Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать: - влияние технологий на общественное развитие; - составляющие современного производства товаров или услуг; - способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду; - способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; - основные этапы проектной деятельности; - источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; уметь: - оценивать потребительские качества товаров и услуг; - изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг; - составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; - использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности; - проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; - организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта; - выполнять изученные технологические операции; - планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; - уточнять и корректировать профессиональные намерения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; - решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; - самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; - рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; - составления резюме и проведения самопрезентации; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643) Содержание учебного предмета Производство, труд и технологии Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда. *(12) Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС). Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Планирование проектной деятельности. Выбор проектируемого материального объекта или услуги. путей и способов реализации Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности. Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда. Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг. Профессиональное самоопределение и карьера Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений. Тематическое планирование 10 класс № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Содержание стандарта Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. 11 12 13 14 15 16 17 Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде. Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях Тема урока для записи в журнал Кол-во часов Технология в современном мире Технология как часть общечеловеческой культуры. Сферы производства. Составляющие современного производства. История предпринимательства. Разделение и кооперация труда Анализ рынка прибыльных идей Типы предприятий. Нормативная база предприятия Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда Налогообложение в России Менеджмент в предпринимательской деятельности Маркетинг в предпринимательской деятельности Требования к квалификации специалистов различных профессий. Предпринимательский риск. Планирование проектной деятельности Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги. Творческий проект «Мое собственное дело» Овладение основами культуры труда. Имидж и дизайн офиса Имидж сотрудников Служебно-деловой этикет. Эстетика труда Секретарь-референт - лицо фирмы. Единый тарифно квалификационный справочник работ и профессий. Информационные технологии Введение в раздел технологий производства, уровня развития науки и техники. "Информационные технологии (ИТ)". Техника для телефонной 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 18 созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности. 28 29 30 31 Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. Оценка качества материального связи. Мобильные средства связи. Офисная оргтехника. Периферийное оборудование ПЭВМ. Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. Всемирная компьютерная сеть Интернет. Компьютерная поддержка предпринимательства. Информационные технологии (ИТ) в маркетинге. Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм. Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии. Информационные технологии в черчении. Творческий проект "Компьютерная открытка-поздравление" Творческий проект "Компьютерная открытка-поздравление" Основы художественного проектирования изделий Введение в раздел "Основы художественного проектирования изделий". Понятие об основах проектирования, или дизайн изделий Алгоритм дизайна. Создание банка идей. Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда Научный подход в проектировании изделий. Материализация проекта Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Составление спецификации. Изучение покупательского спроса изделия. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Составление 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 35 объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда. технологической карты. Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение дизайн-проекта. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности Расчет себестоимости изделия. Итоговое контрольное тестирование по курсу. Повторение за курс 10 класса 1 1 1 1 Тематическое планирование 11 класс № п/ п 1 Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг. Тема урока Кол-во часов Творческая проектная деятельность Введение в предмет. Понятие творчества и развитие творческих способностей. Метод мозговой атаки (МА) Метод контрольных вопросов. Метод обратной мозговой атаки (МА) Синектика Морфологический анализ Морфологические матрицы Ассоциации и творческое мышление Метод фокальных объектов (МФО) Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (ГСиА) Функционально-стоимостный анализ (ФСА) Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) Изобретения. Рационализаторские предложения Создание творческого проекта (3 часа - объяснение теор. сведений и выполнение проекта) Изготовление деталей проекта Доработка проекта Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду Глобальные экологические проблемы Энергетика и экология Загрязнение атмосферы Загрязнение гидросферы Уничтожение лугов и лесов. Химизация сельского хозяйства Природоохранные технологии Экологическое сознание и мораль Творческий проект «Природоохранные технологии» Профессиональное самоопределение и карьера Понятие профессиональной 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность. Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. деятельности. Разделение и специализация труда Сферы, отрасли и предметы труда, процесс профессиональной деятельности Понятие культуры труда Профессиональная этика Профессиональное становление личности. Виды и формы получения профессионального образования Профессиональная карьера Подготовка к профессиональной деятельности Региональный рынок образовательных услуг Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования или трудоустройства. Контрольное тестирование по теме подготовка к профессиональной деятельности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений. 34