Обществознание (включая Экономику и Право)

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание (включая
Экономику и Право)»
В результате изучения обществознания (включая Экономику и Право) на базовом уровне
ученик должен:
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности,
место
и роль человека в системе
общественных
отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
-особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных
институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем
и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
спользования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
Опыт познавательной и практической деятельности
- Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств
коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных
источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных
суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование
правил
и
норм
поведения
(в
школе,
общественных
местах
и
т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных
ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие
в
дискуссиях,
диспутах,
дебатах
о
современных
социальных
проблемах;
написание
творческих
работ
по
социальным
дисциплинам.
Содержание учебного предмета «Обществознание (включая Экономику и Право)»
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и
деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур . Потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний.
Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее
критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и
социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и
общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Человек и экономика
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и
предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное
законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные

затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы
маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Г осударственный бюджет. Г осударственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и
развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика Российской Федерации. \
Проблемы социально- политической и духовной жизни
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный
конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность.
Молодежь
как
социальная
группа,
особенности
молодежной
субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути
их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Религиозные
объединения
и
организации
в
Российской
Федерации.
Политическая сфера
Политика как общественное явление. Понятие власти, государство, его функции.
Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической
системе общества. Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная
кампания в Российской Федерации.
Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль.
Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание
индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. М отивы и предпочтения. Свобода
и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки
людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение.
Политическое участие. Политическое лидерство.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о
выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим

предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного
процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

№

Тематическое планирование по учебному предмету
общ ествознание (вкл ю ч ая Экономику и П раво) 10 класс
Раздел
Кол-во
часов
Тема урока
О бщ ество к а к слож ная д и н ам и ч еская система

1

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

1

2

Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Общественный
прогресс. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI
века. Общество как сложная динамическая система..
Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество как
сложная динамическая система»
Ч еловек к а к творец и творение культуры

1

Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции. Природа человека.
Потребности и интересы. Человек как духовное существо.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Человек
как духовное существо.
Деятельность - способ существования людей

1

1

12

Мышление и деятельность. Деятельность - способ существования
людей
Познание и знание. Мышление. Виды человеческих знаний.
Познание и знание. Мировоззрение. Философия. Проблема
познаваемости мира.
Человек в системе социальных связей

13

Человек в системе социальных связей

1

14
15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество
человек»
Понятие культуры. Культура и духовная жизнь общества

16

Многообразие культур . Культура и духовная жизнь общества.

1

17

Наука и образование. Понятие истины, ее критерии.

1

3

4

5
6
7
8
9
10
11

и

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

П рим еча
ние

1

19

Основные особенности научного мышления. Естественные и
социально-гуманитарные науки. Наука и образование.
Мораль. Религия.

20

Мораль. Религия. Право.

1

21

Искусство и духовная жизнь

1

22
23

Повторительно-обобщающий урок по теме
культура. Человек как творец и творение культуры»
Роль экономики в жизни общества

24

Роль экономики в жизни общества

1

25

Экономическая культура

1

26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»

1

18

«Духовная

1

1
1

Проблемы социально- политической и духовной жизни
27

Социальная структура общества и социальные отношения.

1

28

1

30

Социальная стратификация. Социальные
группы, их типы.
Социальная структура общества.
Социальный конфликт: виды, причины. Пути разрешения
конфликта. Социальная структура общества
Виды социальных норм. Социальное взаимодействие.

31

Социальная мобильность. Социальное взаимодействие.

1

32

1

33

Социальный
контроль
и
самоконтроль.
Социальное
взаимодействие.
Практикум по теме «Социальная структура общества»

34

Отклоняющееся поведение.

1

35

Наркомания, преступность, их социальная опасность.

1

36

Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной
субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание.

1

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,
пути их разрешения.
Конституционные
принципы национальной политики в
Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак.

1

Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема
неполных семей. Современная демографическая ситуация в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность
сектантства.
Практикум по теме «Социальные отношения»

1

44

Повторительно-обобщающий урок по теме
отношения»
Политическая сфера

1

45

Понятие власти. Типология властных отношений.

1

46

Политическая власть
Государство, его функции.

1

Политика как общественное явление. Политическая система, ее
структура и сущность.

1

29

37
38
39
40
41
42
43

47
48

«Социальные

1
1

1

1

1
1

1
1

1

1

50

Политическая деятельность. Политические цели и средства их
достижения.
Опасность политического экстремизма.

51

Типология политических режимов.

1

52

Демократия, ее основные ценности и признаки.

1

53

Отличительные черты выборов в демократическом обществе

1

54

Гражданское общество и государство.

1

55

Проблемы формирования правового государства и гражданского
общества в РФ. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в
современной России.
Политическая идеология.
Основные идейно-политические
течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их
классификация. Роль партий и движений в современной России.
Законодательное
регулирование
деятельности
партий
в
Российской Федерации.
Средства массовой информации в политической системе
общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время
предвыборных кампаний.
Политический процесс. Особенности политического процесса в
РФ.
Избирательная
кампания
в
Российской
Федерации.
Законодательство РФ о выборах
Избирательная
кампания
в
Российской
Федерации.
Законодательство РФ о выборах
Практикум по теме «Политика как общественное явление»

1

1

68

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика как
общественное явление»
Итоговое повторение по теме «Общество как сложная
динамическая система»
Итоговое повторение по теме «Человек как творец и творение
культуры»
Итоговое повторение по теме «Экономика»

69

Итоговое повторение по теме «Социальные отношения»

1

70

Итоговое повторение по курсу

1

49

56
57
58
59
60

61
62
63
64
65
66
67

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

Тематическое планирование по учебному предмету
обществознание (включая Экономику и Право) 11 класс
№

Раздел
Тема урока

Кол-во
часов

Человек и экономика
1

Экономика как наука. Макроэкономика. Микроэкономика

1

2

Экономика как хозяйство Экономические блага.
Измерители экономической деятельности.

1

3

Экономический рост Факторы и пути экономического роста

1

4
5

Экономическое развитие. Экономические циклы
Рыночные отношения в экономике. Спрос и предложение.
Рыночные структуры. Фондовый рынок.

1
1

6

Конкуренция и монополия. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство
Фирмы в экономике. Факторы производства и факторные
доходы.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты.
Правовые основы предпринимательской деятельности

1

7
8
9
10
11
12

13
14

15
16
17

Организационно-правовые основы предпринимательства.
Основы принципы менеджмента и основы маркетинга.
Фондовый рынок
Финансирование бизнеса. Основные источники
финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные
бумаги
Роль государства в экономике. Общественные блага и
внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Механизмы государственного регулирования экономики
Государственный бюджет. Государственный долг. ВВП.
Экономический рост и развитие
Финансы в экономике. Банковская система. Финансовые
институты
Инфляция: виды, причины, последствия.

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

Рынок труда. Занятость
и безработица Заработная плата.
Государственная политика в области занятости
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние
эффекты
Мировая экономика. Государственная политика в области
международной торговли

1

20

Глобальные проблемы экономики.

1

21

Человек в системе экономических отношений.
Экономическая политика России

1

18
19

1
1

Примеч
ание

22

Производительность труда

1

23

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и
экономика»
Человек в системе общественных отношений

1

24

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация
индивида.
Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте .

1

1

27

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и
социальное поведение.
Свобода и ответственность.

28

Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения

25
26

29
30

Отклоняющееся поведение и его типы

1
1

32

Общественная значимость и личностный смысл образования.
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного
общества.
Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни

33

Политическая психология и политическое поведение

34

Политическое участие. Политическое поведение

35

Политическое лидерство

1

36

Политические лидеры в Российской Федерации

1

37

1

40

Повторительно- обобщающий по теме: «Проблемы
социально- политической и духовной жизни»
Проверочная работа по теме: «Проблемы социально­
политической и духовной жизни»
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Современные подходы к
пониманию права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации

41

Гражданство в Российской Федерации

1

42

Законодательство Российской Федерации о выборах

1

43

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

44

Права и обязанности налогоплательщиков

45

Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты
Субъекты гражданского права. Гражданские правоотношения.

1

Имущественные и личные неимущественные права: честь,
достоинство, имя
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

1

Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов Права и
обязанности членов семьи.
Правила приема в образовательные учреждения
профессионального образования Порядок оказания платных

1

31

38

39

46
47
48
49

50

1

1
1

1

1

1

образовательных услуг.
51

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

1

52

Трудоустройство: прием на работу, заключение и расторжение
трудового договора
Практикум. Трудоустройство(Резюме, Трудовой договор)

1

1

56

Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения .
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и
принцип гражданского процесса
Особенности административной юрисдикции

57

Особенности уголовного процесса.

1

58

Судебное производство

1

59

Конституционное судопроизводство

1

60

Международная
защита прав человека в условиях мирного
и военного времени
Перспективы развития механизмов международной защиты
прав и свобод человека.

1

1

63

Повторительно- обобщающий по теме: «Правовое
регулирование общественных отношений»
Постиндустриальное
(информационное) общество

64

Взгляд в будущее

1

65

1

67

Итоговое повторение по теме «Общество как сложная
динамическая система»
. Итоговое повторение по теме «Человек как творец и творение
культуры»
Итоговое повторение по теме «Экономика»

68

Итоговое повторение по теме «Социальные отношения»

1

53
54
55

61

62

66

1
1

1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».