Физика

Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения
энергии,
импульса
и
электрического
заряда,
термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
уметь:
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных
тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые
свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и
эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой
физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных
средств,
бытовых
электроприборов,
средств
радиои
телекоммуникационной связи;
• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
• рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.

Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
•
освоение знаний о фундаментальных физических законах и
принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее

важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на
развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
•
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и
выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять
полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений
и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать
достоверность естественнонаучной информации;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий;
•
воспитание убежденности в возможности познания законов природы
и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,
уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем
естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке
использования научных достижений, чувства ответственности за защиту
окружающей среды;
•
использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Физика и методы научного познания
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от
других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Моделирование физических явлений и процессов*(12). Научные гипотезы. Физические
законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий.
Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы
сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики.
Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития
космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности,
законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для
использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика
Возникновение
атомистической
гипотезы
строения
вещества
и
ее
экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней
кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.
Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и
твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел,
тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах
газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое
поле.
Электрический
ток.
Магнитное
поле
тока.
Явление

электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды
электромагнитных излучений и их практическое применение.
Проведение опытов по исследованию явления электромагнитной индукции,
электромагнитных волн, волновых свойств света.
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое
применение физических знаний в повседневной жизни:
•
при использовании микрофона, динамика, трансформатора, телефона,
магнитофона;
•
для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой
электро- и радиоаппаратурой.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых
свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей
Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи
ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза
излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные
частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления
о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы
наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы
космических объектов.
Наблюдение и описание движения небесных тел.
Проведение исследований процессов излучения и поглощения света, явления
фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы
лазера, дозиметров.
Тематическое планирование 10 класс
№
Тема урока
Кол-во
Примечание
п/п
часов
Введение. Основные особенности физических методов исследования (11ч)
1
Вводный инструктаж по ТБ. Физика и познание мира
1
Механика (24 ч)
Кинематика (8 ч)
2
Основные понятия кинематики
1
3
1
Скорость. Равномерное прямолинейное движение
4
Относительность механического движения. Принцип
1
относительности в механике
5
1
Аналитическое описание равноускоренного
прямолинейного движения
6
1
Свободное падение тел.
7
1
Равномерное движение по окружности
8
1
Решение задач по теме: «Кинематика»
9
1
Контрольная работа по теме: «Кинематика»
Динамика и силы в природе (9 ч)
10
Анализ контрольной работы. Материальная точка.
1
Первый закон Ньютона
11
Понятие силы как меры взаимодействия тел
1
12
Второй и третий законы Ньютона
1

13

Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.
1
Инерциальные системы отсчета
14
1
Гравитационные силы
15
Силы упругости
1
16
Силы трения
1
17
Лабораторная работа: «Изучение движения тела по
1
окружности под действием сил упругости и тяжести»
ТБ
18
1
Контрольная работа по теме: «Динамика. Силы в
природе»
Законы сохранения в механике (7ч)
19
Анализ контрольной работы. Закон сохранения
1
импульса
20
1
Реактивное движение
21
Работа силы (механическая работа)
1
22
Теоремы об изменении кинетической и
1
потенциальной энергии
23
Закон сохранения энергии в механике
1
24
1
Лабораторная работа: «Экспериментальное изучение
закона сохранения механической энергии» ТБ
25
Контрольная работа по теме: «Законы сохранения в
1
механике»
Молекулярная физика. Термодинамика (21ч)
Основы МКТ (9ч)
26
Анализ контрольной работы. Основные положения
1
молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их
опытное обоснование
27
Решение задач на характеристики молекул и их
1
систем
28
1
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального
газа
29
1
Температура
30
1
Уравнение состояния идеального газа (уравнение
Менделеева - Клапейрона)
31
1
Газовые законы
32
1
Решение задач на уравнение Менделеева Клапейрона и газовые законы
33
Лабораторная работа: «Опытная проверка закона Гей1
Люссака» ТБ
34
Контрольная работа по теме: «Основы МКТ
1
идеального газа»
Взаимные превращения жидкостей и газов. Тве рдые тела (4ч)
35
Анализ контрольной работы. Реальный газ. Воздух.
1
Пар
36
1
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности
жидкости
37
1
Твердое состояние вещества
38
1
Жидкие и твердые тела. Обобщение
Т ермодинамика
39

Термодинамика как фундаментальная физическая

1

теория
1
Работа в термодинамике. Решение задач на расчет
работы термодинамической системы
41
1
Теплопередача. Количество теплоты
42
Первый закон термодинамики
1
43
Необратимость процессов в природе. Второй закон
1
термодинамики.
44
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
1
45
1
Решение задач по теме: «Термодинамика»
46
1
Контрольная работа по теме: «Термодинамика»
Электродинамика (21ч)
Электростатика (8ч)
47
Анализ контрольной работы. Введение в
1
электродинамику. Электростатика
48
1
Закон Кулона
49
1
Электрическое поле. Напряженность
50
Решение задач на расчет напряженности
1
электрического поля и принцип суперпозиции
51
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
1
52
1
Энергетические характеристики электростатического
поля
53
1
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора
54
1
Контрольная работа по теме: «Электростатика»
Постоянный электрический ток (7ч)
55
Анализ контрольной работы. Стационарное
1
электрическое поле
56
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон
1
Ома для участка цепи
57
Решение задач на расчет электрических цепей
1
58
1
Лабораторная работа: «Изучение последовательного и
параллельного соединений проводников» ТБ
59
1
Работа и мощность постоянного тока
60
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи
1
61
1
Лабораторная работа « Определение ЭДС и
внутреннего сопротивления источника тока
Электрический ток в различных средах (5ч)
62
Электрический ток в металлах
1
63
Закономерности протекания электрического тока в
1
полупроводниках
64
Закономерности протекания тока в вакууме.
1
Электрический ток в газах
65
Закономерности протекания тока в проводящих
1
жидкостях
66
Постоянный электрический ток. Контрольная работа
1
67
1
Анализ контрольной работы. Электродинамика.
Повторение
68
1
Механика. Основы термодинамика. Повторение
69
Итоговая контрольная работа
1
70
1
Анализ контрольной работы. Электродинамика.
Механика. Основы термодинамики. Обобщение
материала
40

Тематическое планирование 11 класс

№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов
Электродинамика (продолжение) ( 1 1 1ч)

Магнитное поле (4 ч)
1
Вводный инструктаж по ТБ. Взаимодействие токов.
1
Магнитное поле
2
Вектор магнитной индукции. Линии магнитной
1
индукции
3
Модуль вектора магнитной индукции. Сила ампера
1
4
1
Наблюдение действия магнитного поля на ток.
Лабораторная работа. ТБ
Элект ромагнитная индукция (7ч)
5
Явление электромагнитной индукции. Магнитный
1
поток
6
Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции
1
7
Самоиндукция. Индуктивность
1
8
1
Энергия магнитного поля тока
9
1
Электромагнитное поле
10
Изучение явления электромагнитной индукции.
1
Лабораторная работа. ТБ
11
Электромагнитная Индукция. Контрольная работа
1
Колебания и волны (12ч)
Механические колебания (3ч)
12
1
Механические колебания
13
Свободные и вынужденные электромагнитные
1
колебания
14
Колебательный контур. Превращение энергии при
1
электромагнитных колебаниях
Элект ромагнитные колебания (3ч)
15
Аналогия между механическими и
1
электромагнитными колебаниями
16
Решение задач на характеристики электромагнитных
1
колебаний
17
Переменный электрический ток
1
Производство, передача и использование электрической энергии (2ч)
18
1
Трансформатор
19
1
Производство, передача и использование
электрической энергии
Механические волны (1ч)
20
Волны. Свойства волн и основные характеристики
1
Элект ромагнитные волны (3ч)
21
Опыт Г ерца
1
22
1
Изобретение радио А.С. Поповым. Принцип
радиосвязи
23
Колебания и волны. Контрольная работа
1
Оптика (17ч)
Световые волны (11ч)

Примечание

24
25
26

Анализ контрольной работы. Введение в оптику
1
Основные законы геометрической оптики
1
1
Экспериментальное измерение показателя
преломления стекла. Лабораторная работа. ТБ
27
1
Линза. Формула тонкой линзы
28
Построение изображения в тонкой линзе
1
29
Геометрическая оптика. Контрольная работа
1
30
Анализ контрольной работы. Дисперсия света
1
31
Интерференция света
1
32
Дифракция света
1
33
Наблюдение интерференции, дифракции и
1
поляризации света. Лабораторная работа. ТБ
34
Измерение длины световой волны. Лабораторная
1
работа. ТБ
Элементы теории относительности (3ч)
35
Элементы специальной теории относительности.
1
Постулаты Эйнштейна
36
Элементы релятивистской динамики
1
37
Элементы специальной теории относительности.
1
Обобщающе-повторительное занятие
Излучение и спектры (3ч)
38
1
Излучение и спектры
39
Спектры и специальные аппараты. Спектральный
1
анализ
40
Шкала электромагнитных излучений
1
Квантовая физика (13ч)
Световые кванты (3 ч)
41
1
Законы фотоэффекта
42
Фотоны. Гипотеза де Бройля
1
43
1
Квантовые свойства света: световое давление,
химическое действие света
Атомная физика (3ч)
44
1
Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение
света атомом
45
Лазеры
1
46
Световые кванты. Атомная физика. Контрольная
1
работа
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (7ч)
47
Анализ контрольной работы. Изучение треков
1
заряженных частиц по готовым фотографиям
48
Радиоактивность
1
49
Энергия связи атомных ядер
1
50
Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция
1
51
1
Биологическое действие радиоактивных излучений
52
1
Элементарные частицы
53
Физика ядра и элементы ФЭЧ. Обобщающий урок
1
Значение физики для развития мира и развития познавательных сил общества (1ч)
54
1
Физическая картина мира
Строение и эволюция вселенной (9ч)
55
1
Небесная сфера. Звездное небо
56
1
Законы Кеплера

57
58
59

Система Земля-Луна
Строение Солнечной системы
Общие сведения о Солнце его источники энергии и
внутреннее строение
60
Физическая природа звезд
61
Наша галактика
62
Происхождение и эволюция галактик. Красное
смещение.
63
Жизнь и разум во вселенной
Повторение (7ч)
64
Повторение тем: «Основы электродинамики»,
«Колебания и волны»
65
Повторение тем: «Оптика», «Квантовая физика»
66
Повторение темы: «Электростатика»
67
Повторение темы: «Элементы теории
относительности»
68
Итоговая контрольная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».