Аннотация к рабочей программе «Обществознание» Класс: 5 Полное наименование программы: «Обществознание» Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» основное общее образование Место предмета в учебном плане: Учебный предмет «Обществознание» включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений МАОУ «Бугалышская СОШ». На его изучение отводится в 5 классе всего 17 часов, т.е. 0,5 час в неделю. Форма промежуточной аттестации - итоговая контрольная работа. Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) 4.Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ №55 от 23.08.2017). 5.Учебный план ООО (Приказ №55/2 от 31.08.2018). Дата утверждения. Утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 55/2 от 31. 08. 2018 Цели обучения: - развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества. Учебно-методический комплект. 5 класс: Обществознание. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение, 2016. Методы и формы оценки результатов: устный ответ, контрольная работа, практическая работа, защита проекта, тест. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и t мод ел и поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: - использование элементов причинно-следственного анализа; - исследование несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую - (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - подкрепление изученных положений конкретными примерами; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные: - относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - понимание значения коммуникации в межличностном общении; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов. Содержание учебного предмета Введение. Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Глава 1. Человек. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность. Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами. Глава 2. Семья. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни. Глава 3. Школа. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Школа в жизни человека и общества. «Век живи - век учись». Учись учиться. Мои одноклассники. Глава 4. Труд. Труд - основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество. Глава 5. Родина. Наша Родина - Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык - государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России. Гражданин Отечества - достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Мы - многонациональный народ. Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Наша Родина - Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности. Тематическое планирование учебного предмета 5 класс (17 час.) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Содержание Тема урока Глава 1 Человек - 4 ч. Введение. Значение изучения Введение. общества для человека. Загадка человека. Загадка человека. Цели и ценность Отрочество - особая пора человеческой жизни. Природа жизни. человека. Человек биологическое Практическая работа по существо. Отличие человека от теме: «Человек». животного. Наследственность. Отрочество особая пора жизни. Самостоятельность показатель взрослости. Глава 2. Семья - 3 ч. Семья и семейные отношения. Семья Семья и семейное под защитой государства. Семейный хозяйство. кодекс. Виды семей. Отношения Свободное время. между поколениями. Семейные Практическая работа по ценности и нормы. теме: «Семья». Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни. Глава 3. Школа - 3 ч. Роль образования в жизни человека. Образование в жизни Значение образования для общества. человека. Ступени школьного образования. Одноклассники. Образование и самообразование. Сверстники. Друзья. Учеба - основной труд школьника. Практическая работа по Учение вне стен школы. Умение теме: «Школа». учиться. Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 При меча ние 11 12 13 14 15 16 17 друзьями. Дружный класс. Образование и самообразование. Глава 4. Труд - 3 ч. Труд-основа жизни. Содержание и Труд-основа жизни. сложность труда. Результаты труда. Труд и творчество. Заработная плата. Труд - условие Практическая работа по благополучия человека. теме: «Труд» Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество. Глава 5. Родина - 3 ч. Наша Родина - Россия. Россия - Наша Родина - Россия. федеративное государство. Структура Мы - многонациональный России как федерации, права народ. субъектов России. Русский язык как Практическая работа по государственный. теме: «Родина» Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России. Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Юные граждане России: какие права получает человек от рождения. Россия многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Наша Родина - Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности. Итоговая контрольная работа. 1 1 1 1 1 1 1