Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология животных» В результате изучения курса биологии в основной школе: Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Выпускник овладеет системой биологических знаний понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Выпускник научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов; • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Выпускник получит возможность научиться: • находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. Содержание учебного предмета Царство Животные. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Одноклеточные животные, или Простейшие. Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Кишечнополостные. Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Типы червей. Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Тип Моллюски. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Тип Хордовые. Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных . Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края. Тематическое планирование предмета «Биология ж ивотны х» 7 класс 35 часов в год, 1 час в неделю № 1 2 3 Примечание Колво часов Введение. П одцарство О дноклеточны е. Общее знакомство с животными. 1 Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм Одноклеточные животные, или 1 животного как биосистема. Простейшие Многообразие и классификация Общая характеристика простейших. животных. Среды обитания Лабораторная работа № 1. Изучение животных. Сезонные явления в жизни строения и передвижения животных. Поведение животных одноклеточных животных (раздражимость, рефлексы и Значение простейших в природе и 1 инстинкты). Разнообразие отношений жизни человека. животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. П одцарство М ногоклеточны е Тема Тип Губки 4 5 6 7 8 Общая характеристика многоклеточных 1 животных. Тип Губки. Тип Кишечнополостные Тип Кишечнополостные 1 Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. Тип Плоские черви Тип Плоские черви, общая 1 характеристика. Тип Круглые черви Тип Круглые черви, общая 1 Тип Плоские черви, общая характеристика характеристика. Тип Круглые черви, Паразитические плоские и круглые 1 черви. общая характеристика.. червями. Меры профилактики Паразитические плоские и круглые заражения. черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Тип Кольчатые черви Тип Плоские черви, общая характеристика 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Лабораторная работа № 2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения 1 Тип Моллюски Общая характеристика типа Моллюски 1 Тип Моллюски Многообразие и значение моллюсков. Лабораторная работа № 3. Изучение строения раковин моллюсков 1 Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей. Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие 1 Тип Членистоногие Тип Ч ленистоногие. Общая характеристика типа Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. 1 Класс Ракообразные Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Особенности строения и 1 жизнедеятельности ракообразных, Общая характеристика насекомых. 1 их значение в природе и жизни Лабораторная работа № 4. Изучение человека. внешнего строения насекомых Класс Паукообразные. Лабораторная работа № 5. Изучение типов развития насекомых Особенности строения и Значение и многообразие насекомых. 1 жизнедеятельности паукообразных, их значение в Виртуальная экскурсия. Разнообразие и 1 природе и жизни человека. Клещи роль членистоногих в природе родного переносчики возбудителей края. Обобщение по темам Черви, Моллюски и заболеваний животных и человека. Членистоногие (Беспозвоночные животные) Меры профилактики. 1 Контрольная работа №1 по темам Черви, Класс Насекомые. Моллюски и Членистоногие Особенности строения и (Беспозвоночные животные) жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по сокращению численности насекомыхвредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Тип Хордовые 1 Общая характеристика типа Хордовых. Общая характеристика типа 20 21 22 23 24 Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения и передвижения рыб Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. 1 1 Класс Земноводные 1 Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. К ласс П ресм ы каю щ иеся Класс Пресмыкающиеся. 1 Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Класс Птицы Класс Птицы. Общая характеристика 1 класса Птицы. Лабораторная работа № 7. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Многообразие птиц. Систематические группы. 1 Значение птиц в природе и жизни человека. 1 1 Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс Млекопитающие Класс Млекопитающие. Общая 1 Класс Млекопитающие. характеристика класса Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни Млекопитающие. млекопитающих. Особенности Лабораторная работа № 8.Изучение внешнего строения, скелета и внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. мускулатуры млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающие. Органы полости тела. Нервная 1 Размножение и развитие млекопитающих. 1 система и поведение . Происхождение млекопитающих млекопитающих, рассудочное Многообразие млекопитающих. 1 поведение. Размножение и Систематические группы. развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Экологические группы 1 Многообразие млекопитающих. млекопитающих. Млекопитающие - переносчики Важнейшие породы домашних 1 возбудителей опасных млекопитающих. заболеваний. Меры борьбы с Обобщение и решение задач по курсу 1 грызунами. Меры биологии животных. предосторожности и первая Экскурсия в музей. Разнообразие птиц и 1 помощь при укусах животных. млекопитающих местности проживания Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.