Биология животных

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология животных»
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,
явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить
наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические
объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет
системой
биологических
знаний
понятиями,
закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и
познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной
организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по
биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов
Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов
растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов
растений, животных, грибов и бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных,
грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных,
бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной
систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных
организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп
растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к
среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические
объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы),
процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток
и тканей, органов и систем органов;
• использовать
методы
биологической
науки:наблюдать
и
описывать
биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:

• находить информацию о растениях, животных грибах и бактерияхв научно­
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов
различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять
работу на защиту и защищать ее.
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных,
бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и
бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
Царство Животные.
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов
животных. Организм животного как биосистема.
Многообразие и классификация
животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение
животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в
природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные, или Простейшие.
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение
простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных
паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные.
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные.
Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе
и жизни человека.
Типы червей.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая
характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и
круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры
профилактики
заражения.
Значение
дождевых
червей
в
почвообразовании.
Происхождение червей.
Тип Моллюски.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение
моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение
членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных,
их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных,
их значение в природе и жизни человека. Клещи - переносчики возбудителей заболеваний
животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.
Поведение
насекомых,
инстинкты. Значение
насекомых
в
природе
и
сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые - вредители. Меры по
сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность
вредителей растений. Насекомые - переносчики возбудителей и паразиты человека и
домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый
шелкопряд.
Тип Хордовые.
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип
Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и
внешнее
строение
рыб.
Особенности
внутреннего
строения
и
процессов
жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и
миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе
и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и
распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.
Внутреннее
строение
земноводных.
Размножение
и
развитие
земноводных.
Происхождение земноводных . Многообразие современных земноводных и их охрана.
Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение
пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение
пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности
внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.
Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы
птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.
Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды
жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры
млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих,
рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение
млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие - переносчики
возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности
и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих.
Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих.
Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы
выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и
млекопитающих родного края.

Тематическое планирование предмета «Биология ж ивотны х» 7 класс
35 часов в год, 1 час в неделю
№

1
2

3

Примечание
Колво
часов
Введение. П одцарство О дноклеточны е.
Общее знакомство с животными.
1
Общее знакомство с животными.
Животные ткани, органы и системы
органов
животных.
Организм
Одноклеточные
животные,
или 1
животного
как
биосистема.
Простейшие
Многообразие
и
классификация
Общая характеристика простейших.
животных.
Среды
обитания
Лабораторная работа № 1. Изучение
животных. Сезонные явления в жизни
строения и передвижения
животных. Поведение животных
одноклеточных животных
(раздражимость,
рефлексы
и
Значение простейших в природе и 1
инстинкты).
Разнообразие
отношений
жизни человека.
животных в природе. Значение
животных в природе и жизни
человека.
П одцарство М ногоклеточны е
Тема

Тип Губки
4

5

6

7
8

Общая характеристика многоклеточных
1
животных. Тип Губки.
Тип Кишечнополостные
Тип Кишечнополостные
1
Общая
характеристика
простейших.
Происхождение
простейших.
Значение
простейших в природе и жизни
человека.
Пути
заражения
человека
и
животных
паразитическими
простейшими.
Меры профилактики заболеваний,
вызываемых
одноклеточными
животными.
Тип Плоские черви
Тип Плоские черви, общая
1
характеристика.
Тип Круглые черви
Тип Круглые черви, общая
1
Тип
Плоские
черви,
общая
характеристика
характеристика.
Тип
Круглые
черви,
Паразитические плоские и круглые
1
черви.
общая
характеристика..
червями. Меры профилактики
Паразитические плоские и круглые
заражения.
черви. Пути заражения человека и
животных паразитическими червями.
Меры профилактики заражения.
Тип Кольчатые черви
Тип Плоские черви, общая
характеристика

9

10

11

12

13
14
15

16
17

18

19

Тип Кольчатые черви, общая
характеристика.
Лабораторная работа № 2. Изучение
внешнего строения дождевого червя,
наблюдение за его передвижением и
реакциями на раздражения

1

Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски
1
Тип Моллюски
Многообразие и значение моллюсков.
Лабораторная работа № 3. Изучение
строения раковин моллюсков

1

Тип
Кольчатые
черви,
общая характеристика. Значение
дождевых
червей
в
почвообразовании.
Происхождение червей.

Общая характеристика типа
Моллюски.
Многообразие
моллюсков.
Происхождение
моллюсков и их значение в
природе и жизни человека.

Тип Членистоногие
1
Тип Членистоногие
Тип Ч ленистоногие.
Общая
характеристика
типа
Общая характеристика типа
Членистоногие. Среды жизни.
Членистоногие.
Среды жизни.
Происхождение
членистоногих.
Охрана членистоногих.
1
Класс Ракообразные
Класс
Ракообразные.
Класс Паукообразные.
Особенности
строения
и
1
жизнедеятельности ракообразных,
Общая характеристика насекомых.
1
их значение в природе и жизни
Лабораторная работа № 4. Изучение
человека.
внешнего строения насекомых
Класс
Паукообразные.
Лабораторная работа № 5. Изучение
типов развития насекомых
Особенности
строения
и
Значение и многообразие насекомых.
1
жизнедеятельности
паукообразных, их значение в
Виртуальная экскурсия. Разнообразие и
1
природе и жизни человека. Клещи
роль членистоногих в природе родного
переносчики
возбудителей
края.
Обобщение по темам Черви, Моллюски и
заболеваний животных и человека.
Членистоногие (Беспозвоночные животные)
Меры профилактики.
1
Контрольная работа №1 по темам Черви,
Класс
Насекомые.
Моллюски и Членистоногие
Особенности
строения
и
(Беспозвоночные животные)
жизнедеятельности
насекомых.
Поведение насекомых, инстинкты.
Значение насекомых в природе и
сельскохозяйственной
деятельности человека. Насекомые
- вредители. Меры по сокращению
численности
насекомыхвредителей.
Насекомые,
снижающие
численность
вредителей растений. Насекомые
- переносчики возбудителей и
паразиты человека и домашних
животных.
Одомашненные
насекомые: медоносная пчела и
тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые
1
Общая характеристика типа Хордовых.

Общая характеристика типа

20

21

22

23

24

Подтип Бесчерепные. Ланцетник.
Подтип Черепные, или Позвоночные.
Общая характеристика надкласса Рыбы.
Лабораторная работа № 6. Изучение
внешнего строения и передвижения рыб
Основные систематические группы рыб.
Значение рыб в природе и жизни
человека.

Класс Земноводные.
Общая характеристика класса
Земноводные.

1

1

Класс Земноводные
1

Хордовых. Подтип Бесчерепные.
Ланцетник. Подтип Черепные, или
Позвоночные.
Общая
характеристика надкласса Рыбы.
Места
обитания
и
внешнее
строение
рыб.
Особенности
внутреннего строения и процессов
жизнедеятельности у рыб в связи с
водным
образом
жизни.
Размножение
и
развитие
и
миграция
рыб
в
природе.
Основные
систематические
группы рыб. Значение рыб в
природе
и
жизни
человека.
Рыбоводство и охрана рыбных
запасов.

Класс Земноводные. Общая
характеристика
класса
Земноводные. Места обитания и
распространение
земноводных.
Особенности внешнего строения в
связи
с
образом
жизни.
Внутреннее
строение
земноводных.
Размножение
и
развитие
земноводных.
Происхождение
земноводных.
Многообразие
современных
земноводных
и
их
охрана.
Значение земноводных в природе
и жизни человека.

К ласс П ресм ы каю щ иеся
Класс Пресмыкающиеся.
1
Класс
Пресмыкающиеся.
Общая характеристика класса
Общая
характеристика
класса
Пресмыкающиеся.
Пресмыкающиеся.
Места
обитания, особенности внешнего и
внутреннего
строения
пресмыкающихся.
Размножение
пресмыкающихся. Происхождение
и
многообразие
древних
пресмыкающихся.
Значение
пресмыкающихся в природе и
жизни человека.
Класс Птицы
Класс Птицы. Общая характеристика
1
класса Птицы.
Лабораторная работа № 7. Изучение
внешнего строения и перьевого покрова
птиц

Класс
Птицы.
Общая
характеристика класса Птицы.
Места обитания и особенности
внешнего
строения
птиц.

25
26
27

28

29
30
31

32
33
34
35

Особенности внутреннего строения и
жизнедеятельности птиц.
Многообразие птиц. Систематические
группы.

1

Значение птиц в природе и жизни
человека.

1

1

Особенности
внутреннего
строения и жизнедеятельности
птиц. Размножение и развитие
птиц. Сезонные явления в жизни
птиц. Экологические группы птиц.
Происхождение птиц. Значение
птиц в природе и жизни человека.
Охрана
птиц.
Птицеводство.
Домашние
птицы,
приемы
выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие
Класс
Млекопитающие.
Общая 1
Класс
Млекопитающие.
характеристика
класса
Общая
характеристика
класса
Млекопитающие. Среды жизни
Млекопитающие.
млекопитающих.
Особенности
Лабораторная работа № 8.Изучение
внешнего строения, скелета и
внешнего строения, скелета и зубной
системы млекопитающих.
мускулатуры
млекопитающих.
Внутреннее строение млекопитающие.
Органы полости тела. Нервная
1
Размножение и развитие млекопитающих. 1
система
и
поведение
. Происхождение млекопитающих
млекопитающих,
рассудочное
Многообразие млекопитающих.
1
поведение.
Размножение
и
Систематические группы.
развитие
млекопитающих.
Происхождение млекопитающих.
Экологические
группы 1
Многообразие
млекопитающих.
млекопитающих.
Млекопитающие - переносчики
Важнейшие
породы
домашних 1
возбудителей
опасных
млекопитающих.
заболеваний. Меры борьбы с
Обобщение и решение задач по курсу 1
грызунами.
Меры
биологии животных.
предосторожности
и
первая
Экскурсия в музей. Разнообразие птиц и
1
помощь при укусах животных.
млекопитающих местности проживания
Экологические
группы
млекопитающих.
Сезонные
явления в жизни млекопитающих.
Происхождение
и
значение
млекопитающих.
Охрана
млекопитающих.
Важнейшие
породы
домашних
млекопитающих.
Приемы
выращивания
и
ухода
за
домашними
млекопитающими.
Многообразие
птиц
и
млекопитающих родного края.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».