Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, мировоззрения, функциональной грамотности. Готовность продолжать образование на профильном уровне, выбрать профессию формирование Личностными результатами изучения внеурочной деятельности «живая математика» являются: - способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире; - умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - умение распознавать логически некорректные высказывания; - креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач; - умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; - способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «живая математика» являются: Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «живая математика» являются: - овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах; - умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций. Содержание внеурочной деятельности 5 класс (34 часа) Арифметика 1. Натуральные числа (4 часа) Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Прикидка и оценка результатов вычислений. 2. Текстовые задачи (13 часов) Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом). 3. Измерения, приближения, оценки (4 часа) Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул. Начальные понятия и факты курса геометрии 1. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии (8 часов) Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда. 2. Измерение геометрических величин (5 часов) Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба. Тематическое планирование внеурочной деятельности. 5 класс №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Кол-во часов Примечание Натуральные числа (4 часа) Занимательная арифметика. 1 История развития начальной математики 1 Недесятичные системы счисления 1 Числовые великаны и лилипуты 1 Текстовые задачи (13 часов) Текстовые задачи. Арифметические задачи 1 Занимательные задачи на проценты 1 Задачи на взвешивание. 1 Задачи на переливание 1 Время, часы. 1 Календарь. История возникновения календаря. 1 Календарь. Решение задач 1 Звериный задачник. Решение занимательных задач 1 Удивительный мир чисел. Натуральные числа. 1 Задачи на переливание. 1 Задачи на движение. 1 Принцип Дирихле. 1 Старинные задачи. 1 Измерения, приближения, оценки (4 часа) Пространство и размерность. 1 Занимательные размещения и перестановки 1 1 Старинная система мер 1 Приближенные измерения Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии (8 часов) Параллельность прямых на плоскости 1 Параллельность прямых в пространстве 1 Перпендикулярность прямых на плоскости 1 Перпендикулярность прямых в пространстве 1 Параллельность и перпендикулярность прямых на 1 плоскости Параллельность и перпендикулярность прямых в 1 пространстве Точки и ломаные 1 Параллельность и перпендикулярность прямых на 1 плоскости и в пространстве. Решение задач Измерение геометрических величин (5 часов) Периметр прямоугольника 1 Площади прямоугольника 1 Площадь квадрата 1 Решение задач на нахождение площадей фигур 1 Проектная деятельность. Ученический проект. 1