Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы». Классы: 7 - 9 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к физкультурно-спортивной направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы структурного подразделения МАОУ "Бугалышская СОШ" - центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» в 7 классе выделяется 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год; в 8 классе - 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год; в 9 классе - 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 05.09.2019г 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 6. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая физкультурно спортивной направленности «Шахматы» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 58 от 30.08.2019 г. Цель программы: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой. Задачи: - гармоничное развитие детей, увеличение объема их двигательной активности, укрепление здоровья; - обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам; - выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально - спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга. Форма аттестации: зачет Методы и формы работы: - наглядные (решение шахматных задач, комбинаций и этюдов); - игровые (игра, дидактические игры и задания, игровые упражнения); - словесные (рассказ педагога, теоретические занятия). - практические (упражнение в игре, практическая игра, шахматные игры, участие в турнирах и соревнованиях). Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по развитию логического и физического интеллекта детей, формированию основ здорового образа жизни. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Актуальность программы Шахматы остаются одной из самых любимых и увлекательных игр. Это единственная игра из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Играя в шахматы, ребенок приобретает много полезных качеств, тренирует память, учится упорству, находчивости, развивает фантазию. Шахматы - это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, совершенствующие сильные черты личности. Под словом «игра» понимается не только забава, отдых или спорт, но, что гораздо важнее, возможность создать на шахматной доске необычное, фантастическое - в этом шахматы близки к искусству. Но к шахматам можно относиться и как к науке со своими законами, принципами. Шахматы содержат в себе элементы научного исследования именно такой подход свойственен многим выдающимся шахматистам. Представляется важным приобщить ученика к самообразованию, привить навыки самостоятельной работы. Цель: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой. Задачи: Образовательные: -обеспечивать освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат; - обеспечивать освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально - спортивных подвижных игр; - обобщать опыт овладения приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях; - обобщать опыт освоения принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии; - обучать новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления; - обучать приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Воспитательные: - формировать приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играм и использовать их в свободное время; - воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; - воспитывать у детей устойчивую мотивацию к интеллектуально - физкультурным занятиям. Развивающие: - формировать представление об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности; - формировать первоначальные умения саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений; - формировать укрепление здоровья обучающихся, развивать основные физические качества и повышать функциональные возможности их организма; - формировать у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально - спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью. Категория обучающихся: 13 - 15 лет Формы и режим занятий. При реализации программы используется индивидуальная, групповая форма работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий включает по 45 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва. Срок реализации Программы: 3 года обучения (204 часа) На данный курс отводится 204 часа, в том числе в 7 - 9 классах по 2 часа в неделю в каждом классе (68 часов в год). Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования «Ш ахматы» В результате обучения обучающиеся будут: - знать правила техники безопасности во время занятий; - знать историю возникновения и развития шахматной игры; - знать имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат; - знать вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; - знать историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист спортсмен; - знать историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; - уметь применять приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности К концу 7 класса обучающиеся будут: • уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы; уметь защищать свои фигуры от нападения и угроз; уметь решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; уметь ставить мат одинокому королю ладьей и королем; уметь разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; уметь реализовать большое материальное преимущество. • • • • • • • • • • К концу 8 класса обучающиеся будут: уметь владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; знать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии; уметь применять способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля; уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях. К концу 9 класса обучающиеся будут: • • уметь владеть основными шахматными позициями, уметь владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре, • уметь находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в дватри хода, • уметь применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты, • уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках, • уметь разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции, • уметь реализовывать материальное преимущество, • принимать участие в шахматных соревнованиях. Содержание Программы Учебный (тематический) план Формы Количество часов аттестации № всего теория практика ( контроля) Название раздела, темы 7 кл. Сведения из истории шахмат. Базовые понятия шахматной игры 68 42 26 Тесты, соревнование, турнир 8 кл. Сведения из истории шахмат. Базовые понятия шахматной игры 68 42 26 Тесты, соревнование, турнир 9 кл. Сведения из истории шахмат. Базовые понятия шахматной игры 68 46 22 Тесты, соревнование, турнир Содержание учебного (тематического) плана. 7 класс Теоретические основы и правила шахматной игры (42ч) Сведения из истории шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта. Практико-соревновательная деятельность (26ч) Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник. Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 8 класс Теоретические основы и правила шахматной игры (42ч) Сведения из истории шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность (26ч) Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники. 9 класс Теоретические основы и правила шахматной игры (46ч) Сведения из истории шахмат. История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе. Базовые понятия шахматной игры. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность (22ч) Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник. Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования, шахматные праздники. Формы аттестации и формы подведения итогов реализации Программы. Форма аттестации: зачет. Контрольные испытания проводятся в практической игре в соревновательной обстановке. Формы организации: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Теоретические занятия, шахматные игры. 5. Участие в турнирах и соревнованиях. Формы диагностики результатов обучения Критерии оценки достижения планируемых результатов: Высокий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт Средний уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки Низкий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям Организационно-педагогические условия реализации Программы Материально-технические условия реализации программы Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование: Персональный компьютер учителя -1 шт Интерактивная доска - 1 шт Принтер- 1 шт Сканер - 1 шт Документ-камера - 1 шт Набор дисков Наборы шахмат - 10 шт Шахматные столы (с комплектом шахматных фигур) - 5 шт. Методический комплект: Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый 1-7 год обучения»: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2017 Тематическое планирование (7 класс) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока Из истории шахмат. Рождение шахмат Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. От чатуранги к шатранджу Шахматы проникают в Европу. Шахматные фигуры (повторение). Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Обозначение вертикалей. Практическая игра: «Назови вертикаль». Обозначение горизонталей. Практическая игра: «Назови горизонталь». Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. Практическая игра: «Назови диагональ». Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей. Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 27 28 29 30 Отработка на практике тактических приёмов Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей. Практическая игра: «Диагональ». Наименование полей. Практическая игра «Какого цвета поле?». Наименование полей, шахматных фигур. Практическая игра: «Кто быстрее». Наименование полей, шахматных фигур. Практическая игра: «Вижу цель». Ценность шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Практическая игра: «Кто сильнее?». Чемпионы мира по шахматам. Тактический прием «двойной удар». Тактический прием «связка». Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли Тактический прием «двойной удар». Тактический прием «связка». Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? 31 Тактический прием «ловля фигуры». 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание 32 Тактический прием «сквозной удар». 1 33 34 35 36 1 1 1 1 43 44 Мат на последней горизонтали. Ценность шахматных фигур Сравнительная сила фигур. Сравнительная сила фигур. Практическая игра: «Обе армии равны». Абсолютная и относительная сила фигур. Сравнительная сила фигур. Практическая игра: «Выигрыш материала». Выдающиеся шахматисты нашего времени. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический прием «открытый шах». «Открытый шах» и способы его практического применения Тактический прием «двойной шах» Шахматный турнир. 45 46 Шахматный турнир. Шахматный турнир. 1 1 47 48 49 50 Шахматные правила FIDE. Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. Основы игры в дебюте: атака на короля. Матование одинокого короля разными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Этика шахматной борьбы. Король и ладья против короля. 1 1 1 1 Достижение мата без жертвы материала Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры). Миттельшпиле (середина игры). Эндшпиле (конец игры). Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. Основы анализа шахматной партии. Просмотр и анализ коротких шахматных партий Основы анализа шахматной партии. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматный турнир. Шахматный турнир. Шахматный турнир. Шахматный турнир. Шахматный праздник. 1 1 37 38 39 40 41 42 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 (8 класс) Тема урока Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований. Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический прием «завлечение» Тактический прием «отвлечение» Тактический прием «уничтожение защитой» Тактический прием «спертый мат» Сочетание тактических приемов Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Борьба за инициативу Шахматная партия. Три стадии шахматной партии Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Связка в дебюте. Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля Атака на рокировавшегося короля Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки Двух - и трехходовые партии. «Можно ли побить пешку?». Основы миттельшпиля. «Можно ли сделать рокировку? «Захвати центр». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание 33 34 «Чем бить фигуру?». «Сдвой противнику пешки». Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 64 65 Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Основы эндшпиля Пути реализации материального перевеса Элементарные окончания. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи) Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник - Д. Садвакасов Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд - М. Карлсен Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов Игровая практика Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Шахматный турнир Шахматный турнир 66 67 68 Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный праздник 1 1 1 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тематическое планирование (9 класс) Тема урока Кол-во часов История появления шахмат на Руси. Зарождение 1 шахматной культуры в России Беседа о важности соблюдения правил техники 1 безопасности на занятиях по шахматам. Основные принципы игры в дебюте 1 Перевес в развитии фигур 1 1 Атака на короля 1 Перевес в пространстве 1 Оценка позиций Как правильно оценить позицию во время шахматной партии План игры 1 1 Выбор хода Учимся думать за партнёра 1 1 Игровая практика Самые общие рекомендации о том, как играть в 1 миттельшпиле. 1 Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. 1 Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. 1 Решение задания “Выигрыш материала” . 1 Анализ и оценка позиции Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, 1 ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. 1 Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к 1 достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. 1 Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к 1 достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. 1 Решение заданий. Матовые комбинации и комбинации, ведущие к 1 достижению материального перевеса. 1 Решение заданий. 1 Открытые дебюты Итальянская партия, защита двух коней 1 1 Полуоткрытые дебюты Сицилианская защита, Французская защита 1 1 Закрытые дебюты Славянская защита 1 Гамбиты. Королевский гамбит 1 Примечание 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Тактический прием «мельница» Тактический прием «перекрытие» Тактический прием «рентген» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Анализ шахматной партии: выбери ход Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю Шахматные комбинации. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Решение заданий. “Сделай ничью” . Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. Решение заданий Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Решение заданий Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). Решение заданий Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Решение заданий Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата” . Решение заданий Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. Решение заданий Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 67 68 Шахматный турнир Шахматный праздник 1 1