ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной к у л ьту р ы ученик должен:
Зн ать / поним ать:
• основные виды и жанры искусства;
• изученные направления и стили мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• особенности языка различных видов искусства.
У меть:
•
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
• устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
• выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
И спользовать приобретенны е знания в п ракти ческой деятельности и повседневной
ж изни для:
• выбора путей своего культурного развития;
• организации личного и коллективного досуга;
• выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
• самостоятельного художественного творчества.
С од ерж ан и е учебного п р ед м ета « М и р о в ая х у д о ж ествен н ая к у л ь т у р а »
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)
Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре
(миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы
(Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза
слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного
окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.
Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность
(роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в
художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, TV и др.) и быте (привычки,
суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности
художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона
(зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и
завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура,
ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в
Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и
неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья
Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и
художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке
(дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея);
Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим
находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры,
скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и
эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
(гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея
римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя
(Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные
архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур
Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре
на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и
типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и
народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная
культура
Средних
веков
(не
менее
10 час).
София
Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве
(воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений,
литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая,
топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого
образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли),
новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика
символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса
Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева
("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии
традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы
аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).
Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза
каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные
школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез
монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство,
даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический
знаменный распев).
склад средневековой музыкальной
культуры
(григорианский хорал,
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур
разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи
и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии.
Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф.
Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны
Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение.
Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и
мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс
Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В.
Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная
художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и
регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических
идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Х удожественная к у л ьту р а Н ового врем ени (не менее 15 час). Стили и направления в
искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия
в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность,
патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия.
Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его
окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко.
Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример
психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в
опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в
классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в
живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.
Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской
классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония,
Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта),
и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная
тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического
героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.
Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и
русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки
во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям.
Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого
стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве,
соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Х удожественная к у л ьту р а ко н ц а XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в
живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне);
постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П.
Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого
Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл
«Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Матисс, Пикассо, Дали,
Кандинский деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ
от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного
в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла
«Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа
О. Нимейера. Театральная культура X X века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И.
Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX
века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович,
А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры X X века: кинематограф
(«Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры
телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда»
Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»);
электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с
целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений,
рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и
направлениях.
Культурные традиции родного края.
Информация об изменениях:
П риказом М инобрнауки России от 10 ноября 2011 г. N 2643 в подраздел "Требования к
уровню подготовки выпускников" внесены изменения.
Тематическое планирование (с содержанием).
М и р о в а я х у д о ж ествен н ая к у л ь ту р а . 10 к л асс
35 часов, 1 час в неделю
№
Т ем а у р о к а
К ол-во
часов
1
Что такое МХК. Ц ели и задачи курса.
1
П р и м еч ан и е
К лассификация искусства
Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое
дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки,
танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной
среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического
орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в
художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, TV и др.) и быте (привычки,
суеверия и др).
Художественная культура первобытного
По желан ию.
2
1
мира. Роль мифа в культуре
3
П ервые художники Земли
1
Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной
культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат
Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций
древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею
Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре
(мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.
Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как
синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем.
"Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и
ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как
единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по
описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры,
скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое
воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической
программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм,
экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского
форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк
Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и
изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего
мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне
тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм
в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего
мира и античности.
4
Особенности художественной культуры
Месопотамии
1
5
Древний Египет - культура,
ориентированная на идею Вечной жизни
после смерти
1
6
Изобразительное искусство Древнего
1
Египта
7
Художеств енная культур а Др евней
1
И ндии
8
И скусство доколумбовой
1
М езоамерики
10
Эгейское искусство
1
11
Золотой век Афин. Выдаю щ иеся
1
скульпторы Древней Эллады
12
А рхитектурные достижения
1
Древнего Рима. И зобразительное
искусство Римской империи
13
Театральное и музыкальное
1
искусство античности
14
П рактическая работа. Составление
антологии произведений разных эпох и
народов на сюжеты древнего мира и
античности
1
Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в
архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).
Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и
временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская
(София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь
Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к
храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и
иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде,
иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского
Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых
строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы
аскетизма, антагонизм духовного и телесного,
синтез культуры религиозной и народной).
Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза
каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные
школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез
монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство,
даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм)
и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный
распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур
разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и
их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
15
М ир византийской культуры
1
16
А рхитектура западноевропейского
1
Средневековья
17
Изобразительное искусство Средних
веков
1
18
Театр и музыка средних веков
1
19
Стилистическое многообразие
воплощения единого византийского
образца в региональном русском
искусстве (Х удожественная культура
Киевской Руси. О собенности
1
новгородской и владимиро
суздальской архитектуры.
А рхитектура М осковского
княжества)
20
И скусство единого Российского
1
государства
21
Художественная культура И ндии
1
22
Художественная культура Китая
1
23
И скусство страны восходящ его
1
солнца
24
Художественная культура ислама
1
Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии.
Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф.
Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны
Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение.
Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и
мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс
Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В.
Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная
художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и
регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических
идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
25
П роторенессанс и раннее
Возрождение
26
А рхитектура итальянского
1
Возрождения
27
Х удожественный мир Леонардо да
1
Винчи
28
Бунтую щ ий гений М икеланджело
1
29
Лю бимец Рима - Рафаэль
1
30
М астера венецианской живописи
1
31
И тальянские города Возрождения Флоренция, Рим, Венеция
1
31
Северное Возрождение. Ж ивопись
нидерландских и немецких мастеров
1
32
Творчество Дю рера
1
33
Ф ранцузский ренессанс
1
34
М узыка и театр эпохи Возрождения
1
П роекты «Ренессансные города
Италии»
П роект «М оя любимая
ш експировская пьеса»
35
Театр Ш експира. Значение и
вневременная ценность идей
Возрождения - обобщение.
1
Тематическое планирование^ содержанием).
М и р о в а я х у д о ж ествен н ая к у л ь ту р а . 11 к л асс
34 часов, 1 час в неделю
№
1
Тема урока
Что изучено и что будем изучать. входной
мини-тест
Кол-во
часов
Примечание
1
Х удожественная к у л ьту р а Н ового врем ени (не менее 15 час). Стили и направления в
искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в
эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и
экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли
Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец,
Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в
живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди).
Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в
классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в
живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова.
Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской
классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная
соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и
опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема
у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в
творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и
русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во
второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям.
Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого
стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве,
соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
2
Стилевое многообразие искусства XVII XVIII веков
1
3
Архитектура барокко
1
4
Изобразительное искусство барокко.
Карраччи и Караваджо
1
5
Живопись и скульптура барокко. Бернини и
Рубенс
1
6
Реалистические тенденции в живописи
Голландии. Рембрандт
1
7
Музыкальная культура барокко ((«Орфей»
К. Монтеверди, И.-С. Бах).
1
8
Эстетика классицизма. Изобразительное
искусство классицизма и рококо.
1
Классицизм в архитектуре Западной
Европы
9
Шедевры классицизма в архитектуре России.
Русский портрет XVIII века
1
10
Театральное искусство XVII - XVIII веков
1
11
Композиторы Венской классической школы
(Гайдн, Моцарт, Бетховен)
1
12
От классицизма к академизму (на примере
произведений Н. Пуссена, Ж. -Л. Давида,
К.П. Брюллова, А.А. Иванова)
1
13
Эстетика романтизма. Живопись романтизма.
Романтический идеал и его отображение в
музыке (Шуберт, Вагнер)
1
14
Зарождение русской классической
музыкальной школы (М.И. Глинка)
1
15
Социальная тематика в живописи реализма:
Специфика французской живописи (Курбе
и Домье)
1
16
Русские художники-передвижники
1
17
Русская музыкальная культура второй
половины Х1Х века («Могучая кучка», П.
И. Чайковский)
1
Х удожественная к у л ьту р а конц а XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в
живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне);
постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена,
«синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди
и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и
музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Матисс, Пикассо, Дали, Кандинский деформация и поиск
устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в
абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали).
Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле
Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная
культура X X века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и
эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма
до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез
искусств -- особенная черта культуры X X века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М.
Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная
графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу
Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с
целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений,
рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
18
Осн овн ые направления в живописи конца
XIX века. Импрессионизм
1
19
Постимпрессионизм: символическое
мышление и экспрессия произведений (ВанГог, Сезанн)
1
20
Синтез искусств в модерне (Гауди, Орт и
Шехтель)
1
21
Символ и миф в живописи и музыке
(Врубель и Скрябин)
1
22
Художественные течения модернизма в
живописи XX века (Матисс, Пикассо, Дали)
1
23
Русское изобразительной искусство ХХ
века. Мастера русского авангарда
1
24
Изобразительное искусство советского
периода
1
25
Зарубежная архитектура ХХ века
1
26
Отечественная архитектура ХХ века
1
27
Стили и направления зарубежного
изобразительного искусства второй
половины ХХ века и начала ХХ1
1
28
Зарубежный театр XX столетия
29
Театральная культура России ХХ века
1
30
Становление и расцвет зарубежного
кинематографа
1
31
Шедевры отечественного кино
1
32
Музыкальная культура России ХХ века
1
33
Зарубежная музыка XX в.
1
34
Значение современного искусства для меня.
Культурные традиции родного края.
Обобщение по курсу Мировая
художественная культура от XVII века до
современности.
1