Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Геоинформационные технологии» Классы: 7-9 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Геоинформационные технологии» относится к естественнонаучной направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы структурного подразделения МАОУ "Бугалышская СОШ" - центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Геоинформационные технологии» в 7 классе выделено 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 05.09.2019г 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая естественнонаучной направленности «Геоинформационные технологии» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 58 от 30.08.2019 г. Цель программы: вовлечение обучающихся в проектную разработка научно-исследовательских и инженерных проектов. деятельность, Задачи программы: обучающие: • приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами; • ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации; • обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации; • обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах; 2 • знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий. развивающие: • формирование интереса к основам изобретательской деятельности; • развитие творческих способностей и креативного мышления; • приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений; • формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности; • развитие геопространственного мышления; • развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии. воспитательные: • формирование проектного мировоззрения и творческого мышления; • формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение; • воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге; • воспитание культуры работы в команде. Форма аттестации: публичная командная презентации решений кейсов. Методы и формы работы: групповые и индивидуальные, занятие-объяснение, практическое занятие, творческая мастерская, творческие отчеты, самостоятельная работа, выставки, конкурсы. 3 I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Геоинформационные технологии» имеет естественнонаучную направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по развитию и реализации творческого потенциала и профессионального самоопределения. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 05.09.2019г 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Актуальность. Сегодня геоинформационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, любой современный человек пользуется навигационными сервисами, приложениями для мониторинга общественного транспорта и многими другими сервисами, связанными с картами. Эти технологии используются в совершенно различных сферах, начиная от реагирования при чрезвычайных ситуациях и заканчивая маркетингом. Курс «Геоинформационные технологии» позволяет сформировать у обучающихся устойчивую связь между информационным и технологическим направлениями на основе реальных пространственных данных, таких как аэрофотосъёмка, космическая съёмка, векторные карты и др. Это позволит обучающимся получить знания по использованию геоинформационных инструментов и пространственных данных для понимания и изучения основ устройства окружающего мира и природных явлений. Обучающиеся смогут реализовывать командные проекты в сфере исследования окружающего мира, начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки, электронные карты, собирать данные об объектах на местности, создавать 3D-объекты местности (как отдельные здания, так и целые города) и многое другое. Новизна программы заключается в создании уникальной образовательной среды, формирующей проектное мышление обучающихся за счёт трансляции проектного способа деятельности в рамках решения конкретных проблемных ситуаций. 4 Актуальность программы обусловлена тем, что работа над задачами в рамках проектной деятельности формирует новый тип отношения в рамках системы «природа — общество — человек — технологии», определяющий обязательность экологической нормировки при организации любой деятельности, что является первым шагом к формированию «поколения развития», являющегося трендом развития современного общества. Программа предполагает формирование у обучающихся представлений о тенденциях в развитии технической сферы. Новый техно-промышленный уклад не может быть положен в формат общества развития только на основании новизны физических принципов, новых технических решений и кластерных схем взаимодействия на постиндустриальном этапе развития социума, а идея развития общества непреложно включает в себя тенденцию к обретению сонаправленности антропогенных факторов, законов развития биосферы и культурного развития. Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течение всего процесса обучения и позволяет обучающемуся шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и самореализовываться в современном мире. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат дополнительное образование в области информатики, географии, математики и физики. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих образовательных программ является её направленность на развитие обучающихся в проектной деятельности современными методиками ТРИЗ и SCRUM с помощью современных технологий и оборудования. Цель: вовлечение обучающихся в проектную деятельность, разработка научно исследовательских и инженерных проектов. Задачи: обучающие: • приобретение и углубление знаний основ проектирования и управления проектами; • ознакомление с методами и приёмами сбора и анализа информации; • обучение проведению исследований, презентаций и межпредметной позиционной коммуникации; • обучение работе на специализированном оборудовании и в программных средах; • знакомство с хард-компетенциями (геоинформационными), позволяющими применять теоретические знания на практике в соответствии с современным уровнем развития технологий. развивающие: • формирование интереса к основам изобретательской деятельности; • развитие творческих способностей и креативного мышления; • приобретение опыта использования ТРИЗ при формировании собственных идей и решений; • формирование понимания прямой и обратной связи проекта и среды его реализации, заложение основ социальной и экологической ответственности; • развитие геопространственного мышления; • развитие софт-компетенций, необходимых для успешной работы вне зависимости от выбранной профессии. воспитательные: • формирование проектного мировоззрения и творческого мышления; • формирование мировоззрения по комплексной оценке окружающего мира, направленной на его позитивное изменение; • воспитание собственной позиции по отношению к деятельности и умение сопоставлять её с другими позициями в конструктивном диалоге; • воспитание культуры работы в команде. 5 Категория обучающихся: обучающиеся 7-9 класса Формы и режим занятий. При реализации программы используется индивидуальная, групповая форма работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий включает по 45 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва. Срок реализации программы: один год, 68 часов Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования «Г еоинформационные технологии». Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности, обучающихся, их способностей. Обучающиеся будут знать: • правила безопасной работы с электронно-вычислительными машинами и средствами для сбора пространственных данных; • основные виды пространственных данных; • составные части современных геоинформационных сервисов; • профессиональное программное обеспечение для обработки пространственных данных; • основы и принципы аэросъёмки; • основы и принципы работы глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС); • представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей; • принципы 3D-моделирования; • устройство современных картографических сервисов; • представление и визуализация пространственных данных для непрофессиональных пользователей; • дешифрирование космических изображений; • основы картографии. Обучающиеся будут уметь: • самостоятельно решать поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для её решения; • создавать и рассчитывать полётный план для беспилотного летательного аппарата; • обрабатывать аэросъёмку и получать точные ортофотопланы и автоматизированные трёхмерные модели местности; • моделировать 3D-объекты; • защищать собственные проекты; • выполнять оцифровку; • выполнять пространственный анализ; • создавать карты; • создавать простейшие географические карты различного содержания; • моделировать географические объекты и явления; • приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности. 6 Содержание программы № Учебный (тематический) план Название раздела, темы Количество часов п/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Презентация результатов Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Меняя мир»). 2 1 1 Введение в геоинформационные технологии. Кейс 1: «Современные карты, или Как описать Землю?». 7 3 4 Необходимость карты в современном мире. Сферы применения, перспективы использования карт. 2 1 1 2 1 1 1 1 Векторные данные на картах. Знакомство с Веб-ГИС. Цвет как атрибут карты. Знакомство с картографическими онлайнсервисами. Свет и цвет. Роль цвета на карте. Как заставить цвет работать на себя? Создание и публикация собственной карты. Кейс 2: «Глобальное позиционирование “Найди себя на земном шаре”». Системы глобального позиционирования. Применение спутников для позиционирования. Фотографии и панорамы. История фотографии. Фотография как способ изучения окружающего мира. Характеристики фотоаппаратов. Получение качественного фотоснимка. Создание сферических панорам. Основные понятия. Необходимое оборудование. Техника съёмки сферических панорам различной аппаратурой (камеры смартфонов без штативов, цифровые фотоаппараты со штативами и т. 2 2 4 1 3 2 1 1 2 2 9 3 1 1 2 1 2 6 1 2 7 4.4 5. д.). Создание сферических панорам. Сшивка полученных фотографий. Коррекция и ретушь панорам. Основы аэрофотосъёмки. Применение БАС (беспилотных авиационных систем) в аэрофотосъёмке (Кейс 3.1:«Для чего на самом деле нужен беспилотный летательный аппарат?»). 4 1 3 29 10 19 5.1 Фотограмметрия и её влияние на современный мир. 1 1 5.2 Сценарии съёмки объектов для последующего построения их в трёхмерном виде. 2 1 1 4 1 3 2 1 1 2 1 1 5.3 5.5 Принцип построения трёхмерного изображения на компьютере. Работа в фотограмметрическом ПО —AgisoftPhotoScan или аналогичном. Обработка отснятого материала. Беспилотник в геоинформатике. Устройство и применение дрона. Технические особенности БПЛА. 5.6 Пилотирование БПЛА. 6 1 5 5.7 Использование беспилотника для съёмки местности. Возникающие проблемы при создании 3D-моделей. Способы редактирования трёхмерных моделей. Технологии прототипирования. Устройства для воссоздания трёхмерных моделей. Работа с 3Dпринтером. Физические и химические свойства пластика для 3Dпринтера. Печать трёхмерной модели школы. 6 1 5 5.4 5.8 5.9 5.1 0 6. 6.1 6.2 Кейс 3.2: «Изменение среды вокруг школы». Работа в ПО для ручного трёхмерного моделирования — SketchUp или аналогичном. Экспортирование трёхмерных файлов. Проектирование 3 1 2 2 1 1 1 1 17 5 1 7 Презентация результатов Презентация результатов 12 1 2 5 8 2 1 1 6.4 собственной сцены. Печать модели на 3D-принтере. Оформление трёхмерной вещественной модели. Подготовка защиты проекта. 3 1 2 6.5 Защита проектов. 2 6.3 6.6 Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Планы по доработке. Всего часов: 2 2 1 1 68 23 45 Содержание учебного (тематического) плана. 1) Введение в основы геоинформационных систем и пространственных данных. Обучающиеся познакомятся с различными современными геоинформационными системами. Узнают, в каких областях применяется геоинформатика, какие задачи может решать, а также как обучающиеся могут сами применять её в своей повседневной жизни. 2) Урок работы с ГЛОНАСС. Обучающиеся базово усвоят принцип позиционирования с помощью ГНСС. Узнают, как можно организовать сбор спутниковых данных, как они представляются в текстовом виде и как их можно визуализировать. 3) Выбор проектного направления и распределение ролей. Выбор проектного направления. Постановка задачи. Исследование проблематики. Планирование проекта. Распределение ролей. 4) Устройство и применение беспилотников. Обучающиеся познакомятся с историей применения БАС. Узнают о современных БАС, какие задачи можно решать с их помощью. Узнают также основное устройство современных БАС. 5) Основы съёмки с беспилотников. Обучающиеся узнают, как создаётся полётное задание для БАС. Как производится запуск и дальнейшая съёмка с помощью БАС. А также какие результаты можно получить и как это сделать (получение ортофотоплана и трёхмерной модели). 6) Углублённое изучение технологий обработки геоданных. Автоматизированное моделирование объектов местности с помощью AgisoftPhotoScan. 7) Сбор геоданных. Аэрофотосъёмка, выполнение съёмки местности по полётному заданию. 8) Обработка и анализ геоданных. Создание 3D-моделей. 9) Изучение устройства для прототипирования. Ознакомление с устройствами прототипирования, предоставленными обучающимся. Обучающиеся узнают общие принципы работы устройств, а также когда они применяются и что с их помощью можно получить. 10) Подготовка данных для устройства прототипирования. Подготовка 3D-моделей, экспорт данных, подготовка заданий по печати. 11) Прототипирование. Применение устройств прототипирования (3D-принтер). 12) Построение пространственных сцен. Дополнение моделей по данным аэрофотосъёмки с помощью ручного моделирования и подготовка к печати на устройствах прототипирования. 13) Подготовка презентаций. 9 Изучение основ в подготовке презентации. Создание презентации. Подготовка к представлению реализованного прототипа. 14) Защита проектов. Представление реализованного прототипа. Формы аттестации и описание форм подведения итогов реализации Программы. Форма аттестации: итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта. Виды контроля: - промежуточный контроль, проводимый во время занятий; - итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы. Формы проверки результатов: - наблюдение за обучающимися в процессе работы; игры; - индивидуальные и коллективные творческие работы; - беседы с обучающимися и их родителями. Формы подведения итогов: - выполнение практических работ; - тесты; анкеты; - защита проекта. Для оценивания деятельности обучающихся используются инструменты само- и взаимооценки. Требование к оценке презентации и защиты результатов выполнения кейсов. Оценивается положительно при условии, если: - определена и четко сформулирована цель работы; -характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом; - содержание изложено логично; - прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения; - сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения. Критерии оценки достижения планируемых результатов:_________________________ Уровни освоения Программы Результат Высокий уровень освоения Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность Программы в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт. Средний уровень освоения Учащиеся демонстрируют достаточную Программы заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки Низкий уровень освоения Учащиеся демонстрируют низкий уровень Программы заинтересованности в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают недостаточное знание теоретического материала, работа не соответствует требованиям. 10 Организационно-педагогические условия реализации Программы Материально-технические условия реализации программы № п/п 1.1. 1.2. Наименование 1 Компьютерный класс ИКТ МФУ (принтер, сканер, копир) Ноутбук наставника с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением 1.3. Ноутбук с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением 1.4. Интерактивный комплекс 2.1. Краткие технические характеристики Ед. изм. Минимальные: формат А4, лазерный, ч/б. Ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб; ПОдля просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx). Ноутбук: не ниже IntelPentium N (или IntelCeleron N), не ниже 1600 МГц, 1920x1080, 4Gb RAM, 128Gb SSD; производительность процессора: не менее 2000 единиц; ПОдля просмотра и редактирования текстовых документов, электронных таблиц и презентаций распространённых форматов (.odt, ,txt, .rtf, .doc, .docx, .ods, .xls, .xlsx, .odp, .ppt, .pptx). Количество одновременных касаний— не менее 20. шт. Колво 1 шт. 1 шт. 10 шт. 1 2 Урок технологии Аддитивное оборудование 11 2.2. 2.3. 2.4. ЗБ-оборудование (3Dпринтер) Пластик для 3Б-принтера ПО для 3D-моделирования Минимальные: тип принтера: FDM; материал: PLA; рабочий стол: с подогревом; рабочая область (XYZ): от 180x180x180 мм; скорость печати: не менее 150 мм/сек; минимальная толщина слоя: не более 15 мкм; формат файлов (основные): STL, OBJ; закрытый корпус: наличие. Толщина пластиковой нити: 1,75 мм; материал: PLA; вес катушки: не менее 750 гр. Облачный инструмент САПР/АСУП, охватывающий весь процесс работы с изделиями — от проектирования до изготовления. шт. 1 шт. 15 Дополнительное оборудование 2.5. 2.6. 2.7. Шлем виртуальной реальности Штатив для крепления базовых станций Ноутбук с ОС для VRшлема Общее разрешение не менее 2160x1200(1080x1200 для каждого глаза), угол обзора не менее 110; наличие контроллеров — 2 шт.; наличие внешних датчиков — 2 шт. ; разъём для подключения наушников: наличие; встроенная камера: наличие. Комплект из двух штативов. Совместимость со шлемом виртуальной реальности, п.2.3.1. Количество ядер процессора не менее 4 Тактовая частота процессора не менее 2500 МГц Видеокарта - не ниже Nvidia GTX 1060, 6 Гб видеопамять Объем оперативной памяти не менее 8 гб. комплек т комплек т 1 1 шт. 1 12 2.8. Многопользовательская система виртуальной реальности с 6координатным отслеживанием положения пользователей Требования к системе виртуальной реальности: поддержка мобильных шлемов виртуальной реальности под управлением ОС Android; поддержка управляющих контроллеровс возможностью 6-координатного отслеживания положения в пространстве; технология полной компенсации лага (anti latency): изображение должно выводиться для точек, в которых окажутся левый и правый глаза пользователя через время, которое должно пройти с момента начала определения местоположения глаз пользователя до момента окончания вывода изображения. ; площадь отслеживания пользователей — не менее 16 кв. м; количество пользователей — не менее 3 чел. Компл. 1 Требования к системе отслеживания положения пользователей (трекинга): тип системы отслеживания:6координатная система отслеживания; общий вес одного устройства трекинга — не более 20 г; технология: оптико инерциальный трекинг, активные маркеры, работающие в инфракрасном диапазоне; угол обзора оптической системы — не менее 230 градусов; время отклика системы трекинга — не более 2 мс; размещение сенсоров: на объекте отслеживания; сенсоры, используемые для отслеживания шлемов виртуальной реальности и для 13 отслеживания движений рук пользователей, должны быть идентичными и взаимозаменяемыми; размещение активных маркеров: напольное; все компоненты системы трекинга должны монтироваться на пол, без необходимости потолочного/настенного монтажа; наличие сенсоров в составе единого устройства трекинга: акселерометр, гироскоп, оптический сенсор; частота отслеживания положения пользователя: - акселерометр: не менее 2000 выборок/с; - гироскоп: не менее 2000 выборок/с; - оптический сенсор: не менее 60 выборок/с; погрешность отслеживания положения пользователя в пространстве на площади 6 м х 6 м — не более 10 мм; минимальное количество пользователей, поддерживаемое системой трекинга, не менее 3 чел. Требования к показателям хранения, транспортировки и настройки: время полного развёртывания и настройки системы для площади отслеживания 16 кв. м —не более 90 мин; необходимость калибровки в процессе эксплуатации — отсутствует; температура хранения: -30°С .. + 50°C. Требования к способам управления интерактивными моделями: поддержка 6-координатного отслеживания положения управляющих устройств в 14 пространстве. Требования к программному обеспечению: поддержка системой трекинга операционных систем: Windows, Android; предоставление неограниченной по времени использования простой (неисключительной) лицензии на коммерческое использование программного обеспечения системы трекинга на один шлем с ОС Android (бессрочная лицензия) — 3 шт. 2.9. Фотограмметрическое ПО 2.10. КвадрокоптерMavicPro 2.11. Квадрокоптер DJI Tello 3 Медиазона 3.1 Фотоаппарат с объективом Общие требования: наличие мобильных шлемов виртуальной реальности OculusGo или аналог — 3 шт.; наличие комплекта проводов и зарядных устройств для бесперебойной работы. ПОдля обработки изображений и определения формы, размеров, положения и иных характеристик объектов на плоскости или в пространстве. Компактный квадрокоптер с трёхосевым стабилизатором, камерой 4К, максимальной дальностью передачи не менее 6 км. Квадрокоптер с камерой, вес не более 100 г в сборе с пропеллером и камерой; оптический датчик определения позиции — наличие; возможность удалённого программирования — наличие. Количество эффективных пикселей — не менее 20 млн. шт. 1 шт. 1 шт. 3 шт. 1 15 3.2 Видеокамера 3.3 Карта памяти для фотоаппарата/видеокамеры 34 Штатив Планшет (для обеспечения совместимости с п 2.3.6) с примерными характеристиками: диагональ/разрешение: не менее 2048x1536 пикселей; диагональ экрана: не менее 9.7"; встроенная память (ROM): не менее 32 ГБ; разрешение фотокамеры: не менее 8 Мп; вес: не более 510 г; высота: не более 250 мм. Объём памяти — не менее 64 Гб, класс не ниже 10. Максимальная нагрузка: не более 5 кг; максимальная высота съёмки: не менее 148 см шт. 1 шт. 2 шт. 1 Список источников литературы: 1.OSM — http ://www. openstreetmap.org/. 16