Планируемые результаты освоения учебного предмета В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать: • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная; • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь: • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радиои телекоммуникационной связи; • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; • рационального природопользования и охраны окружающей среды; • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Содержание учебного предмета Базовый уровень Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Физика и методы научного познания Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов*(12). Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Механика Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. Молекулярная физика Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды. Электродинамика Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света. Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни: • при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона, магнитофона; • для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро- и радиоаппаратурой. Квантовая физика и элементы астрофизики Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Наблюдение и описание движения небесных тел. Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров. Тематическое планирование 10 класс № Тема урока Кол-во Примечание п/п часов Введение. Основные особенности физических методов исследования (11ч) 1 Вводный инструктаж по ТБ. Физика и познание мира 1 Механика (24 ч) Кинематика (8 ч) 2 Основные понятия кинематики 1 3 1 Скорость. Равномерное прямолинейное движение 4 Относительность механического движения. Принцип 1 относительности в механике 5 1 Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения 6 1 Свободное падение тел. 7 1 Равномерное движение по окружности 8 1 Решение задач по теме: «Кинематика» 9 1 Контрольная работа по теме: «Кинематика» Динамика и силы в природе (9 ч) 10 Анализ контрольной работы. Материальная точка. 1 Первый закон Ньютона 11 Понятие силы как меры взаимодействия тел 1 12 Второй и третий законы Ньютона 1 13 Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. 1 Инерциальные системы отсчета 14 1 Гравитационные силы 15 Силы упругости 1 16 Силы трения 1 17 Лабораторная работа: «Изучение движения тела по 1 окружности под действием сил упругости и тяжести» ТБ 18 1 Контрольная работа по теме: «Динамика. Силы в природе» Законы сохранения в механике (7ч) 19 Анализ контрольной работы. Закон сохранения 1 импульса 20 1 Реактивное движение 21 Работа силы (механическая работа) 1 22 Теоремы об изменении кинетической и 1 потенциальной энергии 23 Закон сохранения энергии в механике 1 24 1 Лабораторная работа: «Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии» ТБ 25 Контрольная работа по теме: «Законы сохранения в 1 механике» Молекулярная физика. Термодинамика (21ч) Основы МКТ (9ч) 26 Анализ контрольной работы. Основные положения 1 молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование 27 Решение задач на характеристики молекул и их 1 систем 28 1 Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа 29 1 Температура 30 1 Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева - Клапейрона) 31 1 Газовые законы 32 1 Решение задач на уравнение Менделеева Клапейрона и газовые законы 33 Лабораторная работа: «Опытная проверка закона Гей1 Люссака» ТБ 34 Контрольная работа по теме: «Основы МКТ 1 идеального газа» Взаимные превращения жидкостей и газов. Тве рдые тела (4ч) 35 Анализ контрольной работы. Реальный газ. Воздух. 1 Пар 36 1 Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости 37 1 Твердое состояние вещества 38 1 Жидкие и твердые тела. Обобщение Т ермодинамика 39 Термодинамика как фундаментальная физическая 1 теория 1 Работа в термодинамике. Решение задач на расчет работы термодинамической системы 41 1 Теплопередача. Количество теплоты 42 Первый закон термодинамики 1 43 Необратимость процессов в природе. Второй закон 1 термодинамики. 44 Тепловые двигатели и охрана окружающей среды 1 45 1 Решение задач по теме: «Термодинамика» 46 1 Контрольная работа по теме: «Термодинамика» Электродинамика (21ч) Электростатика (8ч) 47 Анализ контрольной работы. Введение в 1 электродинамику. Электростатика 48 1 Закон Кулона 49 1 Электрическое поле. Напряженность 50 Решение задач на расчет напряженности 1 электрического поля и принцип суперпозиции 51 Проводники и диэлектрики в электрическом поле 1 52 1 Энергетические характеристики электростатического поля 53 1 Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора 54 1 Контрольная работа по теме: «Электростатика» Постоянный электрический ток (7ч) 55 Анализ контрольной работы. Стационарное 1 электрическое поле 56 Схемы электрических цепей. Решение задач на закон 1 Ома для участка цепи 57 Решение задач на расчет электрических цепей 1 58 1 Лабораторная работа: «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников» ТБ 59 1 Работа и мощность постоянного тока 60 Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи 1 61 1 Лабораторная работа « Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока Электрический ток в различных средах (5ч) 62 Электрический ток в металлах 1 63 Закономерности протекания электрического тока в 1 полупроводниках 64 Закономерности протекания тока в вакууме. 1 Электрический ток в газах 65 Закономерности протекания тока в проводящих 1 жидкостях 66 Постоянный электрический ток. Контрольная работа 1 67 1 Анализ контрольной работы. Электродинамика. Повторение 68 1 Механика. Основы термодинамика. Повторение 69 Итоговая контрольная работа 1 70 1 Анализ контрольной работы. Электродинамика. Механика. Основы термодинамики. Обобщение материала 40 Тематическое планирование 11 класс № п/п Тема урока Кол-во часов Электродинамика (продолжение) ( 1 1 1ч) Магнитное поле (4 ч) 1 Вводный инструктаж по ТБ. Взаимодействие токов. 1 Магнитное поле 2 Вектор магнитной индукции. Линии магнитной 1 индукции 3 Модуль вектора магнитной индукции. Сила ампера 1 4 1 Наблюдение действия магнитного поля на ток. Лабораторная работа. ТБ Элект ромагнитная индукция (7ч) 5 Явление электромагнитной индукции. Магнитный 1 поток 6 Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции 1 7 Самоиндукция. Индуктивность 1 8 1 Энергия магнитного поля тока 9 1 Электромагнитное поле 10 Изучение явления электромагнитной индукции. 1 Лабораторная работа. ТБ 11 Электромагнитная Индукция. Контрольная работа 1 Колебания и волны (12ч) Механические колебания (3ч) 12 1 Механические колебания 13 Свободные и вынужденные электромагнитные 1 колебания 14 Колебательный контур. Превращение энергии при 1 электромагнитных колебаниях Элект ромагнитные колебания (3ч) 15 Аналогия между механическими и 1 электромагнитными колебаниями 16 Решение задач на характеристики электромагнитных 1 колебаний 17 Переменный электрический ток 1 Производство, передача и использование электрической энергии (2ч) 18 1 Трансформатор 19 1 Производство, передача и использование электрической энергии Механические волны (1ч) 20 Волны. Свойства волн и основные характеристики 1 Элект ромагнитные волны (3ч) 21 Опыт Г ерца 1 22 1 Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип радиосвязи 23 Колебания и волны. Контрольная работа 1 Оптика (17ч) Световые волны (11ч) Примечание 24 25 26 Анализ контрольной работы. Введение в оптику 1 Основные законы геометрической оптики 1 1 Экспериментальное измерение показателя преломления стекла. Лабораторная работа. ТБ 27 1 Линза. Формула тонкой линзы 28 Построение изображения в тонкой линзе 1 29 Геометрическая оптика. Контрольная работа 1 30 Анализ контрольной работы. Дисперсия света 1 31 Интерференция света 1 32 Дифракция света 1 33 Наблюдение интерференции, дифракции и 1 поляризации света. Лабораторная работа. ТБ 34 Измерение длины световой волны. Лабораторная 1 работа. ТБ Элементы теории относительности (3ч) 35 Элементы специальной теории относительности. 1 Постулаты Эйнштейна 36 Элементы релятивистской динамики 1 37 Элементы специальной теории относительности. 1 Обобщающе-повторительное занятие Излучение и спектры (3ч) 38 1 Излучение и спектры 39 Спектры и специальные аппараты. Спектральный 1 анализ 40 Шкала электромагнитных излучений 1 Квантовая физика (13ч) Световые кванты (3 ч) 41 1 Законы фотоэффекта 42 Фотоны. Гипотеза де Бройля 1 43 1 Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света Атомная физика (3ч) 44 1 Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом 45 Лазеры 1 46 Световые кванты. Атомная физика. Контрольная 1 работа Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7ч) 47 Анализ контрольной работы. Изучение треков 1 заряженных частиц по готовым фотографиям 48 Радиоактивность 1 49 Энергия связи атомных ядер 1 50 Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция 1 51 1 Биологическое действие радиоактивных излучений 52 1 Элементарные частицы 53 Физика ядра и элементы ФЭЧ. Обобщающий урок 1 Значение физики для развития мира и развития познавательных сил общества (1ч) 54 1 Физическая картина мира Строение и эволюция вселенной (9ч) 55 1 Небесная сфера. Звездное небо 56 1 Законы Кеплера 57 58 59 Система Земля-Луна Строение Солнечной системы Общие сведения о Солнце его источники энергии и внутреннее строение 60 Физическая природа звезд 61 Наша галактика 62 Происхождение и эволюция галактик. Красное смещение. 63 Жизнь и разум во вселенной Повторение (7ч) 64 Повторение тем: «Основы электродинамики», «Колебания и волны» 65 Повторение тем: «Оптика», «Квантовая физика» 66 Повторение темы: «Электростатика» 67 Повторение темы: «Элементы теории относительности» 68 Итоговая контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1