Музыкальная шкатулка

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Музыкальная шкатулка». Классы: 1-3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная
шкатулка » относится к художественной направленности.
В учебном плане дополнительной

общеобразовательной

программы

«Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

МАОУ
программе

«Музыкальная шкатулка» в 1-3 классах выделяется 2 учебных часа в неделю, т.е. 68 часов в
год.
Нормативно - методические материалы
1.

Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012г.
2.

Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»
3.

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта

2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально­

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»
5.

Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»

(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6.

Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).

Дата утверждения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Музыкальная шкатулка» утверждена директором МАОУ «Бугалышская
СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель:
формирование личности ребенка с развитыми музыкально-эстетическими интересами и
системой ценностей средствами вокального и хорового искусства.
Задачи:

Обучающие:
- расширять кругозор детей в области детского песенного творчества;
- учить детей правильному использованию своего голосового аппарата;
- учить детей свободно держаться и петь сольно на сцене;
- учить творчески и индивидуально преподносить зрителям каждый свой выход на сцену;
- формировать исполнительские навыки.
Развивающие:
- развивать навыки сольного пения;
- развивать музыкально-ритмические способности;
- развивать образное и ассоциативное мышление, память, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других
народов мира;
- воспитывать потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и
музыкальном самообразовании;
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
Форма аттестации: результатом обучения являются
различных

концертах,

выступления

учащихся

на

конкурсах, мероприятиях, участие в творческих отчетах, на

родительских собраниях и т. п
Методы и формы работы:
индивидуальная форма работы.

при реализации программы используется групповая и

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная
шкатулка» относится к художественной направленности.
Уровень освоение программы - ознакомительный.
Актуальность программы обусловлена необходимостью решения важнейшей задачи
российского образования по развитию творческого потенциала учащихся. Обучение по данной
программе способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся, приобщению
их к музыкальной культуре, раскрытию в детях разносторонних способностей. Пение является
весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе обучения дети осваивают
основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор,
познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный
способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться
голосом

передавать

внутреннее

эмоциональное

состояние,

разработана

программа

дополнительного образования детей «Музыкальная шкатулка».
Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет
наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность
в общении. Программа составлена на основе методических рекомендаций и пособий:
В.А.Самарин, М.С.Осеннева «Хоровой класс и практическая работа с хором», Г.П. Стулова
«Развитие детского голоса в процессе обучения пению».
Цель:

формирование личности ребенка с развитыми музыкально-эстетическими

интересами и системой ценностей средствами вокального и хорового искусства.
Нормативно-правовые акты и документы
1.

Федеральным законом «Об

образовании в Российской

Федерации (приказ

Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ принят Государственной
Думой 21 декабря 2012 года);
2. Приложением к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки Российский Федарации от 18 ноября
2015 г. №09-3242).
4. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(приказ № 28 от 09.06.2020 г.).

5. Учебный план дополнительного образования (приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
Задачи
Обучающие:
- расширять кругозор детей в области детского песенного творчества;
- учить детей правильному использованию своего голосового аппарата;
- учить детей свободно держаться и петь сольно на сцене;
- учить творчески и индивидуально преподносить зрителям каждый свой выход на сцену;
- формировать исполнительские навыки.
Развивающие:
- развивать навыки сольного пения;
- развивать музыкально-ритмические способности;
- развивать образное и ассоциативное мышление, память, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других
народов мира;
- воспитывать потребность в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и
музыкальном самообразовании;
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
Категория учащихся
Категория учащихся - учащиеся 1-3 классов в возрасте от 7 до 9 лет. Программа
подлежит модификации в зависимости от набора детей и возможности усвоения программы. В
кружок принимаются все дети, желающие петь, без отбора по музыкальным способностям.
Срок реализации программы - 1 год обучения (68 часов).
При реализации программы используется групповая и индивидуальная форма работы.
Занятия проводятся в разновозрастной группе, численный состав - 15 человек.
Занятия проводятся 2 раза
учебного времени и 10 мин.

в неделю по 1 часу.

Время занятий включает 45 мин.

обязательный перерыв. Каждое занятие строится по

универсальной схеме: дыхательная вокальная гимнастика, распевание, пение музыкального
материала, работа над произведениями, анализ занятия, задание на дом.
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох,
начало звукоизвлечения и его окончание);
- познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных
композиторов;
- уверенно и свободно держаться на сцене.
Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения.

Содержание программы
Учебный (тематический) план

№

Количество часов

Название раздела.

Формы аттестации/
контроля

п/п
всего

теория

прак­
тика

1

Музыкально-теоретическая подготовка.
1)

Вводное занятие

2)

Пение

как

1
вид

музыкальной

1

2

2

деятельности

Прослушивание.
Наблюдение

3)

Основы музыкальной грамоты

4)

Развитие

музыкального

слуха

3
и

1

4

2
4

памяти
2

Вокально-хоровая работа.
1) Прослушивание голосов
2) Певческая

установка.

Дыхание.

1

-

1

18

-

18

Распевание.
3) Вокальная позиция. Дирижерские

Прослушивание
Наблюдение

7

1

6

4) Дикция. Работа с солистами.

9

1

8

5) Репетиции.

6

-

6

жесты. Звуковедение.

3

О музыке, о творчестве, о славе
1) Беседа о гигиене певческого голоса.

1

1

2) Расширение

3

1

кругозора

музыкального
и

беседа
2

формирование

прослушивание
наблюдение

музыкальной культуры.
3) Беседа о творчестве композиторов-

1

1

Беседа

2

2

беседа

классиков.
4) Беседа о творчестве современных
композиторов.
5) Просмотр видеозаписи выступления

2

2

5

5

3

3

детей на Евровидении.
4

Концертно-исполнительская
деятельность
1) Выступление на праздниках
2) Экскурсии,

концерты,

театры

концерт

(дистанционно).
68

Итого

9

59

Содержание учебного (тематического) плана
Музыкально-теоретическая подготовка
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и ПБ. Техника
безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Теория: о музыке как виде искусства; свойствах звука; способах рождения звуков;
понятиях: резонаторы, частота, колебания.
Практика: беседа; слушание и анализ музыкальных фрагментов; работа с музыкально­
дидактическими играми; опыты по извлечению звуков из различных предметов.
Тема 2. Пение как вид музыкальной деятельности.
Теория: анатомическое знакомство с голосовым аппаратом; основные правила заботы о
голосе и голосовом аппарате, понятие «певческой позиции», знакомство с понятием «певческое
дыхание», с типами дыхания; влияние дыхания на качество звука. Знакомство с понятием
«вокальные и артикуляционные упражнения»,

«секвенция»,

«полутон»,

«пластические

движения, мимика, жесты» и их необходимость во время выступления.
Практика:

разучивание

и выполнение дыхательных и вокальных упражнений;

определение диапазона певческих голосов.
Тема 3. Основы музыкальной грамоты.

Теория: Знакомство с ключами и метроритмическими особенностями строения
музыкальных произведений. Представление о понятиях: тембр, динамика, темп, интонация,
мелодия; различных музыкальных инструментах, их тембрах; представление о понятиях:
оркестр, дирижёр, композитор, исполнитель.
Практика: слушание музыки; работа с музыкально-дидактическими играми.
Тема 4. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Теория: представление о понятиях: сольное пение, дуэт, трио, хор и их особенностях;
накапливание музыкально-слуховых впечатлений, развитие музыкального слуха.
Практика: вокально-техническая работа; слушание и анализ музыкальных фрагментов;
артикуляционные упражнения; дыхательная гимнастика, ритмические игры.
Вокально-хоровая работа
Тема 1. Прослушивание голосов, разучивание и исполнение песен.
Теория: прослушивание голосов, авторов и музыкальных произведений в качественном
исполнении. Подбор репертуара.
Практика:

разучивание

мелодии,

ритма,

расстановка

дыхания;

выявление

стилистических особенностей произведения. Работа над фразировкой и динамикой, исполнение
вокализов (как распевки и самостоятельных произведений) в работе над чистотой интонации.
Разучивание на занятиях распевок, основанных на постепенном и скачкообразном движении.
Продумывание и пробы вариантов подходящего поведения, движений, жестов, основанных на
содержании исполняемого вокального произведения.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание. Распевание.
Теория. Работа над певческой установкой, дыханием.
Практика: разучивание вокальных секвенций, обращая внимание на вдох и выдох, на
устойчивое интонирование; освоение упражнений на снятие мышечных зажимов, развитие
чувства ритма, памяти, чистоты интонации. Разучивание упражнений, направленных на
улучшение качества дикции, разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью
подготовки их к работе.
Тема 3. Вокальная позиция. Дирижерские жесты. Звуковедение.
Теория. Работа над вокальной позицией, звукообразованием, звуковедением, над
тембром, связанным

с

образно-эмоциональной

стороной

произведения,

осмысленным

пением, подкреплённым образно-ассоциативным мышлением. Знакомство с дирижерскими
жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы
Практика: вокально-технические упражнения; работа с музыкально-дидактическими
играми, выполнение диагностических тестов.
Тема 4. Дикция. Работа с солистами.

Теория. Работа над дикцией, устранением певческих дефектов, фразировкой, динамикой,
выразительной интонацией.
Практика.

Разучивание

мелодии,

ритма,

расстановка

дыхания;

выявление

стилистических особенностей произведения. Работа над фразировкой и динамикой, исполнение
вокализов (как распевки и самостоятельных произведений) в работе над чистотой интонации.
Разучивание на занятиях распевок, основанных на поступенном и скачкообразном движении.
Продумывание и пробы вариантов подходящего поведения, движений, жестов, основанных на
содержании исполняемого вокального произведения.
Тема 5. Репетиции.
Теория: промежуточная диагностика развития музыкальных способностей учащихся;
отслеживание положительной динамики развития творческих способностей учащихся;
повторение пройденного материала.
Практика: вокально-технические упражнения; работа с музыкально-дидактическими
играми,
О музыке, о творчестве, о славе
Тема 1. Беседа о гигиене певческого голоса.
Тема 2. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Теория:

прослушивание авторов и музыкальных произведений в качественном

исполнении. Подбор репертуара.
Практика:

разучивание

мелодии,

ритма,

расстановка

дыхания;

выявление

стилистических особенностей произведения. Работа над фразировкой и динамикой, исполнение
вокализов (как распевки и самостоятельных произведений) в работе над чистотой интонации.
Разучивание на занятиях распевок, основанных на поступенном и скачкообразном движении.
Продумывание и пробы вариантов подходящего поведения, движений, жестов, основанных на
содержании исполняемого вокального произведения.
Тема 3. Беседа о творчестве композиторов-классиков.
Тема 4. Беседа о творчестве современных композиторов.
Тема

5.

Просмотр

видеозаписи

выступления

детей

на

Евровидении.

Разбор

произведений, техники исполнения.
Концертно-исполнительская деятельность
Тема 1. Выступления на праздниках
Теория:

закрепление

навыков

выступления

перед

слушателями;

умений

петь

эмоционально, выразительно, донося до слушателя музыкальные образы исполняемых песен.
Практика: выступление перед сверстниками, родителями, другими педагогами; анализ
своего выступления с учетом замеченных ошибок и пути их исправления.

Тема 2. Экскурсии, концерты, театры (дистанционно)
Теория: знакомство с вариантами исполнения репертуара:
Планирование
устойчивости

концертно-исполнительской
исполнителя

перед,-

динамики

развития

положительной

во

деятельности.
время,-

творческих

после

Беседа

под аккомпанемент.
о

эмоциональной

выступления.

способностей

Отслеживание

учащихся,

повторение

пройденного материала.
Практика:

Экскурсии,

репетиционные

занятия,

праздничные

выступления.

Использование упражнений на снятие эмоционального напряжения. Исполнение репертуара.

Формы контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
- входящий контроль, осуществляется через наблюдение за входными данными
обучающихся;
- текущий контроль осуществляется через наблюдение за освоением программного
материала;
- итоговый контроль осуществляется в конце изучаемого курса (определяется степень
усвоения ЗУН материала программы и его применения в вокальной практике).

Формы и содержание итоговой аттестации
1. Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года.
2. Открытые занятия для родителей и педагогов.
3. Участие детей в районных мероприятиях, концертной деятельности, конкурсах и фестивалях.
Программа не предполагает зачетно - экзаменационной системы контроля над результатами
образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения
творческих мероприятий и оцениваются соучениками и педагогами. Для того чтобы обеспечить
оптимальное певческое развитие каждого учащегося, руководитель должен знать результаты
своей работы в индивидуальном проявлении учащихся.

Критерии оценки достижения планируемых результатов
Усвоение программы возможно по трём уровням: низкий, средний, высокий.
Уровни

освоения

Результат

программы
Низкий

учащиеся

знают правила поведения на занятиях,

технику

безопасности на занятиях, гигиену голоса, музыкальные термины на
бытовом уровне (отрывисто, плавно, громко, тихо);

- умеют правильно сидеть или стоять при пении, брать дыхание,
петь естественным голосом, работать в диапазоне одной октавы.
Учащиеся знают правила поведения на занятиях,

Средний

технику

безопасности на занятиях, гигиену голоса, названия основных
музыкальных жанров, их особенности, понятие звуковысотность,
строение голосового аппарата, основные музыкальные термины, их
названия и содержание, основные музыкальные интервалы.
Умеют правильно сидеть или стоять при пении, петь естественным
голосом, работать в диапазоне 1-1,5 октавы, планировать свою
деятельность с помощью взрослого, формировать правильное
звукообразование и дикцию, брать правильное дыхание, слушать
чистоту интонации.
Высокий

Учащиеся знают технику безопасности на занятиях, гигиену голоса,
названия основных музыкальных жанров, их особенности, понятие
звуковысотность,

строение

музыкальные термины,

голосового

аппарата,

основные

их названия и содержание,

сновные

музыкальные интервалы, основные упражнения, вокализы.
Умеют петь естественным голосом, работать в диапазоне 1,5 октавы,
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
формировать

правильное звукообразование

и дикцию,

брать

правильное дыхание, слушать чистоту интонации, планировать свою
деятельность,

находить

поставленной

творческой

оригинальные
задачи,

способы

правильно

выполнения

выполнять

все

упражнения и вокализы, выравнивать интонацию, петь на опоре с
правильной дикцией, анализировать музыкальные произведения
различных жанров.

Организационно-педагогические условия реализации Программы
Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы
- сборники авторских и эстрадных песен;
- подборка песенного репертуара из периодических изданий;
- электронные носители (диски);
- интернет-ресурсы:
https://x-minus.me/
http://bookash.pro/ru/book/248803/uroki-vokala-dlva-samyh-malenkih-natalva-andreenko

http://bookash.pro/ru/book/207180/vash-golos-sekretv-vokalnogo-masterstva-masha-kats
Материально-техническое обеспечение:
- наличие актового (репетиционного) зала (сцена);
- синтезатор;
- компьютер;
- записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
- шумовые инструменты (деревянные ложки, бубен, колокольчики, трещетки);
- нотный материал, подборка репертуара;
- записи аудио, видео, формат CD, MP3;
- записи выступлений, концертов.
Кадровое обеспечение Программы:
педагог, работающий по данной программе образования, должен обладать профессиональными
знаниями в вокальном творчестве, знать специфику дополнительного образования.

Литература
1.

Андреенко Н. Уроки вокала для самых маленьких / Издательские решения, 2

http://bookash.pro/ru/book/248803/uroki-vokala-dlva-samyh-malenkih-natalva-andreenko
2. Вашкевич Н. Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис Словарь
музыкальных форм / Тверь, 2014 http://lib.sibnet.ru/book/24712/
3. Глазков В. В. Музыкальная психология. Учебно-методическое пособие /
Владимир, 2013 http://lib.sibnet.ru/book/24584/
4.

Исаева И.О. Школа вокала для мужчин и женщин / 1000 Бестселлеров, 201

http://prosto-knigi.club/inga isaeva shkola vokala dlva mujchin i jenschin 707NUA/
5.

Кац М. Ваш голос: Секреты вокального мастерства / Альпина Паблишер, 201

http://bookash.pro/ru/book/207180/vash-golos-sekretv-vokalnogo-masterstva-masha-kats
6.Линьсян

У.

Педагогика

детского

вокального

творчества,

2016

https://cvberleninka.ru/article/n/pedagogika-detskogo-vokalnogo-tvorchestva
7.

Нечепуренко В.Ю. Вокальное творчество Габриеля Форе: специфика прочте

поэтических текстов, 2014 https://cvberleninka.ru/article/n/vokalnoe-tvorchestvo-gabrielva-forespetsifika-prochteniva-poeticheskih-tekstov
8. Росси М. Голос / ИП Астапов, 2014 http://bookash.pro/ru/book/197716/golos-marirossi
9.Сильверсан А. О природе голоса / Мультимедийное издательство Стрельбицкого,
2018 http://bookash.pro/ru/book/240714/o-prirode-golosa-aial-silversan
10.Сусоева О.В. Музыкальная психология, Тверь, 2016 http://lib.sibnet.ru/book/24711/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».