Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- влияние технологий на общественное развитие;
- составляющие современного производства товаров или услуг;
- способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
- основные этапы проектной деятельности;
- источники получения информации о путях получения профессионального образования и
трудоустройства;
уметь:
- оценивать потребительские качества товаров и услуг;
- изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
- составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
- использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
- проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты
проектной деятельности;
- организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
- выполнять изученные технологические операции;
- планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке
товаров и услуг;
- уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей
практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме
труда;
- решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
- самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной
деятельности;
- рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
- составления резюме и проведения самопрезентации;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
Содержание учебного предмета
Производство, труд и технологии
Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное
развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и
характера труда. *(12)
Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения,
комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и
кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы,
системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных
профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).
Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов;
рациональное размещение производства.
Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и
технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика
труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития
науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной
деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности
объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств.
Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда.
Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.
Планирование проектной деятельности. Выбор
проектируемого материального объекта или услуги.
путей
и
способов
реализации
Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ.
Применение основных методов творческого решения практических задач для создания
продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с
использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности.
Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда.
Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов
деятельности.
Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и
результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов
труда.
Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и
услуг.
Профессиональное самоопределение и карьера
Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и
предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства
получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок
образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников
информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения
образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и
служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная
мобильность.
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным
потенциалом,
личностными
особенностями.
Подготовка
резюме
и
формы
самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
Тематическое планирование 10 класс
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Содержание стандарта
Представление об организации
производства: сферы производства,
отрасли, объединения, комплексы и
предприятия. Составляющие
современного производства.
Разделение и кооперация труда.
Нормирование труда; нормы
производства и тарификация;
нормативы, системы и формы
оплаты труда. Требования к
квалификации специалистов
различных профессий. Единый
тарифно-квалификационный
справочник работ и профессий.
Планирование проектной
деятельности. Выбор путей и
способов реализации
проектируемого материального
объекта или услуги.
11
12
13
14
15
16
17
Овладение основами культуры
труда: научная организация труда;
трудовая и технологическая
дисциплина; безопасность труда и
средства ее обеспечения; эстетика
труда; этика взаимоотношений в
трудовом коллективе; формы
творчества в труде.
Взаимозависимость рынка товаров
и услуг, технологий производства,
уровня развития науки и техники:
научные открытия и новые
направления в технологиях
Тема урока для записи в журнал
Кол-во
часов
Технология в современном мире
Технология как часть
общечеловеческой культуры.
Сферы производства.
Составляющие современного
производства.
История предпринимательства.
Разделение и кооперация труда
Анализ рынка прибыльных идей
Типы предприятий. Нормативная
база предприятия
Трудовой коллектив.
Производительность и система
оплаты труда
Налогообложение в России
Менеджмент в
предпринимательской деятельности
Маркетинг в предпринимательской
деятельности
Требования к квалификации
специалистов различных
профессий.
Предпринимательский
риск.
Планирование
проектной
деятельности
Выбор путей и способов реализации
проектируемого
материального
объекта или услуги. Творческий
проект «Мое собственное дело»
Овладение основами культуры
труда. Имидж и дизайн офиса
Имидж сотрудников
Служебно-деловой этикет. Эстетика
труда Секретарь-референт - лицо
фирмы.
Единый тарифно
квалификационный справочник
работ и профессий.
Информационные
технологии
Введение в раздел технологий
производства, уровня развития
науки и техники.
"Информационные технологии
(ИТ)". Техника для телефонной
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
18
созидательной деятельности;
введение в производство новых
продуктов, современных
технологий
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Поиск источников информации для
выполнения проекта с
использованием ЭВМ. Применение
основных методов творческого
решения практических задач для
создания продуктов труда.
Выдвижение идеи продукта труда
товаропроизводителем и анализ
востребованности объекта
потенциальными потребителями на
основе потребительских качеств.
Моделирование функциональных,
эргономических и эстетических
качеств объекта труда. Выбор
технологий, средств и способов
реализации проекта.
Документальное представление
проектируемого продукта труда с
использованием ЭВМ. Выбор
способов защиты интеллектуальной
собственности.
28
29
30
31
Организация рабочих мест и
технологического процесса
создания продукта труда.
Выполнение операций по созданию
продукта труда. Контроль
промежуточных этапов
деятельности.
Оценка качества материального
связи. Мобильные средства связи.
Офисная оргтехника.
Периферийное оборудование
ПЭВМ.
Печатающие устройства,
подключаемые к компьютерам
Сетевые коммуникации на основе
компьютерной техники.
Всемирная компьютерная сеть
Интернет.
Компьютерная поддержка
предпринимательства.
Информационные технологии (ИТ)
в маркетинге. Возможности
использования компьютерной
техники в офисах фирм.
Информационные технологии в
швейном производстве и
рукоделии.
Информационные технологии в
черчении.
Творческий проект "Компьютерная
открытка-поздравление"
Творческий проект "Компьютерная
открытка-поздравление"
Основы художественного
проектирования изделий
Введение в раздел "Основы
художественного проектирования
изделий".
Понятие об основах
проектирования, или дизайн
изделий
Алгоритм дизайна. Создание банка
идей. Выдвижение идеи продукта
труда товаропроизводителем и
анализ востребованности объекта
потенциальными потребителями на
основе потребительских качеств
Моделирование функциональных,
эргономических и эстетических
качеств объекта труда
Научный подход в проектировании
изделий. Материализация проекта
Выбор технологий, средств и
способов реализации проекта.
Составление спецификации.
Изучение покупательского спроса
изделия.
Документальное представление
проектируемого продукта труда с
использованием ЭВМ. Составление
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
32
33
34
35
объекта или услуги,
технологического процесса и
результатов проектной
деятельности. Оформление и
презентация проекта и результатов
труда.
технологической карты.
Организация рабочих мест и
технологического процесса
создания продукта труда.
Выполнение дизайн-проекта.
Оценка качества материального
объекта или услуги,
технологического процесса и
результатов проектной
деятельности. Оценка качества
материального объекта или услуги,
технологического процесса и
результатов проектной
деятельности Расчет себестоимости
изделия.
Итоговое контрольное тестирование
по курсу.
Повторение за курс 10 класса
1
1
1
1
Тематическое планирование 11 класс
№
п/
п
1
Выбор технологий, средств и
способов реализации проекта.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Выявление
способов
снижения
негативного влияния производства на
окружающую среду:
применение
экологически чистых и безотходных
технологий; утилизация отходов;
рациональное
размещение
производства.
Учебный проект по технологии
проектирования и создания
материальных объектов и услуг.
Тема урока
Кол-во
часов
Творческая проектная
деятельность
Введение в предмет. Понятие
творчества и развитие творческих
способностей.
Метод мозговой атаки (МА)
Метод контрольных вопросов.
Метод обратной мозговой атаки
(МА)
Синектика
Морфологический анализ
Морфологические матрицы
Ассоциации
и
творческое
мышление
Метод фокальных объектов
(МФО)
Метод гирлянд случайностей и
ассоциаций (ГСиА)
Функционально-стоимостный
анализ (ФСА)
Алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ)
Изобретения. Рационализаторские
предложения
Создание творческого проекта
(3 часа - объяснение теор.
сведений и выполнение проекта)
Изготовление деталей проекта
Доработка проекта
Промышленные технологии и
глобальные
проблемы
человечества
Научно-техническая революция и
ее влияние на окружающую среду
Глобальные
экологические
проблемы
Энергетика и экология
Загрязнение атмосферы
Загрязнение гидросферы
Уничтожение лугов и лесов.
Химизация сельского хозяйства
Природоохранные технологии
Экологическое сознание и мораль
Творческий
проект
«Природоохранные технологии»
Профессиональное
самоопределение и карьера
Понятие профессиональной
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Изучение рынка труда и профессий:
конъюнктура рынка труда и
профессий, спрос и предложения
работодателей на различные виды
профессионального труда, средства
получения информации о рынке
труда и путях профессионального
образования.
Виды и формы получения
профессионального образования.
Региональный рынок
образовательных услуг. Центры
профконсультационной помощи.
Поиск источников информации о
рынке образовательных услуг.
Планирование путей получения
образования, профессионального и
служебного роста. Возможности
квалификационного и служебного
роста. Характер профессионального
образования и профессиональная
мобильность.
Сопоставление профессиональных
планов с состоянием здоровья,
образовательным потенциалом,
личностными особенностями.
Подготовка резюме и формы
самопрезентации для получения
профессионального образования или
трудоустройства.
деятельности. Разделение и
специализация труда
Сферы, отрасли и предметы труда,
процесс профессиональной
деятельности
Понятие культуры труда
Профессиональная этика
Профессиональное становление
личности. Виды и формы
получения профессионального
образования
Профессиональная карьера
Подготовка к профессиональной
деятельности
Региональный рынок
образовательных услуг
Планирование путей получения
образования, профессионального и
служебного роста.
Подготовка резюме и формы
самопрезентации для получения
профессионального образования
или трудоустройства.
Контрольное тестирование по теме
подготовка к профессиональной
деятельности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Выполнение проекта по уточнению
профессиональных намерений.
34