Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа вожатского мастерства» относится к социально - педагогической направленности. Уровень освоение программы - базовый. Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.) 5. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.). С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль в организации отдыха и времянахождении детей играют пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей. Основная задача лагерей - научить детей общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, развить их творческие способности, снять комплексы, избавить от скованности. Постоянная смена творческих видов деятельности, обширный выбор способов самореализации позволяют сделать отдых детей более насыщенным и интересным. Как и в любом другом лагере, в пришкольном работают вожатые - старшие школьники. Став вожатым, все сталкиваются с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, они видят жизнь лагеря глазами не ребенка, а взрослого, организатора и человека ответственного за жизнь и здоровье детей. Как работать с ребятами? Как заинтересовать в том или ином деле? Ответ на эти вопросы очень прост - тому, кто это организовывает (вожатый) в первую очередь должно быть интересно самому в этом участвовать. Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое. И учиться очень быстро. Подготовка вожатых со среднего и старшего школьного возраста в перспективе даст возможность формировать кадровый резерв профессиональных вожатых, в дальнейшем, квалифицированных педагогов. 2 Новизна программы заключается в использовании эффективных образовательных технологий, позволяющих за небольшой срок подготовить школьников, не имеющих предшествующей педагогической подготовки, к работе с временным детским программа «Школа коллективом. Дополнительная образовательная общеразвивающая вожатского мастерства» содействует позитивной самореализации личности, развивает её творческие интересы и способности, способствует воспитанию культуры личности на основе общечеловеческих ценностей. Результат освоения программы - это приобретение необходимых для вожатого социально значимых компетенций. Программа является практико-ориентированной, её содержание выстроено в соответствии с потребностями и интересами учащихся. Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст детей от 10 до 15 лет, позволяет учащимся приобрести опыт социально значимой деятельности и активной коммуникации при разработке и реализации социально значимых проектов и акций. Цель программы - формирование и развитие коммуникативных и организаторских способностей, социализация обучающихся через обучение вожатскому мастерству, формирование лидерских качеств обучающихся. Задачи: - получение необходимых теоретических знаний об особенностях временного детского коллектива, основных видах игр, планировании коллективно-творческих дел, навыков руководства группой; - способствовать самоопределению учащихся при выборе социальных ролей и выстраивании социально значимых отношений; - воспитание чувства ответственности, патриотизма, толерантного отношения к чужим точкам зрения; - сформировать активную жизненную позицию; - вооружить системой знаний о выбранной сфере деятельности о человеке, обществе, социальных нормах и законах; - раскрыть творческий, интеллектуальный, коммуникативный потенциал обучающихся в ходе социально значимых мероприятий; - развить основы проектной деятельности обучающихся; - развить лидерские способности обучающихся. Полученные навыки по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа вожатского мастерства» 3 ребята будут демонстрировать при организации различных мероприятий с участием младших школьников, учащихся средней школы, а также на внутри- и внешкольных мастер - классах в качестве организаторов конкурсов и развлечений. Во время занятий обучающиеся получают практические навыки, которые могут реализовываться в двух сферах: - 1. участие и организация школьных мероприятий (благотворительные ярмарки и акции, подготовка социально-значимых мероприятий, акций памяти, патриотических встреч и пр.) - 2. участие в волонтерской деятельности школы и за ее пределами. Учащиеся активно помогают ветеранам, детям с ОВЗ, младшим школьникам. Реализация программы предполагает 3 года обучения. Таблица 1 Возраст учащихся 10 -14 лет 11 - 15 лет Год обучения 1 год обучения 2 год обучения Количество человек в группе 10 и более человек 10 и более человек Количество часов согласно тематическому плану Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего в год 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Всего в год 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. 11-15 лет Всего в год 68 часов. Каждый год обучения реализуется 7 обязательных содержательных блоков, но в зависимости от года реализации программы превалирует тот или иной базовый блок. Базовые блоки: 1. Детское движение 2. Теория вожатского движения. 3 . Психология общения. 3 год обучения 10 и более человек 4. Организация досуга. 5. Прикладная педагогика 6. Социальное проектирование. 7. Социальная практика. При реализации программы используется групповая форма работы. Основные формы работы на занятиях: изучение теоретического материала, необходимые для работы знания по возрастной, социальной психологии, соответственно возрасту будущих вожатых, проигрывание игр, необходимых для различных периодов работы, работа над тематикой мероприятий и смены (составление план-сетки), разучивание танцевальных композиций (развитие творческого воображения будущих вожатых), написание речевок, девизов, а 4 также демонстрация видео и фото зарисовок с реальных смен лагеря педагога, либо самих детей. Для подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводятся: • творческие контрольные работы; • эстафеты ЗУН; • оценка результативности выполнения упражнений; • оценка результатов, полученных во время участия в социальных мероприятиях. Планируемые результаты освоения программы Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» соответствует поставленным задачам. По окончании первого года обучения обучающиеся будут: • знать об особенностях детского движения; • иметь представление о вожатском движении; • владеть средствами общения; • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • владеть способами организации досуга; • владеть способами разработки социального проекта; По окончании второго года обучения обучающиеся будут: • знать особенности детского коллектива; • находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; • уметь организовывать КТД (коллективно-творческие дела); • владеть основами сценического мастерства; • владеть способами трансформации игры; По окончании третьего года обучения обучающиеся будут: •знать особенности деятельности ВДЦ «Океан», «Артек» и других профильных смен детских объединений; • иметь представление о личностных качествах лидера; • уметь организовывать досуг; • владеть способами оформительского, прикладного искусства; 5 Учебное (тематическое) планирование программы. Учебный (тематический) план I года обучения № п/п Наименование разделов и тем Количество часов Всего Тео Прак часов рия тика 1 1 Формы контроля 1. Вводное занятие. Инструктаж. 2. Детское движение 4 2.1 2.2 Детское объединение, вопросы и ответы. Знакомство с РДШ 2 2 3. Теория вожатского движения 10 3.1 Кто такой «Вожатый»? 4 2 2 3.2 О стилях работы вожатого 4 2 2 3.3 Старший вожатый и его команда 2 1 1 4. Психология общения Общение и его виды (типы, средства, каналы). Психологический контакт, конфликт. Формы рефлексии. Тренинги 10 5 2 3 Упражнение Джеффа 5 2 3 Организация досуга 15 Ситуационная игра Тренинги на взаимодействие Игровой марафон 2 1 1 Наблюдение 3 1 2 Наблюдение 4 2 2 наблюдение 5.4. Разработка досуговых мероприятий 6 3 3 наблюдение 6. 6.1 Прикладная педагогика 15 Оформительский практикум. 5 2 3 6.2 Сувенирный практикум. 5 2 3 6.3 Основы сценического мастерства. Танцевальный практикум. Орлятская песня. 5 1 4 4.1 4.2 5. 5.1 5.2 5.3. Правила проведения игр. Классификация игр. Организация игровой деятельности. Игровой практикум Методики конструирования КТД. 6 2 1 1 Переговорная площадка Дискуссия Дискуссия Творческая контрольная работа. Эстафета ЗУН Практикум Творческая контрольная работа Практикум, проведение эксперимента Эстафета ЗУН Мини - выставка Мини - выставка, презентация работ Конкурс актерского мастерства. Танцевальный батл Вечер песни «Музыка моей души» Социальное проектирование 8 7.1 Теоретические основы социального проектирования 2 7.2 Поиск идеи (социальной проблемы) для проекта 3 7.3 Разработка и реализация социального проекта «Поможем братьям нашим меньшим» 3 8. Социальная практика 3 8.1 Участие в подготовке, организации и проведении мероприятий коллектива (сборы, образовательные события, традиционные дела, календарные праздники) 3 7. 9. Практикум 1 1 1 68 Итого: Наблюдение 2 Социально моделирующая игра «Закрытый показ» 2 Практикум Таблица рейтинговой оценки 1 2 Аттестационные процедуры 1 29 3 Наблюдение 1 Тестирование, Эстафета ЗУН, таблица рейтинговой оценки активности участия в делах коллектива 39 Учебный (тематический) план II года обучения № п/п Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие. Инструктаж. Количество часов Всего Тео Прак часов рия тика 1 1 2. 2.1 Детское движение Развитие общероссийского общественно-государственного детско юношеского движения «Российское движение школьников». Активное участие в мероприятиях. 4 4 3. Теория вожатского движения. 10 «Коллектив». Стадии развития 3.1 коллектива. «Взгляд на лидера...» (курс подготовки). Тренинги на взаимодействие в 3.2. коллективе 2 Переговорная площадка Дискуссия. Наблюдение Творческая контрольная работа. Эстафета ЗУН Тест. Наблюдение 5 2 3 5 2 3 Наблюдение 2 Социально моделирующая игра Наблюдение 4. Психология общения 10 4.1 «Конфликт» структура и динамика. 3 7 2 Формы контроля 1 4.2. Межличностное общении. 4.3. Стратегии и методики разрешения конфликтов 3 4 5. Организация досуга 15 5.1 Моделирование игры. Способы трансформации игры. Игровой практикум 5 2 3 5.2 «Рецепт успешного мероприятия» 5 2 3 5.3 6. 6.1 Разработка досуговых мероприятий Прикладная педагогика Оформительский практикум. 5 15 5 2 3 1 4 6.2 Сувенирный практикум. 5 1 4 5 2 3 Презентация результатов Эстафета ЗУН Мини - выставка Мини - выставка, презентация работ Конкурс актерского мастерства. Танцевальный батл. Вечер песни «Музыка моей души» Практикум Деловая игра Презентация результатов Презентация результатов 6.3 7. 7.1 7.2 Основы сценического мастерства. Танцевальный практикум. Орлятская песня. 1 2 2 2 Игровой марафон Социальное проектирование Презентация социального проекта Формы и способы поиска новых идей Разработка и реализация социальных проектов 8 2 2 1 2 1 4 1 3 8. Социальная практика 3 8.1 Подготовка, организация и проведение мероприятий коллектива (сборы, образовательные события, традиционные дела, календарные праздники) 3 7.3 9. Наблюдение Наблюдение Таблица рейтинговой оценки 1 2 Наблюдение Тестирование, Эстафета ЗУН, таблица рейтинговой оценки активности участия в делах коллектива Аттестационные процедуры 2 1 1 Итого: 68 25 43 8 Наблюдение Наблюдение Учебный (тематический) план III года обучения № п/п Наименование разделов и тем 1. Вводное занятие. Инструктаж. 2. Детское движение. История ВДЦ: «Артек», Орленок», «Океан». Профильные смены детских объединений Красноуфисмкого района 2.1 3. 3.1 3.2 4. Теория вожатского движения Знакомство с программой «Я Лидер» Знакомство с программами профильной смен лагерей. Количество часов Прак Всего Теория часов тика 1 1 4 Формы контроля Переговорная площадка 4 2 2 Дискуссия Творческая контрольная работа. Эстафета ЗУН 10 5 2 3 Наблюдение 5 2 3 Наблюдение 5 2 3 Наблюдение 5 2 3 Тренинги 10 5. Психология общения Рефлексия. Цветопись. Способы снятия стрессовых ситуаций. Тренинги на взаимодействие в коллективе Организация досуга 5.1 «Огонек». Виды, формы, темы 5 2 3 Наблюдение 5.2 Режиссура массовых мероприятий 5 2 3 Презентация результатов 5 2 3 Наблюдение .Презентация результатов 4.1 4.2 5.3 6. 6.1 6.2 6.3 7. Знакомство с программой «Игра дело серьезное». Игровой практикум. Разработка досуговых мероприятий Прикладная педагогика Оформительский практикум. Сувенирный практикум. Основы сценического мастерства. Танцевальный практикум. Социальное проектирование 15 Игровой марафон 15 5 5 2 2 3 3 Эстафета ЗУН Презентация результатов Презентация результатов 5 2 3 Презентация результатов 8 7.1 Поиск идеи (социальной проблемы) для индивидуального проекта 4 1 3 7.2 Разработка, реализация и презентация результатов индивидуального социального проекта 4 1 3 9 Практикум Социально моделирующая игра «Закрытый показ» Практикум 8. Социальная практика 3 8.1 Подготовка, организация и проведение мероприятий коллектива (сборы, образовательные события, традиционные дела, календарные праздники) 3 11. Таблица рейтинговой оценки 1 2 Наблюдение Тестирование, Эстафета ЗУН, таблица рейтинговой оценки активности участия в делах коллектива Аттестационные процедуры 2 1 1 Итого: 68 27 41 Содержание учебного (тематического) плана Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж Знакомство с программой, инструктаж по технике безопасности. 2. Детское движение. Правовые основы создания детской общественной организации. История создания российского движения школьников. Направления работы. 3. Теория вожатского движения. Освоение понятия «Вожатый». Освоение методики выявления лидеров в детских коллективах. Стили руководства. Социальные роли, позиция личности в группе. Тренинг на командообразование. Тренинг на сплочение коллектива. Тренинг выявления лидерских качеств. 4. Психология общения В блоке «психология общения» раскрываются основные понятия, правила, виды общения. Для успешного развития коммуникативных навыков необходимо теоретическое изучение и практическое закрепление качеств, важных для межличностного общения. 5.Организации досуга Для формирования знаний методики организации досуга необходимо изучение основных компонентов деятельности. Знакомство с классификацией игр и правилами проведения игры. Методика КТД. Формирование навыков проведения мероприятия. 10 6. Прикладная педагогика В процессе обучения подростков необходимо вооружить всем арсеналом, позволяющим им выполнять функцию организаторов конкретных дел. Следовательно, ребятам понадобятся знания, умения и навыки как общего, так и специального плана. Прикладные знания, умения и навыки ребята усваивают через практические занятия. Оформительский практикум. Теория красок и цветоведение. Техника работы с гуашью, акварелью. Техника тонирования и набрызга. Работа с шаблоном. Сувенирный практикум. Изготовление сувениров из подручных материалов. Оформление подарков к календарным праздникам. Основы сценического мастерства. Правила нахождения, движения на сцене, общение с микрофоном. Работа с коллективом при подготовке творческого номера. Конкурс актерского мастерства. Сочинения, постановка сценок, выступлений, визиток коллектива. Танцевальный универсальных практикум. танцевальных Основы движений. танцевального Составление флешмоба. вариантов Разучивание танцевальных композиций. Орлятская песня. Законы орлятского круга. Разучивание песен. 7. Социальное проектирование Блок «социальное проектирование» раскрывает способы поиска идей для проектов, теоретические основы и способы создания и разработки социальных проектов на примере акции «Поможем братьям нашим меньшим», подразумевает непосредственное участие воспитанников в реализации данного проекта. 8. Социальная практика. Активно участвуя в делах объединения, дети приобретают социальный опыт. Данный раздел предусматривает практическое применение и закрепление полученных знаний. Создание условий для социального творчества через многообразие форм деятельности позволяет ребёнку осознать себя как личность, самоутвердиться в детском коллективе и развить интересы и способности. (Проведение сборов, дел для сплочения коллектива, участие в массовых делах на уровне коллектива, школы, села). 9. Аттестационные процедуры. Анализ итогов деятельности учащихся за период обучения, тестирование, представление результатов в возможной практической деятельности. Работа в летнем оздоровительном пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения 11 1. Вводное занятие. Инструктаж Знакомство с программой второго года обучения, инструктаж по технике безопасности. 2. Детское движение Развитие общероссийского общественно-государственного детско-юношеского движения «Российское движение школьников». Активное участие в мероприятиях. 3. Теория вожатского движения. Понятие «коллектив», закономерности становления детского коллектива (Лутошкин). Знакомство с курсом подготовки лидеров «Взгляд на лидера...». Тренинги на взаимодействие, развитие лидерских качеств. 4. Психология общения «Конфликт» - структура и динамика. Диагностика конфликтности. Проблемы межличностного общения. Стратегия и методика разрешения конфликта. Формирование навыков общения с людьми и регулирование своего поведения в зависимости от ситуации. 5.Организации досуга Продолжается изучение основных компонентов игровой деятельности. Трансформация игр. Способы конструирования игры. Ситуативные и деловые игры. Комплексные и сюжетно-ролевые игры. Рецепт успешного мероприятия. Отработка навыков ведения массовых мероприятия. б.Прикладная педагогика В данном блоке продолжается освоение прикладных знаний, умений и навыков через практические занятия. Оформительский практикум. Виды и способы построения шрифтов. Основные приемы работы с бумагой. Порядок оформления и требование к уголку коллектива. Сувенирный практикум. Современные техники и материалы для изготовления сувениров. Оформление открыток к календарным праздникам. Основы сценического мастерства. Понятие «сценарный план». Форма и структура сценического плана. Алгоритм массовых мероприятий. Танцевальный практикум. Основы основных танцевальных стилей. Освоение движений классических танцев (вальс, блюз-пинг, рок-н-ролл). Постановка танцевальных номеров. Орлятская песня. Изучение бардовской песни. Разработка песенника для коллектива. 12 7. Социальное проектирование Блок «социальное проектирование» продолжает раскрывать способы поиска идей для проектов, а также способы и формы презентаций социальных проектов. Разработка и реализация социальных проектов творческими группами. 8. Социальная практика Проведение сборов, участие в массовых делах на уровне коллектива, школы, села. 9. Аттестационные процедуры. Анализ итогов деятельности учащихся за период обучения, тестирование, представление результатов в возможной практической деятельности. Работа в летнем оздоровительном пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Содержание учебного (тематического) плана третьего года обучения 1. Вводное занятие. Инструктаж Знакомство с программой третьего года обучения, инструктаж по технике безопасности. 2. Детское движение История всероссийских детских центров «Орленок», «Артек», «Океан» (история, направление деятельности и специфика). Организация профильных смен. Профильные смены Красноуфимского района (разновидность, направление, специфика). 3. Теория вожатского мастерства. Знакомство с программой подготовки организаторов детского движения «Я лидер». Тренинги на командообразование, сплочение коллектива, выявление лидерских качеств (не только в роли участника, но и организатора, ведущего). 4. Психология общения Рефлексия (формы, виды). Цветопись. Способы снятия стрессовых ситуаций. 5. Организация досуга Знакомство с программой «Игра - дело серьезное». Роль игры в развитии личности и межличностных отношениях. Ситуационные игры. Комплексные и сюжетно - ролевые игры. Что такое «Огонек». Правила, классификация, оформление. Режиссура массовых мероприятий. Алгоритм разработки массовых мероприятий. 13 Классификация массовых мероприятий. 6. Прикладная педагогика Оформительский практикум. Оформление массовых мероприятий и дел коллектива. Оформление и пополнение уголка коллектива. Оформление отрядных газет, правила сбора информации, интервьюирование и др. Сувенирный практикум. Изготовление сувениров из современных материалов. Изготовление отличительных знаков и визитных карточек. Изготовление наград для конкурсных программ. Основы сценического мастерства. Гимнастика для речи и мимики. Разминки и упражнения перед выходом на сцену. Способы концентрации. Способы развития творческого мышления. Танцевальный практикум. Разучивание универсальных танцевальных движений различных направлений (танго, сиртаки, современная хореография и т.д.). Постановка танцевальных номеров для выступления коллектива. Орлятская песня. Изучение бардовской песни и игры на гитаре. Песни «повторялки». Формирование песенника для коллектива. 7. Социальное проектирование Способы презентаций. Разработка и защита творческого отчета. Работа над индивидуальным заданием. Разработка проекта и презентация результатов. 8. Социальная практика Проведение сборов, участие в массовых делах на уровне коллектива, школы, села. 9. Аттестационные процедуры Анализ итогов деятельности учащихся за период обучения, тестирование, представление результатов в возможной практической деятельности. Работа в летнем оздоровительном пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. Планируемые результаты и способы определения их результативности. - формирование активной социально значимой и жизненной позиции в выстраивании социально значимых отношений, при взаимодействии с людьми при решении каких-либо социальных задач (ситуаций); - формирование социально значимых ценностей; - овладение системой знаний о выбранной сфере деятельности, о человеке, обществе, социальных нормах и законах; -умение рационально планировать свои действия, гибко менять поведение в зависимости от ситуации; - умение проявлять коммуникативный потенциал деятельности; 14 в практической - умение отстаивать свою точку зрения, вступать в диалоговое общение; - владение технологией проектной деятельности; -умение самостоятельно разрабатывать социально значимые дела, приобретение опыта участия в социально значимой деятельности (социальных проектах); - умение демонстрировать опыт творческой деятельности коллектива, конкурсной деятельности разных уровней; - умение демонстрировать лидерские способности, дающие возможность организации детских и молодёжных коллективов. Контрольно - оценочные средства. Мониторинг результатов освоения программы. Методы и формы отслеживания результативности. Для отслеживания результативности по программе используются следующие методы и формы: • педагогическое наблюдение; • взаимная экспертная оценка учащихся; • самооценка; • рейтинговая оценка; • портфолио; • папка «Моя социально значимая и проектная деятельность»; • эстафета знаний, умений и навыков. Для оценивания личностного роста учащегося в коллективе и подведения итогов освоения образовательной программы используется метод рейтинговой оценки. Баллы рейтинга выставляются учащимся как в течение учебного года, ежемесячно, так и на летней профильной смене пришкольного лагеря с дневным пребываем детей. Система рейтинговой оценки состоит из 3 частей: - внутренней оценки коллектива, ее выставляет совет коллектива ежемесячно на общем сборе. Члены группы на общем обсуждении выставляют индивидуальную оценку работы за прошедший месяц каждому учащемуся, заполняя экспертные карты (приложение 1). - самооценки, по итогам месяца, учащийся оценивает уровень развития своих коммуникативных и организаторских способностей (приложение 2). -педагогической экспертной оценки проявления приобретенных знаний и умений, уровня развития лидерских способностей (приложение 3). Оценивание производится по 5-балльной шкале, где: 0 - не проявляет способность, отсутствие интереса. 15 1 - проявляет способность на низком уровне, инертность. 2 - избирательно проявляет интерес и способности. 3 - проявляет способности на среднем уровне, не стабилен в результатах. 4 - проявляет способности на уровне хорошего участника и активного исполнителя. 5 Итоговая - высокий уровень развития способностей. рейтинговая оценка высчитывает путем подсчета среднего арифметического балла, который фиксируется в рейтинговой таблице. В соответствии с полученными баллами мы выделяем 3 уровня личностного роста учащегося в коллективе и освоения образовательной программы: 0 - 2 - низкий, 2,1 - 3,5 средний, 3,6- 5 - высокий. В ходе образовательного процесса проводятся занятия для оценки уровня развития индивидуальных организаторских способностей. Низкий (0-2 балла)-учащийся не выполняет обещания, признает свои ошибки, знает о нормах поведения, ценностях общества, нормах поведения в коллективе, не берет на себя полномочий, не умеет выстраивать отношения с членами коллектива. Средний (2,1-3,5 балла)-учащийся выполняет обещания ситуативно, признает свои ошибки, владеет знаниями поведения в коллективе, о нормах поведения, ценностях общества, нормах задания выполняет выборочно, с трудом выстраивает отношения с членами коллектива, мало инициативен. Высокий (3,6-5 баллов)-владеет системой знаний о нормах поведения, ценностях общества, нормах поведения в коллективе, умеет организовать процесс выполнения работы, выстраивает конструктивные отношения с членами коллектива, инициативен, принимает на себя ответственность. Метод проведения такого занятия выбирается педагогом в зависимости от уровня сложности материала и индивидуальных особенностей учащихся. 1. Контроль уровня знаний учащихся проводится дважды за учебный год. 2. Контроль усвоения учебной программы учащимися в конце учебного года осуществляется через метод рейтинговой и экспертной оценки, а также через уровень разработанности портфолио. 3. Итоговая аттестация предполагает определение уровня развития (низкий, средний, высокий) организаторских, лидерских способностей учащихся. Оценивается уровень подготовки по теоретическим вопросам, практических умений с целью планирования и перехода к новому циклу обучения (Приложение 4). Оценивается работа в летнем оздоровительном пришкольном лагере с дневным пребыванием детей. 16 Условия реализации программы Учебно-методический комплект программы строится на основе широкого применения методов визуализации и интерактивных элементов, облегчающих восприятие учебного материала в соответствии с выбранной стратегией работы, он представлен: • • • • • • учебно-методическими медиа - и видеопособиями; медианосителями с современными мелодиями; медианосителями бардовской музыки; медианосителями с записями орлятских песен; видеотекой лагерей; папкой методических материалов и технологических карт по проведению занятий в социокультурной подготовке (дискуссий, диспутов, проектного занятия, тестовых турниров и т.д.); • папкой с разделами по планированию, рефлексии, проектной деятельности в «портфолио»; • методической продукцией в помощь отрядному вожатому (Азбука лидера, Действуй играючи, Дневник Штабиста и др.); • папкой сценарных планов массовых мероприятий. Материально-техническое обеспечение программы: • • • • • музыкальное оборудование; цифровой фотоаппарат; канцелярские принадлежности; спортивно-игровой инвентарь; оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Кадровое обеспечение программы: Программу реализует педагог дополнительного образования. 17 Список литературы: 1. Гугнин В. Настольная книга вожатого. Москва, 2016. 2. Дрозд К., Плаксина И. Методика работы вожатого в детском оздоровительном лагере. Учебное пособие, И. Юрайт, 2019 3. Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером. Выпуск №3 из серии «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Нижний Новгород : ООО «Педагогические технологии», 2004. 4. Лаптева Е. (сост.). Карманная энциклопедия вожатого. Феникс, 2012. 5. Попова И. Развивающий детский отдых. Методики и технологии организации. Методическое пособие для работников сферы управления системой отдыха и оздоровления детей, педагогов-воспитателей, вожатых. И. Русское слово, 2018. 6. Руденко В. Книга вожатого. Лучшие сценарии для летнего лагеря. И. Феникс, 2015. 7. Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002 г. 8. Титкова Т. Курс выживания для вожатого. И. T8Rugram, 2017. 18 П риложение 1 Экспертная карта взаимной оценки развития коммуникативных и организаторских способностей обучающихся № Всегда выполняет Делом и личным примером ФИО обучающегося обещания, выявляет и соответствует нормам признаёт свои ошибки поведения и законам жизни в коллективе, отстаивает общие ценности и интересы Делегирует полномочия, доверяя коллективу и контролирует процесс выполнения работы Общается с членами коллектива уважительно, приветлив со всеми Помогает членам группы проявлять инициативу и стремление к развитию и повышению эффективности работы Приложение 2 № Экспертная карта самооценки развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающегося Имею свои личные Самоорганизован и Укрепляю Помогаю другим в ФИО Уверен в себе, активен, самодисциплинирован в целеустремлёнен, межличностные самосовершенствовании обучающегося цели и интересы, деятельности отношения в инициативен следую коллективе, общеколлективным целям регулирую конфликты в группе № Приложение 3 Экспертная карта оценки развития коммуникативных и организаторских способностей обучающегося педагогом Организует коллектив на Умеет работать в Охотно делится Быстро принимает Умеет менять стиль ФИО достижение общих целей, своими знаниями и решения, гибко лидерства в группе в роли обучающегося задаёт направление движения и - наблюдателя опытом, постоянно приспосабливается зависимости от обучается и к новым условиям ситуации создаёт позитивную рабочую - идеолога среду обновляет свои - исполнителя знания. - активного участника - организатора П риложение 4 Сводная ведомость анализа развития коммуникативных и организаторских способностей обучающихся и полноты освоения образовательной программа для аттестационных процедур Показатели развития коммуникативных и организаторских способностей и уровня освоения образовательной программы /методы отслеживания Рейтинговый бал по итогам экспертизы развития развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся/ экспертная оценка Оценка результата социальной практики / экспертная оценка Уровень усвоения образовательной программы/ тестирование Уровень разработки портфолио Штабиста/ экспертная оценка Итоговый балл Заключение о по каждому переводе на следующий год обучающемуся обучения, освоении программы, выдаче документа.