Химия

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая
связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы,
электролит
и
неэлектролит,
электролитическая
диссоциация,
окислитель
и
восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость
химической
реакции,
катализ,
химическое
равновесие, углеродный скелет,
функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения
органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная
и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен,
бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные
и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической
связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических
соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам
органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов
неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных
органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической
связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и
положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и
органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и
оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и
другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным
оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных
источников;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
Содержание учебного предмета
Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в
химии. Моделирование химических процессов.
Теоретические основы химии
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. S-, Р- элементы. Особенности строения электронных
оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и
анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и
немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической
решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический
процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного
вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые
электролиты.
Золи,гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов:
нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

кислая,

Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов
неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения
металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая
характеристика подгруппы галогенов.

Органическая химия
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства
основных классов органических соединений.
Теория
строения
органических
соединений.
Углеродный
скелет.
Радикалы.
Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы
химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники
углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды,
одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Полимеры: пластмассы,
каучуки, волокна.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды.
Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные
классы органических соединений.
Химия и жизнь
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды.
Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы
со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества,
используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на
примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.

Тематическое планирование 10 класс
№
п/п

1
2

3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24

Содержание

Формулировка темы урока
для записи в журнале
Органическая химия. Экспериментальные основы химии.
Тема 1. Строение и классификация. Реакции
Правила безопасности при работе Вводный инструктаж. Предмет
с
едкими,
горючими
и органической химии.
токсичными веществами.
Теория химического строения
Классификация и номенклатура органических соединений А.М.
органических
соединений. Бутлерова
Химические свойства основных Классификация
органических
классов
органических соединений
соединений.
Основы номенклатуры
Теория строения органических Изомерия, ее виды
соединений. Углеродный скелет. Реакции
органических
Радикалы.
Функциональные соединений
группы. Гомологический ряд,
гомологи. Структурная изомерия.
Типы химических
связей
в
молекулах
органических
соединений.
Органическая химия. Экспериментальные основы химии.
Тема 2. Углеводороды
Углеводороды: алканы, алкены и Природные
источники
диены,
алкины,
арены. углеводородов
Природные
источники Алканы
углеводородов:
нефть
и Алкены
природный газ.
Химические свойства алкенов
Полимеры: пластмассы, каучуки.
Алкины
Правила безопасности при работе Алкадиены
с
едкими,
горючими
и Производство каучука и резины
токсичными веществами.
Арены
Проведение химических реакций Обобщение
и
по
теме
в растворах. Качественный и «У глеводороды»
количественный анализ веществ. Контрольная
работа
№1
Определение характера среды. «У глеводороды»
Индикаторы.
Качественные
реакции на отдельные классы
органических соединений.
Органическая химия. Химия и жизнь.
Экспериментальные основы химии.
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения
Спирты
Кислородсодержащие
соединения:
однои
Фенол
многоатомные спирты, фенол,
Альдегиды
альдегиды,
одноосновные
Карбоновые кислоты
карбоновые кислоты, сложные
Сложные эфиры. Жиры.
эфиры, жиры, углеводы.
Углеводы
Химия и пища. Калорийность
Крахмал и целлюлоза
жиров, белков и углеводов.
Обобщение
по
теме
Правила безопасности при работе
«Кислородосодержащие
с
едкими,
горючими
и
органические соединения»

Кол-во
часов
6
1
1

1
1
1
1

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9

1
1
1
1
1
1
1
1

25

26
27
28
29

30
31

32
33

34
35

токсичными веществами.
Контрольная
работа
№2
Проведение химических реакций
«Кислородосодержащие
в растворах. Качественный и
органические соединения»
количественный анализ веществ.
Определение характера среды.
Индикаторы.
Качественные
реакции на отдельные классы
органических соединений.
Органическая химия. Экспериментальные основы химии.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения
Амины. Анилин
Азотсодержащие
соединения:
амины, аминокислоты, белки.
Аминокислоты
Полимеры: волокна.
Белки
Практическая
работа
№1
Правила безопасности при работе
«Идентификация органических
с
едкими,
горючими
и
соединений»
токсичными веществами.
Проведение химических реакций
в растворах. Качественный и
количественный анализ веществ.
Определение характера среды.
Индикаторы.
Качественные
реакции на отдельные классы
органических соединений.
Обобщение
по
теме
«Органические соединения»
Итоговая контрольная работа
Органическая химия. Экспериментальные основы химии.
Тема 5. Искусственные и синтетические органические соединения
Полимеры: пластмассы, каучуки,
Искусственные и синтетические
волокна.
органические вещества
Практическая
работа
№2
Правила безопасности при работе
с
едкими,
горючими
и
«Распознавание пластмасс и
токсичными веществами.
волокон»
Проведение химических реакций
в растворах. Качественный и
количественный анализ веществ.
Качественные
реакции
на
отдельные классы органических
соединений.
Химия и жизнь. Биологически активные вещества
Химия и здоровье. Лекарства, Химия и здоровье.
ферменты, витамины, гормоны, Ферменты. Витамины, гормоны,
минеральные воды. Проблемы, лекарства, минеральные воды
связанные
с
применением
лекарственных препаратов.

1

6
1
1
1
1

1
1
2
1
1

2
1
1

Тематическое планирование 11 класс
№
п/п
1

2
3
4

5
6

7

8

9
10
11

12
13

Содержание

Формулировка темы урока
Кол-во
для записи в журнале
часов
Методы познания в химии
1
Научные
методы
познания Вводный инструктаж. Научные
1
веществ и химических явлений.
методы познания веществ и
Роль эксперимента и теории в химических явлений
химии.
Моделирование
химических процессов.
Теоретические основы химии.
3
Современные представления о строении атома.
Атом.
Изотопы.
Атомные Строение атома
1
орбитали.
S-,
Рэлементы. Строение электронных оболочек
1
Особенности
строения атомов
электронных оболочек атомов Периодический закон и ПСХЭ
1
переходных
элементов. Д.И. Менделеева
Периодический
закон
и
Периодическая
система
химических
элементов
Д.И.
Менделеева
Теоретические основы химии. Химическая связь.
3
Ковалентная
связь,
ее Ионная
связь.
Ионная
1
разновидности
и
механизмы кристаллическая решетка
образования.
Ковалентная связь. Атомная и
1
Электроотрицательность. Степень молекулярная
кристаллические
окисления
и
валентность решетки
химических элементов. Ионная Металлическая связь. Водородная
1
связь.
Катионы
и
анионы. связь.
Единая
природа
Металлическая связь. Водородная химических связей
связь.
Теоретические основы химии. Вещество.
9
Экспериментальные основы химии
Качественный и количественный Закон
1
постоянства
состава
состав
вещества.
Вещества вещества. Расчеты, связанные с
молекулярного
и понятием
«массовая
доля
немолекулярного строения.
элемента в веществе»
Причины многообразия веществ:
Причины многообразия веществ
1
изомерия, гомология, аллотропия.
1
Газообразное состояние веществ.
Природные газообразные смеси
Проведение химических реакций в Практическая
работа
№1
1
растворах. Проведение химических «Получение,
собирание
и
реакций
при
нагревании. распознавание газов»
Качественный и количественный
анализ
веществ.
Качественные
реакции
на
неорганические
вещества.
1
Явления,
происходящие
при Жидкое состояние веществ. Вода.
растворении
веществ,
- Способы
выражения
1
разрушение
кристаллической концентрации
растворов:
решетки, диффузия, диссоциация, массовая доля
растворенного
гидратация. Способы выражения вещества.

14

концентрации
растворов:
массовая доля растворенного
вещества.
Чистые
вещества
и
смеси.
Истинные растворы. Растворение
как физико-химический процесс.
Диссоциация
электролитов
в
водных растворах. Сильные и
слабые электролиты.
Золи,гели, понятие о коллоидах.

15

Обобщение по теме «Строение
вещества»
Контрольная работа №1 по теме
«Строение вещества»
Теоретические основы химии. Химические реакции.
Экспериментальные основы химии.
Классификация
химических Классификация
химических
реакций в неорганической и реакций
органической химии.
Скорость химической реакции
Реакции
ионного
обмена
в Обратимость
химических
водных растворах. Среда водных реакций. Химическое равновесие
растворов: кислая, нейтральная, Гидролиз
щелочная.
Водородный Окислительно-восстановительные
показатель
(рН)
раствора. реакции
Определение характера среды. Электролиз
Индикаторы.
Окислительно-восстановительные
реакции. Электролиз растворов и
расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость
от различных факторов. Катализ.
Обратимость
реакций.
Химическое
равновесие
и
способы его смещения.
Неорганическая химия. Экспериментальные основы химии
Классификация неорганических
Неметаллы
соединений.
Химические
Металлы
свойства
основных
классов
Кислоты
неорганических соединений.
Основания
Металлы.
Электрохимический
Соли
ряд
напряжений
металлов.
Генетическая связь химических
Общие
способы
получения
соединений
металлов. Понятие о коррозии
металлов. Способы защиты от
коррозии.
Неметаллы.
Окислительно­
восстановительные
свойства
типичных неметаллов. Общая
характеристика
подгруппы
галогенов.

16

17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28

Дисперсные системы

1

1
1
6
1
1
1
1
1
1

10
1
1
1
1
1
1

29

30

31
32
33

34

Правила безопасности при работе
с
едкими,
горючими
и
токсичными веществами.
Проведение химических реакций
в
растворах.
Проведение
химических
реакций
при
нагревании.
Качественный и количественный
анализ веществ. Качественные
реакции
на
неорганические
вещества и ионы, отдельные
классы органических соединений.

Практическая работа 2 «Решение
экспериментальных задач по теме
«Металлы и неметаллы»
Практическая
работа
3
«Идентификация неорганических
соединений»

1

Обобщение
по
теме
«Неорганическая химия»
Итоговая контрольная работа
Химия и жизнь
Общие
представления
о
Промышленное
получение
промышленных
способах
химических веществ на примере
получения химических веществ
производства серной кислоты.
(на
примере
производства
Химия в повседневной жизни
серной кислоты).
Химическое
загрязнение
Химия в повседневной жизни.
окружающей
среды
и
его
Моющие и чистящие средства.
последствия.
Правила безопасной работы со
средствами бытовой химии.
Химические
вещества
как
строительные и поделочные
материалы.
Вещества,
используемые в полиграфии,
живописи,
скульптуре,
архитектуре.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
и
его
последствия.
Бытовая
химическая
грамотность.

1

1

1
3
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».