Родная литература (на русском языке)

Планируемые результаты изучения содержания предмета
«Родная литература(на русском языке)»
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству,
сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского
народа, курского края, основ культурного наследия;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование потребности в систематическом чтении; установления поля
читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов;
применение ИКТ-технологий;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные:
- самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и
формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и
оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение;
ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
- самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе
альтернативных;
- соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление
контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить
многоаспектный диалог;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационнно-коммуникационных технологий:
умение работать с разными
источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные
данные в самостоятельной деятельности;
- понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных
культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметные:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской)
литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;

- умение
анализировать
литературное
произведение:
определять
его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­
выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы,
в том числе краеведческой;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы,
их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса.
-

Результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об-суждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произ-ведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,

критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета
5-й класс
Введение (1 час).Русская литература как нравственный ориентир и основа
нравственной памяти.
Русский фольклор (4 часа). Русские пословицы и поговорки.Толкование русских
пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные
выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.Сказки
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Солдатская шинель». Нравоучительный и
философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы
сказочных персонажей. Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках
о животных и бытовых сказках.
Литературная сказка (2 часа). В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «Игоша»;
Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Отличие литературной сказки от
сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной
сказке.
Древнерусская литература (2 часа). «Подвиг отрока киевлянина и хитрость
воеводы Претича». Герои летописного сказания.Из «Повести временных лет». Выбор
веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительный
характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к
родине, твёрдость духа, религиозность.
Русская басня (3 часа). Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки,
недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и
невежество - основные темы басен. Русская басня в XX веке.М.В. Ломоносов. Краткие
сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».И.А. Крылов. Краткие
сведения о писателе. «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья
под дубом» и другие басни по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир
басен.С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало» и другие басни по выбору. Тематика,
проблематика.
Литература XIX века (12 часов). К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая
основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в
произведении. Иван Сусанин - идеал человека, верного Родине и народу.Е.А.
Баратынский.
«Водопад».
Звуковые
образы
стихотворения.
Композиционные
особенности. Состояние души лирического героя.
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление
желания мстить через осознание важности человеческой жизни. А.В. Кольцов. «Урожай».
Традиции народной песни в творчестве А.В. Кольцова. Связь человека и природы в
стихотворении. Ритмические особенности. Н.А. Некрасов. «Накануне светлого
праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и
уважение поэта к простому рабочему человеку.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика
повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексические
особенности произведения. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра.
Философский смысл стихотворений. (1-2 по выбору). И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».
Фольклорные традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений, роль пейзажа.
Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников. Я.П. Полонский.
«Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения. А.Н. Майков.
«Весна», «Осенние листья по ветру кружат...». Стихотворение «Весна» как пример
жизнеутверждающей лирики поэта; средства создания образа весны. Роль антитезы в

стихотворениях. Философский смысл лирики. Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном
замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в
рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.
Литература XX века (8 часов). А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема
милосердия, человеколюбия, доброты в творчестве писателя. История создания
произведения. Контраст как основа композиции. Смысл названия. И.А. Бунин. «Шире,
грудь, р асп ах н и сь.» , «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц
с т о и т .» , «Помню - долгий зимний в е ч е р .» . Красота родной природы в стихотворениях
И.А. Бунина. Переживания поэта о судьбе России. И.С. Соколов-Микитов. Краткий
рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к
людям. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема
жестокости и ответственности за свои поступки. Ю.Я. Яковлев. «А Воробьёв стекло не
выбивал». Поиски правды в рассказе. «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться»,
«распуститься», подобно багульнику? «Реликвия». Как сохранить память о войне?К.М.
Симонов. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Майор привёз мальчишку на л а ф е т е .» .
История создания стихотворения. Мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной
войной. Призыв к защите родной земли. А.И. Приставкин. «Портрет отца»,
«Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.
Современная литература (1 час). Людмила Улицкая. «Капустное чудо».Тема
послевоенного детства и сиротства.
Содержание учебного предмета
6-й класс
Введение(1ч). Значимость чтения и изучения родной литературы для развития
человека. Родная литература как способ познания жизни.
Русский фольклор (3ч). Герои мифов былин и сказок. Главные герои русского
народного эпоса - былинные богатыри.А.Н. Островский. «Снегурочка». Герои
пьесы.Обрядовый фольклор как малый жанр устного народного творчества. Обрядовые
песни в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Отражение в народных песнях быта,
традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические,
исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала
в народной песне.
Русская литература ХТХ века (18ч). Русские баснописцы и их произведения.
Жанр басни. Истоки басен. Аллегория. В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и
жестокость героев. Очерк С.Т. Аксакова «Буран». Работа над художественным пересказом
прозаического текста. Характеристика средств выразительности. В.Ф. Одоевский
«Отрывки из журнала Маши». Портрет героя художественного произведения. Лицейские
друзья А.С. Пушкина в произведениях поэта. Стихотворение «Товарищам». Мотив
одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «На севере диком». Обучение выразительному
чтению лирических произведений. И.С. Тургенев. Детство и юность писателя. История
создания цикла рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Портретная характеристика
героев. Тема детства в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Л.Н. Толстой.
Фрагменты повести «Детство». Ранние сатирические и юмористические рассказы А.П.
Чехова. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Н.Г. Гарин-Михайловский.
Главы повести «Детство Темы». Герой и сюжет.
Картины тяжелого детства в произведениях русских писателей и художников.
Романтика путешествия на страницах книги очерков И. Гончарова « Фрегат Паллада»
(фрагменты). Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке А.
Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Проблема истинных и ложных
ценностей в художественной литературе и реальной жизни.

Русская литература ХХ века (8) А.Т. Аверченко. «Смерть африканского
охотника». Автор и его герой в рассказе.А.И. Куприн. Особенности жанра святочного
рассказа. «Чудесный доктор». Доброта и сострадание в рассказе.М. Горький «Детство».
Семья Кашириных. Образы бабушки и деда. Образ главного героя Алеши. Портрет как
средство характеристики героя.А.С. Грин «Гнев отца». Взаимоотношения детей и
взрослых в рассказе. К.Г. Паустовский . Фрагмент из «Повести о жизни» «Гардемарин».Ф
А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».
Автобиографичность литературного произведения.
Родная природа в стихах русских поэтов (2ч) И.А. Бунин (по выбору). Слияние с
природой, эмоциональное состояние лирического героя.А.А. Блок (по выбору).
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания. К.Д. Бальмонт, С.А. Есенин (по выбору). Воплощение лирики поэтов в
музыке многих композиторов.
Великая Отечественная война в лирике и прозе (2ч) Стихи поэтов ХХ века о
войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.В.П. Катаев « Сын
полка». Дети и война. Трагическая и героическая тема произведений о войне.
Содержание учебного предмета
7-й класс
Введение (1 ч). Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма).
Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя,
труд и творчество, творческая история произведения.
Фольклор (1 ч). Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки,
колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили - сваты на конях будут»);
лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»).
Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен.
Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления
и судьба народа в фольклорной песне.
Древнерусская литература (1 ч). Из «Повести временных лет» («И вспомнил
Олег коня своего...»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер
древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине,
образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные
ценности.
Литература XVIII века (1 ч). М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта,
просветителя, ученого. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»
(отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа.
Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях
художественной литературы.
Литература XIX века (21 час). А.С. Пушкин. Тема дружбы и долга,
свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой
славы...»), «Во глубине сибирских руд...» Любовь к родине, уважение к предкам: «Два
чувства дивно близки нам...». М.Ю. Лермонтов. Образ Родины в стихотворениях
«Родина», «Прекрасны вы, поля земли р о д н о й .» , «Кавказ». Н.В. Гоголь. Тема прощения
в повести Н.В. Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Смех
как действующее лицо в произведениях Н.В. Гоголя. Н.А. Некрасов.Краткие сведения о
поэте. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Подвиг жён декабристов в
поэме. Доля народная - основная тема произведений поэта. Своеобразие поэтической
музы Н.А. Некрасова.Произведения русских поэтов XIX века о России. Н.М. Языков.
«Песня»; А.Н. Майков. «Нива»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..» А.А. Фет.
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом...», «Вечер».
Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли;
стихотворение-медитация. И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый

вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии:
«Как я пишу».
М.Е. Салтыков-щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка «Дикий помещик».
Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы
создания образа помещика. Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя.
Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ
«Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг,
защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Н.С.
Лесков. Краткие биографические сведения. «Человек на часах». Особенность
проблематики и центральная идея. Образный мир произведения. А.П. Чехов. Рассказы
«Унтер Пришибеев», «Экзамен на чин». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия,
чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов,
социальная направленность рассказов; позиция писателя. Литература XX века (9 часов).
Писатели-сатирики XX века. Юмористические рассказы писателей-сатириков XX века
М.М. Зощенко. «Нервные люди». А.Т. Аверченко. «Открытие Америки». Н.А. Тэффи.
«Воротник» и др. (на примере одного, двух писателей). А.И. Куприн. История создания,
жанр, направление, суть, темы, проблемы, мораль, основная мысль в произведении А.
Куприна «Синяя звезда». Нравственные уроки рассказа. М.М. Пришвин. Рассказ «Москварека». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое
знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение
фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ
рассказчика в произведении. В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и
«чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и
его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Великая Отечественная война в художественной литературе. Н.П. Майоров.
«Творчество». Б.А. Богатков. «Повестка». М. Джалиль. «Последняя песня». В.Н. Лобода.
«Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения.
Военные «будни» в стихотворениях поэтов-участников войны. Поэты xx века о России. Г.
Тукай. «Родная деревня». А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...». М.И.
Цветаева. «Рябину рубили зорькою...». И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов. «В
горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были». А.Я.
Яшин. «Не разучился ль...». А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев.
«Волга».
Содержание учебного предмета
8-й класс
Введение (1 час). История отечественной литературы как отражение особенностей
культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох.
Устное народное творчество (2 часа). Фольклорные традиции в русской
литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен
("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в
произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка».
Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений.
Древнерусская литература (5 часов).Жанровое и тематическое своеобразие
древнерусской литературы. Жанр хождения. А. Никитин. «Хождение за три моря». Жанр
жития. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». «Повесть о Петре и
Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности.
Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.
Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и
книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая печатная русская азбука.

Литература XVIII века (2 часа). Формирование «новой» русской литературы.
Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости» - первая
русская газета.Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская
истинная повесть».
Литература XIX века (10 часов). Идейно-художественное богатство литературы
XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.
Просветительский реализм. Басни И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812
года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Щука и кот». Образ М.И. Кутузова в
баснях. Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирикаВ.А.
Жуковского «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь,
кантата, послание, застольная песнь, элегия. А.С. Пушкин. Место поэта в русской
литературе. «Другу стихотворцу».. Анализ стихотворения. А.С. Пушкин «Пиковая дама».
Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образовперсонажей, сочетание в них реального и символического планов. Образа Петербурга.
Н.П. Вагнер. "Христова детка". Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".
А. Толстой "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя
М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Литература ХХ века (11 часов). А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и
юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.К.Г.
Паустовский. «Золотая роза». Постижение тайн литературного творчества. Великая
Отечественная война в литературе ХХ века.Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы).
Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.Д. Гранин и А.
Адамович.
«Блокадная
книга»
документальная
хроника
блокады.К.Д.
Воробьёв. «Подснежник». История подвига матери в рассказе.Е.И. Носов. «Живое
пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия. Стихи о войне Ю. Друниной,
Д. Самойлова, К. Симонова и др. поэтов (по выбору). Нравственные уроки русской
литературы ХХ века. Д.С. Лихачёв «Письма о добром». Чтение и анализ 2-3 глав.
Современная литература (3 часа). Нагибин Ю.М. Произведения писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Обзор произведений
современных авторов о подростках, их стремлении жить взрослой жизнью, о проблемах
юношеского возраста. Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось». Нужно ли бороться за своё
счастье? Д. Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос". Жизнь современных подростков в
жестоком мире взрослых.
Содержание учебного предмета
9-й класс
Введение (2 часа). Значение художественного произведения как культурного
наследия
страны.
С.
Наровчатов.
«Необычайное
литературоведение».
Глава
«Литературный процесс». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика
русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой». История
русской культуры и литературы, связь с христианством и общественной жизнью народа.
Древнерусская литература (1 час). Фольклорные традиции в древнерусской
литературе. «Слово о полку Игореве». Воинская лексика и фразеология в произведении.
Сопоставление разных переводов плача Ярославны.
Литература 18 века (2 часа). Формирование классицизма как литературного
направления.
Гражданский пафос и его словесное оформление в произведениях Г.Р. Державина,
М.В. Ломоносова. Н.М. Карамзин. «История государства Российского» (фрагменты).
«Введение», «Великий Ярослав». Социально-общественная значимость произведения
Н.М. Карамзина.
Литература 19 века (17 часов). Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума» в структуре эпохи А.С. писателя и современности. Использование в комедии

синтаксических средств, повышающих выразительность речи героев.В.А. Жуковский.
Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих
дев».Поэты пушкинской поры (обзор). К. Н. Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение
и в дикости лесов...». Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...»,
А. А. Дельвиг «Элегия». Особенности романтизма в стихотворениях поэтов.А.С.
Пушкин.Полемика А.С. Пушкина со своими друзьями и современниками о мирской
власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я не льстец,
когда царю .. .»).Раскрытие психологических понятий, нашедших отражение в романе А.С.
Пушкина «Евгений Онегин»: индивидуализм, эгоизм, честь, честолюбие, идеал, цель
жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в заметках «Мелочи поведения». Использование
творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и его
произведения
в
изобразительном
искусстве.М.Ю.
ЛермонтовСравнительная
характеристика
стихотворений
«Памятник»
А.С.
Пушкина
и
«Поэт»
М.Ю. Лермонтова.Средства передачи психологического состояния Печорина в романе
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ
лирических отступлений в произведении. Образ автора в поэме. «Выбранные места из
переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20).Ф.И. Тютчев, А.А.
Фет.Особенности
поэтических
стилей.И.С.
Тургенев.Стихотворения
в
прозе.Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького «Лев Толстой» (отрывки).
Л. Толстой и Ясная Поляна.А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема
нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья».
Литература 20 века (11 часов). Серебряный век русской поэзии. Поэтика
стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина.В. Маяковский. Жизнь слова в
стихотворениях поэта. М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в произведении
писателя. Повесть Булгакова как роман-предостережение. Р.И. Рождественский. Величие
духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно м ал ен ьк о й .» .
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».Типичное и индивидуальное в образе главного
героя. Великая Отечественная война в литературе 40-х годов. В.П. Астафьев. «Ц арьрыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж.
Нравственные уроки доброты Д.С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение
вслух миниатюр «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». В.Г. Распутин. «Деньги
для Марии». Смысл открытого финала произведения. Поэзия времен «оттепели» и
авторская песня.
Тематическое планирование учебного предмета
«Родная литература (на русском языке)»
5-й класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1.

Введение.
Русская литература как нравственный ориентир и основа
нравственной памяти

1

2.

3.
4
5

Русский фольклор.
Русские пословицы и поговорки
Сказка
«Иван-крестьянский
сын
и
чудо-юдо».
Нравоучительный и философский характер русских народных
сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных
персонажей
Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика
«Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле
в бытовых сказках.

1

1

1

Примечание

6
7
8

9.

10.
11.
12.
13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.
21.
22.

Р/Р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных
сказок
Литературная сказка.
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», «Игоша»; Л.Н.
Толстой: «Работник Емельян и пустой барабан»
Р/Р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной
сказке
Древнерусская литература.
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению
книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям
Русская басня.
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и
Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под
дубом». Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика,
проблематика
Литература XIX века.
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа
произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль
пейзажа в произведении. Иван Сусанин - идеал человека,
верного Родине и народу
Е.А.
Баратынский.
«Водопад».
Звуковые
образы
стихотворения. Композиционные особенности. Состояние
души лирического героя
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и
преодоление желания мстить через осознание важности
человеческой жизни
А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в
творчестве А.В. Кольцова. Связь человека и природы в
стихотворении. Ритмические особенности
Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция
стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь
и уважение поэта к простому рабочему человеку
Д.В.
Григорович.
«Гуттаперчевый
мальчик».
Жанр
произведения.
Проблематика
повести
и
специфика
композиции. Характер героев и способ повествования
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Два
богача».
Особенности
жанра.
Философский
смысл
стихотворений
И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в
творчестве поэта
Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и
ритмика стихотворения

1
1
1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

23. А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру круж ат...»
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских
24. воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести
в рассказе
Контрольная работа по теме «Литература X IX века» (тест,
24.
письменный ответ на проблемный вопрос)
25.

26.
27.
28.

29.

30.

31.
32.
33.
34.
35.

Литература XX века.
А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Тема милосердия,
человеколюбия, доброты в творчестве писателя
И.А. Бунин. «Шире, грудь, р асп ах н и сь.» , «Деревенский
нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц с т о и т .» ,
«Помню - долгий зимний в е ч е р .»
И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька»,
«Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.
Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему
миру, ко всему живому, к людям
В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия
рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои
поступки.
Или «Белогрудка». Отношение человека к природе.
Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в
рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал»
или Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься»,
подобно багульнику? (рассказ «Багульник») или Как
сохранить память о войне? (Рассказ «Реликвия»). (1-2 рассказа
по выбору)
К.М. Симонов. Краткий рассказ о писателе, поэте. «Майор
привёз мальчишку на л а ф е т е .» . Призыв поэта к защите
родной земли
А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема
военного детства и сиротства в произведениях писателя
Современная литература.
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в
рассказе «Капустное чудо»
Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест,
письменный ответ на проблемный вопрос)
Р.Р. Моё любимое произведение из курса «Родная литература
(русская)» 5 класс.

1
1
1
1

1
1
1

1

1

1
1
1
1
1

Тематическое планирование учебного предмета
«Родная литература (на русском языке)»
6-й класс
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Примечание

1

Введение.
Значимость чтения и изучения родной литературы для
развития человека. Родная литература как способ познания
жизни.

1

2

Русский фольклор.
Герои мифов, былин и сказок. Главные герои русского
народного эпоса - былинные богатыри.

1

3
4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

А.Н. Островский «Снегурочка». Герои пьесы.
Обрядовый фольклор как малый жанр устного народного
творчества. Обрядовые песни в пьесе А.Н. Островского
«Снегурочка»
Литература XIX века.
Русские баснописцы и их произведения. Инсценирование
басен
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость
героев
Очерк
С.Т.
Аксакова
«Буран».
РР.
Работа
над
художественным пересказом прозаического текста
РР. Нахождение в тексте описания пейзажа. Характеристика
средств выразительности (работа с текстом А.С. Пушкина
«Капитанская дочка» (буран в степи))
В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Портрет героя
художественного произведения
Лицейские друзья А.С. Пушкина в произведениях поэта.
Стихотворение «Товарищам»
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «На севере
диком». Обучение выразительному чтению лирических
произведений
И.С. Тургенев. Детство и юность писателя. История создания
цикла рассказов «Записки охотника»
И.С. Тургенев «Бежин луг». Портретная характеристика
героев
Тема детства в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Л.Н. Толстой. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Фрагменты
повести «Детство»
Контрольная работа по теме «Русская литература X IX века»
(тест, письменный ответ на проблемный вопрос)
Ранние сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова
. «Каникулярные работы институтки Наденьки N»
Н.Г. Гарин-Михайловский. Главы повести «Детство Темы».
Герой и сюжет
Картины тяжелого детства в произведениях русских писателей
и художников
Романтика путешествия на страницах книги очерков И.
Гончарова « Фрегат Паллада» (фрагменты)
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в
сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Урок-размышление. Проблема истинных и ложных ценностей
в художественной литературе и реальной жизни»

1

Литература XX века.
23 А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Автор и
его герой в рассказе

1

22

Знакомство с личностью А.И. Куприна. Особенности жанра
24 святочного рассказа. Комментированное чтение рассказа
«Чудесный доктор»
М. Горький «Детство». Семья Кашириных. Образы бабушки и
25
деда
Образ главного героя повести М. Горького «Детство» 26 Алеши. РР. Выборочный пересказ текста М. Горького
«Детство»
27 РР. Классное сочинение по повести М. Горького «Детство»
А.С. Грин «Гнев отца». Взаимоотношения детей и взрослых в
28
рассказе
К.Г. Паустовский. Фрагмент из «Повести о жизни»
29
«Г ардемарин»
Знакомство с личностью Ф А. Искандера. Рассказ
30
«Тринадцатый подвиг Геракла»

1
1
1
1
1
1
1

Родная природа в стихах русских поэтов.
«Чувство Родины» в стихах русских поэтов. Слияние с
31
природой, эмоциональное состояние лирического героя.
Анализ стихотворений И.А. Бунина, А.А. Блока

1

32

Лирика К.Д. Бальмонта, С.А. Есенина и ее воплощение в
музыке многих композиторов

1

33

Великая Отечественная война в лирике и прозе.
Стихи поэтов ХХ века о войне

1

34 В.П. Катаев « Сын полка». Дети и война
Контрольная работа за курс «Родная литература» (тест,
35
письменный ответ на проблемный вопрос)

№
п/п
1.

1
1

Тематическое планирование учебного предмета
«Родная литература (на русском языке)»
7-й класс
Тема урока
Кол-во
часов
1
Введение.
Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос,
драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров.
Личность автора, позиция писателя, труд и творчество,
творческая история произведения

Примечан
ие

2.

Фольклор.
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица
дорогая...»,
«Говорили — сваты на конях будут»);
лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро­
эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое
начало в песне; своеобразие поэтического языка народных
песен. Многозначность поэтического образа в народной
песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в
фольклорной песне

1

3.

Древнерусская литература.
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня
своего...»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Поучительный
характер
древнерусской
литературы;
мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине,
образованность, твердость духа, религиозность, верность,
жертвенность; семейные ценности

1

4.

Литература XVIII века.
М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя,
ученого. «Предисловие о пользе книг церковных в
российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении,
русском языке; вера в творческие способности народа.
Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и
значение теории о стилях художественной литературы

1

5.

Литература XIX века.
А.С. Пушкин.Тема дружбы и долга, свободолюбивые
мотивы в стихотворениях поэта «К Чаадаеву» («Любви,
надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...»

1

6.

Любовь к родине, уважение к предкам в стихотворении А.С.
Пушкина: «Два чувства дивно близки нам...»
Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.
Пушкина
Образ Родины в стихотворениях «Родина», «Прекрасны вы,
поля земли родной...»
Кавказ в стихотворениях М.Ю. Лермонтова
Тема прощения в повести Н.В. Гоголя «Как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем»
Смех как действующее лицо в произведениях Н.В. Гоголя.
Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Поэма «Русские
женщины» («Княгиня Трубецкая»). Подвиг жён декабристов
в поэме.
Доля народная — основная тема произведений поэта;
своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова.
Произведения русских поэтов XIX века о России. Н.М.
Языков. «Песня»; А.Н. Майков. «Нива»; А.К. Толстой.
«Край ты мой, родимый край!..»
А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к
тебе с приветом...», «Вечер». Общечеловеческое в лирике;
наблюдательность,
чувства добрые;
красота земли;
стихотворение-медитация
И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый
вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина

1

7.
8
9
10.
11.
12.

13.
14.

15.

16.

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

17.
18.

19.
20.

21
22.
23.

24.

25.

26.

27.
28.

29.

30.

31.

32.
33.

Размышления о своеобразии поэзии в произведении И.А.
Бунина: «Как я пишу».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе.
Сказка
«Дикий
помещик».
Своеобразие
сюжета;
проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы
создания образа помещика. Позиция писателя
Анализ эпизода сказки «Дикий помещик» М.Е. СалтыковаЩедрина
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая
история «Севастопольских рассказов». Литература и
история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек
на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита
Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников
Севастополя
Военная лексика в рассказе Л.Н. Толстого «Севастополь в
декабре месяце»
Н.С. Лесков.Краткие биографические сведения. «Человек на
часах»
Особенность проблематики и центральная идея рассказа
Н.С. Лескова «Человек на часах». Образный мир
произведения. Пересказ эпизода
А.П. Чехов. Рассказы «Унтер Пришибеев», «Экзамен на
чин». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия,
чинопочитания, самоуничижения
Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная
направленность рассказов А.П. Чехова; позиция писателя.
Характеристика героя в рассказах
Литература XX века.
Журнал «Сатирикон».
Юмористические рассказы писателей-сатириков XX века
М.М.
Зощенко.
«Нервные
люди».
А.Т. Аверченко.
«Открытие Америки»
Н.А. Тэффи. «Воротник» и др. Выразительное чтение прозы
А.И. Куприн. История создания, жанр, направление, суть,
темы, проблемы, мораль, основная мысль в произведении
«Синяя звезда». Нравственные уроки рассказа
М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная
мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ
рассказчика. Теория литературы: подтекст; выразительные
средства художественной речи: градация
К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (главы
«Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса»,
«Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов,
воссоздающих мир природы; человек и природа; малая
родина; образ рассказчика в произведении
В.М. Шукшин.Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и
«чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой
родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни
человека
В.М. Шукшин.Рассказ «Чудик». Простота и нравственная
высота героя
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны.

1
1

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

34.

35.

Н.П. Майоров. «Творчество». Б.А. Богатков. «Повестка». М.
Джалиль. «Последняя песня». В.Н. Лобода. «Начало».
Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов
предвоенного
поколения.
Военные
«будни»
в
стихотворениях поэтов-участников войны
Поэты XX века о России. А.А. Ахматова. «Мне голос был.
Он звал утешно...». М.И. Цветаева. «Рябину рубили
зорькою...». И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов. «В
горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно
мы дома не были». А.Я. Яшин. «Не разучился ль...». А.А.
Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга»
Итоговый урок. Эссе «Моё любимое произведение из курса
«Родная литература»

1

1

Тематическое планирование учебного предмета
«Родная литература (на русском языке)»
8-й класс
№
п/п
1

2

3

4

5
6
7

8

9

Тема урока
Введение. Своеобразие курса родной (русской) литературы
в 8 классе. Значение художественного произведения
в культурном наследии страны
Устное народное творчество. Фольклорные традиции в
русской литературе. Народные песни в произведениях
русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе
было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и
другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов»,
«Дубровский», «Капитанская дочка»
Народные песни как средство раскрытия идейного
содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма
«Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме:
пословицы, сказочные персонажи, загадки
Древнерусская литература. Жанр хождения. А. Никитин.
«Хождение за три моря» - памятник литературы в форме
путевых записей
Жанр жития. «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное»
Повесть о Петре и Февронии Муромских» ЕрмолаяЕразма как гимн супружеской любви и верности
Творческая работа - создание тематической странички
календаря: «8 июля - День семьи, любви и верности.
Праздник в моей семье
Начало книгопечатания на Руси.
Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и
книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол». Первая
печатная русская азбука
Литература XVIII века. Формирование «новой» русской
литературы. Классицизм и сентиментализм как
литературные направления. «Ведомости» - первая русская

Кол-во
часов
1

1

1

1

1
1
1

1

1

Примечан
ие

газета
10

Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия» как
оригинальная «русская истинная повесть»

1

11

Литература XIX века. Просветительский реализм. Басни
И.А.К Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот
и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Щука и кот». Образ
М.И. Кутузова в баснях
Предромантизм. Стремление к самобытности, народности.
Патриотическая лирика В.А. Жуковского. «Певец во стане
русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь,
кантата, послание, застольная песнь, элегия
Проектные работы «Изображение Отечественной войны
1812 года в произведениях русских писателей и поэтов».
Презентация и обсуждение проектных работ по теме
«Изображение
Отечественной
войны
1812 года
в
произведениях русских писателей и поэтов».
Особенности русского романтизма. А.С. Пушкин. «Другу
стихотворцу». Анализ стихотворения
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба»
в идейном содержании произведения
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей,
сочетание в них реального и символического планов,
значение образа Петербурга
Н.П. Вагнер "Христова детка". Рождественские рассказы.
Мотив "божественного дитя"
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".
Исторический рассказ о героическом поступке князя М.
Репнина в эпоху Ивана Грозного
Литература XX века. А.Т. Аверченко «Специалист».
Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий
юмор и грустный смех писателя
К.Г. Паустовский «Золотая роза» как попытка постичь тайны
литературного творчества.
Л. Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение
жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны
Л. Кассиль «Дорогие мои мальчики». История о трудностях,
опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и
стойкости

1

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга» документальная хроника блокады
Документальная хроника блокады Ленинграда
К.Д. Воробьёв. «Подснежник». История подвига матери в
рассказе

1

Е.И. Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в
рассказе. Смысл названия
Стихи о войне.Д. Самойлов «Сороковые роковые...»; Ю.
Левитанский «Ну что с того, что я там не б ы л . » ; Ю.
Друнина «Бинты», Н. Крандиевская-Толстая «Написано
войной» и др.

1

12

13
14

15
16
17

18
19
20
21

22
23
24

25
26
27
28
29

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1

1

30
31

32

33
34
35

Творческая работа «Великая Отечественная война в
изображении русских советских писателей и поэтов»
Нравственные уроки доброты Д.С. Лихачёва
в «Письмах о добром» ( «Молодость - вся жизнь», «В чём
смысл жизни», «Космический Эрмитаж»)
Современная литература. Нагибин Ю.М. Произведение
писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о
большой судьбе»
Г. Н. Щербакова «Вам и не снилось». Нужно ли бороться за
своё счастье?
Д. Доцук. "Голос". Жизнь подростков в жестоком мире
взрослых.

1

Итоговый урок.

1

1

1

1
1

Тематическое планирование учебного предмета
«Родная литература (на русском языке)»
9-й класс
№
п/п
1.

Тема урока

Введение.

Кол-во
часов
1

Значение художественного произведения как культурного
наследия
страны.
С.
Наровчатов.
«Необычайное
литературоведение». Г лава «Литературный процесс»
2

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная
специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг»,
«доброта», «блаженный», «святой»

1

3

Древнерусская литература.
Фольклорные традиции в древнерусской литературе. «Слово
о полку Игореве». Воинская лексика и фразеология в
произведении. Сопоставление разных переводов плача
Ярославны

1

4.

Русская литература 18 века.
Формирование классицизма как литературного направления.
Гражданский пафос и его словесное оформление в
произведениях Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.

1

5

Н.М. Карамзин. «История государства Российского»
(фрагменты). «Введение», «Великий Ярослав». Социально­
общественная значимость произведения Н.М. Карамзина

1

6

Русская литература 19 века.

1

Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в
структуре эпохи А.С. писателя и современности
7

В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев
баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев»

1

Примечани
е

8

Поэты пушкинской поры. К. Н. Батюшков «Мой гений»,
«Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е. А. Баратынский.
«Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», А. А.
Дельвиг
«Элегия».
Особенности
романтизма
в
стихотворениях поэтов

1

9

Проверочная работа «Связь идейного содержания и поэтики
в произведениях художественной литературы XVII-XIX
века

1

10

А. Бестужев-Марлинский. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и
эгоизм светского общества и благородство чувств героя
рассказа

1

11

Полемика А.С. Пушкина с друзьями и современниками о
мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель
пустынный», «Друзьям» («Нет, я нельстец, когда царю ...»)

1

12

Раскрытие психологических и жизненных
понятий,
нашедших отражение в романе А.С. Пушкина «Евгений
Онегин»: индивидуализма, эгоизма, чести, честолюбия,
идеала, цели жизни. Д.С. Лихачев о совести и чести в
заметках «Мелочи поведения»

1

13

Использование творческого наследия Пушкина русскими
композиторами. Образ А.С. Пушкина и героев его
произведения в изобразительном искусстве

1

14

Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник»
А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова

1

15

Средства передачи психологического состояния Печорина в
романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1

16.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». Анализ лирических
отступлений в произведении. Образ автора в поэме

1

17

Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями».
«Нужно любить Россию» (гл. 19, 20)

18

Особенности поэтического стиля в стихотворениях Ф.И.
Тютчева и А.А. Фета

1

19

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

1

20

Р. Проверочная творческая работа

21

Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького
«Лев Толстой» (отрывки). Л. Толстой и Ясная Поляна

1

22

А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема
нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья»

1

23

Литература XX века.

1

Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А.

Блока, А. Ахматовой, С. Есенина
24

В. Маяковский.
Маяковского

Жизнь

слова

в

стихотворениях

В.

1

25

М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Новый человек в
произведении М.А. Булгакова. Повесть Булгакова как
роман-предостережение

1

26

Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека»
в стихотворении «На земле безжалостно м ал ен ьк о й .» .
Типичное и индивидуальное в образе бойца Василия
Теркина из поэмы А.Т. Твардовского

1

27

Великая Отечественная война в литературе 40-х годов

1

28

Р. Эссе. Что такое подвиг?

29

А.И. Солженицын. «Крохотки» - многолетние раздумья
автора о человеке, о природе, о проблемах современного
общества и о судьбе России

1

30

В.П. Астафьев. «Царь -рыба». Образ главного героя:
положительный или отрицательный персонаж

1

31

Нравственные уроки доброты Д. С. Лихачёва в «Письмах о
добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём
смысл жизни, «Космический Эрмитаж».
Обсуждение проблемной темы «В чем смысл жизни?»

1

32

В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого
финала произведения

1

33

Поэзия «оттепели» и авторская песня

1

34

Итоговое тестирование

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».