Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный журналист». Классы: 5-9 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» относится к социально - педагогической направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы МАОУ «Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный журналист» в 5-9 классах выделяется 2 учебных часа в неделю, т.е. 68 часов в год. Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.) 6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Юный журналист» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г. Цель: познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Задачи: Развивающие: - развитие образного и логического мышления; - развитие творческих способностей подростков; - развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: - формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; - овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; - формирование нравственных основ личности будущего журналиста. Форма аттестации: презентация «Портфель творческих успехов». Методы и формы работы: групповые и индивидуальные, лекция, беседа, игра, экскурсия, написание отзывов и статей, подготовка статей для публикации в газете, выпуск школьной газеты. 2 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая журналист» относится к социально - педагогической направленности. Уровень освоения программы базовый. программа «Юный Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.) 6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.). В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль, играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для подростков, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности. Как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому основная задача образовательного процесса социализация личности, приобщение ее к многогранной системе общественных отношений. Одним из важнейших средств самоутверждения и саморазвития юной личности является предоставление возможности конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, позиционировать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Современные подростки выстраивают свои каналы информации для общения с ровесниками и взрослыми, где сами же являются участниками равноправного диалога, проявляют активность, влияющую на социальное окружение. Иными словами, они создают коммуникативные сообщества, в которых информационная составляющая становится важной частью группового общения. Программа предназначена помочь подросткам верно выбрать приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой индивидуальности, приобретение ребенком основ профессии журналиста, умение увидеть вокруг себя свежую тему, выработать интересную идею, оригинальное воплощение. Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества. Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом. 3 Цель: познакомить обучающихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Задачи: Развивающие: - развитие образного и логического мышления; - развитие творческих способностей подростков; - развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: - формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; - овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: - формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; - формирование нравственных основ личности будущего журналиста. Срок реализации Программы - 2 года (68 часов в год). Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа, время занятий включает по 45 минут учебного времени, 10 минут обязательного перерыва. Планируемые результаты освоения кружка «Юный журналист»: По окончанию первого года учащиеся будут: знать: 1. историю российской журналистики; 2. основы теоретического курса программы, куда входит понятие журналистики как профессия; 3. основные жанры журналистики; способы сбора журналистской информации; 4. 5. основы оформительского дела. уметь: 1. собирать и обрабатывать информацию; 2. готовить устные и письменные работы; 3. выработать навыки речевого этикета и делового общения, спонтанной речи; 4. составления устной и письменной информации; По окончанию второго года учащиеся будут: знать: 1. основы теоретического курса программы; 2. жанровые особенности журналистских текстов; 3. классическую форму организации редакции и редакционной деятельности; 4. основные отличительные особенности различных жанров журналистики. уметь: 1. обрабатывать материалы; 2. собирать материалы для каждого конкретного выпуска; 3. подбирать необходимый изобразительный материал; 4. принимать участие в верстке издания; 5. распространять готовое издание; 6. выработать навыки написания материалов в различных газетных жанрах. Второй год обучения предполагает закрепление знаний, умений и навыков, полученных на первом году обучения, происходит знакомство с более сложными жанрами журналистики (аналитические и художественно-публицистические жанры). Изучается структура работы редакции. Наиболее успешные обучающиеся будут проводить практические занятия в младших группах (микроуроки). 4 Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты «Школьная жизнь» (1 раз в месяц). 5 Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» первого года обучения. Раздел 1. Вводное занятие.(2 часа) Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Практика. Выявление общественного мнения, чем заниматься. Раздел 2. История российской журналистики. (2 часа) Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в ХУШв. Влияние газеты на общественную мысль в России. Практика. Сравнение печатных СМИ, выявление общих элементов. Раздел3. Журналистика как профессия.(16 часов) Теория. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Функции журналистики: (информационная, коммуникативная, выражение мнений определенных групп, формирование общественного мнения). Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: (компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокое знание в области литературы, философии и др., владение литературным языком). Практика. Экскурсия в редакцию газеты «Городок». Знакомство с этапами выпуска газеты. Раздел 4. Формирование жанров журналистики: (18 часов) Теория. -Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка благодарность, заметка - просьба, обращение.Отличие заметки от корреспонденции. Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья - роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор печати - особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Практика. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Раздел 5. . Знакомство с оформительским делом.(30 часов) Теория. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». 6 Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Практика. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSWORD. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MSPOWERPOINT. Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» второго года обучения. Раздел 1. Вводное занятие.(2 часа) Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Практика. Выявление общественного мнения, чем заниматься. Раздел 2. . Знакомство с оформительским делом.(48 часов) Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер. Особенности компьютерной программы MSPUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX RU). Просмотр материалов. Школьный сайт. Эстетика и дизайн. Просмотр материалов школьного сайта. Оформление пробного сайта на выбранную тему. Раздел 3. Обсуждение материалов периодической печати. (48часов) Теория. Различия и сходства в работе журналистов и корреспондентов. Анализ материалов периодической печати. Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание. Как корреспонденты добывают материал. Как определить актуальность темы. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Практика. -Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя, Родина». Написание статьи на заданную тему. Клубный день. Приглашение на занятие всех желающих учеников, родителей. Знакомство с творческими успехами членов объединения «Юный журналист». Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи. 7 Написание статьи освещающей успехи Бугалышских учеников на областных и международных конкурсах. Клубный день. «Газета - это новости жизни». Вёрстка газеты. Итоговое занятие. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Презентация «Портфель творческих достижений». № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Учебный (тематический) план на 1 год обучения Формы Название раздела. Темы. Кол-во часов Всег Теори Практик аттестации/конт роля я о а Вводное занятие Журналистика как вид деятельности. 2 2 Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. История российской журналистики Выпуск первой газеты в России 2 2 «Ведомости» при Петре I в XVIIIв. Влияние газеты на общественную мысль в России. Журналистика как профессия 2 2 Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия. Встреча 2 2 с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста 2 2 Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. 2 2 Соблюдение этики поведения во 2 2 время экскурсии в редакцию газеты «Вперед». Знакомство с этапами выпуска газеты. Функции журналистики 2 2 2 2 Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту. 2 2 Формирование жанров журналистики 2 2 Заметка 2 2 Интервью Статья 2 2 2 2 Обзор печати Репортаж 2 2 Очерк 2 2 Фельетон 2 2 Распознание в газетах и журналах 2 2 примеры публикаций разных жанров 2 2 Написание публикаций выбранного жанра. 8 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № Знакомство с офо рмительским делом 2 2 Изучение шрифта Практическая работа. У пражнения в 2 написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. 2 2 Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета Рассмотреть и обсудить на примере 2 различных периодических изданий как оформляется газета. Попробовать самостоятельно подобрать на выбранную тему иллюстрации для оформления газеты Роль фотографии в газете. Что такое 2 1 «композиция», «портрет», «пейзаж». 2 Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших Дизайн газеты. 2 2 Классический дизайн газеты. 2 Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. 2 Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна. Работа на ПК. Особенности 2 компьютерной программы MSWORD. 2 Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор шрифта 2 Оформление заголовков, выведение материалов на принтер. Работа на ПК. Особенности 2 компьютерной программы MSPOWERPOINT. 2 Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами Выбор темы. Подбор иллюстраций. 2 Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. 68 37 итого 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 31 Учебный (тематический) план на 2 год обучения Название раздела. Темы. Кол-во часов Всег Теори Практик я о а Вводное занятие 9 Формы аттестации/конт роля 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Ознакомление с планом работы 2 2 объединения «Юный журналист», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Знакомство с оформительским цветом 2 1 1 Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение. 2 2 Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер Особенности компьютерной 2 1 1 программы MSPUBLISHER. 2 1 1 Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. 2 1 1 на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов Школьный сайт. Эстетика и дизайн. 2 1 1 Просмотр материалов школьного 2 1 1 сайта. 4 4 Оформление пробного сайта на выбранную тему. Обсуждение материалов периодической печати 2 2 Различия и сходства в работе журналистов и корреспондентов. Анализ материалов периодической 2 2 печати. 2 1 1 Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание. Как корреспонденты добывают 2 1 1 материал Как определить актуальность темы. 2 1 1 2 1 1 Определение рубрик 2 2 Подбор материала. 2 2 Подбор фотографий, иллюстративного материала. 2 2 Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Дискуссия на тему «Как газета 4 2 2 воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение. 2 2 Написание статьи на тему «Я люблю тебя, Родина». 2 2 Написание статьи на заданную тему. Написание статьи освещающей успехи 2 2 Бугалышских учеников на областных и международных конкурсах 10 23 Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи. 2 2 24 Клубный день. «Газета - это новости жизни». 2 2 25 26 Вёрстка газеты Итоговое занятие. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Клубный день. Знакомство с творческими успехами членов объединения «Юный журналист». Презентация «Портфеля творческих достижений» Итого 4 2 27 28 29 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 68 11 20 48 Защита проекта Формы и содержание итоговой аттестации: презентация «Портфель творческих успехов». Критерий оценки достижения планируемых результатов: Уровни освоения Программы Зезультат Высокий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации «Портфель творческих успехов» показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт. Средний уровень освоения Учащиеся демонстрируют достаточную Программы заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации «Портфель творческих успехов» показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки. Низкий уровень освоения Учащиеся демонстрируют низкий уровень Программы заинтересованности в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации творческой работы показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям. Учебно-методическое и организационное обеспечение: методическое обеспечение по профилям программы, подшивка газет, раздаточный и дидактический материал. Материально-технические условия реализации программы: компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат. Кадровое обеспечение Программы: программу реализует педагог дополнительного образования. 12 Информационно-методическое обеспечение Литература для учителя 1. Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. Л.: Лениздат, 1971. 2. Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. - СПб., 2000. 3. Журбина, Е.И. Теория и практика художественно - публицистических жанров [Текст]/ Е.И. Журбина, - М., 1969. 4. О печати: закон РФ. 5. Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. - М., 1986. 6. Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. - М., 1981. 7. Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна; г. Павлово, 2002. 8. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. - М., 1997 Литература для учащихся 1. 2. 3. М., 1969 4. 5. 1989. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1980 Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. - М., 1997 Журбина, Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая школа, 13