Планируемые результаты освоения курса по выбору «Успешно пишем сочинение» Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типарассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретироватьпрочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль,формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написаниюсочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностныхрезультатов обучения. К концу изучения курса учащиеся должны уметь: - строить логичное, связное высказывание на заданную тему; - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; - определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическуюцепочку рассуждений); - уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно; - анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их. Содержание курса по выбору Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текста-рассуждения. Логика построения текста-рассуждения. Тезис. Варианты формулировкитезиса. Правила подбора аргументов (доводов). Иллюстрация доводов примерами. Выводкак обязательный компонент структуры текста-рассуждения. Логика развития мысли втексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения) Правила сохранениятезиса в сочинениирассуждении. Композиция сочинения-рассуждения. Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения. Средства связимикротем в сочинении-рассуждении. Средства межфразовых связей в сочинениирассуждении. Вступление в сочинении-рассуждении. Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной частисочинения. Заключение в сочинении. Обобщения различного уровня в тексте-рассуждении. Речевое оформление сочинения. Грамматические формы и лексические средства,используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения. Предупреждение речевых ошибок в сочинении. Предупреждение грамматических ошибок в сочинении. Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать. Анализ и рецензированиевыполненных работ. Тематическое планирование 11 класс №п/п Тема урока 1 Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текста- рассуждения. Логика построения текста-рассуждения. Анализ структуры текста-рассуждения. Тезис. Варианты формулировки тезиса. Практическая работа. Определение тезиса в тексте. Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов) Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте. Иллюстрация доводов примерами. 2 3 4 5 6 7 8 Кол-во часов Примечание 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Практическая работа. Подбираем примеры к доводам из прочитанного текста. Вывод как обязательный компонент структуры текстарассуждения. Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения- рассуждения) Практическая работа. Построение логических схем к тексту. Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении. Практическая работа. Сохранение логики текста. Композиция сочинения-рассуждения. Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения. Средства связи микротем в сочинении-рассуждении. Средства межфразовых связей в сочинениирассуждении. Вступление в сочинении-рассуждении. Практическая работа. Написание вступления к сочинению. Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения. Практическая работа. Написание основной части сочинения-рассуждения. Заключение в сочинении. Обобщения различного уровня в тексте-рассуждении. Практическая работа. Пишем заключительную часть сочинения-рассуждения. Речевое оформление сочинения. Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинениярассуждения. Предупреждение речевых ошибок в сочинении. Предупреждение грамматических ошибок в сочинении. Практическая работа. Анализ сочинений на выявление речевых и грамматических ошибок. Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала. Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать. Практическая работа. Написание сочинениярассуждения на заданную тему или/и по прочитанному тексту. Анализ и рецензирование выполненных работ. Обобщение и систематизация изученного материала