Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/ понимать основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначение и функции операционных систем; уметь - оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; - распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие - реальному объекту и целям моделирования; - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; - наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при ис пользовании средств ИКТ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной де ятельности, в том числе самообразовании; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автомати зированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессио нальной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643) Содержание учебного предмета Базовые понятия информатики и информационных технологий Информация и информационные процессы Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Информационные модели и системы Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Компьютер как средство автоматизации информационных процессов Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Основы социальной информатики Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Тематическое планирование 10 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тема урока Информация. Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Информация. Представление информации. Языки, кодирование. Измерение информации. Объёмный подход. Измерение информации. Содержательный подход. Решение задач Кол-во часов 5 1 1 1 1 1 Информационные процессы в системах. Что такое система Информационные процессы в естественных и искусственных системах 8 Хранение и передача информации Обработка информации и алгоритмы Автоматическая обработка информации 1 Решение задач Поиск данных. Защита информации Решение задач. Контрольное тестирование 1 1 1 1 1 1 1 Информационные модели. Компьютерное информационное моделирование Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы Практическая работа №1 «Создание табличной модели» Пример структуры данных - модели предметной области Практическая работа №2 « Создание графической модели» 9 19 20 21 Алгоритм - как модель деятельности Практическая работа №3 «Исследование моделей» Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. 1 1 1 22 Контрольная работа №1 Информационные модели 1 14 15 16 17 18 23 Программно-технические системы реализации информационных процессов. Компьютер - универсальная техническая система обработки информации: архитектура, процессор, память. 1 1 1 1 1 12 1 24 Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров 1 25 26 Программное обеспечение компьютера Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел 1 1 27 Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста и звука 1 Примечание 28 29 30 31 32 33 34 35 1 Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики Развитие архитектуры вычислительных систем Организация локальных сетей Организация глобальных сетей 1 1 1 1 1 Практическая работа №4 «Работа в Интернете» Контрольная работа №2. Программно-технические системы 1 1 35 Сетевое окружение Обобщающее занятие Тематическое планирование 11 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 Тема урока Технологии использования и разработки информационных систем. Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Информация: измерение, представление информации Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Компьютерный текстовый документ как структура данных Гипертекст Практическая работа № 1 «Гипертекстовые структуры» Интернет как глобальная информационная система Кол-во часов 23 1 1 1 1 1 1 7 Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями» 1 8 Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц» 1 9 Средства поиска данных в сети Интернет 1 10 W eb-сайт - гиперструктура данных. 1 11 Практическая работа №4 «Интернет: создание W eb-сайта с помощью MS Word » 1 12 Практическая работа №5 «Интернет: создание W eb-сайта на языке HTML » 1 13 Контрольная работа №1. Технологии использования информационных систем. Геоинформационные системы. 1 15 Практическая работа «Поиск информации в геоинформационных системах» 1 16 База данных - основа информационной системы 1 14 1 Примечание 17 Проектирование многотабличной базы данных и создание 1 18 БД Создание базы данных 1 19 Практическая работа №6 «Создание базы «Приёмная комиссия»» 1 20 Запросы к базе данных как приложения информационной системы. Логические условия выбора данных 1 21 Практическая работа №7 «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой». «Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей» 1 22 Зачётная работа «Создание отчёта для БД» Технологии информационного моделирования 1 4 1 23 Моделирование зависимостей между величинами. Практическая работа №8 «Получение регрессионных моделей в MS Excel» 24 Модели статистического прогнозирования. Практическая работа № 9 «Прогнозирование в MS Excel» 1 25 Модели корреляционных зависимостей. Практическая работа № 10 «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel» 1 26 Модели оптимального планирования. Практическая работа № 11 «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel» 1 Основы социальной информатики 8 1 27 Информационные ресурсы. Информационное общество 28 Правовое регулирование в информационной сфере Проблема информационной безопасности 29 30 31 32 33 34 Повторение Контрольная работа №2. База данных Повторение. Работа с КИМами. Решение логических задач Повторение. Работа с КИМами. Работа с таблицами. Формирование баз данных Информационные модели 1 1 1 1 1 1 1 34