Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающиеся должны знать: - таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; - табличные случаи умножения и получаемые из них случаи деления; - названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; - числовой ряд чисел в пределах 1 000 000; - дроби обыкновенные и десятичные; их получение, запись, чтение; - геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников (треугольника, прямоугольника, параллелограмма), прямоугольного параллелепипеда; - названия геометрических тел: пирамиды, цилиндра, конуса, шара. Обучающиеся должны уметь: - выполнять арифметические действия с числами в пределах 100,легкие случаи в пределах 1 000 устно; - выполнять арифметические действия с многозначными числами письменно в пределах 10 000; - выполнять арифметические действия с десятичными дробями: - складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное и двузначное число числа, полученные при измерении одной, двумя единицами измерения стоимости, длины, массы, выраженными в десятичных дробях (легкие случаи); - находить дробь (обыкновенную, десятичную), проценты от числа; число по его доле или проценту; - решать все простые задачи в соответствии с данной программой, составные задачи в 2, 3, 4 арифметических действия; - вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда; - различать геометрические фигуры и тела; - строить с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линии, углы, многоугольники, окружности в разном положении на плоскости, в том числе симметричные относительно оси, центра симметрии. Примечания В требованиях к знаниям и умениям учащихся, испытывающих значительные трудности в усвоении математических знаний на всех годах обучения, может быть исключено: - нумерация чисел в пределах 1 000 000 (достаточно знания числового ряда в пределах 10000); - арифметические действия с числами а пределах 10 000 (достаточно в пределах 1 000. легкие случаи) письменно; - умножение и деление на двузначное число письменно; - арифметические действия с десятичными дробями, имеющими в записи5 и более знаков (цифр); - умножение и деление десятичных дробей на двузначное число; - простые арифметические задачи на отношение чисел с вопросами; «Во сколько раз больше (меньше)?»; - составные задачи в 3 -4 арифметических действия: - составные задачи на соотношение скорость, время, расстояние; - построение углов, многоугольников с помощью транспортира; - построение геометрических фигур, симметричных данным относительно оси, центра симметрии. Содержание учебного предмета 5 класс Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5. 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен: знак =. Сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» (легкие случаи). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения; 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г. 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости устно (55 см ± 19см; 55 см ±45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55см ±3м 19 см: 8 м 55см ± 19 см; 4м 55см±3 м; 8м±19см; 8м±4м45см>. Римские цифры. Обозначение чисел I — XII. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 устно и письменно, их проверка. Умножение чисел на 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число <40 • 2; 400 • 2; 420 - 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : \ и т.п.) устно. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд письменно, их проверка. Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные. Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?*, «Во сколько раз больше (меньше)?». Составные задачи, решаемые в 2-3 арифметических действия. Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью ; циркуля и линейки. Линии в круге; радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100. Буквы латинского алфавита: A,, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S.. 6 класс Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе. Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц. Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел ХШ —ХХ.. Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени. Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел. Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве; наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки □ и ||. Уровень, отвес. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра, вершины, их количество, свойства. Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2 :1; 10 : 1; 100:1. 7 класс Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). Присчитывание и отсчитывание по 1 единице, 1 десятку, 1 сотне в пределах 1 000 000, устно, с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов. Письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, круглые десятки, двузначное число, деление с остатком чисел в пределах 1 000 000. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени. Умножение и деление на однозначное число круглые десятки, двузначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами измерений стоимости, длины, массы. Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Десятичные дроби. Запись без знаменателя, чтение, запись под диктовку. Сравнение десятичных долей и дробей. Выражение дробей в более крупных (мелких), одинаковых долях. Место десятичных дробей в нумерационной таблице. Запись чисел, полученных при измерении двумя, одной единицами стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и конца события; на нахождение десятичной дроби от числа. Составные задачи на прямое и обратное приведение к единице; на движение в одном и противоположном направлениях двух тел. Параллелограмм, ромб. Свойства элементов. Высота параллелограмма (ромба). Построение параллелограмма (ромба). Симметрия. Симметричные предметы, геометрические фигуры, ось, центр симметрии. Предметы, геометрические фигуры симметрично расположенные относительно оси, центра симметрии построение геометрических фигур относительно оси и центра симметрии. 8 класс Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000, 20 000; 5, 50, 5 000, 50000; 25, 250, 2500, 25 000 в пределах 1 000 000, устно с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов. Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной; двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях. Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями. Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы выраженных в десятичных дробях на однозначные, двузначные целые числа. Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел. Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу. Градус. Обозначение: 1° . Градусное измерение углов. Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построение измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника. Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней. Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади 1 кв. мм, ( ), 1 кв. см ( , 1 кв.дм ( ), 1 кв м ( ), 1 кв. км ( ), их соотношения. Единицы измерения земельных площадей: 1 га 1 а, их соотношения. Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях. Длина окружности С = 27tR, сектор, сегмент. Площадь круга S □ UR2 . Линейные, столбчатые, круговые диаграммы. Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии. 9 класс Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи). Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью. Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида. Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%. Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипеда, цилиндра, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины. Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной поверхности. Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм ( ), 1 куб, см ( ), 1 куб. дм ( ), 1 куб. м ( ), 1 куб. км ( ). Соотношения: 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб.дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см. Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба). Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких). Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус, диаметр. Тематическое планирование 5 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Тема урока Повторение (12 часов) Нумерация чисел в пределах 100. Счет равными числовыми группами. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Устное умножение и деление чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Виды линий. Построение линий. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого. Нахождение неизвестного вычитаемого. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Углы: прямой, тупой, острый. Построение углов. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, слагаемого. Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат. Построение. Входная контрольная работа Устная, письменная нумерация чисел в пределах 1000 ( 17 часов) Получение круглых сотен. Счет круглыми сотнями в прямом и обратном порядке. Запись круглых сотен. Получение полных трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. Запись полных трехзначных чисел. Получение трехзначных чисел из сотен и десятков, из сотен и единиц. Запись трехзначных чисел с нулем на конце или в середине. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Шар. Круг. Окружность. Радиус. Счет до 1 000 и от 1 000 по 1. Счет разрядными единицами, по 2, 20, 200, 5, 50, 500. Округление чисел до десятков, сотен. Знак «приблизительно равно». Римская нумерация. Обозначение чисел I - Y. Вычисление длины ломаной линии. Единицы измерения стоимости. 1р.=100к.. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км. 1км=1 000м. Соотношение единиц длины. Единицы измерения массы: г, кг, ц, т. Соотношение единиц массы. Вычисление периметра прямоугольника Контрольная работ а по теме №1 по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000». Сложение и вычитание чисел, полученных при Кол-во часов Примечание 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 измерении одной мерой. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами. Вычисление периметра квадрата. Устные вычисления в пределах 1 000 (12 часов) Сложение и вычитание круглых десятков и сотен. Сложение и вычитание круглых десятков и сотен из трехзначного числа без перехода через разряд. Сложение и вычитание из трехзначного числа однозначного числа без перехода через разряд. Сложение и вычитание из трехзначного числа двузначное число без перехода через разряд. Вычисление периметра треугольника. Сложение и вычитание из трехзначного числа трехзначное число без перехода через разряд. Разностное сравнение чисел. Решение задач на разностное сравнение. Кратное сравнение чисел. Решение задач на кратное сравнение. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Контрольная работ а № 2 по теме «Устные вычисления в пределах 1 000». Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд (17 часов) Прямоугольный треугольник. Сложение трехзначного числа с 1, 2-значным числом с переходом в разряде единиц. Сложение полных трехзначных чисел с переходом в разряде единиц. Сложение трехзначных чисел, когда в сумме получаются круглые десятки, сотни. Сложение трех слагаемых, выраженных трехзначным числом. Остроугольный треугольник. Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд с недостающим разрядом единиц. Вычитание чисел в пределах 1 000 с одним переходом через разряд. Вычитание чисел в пределах 1 000 с двумя переходами через разряд. Тупоугольный треугольник. Сложение и вычитание чисел, полученных в результате измерения, с одним переходом через разряд. Вычитание чисел в пределах 1 000, где уменьшаемое выражено круглыми сотнями или 1 000. Решение примеров в 2-3 действия без скобок Решение примеров в 2-3 действия со скобками Разносторонний треугольник Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании. 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 Контрольная работ а № 3 по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд». Обыкновенные дроби( 13 часов) Нахождение одной доли предмета, числа. Равнобедренный треугольник. Нахождение нескольких долей предмета, числа. Образование дробей. Числитель, знаменатель дроби. Образование дробей. Сравнение дробей с одинаковым знаменателем. Сравнение дробей с одинаковым числителем. Равносторонний треугольник Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Правильные дроби. Неправильные дроби. Решение задач на нахождение одной и нескольких частей числа. Контрольная работ а № 4 по теме «Обыкновенные дроби». Умножение и деление 10, 100, на 10, 100 ( 7 часов) Классификация треугольников по величине углов. Умножение чисел 10, 100, на 10, 100. Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10. Классификация треугольников по длинам сторон. Деление чисел на 10 с остатком. Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 100. Деление чисел на 100 с остатком. Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими ( 6 часов) Преобразование чисел, полученных при измерении единицами длины, стоимости, массы. Замена крупных мер мелкими. Построение треугольника по трем сторонам. Преобразование чисел, полученных при измерении единицами длины, стоимости, массы. Замена мелких мер крупными. Меры времени. Год. Соотношение: 1год= 365-366 суток. Високосный год. Виды кривых линий. Окружность. Круг. Контрольная работ а № 5 по теме «Умножение, деление на 10,100. Преобразование чисел, полученных при измерении» Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число ( 6 часов) Умножение и деление круглых десятков на однозначное число. Решение числовых выражений в 2-3 действия на умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число. 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 Радиус. Обозначение буквой R. Разностное и кратное сравнение чисел. Деление на равные части. Увеличение, уменьшение числа в несколько раз. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд( 23 часа) Диаметр. Обозначение буквой D. Умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Решение числовых выражений на умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Нахождение части числа. Умножение и деление полного двузначного, трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Построение окружности с заданным диаметром. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение числовых выражений на умножение и деление трехзначного числа на однозначное. Разностное и кратное сравнение. Хорда. Построение в окружности. Умножение и деление трехзначного числа на однозначное. Умножение по содержанию Внетабличное умножение и деление на однозначное число. Дуга окружности. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение выражений в 2-3 действия Построение окружностей с указанием радиуса, диаметра, хорды. Умножение по содержанию Умножение и деление трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд Увеличение, уменьшение числа в несколько раз Проверка действия умножения. Проверка действия деления. Контрольная работ а № 6 по теме «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд». Умножение и деление двузначных чисел и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд ( 23 часа) Построение окружности по известному диаметру. Хорда. Дуга. Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Решение примеров в 2-3 действия Умножение трехзначного числа на однозначное с одним 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 переходом через разряд. Умножение трехзначного числа на однозначное с двумя переходами через разряд. Умножение трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное Умножение по содержанию. Геометрические фигуры. Многоугольники. Нахождение периметра. Решение числовых выражение в 2-3 действия. Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Деление трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд Прямоугольник. Диагонали в прямоугольнике. Деление трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное с переходом через разряд. Деление трехзначного числа с 0 в разряде десятков на однозначное с переходом через разряд. Решение числовых выражений в 2-3 действия. Итоговая работа за учебный год Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Квадрат . Диагонали в квадрате. Уменьшение, увеличение числа в несколько раз. Нахождение части числа. Разностное и кратное сравнение. Геометрические тела. Куб. Итоговое повторение Решение числовых выражение в 2-3 действия. Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Итоговое повторение Тематическое планирование 6 класс № п/ Тема урока п Нумерация в пределах 1000. Таблица классов и разрядов. 1 Письменная нумерация в пределах 1000. Натуральный рад 2 чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание в пределах 1000. 3 Многоугольники. 4 Нахождение неизвестного уменьшаемого. 5 Диагностическая контрольная работа. 6 Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Луч. Отрезок. Линии 7 замкнутые и незамкнутые. Работа над ошибками, допущенными в диагностической 8 контрольной работе. Нахождение неизвестного вычитаемого. 9 Умножение трехзначных чисел на однозначное число (все 10 случаи). Деление трехзначных чисел на однозначное число (все 11 случаи). Взаимное положение геометрических фигур на плоскости. 12 Преобразование чисел, полученных при измерении. 13 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. 14 Окружность. Круг. Линии в круге. 15 Все действия в пределах 1000. 16 Периметр многоугольника. 17 Контрольная работа на тему: «Все действия в пределах 1000». 18 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 19 Устная нумерация в пределах 10 000. Таблица классов и 20 разрядов. Треугольник. Различение треугольников по длинам сторон, 21 по видам углов. Письменная нумерация в пределах 10 000. натуральный ряд 22 чисел. Сравнение чисел. Письменная нумерация в пределах 10 000. Простые и 23 составные числа. Округление чисел. Сложение и вычитание в пределах 10 000 без перехода через 24 разряд. Периметр треугольника. 25 Сложение и вычитание в пределах 10 000 с переходом через 26 разряд. Контрольная работа на тему: «Все действия в пределах 27 10 000». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. 28 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 29 одной, двумя единицами длины, массы. Четырехугольники. Периметр четырехугольника. 30 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 31 одной, двумя единицами стоимости. Римская нумерация. 32 Четырехугольники. Периметр четырехугольника. 33 Нумерация в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание 34 круглых чисел в пределах 1 000 000. Кол-во часов Примечание 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Повторение. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. Взаимное положение прямых на плоскости: пересекаются, не пересекаются. Параллельные прямые. Знак | |. Преобразование обыкновенных дробей. Замена неправильной дроби целым или смешанным числом. Основное свойство дроби. Нахождение части от числа. Взаимное положение прямых на плоскости: прямые, пересекающиеся под прямым углом (перпендикулярные прямые). Знак +. Нахождение нескольких частей от числа. Контрольная работа на тему: «Обыкновенные дроби». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Построение параллельных прямых. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, когда в сумме 1, вычитание из 1. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (с выражением суммы и разности в более крупных долях). Сложение и вычитание смешанных чисел с выражением суммы (разности) в более крупных долях. Построение параллельных прямых на заданном расстоянии друг от друга. Сложение целого числа и обыкновенной дроби, вычитание из смешанного числа всех целых частей, всей дробной части. Сложение смешанных чисел с преобразованием суммы и вычитание смешанных чисел с преобразованием уменьшаемого. Сложение смешанного числа с дробью, смешанным числом, когда в сумме - целое число, и вычитание из целого числа обыкновенной дроби, смешанного числа. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Построение перпендикулярных прямых. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел). Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел)». Взаимное положение прямых на плоскости. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Скорость, время, расстояние. Вычисление расстояния (пути) по скорости и времени. Вычисление скорости по расстоянию (пути) и времени. Вычисление времени по скорости и расстоянию (пути). Задачи на движение. Повторение. Встречное движение. Повторение. Решение задач на встречное движение. 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 Повторение. Решение задач на движение. Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Линии замкнутые и незамкнутые. Нумерация в пределах 10 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000. Увеличение на несколько единиц, уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы и разности. Замкнутая ломаная линия - граница многоугольника. Виды многоугольников. Умножение на однозначное число в пределах 10 000 без перехода через разряд. Умножение на однозначное число в пределах 10 000 с переходом через разряд. Треугольник. Различение треугольников по видам углов, длинам сторон. Увеличение в несколько раз, на несколько единиц. Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Контрольная работа на тему: «Умножение на однозначное число в пределах 10 000». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Треугольник. Высота треугольника. Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Деление на однозначное число в пределах 10 000 без перехода через разряд. Определение количества знаков в частном. Геометрические тела. Куб. Элементы куба. Деление на однозначное число в пределах 10 000 с переходом через разряд. Уменьшение в несколько раз, на несколько единиц. Деление на однозначное число в пределах 10 000 с остатком. Геометрические тела. Брус. Элементы бруса. Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Контрольная работа на тему: «Деление на однозначное число в пределах 10 000». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Геометрические тела: Куб, брус, шар. Деление многозначных чисел на круглые десятки. Умножение на однозначное число и круглые десятки в пределах 10 000. Деление многозначных чисел на круглые десятки. Умножение на однозначное число и круглые десятки в пределах 10 000. Контрольная работа за 3 четверть на тему: «Умножение и деление на однозначное число и круглые десятки в пределах 10 000». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Положение в пространстве: наклонное. Уровень, отвес. Масштаб. Нахождение доли числа, нахождение нескольких долей числа. Все действия в пределах 10000. Уменьшение в несколько раз, на несколько единиц. Увеличение в несколько раз, на несколько единиц. 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Повторение. Нумерация чисел в пределах 10 000. Натуральный ряд чисел. Повторение. Разряды, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного слагаемого. Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Луч. Отрезок. Линии замкнутые и незамкнутые. Нахождение неизвестного уменьшаемого. Нахождение неизвестного вычитаемого. Контрольная работа на тему: «Сложение и вычитание в пределах 10 000». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются параллельные). Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение дробей, сравнение дробей с единицей. Обыкновенные дроби. Смешанные числа и их сравнение. Преобразование обыкновенных дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями. Положения в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное. Уровень, отвес. Простые арифметические задачи на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел. Все действия в пределах 10 000. Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Контрольная работа на тему: «Умножение и деление на однозначное число в пределах 10 000». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Нахождение части числа, нахождение нескольких частей числа. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Преобразование чисел, полученных при измерении длины, стоимости, массы. Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Геометрические тела: куб, брус, шар. Элементы куба, бруса. Масштаб 1:1000, 1:10 000, 2:1. Простые арифметические задачи на нахождение доли числа, нахождение нескольких долей числа. Обозначение римскими цифрами чисел XIII - XX. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы. Окружность. Круг. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Повторение Повторение Повторение Тематическое планирование 7 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема урока Нумерация 2 ч Простые и составные числа. Простые и составные числа. Арифметические действия (сложение и вычитание) 11 ч Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. Сложение многозначных чисел с переходом через разряд. Сложение многозначных чисел с переходом через разряд. Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. Вычитание вида: 1000-382, 20000-1568. Решение задач на сложение и вычитание. Решение задач на сложение и вычитание. Нахождение неизвестных компонентов (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого). Повторение по теме: «Сложение и вычитание». Контрольная работ а № 1 по теме: «Сложение и вычитание». РНО. Решение задач. Г еометрический материал 3ч Углы. Смежные углы. Сумма смежных углов. Сумма углов треугольника. Арифметические действия (умножение и деление) 15ч Умножение и деление на однозначное число. Деление на однозначное число. Деление на однозначное число. Проверка умножения. Проверка деления. Умножение и деление на 10,100,1000. Умножение и деление на круглые десятки. Умножение и деление на двузначное число без перехода через разряд. Умножение на двузначное число с переходом через разряд. Деление на двухзначное число. Деление на двухзначное число. Задачи на умножение и деление. Повторение по теме: « Умножение и деление». Контрольная работ а № 2 по теме: « Умножение и деление». РНО. Решение задач. Действия с числами, полученными при измерении 15 Кол-во часов Примечание 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 ч Единицы стоимости и их соотношения. Единицы измерения длины, массы и их соотношения. Преобразование именованных чисел. Раздробление составных именованных чисел. Сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на однозначное число. Решение задач с именованными числами. Единицы измерения времени и их соотношения. Вычисление времени. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени без преобразования. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени без преобразования и с преобразованием. Решение задач на нахождение начала, продолжительности и конца события. Повторение по теме: «Действия с числами, полученными при измерении». Контрольная работ а № 3 по теме: «Действия с числами, полученными при измерении». РНО. Решение задач. Обыкновенные дроби 13 ч Запись и чтение обыкновенных дробей. Основное свойство дробей. Сокращение дробей. Сокращение дробей. Замена неправильной дроби смешанным числом и выражение смешанного числа неправильной дробью. Замена неправильной дроби смешанным числом и выражение смешанного числа неправильной дробью. Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковым знаменателем. Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковым знаменателем. Примеры и задачи на сложение и вычитание дробей. Примеры и задачи на сложение и вычитание дробей. Повторение по теме: «Обыкновенные дроби». Контрольная работ а № 4 по теме: «Обыкновенные дроби». РНО. Решение задач. Г еометрический материал 6 ч Симметрия, центральная ось симметрии. Предметы и фигуры, симметричные относительно центра. Построение симметричных точек, отрезков относительно центра симметрии. Построение точек, отрезков симметричных относительно оси симметрии. 64 65 66 67 68 69 70 71 Построение точек, отрезков симметричных относительно оси симметрии. Построение многоугольников, симметричных относительно оси симметрии. Десятичные дроби 17ч Образование, чтение и запись десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей. Запись чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей и наоборот. Сложение десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой. Вычитание десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой. Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой 72 Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковым количеством знаков после запятой 73 Решение задач на нахождение расстояния при встречном движении. Увеличение и уменьшение десятичных дробей в 10, 100, 1000 раз. Увеличение и уменьшение десятичных дробей в 10, 100, 1000 раз. Выражение десятичной дроби в более крупных и мелких долях, одинаковых долях. Повторение по теме: «Десятичные дроби». Контрольная работ а № 5 по теме: «Десятичные дроби». РНО. Решение задач. Все действия с десятичными дробями. Задачи на соотношение между ценой, количеством, стоимостью. Решение задач на соотношение между скоростью, временем и расстоянием. Г еометрический материал 5ч Круг. Линии в круге: диаметр, хорда, дуга. Параллелограмм. Свойство сторон, углов, диагоналей параллелограмма. Ромб. Свойство сторон, углов, диагоналей ромба. Решение задач на применение свойств параллелограмма и ромба. Итоговое повторение 15+3=18ч Нумерация. Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел на одно-, двухзначное число. Проверка действий умножения и деления. Именованные числа. 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 Сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на однозначное число. Задачи с мерами времени. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. Задачи практического содержания. Подготовка к контрольной работе. Итоговая контрольная работа № 6. РНО. Решение задач. Арифметические действия. Действия с десятичными дробями. Решение задач с именованными числами. Тематическое планирование 8 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема урока Присчитывание и отсчитывание чисел по2, 20,200 в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание чисел по 2000, 20000 в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание чисел по 5,50, 500 в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание чисел по 5000, 50000 в пределах 1 000 000. Градусное измерение углов. Градус. Обозначение: Величина острого, тупого, прямого, полного и развернутого угла. Транспортир. Присчитывание и отсчитывание чисел 25,250 в пределах 1 000 000. Присчитывание и отсчитывание по 2500, 25000 в пределах 1 000 000. Письменное сложение чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы выраженных в десятичных дробях Построение и измерение углов с помощью транспортира и линейки. Письменное сложение чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы выраженных в десятичных дробях Построение углов при помощи линейки и транспортира. Письменное вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы выраженных в десятичных дробях. Смежные углы. Определение. Письменное вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы выраженных в десятичных дробях Контрольная работа. «Действия с именными числами, выраженными десятичной дробью» Сумма смежных углов. Замена целых и сменных чисел неправильной дробью. Сумма углов в треугольнике. Умножение обыкновенной дроби на однозначное число. Умножение обыкновенной дроби на двузначное число Осевая симметрия. Построение отрезков, треугольников. Умножение обыкновенной дроби на двузначное число. Деление обыкновенной дроби на однозначное число. Деление обыкновенной дроби на двузначное число Сумма углов треугольника. Деление обыкновенной дроби на двузначное число Построение окружности относительно оси симметрии Нахождение среднего арифметического нескольких Кол-во часов Примечание 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 чисел. Образование, чтение и запись десятичных дробей. Умножение десятичной дроби на однозначное число. Треугольники. Виды треугольников. Умножение десятичной дроби на однозначное число. Умножение десятичной дроби на двузначное число. Сложение и вычитание десятичных дробей. Построение треугольников по двум сторонами углу между ними. Умножение десятичных дробей на однозначное число и цвузначное число. Решение примеров на порядок действий с десятичными дробями. Контрольная работа. Действия с десятичными дробями. Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Деление десятичной дроби на однозначное число. Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам. Деление десятичной дроби на двузначное число. Построение треугольников по двум сторонам и углу между ними. Деление десятичной дроби на однозначное и двузначное число. Все действия с десятичными дробями. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.(Повторение ) Все действия с десятичными дробями. Все действия с десятичными дробями. Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам. Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Умножение целых чисел на единицу с нулями. Деление целых чисел на единицу с нулями. Круг. Элементы круга: сектор, сегмент. Все действия с целыми числами. Сложение десятичных дробей, выраженных именованными числами. Вычитание десятичных дробей, выраженных именованными числами. Умножение десятичных дробей, выраженных именованными числами. Вычисление длины окружности. Умножение десятичных дробей, выраженных именованными числами. Деление десятичных дробей, выраженных именованными числами Вычисление длины окружности. Все действия с десятичными дробями. Контрольная работа «Действия с целыми числами и десятичными дробями» 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 Вычисления площади круга. Единицы измерения площади, их соотношения. Преобразование мелких мер площади в более крупные. Запись мер площади десятичных дробью. Вычисление площади круга. Запись мер площади десятичных дробью. Контрольная работа «Меры площади» Вычисление площади круга, длины окружности. Преобразование крупных мер площади в более мелкие. Центральная симметрия, построение отрезка и Д относительно оси симметрии. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей Центр симметрии. Построение окружности относительно центра симметрии. Порядок действий в примерах со скобками. Порядок действий в примерах без скобок. Вычисление площади квадрата, прямоугольника. Действия с десятичными дробями. Действия с десятичными дробями. Вычисление площади круга, длины окружности Образование обыкновенной дроби Дроби правильные и неправильные. Замена целого и смешанного числа неправильной дробью. Круг, элементы круга. Умножение обыкновенной дроби на целое число. Деление обыкновенной дроби на целое число. Вычисление площади круга, длины окружности. (Повторение ) Умножение и деление обыкновенной дроби на целое число. Итоговая контрольная работа. Диаграммы линейные. Единицы измерения земельных площадей: 1 га,1 а. Запись, земельных мер десятичной дробью Сложение земельных мер, запись десятичной дробью Вычитание земельных мер, выраженных десятичной дробью. Сложение и вычитание земельных мер, выраженных десятичной дробью. Среднее арифметическое нескольких чисел. Действия с целыми числами. Арифметические действия с десятичными дробями. Итоговое повторение. Итоговое повторение. Итоговое повторение. Итоговое повторение. Итоговое повторение. Тематическое планирование 9 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема урока Разрядная таблица Чтение и запись чисел в пределах 100000 Разложение чисел на разрядные слагаемые Римские цифры. Математический диктант. Преобразование десятичных дробей Преобразование десятичных дробей Сравнение дробей Запись чисел. Полученных при измерении величин, десятичными дробями Запись десятичных дробей целыми числами, полученных при измерении. Проверочная работа Письменное сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей Нахождение неизвестного числа Решение составных арифметических задач на вычисление времени Нахождение суммы и разности чисел, полученных при измерении времени Увеличение и уменьшение многозначных чисел на несколько разрядных единиц Нахождение суммы и разности многозначных чисел и десятичных дробей Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей Решение составных арифметических задач на нахождение площади Контрольная работа Работа над ошибками Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей Решение составных арифметических задач на нахождение площади Умножение целых и дробных чисел на 10,100,1000 Умножение и деление чисел на двузначное число Умножение чисел полученных при измерении на двузначное число Деление многозначных чисел на двузначное число Деление чисел ,полученных при измерении на двузначное число Порядок действий в примерах с 3-4 мя арифметическими действиями Умножение многозначных чисел на трёхзначное число Умножение и деление многозначных чисел на трехзначное число. Проверочная работа Линии. Линейные меры Квадратные меры. Меры земельных площадей. Прямоугольный параллелепипед .Развертка куба и Кол-во часов Примечание 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 прямоугольного параллелепипеда Контрольная работа по теме: «Целые числа» Понятие о проценте (%) Замена процента десятичной дробью Замена % обыкновенной дробью Нахождение 1 % числа Решение задач на нахождение 1 % числа Нахождение нескольких % числа Решение задач на нахождение нескольких % числа Нахождение нескольких % числа Контрольная работа Работа над ошибками Нахождение числа по 1 % Нахождение числа по 1 % Решение задач на нахождение числа по 1 % Запись десятичной дроби в виде обыкновенной Запись обыкновенной дроби в виде десятичной Конечные и бесконечные десятичные дроби Решение задач на нахождение нескольких % числа. Математический диктант Объём. Меры объёма. Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда,куба Преобразование кубических мер Решение задач на вычисление % Контрольная работа: «Проценты» Образование обыкновенных дробей Виды обыкновенных дробей Смешанные числа Преобразование дробей Решение задач на нахождение нескольких процентов числа Сравнение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю Сокращение дробей Проверочная работа Сложение обыкновенных дробей и смешанных чисел Вычитание целых и дробных чисел Решение задач на нахождение пройденного пути Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Решение составных арифметических задач на нахождение массы Порядок действий в примерах с 5-6 арифметическими действиями Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Решение задач по схемам Преобразование чисел ,полученных при измерении Все действия с десятичными дробями Нахождение неизвестного числа 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 Контрольная работа Работа над ошибками Умножение обыкновенных дробей на однозначное число. Деление обыкновенных дробей на однозначное число Умножение обыкновенных дробей на однозначное число. Решение задач на встречное движение Увеличение и уменьшение обыкновенных дробей на целое число Решение задач на встречное движение Проверочная работа Все действия с дробями Решение задач на нахождение объёма Все действия с дробями Нахождение дроби от числа Составление задач по таблицам и их решение. Математический диктант. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями Решение задач на нахождение пройденного пути. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями Порядок действий в примерах с 4-5 арифметическими действиями Решение задач на встречное движение Контрольная работа: «Дроби» Луч. Линии Периметр. Площадь Симметричные фигуры Сектор круга. Сегмент круга Прямой, острый, тупой углы Построение треугольников при помощи транспортира Геометрические тела. Цилиндры Конус, пирамида, развертка пирамиды. Шар Итоговая контрольная работа.