Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «3D-моделирование и программирование» Классы: 6 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «3Dмоделирование и программирование» относится к технической направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы структурного подразделения МАОУ "Бугалышская СОШ" - центра образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «3D-моделирование и программирование» в 6 классе выделено 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 05.09.2019г 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая технической направленности «3D-моделирование и программирование» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 58 от 30.08.2019 г. Цельпрограммы: формирование уникальныхИагй- и Soft-компетенций по работе с VR/AR-технологиями через использование кейс-технологий. Задачи программы: Обучающие: - объяснить базовые понятия сферы разработки приложений виртуальной и дополненной реальности: ключевые особенности технологий и их различия между собой, панорамное фото и видео, трекинг реальных объектов, интерфейс, полигональное моделирование; - - сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки приложений для мобильных устройств и/или персональных компьютеров с использованием специальных программных сред; сформировать базовые навыки работы в программах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; сформировать базовые навыки работы в программах для трёхмерного моделирования; научить использовать и адаптировать трёхмерные модели, находящиеся в открытом доступе, для задач кейса; сформировать базовые навыки работы в программах для разработки графических интерфейсов; привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. Развивающие: - на протяжении всех занятий формировать 4К-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); - способствовать расширению словарного запаса; - способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; - способствовать развитию алгоритмического мышления; - способствовать формированию интереса к техническим знаниям; - способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; - сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п. Воспитательные: - воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; воспитывать трудолюбие, уважение к труду; формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной ИТ-отрасли. Форма аттестации: публичная командная презентации решений кейсов. Методы и формы работы: групповые и индивидуальные, занятие-объяснение, практическое занятие, творческая мастерская, творческие отчеты, самостоятельная работа, выставки, конкурсы. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «^D-моделирование и программирование» имеет техническую направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с обучающимися по развитию и реализации творческого потенциала и профессионального самоопределения. Уровень освоения Программы: базовый Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции от 05.09.2019г 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. План мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) 6. Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.) 7. Учебный план дополнительного образования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 58 от 30.08.2019 г.). Актуальность. Виртуальная и дополненная реальности — особые технологические направления, тесно связанные с другими. Эти технологии включены в список ключевых и оказывают существенное влияние на развитие рынков. Практически для каждой перспективной позиции будущего крайне полезны будут знания из области 3D-моделирования, основ программирования, компьютерного зрения и т. п. Согласно многочисленным исследованиям, VR/AR-рынок развивается по экспоненте — соответственно, ему необходимы компетентные специалисты. В ходе практических занятий по программе вводного модуля обучающиеся познакомятся с виртуальной, дополненной и смешанной реальностями, поймут их особенности и возможности, выявят возможные способы применения, а также определят наиболее интересные направления для дальнейшего углубления, параллельно развивая навыки дизайн-мышления, дизайн-анализа и способность создавать новое и востребованное. Синергия методов и технологий, используемых в направлении «Разработка приложений виртуальной и дополненной реальности», даст обучающемуся уникальные метапредметные компетенции, которые будут полезны в сфере проектирования, моделирования объектов и процессов, разработки приложений и др. Программа даёт необходимые компетенции для дальнейшего углублённого освоения дизайнерских навыков и методик проектирования. Основными направлениями в изучении технологий виртуальной и дополненной реальности, с которыми познакомятся обучающиеся в рамках модуля, станут начальные знания о разработке приложений для различных устройств, основы компьютерного зрения, базовые понятия 3Dмоделирования. Через знакомство с технологиями создания собственных устройств и разработки приложений будут развиваться исследовательские, инженерные и проектные компетенции. Освоение этих технологий подразумевает получение ряда базовых компетенций, владение которыми критически необходимо любому специалисту на конкурентном рынке труда в STEAM-профессиях. Цель: формирование уникальных Hard- и Soft-компетенций по работе с VR/ARтехнологиями через использование кейс-технологий. Задачи: Обучающие: - объяснить базовые понятия сферы разработки приложений виртуальной и дополненной реальности: ключевые особенности технологий и их различия между собой, панорамное фото и видео, трекинг реальных объектов, интерфейс, полигональное моделирование; - сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки приложений для мобильных устройств и/или персональных компьютеров с использованием специальных программных сред; - сформировать базовые навыки работы в программах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; - сформировать базовые навыки работы в программах для трёхмерного моделирования; - научить использовать и адаптировать трёхмерные модели, находящиеся в открытом доступе, для задач кейса; - сформировать базовые навыки работы в программах для разработки графических интерфейсов; - привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования. Развивающие: - на протяжении всех занятий формировать 4К-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); - способствовать расширению словарного запаса; - способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; - способствовать развитию алгоритмического мышления; - способствовать формированию интереса к техническим знаниям; - способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; - сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п. Воспитательные: - воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности; - способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; воспитывать трудолюбие, уважение к труду; формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной ИТ-отрасли. Категория обучающихся: обучающиеся 6 класса Формы и режим занятий. При реализации программы используется индивидуальная, групповая форма работы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий включает по 45 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва. Срок реализации Программы: один год, 68 часов Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы дополнительного образования «ЗБ-моделирование и программирование». В результате освоения программы обучающиеся должны знать: - ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной реальности; принципы работы приложений с виртуальной и дополненной реальностью; перечень современных устройств, используемых для работы с технологиями, и их предназначение; - основной функционал программ для трёхмерного моделирования; - принципы и способы разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; - основной функционал программных сред для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; - особенности разработки графических интерфейсов. уметь: - настраивать и запускать шлем виртуальной реальности; устанавливать и тестировать приложения виртуальной реальности; самостоятельно собирать очки виртуальной реальности; формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной проблемы; уметь пользоваться различными методами генерации идей; выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного моделирования; выполнять примитивные операции в программных средах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; - компилировать приложение для мобильных устройств или персональных компьютеров и размещать его для скачивания пользователями; - разрабатывать графический интерфейс (UX/UI); - разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для презентации проекта; - представлять свой проект. владеть: - основной терминологией в области технологий виртуальной и дополненной реальности; базовыми навыками трёхмерного моделирования; базовыми навыками разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; знаниями по принципам работы и особенностям устройств виртуальной и дополненной реальности. Содержание программы Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление, а также приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления творческого продукта. В основе образовательного процесса лежит проектный подход. Основная форма подачи теории — интерактивные лекции и пошаговые мастер-классы в группах до 10-15 человек. Практические задания планируется выполнять как индивидуально и в парах, так и в малых группах. Занятия проводятся в виде бесед, семинаров, лекций: для наглядности подаваемого материала используется различный мультимедийный материал — презентации, видеоролики, приложения пр. № Учебный (тематический) план Название раздела, темы Количество часов п/п 1 Всего Кейс 1.Проектируем идеальное 38 VR-устройство Теория Практика 12 26 Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Создавай миры»). Введение в технологии виртуальной и дополненной реальности 2 1 1 Знакомство с VR-технологиями на интерактивной вводной лекции. Тестирование устройства, установка приложений, анализ принципов работы, выявление ключевых характеристик 2 1 1 Выявление принципов работы шлема виртуальной реальности, поиск, анализ и структурирование информации о других VRустройствах 2 Выбор материала и конструкции для собственной гарнитуры, подготовка к сборке устройства 2 1 1 1.5 Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей 4 1 3 1.6 Тестирование и доработка прототипа. 2 1.7 Работа с картой пользовательского опыта: 2 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2 1 1 Формы аттестации/ контроля Презентация результатов выявление проблем, с которыми можно столкнуться при использовании VR.Анализ и оценка существующих решений проблемы. 1.8 Генерация идей для решения этих проблем. Описание нескольких идей, экспресс-эскизы. Мини презентации идей и выбор лучших в проработку. 2 1 1 Изучение понятия «перспектива», окружности в перспективе, штриховки, светотени, падающей тени 2 1 1 Изучение светотени и падающей тени на примере фигур. Построение быстрого эскиза фигуры в перспективе, передача объёма с помощью карандаша. Техника рисования маркерами 2 1 1 Освоение навыков работы в ПО для трёхмерного проектирования (на выбор — Rhinoceros 3D, AutodeskFusion 360) 6 1 5 2.2 3D-моделирование разрабатываемого устройства 4 1 3 2.3 Фотореалистичная визуализация 3D-модели. Рендер (KeyShot, AutodeskVred) 2 1 1 Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации 2 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов 2 1 1 2. Кейс 2. Разрабатываем VR/ARприложения 30 10 20 2.6 Вводная интерактивная лекция по технологиям дополненной и смешанной реальности.Тестирование существующих AR-приложений, 2 1 1 1.9 2.0 2.1 2.4 2.5 2 Презентация результатов определение принципов работы технологии Выявление проблемной ситуации, в которой помогло бы VR/ARприложение, используя методы дизайн-мышления 2 2 Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация собственных идей. Разработка сценария приложения 2 1 1 Разработка сценария приложения: механика взаимодействия, функционал, примерный вид интерфейса 2 1 1 3.0 Мини-презентации идей и их доработка по обратной связи. 2 3.1 Последовательное изучение возможностей среды разработки VR/AR-приложений 2 1 1 3.2 Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием 8 2 6 3.3 Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения 2 3.4 Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя 2 1 1 3.5 Выявление ключевых требований к разработке GUI — графических интерфейсов приложений 2 1 1 Подготовка графических материалов для презентации проекта (фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки презентации 2 2 Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная презентация и защита проектов 2 2 2.7 2.8 2.9 3.6 3.7 Всего часов: 68 2 2 22 46 Кейс 1. Проектируем идеальное VR-устройство В рамках первого кейса (34 ч) обучающиеся исследуют существующие модели устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем выполняют проектную задачу — конструируют собственное VR-устройство. Обучающиеся исследуют VR-контроллеры и обобщают возможные принципы управления системами виртуальной реальности. Сравнивают различные типы управления и делают выводы о том, что необходимо для «обмана» мозга и погружения в другой мир. Обучающиеся смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры: спроектировать, смоделировать, вырезать/распечатать на 3D-принтере нужные элементы, а затем протестировать самостоятельно разработанное устройство. Кейс 2. Разрабатываем VR/AR-приложения После формирования основных понятий виртуальной реальности, получения навыков работы с VR-оборудованием в первом кейсе (34 ч), обучающиеся переходят к рассмотрению понятий дополненной и смешанной реальности, разбирают их основные отличия от виртуальной. Создают собственное AR-приложение (augmentedreality — дополненная реальность), отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем программным обеспечением, навыки дизайн-проектирования и дизайн-аналитики. Обучающиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями бесплатных трёхмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели, имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со структурой интерфейса программы для 3Dмоделирования (по усмотрению наставника — 3ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся понятия «полигональность» и «текстура». Формы аттестации и описание форм подведения итогов реализации Программы. Форма аттестации: публичная командная презентации решений кейсов. Подведение итогов реализуется в рамках презентации и защиты результатов выполнения кейсов, представленных в программе. Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов командами и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других команд. Формы диагностики результатов обучения Беседа, тестирование, опрос. Требование к оценке презентации и защиты результатов выполнения кейсов. Оценивается положительно при условии, если: - определена и четко сформулирована цель работы; -характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом; - содержание изложено логично; - прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения; - сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения. Критерии оценки достижения планируемых результатов Уровни освоения Программы Результат Высокий уровень освоения Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность Программы в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт. Средний уровень освоения Учащиеся демонстрируют достаточную Программы заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки Низкий уровень освоения Учащиеся демонстрируют низкий уровень Программы заинтересованности в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации показывают недостаточное знание теоретического материала, работа не соответствует требованиям. Организационно-педагогические условия реализации Программы Материально-технические условия реализации программы Аппаратное и техническое обеспечение: - Рабочее место обучающегося: ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объём оперативной памяти: не менее 4 Гб; объём накопителя SSD/еММС: не менее 128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); мышь. - Рабочее место наставника: ноутбук: процессор IntelCore i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 — аналогичная или более новая модель, объём оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); шлем виртуальной реальности HTC Vive или ViveProFullKit личные мобильные устройства обучающихся и/или наставника с операционной системой Android; презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру — 1 комплект; флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей — 1 шт.; единая сеть Wi-Fi Программное обеспечение: - офисное программное обеспечение; программное обеспечение для трёхмерного моделирования (AutodeskFusion 360; Autodesk 3ds Max/Blender 3D/Maya); - программная среда для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью (Unity 3D/UnrealEngine); - графический редактор на выбор наставника. Расходные материалы: бумага А4 для рисования и распечатки — минимум 1 упаковка 200 листов; бумага А3 для рисования — минимум по 3 листа на одного обучающегося; набор простых карандашей — по количеству обучающихся; набор чёрных шариковых ручек — по количеству обучающихся; клей ПВА — 2 шт.; клей-карандаш — по количеству обучающихся; скотч прозрачный/матовый — 2 шт.; скотч двусторонний — 2 шт.; картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух обучающихся; нож макетный — по количеству обучающихся; лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.; ножницы — по количеству обучающихся; коврик для резки картона — по количеству обучающихся; линзы 25 мм или 34 мм — комплект, по количеству обучающихся; дополнительно — PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов. Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы 1. Учимся шевелить мозгами. Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия. Марина Ракова и др. Сборник методических материалов.М.: Фонд новых форм развития образования, 2019 - 142 с. 2. Робототехника 3D - моделирование и прототипирование в допольнительном образовании. С.В. Гайсина, И.В. Князева, Е.Ю. Огановская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2017.-208с. 3. http://holographica.space. 4. http://bevirtual.ru. 5. https://vrgeek.ru. 6. https://habrahabr.ru/hub/virtualization/. 7. https://geektimes.ru. 8. http://www.virtualreality24.ru/. 9. https://hi-news.ru/tag/virtualnaya-realnost. 10. https://hi -news.ru/tag/dopolnennaya-realnost. 11. http://www.rusoculus.ru/forums/. 12. http://3d-vr.ru/. 13. VRBE.ru. 14. http://www.vrability.ru/. 15. https://hightech.fm/. 16. http://www.vrfavs.com/. 17. http://designet.ru/. 18. https://www.behance.net/. 19. http://www.notcot.org/. 20. http://mocoloco.com/. 21. https://www. youtube.com/channel/UCOzx6PA0tgemJl1Ypd 1FTA. 22. https://vimeo.com/idsketching. 23. https://ru.pinterest.com/search/pins/?q=design%20sketching&rs=typed&term meta[]=des ign%7Ctyped&term meta[1=sketching%7Ctyped. 24. https://www.behance.net/gallery/1176939/Sketching-Marker-Rendering.