Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература». В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Содержание учебного предмета «Литература» Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения Русская литература XIX века А.С. Пушкин Стихотворения: "Погасло дневное светило...", "Свободы сеятель пустынный...", "Подражания Корану" (IX "И путник усталый на Бога роптал..."), "Элегия" ("Безумных лет угасшее веселье..."), "...Вновь я посетил...", а также три стихотворения по выбору. Поэма "Медный всадник". М.Ю. Лермонтов Стихотворения: "Молитва" ("Я, Матерь Божия, ныне с молитвою..."), "Как часто, пестрою толпою окружен...", "Валерик", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана..."), "Выхожу один я на дорогу...", а также три стихотворения по выбору. Н.В. Гоголь Одна из петербургских повестей по выбору (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). А.Н. Островский Драма "Гроза" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения в сокращении). И.А. Гончаров Роман "Обломов" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов). Очерки "Фрегат Паллада" (фрагменты) (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения). И.С. Тургенев Роман "Отцы и дети" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов). Ф.И. Тютчев Стихотворения: "Silentium!", "He то, что мните вы, природа...", "Умом Россию не понять...", "О, как убийственно мы любим...", "Нам не дано предугадать...", "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое..."), а также три стихотворения по выбору. А.А. Фет Стихотворения: "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...", "Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...", "Еще майская ночь", а также три стихотворения по выбору. А.К. Толстой Три произведения по выбору. Н.А. Некрасов Стихотворения: "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом...", "Мы с тобой бестолковые люди...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "О Муза! я у двери гроба...", а также три стихотворения по выбору. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов). Н.С. Лесков Одно произведение по выбору. М.Е. Салтыков-Щедрин "История одного города" (обзор). Ф.М. Достоевский Роман "Преступление и наказание" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов). Л.Н. Толстой Роман-эпопея "Война и мир" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов). А.П. Чехов Рассказы: "Студент", "Ионыч", а также два рассказа по выбору. Рассказы: "Человек в футляре", "Дама с собачкой" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). Пьеса "Вишневый сад" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении). Русская литература XX века И.А. Бунин Три стихотворения по выбору. Рассказ "Господин из Сан-Франциско", а также два рассказа по выбору. Рассказ "Чистый понедельник" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). A. И. Куприн Одно произведение по выбору. М. Горький Пьеса "На дне". Одно произведение по выбору. Поэзия конца XIX - начала XX в. И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич. Стихотворения не менее двух авторов по выбору. Л.А. Блок Стихотворения: "Незнакомка", "Россия", "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане", "Река раскинулась. Течет, грустит лениво..." (из цикла "На поле Куликовом"), "На железной дороге", а также три стихотворения по выбору. Поэма "Двенадцать". B. В. Маяковский Стихотворения: "А вы могли бы?". "Послушайте!", "Скрипка и немножко нервно", "Лиличка!", "Юбилейное", "Прозаседавшиеся", а также три стихотворения по выбору. Поэма "Облако в штанах" (для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения - в сокращении). C. А. Есенин Стихотворения: "Гой ты, Русь, моя родная!..", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Мы теперь уходим понемногу..", "Письмо матери", "Спит ковыль. Равнина дорогая...", "Шаганэ ты моя, Шаганэ...", "Не жалею, не зову, не плачу...", "Русь Советская", а также три стихотворения по выбору. М.И. Цветаева Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое птица в руке..."), "Кто создан из камня, кто создан из глины...", "Тоска по родине! Давно...", а также два стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам Стихотворения: "NotreDame", "Бессонница. Гомер. Тугие паруса...", "За гремучую доблесть грядущих веков...". "Я вернулся в мой город, знакомый до слез...", а также два стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: "Песня последней встречи", "Сжата руки под темной вуалью...", "Мне ни к чему одические рати...", "Мне голос был. Он звал утешно...", "Родная земля", а также два стихотворения по выбору. Поэма "Реквием". Б.Л. Пастернак Стихотворения: "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь", а также два стихотворения по выбору. Роман "Доктор Живаго" (обзор). М.А. Булгаков Романы: "Белая гвардия" или "Мастер и Маргарита" (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - один из романов в сокращении). А.П. Платонов Одно произведение по выбору. М.А. Шолохов Роман-эпопея "Тихий Дон" (обзорное изучение). Л.Т. Твардовский Стихотворения: "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", а также два стихотворения по выбору. В Т . Шаламов "Колымские рассказы" (два рассказа по выбору). A. И. Солженицын Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для образовательных учреждений с русским языком обучения). Рассказ "Матренин двор" (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения). Роман. "Архипелаг Гулаг" (фрагменты). Проза второй половины XX века Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, B. С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин. Произведения не менее трех авторов по выбору. Поэзия второй половины XX века Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский. Стихотворения не менее трех авторов по выбору. Драматургия второй половины XX века А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин. Произведение одного автора по выбору. Литература последнего десятилетия Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору). Литература народов России Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов. Произведение одного автора по выбору. Зарубежная литература Проза О. Бальзак, Г. Белль, О'Генри, У. Голдинг, Э.Т.А. Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П. Мериме, М. Метерлинк, Г. Мопассан, У.С. Моэм, Д. Оруэлл, Э.А. По, Э.М. Ремарк, Ф. Стендаль, Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко. Произведения не менее трех авторов по выбору. Поэзия Г. Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот. Стихотворения не менее двух авторов по выбору. Основные историко-литературные сведения Русская литература XIX века Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, "праведничество", борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни. Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка. Русская литература XX века Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX-XX веков. Новые литературные течения. Модернизм. Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, Гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние "оттепели" 1960-х годов на развитие литературы. "Лагерная" тема в литературе. "Деревенская" проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Литература народов России Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. Произведения писателей - представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык. Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений. Зарубежная литература Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия. Постановка в литературе XIX-XX вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы. Основные теоретико-литературные понятия - Художественная литература как искусство слова. - Художественный образ. - Содержание и форма. - Художественный вымысел. Фантастика. - Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX- XX веков. - Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. - Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. - Деталь. Символ. - Психологизм. Народность. Историзм. - Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. - Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. - Стиль. - Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. - Литературная критика. Тематическое планирование^ класс № п/п Тема урока Колво часов Введение (2 часа) 1 2 3 4 Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Художественная литература как искусство слова. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века. Русская литература первой половины 19 века (9 часов) А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики. Романтизм. Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану (IX «И путник усталый на Бога р о п т а л . »). 1 1 1 1 Примечание 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Эволюция темы свободы и рабства в лирике, философская лирика.. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Вновь я п о с е т и л .» , «Пора, мой друг, п о р а .» , «Деревня», «Вольность». Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.«Поэт», «Поэту», «Осень», «Я памятник воздвиг себе н ер у ко тв о р н ы й .» «Из Пиндемонти». Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира поэта. Проза и поэзия. Молитва как жанр в лирике поэта «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), Тема жизни и смерти в лирике «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Д а ге с та н а . ») Философские мотивы лирики «Как часто пёстрою толпою о к р у ж ё н .», «Выхожу один я на д о р о г у .» М.Ю. Лермонтов. Мотив одиночества. «И скучно и грустно», «Нищий», «Мой демон». Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Н.В.Гоголь Жизнь и творчество. «Петербургские повести» Гоголя. Образ маленького человека в повести «Шинель». Русская литература второй половины 19 века (85 часов) Обзор русской литературы второй половины 19 века. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Драма «Гроза». История создания, система образов. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «тёмного царства». Споры критиков вокруг драмы «Гроза». И.А.Гончаров. Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов. Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции. Язык романа. Сущность характера героя. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Обломов и Захар. Язык художественного произведения. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. «Обломовщина». Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. Критическая литература. И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети». Творческая история романа. Базаров в системе действующих лиц. «Отцы» в романе. Их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа «Отцы и дети». Философские позиции героев романа и автора. Полемика вокруг романа. Роль и место И.С.Тургенева в развитии русского и европейского романа. Общий обзор поэзии 2 половины 19 века.Ф.И.Тютчев-поэт- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 философ и певец родной природы. «Silentium!», «Не то, что мните вы, п р и р о д а .» , « .У м о м Россию не понять». Ф.И.Тютчев. Любовная лирика. «О, как убийственно мы л ю б и м .» , «К.Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Нам не дано п р ед у гад ать.» Тема родины. «Эти бедные с е л е н ь я .» , «День и ночь», «Последняя любовь» А.А.Фет. Картины природы и оттенки чувств человека в стихах. «Это утро, радость э т а . , «Шепот, робкое д ы х а н ь е .» , «Сияла ночь. Луной был полон сад. Л е ж а л и .» , «Еще майская ночь». А. Фет и теория «чистого искусства».«На железной дороге», «Поэтам», «Заря прощается с з е м л е ю .» , «Облаком в о л н и сты м . ». А.К.Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Ведущие темы лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш б а т ю ш к а . » Н.А.Некрасов. Поэт «мести и печали». «В дороге», «Вчерашний день, часу в ш е с т о м .» , «Мы с тобой бестолковые л ю д и .» , «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «ОМуза! я у двери г р о б а .» , «Пророк», «Внимая ужасам в о й н ы .» , «Я не люблю иронии т в о е й . » Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Смысл названия. Народность поэмы. Реализм. Сюжет поэмы. Мастерство изображения жизни России. Автор-повествователь. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Система образов. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны. К.Хетагуров. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Смысл странствий герояповести. М.Е.Салтыков - Щедрин. Очерк жизни и творчества. «История одного города»- сатирическая летопись истории. Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. «Преступление и наказание». Мрачный облик Петербурга в романе. Психологизм. Система образов романа. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Образы «униженных и оскорбленных». Сонечка Мармеладова. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Библейские мотивы в романе. Тема гордости и смирения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 Философская и идейно- нравственная проблематика. Психологизм. Полифонизм романов Достоевского Роль эпилога. Трагическое в романе. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы». «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа - эпопеи. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого. Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805-1807 г. Герои романа - эпопеи в поисках смысла жизни. Андрей Болконский. Пьер Безухов и Андрей Болконский. Сравнительная характеристика. Анализ эпизода «Аустерлицкое сражение». Изображение настоящей жизни в романе. Быт поместного дворянства в романе. Деталь. Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Судьбы любимых героинь Толстого. Изображение войны 1812 года. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы Картины войны в романе. Бородинское сражение. Партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Лев Толстой - классик и самобытный философ. Сочинение «Нравственные уроки романа «Война и мир». Роман - эпопея. Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии. А.П.Чехов. Обзор жизни и творчества. Мастерство писателя. А.П.Чехов. «Студент». «Мелочи жизни» на страницах рассказа. Тема любви в произведении А.П.Чехова «Дама с собачкой». А.П.Чехов«Человек в футляре»,«Ионыч». Проблема ответственности человека за свою судьбу. А.П.Чехов «Степь». Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 90 А.П.Чехов «Палата № 6». Способы создания комического и трагического эффектов. 1 91 А.П.Чехов «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Герои пьесы и их судьба. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Сравнительная характеристика. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Сравнительная характеристика. Сценическая судьба пьес Чехова. Литературная критика. Новаторство Чехова - драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Сочинение «Нравственные уроки пьесы «Вишнёвый сад» Зарубежная литература (проза) 5 ч Г Мопассан «Ожерелье». Раздумья автора о несправедливости мира. «Ожерелье». Мечты героев и их неосуществимость. Г.Ибсен «Кукольный дом». Образ героини. Г.Ибсен «Кукольный дом». Вопрос о правах женщины. О де Бальзак «Гобсек» Тема власти денег. Реалистическое мастерство писателя. Итоговое повторение (4 часа) 1 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 XIX век - век русской классики. Художественная литература как искусство слова. Тематика и проблематика русской классики. Авторская позиция. Сюжет. Композиция. Судьба реализма и итоги века. Итоговый урок по курсу. 1 1 1 Тематическое планирование 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема урока Введение (1 ч) Мироощущение эпохи рубежа веков. Литература первой половины XX века (74 ч) Особенности реализма на рубеже XIX и XX веков. И.А. Бунин (5 ч) И.А. Бунин. Хронология жизни и творчества. Острое чувство кризиса цивилизации в «Господин из Сан-Франциско». Своеобразие рассказов о любви. Анализ рассказа «Чистый понедельник». Своеобразие рассказов о любви. Анализ рассказов «Легкое дыхание», «Темные аллеи». «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». Особенности лирики И.А.Бунина. Анализ стихотворений «Вечер», «Слово», «Седое небо ...» Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 Примечание 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 А.И. Куприн (3 ч) А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». Талант любви в повести «Олеся», рассказе «Гранатовый браслет». М. Горький (6 ч) М.Горький. Жизнь и творчество. Романтизм Горького. Анализ произведения «Старуха Изергиль». «Макар Чудра». Реализм Горького. Ранние рассказы о босяках. Драматургия Горького. Социально-философская пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта. Роль Луки в драме «На дне». Вопрос о правде в драме Горького «На дне». Обобщающий урок по творчеству М. Горького. Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века (11 ч) Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века. Символизм. «Старшие символисты». Поэзия В.Я. Брюсова. Своеобразие поэзии К.Д. Бальмонта. «Младосимволисты». Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого. Р.Р. Практикум по поэзии символистов. Особенности акмеизма как литературного направления. Творчество Н.С. Гумилева. Особенности футуризма как литературного направления. Творчество В. Хлебникова. «Эгофутуризм» И. Северянина. Крестьянская поэзия. Творчество Н. Клюева. Зачет по поэзии «серебряного века». (Анализ 1 стихотворения). А.А.Блок (6 ч) А.А. Блок. Личность и творчество. Проблема творчества и идейно-художественное своеобразие стихов Блока. Анализ стихотворений «Ночь. Улица, фонарь, аптека.», «На железной дороге». Блок о любви. Стихотворения Блока «Незнакомка», "В ресторане", «О доблестях, о подвигах, о с л а в е .» Тема Родины в творчестве Блока. Анализ стихотворений «Россия», «Река раскинулась.», «Русь». Блок и революция. История создания поэмы «Двенадцать». Изображение нового мира в поэме «Двенадцать». С.А. Есенин (6 ч) С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Идейно-художественное содержание стихов Есенина. Тема России и природы в лирике Есенина. Анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная», «Спит ковы ль.», «Русь Советская». Гуманизм лирики Есенина. Анализ стихотворений «Не бродить, не мять в кустах багряных.», «Письмо матери», «Песнь о собаке», «Собаке Качалова». Любовная лирика Есенина. Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Ш аганэ.», «Письмо женщине». Философская лирика Есенина. Анализ стихотворений «Мы теперь уходим понемногу. », «Не жалею, не зову, не п л ач у . ». В.В. Маяковский (6 ч) В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 новаторство Маяковского. Дооктябрьское творчество Маяковского. Анализ стихотворений «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!». Любовная лирика Маяковского. Анализ стихотворений «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и революция. Анализ стихотворения «Левый марш». Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. Анализ стихотворений «Юбилейное», «Разговор с финиспектором о поэзии». Сатира Маяковского. М.И.Цветаева (3 ч) М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Своеобразие поэтической системы М. Цветаевой. Р.Р.Практикум по поэзии М. Цветаевой. Анализ стихотворений. «Кто создан из камня, кто создан из гли ны .», «Моим стихам, написанным так р а н о .» , «Тоска по родине! Д авн о . », «Стихи к Блоку» ,«Молитва», «Мне нравится, что Вы больны не м н ой .». А.А. Ахматова (6 ч) А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэзии Ахматовой. Анализ стихотворения «Мне ни к чему одические р а ти .» . Тема любви в поэзии Ахматовой. Анализ стихотворений «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью . » , «Я научилась . » . Тема Родины в лирике Ахматовой. Анализ стихотворений «Мужество», «Родная земля», «Мне голос был. Он звал утеш но.». Поэма «Реквием» как выражение народного горя. Р.Р. Восприятие, истолкование, оценка стихотворений Ахматовой. О.Э. Мандельштам (2 ч) О. Мандельштам. Поэтический мир Мандельштама. Р.Р. Практикум по поэзии Мандельштама. Анализ стихотворений. Б.Л. Пастернак (4 ч) Б. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. "Февраль. Достать чернил и плакать!..", "Определение поэзии", "Во всем мне хочется дойти...", "Гамлет", "Зимняя ночь". Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго». Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго». Финальный лирический аккорд повествования - «Стихотворения Юрия Живаго». М.А. Булгаков (6 ч) М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. Философско-этические проблемы романа. Роль библейских глав. Проблема творчества и судьбы художника. Любовь на страницах романа. Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Мастерство 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Булгакова - сатирика. 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 А.П. Платонов (3 ч) А.П. Платонов. Карта мироздания и смысл человеческой жизни в художественном мире писателя. Идейно-художественные особенности повести «Котлован». Особенности художественного языка Платонова. Значение творчества Платонова. М.А. Шолохов (6 ч + 1ч ) М.А. Шолохов. Этапы биографии и творчества. «Тихий Дон» роман-эпопея. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. Быт и нравы донского казачества. Гражданская война в изображении Шолохова как общенародная трагедия. История семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи. Трагедия Григория Мелехова. «Вечные» темы в романе. Женские образы в романе. Зачет по творчеству Булгакова, Платонова, Шолохова. Литература второй половины XX века (20 ч) Обзор русской литературы второй половины XX века. (1 ч) Литература периода Великой Отечественной войны. (1 ч) А.Т. Твардовский (2 ч) А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Особенности лирики Твардовского. "Вся суть в одном-единственном завете...", "Памяти матери", "Я знаю, никакой моей вины...", «Я убит подо Ржевом», Осмысление эпохи в поэмах Твардовского. В.Т. Шаламов (2 ч) В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Анализ рассказов «Последний замер», «Шоковая терапия». А.И. Солженицын (3 ч) А.И. Солженицын. Судьба и творчество. Литература «оттепели». Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. «Архипелаг ГУЛАГ». Идейно-художественное своеобразие. В.М. Шукшин (1 ч) Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Одни», «Чудик», «Срезал». В.П. Астафьев (2 ч) Взаимоотношения человека и природы в произведениях Астафьева. Анализ повести «Царь-рыба». Проблематика произведений Астафьева «Печальный детектив», «Людочка». В.Г. Распутин (2 ч) Проблемы нравственности в произведениях Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». Н.М. Рубцов (1 ч) Своеобразие художественного мира Рубцова И.А. Бродский (1 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Б.Ш. Окуджава (1 ч) Особенности «бардовской» поэзии. Своеобразие художественного мира Окуджавы. А.В. Вампилов (1 ч) Драматургия Вампилова. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, смысл финала. Сочинение «Литература второй половины XX века». Обзор литературы последнего десятилетия (2 ч) Поэзия Л.Рубальской. Татьяна Толстая. Рассказ «Любишь - не любишь». Литература народов России (1ч) Образ «малой родины» в повести МустаяКарима «Долгое долгое детство». Зарубежная литература (6 ч) Обзор зарубежной литературы XX века. Б. Шоу. Жизнь и творчество. Своеобразие пьесы «Пигмалион». Г.Аполлинер. Жизнь и творчество. Особенности лирики. Анализ стихотворения «Мост Мирабо». Д.Г.Байрон. Жизнь и творчество. Особенности лирики. Д.Сэлинджер. Обзор произведения «Над пропастью во ржи». Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. Идейно-художественное своеобразие повести «Старик и море». 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1