Музыка

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Музыка»
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, нардов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания;
этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно­
исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной
ипрактической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные
возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать
выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в
группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей
ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой
части общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего
духовнонравственного
развития,
социализации,
самообразования,
организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и
слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого
воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и
искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную
музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально­
пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах
музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной
музыкально-учебной
деятельности,
включая
информационно­
коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Выпускник научится:
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
• анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм,
темп, динамику, лад;
• определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений
разных жанров;

• различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений; различать многообразие музыкальных образов и
способов их развития;
• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
• понимать основной принцип построения и развития музыки;
• анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения
об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях;
• понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии
общей культуры народа;
• определять основные жанры русской народной музыки: былины,
лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
• понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
• распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной
драматургии;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной
школы;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на
основе полученных знаний о стилевых направлениях;
• различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокально­
инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
• называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата,
концерт и т.п.);
• узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации,
рондо);
• определять тембры музыкальных инструментов;
• называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых,
струнных, ударных, современных электронных;
• определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных
композиторов;
• определять характерные особенности музыкального языка;
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
• анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и

современности;
• анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов; анализировать различные трактовки
одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла
композитора;
• различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
• определять характерные признаки современной популярной музыки;
• называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-нролла и др.;
• анализировать творчество исполнителей авторской песни;
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
• находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
• называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские
(сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
• владеть навыками вокально-хорового музицирования;
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в
пении;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя
различные формы индивидуального и группового музицирования;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения
об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни
человека и общества;
• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников
Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
• приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных
и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
• применять современные информационно-коммуникационные технологии
для записи и воспроизведения музыки;
• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
оставлении домашней фонотеки, видеотеки;

•

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Личностные результаты изучения музыки отражают:
• формирование целостного представления о поликультурной картине современного
музыкального мира;
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально­
ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей,
форм и жанров;
• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области
эстетически ценных произведений музыкального искусства;
• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая
• образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
• приобретение устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной
и
содержательной музыкально-учебной деятельности;
• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
• оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего
предназначения в ней;
• размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими
видами искусства;
•
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
• определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и
способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;
•
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для
решения
разнообразных художественно-творческих задач;
•
наличие
аргументированной
точки
зрения
в отношении музыкальных
произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
•
участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со
сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты изучения музыки предполагают:
• формирование основ музыкальной обучающихся как неотъемлемой части их общей
духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно­
нравственного
развития,
социализации,
самообразования,
организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
• развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и
ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально­
ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и
анализа музыкальных образов;
• формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально­
творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация,
музыкально-пластическое движение и др.);

•

•

•

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия
музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных
видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой,
живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание
музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других
народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Выпускник получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
• понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
• распознавать мелодику знаменного распева - основы древнерусской
церковной музыки;
• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл,
сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер,
• эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях,
в том числе с ориентацией на нотную запись;
• активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира,
математики и др.).
Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера
музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокально­
инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно­
симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки
с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения
(хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России.
Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего
региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XTX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант,
хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин,
Н.А. Римский-Корсаков,
П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской
музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа ХТХ-ХХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга,
месса, реквием, шансон). И.С. Бах - выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторовромантиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в
творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской
музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси,
К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рокмузыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся
отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф
и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры
и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее

роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов
Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж.
Сильвермена, перевод С. Болотина).
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
Э. Артемьев. «Мозаика».
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но
Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор.
Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том I). Фуга ре диез минор (ХТК, том
I). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для
начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта
«Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта №
47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона изПартиты № 2 для скрипки
соло.
И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и
танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция I части). Соната № 8
(«Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (II часть, менуэт). Соната № 23
(«Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми
бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент II части). Музыка к трагедии И.
Гете «Эгмонт» (Увертюра.Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья,
Сцена гадания).
Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод
караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8).
Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская»
(экспозиция, I ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария
Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
Ж. Брель. Вальс.
Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и
чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
A. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г.
Цыганова).
B. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для
солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2),
«Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).
Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории
«Мессия».

Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II
д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с
оркестром (I часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина,
русский текст Т. Сикорской).
М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися,
разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III
д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и
Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор
«Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А.
Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника).
М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор
фурий).
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»).
Соната для виолончели и фортепиано» (I часть).
А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая»
(сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»).
Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта
«Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
A. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
Знаменный распев.
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3
для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети»,
«Помните!»). «Школьные годы».
B. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
Д. Каччини. «AveMaria».
В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром)
(фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
В. Лаурушас. «В путь».
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
Ф. Лэй. «История любви».
Мадригалы эпохи Возрождения.
Р. де Лиль. «Марсельеза».
A. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
Д. Мийо. «Бразилейра».
И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты:Полечка, Морское плавание, Галоп).
B. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре
минор. Соната до мажор (эксп. I ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония №
40. Симфония № 41 (фрагмент II ч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II,
III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена
смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).

Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору
образовательной организации.
Негритянский спиричуэл.
М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана».
(«Песни Бойерна:Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с
инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
С.
Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (I ч.).
Симфония № 1 («Классическая». I ч., II ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и
Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр
Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору
учителя).
М. Равель. «Болеро».
С.
Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (I часть). Концерт № 3 для ф-но
с оркестром (I часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс
«Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии
(додиез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1
(фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня
Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского гостя,
Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок»
(«Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог:Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (III д.), Сцена таяния
Снегурочки «Люблю и таю» (IV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»).
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод
«Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные
вершины» (ст. М. Лермонтова).
А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (II ч. «Поет зима, аукает»). Сюита
«Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»
(«Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш»,
«Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед,
Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших
кукол). Сюита № 2 для оркестра.
М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я - фронт».
Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из III действия, другие
фрагменты по выбору учителя).
Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты по выбору
учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).Концерт для скрипки
с оркестром (I ч., II ч., III ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио.
Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (III ч.).
Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с
оркестром (II ч., III ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная

увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года»
(«На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл.
А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор.
Симфоническая поэма «Море».
А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано.
Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№
1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10
(си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа
минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера
«Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В
Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В.
Скотта).
Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».

Тематическое планирование 5 класс
№

Тема урока

п/
п

Кол-во
часов

1

Музыка и литература
Что роднит музыку с литературой
1

2

Вокальная музыка

1

3

Обращение композиторов к народным
истокам профессиональной музыки.
Программная музыка

1

1

7

Разнообразие инструментальной и вокальной
музыки.
Роль
фольклора
в
становлении
профессионального музыкального искусства.
Гаврилин «Перезвоны»

8

Многообразие связей музыки с литературой.

1

9

Творчество
композиторов-романтиков.
Ф. Шопен.
Многообразие связей музыки с литературой.
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!...»
Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Опера.
Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Балет
Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Мюзикл
Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе
Обобщающий урок по теме «Музыка и
литература»

1

4
5
6

10
11
12
13
14
15
16

1

1
1

1
1
1
1
1

1

Примечание

Интонация
как
носитель образного смысла.
Многообразие
интонационно-образных
построений.
Средства
музыкальной
выразительности
в
создании
музыкального
образа и характера музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокально­
инструментальной,
камерной, симфонической
и театральной музыки.
Различные
формы
построения
музыки
(двухчастная и трехчастная,
вариации, рондо, сонатно­
симфонический
цикл,
сюита), их возможности в
воплощении и развитии
музыкальных образов. Круг
музыкальных
образов
(лирические,
драматические,
героические,
романтические, эпические и
др.), их взаимосвязь и
развитие.
Многообразие
связей
музыки
с
литературой.
Взаимодействие музыки и
литературы в музыкальном
театре.
Программная
музыка. Устное народное
музыкальное творчество в

развитии общей культуры
народа. Характерные черты
русской народной музыки.
Основные жанры русской
народной
вокальной
музыки.
Различные
исполнительские
типы
художественного общения
(хоровое,
соревновательное,
сказительное).
Музыкальный
фольклор
народов
России.
Знакомство с музыкальной
культурой,
народным
музыкальным творчеством
своего региона. Истоки и
интонационное
своеобразие, музыкального
фольклора разных стран.
Основные
жанры
светской музыки (соната,
симфония,
камерно­
инструментальная
и
вокальная музыка, опера,
балет). Развитие жанров
светской музыки Основные
жанры светской музыки
XIX
века
(соната,
симфония,
камерно­
инструментальная
и
вокальная музыка, опера,
балет). Развитие жанров
светской музыки (камерная
инструментальная
и
вокальная музыка, концерт,
симфония, опера, балет).

Музыка и изобразительное искусство
17
18
19

20

Многообразие
связей
музыки
изобразительным искусством.
Духовная музыка русских композиторов

с

Знакомство
с
творчеством
всемирно
известных отечественных композиторов. С. С.
Прокофьев «Александр Невский».
Картины
природы
в
музыке
и
в
изобразительном искусстве.

1
1
1

1

Многообразие связей
музыки с изобразительным
искусством. Портрет в
музыке и изобразительном
искусстве. Картины
природы в музыке и в
изобразительном искусстве.

21

Творчество композиторов-романтиков. Ф.
Шуберт
Инструментальный
квинтет
«Форель»
Колокольность в музыке и в изобразительном
искусстве.
Портрет в музыке и изобразительном
искусстве.
Волшебная палочка дирижера

1

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа
моя, ныне - Бетховен с тобой.
Застывшая музыка. Содружество муз в храме

27

Полифония в музыке и живописи

1

28

1

33

Музыка
на
Мольберте.
Композиторхудожник... Вселенная представляется мне
большой симфонией.
Импрессионизм в музыке и живописи.
Музыка ближе всего к природе
Многообразие
связей
музыки
с
изобразительным
искусством.
Д.
Б.
Кабалевский «Реквием»
Знакомство
с
творчеством
всемирно
известных отечественных композиторов. С. С.
Прокофьев «Мимолетности».
Современные выдающиеся, композиторы,
вокальные исполнители и инструментальные
коллективы
Музыка и другие виды искусства

34

Мир композитора. С веком наравне

1

35

Итоговое контрольное тестирование

1

22
23
24
25

29
30

31

32

1
1
1

1

1
1

1

1

1

Символика скульптуры,
архитектуры, музыки.
Знакомство с творчеством
всемирно известных
отечественных
композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С.
Прокофьев, Д.Д.
Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г.
Шнитке). Творчество
композиторов-романтиков
Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф. Шуберт,
Э. Григ). Современные
выдающиеся, композиторы,
вокальные исполнители и
инструментальные
коллективы.

Тематическое планирование 6 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Примечание

Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Удивительный мир музыкальных образов.
1
Устное
народное
музыкальное творчество в
Образы
романсов
и
песен
русских
1
развитии общей культуры
композиторов
народа.
Характерные
Два музыкальных посвящения
1
черты русской народной
музыки. Основные жанры
Портрет в музыке и живописи
1
русской
народной
1
«Уноси моё сердце в звенящую даль»
вокальной
музыки.
Различные
1
Музыкальный
образ
и
мастерство
исполнительские
типы
исполнителя
художественного
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
1
общения
(хоровое,
композиторов
Образ песен зарубежных композиторов.
1
соревновательное,
Искусство прекрасного пения
сказительное).
Старинной песни мир
1
Музыкальный фольклор
народов
России.
1
Народное искусство Древней Руси
Знакомство
с
музыкальной культурой,
Русская духовная музыка.
1
народным музыкальным
В.Г.Кикта «Фрески Софии Киевской»
1
творчеством
своего
региона.
Истоки
и
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина.
1
интонационное
Молитва.
своеобразие,
1
«Небесное и земное» в музыке Баха.
музыкального фольклора
Образы скорби и печали
1
разных
стран.
Древнерусская духовная
«Фортуна правит миром»
1
музыка. Знаменный распев
как основа древнерусской
Авторская песня: прошлое и настоящее
1
храмовой музыки
Джаз - искусство 20 века
1
Мир образов камерной и симфонической музыки.

19

Вечные темы искусства и жизни

20

Могучее
Родины.

царство

Ф.Шопена.

1
Вдали

от

1

Венская
школа
В. Моцарт,

классическая
(Й. Гайдн,
Л. Бетховен).

21

Ночной пейзаж. Ноктюрн

1

22

Инструментальный концерт

1

23

Космический пейзаж. Быть может вся
природа - мозаика цветов.
Образы симфонической музыки «Метель».
«Метель». Музыкальные иллюстрации к
повести А.С.Пушкина.
Симфоническое
развитие
музыкальных
образов.
Программная
увертюра.
Людвиг
Ван
Бетховен «Эгмонт»
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео
и Джульетта»
Мир
музыкального
театра:
балет
С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»

1

1

31

Мир
музыкального
театра:
мюзикл
Л.Бернстайн «Вестсайдская история»
Мир
музыкального
театра:
рок-опера
А.Журбина «Орфей и Эвридика»
Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика»

32

Образы киномузыки

2

33

Различные жанры музыки в фильмах
отечественного кинематографа
Итоговое контрольное тестирование

1

Мир образов вокальной и инструментальной
музыки «Исследовательский проект»

1

24

25
26
27
28

29
30

34
35

1

1
1
1
1

1
1

1

Основные жанры светской
музыки
(соната,
симфония,
камерно­
инструментальная
и
вокальная музыка, опера,
балет). Развитие жанров
светской
музыки
Основные жанры светской
музыки XIX века (соната,
симфония,
камерно­
инструментальная
и
вокальная музыка, опера,
балет). Развитие жанров
светской
музыки
(камерная
инструментальная
и
вокальная
музыка,
концерт,
симфония,
опера, балет). Стилевые
особенности в творчестве
русских
композиторов
(М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин,
Н.А. Римский-Корсаков,
П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).

Тематическое планирование 7 класс
№
п/п

1
2
3

4

5
6
7
8
9

10
11
12
13
14

15

16

17

18

Тема урока

КолПримечание
во
часов
Особенности драматургии сценической музыки
Классика и современность
1
Формирование
русской
классической
музыкальной
школы
В музыкальном театре. Опера
1
(М.И. Глинка). Обращение
композиторов к народным
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Новая эпоха
1
истокам
в русском музыкальном искусстве
профессиональной
музыки.
Романтизм в
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Ария князя
1
русской
музыке.
Стилевые
Игоря
особенности в творчестве
русских
композиторов
Портрет половцев. «Плач Ярославны»
1
(М.И. Глинка,
М.П.
Мусоргский,
В музыкальном театре. Балет.
1
А.П. Бородин,
Н.А.
Римский-Корсаков,
1
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»
П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов).
Героическая тема в русской музыке
1
Оперный жанр в
творчестве композиторов
В музыкальном
театре. «Мой народ 1
XIX века (Ж. Бизе, Дж.
американцы...»
Верди). Основные жанры
светской музыки (соната,
1
Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
симфония,
камерно­
инструментальная
и
1
Опера Ж. Бизе «Кармен»
вокальная музыка, опера,
1
Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»
балет). Развитие жанров
светской
музыки
Сюжеты и образы духовной музыки
1
Основные жанры светской
музыки XIX века (соната,
Музыкальное зодчество России. «Всенощное
1
симфония,
камерно­
бдение» С.В. Рахманинова
инструментальная
и
вокальная музыка, опера,
1
Рок-опера Э.Л. Уэбера «Иисус Христосбалет). Развитие жанров
суперзвезда»
светской
музыки
(камерная
Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому
1
инструментальная
и
спектаклю «Ромео и Джульета»
вокальная
музыка,
концерт,
симфония,
1
«Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке к
опера, балет).
спектаклю «Ревизская сказка»
Образы «Гоголь-сюиты»
Особенности драматургии
симфонической музыки

1
камерной

и

19

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

20

Два
направления
музыкальной
Духовная и светская музыка

1

21

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

22

Транскрипция. Ф.Лист

1

23

Циклические формы инструментальной музыки.
«Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле»
А.Шнитке
Соната № 8 Л.Бетховена, Соната № 2 С.
Прокофьева

1

25

Соната № 11 В.-А. Моцарта

1

26

Симфоническая музыка. Симфония № 103 Й.
Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта

1

27

Симфония № 1 С. Прокофьева. Симфония № 5 Л.
Бетховена

1

28

Симфония № 8 Ф. Шуберта, Симфония № 1 В.
Калинникова

1

29

Симфония № 5 П. Чайковского, Симфония № 7 Д.
Шостаковича

1

30

Симфоническая
Дебюсси

К.

1

31

Инструментальный
концерт.
Концерт
скрипки с оркестром А. Хачатуряна

для

1

32

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Г ершвина

1

33

Музыка народов мира. Популярные хиты из
мюзиклов и рок-опер

1

34

Итоговое контрольное тестирование

1

35

«Пусть музыка звучит»

1

24

картина

культуры.

«Празднества»

1

Знакомство с творчеством
всемирно
известных
отечественных
композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С.
Прокофьев,
Д.Д.
Шостакович,
Г.В.
Свиридов,
Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян,
А.Г.
Шнитке) и зарубежных
композиторов
ХХ
столетия
(К. Дебюсси,
К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в
отечественной
и
зарубежной музыке ХХ
века (импрессионизм).

Тематическое планирование 8 класс
№ Тема урока
п/п

Колво
часов

Примечание

Тема : «Классика и современность»
1

Классика в нашей жизни.

1

2

В музыкальном театре. Опера. Музыкальная
драматургия оперы

1

3

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь».Русская
эпическая опера.

1

4

В музыкальном театре. Балет.

1

5

Балет Тищенко «Ярославна»

1

6

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

1

7

Рок-опера «Преступление и наказание».

1

8

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1

9

Музыка к драматическому спектаклю.

1

10

Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра. Э.Григ.

1

11

Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра. А. Шнитке.

1

12

Музыка в кино. Музыка немого кино

1

13

Музыка в кино. Музыка к кинофильму
«Властелин колец».

1

14

В концертном зале. Симфония: прошлое и
настоящее.

1

15

Музыка-это огромный мир, окружающий
человека. Защита проекта.

1

16

Обобщающий урок «Классика и современность»

1

Творчество
композиторовромантиков Ф. Шопен,
Ф. Лист, Р. Шуман, Ф.
Шуберт,
Э. Григ).
Оперный
жанр
в
творчестве
композиторов XIX века
(Ж. Бизе, Дж. Верди).
Основные
жанры
светской
музыки
(соната,
симфония,
камерно­
инструментальная
и
вокальная
музыка,
опера, балет). Развитие
жанров
светской
музыки
Основные
жанры
светской
музыки
XIX
века
(соната,
симфония,
камерно­
инструментальная
и
вокальная
музыка,
опера, балет). Развитие
жанров
светской
музыки
(камерная
инструментальная
и
вокальная
музыка,
концерт,
симфония,
опера, балет).

Тема: «Традиции и новаторство в музыке»
17

Музыканты - извечные маги.

1

18

И снова в музыкальном театре. «Мой народ американцы...»

1

19

Опера «Кармен». Самая популярная опера в
мире.

1

20

Развитие
жанров
светской
музыки
(камерная
инструментальная
и
вокальная
музыка,
концерт,
симфония,
опера, балет).

21

Портреты великих исполнителей. Елена
Образцова.

1

22

Балет «Кармен - сюита», новое прочтение
оперы Бизе.

1

23

Балет «Кармен - сюита», новое прочтение
оперы Бизе.

1

24

Портреты великих исполнителей. Майя
Плисецкая.

1

25

Современный музыкальный театр.

1

26

Великие мюзиклы мира «Юнона и Авось».

1

27

Великие мюзиклы мира «Кошки».

1

28

Великие мюзиклы мира «Призрак оперы».

1

29

Классика в современной обработке.

1

30

В концертном зале. Симфония №7
«Ленинградская» Д. Д. Шостаковича.
Литературные страницы

1

31

Музыка в храмовом синтезе искусств

1

32

Неизвестный Свиридов цикл «Песнопения и
молитвы». Свет фресок Дионисия - миру

1

33

Музыкальные завещания потомкам

1

34

Итоговая контрольная работа

1

35

Пусть музыка звучит! Обобщающий урок:
«Традиции и новаторство в музыке»

1

Современные
выдающиеся,
композиторы,
вокальные
исполнители
и
инструментальные
коллективы.
Всемирные
центры
музыкальной культуры
и
музыкального
образования. Может ли
современная
музыка
считаться
классической?
Классическая музыка в
современных
обработках.
Музыкальное
искусство
как
воплощение жизненной
красоты и жизненной
правды.
Стиль как
отражение
мироощущения
композитора.
Воздействие музыки на
человека, ее роль в
человеческом
обществе.
«Вечные»
проблемы жизни в
творчестве
композиторов.
Своеобразие видения
картины
мира
в
национальных
музыкальных
культурах Востока и
Запада.
Преобразующая сила
музыки
как
вида
искусства


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».