Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». Классы: 1-4 Полное наименование программы: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» начальное общее образование. Место предмета в образовательной программе НОО. Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» рассчитана на 1 год обучения. На данный курс отводится 1 час в неделю. На уровень начального общего образования приходится 140 часов. Программа разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования. Нормативно - методические материалы: Нормативную правовую основу настоящей Рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы: 1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.) 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.) 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.) 5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190. 6. Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 7.Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ №55 от 23.08.2017). 8. 10.Основная образовательная программа «Бугалышская СОШ» (Приказ №100/2 от 29.08.2022). начального общего образования МАОУ 9.Учебный план ООО (Приказ №100/2 от 29.08.2022). Дата утверждения. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 100/2 от 29.08.2022г. Цель: Развивать у обучающихся ценностное отношение к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью Задачи: Помочь обучающимся: в формировании их российской идентичности; в формировании интереса к познанию; 2 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других; в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм; в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности; в развитии у школьников общекультурной компетентности; в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор; в осознании своего места в обществе; в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; в формировании готовности к личностному самоопределению. Методы и формы работы: Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающимся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам ( беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц опросы и т. д.). 3 Планируемые результаты Личностные результаты: В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к само- выражению в разных видах художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа еѐ проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, графическую, звуковую, видеоинформацию в соответствии с учебной задачей. 4 В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учѐтом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Литературное чтение: осознание значимости художественной литера- туры и произведений устного народного творчества для всестороннего раз- вития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа. Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы. Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, организации, родному краю, России, еѐ истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать 5 и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинноследственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудио- визуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и Интернете, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в Интернете и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения. Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина. Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России. Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки. Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры. Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры. 6 Содержание. Знания - ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания -основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребѐнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе. Любовь к Родине, патриотизм - качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь еѐ - часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека. К. Э. Циолковский - выдающийся учѐный, открывший дорогу к космическим полѐтам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам - исследователям космического пространства. Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Учитель - важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя - социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель - советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого. Мужчина, отец (отчество - от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь. Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать. Семья - дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пѐтр и Феврония Муромские - символ любви и взаимопонимания в семейной жизни. Рождение праздника День народного единства. Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский - герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений - основа развития общества и каждого человека. Патриотизм - чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений. Мать, мама - главные в жизни человека слова. Мать - хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребѐнком всѐ время присутствует мама - человек, чьѐ сердце бьѐтся чаще и сильнее, чем у других людей. Символы современной России: название, описание. О чѐм могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России - обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага. 7 Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям? С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита еѐ от иноземных врагов. Конституция Российской Федерации - главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребѐнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества. История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России. Новый год - замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ѐлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чѐм люди разных времѐн мечтали в Новый год. Что такое виртуальный мир и кто его создаѐт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования интернет-ресурсами. Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чѐм мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили. Первые театры в России. К. С. Станиславский - великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр. Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечѐнные люди. Научные открытия российских учѐных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприѐмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце. Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира. Защита Отечества - обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование. Доброта - качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях. Международный женский день праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе - труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся женщины ХХ века, про- славившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М. Плисецкая, Л. Зыкина. Сергей Владимирович Михалков - автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков - выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад по- эта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова. Крым - природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелѐная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора 8 Кошка, Чѐрное и Азовское моря. Симферополь - столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок. Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!―» - первый полѐт человека в космос; Ю. А. Гагарин - Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос - А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полѐт в космосе - Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля - Международный день освобождения узников концлагерей. Особо охраняемые территории в России - заповедники, национальные парки. Экологические тропы - что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чѐрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр - родной дом северных оленей. Окский заповедник - журавлиный питомник. Профессии прошлого и профессии будущего - что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всѐ время, пока работаешь? Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: Бессмертный полк - помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины? Детская общественная организация - мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым. Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье - мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться? 9 Тематическое планирование. 1–2, 3–4 классы (1 час в неделю) Темы День знаний (1 час) 1–2 классы: «Зачем я учусь?» 3–4 классы «Зачем мне знания?» Наша страна Россия (1 час) 1–2 классы: «Где мы живѐм?» 3–4 классы: «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине» 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского (1 час) 1–2 классы: «Мечтаю летать» 3–4 классы: Основное содержание Характеристика деятельности обучающихся Знания - ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания - основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребѐнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе Любовь к Родине, патриотизм - качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь еѐ -часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого праздника. Участие в эвристической беседе о традициях школы, обсуждение ответов на вопросы: «Почему важно учиться? Как быть, если что-то не знаешь или не умеешь?» и др. Участие в коллективной игре-путешествии (игресоревновании), разгадывании загадок. Участие в викторине «Своя игра» Слушание музыкального произведения, просмотр видеоматериалов, в которых говорится о дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника. Участие в беседе о том, с чего начинается понимание Родины, как проявляется любовь к Родине. Работа в парах с текстами, написанными в разные эпохи, но объединѐнными идеей любви к Родине и личной ответственности за еѐ судьбу К. Э. Циолковский - выдающийся учѐный, открывший дорогу к космическим полѐтам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам - исследователям космического пространства Просмотр видеоролика с целью знакомства с учѐным, его жизнью и научным творчеством. Обсуждение новой информации о достижениях нашей страны в освоении космоса, о вкладе великого учѐного К. Э. Циолковского. Участие в коллективной игре-соревновании «К. Э. Циолковский - учѐный и человек». Путешествие по интерактивной карте «Мечтаю летать День пожилых людей (1 час) 1–2 классы: «Традиции моей семьи» 3–4 классы: «Как создаются традиции?» День учителя (1 час) 1-2 классы: «Если бы я был учителем» 3–4 классы: «Учитель жизни: Лев Николаевич Толстой» День отца (1 час) 1–2 классы: «Отчество - от слова «отец» 3–4 классы: «Отчество - от слова «отец» День музыки (1 час) 1–2 классы: «Я хочу увидеть музыку» Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них Учитель - важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя - социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель - советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого Обсуждение семейных традиций. Просмотр видеоролика с целью знакомства с праздником День пожилых людей, с основным назначением этого праздника. Участие в выполнении интерактивных заданий (установление соответствия, группировка, классификация), которые помогут школьником понять важность семейных традиций и заботы о пожилых людях Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в разыгрывании сценок «Я - учитель», «Я и мои ученики». Участие в групповой, парной работе: со- здание рисунков «Наш класс», «Мой учитель», рисунка «Буква для первого предложения сказки Л. Н. Толстого». Работа с текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с профессией учителя Мужчина, отец (отчество - от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь Обсуждение качеств отца, мужских профессий. Просмотр видеоролика о роли отца как родителя, образе отца в отечественной литературе. Групповая, парная работа: «Воскресный день моей семьи», участие в планировании выходного дня своей семьи Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Просмотр видеоролика о роли музыки в жизни человека, обсуждение содержания видеоролика. Участие в беседе «Я хочу увидеть музыку», «Я хочу слышать музыку». 11 3–4 классы: «Я хочу услышать музыку» Традиционные семейные ценности (1 час) 1–2 классы: «Я и моя семья» 3–4 классы: «Пѐтр и Феврония Муромские» День народного единства (1 час) 1–2 классы: «Что такое единство народа?» 3–4 классы: «Когда мы едины - мы непобедимы» Мы разные, мы вместе (1 час) 1–2 классы: «Память времѐн» 3–4 классы: «Память времѐн» Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать Семья - дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пѐтр и Феврония Муромские - символ любви и взаимопонимания в семейной жизни Групповая и парная работа по созданию иллюстрации «Я вижу музыку». Обсуждение творческого задания «Звуки природы» Обсуждение вопроса «Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек семьѐй?». Участие в беседе о семейных традициях, интересном досуге и праздниках. Участие в коллективной, индивидуальной работе «Я и моя семья (составление семейного древа)». Обсуждение вопросов «Чему мы можем научиться у Петра и Февронии Муромских?», «Почему Пѐтр и Феврония стали символом любви и верности?» Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский - герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками Участие в беседе о возникновении праздника День народного единства. Обсуждение пословиц, связанных с единством народа, любовью к Родине. Знакомство с жизнью и подвигом К. Минина и Д. Пожарского. Коллективная виртуальная экскурсия по историческим местам и памятникам, связанным с Днѐм народного единства. Участие в коллективной игре: составление пазла на основе полученной информации о событиях 1612 года Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культу- рой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений - основа развития общества и каждого человека. Патриотизм чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений Знакомство с понятием «преемственность поколений». Обсуждение качеств, которые отражают нравственные ценности и чувства. Участие в эвристической беседе о природе и заповедниках России. Соревнование команд на умение устанавливать соответствие между природными объектами и их названиями 12 Мать, мама - главные в жизни человека слова. Мать хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребѐнком всѐ время присутствует мама - человек, чьѐ сердце бьѐтся чаще и сильнее, чем у других людей Обсуждение качеств матери, еѐ роли хозяйки и хранительницы семейного очага . Просмотр видеоролика о роли матери, образе матери в отечественной литературе. Групповая, парная работа по обсуждению предложенных ситуаций, планированию помощи маме Символы современной России: название, описание. О чѐм могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России - обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага Знакомство с символами России: обсуждение, называние, описание. Участие в беседе о правилах поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага. Парная работа, связанная с применением полученной информации о символах страны, устройстве герба. Выполнение интерактивных заданий 1–2 классы: «Если добрый ты, это хорошо» Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям? Знакомство со значением слов «доброволец», «волонтѐр», «милосердие», «гуманность». Просмотр видеоролика, обсуждение примеров социального служения в мирное и военное время. Парная работа по анализу текстов, в которых описаны ситуации проявления доброты, гуманности, милосердия 3–4 классы: «Что я могу сделать для других?» День Героев Отечества (1 час) С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, Просмотр и обсуждение видеоролика, содержание первая игрушка, первая книга. которого связано с событиями из истории нашей День матери (1 час) 1–2 классы: «Самое главное слово на земле» 3–4 классы: «Материнское сердце чаще бьѐтся». (С. Федин) Символы России: Государственный гимн, герб, флаг (1 час) 1–2 классы: «Какие в нашей стране есть символы?» 3–4 классы: «Что может герб нам рассказать?» День добровольца 1 час) 13 1–2 классы: «С чего начинается Родина…» 3–4 классы: «История Отечества - история каждого из нас» День Конституции (1 час) 1–2 классы: «Где записаны права человека?» 3–4 классы: «Мои права и мои обязанности: в чѐм разница?» Рождество (1 час) 1–2 классы: «Светлый праздник Рождества» 3–4 классы: «Светлый праздник Рождества» Новый год. Семейные праздники и мечты (1 час) 1–2 классы: «Умеем ли мы Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита еѐ от иноземных врагов страны. Участие в эвристической беседе о событиях истории, ответственности гражданина за свободу, благополучие Родины, еѐ защите от иноземных врагов. Групповая работа по анализу (установление соответствия), упорядочению (лента времени) событий истории Конституция Российской Федерации - главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребѐнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества Участие в эвристической беседе о правах и обязанностях гражданина, ученика начальных классов. Групповая работа по анализу ситуаций, связанных с выполнением обязанностей членами общества История праздника Рождества Христова. Рождественские Участие в беседе о традициях праздника Рождества в традиции в России России. Обсуждение содержания прочитанных одноклассниками стихотворений, посвящѐнных Рождеству. Групповая и парная работа: составление поздравления с праздником Рождества Новый год - замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ѐлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чѐм люди разных времѐн мечтали в Новый год Просмотр видеоролика об истории праздника. Участие в беседе о семейных новогодних традициях. Участие в ролевой игре «Мы, дети… года, мечтаем в новом году о…». Обсуждение ответа на вопрос «О чѐм мечтали на 14 мечтать?» 3–4 классы: «О чѐм мы мечтаем?» Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час) 1–2 классы: «Виртуальный я - что можно и что нельзя?» 3–4 классы: «Виртуальный я - что можно и что нельзя?» День снятия блокады Ленинграда (1 час) 1–2 классы: «…осталась одна Таня…» 3–4 классы: «Писала девочка дневник...» Великие люди России: К. С. Станиславский (1 час) 1–2 классы: «Мы идѐм в театр. А что это значит?» Новый год дети в разные исторические эпохи?» Что такое виртуальный мир и кто его создаѐт? Участие в коллективном обсуждении во- проса «Что Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного такое виртуальный мир и кто его создаѐт?». пользования интернет-ресурсами Групповая работа: подготовка ответов на вопросы «Какие плюсы есть у виртуального мира?», «Какие минусы есть у виртуального мира?». Составление правил безопасного пользования интернет-ресурсами, соотнесение составленных правил с предложенным педагогом набором правил Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чѐм мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили Участие в просмотре и обсуждении со- держания видеоматериалов о блокаде Ленинграда. Виртуальная экскурсия в Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, знакомство с материалами, связанными с Таней Савичевой. Чтение фрагментов дневника Тани Савичевой, обсуждение прочитанного. Участие в беседе о том, как жили и о чѐм мечтали дети блокадного города Первые театры в России. Просмотр и обсуждение видеоролика о первых К. С. Станиславский — великий деятель театрального театрах в России. Знакомство с некоторыми искусства: яркие страницы жизни и деятельности. фактами биографии К. С. Станиславского. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Работа с текстами о том, как создаѐтся спектакль, Школьный и классный театр ответы на вопросы по содержанию текстов. Групповая работа: подготовка сообщения от группы на тему «Зачем люди ходят в театр». Игра «Мы идѐм в театр» 3–4 классы: 15 «С чего начинается театр?» День российской науки (1 час) 1–2 классы: «Как становятся учѐными?» Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечѐнные люди. Научные открытия российских учѐных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприѐмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце Просмотр видеоролика «Люди науки, какие они?», обсуждение качеств учѐного. Групповая работа: «Представление открытия»: ученики знакомятся с открытием и рассказывают о нѐм одноклассникам; одноклассники отгадывают, что это за открытие российских учѐных - 3–4 классы: «Откуда берутся научные открытия?» Россия и мир (1 час) 1–2 классы: «Россия в мире» 3–4 классы: «Россия в мире» День защитника Отечества (День Армии) (1 час) 1–2 классы: «Кому я хочу сказать „спасибо―»?» (ко Дню защитника Отечества) 3–4 классы: «Хорошие дела не ждут благодарности?» (ко Дню защитника Роль нашей страны в современном мире. Значение Беседа о роли России в современном мире. российской культуры для всего мира Знакомство с российскими объектами, включѐнными в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Интеллектуальная игра «Самые известные российские учѐные, поэты, писатели, художники, композиторы, музыканты». Парная работа: подготовка рассказа об одном из российских лауреатов Нобелевской премии Защита Отечества - обязанность гражданина Российской Участие в беседе о том, как жители России выражают Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. свою благодарность защитникам Отечества. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место Просмотр и обсуждение видеоматериалов, в которых подвигу. представлены эпизоды подвигов российских воинов в Качество российского воина: смелость, героизм, военное и в мирное время. самопожертвование Работа с пословицей «Сам погибай, а товарища выручай». Коллективная беседа о проявлениях благодарности к защитникам Отечества. Групповая работа: составление письма ветерану войны. Работа в парах: подготовка ответа на вопрос «Как стать хорошим солдатом?» 16 Отечества) Забота о каждом (1 час) 1–2 классы: «Заряд на добрые дела» Доброта - качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность; пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях 3–4 классы: «Дарить добро» Международный женский день - празд ник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не может научиться женщина. 1–2 классы: Великие женщины в истории России: Екатерина Великая, «Мамы разные важны» Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач) Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В. 3–4 классы: Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова), «Обычный мамин М. Плисецкая, Л. Зыкина день» Международный женский день (1 час) 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова (1 час) Сергей Владимирович Михалков - автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков - выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова Участие в коллективной беседе, обсуждение вопросов «Что такое доброта?», «Трудно ли быть добрым?», «Как научиться делать добрые дела?». Обсуждение просмотренного видеоролика, в котором представлены несколько сюжетов о людях, совершающих добрые дела. Групповая работа: «Представление человека, сделавшего много добрых дел на благо людям»: на основе предложенной учителем информации обучающиеся составляют сообщение об одном из знаменитых благотворителей и рассказывают о нѐм одноклассникам Просмотр и обсуждение видеоролика, знакомящего с историей праздника, со сферами деятельности, в которых работают женщины. Работа в парах: подготовка краткого со- общения об одной из великих женщин в истории России. Составление виртуальной галереи «Женщины, прославившие Россию». Игра «Выдающиеся женщины, прославившие Россию». Участие в обсуждении вопроса «Легко ли быть мамой?». Подготовка поздравительной открытки Участие во вводной беседе «С. В. Михалков - автор двух Государственных гимнов». Выразительное чтение любимых стихотворений, автором которых является С. В. Михалков. Викторина «Узнай произведение С. В. Михалкова по одной строчке» 17 1–2 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях» 3–4 классы: «Поэт, который писал для детей и о детях» День воссоединения Крыма с Россией (1 час) 1–2 классы: «Путешествие по Крыму» 3–4 классы: «Путешествие по Крыму» Всемирный день театра (1 час) 1–2 классы: «Что на что похоже: зачем человеку воображение?» 3–4 классы: «Что такое творчество?» День космонавтики. Мы - первые (1 час) 1–2 классы: «Какие Крым - природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелѐная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чѐрное и Азовское моря. Симферополь - столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием карты. Виртуальная экскурсия: природные достопримечательности Крыма. Выполнение интерактивных заданий: со- отнесение изображения и описания объекта. Выполнение творческого задания: написание минирассказа «Что я хочу посетить в Крыму» Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды, рас- писывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание сценок Участие во вступительной беседе о том, что такое воображение и творчество. Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о людях творческих профессий. Участие в обсуждении вопроса о театре как коллективном творчестве режиссѐра и актѐров. Творческая игра «Ставим сценку»: каждой группе предлагается разыграть сценку, один из участников группы выступает в роли режиссѐра, остальные актѐры. Подготовка ответа на вопрос о том, в каких видах творчества хочется реализовать себя Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Просмотр видеоролика «Как всѐ начиналось…», Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!―» - первый полѐт обсуждение главных событий в истории покорения человека в космос; Ю. А. Гагарин - Герой Советского космоса. 18 поступки делают человека великим?» (о первом полѐте человека в космос) 3–4 классы: «Какие поступки делают человека великим?» (о первом полѐте человека в космос) Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час) 1–2 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?» 3–4 классы: «Надо ли вспоминать прошлое?» День Земли (1 час) 1–2 классы: «Где можно увидеть нетронутую природу?» 3–4 классы: «Дом для дикой природы» День труда (1 час) 1–2 классы: Союза. Первый выход в открытый космос - А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полѐт в космосе - Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации Участие в беседе «Рекорды России в космосе», «Кто они, великие космонавты России?». Групповая, парная работа на поиск соответствия, упорядочение событий, связанных с достижениями России в покорении космоса Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля - день освобождения узников концлагерей Участие в беседе о том, что такое геноцид. Знакомство с материалами о детях - узниках концлагерей. Работа с текстами интервью с бывшими узниками концлагерей, обсуждение прочитанного. Участие в беседе о причинах геноцида и способах его предотвращения Особо охраняемые территории в России - заповедники, национальные парки. Экологические тропы - что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чѐрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр - родной дом северных оленей. Окский заповедник - журавлиный питомник Профессии прошлого и профессии будущего - что будет нужно стране, когда я вырасту? Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Виртуальная экскурсия по самым значимым заповедникам России. Работа в группах: составление правил, которые нужно соблюдать жителям Земли, чтобы сохранить нашу планету Участие в беседе о том, почему человеку необходимо трудиться, о том, почему, когда и как появлялись 19 «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всѐ время, пока работаешь? 3–4 классы: «Не надо бояться трудностей» День Победы. Бессмертный полк (1 час) 1–2 классы: «Мужество, честь, отвага. Что это и откуда берѐтся в человеке?» Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины? 3–4 классы: «Что такое подвиг?» День детских общественных организаций (1 час) 1–2 классы: «Вместе весело шагать по просторам…» Детская общественная организация - мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым разные профессии. Просмотр и обсуждение видеоролика, рассказывающего о профессиях прошлого и настоящего. Выполнение интерактивных заданий на соединение описания профессии с еѐ названием, соединение имѐн и фамилий выдающихся представителей профессии с названием профессии. Групповая работа: подготовка мини-сообщения «Что будет, если люди перестанут работать?» Обсуждение вопросов «Что такое мужество, честь, отвага и как можно воспитать в себе эти качества?», «Что такое подвиг?», «Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?». Индивидуальный рассказ о том, есть ли семейная традиция участвовать в «Бессмертном полку», о подготовке к участию в этом году. Групповая работа: подготовка на основе предложенных педагогом материалов со- общения о подвиге, совершѐнном во время Великой Отечественной войны, представление результатов работы при создании коллективного рассказа «Во имя жизни на Земле» Участие во вступительной беседе о детских общественных организациях. Знакомство с движением «Орлята России». Групповая работа: каждая группа предлагает три причины, по которым стоит участвовать в детских общественных организациях 3–4 классы: «Вместе весело шагать по просторам…» 20 Про счастье (1 час) 1–2 классы: «Мой самый счастливый день» 3–4 классы: «Разделяя счастье с другим, мы умножаем счастье». (П. Коэльо) Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли с им поделиться? Игра «Закончи предложение»: каждый предлагает концовку предложения «Счастье - это когда...». Участие в коллективной беседе «Что делает нас счастливыми». Подготовка индивидуального сообщения «Мой самый счастливый день». Групповая работа: подготовка мини-сообщения «Что значит поделиться счастьем?» 21