Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Шахматы». Классы: 5 - 6 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к физкультурно-спортивной направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы структурного подразделения МАОУ "Бугалышская СОШ" - центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» в 5классе выделяется 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год; в 6 классе - 2 учебных часа в неделю. Уровень освоения Программы: ознакомительный Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 05.09.2019г 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 58 от 30.08.2019 г. Цель программы: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой. Задачи: - гармоничное развитие детей; - обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам; - выявление, развитие и поддержка одаренных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; - приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными упражнениями, играм, и использование их в свободное время. Форма аттестации: зачет Методы и формы работы: - наглядные (решение шахматных задач, комбинаций и этюдов); - игровые (игра, дидактические игры и задания, игровые упражнения); - словесные (рассказ педагога, теоретические занятия). - практические (упражнение в игре, практическая игра, шахматные игры, участие в турнирах и соревнованиях) Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по развитию логического и физического интеллекта детей, формированию основ здорового образа жизни. Уровень освоения Программы: ознакомительный Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Актуальность программы Шахматы остаются одной из самых любимых и увлекательных игр. Это единственная игра из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Играя в шахматы, ребенок приобретает много полезных качеств, тренирует память, учится упорству, находчивости, развивает фантазию. Шахматы - это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, совершенствующие сильные черты личности. Под словом «игра» понимается не только забава, отдых или спорт, но, что гораздо важнее, возможность создать на шахматной доске необычное, фантастическое - в этом шахматы близки к искусству. Но к шахматам можно относиться и как к науке со своими законами, принципами. Шахматы содержат в себе элементы научного исследования именно такой подход свойственен многим выдающимся шахматистам. Представляется важным приобщить ученика к самообразованию, привить навыки самостоятельной работы. Цель: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой. Задачи: Образовательные: -обеспечивать освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат; - обеспечивать освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально - спортивных подвижных игр; - обобщать опыт овладения приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях; - обобщать опыт освоения принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии; - обучать новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления; - обучать приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Воспитательные: - формировать приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играм и использовать их в свободное время; - воспитывать положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; - воспитывать у детей устойчивую мотивацию к интеллектуально - физкультурным занятиям. Развивающие: - формировать представление об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности; - формировать первоначальные умения саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений; - формировать укрепление здоровья обучающихся, развивать основные физические качества и повышать функциональные возможности их организма; - формировать у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально - спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью. Категория обучающихся: 10 - 13 лет Формы и режим занятий. При реализации программы используется индивидуальная, групповая форма работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий включает по 45 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва. Срок реализации Программы: 2 года обучения (136 часов) На данный курс отводится 136 часов, в том числе в 5 - 6 классах по 2 часа в неделю в каждом классе (68 часов в год). Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования «Шахматы» В результате обучения обучающиеся будут знать: - историю развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; - терминологию шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; - знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры; - иметь представление о том, что такое нападение, видеть элементарные угрозы партнёра. В результате обучения обучающиеся будут уметь: - правильно располагать шахматную доску между партнёрами; - правильно расставлять фигуры перед игрой; - уметь объяснять шахматные термины; - решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; - уметь разыгрывать дебют и правильно выводить фигуры в начале партии; - находить и решать различные шахматные комбинации. Содержание Программы Учебный (тематический) план Количество часов № 5 кл. Название раздела, темы Сведения из истории шахмат. Базовые понятия шахматной игры 6 кл. Сведения из истории шахмат. Базовые понятия шахматной игры всего теория практика 68 42 26 68 42 26 Формы аттестации ( контроля) Тесты, соревнование, турнир Тесты, соревнование, турнир Содержание учебного (тематического) плана. 5 класс (первый год обучения) Теоретические основы и правила шахматной игры (42ч) Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. Сведения из истории шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной интеллектуально-физической деятельности. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, партнёр, шахматы, горизонталь, поле, битое поле, матовое поле, вертикаль, диагональ, диаграмма, шахматная нотация, шахматные фигуры, позиция, начальная позиция, один ход, королевский фланг, ферзевый фланг, ладья, ход, невозможный ход, тяжёлые фигуры, дальнобойные фигуры, лёгкие фигуры, сдвоенные пешки, проходная пешка, ценность фигур, пешка, качество, нападение, гарде, взятие, выгодное взятие, невыгодное взятие, шах, мат, пат, рокировка, искусственная рокировка, дебют, цейтнот, шахматные часы, зевок, материальное преимущество, позиционное преимущество, инициатива, мат Легаля, жертва, гроссмейстер, соревнование; шахматная партия, запись шахматной партии, нападение, защита в шахматной партии, уход из-под нападения, перекрытие, контрнападение, двойной удар, коневая вилка, пешечная вилка, связка, ловля фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали в шахматной партии, форточка, шах, открытый шах, двойной шах, шахматный турнир, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, дебют, ловушка в шахматах. Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции Практико-соревновательная деятельность (26ч) Практические занятия. Тренировочные партии. Учебные партии. Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник. 6 класс (первый год обучения) Теоретические основы и правила шахматной игры (42ч) Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры. Сведения из истории шахмат. История проявления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России. Развитие шахмат. Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цель, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований. Базовые понятия шахматной игры с их практическим применением в двигательной активности посредством организации ситуативной интеллектуально - физической деятельности. Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: этюд в шахматах, искусственная позиция, шахматная задача, связка в шахматах, завлечение, отвлечение, уничтожение защиты, спёртый мат, инициатива, атака на короля, атака, фианкеттирование, эндшпиль, проходная пешка, отсталая пешка, сдвоенные пешки, сильнейшая сторона, слабейшая сторона, крайние пешки, ключевое поле, оппозиция, позиция взаимного цугцванга, связанные пешки, теоретические позиции в шахматах. Атака при односторонних рокировках. Расположение пешек после рокировки. Фигурная атака. Атака по слабым полям. Основные цели дебюта. Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур. Слабые и сильные поля. «Силовые» методы в шахматах. Ослабление позиции короля. Нападение и защита. Размен. Жертва, угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Быстрое развитие фигур. Развитие фигур-основ — новый принцип в дебюте. Пешечные слабости. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Развитие фигур и борьба за центр в дебюте. Преимущество в развитии. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии. Владение открытыми линиями. Ослабление позиции короля. Преимущество в пространстве. Двойной удар. Открытое нападение. Связка. Завлечение. Отвлечение. Уничтожение защиты. Освобождение пространства (поля или линии). Блокирование поля (или нескольких полей). Перегрузка фигур. Практико-соревновательная деятельность (26ч) Практические занятия. Тренировочные партии. Учебные партии. Конкурсы решения позиций. Соревнования. Шахматный праздник. Формы аттестации и формы подведения итогов реализации Программы. Форма аттестации: зачет. Контрольные испытания проводятся в практической игре в соревновательной обстановке. Формы организации: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения. 4. Теоретические занятия, шахматные игры. 5. Участие в турнирах и соревнованиях. Формы диагностики результатов обучения Критерии оценки достижения планируемых результатов: Высокий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт Средний уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки Низкий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям Организационно-педагогические условия реализации Программы Материально-технические условия реализации программы Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование: Персональный компьютер учителя -1 шт Интерактивная доска - 1 шт Принтер- 1 шт Сканер - 1 шт Документ-камера - 1 шт Набор дисков Наборы шахмат - 10 шт Шахматные столы (с комплектом шахматных фигур) - 5 шт. Методический комплект: Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый 1-7 год обучения»: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2017