Музыкальный калейдоскоп

Аннотация

к

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программе «Музыкальный калейдоскоп». Классы: 4-6
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Музыкальный калейдоскоп» относится к художественной направленности.
В учебном плане дополнительной
«Бугалышская

СОШ»

общеобразовательной

дополнительной

программы

общеобразовательной

МАОУ

общеразвивающей

программе «Музыкальный калейдоскоп» в 4-6 классах выделяется 2 учебных часа в
неделю, т.е. 68 часов в год.
Нормативно - методические материалы
1.

Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012г.
2.

Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской

Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
3.

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29

марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных

общеобразовательных

психологической

реабилитации,

программ,

способствующих

профессиональному

социально­

самоопределению

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»
5.

Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская

СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6.

Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).

Дата утверждения
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

художественной направленности «Музыкальный калейдоскоп» утверждена директором
МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель:
формирование

личности

ребенка

с

развитыми

музыкально-эстетическими

интересами и системой ценностей средствами вокального и хорового искусства.
Задачи:

Обучающие:
- формирование устойчивого интереса к пению;
- обучение выразительному пению;
- обучение певческим навыкам;
- формирование голосового аппарата.
Развивающие:
- развивать музыкальность; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и
восприимчивость, способность к сопереживанию; певческий голос;
- способствовать приобщению обучающихся к музыкальному искусству посредством
вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов
музыкальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и
других народов мира; музыкальный вкуса учащихся; потребность в самостоятельном
общении

с

высокохудожественной

музыкой

и

музыкальном

самообразовании;

эмоционально-ценностное отношение к музыке; слушательскую и исполнительскую
культуру учащихся;
- сформировать общую культуру поведения ребенка в обществе, навыки самоконтроля и
взаимоконтроля..
Форма аттестации: результатом обучения являются выступления учащихся на
различных

концертах,

конкурсах, мероприятиях, участие в творческих отчетах, на

родительских собраниях и т. п
Методы и формы работы: при реализации программы используется групповая и
индивидуальная форма работы.

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Музыкальная шкатулка» относится к художественной направленности.
Уровень освоение программы - ознакомительный.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокальное
пение - наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый
ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных
потребностей, чувств, настроений. Поэтому в руках умелого руководителя пения действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие
многогранные средства музыкально-эстетического воспитания человека, как слово и
музыка. Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение - это
одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе
пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тело во время
пения способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на
общее состояние здоровья, а так же развивает у детей внимание, наблюдательность,
дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека,
повышает умственную активность мозга.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет
наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию
целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать
потребность в общении. Программа составлена на основе методических рекомендаций и
пособий:

Г.П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», Г.А.

Суязова «Мир вокального искусства».
Цель программы:

формирование личности ребенка с развитыми музыкально­

эстетическими интересами и системой ценностей средствами вокального и хорового
искусства.
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года);
2.

Приложением к Приказу Министерства образования и науки Российской

Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;

3.

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российский
Федарации от 18 ноября 2015 г. №09-3242).
4. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
5. Учебный план дополнительного образования (приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
Задачи
Обучающие:
- формирование устойчивого интереса к пению;
- обучение выразительному пению;
- обучение певческим навыкам;
- формирование голосового аппарата.
Развивающие:
- развивать музыкальность; музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и
восприимчивость, способность к сопереживанию; певческий голос;
- способствовать приобщению обучающихся к музыкальному искусству посредством
вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов
музыкальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и
других народов мира; музыкальный вкуса учащихся; потребность в самостоятельном
общении

с

высокохудожественной

музыкой

и

музыкальном

самообразовании;

эмоционально-ценностное отношение к музыке; слушательскую и исполнительскую
культуру учащихся;
- сформировать общую культуру поведения ребенка в обществе, навыки самоконтроля и
взаимоконтроля.
Категория учащихся
Категория учащихся - учащиеся 4-6 классов в возрасте от 10 до 12 лет. Программа
подлежит модификации в зависимости от набора детей и возможности усвоения
программы. В кружок принимаются все дети, желающие петь, без отбора по музыкальным
способностям.
Срок реализации программы - 1 год обучения (68 часов).
При реализации программы используется групповая и индивидуальная форма
работы. Занятия проводятся в разновозрастной группе, численный состав - 13 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Время занятий включает 45 мин.
учебного времени и 10 мин.
универсальной

схеме:

обязательный перерыв. Каждое занятие строится по

дыхательная

вокальная

гимнастика,

распевание,

пение

музыкального материала работа над произведениями, анализ занятия, задание на дом.
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения пению ребенок должен знать/понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох,
начало звукоизвлечения и его окончание);
- познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных
композиторов;
- уверенно и свободно держаться на сцене.
Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения.

Содержание программы
Учебный (тематический) план

№

Название раздела.

п/п

Темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

всего
1

Организационное занятие. Техника

теория

практика

1

1

0

1) Охрана голоса

1

1

0

беседа

2) Сложное двухголосье

6

0

6

прослушивание.

3) Упражнение для расширения

10

0

10

наблюдение

беседа

безопасности на занятиях.
2

Пение учебно-тренировочного
материала. Основные певческие навыки.

диапазона
3

Вокальная работа. Пение произведений.
1) Певческая установка

15

3

12

прослушивание.

2) Песня - один из видов

10

2

8

наблюдение

музыкального искусства
4

5

8

Работа над сценическими действиями
1) Работа на сцене

8

2) Работа с микрофоном.

4

3) Постановка концертных номеров

6

8
1

3
6

Слушание музыки

концерт
прослушивание.

1) Вокально-хоровая музыка

5

2) Рассказы о музыке

2

2

68

10

Итого

5

наблюдение
беседа

58

Содержание программы обучения
Раздел 1. Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Теория: Организация детей по возрасту в группы, проверка музыкально-слуховых
данных, знакомство с расписанием, беседа о правилах пожарной безопасности.
Раздел 2. Пение учебно-тренировочного материала. Основные певческие навыки.
Тема.

Охрана голоса,

сложное двухголосье, упражнение для расширения

диапазона.
Теория: Образный рассказ о распевании, вокальных упражнениях, их роль в
развитии творческих навыков.
Практика: Показ упражнений. Разучивание. Момент распевания на материале
детских песен (например «Голубой вагон», «Улыбка»). Или музыкальных песен - игр
(«Ступеньки»,

«Купим,

мы

бабушке...»,

«Зоопарк»);

импровизация

в

процессе

распевания.
Раздел 3. Вокальная работа. Пение произведений.
Тема. Певческая установка.
Теория: Ознакомление с правилами пения, гигиеной и охраной голоса; певческая
установка (пение сидя, стоя), положение корпуса, ног, рук, головы, шеи во время пения.
Практика: Основы певческого дыхания и упражнения для его выработки; понятие
«Атаки звука» как начала пения, овладение навыков мягкой атаки; слуховой контроль,
воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха. Работа над

артикуляционным аппаратом (рот, губы, зубы, челюсти, верхнее и нижнее небо). Над
округлением гласных; выравнивание гласных при пении упражнений на «и - э - а - о - у»,
также в конкретных песнях; пение и контроль над дикцией (произношение согласных,
гласных в середине и в конце слов), верное ударение в музыкальной фразе.
Тема. Песня - один из видов музыкального искусства:
Теория: Рассказ о песне как об одном из видов музыкального искусства в
интересной для детей форме, ее характере, содержании и замысле, сообщение об ее
авторах.
Практика: Разучивание песен, деятельная работа над фразами, трудными местами;
разучивание с сопровождением и без него; доведение до уровня, пригодного для
концертного выступления.
Раздел 4. Работа над сценическими действиями.
Тема. Работа на сцене.
Теория: Знакомство с элементами сценического действия (различные игры,
пластика, элементы танца), обыгрывание содержания песни.
Практика: Работа с элементами сценического действия вмести с пением (хлопки,
притопывания,

различные

эстетические

движения,

не

мешающие

нормальному

певческому процессу).
Тема. Работа с микрофоном.
Теория: Правила работы с микрофоном, словесные (рассказ, беседа, анализ
музыкального произведения).
Практика: Практические (упражнение),

наглядные (показ, исполнение педагога,

демонстрация видеоматериалов).
Тема. Пластика, танцевальные движения:
Теория: Прослушивание музыки к номеру и беседа о танцевальном образе.
Практика:

Практическое

обучение,

где

в

учебно-тренировочной

работе

осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной,
репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Постановка номера.
Раздел 5. Слушание музыки.
Тема. Вокально-хоровая музыка.
Теория:

Слушание

вокально-хоровых

и

сольных

произведений,

также

инструментальной музыки с целью воспитания эмоционально осознанного восприятия,
введение понятий: «Вступление», «Запев», «Припев», «Куплет», «Вариация».

Практика:

Определение из вокально-хоровых

произведений:

«Вступление»,

«Запев», «Припев», «Куплет», «Вариация».
Тема. Рассказы о музыке:
Теория: Знание о музыке, ее языке, музыкально-выразительных средствах и
средствах исполнительских; краткий рассказ о музыке данного произведения и об авторах.

Формы контроля и оценочные материалы
Виды контроля:
- входящий контроль, осуществляется через наблюдение за входными данными
обучающихся;
- текущий контроль осуществляется через наблюдение за освоением программного
материала;
- итоговый контроль

осуществляется в конце изучаемого курса (определяется

степень усвоения ЗУН материала программы и его применения в вокальной практике).

Формы и содержание итоговой аттестации
1. Отчетный концерт перед родителями в конце учебного года.
2. Открытые занятия для родителей и педагогов.
3. Участие детей в районных мероприятиях, концертной деятельности, конкурсах и
фестивалях.
Программа не предполагает зачетно - экзаменационной системы контроля над
результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время
проведения творческих мероприятий и оцениваются соучениками и педагогами. Для того
чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого учащегося,

руководитель

должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении учащихся.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Усвоение программы возможно по трём уровням: низкий, средний, высокий.
Уровни

освоения

Результат

программы
Низкий

учащиеся

знают правила поведения на занятиях,

технику

безопасности на занятиях, гигиену голоса, музыкальные термины на
бытовом уровне (отрывисто, плавно, громко, тихо);

- умеют правильно сидеть или стоять при пении, брать дыхание,
петь естественным голосом, работать в диапазоне одной октавы.
Учащиеся знают правила поведения на занятиях,

Средний

технику

безопасности на занятиях, гигиену голоса, названия основных
музыкальных жанров, их особенности, понятие звуковысотность,
строение голосового аппарата, основные музыкальные термины, их
названия и содержание, основные музыкальные интервалы.
Умеют правильно сидеть или стоять при пении, петь естественным
голосом, работать в диапазоне 1-1,5 октавы, планировать свою
деятельность с помощью взрослого, формировать правильное
звукообразование и дикцию, брать правильное дыхание, слушать
чистоту интонации.
Высокий

Учащиеся знают технику безопасности на занятиях, гигиену голоса,
названия основных музыкальных жанров, их особенности, понятие
звуковысотность,

строение

музыкальные термины,

голосового

аппарата,

основные

их названия и содержание,

сновные

музыкальные интервалы, основные упражнения, вокализы.
Умеют петь естественным голосом, работать в диапазоне 1,5 октавы,
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
формировать

правильное звукообразование

и дикцию,

брать

правильное дыхание, слушать чистоту интонации, планировать свою
деятельность,

находить

поставленной

творческой

оригинальные
задачи,

способы

правильно

выполнения

выполнять

все

упражнения и вокализы, выравнивать интонацию, петь на опоре с
правильной дикцией, анализировать музыкальные произведения
различных жанров.

Организационно-педагогические условия реализации Программы
Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы:
- сборники авторских и эстрадных песен;
- подборка песенного репертуара из периодических изданий;
- электронные носители (диски);
- интернет-ресурсы:

https://x-minus.me/
http://bookash.pro/ru/book/248803/uroki-vokala-dlva-samyh-malenkih-natalva-andreenko
http://bookash.pro/ru/book/207180/vash-golos-sekrety-vokalnogo-masterstva-masha-kats
Материально-техническое обеспечение:
- наличие актового (репетиционного) зала (сцена);
- синтезатор;
- компьютер;
- записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
- шумовые инструменты (деревянные ложки, бубен, колокольчики, трещетки);
- нотный материал, подборка репертуара;
- записи аудио, видео, формат CD, MP3;
- записи выступлений, концертов.
Кадровое обеспечение Программы:
педагог,

работающий

по

данной

программе

образования,

должен

обладать

профессиональными знаниями в вокальном творчестве, знать специфику дополнительного
образования.

Литература
1.

Андреенко Н. Уроки вокала для самых маленьких / Издательские реше

2019 http://bookash.pro/ru/book/248803/uroki-vokala-dlva-samyh-malenkih-natalva-andreenko
2. Вашкевич Н. Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис
Словарь музыкальных форм / Тверь, 2014 http://lib.sibnet.ru/book/24712/
3. Глазков В. В. Музыкальная психология. Учебно-методическое пособие /
Владимир, 2013 http://lib.sibnet.ru/book/24584/
4.

Исаева И.О. Школа вокала для мужчин и женщин / 1000 Бестселлеров, 201

http://prosto-knigi.club/inga isaeva shkola vokala dlva mujchin i jenschin 707NUA/
5.

Кац М. Ваш голос: Секреты вокального мастерства / Альпина Паблишер, 2

г. http://bookash.pro/ru/book/207180/vash-golos-sekretv-vokalnogo-masterstva-masha-kats
6.Линьсян

У.

Педагогика

детского

вокального

творчества,

2016

https://cvberleninka.ru/article/n/pedagogika-detskogo-vokalnogo-tvorchestva
7.

Нечепуренко В.Ю.

Вокальное творчество Габриеля Форе:

специф

прочтения поэтических текстов, 2014 https://cvberleninka.ru/article/n/vokalnoe-tvorchestvogabrielva-fore-spetsifika-prochteniva-poeticheskih-tekstov
8. Росси М. Голос / ИП Астапов, 2014 http://bookash.pro/ru/book/197716/golosmari-rossi

9.

Сильверсан

А.

О

природе

голоса

/

Мультимедийное

издательс

Стрельбицкого, 2018 http://bookash.pro/ru/book/240714/o-prirode-golosa-aial-silversan
10.Сусоева

О.В.

http://lib.sibnet.ru/book/24711/

Музыкальная

психология,

Тверь,

2016


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».