Формирование фонда библиотеки № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. Содержание работы I. Работа с фондом учебной литературы. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями на 2022 – 2023 учебный год. Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: а) работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс – листами, каталогами, тематическими планами издательств); б) составление совместно с учителями – предметниками заказа на учебники с учетом их требований; в) подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, для учащихся и их родителей; г) утверждение списка учебников, используемых в ОУ на новый учебный год д) утверждение плана комплектования на новый учебный год; е) осуществление контроля за выполнением сделанного заказа; ж) прием и обработка поступивших учебников: - оформление накладных; - запись в книгу суммарного учета; - штемпелевание; - составление списков классов. Составление отчетных документов, диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой. Прием и выдача учебников (по графику). Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. Оформление выставки: «Знакомьтесь – новые учебники». Списание учебного фонда с учетом ветхости и смены программ. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам). Работа с резервным фондом учебников: - ведение учета; - размещение на хранение. II. Работа с фондом художественной литературы. Своевременное проведение обработки и регистрации. Обеспечение свободного доступа в библиотеке: - к художественному фонду (для 1 – 4 классов); - к художественному фонду (5 – 11 класс); - к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников); - к фонду методической литературы (для учителей); - к фонду учебников (по требованию). Выдача изданий читателям. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Ведение работы по сохранности фонда: -обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; Срок исполнения сентябрь ноябрь – май январь февраль январь - февраль май июнь май - июнь по мере поступления 1 раз в полгода сентябрь, май май–июнь август - сентябрь по мере поступления по мере поступления май – июнь 2 раза в год май - сентябрь по мере поступления постоянно постоянно постоянно постоянно 6. 7. 8 1. 2. 3. 4. -организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением учащихся; -составление списков должников 2 раза в учебный год; -обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда; -систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. Оформление книжной выставки «Нашим книгам - нужна ваша помощь!». Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа. Оформление новых разделителей: - по новым отделам, по алфавиту писателей. Справочно-библиографическая работа Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий Составление рекомендательных списков литературы, планов чтения по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным датам и праздникам. Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Ведение тетради учета библиографических справок. Обновление страницы библиотеки на сайте школы в течение года в течение года по необходимости В течение года По заявкам В течение года 1 раз в месяц Работа с читателями. Воспитательная работа: 1. Формировать у школьников навыки независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. 2. Способствовать формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы: - беседы, - диспуты, - литературные игры, - читательские конференции, - утренники, - литературно-музыкальные композиции, - библиотечные занятия и т.д. Организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы. Информационная работа: 1. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников; - совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы; - обзоры новых поступлений; - подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; - оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету; - помощь в подборе документов при работе над методической темой школы; - помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методических объединений. 2. Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: - на абонементе; - в читальном зале; - подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.; - помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; - проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий. Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся: - информирование о пользовании библиотекой их детьми; - оформление выставок документов для родителей на актуальные темы; - индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы; - выступление на родительских собраниях с информацией о фонде библиотеки. № Содержание работы п/п I. Индивидуальная работа. 1. Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей. 2. Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей. 3. Рекомендательные беседы при выдаче книг. 4. Беседы о прочитанном. 5. Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. 6. Выставка книги «Юбиляр». 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6 II. Работа с педагогическим коллективом. Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. Консультативно – информационная работа с методическими объединениями учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. III. Работа с учащимися школы. Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг и журнальной периодики, об ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, журналу. Информировать классных руководителей о чтении и посещении библиотеки каждым классом. Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя библиотеки. Провести ежегодный школьный конкурс «Лучший читатель года», «Лучший читающий класс школы» среди учащихся начальной и средней школы Срок исполнения постоянно постоянно постоянно постоянно по мере поступления по календарю знаменательных дат на педагогических советах, по мере поступления по мере необходимости по мере необходимости постоянно 1 раз в месяц постоянно 1 раз в четверть постоянно Октябрь-апрель 7 1. 2. Реализация программы «Люби и знай книгу» IV. Работа с родительской общественностью Информирование родителей о новых учебниках и художественной литературе. Организация выставки «Эти книги вы нам подарили» V.Ведение страницы «Библиотека» на школьном сайте постоянно Сентябрь Ноябрь постоянно Массовая работа. № Содержание работы Срок исполнения 1. Выставка книг писателей — юбиляров и мероприятия к знаменательным и памятным датам СЕНТЯБРЬ 5 сентября – 205 лет со дня рождения А.К. Толстого (1817 – 1875) 11 сентября – 140 лет со дня рождения Б.С. Житкова (1882-1938) ОКТЯБРЬ 1 октября – 110 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилева (19121992) 8 октября – 130 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой 9 октября - Всероссийский день чтения (Отмечается с 2007 года после принятия Национальной программы чтения.) 31 октября – 120 лет со дня рождения Евгения Андреевича пермяка (1902-1982), русского писателя 05.09. 11.09. 1.10 8.10 9.10 31.10 НОЯБРЬ 3.11 3 ноября - 135 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака 4.11 (1887-1964), русского поэта 4 ноября - День народного единства (Принят Государственной Думой РФ 24 декабря 2004 года.) 6.11 6 ноября – 170 лет со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка (1852-1912), русского писателя 20 ноября - Всемирный день ребѐнка (Отмечается по решению ООН с 1954 года, 20 ноября 1989 года — день принятия Конвенции о правах ребѐнка.) 28 ноября - День матери (Указ Президента РФ № 120 от 30.01.1998 года 28.11 «О Дне матери». Отмечается в последнее воскресенье ноября.) ДЕКАБРЬ 1 декабря – Всемирный день борьбы со Спидом 3 декабря - День Неизвестного солдата. Отмечается в России начиная с 2014 года в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за еѐ пределами. 9 декабря - День героев Отечества (Отмечается с 2007 года в соответствии с Федеральным законом № 231-ФЗ от 24 октября 2007 года.) 8 декабря - 220 лет со дня рождения русского поэта Александра Ивановича Одоевского (1802-1839) 12 декабря - День Конституции Российской Федерации (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 году.) Международные даты 1.12 3.12 9.12 8.12 12.12 2. 22 декабря – 85 лет со дня рождения Эдуарда Николаевича Успенского (1937), русского писателя ЯНВАРЬ 12 января - 395 лет со дня рождения французского поэта, критика и сказочника Шарля Перро (1628-1703). Автор «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времѐн с поучениями». ФЕВРАЛЬ 4 февраль - М. М. Пришвин (1873-1954, 150), автор произведений о природе, животных. 8 февраля - 195 лет со дня рождения французского писателя-фантаста Жюля Верна (1828–1905). «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Вокруг света в восемьдесят дней». «Двадцать тысяч лье под водой». МАРТ 13 марта- 110 лет со дня рождения советского поэта, детского писателя, драматурга, автора Государственного гимна России Сергея Владимировича МИХАЛКОВА (1913-2009). 22.12 28 марта - 155 лет со дня рождения русского писателя, литературного критика и публициста Максима ГОРЬКОГО (наст. Пешков Алексей Максимович, 1868-1936). «Дело Артамоновых», «Сказки об Италии», «Жизнь Клима Самгина». АПРЕЛЬ 28.03 1 апреля - 95 лет со дня рождения русского писателя, поэта Валентина Дмитриевича БЕРЕСТОВА (1928–1998). 12 апреля - 200 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича ОСТРОВСКОГО (1823–1886). «Доходное место», «Гроза», «Женитьба Бальзаминова». МАЙ 7 мая - 120 лет со дня рождения русского советского поэта и переводчика Николая Алексеевича ЗАБОЛОЦКОГО (1903–1958). «Как мыши с котом воевали», «Столбцы», «Метаморфозы». 27 мая 120 лет со дня рождения русской поэтессы и переводчика Елены Александровны БЛАГИНИНОЙ (1903-1989). 1.04 Конкурсы рисунков Неделя безопасности «Огради себя от пожара и ЧС» 12.01 4.02 8.02 13.03 12.04 7.05 27.05 Сентябрь Международный день пожилых людей, на тему «Портрет моей бабушки (дедушки)» День чтения Всемирный день защиты животных, на тему «Живой мир» «День народного Единства» «День словаря» «Защитим нашу планету» 1.10 День матери в России, на тему «Самая лучшая мама на свете» 24.11 «Зимняя сказка» Декабрь «Мы читаем и рисуем» – рисунок по литературному произведению. Январь 7.10 4.10 03.11 20.11 Ноябрь День защитника Отечества, на тему «Защитники нашего Отечества» 23.02 Международный женский день, на тему «Я подарю тебе цветок» 08.03 День космонавтики, на тему «Мы к звездам проложили путь» 12.04 День Победы «Они защищали Родину» 09.05 Реклама библиотеки № Содержание работы 1 Создание фирменного стиля: - эстетическое оформление библиотеки (включая мелкий ремонт библиотеки), подбор цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок, разделителей; Реклама о деятельности библиотеки: - устная (во время перемен, на классных собраниях); - наглядная (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой); - оформление постоянно действующего информационного стенда; - организация экскурсий 1-2 классов в «Книжкино царство – мудрое государство» 2 1. 2. 3. 4. 1. 2. № 1. 2. Повышение квалификации Участие в районных совещаниях, проводимых управлением образования района. Работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей: - изучение локальных актов, касающихся работы; - участие в работе «круглых столов». Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий: создание новых компьютерных презентаций, посвященных знаменательным и литературным датам; создание новых компьютерных викторин. Срок исполнения Август Сентябрь В течение года Сентябрь, апрель В течении года Постоянно Постоянно Участие в различных конкурсах Взаимодействие с библиотеками района Обмен учебными изданиями с другими школьными библиотеками района Август Взаимодействие с сельской библиотекой Постоянно Перспективы развития библиотеки Содержание работ Срок выполнения Освоение активных форм массовой работы по продвижению чтения – В течение викторины, литературные игры, дискуссии года Укреплять материальную базу библиотеки: - проектор мультимедиа, МФУ (сканер, принтер, копир), компьютер для В течение читателей; года - обновление книжного фонда.