Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Промышленный дизайн». Классы: 5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Промышленный дизайн» относится к технической направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы структурного подразделения МАОУ "Бугалышская СОШ" - центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Промышленный дизайн» в 5 классе выделено 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 05.09.2019г 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая технической направленности «Промышленный дизайн» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 58 от 30.08.2019 г. Цель программы: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии. Задачи программы: Обучающие: - объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей; - сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования; - сформировать базовые навыки работы в программах трёхмерного моделирования; - сформировать базовые навыки создания презентаций; - сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга; - привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. Развивающие: - формировать 4К-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); - способствовать расширению словарного запаса; - способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; - способствовать формированию интереса к знаниям; - способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; - сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п. Воспитательные: - воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; - способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; - способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; - воспитывать трудолюбие, уважение к труду; - формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; - воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне. Форма аттестации: публичная командная презентации решений кейсов. Методы и формы работы: групповые и индивидуальные, занятие-объяснение, практическое занятие, творческая мастерская, творческие отчеты, самостоятельная работа, выставки, конкурсы. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Промышленный дизайн» имеет техническую направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по развитию и реализации творческого потенциала и профессионального самоопределения. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Актуальность программы. Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна. Программа «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося. Обучающиеся приобретут практические навыки в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия. В программу заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора, дизайн-менеджера. В процессе разработки проекта обучающиеся коллективно обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную проработку, эскизирование, макетирование, трёхмерное моделирование, визуализацию, конструирование, прототипирование, испытание полученной модели, оценку работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на составление технических текстов, а также на навыки устной и письменной коммуникации и командной работы. «Промышленный дизайн» представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течение учебного года параллельно с освоением программ основного общего образования в предметных областях «Математика», «Информатика», «Физика», «Изобразительное искусство», «Технология», «Русский язык». Курс «Промышленный дизайн» предполагает возможность участия обучающихся в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. Предполагается, что обучающиеся овладеют навыками в области дизайнэскизирования, трёхмерного компьютерного моделирования. Цель: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии. Задачи: Обучающие: - объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей; - сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования; - сформировать базовые навыки работы в программах трёхмерного моделирования; - сформировать базовые навыки создания презентаций; - сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга; - привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. Развивающие: - формировать 4К-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); - способствовать расширению словарного запаса; - способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; - способствовать формированию интереса к знаниям; - способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; - сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п. Воспитательные: - воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; - способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; - способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; - воспитывать трудолюбие, уважение к труду; - формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; - воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне Категория обучающихся: обучающиеся 5 класса Формы и режим занятий. При реализации программы используется индивидуальная, групповая форма работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий включает по 45 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва. Срок реализации Программы: один год, 68 часов Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования «Промышленный дизайн». В результате освоения программы обучающиеся будут знать: - научную терминологию, ключевые понятия, методы и приёмы проектирования, конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна; - правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием. уметь: - применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования; - анализировать формообразование промышленных изделий; - строить изображения предметов по правилам линейной перспективы; - передавать с помощью света характер формы; - различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; - получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна; - применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона); - работать с программами трёхмерной графики (Fusion 360); - описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; - анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; - оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости; - выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; - модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности; - оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии; - проводить оценку и испытание полученного продукта; - представлять свой проект. Содержание программы Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления прототипа продукта. № Учебный (тематический) план Название раздела, темы Количество часов п/п Всего Теория Практика 12 4 8 1 Кейс «Объект из будущего» 1.1 Введение. Методики формирования идей 4 1 3 1.2 Урок рисования (перспектива, линия, штриховка) 2 1 1 Формы аттестации/ контроля Презентация результатов 1.3 Создание прототипа объекта промышленного дизайна 4 1 3 1.4 Урок рисования (способы передачи объёма, светотень) 2 1 1 2 Кейс «Пенал» 12 1 11 2.1 Анализ формообразования промышленного изделия 2 2 2.2 Натурные зарисовки промышленного изделия 2 2 2.3 Генерирование идей по улучшению промышленного изделия 2 2 2.4 Создание прототипа промышленного изделия из бумаги и картона 4 2.5 Испытание прототипа. Презентация проекта перед аудиторией 2 3 Кейс «Космическая станция» 12 3.1 Создание эскиза объёмно пространственной композиции 2 3.2 Урок 3D-моделирования (Fusion 360) 4 3.3 Создание объёмно пространственной композиции в программе Fusion 360 4 3.4 Основы визуализации в программе Fusion 360 2 1 1 4 Кейс «Как это устроено?» 12 2 10 4.1 Изучение функции, формы, эргономики промышленного изделия 2 1 1 4.2 Изучение устройства и принципа функционирования промышленного изделия 2 1 1 4.3 Фотофиксация элементов 2 1 Презентация результатов 3 2 2 10 Презентация результатов 2 1 3 4 2 Презентация результатов промышленного изделия 4.4 Подготовка материалов для презентации проекта 2 2 4.5 Создание презентации 4 4 5 Кейс «Механическое устройство» 20 2 5.1 Введение: демонстрация механизмов, диалог 2 2 5.2 Сборка механизмов из набора LEGO Education «Технология и физика» 2 2 5.3 Демонстрация механизмов, сессия вопросов-ответов 2 2 5.4 Мозговой штурм 2 2 5.5 Выбор идей. Эскизирование 2 2 5.6 3Б-моделирование 2 2 5.7 3Б-моделирование, сбор материалов для презентации 2 2 5.8 Рендеринг 2 2 5.9 Создание презентации, подготовка защиты 2 2 5.10 Защита проектов 2 2 Всего часов: 18 Презентация результатов 68 Содержание учебного (тематического) плана. 1. Кейс «Объект из будущего» Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций. Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта. 1.1 Формирование команд. Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и «линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой. 1.2 Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой. 1.3 Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам. 1.4 Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объёма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга. 2. Кейс «Пенал» Понятие функционального назначения промышленных изделий. Связь функции и формы в промышленном дизайне. Анализ формообразования (на примере школьного пенала). Развитие критического мышления, выявление неудобств в пользовании промышленными изделиями. Генерирование идей по улучшению промышленного изделия. Изучение основ макетирования из бумаги и картона. Представление идеи проекта в эскизах и макетах. 2.1 Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся), выявление связи функции и формы. 2.2 Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга. 2.3 Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах. 2.4 Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона, имеющего принципиальные отличия от существующего аналога. 2.5 Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией. 3. Кейс «Космическая станция» Знакомство с объёмно-пространственной композицией на примере создания трёхмерной модели космической станции. 3.1 Понятие объёмно-пространственной композиции в промышленном дизайне на примере космической станции. Изучение модульного устройства космической станции, функционального назначения модулей. 3.2 Основы 3D-моделирования: знакомство с интерфейсом программы Fusion 360, освоение проекций и видов, изучение набора команд и инструментов. 3.3 Создание трёхмерной модели космической станции в программе Fusion 360. 3.4 Изучение основ визуализации в программе Fusion 360, настройки параметров сцены. Визуализация трёхмерной модели космической станции. 4. Кейс «Как это устроено?» Изучение функции, формы, эргономики, материала, технологии изготовления, принципа функционирования промышленного изделия. 4.1 Формирование команд. Выбор промышленного изделия для дальнейшего изучения. Анализ формообразования и эргономики промышленного изделия. 4.2 Изучение принципа функционирования промышленного изделия. Разбор промышленного изделия на отдельные детали и составные элементы. Изучение внутреннего устройства. 4.3 Подробнаяфотофиксация деталей и элементов промышленного изделия. 4.4 Подготовка материалов для презентации проекта (фото- и видеоматериалы). 4.5 Создание презентации. Презентация результатов исследования перед аудиторией. 5. Кейс «Механическое устройство» Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора LEGO Education «Технология и физика». Проектирование объекта, решающего насущную проблему, на основе одного или нескольких изученных механизмов. 5.1 Введение: демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека. 5.2 Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника. 5.3 Демонстрация работы собранных механизмов и комментарии принципа их работы. Сессия вопросов-ответов, комментарии наставника. 5.4 Введение в метод мозгового штурма. Сессия мозгового штурма с генерацией идей устройств, решающих насущную проблему, в основе которых лежит принцип работы выбранного механизма. 5.5 Отбираем идеи, фиксируем в ручных эскизах. 5.6 3D-моделирование объекта во Fusion 360. 5.7 3D-моделирование объекта во Fusion 360, сборка материалов для презентации. 5.8 Выбор и присвоение модели материалов. Настройка сцены. Рендеринг. 5.9 Сборка презентации в Readymag, подготовка защиты. 5.10 Защита командами проектов. Формы аттестации и формы подведения итогов реализации Программы. Форма аттестации: публичная командная презентации решений кейсов. Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов выполнения кейсов, представленных в программе. Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд. Формы диагностики результатов обучения Беседа, тестирование, опрос. Требование к оценке презентации и защиты результатов выполнения кейсов. Оценивается положительно при условии, если: - определена и четко сформулирована цель работы; -характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом; - содержание изложено логично; - прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения; - сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения. Критерии оценки достижения планируемых результатов: Уровни освоения Программы Результат Высокий уровень освоения Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность Программы в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт. Средний уровень освоения Учащиеся демонстрируют достаточную Программы заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки Низкий уровень освоения Учащиеся демонстрируют низкий уровень Программы заинтересованности в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают недостаточное знание теоретического материала, работа не соответствует требованиям. Организационно-педагогические условия реализации Программы Материально-технические условия реализации программы Аппаратное и техническое обеспечение: - - Рабочее место обучающегося: ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); мышь. Рабочее место наставника: ноутбук: процессор IntelCore i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 — аналогичная или более новая модель, объём оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру — 1 комплект; флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей — 1 шт.; единая сеть Wi-Fi. Программное обеспечение: - офисное программное обеспечение; программное обеспечение для трёхмерного моделирования (AutodeskFusion 360); графический редактор. Расходные материалы: бумага А4 для рисования и распечатки; бумага А3 для рисования; набор простых карандашей — по количеству обучающихся; набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся; клей ПВА — 2 шт.; клей-карандаш — по количеству обучающихся; скотч прозрачный/матовый — 2 шт.; скотч двусторонний — 2 шт.; картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух обучающихся; нож макетный — по количеству обучающихся; лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.; ножницы — по количеству обучающихся; коврик для резки картона — по количеству обучающихся; PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов. Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы 1. Учимся шевелить мозгами. Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия. Марина Ракова и др. Сборник методических материалов.М.: Фонд новых форм развития образования, 2019 - 142 с. 2. Робототехника 3D - моделирование и прототипирование в допольнительном образовании. С.В. Гайсина, И.В. Князева, Е.Ю. Огановская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2017.-208с. 3. http://designet.ru/. 4. http://www.cardesign.ru/. 5. https://www.behance.net/. 6. http://www.notcot.org/. 7. http://mocoloco.com/.