский. Телефон. Смешное и комическое,
реальное и фантастическое.
В.В. Бианки. Первая охота. Рассказы о природе.
С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. Авторские сказки.
М.М. Пришвин. Предмайское утро. Определение
основной мысли текста.
Стихи для детей. А. Барто, Б.Заходера, В.Берестова, С.
Михалкова.
Проект: «Живая Азбука».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

93

94
95
96
97
98

99
100
101
102
103
104
105

106
107

108
109
110

111

112

113
114
115

Раздел 4. Вводный урок 1ч
Знакомство с учебником по литературному чтению.
Система условных обозначений. Содержание учебника.
Раздел 5.Жили - были буквы (4 ч)
В.Данько «Загадочные буквы». Выразительное чтение с
опорой на знаки препинания. Рифма.
С.Чёрный «Живая азбука». Чтение по ролям.
Г.Сапгир «Про медведя».
Звукопись как прием
характеристики героя.
С.Маршак «Автобус № 26».
Тема стихотворения и
анализ.
Урок обобщения по разделу «жили-были буквы».
Конкурс чтецов.
Раздел 6. Загадки. Сказки. Небылицы. (6 ч)
Е. Чарушин «Теремок». Устное народное творчество.
Русская народная сказка «Рукавичка».
Сравнение
народной и литературной сказок.
Загадки, песенки. Сочинение загадок.
Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги
«Рифмы Матушки Гусыни».
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане...».
Русская
народная
сказка
«Петух
и
собака».
Рассказывание сказок на основе картинного плана.
Из старинных книг. К.Ушинский «Гусь и Журавль».
Л.Толстой «Зайцы и лягушки». Сравнение народной и
литературной сказок.
Раздел 7. Апрель, апрель! Звенит капель... (6 ч)
А.Майков
«Ласточка
п р и м ч ал ась.» .
А.Плещеев
«Сельская песенка». Развитие воображения.
А.Майков «Весна». Т Белозёров «Подснежники». С.Я.
Маршак
«Апрель».
Выразительное
чтение
с
соблюдением начала и конца предложения.
Стихи и загадки писателей И.П. Токмаковой, Л.С.
Ульяницкой, Л.Л. Яхнина, Е.Ф. Трутневой.
Наши проекты. Составляем азбуку загадок.
Стихотворения В.Берестова «Воробушки», Р.С. Сефа
«Чудо».
Наблюдение за ритмическим рисунком
стихотворного текста.
Выставка книг по теме: «Апрель, апрель! Звенит
к а п е л ь .» .
Сравнение стихов разных поэтов и их
выразительное чтение.
Раздел 8. И в шутку и всерьёз (5 ч)
И.Токмакова «Мы играли в
хохотушки». Я.Тайц
«Волк». Г.Кружков «Ррры». Авторское отношение к
изображаемому.
Н.Артюхова
«Саша-дразнилка».
Герой
юмористического рассказа.
К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет». О.Григорьев
«Стук». Заголовок- « входная» дверь в текст.
И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки».
К.Чуковский
«Телефон».

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1

1

1
1
1

116
117

118
119

120

121
122

123

124
125
126

127

128
129
130
131
132

Характерные черты юмористического текста.
М. Пляцковский «Помощники». Главная мысль
рассказа.
Из старинных книг. К.Ушинский «Что хорошо и что
дурно?», «Ворог и сорока», «Худо тому, кто добра не
делает
никому».
Прогнозирование
содержания
произведения.
Раздел 9.Я и мои друзья (6 ч)
Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок».
Анализ поступков героев произведений. План рассказа.
В.Орлов «Кто первый?».С.Михалков «Бараны». Р.Сеф
«Совет». Тема произведений. Нравственно- этические
представления.
И.Пивоварова «Вежливый ослик». В.Берестов «В
магазине игрушек». В Орлов «Если д р у ж б о й .» .
Соотнесение содержания произведения с пословицами.
Я.Аким «Моя родня».
Сравнение рассказа и
стихотворения.
С.Маршак
«Хороший
день».
М.С.Пляцковский
«Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу».
Определение темы и главной мысли.
Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».
Сравнение поступков героев, определение главной
мысли
Проект «Наш класс-дружная семья».
Раздел 10.О братьях наших меньших (7 ч)
С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит с о б а к .» .
Художественный и научно - популярный тексты.
М. Пляцковский «Цап Царыпыч». Г.Сапгир «Кошка».
В.Берестов
«Лягушата».
Пересказ
на основе
иллюстраций.
В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный
совет». Д.Хармс «Храбрый ёж». Поступки героев
произведений.
Н.Сладков
«Лисица
и
ёж».
Поступки
героев
произведений.
Итоговая контрольная работа в форме тестирования за
курс первого класса.
С.Аскаков «Гнездо». Характер героя художественного
текста на основе поступков.
Разноцветные страницы. Истории из жизни братьев
наших меньших.
Создание летописи класса.
Тематическое планирование

№
п/п
1

1
1

1
1

1

1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

2 класс

Тема урока
Вводный урок по курсу литературного чтения 1ч
Знакомство
с учебником.
Система условных
обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Кол-во
часов
1

Примечание

2
3
4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20

21
22
23
24
25

Самое великое чудо на свете (4ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела. Книги, прочитанные летом.
Проект
«О чем может рассказать школьная
библиотека».
Старинные и современные книги. Высказывание о
книгах
К.Ушинского,
Л.Толстого,
М.Горького.
Классификация высказываний.
Напутствие читателю Р.Сефа. Выразительное чтение
напутствия.
Пересказ
содержания
научно­
познавательных текстов.
Устное народное творчество (15ч)
Знакомство с названием раздела. Малые и большие
жанры устного народного творчества.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских
народных песнях. Рифма.
Потешки и прибаутки, считалки и небылицы - малые
жанры устного народного творчества.
Ритм - основа считалки. Сравнение считалки и
небылицы.
Загадки - малые жанры устного народного творчества.
Распределение загадок по тематическим группам.
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.
В.Даль - собиратель пословиц русского народа.
Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет»
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое
зернышко». Рассказывание сказки по рисункам.
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Герои
сказки. Рассказывание сказки по плану.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Творческий
пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.
Русская народная сказка «Лиса и журавль». Соотнесение
пословицы со сказочным текстом.
Русская
народная
сказка
«Каша
из
топора»
Характеристика
героев
сказки
на
основе
представленных качеств характера.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Герои сказки.
Рассказывание сказки по плану.
А. Шибаев «Вспомни сказку»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«У стное народное творчество»
Люблю природу русскую Осень. (8ч)
Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ
осени в загадках.
Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта.
Интонация стихотворения.
Лирические стихотворения А.Плещеева и А.Фета
Выразительное чтение стихотворений.
Лирические стихотворения А.Толстого и С.Есенина.
Настроение. Интонация стихотворения.
Лирические стихотворения В.Брюсова и И.Токмаковой.

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

26
27
28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Средства художественной выразительности.
В.Берестов «Хитрые грибы».
«Грибы» (из
энциклопедии).
Сравнение художественного и научно-популярного
текстов. «Осеннее утро» М.Пришвин
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую
Осень» Проверим себя и оценим свои достижения.
Русские писатели (14 ч)
А.С. Пушкин - великий русский писатель.
Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные
чудеса.
Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север,
тучи...», «Зима..»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение
литературной и народной сказок.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря
в сказке.
А.С.
Пушкин
«Сказка
о
рыбаке
и
рыбке».
Характеристика героев произведения.
Басни. Нравственный смысл басен . Структура басни,
модель басни. И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей». Сравнение басни и
сказки. Герой басенного текста.
Басни
Л.Н.Толстого
«Старый
дед
и
внучек».
Соотношение пословицы со смыслом басни.
Рассказы Л.Н.Толстого «Филиппок». Характеристика
героев произведения.
Л.Н.Толстой «Филиппок».«Правда всего дороже».
Л.Н.Толстой «Котенок». Подробный пересказ.
Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять птичекстайка»
Обобщение по разделу «Русские писатели». Проверим
себя и оценим свои достижения
О братьях наших меньших (12ч)
Научно-популярный текст Н.Сладкова «Они и мы»,
А.Шибаев «Кто кем становится?»
Веселые стихи о животных. Б. Заходер «Плачет киска..»,
И.Пивоварова «Жила-была собака».
В.Берестов «Кошкин щенок». Характер героев.
М.Пришвин «Ребята и утята». Герои рассказа.
Нравственный смысл поступков.
М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на
основе плана.
Е.Чарушин «Страшный рассказ»
Б.Житков «Храбрый утенок». Характеристика героев
рассказа. Нравственный смысл поступков.
В.Бианки «Музыкант». Подробный пересказ на основе
вопросов.
В.Бианки «Сова». Герои рассказа.
В.Бианки «Сова». Составление рассказа по рисункам.
Разноцветные страницы. С. Брезкун, М. Бородинская.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

54

55
56
57
58
59

60
61
62
63

64
65
66
67
68
69

70
71
72

73
74
75
76
77

78
79
80

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».
Проверим себя и оценим свои достижения.
Из детских журналов (9ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование
содержания раздела.
Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра»
Д.Хармс «Вы знаете». Подбор заголовка в соответствии
с содержанием, главной мыслью.
Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи».
Д.Хармс «Что это было?», Н. Гернет, Д.Хармс «Оченьочень вкусный пирог». Выразительное чтение на основе
ритма.
Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя»
Защита проекта «Мой любимый детский журнал»
А.Введенский
«Лошадка».
Придумывание
своих
вопросов по содержанию.
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои
достижения.
Люблю природу русскую Зима. (8ч)
Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки.
И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка».
Слова, которые помогают представить зимние картины.
Я.Аким «Утром кот принес на лапках». Настроение
стихотворения.
Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет
з и м а .»
С.Есенин «Береза». Авторское отношение к зиме.
Русская народная сказка «Два мороза». Главная мысль
произведения. Герой произведения. Характеристика
героев.
С.Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного
жанра. Чтение по ролям.
Весёлые стихи о зиме. А. Барто «Дело было в январе»,
С.Дрожжин «Улицей гуляет»
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои
достижения.
Писатели детям (16ч)
К.И.Чуковский. Сказки.
«Путаница». Настроение
стихотворения. Чтение по ролям.
К.И.Чуковский «Радость». Рифма.
К.И.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение
к изображаемому.
К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение по ролям.
С.Я. Маршак «Кот и лодыри». Герои произведения С.
Маршака.
Соотнесение
смысла
пословицы
с
содержанием стихотворения.
С.В.Михалков «Мой секрет». Эпическое стихотворение.
Содержание произведения.
С.В.Михалков «Сила воли». Заголовок.
С.В.Михалков «Мой щенок». Деление текста на части.
Характеристика героя произведения с опорой на его

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

91
92
93
94
95
96
97
98
99

100
101
102

103
104
105
106
107
108

поступки.
Стихи
А.Л.
Барто.
«Веревочка».
Заголовок
стихотворения.
А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка
- добрая душа». Выразительное чтение стихотворения.
Юмористические рассказы для детей Н.Носова.
«Затейники».
Н.Носов «Живая шляпа». Составление плана текста.
Н.Носов «Живая шляпа». Подробный пересказ на
основе составленного плана.
Н.Носов «На горке». Герои юмористического рассказа.
Авторское отношение к ним.
Н.Носов «На горке». Подробный пересказ на основе
картинного плана.
Разноцветные страницы.
Проверим себя и оценим свои достижения.
Я и мои друзья (9 ч)
Знакомство с названием раздела, прогнозирование
содержание раздела. Стихи о дружбе и друзьях
В.Берестова, Э. Мошковской.
В.Лунин
«Я
и
Вовка».
Нравственно-этические
представления.
Рассказы Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Соотнесение
названия рассказа с пословицей.
Рассказы Ю.Ермолаева. «Два пирожных» Смысл
названия рассказа.
В.Осеева «Волшебное слово». Составление плана
рассказа.
В.Осеева «Хорошее».
Устные рассказы о дружбе,
взаимовыручке.
Рассказы В.Осеевой. «Почему» Герои произведения.
В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа.
Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша»
Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Проверим себя
и оценим свои достижения.
Люблю природу русскую. Весна. (7 ч)
Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День
Победы - 9 мая».
Ф.Тютчева «Зима недаром злится», «Весенние воды».
Приём контраста в создании картин зимы и весны.
Лирические стихотворения А.Плещеева.
«Весна»,
«Сельская песенка»
Слово как средство создания
весенней картины природы.
Лирические
стихотворения А.Блока «На лугу».
С.Маршак «Снег теперь уже не тот».
Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю»
Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я
маму мою обидел»
Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза»
Проект: Г азета «День Победы - 9 мая».
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121

122

123

124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134

достижения
И в шутку и всерьез (11ч)
Знакомство с названием раздела. Веселые стихи
Б.Заходера.
Б. Заходер «Что красивей всего?». Инсценирование
стихотворения.
Б.Заходер
«Песенки
Винни-Пуха».
Чтение
стихотворения на основе ритма.
Весёлые рассказы для детей Э.Успенского «Чебурашка»
Заголовок - входная дверь в текст.
Э. Успенский «Чебурашка». Герой юмористического
рассказа. Составление плана по вопросам.
Весёлые стихи Э.Успенского «Если был бы я
девчонкой...». Выразительное чтение.
Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память».
Выразительное чтение.
Весёлые
стихи
В.Берестова
«Знакомый,
«Путешественники».
В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В
чудной стране» Ритм стихотворения.
Весёлые рассказы для детей Г.Остера «Будем знакомы»
Г.Остер «Будем знакомы». Герои юмористических
рассказов.
Веселые рассказы для детей В. Драгунского «Тайное
становится явным».
В.Драгунский
«Тайное
становится
явным».
Восстановление последовательности текста на основе
вопросов.
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои
достижения.
Литература зарубежных стран (12ч)
Подготовка к проекту «Мой любимый писательсказочник» Американская народная песенка «Бульдог по
кличке Дог»
Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы»
Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и
мотылек», «Знают мамы, знают дети»
Шарь Перро «Кот в сапогах». Г ерои зарубежных сказок.
Шарь Перро «Кот в сапогах» Пересказ сказки по
самостоятельно составленному плану.
Шарль Перро «Красная шапочка». Творческий пересказ:
дополнение содержания сказки.
Г.- Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои
зарубежных сказок.
Эни Хогарт «Мафин и паук». Герои сказок.
Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки
для подробного пересказа
Эни Хогарт «Мафин и паук».. Соотнесение смысла
сказки с русской пословицей..
Итоговая контрольная работа
Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

135
136

достижения.
Повторение (1,5 ч)
Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник».
Книжкины друзья
Тематическое планирование

№
п/п
1

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21

22

1
1

3 класс

Тема урока
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)
Знакомство с учебником. Работа со вступительной
статьёй.
Самое великое чудо на свете (4 часа)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
О первопечатнике Иване Фёдорове.
Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на
свете». Проверочная работа.
Устное народное творчество (13 часов)
Русские народные песни.
Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и
хохломская посуда.
Произведения прикладного искусства: дымковская и
богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»: особенности волшебной сказки.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»: деление текста на части.
Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк».
Характеристика героев. Проверка техники чтения.
Русская народная сказка «Иван- царевич и серый
волк»: деление текста на части.
Русская народная сказка «Сивка- бурка»: деление
текста на части.
Русская народная сказка «Сивка- бурка»: главные герои
произведения.
Проект: «Сочиняем волшебную сказку».
Обобщающий урок по разделу «Устное народное
творчество». Проверочная работа по разделу «Устное
народное творчество».
Поэтическая тетрадь (11 часов).
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе
научно- популярной статьи Я. Смоленского.
Ф.И. Тютчев
«Весенняя гроза». Звукопись, её
художественно-выразительное значение.
Ф.И. Тютчев «Листья». Олицетворение - средства
художественной
выразительности.
Сочинениеминиатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»: картины

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

Примечание

23
24
25
26
27
28
29

30

31
32

33
34
35

36

37

38

39
40
41
42

природы.
А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...». Эпитеты слова, рисующие картины природы.
И.С. Никитин «Полно, степь моя...». Заголовок
стихотворения.
И.С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины
природы.
И.З.
Суриков «Детство». Выразительное чтение
стихотворения.
И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания
картины природы в лирическом стихотворении.
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 1»
Первый снег. Выразительное чтение стихотворений и
прозаических произведений, сочинённых детьми.
Великие русские писатели (24 часа)
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о
жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой
природы...»: картины природы.
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Лирические
стихотворения. Настроение стихотворения.
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Опрятней
модного
паркета».
Средства
художественной
выразительности: эпитет, сравнение.
А.С.
Пушкин
«Зимнее
утро».
Настроение
стихотворения. Проверка техники чтения.
А.С.
Пушкин
«Зимний
вечер».
Звукопись,
её
художественно-выразительное значение.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди». Герои литературной
сказки.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди». Сравнение народной и
литературной сказок.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной Царевне Лебеди». Нравственный смысл
сказки.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре
князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Пересказ сказки по плану.
И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове.
И.А. Крылов «Мартышка и очки». Мораль басен. Герои
басни.
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». Инсценирование
басни.
И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои
на основе их поступков.

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1
1
1

43
44

45
46
47
48
49
50
51
52

53

54
55
56
57
58
59

60
61
62

63
64
65

М.Ю.
Лермонтов.
Статья
В.
Воскобойникова.
Подготовка сообщения на основе статьи.
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере
диком стоит одиноко...».
Подбор
музыкального
произведения к лирическому стихотворению.
М.Ю. Лермонтов «Утёс». Настроение лирического
стихотворения.
М.Ю, Лермонтов «Осень». Сравнение лирического
текста с произведениями живописи.
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).
Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
Л.Н. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа.
Л.Н.
Толстой «Акула».
Составление различных
вариантов плана.
Л.Н. Толстой «Прыжок». Характеристика героев
произведения.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Герои произведения.
Пересказ текста.
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда
девается вода из моря?». Сравнение рассказов (тема,
главная мысль, события, герои).
Обобщающий урок по разделу «Великие русские пи­
сатели». Проверочная работа по разделу «Великие
русские писатели».
Поэтическая тетрадь (6 часов)
Н.А. Некрасов «Славная осень!». Стихотворения о
природе.
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором». Средства
художественной выразительности.
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское
отношение к герою.
К.Д. Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение
стихотворений.
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой
зелёный ельник у дороги». Создание словесных картин.
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Проверочная работа по разделу «Поэтическая
тетрадь».
Литературные сказки (7 часов).
Знакомство с литературными сказками.
Д.Н. Мамин- Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным
сказкам». Выразительное чтение.
Д.Н. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Характеристика героев сказок.
В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница». Сравнение
народной и литературной сказок.
В.М.
Гаршин
«Лягушкапутешественница».
Характеристика героев сказки.
В.Ф.
Одоевский «Мороз Иванович».
Сравнение
народной и литературной сказок.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

66
67

68
69
70
71
72
73
74
75
76

77
78
79
80
81

82

83
84
85
86
87
88

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана
сказки. Подробный и выборочный пересказ.
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».
Были-небылицы (9 часов)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения основной приём описания подводного царства.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ:
сочинение продолжения сказки.
К.Г.
Паустовский
«Растрёпанный
воробей».
Определение жанра произведения.
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои
произведения.
К.Г.
Паустовский
«Растрёпанный
воробей».
Характеристика героев произведения.
А.И. Куприн «Слон». Тема и главная мысль
произведения.
А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения.
А.И. Куприн «Слон». Составление плана текста.
Пересказ.
Обобщающий урок по разделу «Были- небылицы».
Проверочная
работа
по
разделу
«Были
небылицы».
Поэтическая тетрадь 1 (5 часов).

1

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...» : стихи о
животных.
С.
Чёрный
«Воробей»,
«Слон».
Средства
художественной выразительности.
Картины зимних забав. А.А. Блок «Ветхая избушка».
Выразительное чтение стихотворений.
А.А. Блок «Сны», «Ворона». Средства художественной
выразительности для создания образа.
С.А. Есенин «Черёмуха». Средства художественной
выразительности для создания для создания картин
цветущей черёмухи.
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь
1». Проверочная работа по разделу «Поэтическая
тетрадь».
Люби живое (14 часов)
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
Сочинение на основе художественного текста.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение
жанра произведения.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»: главный
герой произведения. Рассказ о герое.
В.И. Белов «Малька провинилась». Главные герои
рассказа.
В.И. Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание рассказа.
Главные герои рассказа.
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Определение жанра
произведения.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

89
90

91
92
93
94
95
96
97
98

99
100
101
102
103
104
105
106

107
108
109
110
111
112
113
114

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление
плана
текста..
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое, подбирая
в произведении слова-определения, характеризующие
его поступки и характер.
Б.С. Житков «Про обезьянку». Тема и основная мысль
произведения.
Б.С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.
Характеристика героя.
Б.С. Житков «Про обезьянку». Пересказ произведения
на основе плана.
Б.С. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ.
В.Дуров «Наша Жучка». Г ерои произведения.
В.П. Астафьев «Капалуха». Основная мысль рассказа.
Герои произведения.
В. Ю. Драгунский.
«Он живой и светится».
Нравственный смысл рассказа.
Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Проверочная работа по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь (6 часов).
С.Я. Маршак «Гроза днём». Выразительное чтение
стихотворения.
С. Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»
Выразительное чтение стихотворения.
А.Л.
Барто
«Разлука».
Выразительное
чтение
стихотворения.
А.Л. Барто «В театре». Выразительное чтение
стихотворения.
С.В.
Михалков
«Если».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Выразительное
чтение стихотворения.
Проект: «Праздник поэзии»
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 часов)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»:
особенности заголовка произведения
А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа.
А.П. Платонов «Цветок на земле». Особенности речи
героев. Чтение по ролям.
А.П. Платонов «Ещё мама». Герои произведения.
Отношение автора к герою.
А.П. Платонов «Ещё мама». Особенности речи героев.
Чтение по ролям.
М.М.
Зощенко
«Золотые
слова».
Особенности
юмористического рассказа.
М.М.
Зощенко
«Великие
путешественники».
Особенности юмористического рассказа.
М.М.
Зощенко
«Великие
путешественники».
Составление небольшого рассказа о персонаже.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

134

Н.Н.
Носов
«Федина
задача».
Особенности
юмористического рассказа.
Н.Н. Носов «Телефон». Отношение автора к событиям и
героям.
В.Ю.
Драгунский «Друг детства».
Особенности
юмористического рассказа.
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке - на­
берёшь кузовок». Проверочная работа по разделу
««Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».
По страницам детских журналов (7 часов)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые
детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.И. Ермолаев «Проговорился». Чтение рассказа в
лицах.
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». Пересказ.
Г. Б. Остер «Вредные советы». Выразительное чтение
стихотворений.
Г.Б. Остер «Как получаются легенды». Легенда своей
семьи, своего дома, своего города.
Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение
стихотворений.
Создание сборника добрых советов.
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских
журналов». Проверочная работа по разделу «По
страницам детских журналов».
Зарубежная литература (8,5 часов)
Мифы
Древней
Греции.
«Храбрый
Персей».
Мифологические герои и их подвиги.
Мифы
Древней
Греции.
«Храбрый
Персей».
Выборочный пересказ текста.
Герои мифов Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл
сказки.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к
сказке.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание собственной
сказки на основе художественного произведения.
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».
Проверочная
работа
по
разделу
«Зарубежная
литература».
Итоговая контрольная работа.

135
136

Рассказы о дружбе. Характеристика героев.
Рассказы о братьях наших меньших

1
1

115
116
117
118

119
120
121
122
123
124
125
126

127
128
129
130
131
132
133

Тематическое планирование
№
п/п
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

4 класс

Тема урока
Вводный урок (1час).
Знакомство с учебником по литературному чтению.

Кол-во
часов
1

Примечание

2

3

4

5
6
7
8
9
10
11

12

13
14
15
16
17
18

19

20
21
22
23

Система условных обозначений.
Летописи. Былины. Жития (10 ч)
Знакомство с названием раздела «Летописи, былины,
жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на
вратах Царьграда»
События летописи - основные события Древней Руси.
Сравнение
текста
летописи
и исторических
источников.
Летопись - источник исторических фактов. Сравнение
текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
Прозаический текст
былины
в пересказе И.
Карнауховой
Герой былины - защитник Русского государства.
Картина В. Васнецова «Богатыри
Сергий Радонежский - святой земли Русской. Житие
Сергия Радонежского
В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие
Сергия Радонежского
Проект «Календарь исторических событий»
Проверочная работа по разделу «Летописи, былины,
жития»
Чудесный мир классики (18 ч)
Знакомство с названием раздела «Чудесный мир
классики». П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение
произведений
словесного
и
изобразительного
искусства.
П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев
П.П.
Ершов
«Конек-Горбунок»
.
Сравнение
литературной и народной сказок.
А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к
изображаемому.
А.С.
Пушкин
«Туча»,
«Унылая
пора!
Очей
очарованье!». Авторское отношение к изображаемому.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Мотивы народной сказки.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Характеристика героев, отношение к
ним.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Деление сказки на части. Составление
плана.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Пересказ сказки.
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в
стихотворении.
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов
русской и турецкой сказки.
М.Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб». Герои турецкой
сказки.

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

24
25
26
27
28
29

30
31

32
33
34

35
36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство».
События рассказа
Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного
героя Л.Толстого.
Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»
А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.
Главные герои рассказа.
А.П.
Чехов
«Мальчики».
Характер
героев
художественного текста.
Проверочная работа по разделу «Чудесный мир
классики».
Поэтическая тетрадь (10 ч)
Знакомство с названием раздела «Поэтическая
тетрадь».
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...», «Еще земли
печален в и д .» . Отбор средств художественной
выразительности для создания картины природы.
А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в
лирическом стихотворении
А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!»,
«Где сладкий шепот моих лесов?». Передача
настроения и чувства стихотворения
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения
И.С. Никитин «В синем небе плывут над п о л я м и .» .
Изменение картин природы в стихотворении.
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки
нянины с к а з к и .» . Выразительное чтение.
И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.
Бунина.
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».
Литературные сказки (14 часов)
Знакомство с названием раздела «Литературные
сказки».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и
главные герои.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности
литературного жанра.
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста
на части.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности
литературного жанра.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои
литературного произведения.
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в
содержании художественного произведения..
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Уральский
сказочник.
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных
сказок в авторском тексте.
П.П.
Бажов
«Серебряное
копытце».
Герои

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

49
50
51
52
53

54
55
56
57
58
59
60
61

62

63
64
65
66
67
68
69
70

71
72

произведения. Авторское отношение.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Фантастические
события сказки.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных
сказок в литературном произведении.
С.Т.
Аксаков
«Аленький
цветочек».
Герои
художественного текста. Деление на части.
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный
пересказ. Словесное иллюстрирование.
Проверочная работа по разделу «Литературные
сказки».
Делу время - потехе час (8 часов).
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл.
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Инсценирование произведения.
В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности
юмористического текста.
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское
отношение.
Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл
заголовка. Герои произведения.
Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе
час».
Проверочная работа по разделу «Делу время - потехе
час».
Страна Детства (8 часов)
Знакомство с названием раздела «Страна детства».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Авторское
отношение к персонажам
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности
развития сюжета.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Особенности развития событий.
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Герои произведения.
М.М. Зощенко «Елка» Герои произведения
М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ.
Обобщающий урок по разделу «Страна детства»
Внеклассное чтение.
Проверочная работа по разделу «Страна детства».
Поэтическая тетрадь (4 ч)
Знакомство с названием раздела «Поэтическая
тетрадь».
В.Я. Брюсов «Опять сон». Развитие чувства в
лирическом стихотворении.
В.Я. Брюсов «Детская». Развитие чувства в лирическом
стихотворении.
С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

73
74
75
76
77

78
79
80
81
82
83
84
85
86

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

лирическом стихотворении.
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...». «Наши
царства». Тема детства в произведениях.
Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (11 часов)
Знакомство с названием раздела «Природа и мы»
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка
Д.Н.
Мамин-Сибиряк
«Приемыш».
Подготовка
выборочного пересказа.
Отношение человека к
природе.
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения
о животных.
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как
характеристика героя.
М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои
произведения.
М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на
основе произведения.
Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на
основе поступка.
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на
части. Составление плана.
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Выборочный
пересказ.
Проверочная работа по разделу «Природа и мы».
Проект «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (8 часов)
Знакомство с названием раздела «Поэтическая
тетрадь»
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени
С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в
произведении.
Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в
произведении.
Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в
лирическом стихотворении.
С.А. Есенин «Лебедушка».Выразительное чтение.
С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного
творчества и авторского отношения.
Проверочная работа по разделу «Поэтическая
тетрадь».
Родина (7 часов)
Знакомство с названием раздела «Родина»
И.С. Никитин «Русь». Определение темы и главной
мысли стихотворения.
И.С. Никитин «Русь».Образ Родины в поэтическом
тексте.
С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к
изображаемому.
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком б л е с к е .» . Тема

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

100
101
102
103

104
105
106
107
108
109
110
111

112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127

128
129
130

стихотворения. Авторское отношение.
Проект «Они защищали Родину»
Обобщающий урок по разделу «Родина».
Проверочная работа по разделу «Родина».
Страна фантазии ( 7 часов)
Знакомство с названием раздела «Страна фантазия».
Е.С.
Велтистов
«Приключения
Электроника».
Особенности жанра.
Е.С.
Велтистов
«Приключения
Электроника».
Необычные герои фантастического рассказа.
Е.С.
Велтистов
«Приключения
Электроника».
Составление плана текста.
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности
жанра.
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев
фантастических рассказов.
Обобщающий урок по разделу « Страна Фантазия».
Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».
Внеклассное чтение «Вперед друзья».
Зарубежная литература ( 17 часов).
Знакомство
с названием
раздела
«Зарубежная
литература»
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие
сюжета в зарубежной литературе
Дж.
Свифт
«Путешествие
Гулливера».
Герои
приключенческих рассказов.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Деление текста на части.
Г.Х. Андерсен «Русалочка» Словесное рисование.
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями
русских народных сказок
Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Осознанное
чтение произведения.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности
повествования.
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои
приключенческой литературы.
С. Лагерлеф. Жизнь и творчество.
С. Лагерлеф «Святая ночь». Определение характера
текста.
С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство.
С. Лагерлеф «В Назарете». Иисус и Иуда.
Обобщающий урок по разделу
«Зарубежная
литература».
Проверочная
работа
по
разделу
«Зарубежная
литература».
Повторение (4,5 ч)
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы.
Путешествие по дорогам любимых книг.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

131
132
133
134
135
136

Литературные тайны.
Читаем летом.
Моя любимая книга.
Поэтическая тетрадь.
Рассказы о дружбе.
Рассказы о братьях наших меньших.

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».