Рабочая программа курса внеурочной деятельности Разговор о важном ООО

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном». Классы: 5-9
Полное наименование программы:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
основное общее образование.
Место предмета в образовательной программе ООО.
Программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
рассчитана на 1 год обучения. На данный курс отводится 1 час в неделю. На уровень
основного общего образования приходится 175 часов.
Программа разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования.
Нормативно - методические материалы:
Нормативную правовую основу настоящей Рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)
3.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
4.
Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных
организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
5.
Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
«Бугалышская СОШ» (Приказ №55 от 23.08.2017).
6.
Основная образовательная программа
«Бугалышская СОШ» (Приказ №100/2 от 29.08.2022).

основного общего образования МАОУ

7
.Учебный план ООО (Приказ №100/2 от 29.08.2022).
Дата утверждения.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 100/2 от 29.08.2022г.
Цель: Развивать у обучающихся ценностное отношение к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью
Задачи:
Помочь обучающимся:
 в формировании их российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
2





в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.

Методы и формы работы:
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающимся
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
( беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц опросы и т. д.).

3

Планируемые результаты
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учѐтом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
4

навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям
других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учѐтом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надѐжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
5

решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать
всѐ вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учѐтом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в
диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию
текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, еѐ
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и еѐ роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики
литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от
текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражѐнную в литературных произведениях, с учѐтом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать
прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий
пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы
к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в
культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать
сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии
поведения в Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и
истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;
умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные
исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях,
процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых
фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные
6

признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинноследственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя
источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и
явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в
сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство
народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том
числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты,
явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для
объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов
социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм своѐ отношение к явлениям, процессам социальной
действительности;
умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить еѐ с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека,
личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение
других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населѐнного пункта, Российской Федерации, мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и
процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение

7

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Содержание.
Знакомство с платформой «Россия - страна возможностей». Возможности, которые
предоставляет платформа «Россия - страна возможностей».
Родина - не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем
мы можем гордиться?
Мечты и фантазии человека о космических полѐтах. К. Э. Циолковский основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения
космоса.
1 октября - Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения.
Возрастные изменения - не повод быть исключѐнным из жизни семьи и общества.
Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны.
Современный учитель: какой он?
История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной
литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.
Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды
искусства, где музыка - неотъемлемая часть.
Дом, в котором мы живѐм. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные
ценности.
Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы - одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским
старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение
между людьми разных национальностей - основа межкультурного общения. Влияние
многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?
Мама - важный человек в жизни каждого. Материнская любовь - простая и
безоговорочная. Легко ли быть мамой?
Герб - символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора.
История российского флага.
История создания Красного Креста. Особенности волонтѐрской деятельности.
Волонтѐрство в России.
Россия - страна с героическим прошлым. Современные герои - кто они? Россия
начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность - это осознанное поведение.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и
в других государствах.
Новый год - праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние
приметы.
Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всѐ, что попадает
в Сеть, остаѐтся там навсегда.
Голод, морозы, бомбардировки - тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паѐк.
Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.
Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые
факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.
Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в
нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научнотехнического прогресса.

8

Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные
народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов).
Российская культура. Чем славится Россия?
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто еѐ
выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.
Мотивация добрых дел. Подлинность намерений - то, что у тебя внутри. Проблемы,
с которыми сталкиваются добрые люди.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами
«мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина - добытчик, женщина хранительница очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков - поэт, драматург, баснописец, сказочник,
сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству.
Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение
правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова.
Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Сила театрального искусства. Читка пьес - особый жанр театрального искусства.
Кино и театр: аргументы за и против.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полѐту - многолетний процесс.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во
время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге.
Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид
в современном мире.
День Земли - призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы
как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так
сложно.
История Праздника труда. Труд - это право или обязанность человека? Работа
мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила
Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года - день рождения пионерской организации. Цель еѐ создания и
деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

9

Тематическое планирование.
5–7, 8–9 классы (1 час в неделю)
Темы
День знаний
Россия - страна
возможностей
(1 час)
5–7 классы:
«Мы - Россия.
Возможности будущее»
8–9 классы:
«Мы - Россия.
Возможности будущее»
Наша страна Россия (1 час)
5–7 классы:
«Что мы Родиной
зовѐм?»
8–9 классы:
«Мы - жители
большой страны»
165 лет
со дня рождения
К. Э. Циолковского
(1 час)

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Знакомство с платформой «Россия - страна возможностей». Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика
Возможности, которые предоставляет платформа «Россия - «История успеха».
страна возможностей»
Участие в мотивационной беседе о чертах характера,
которые присущи людям с активной жизненной
позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть.
Просмотр проморолика «Россия - страна
возможностей»

Родина - не только место рождения. История, культура,
научные достижения: чем мы можем гордиться?

Участие во вступительной беседе о России. Просмотр
ролика о России. Участие в работе с пословицами.
Интерактивное задание «Своя игра». Участие в
инсценировке и решении проблемных ситуаций с
дальнейшим обсуждением

Мечты и фантазии человека о космических полетах. К. Э.
Циолковский - основоположник ракетодинамики и
теоретической космонавтики. Герои освоения космоса

Участие во вступительной беседе о мечтах и
фантазиях человека о космических полѐтах. Участие
в викторине о космонавтике. Просмотр видеоролика.
Участие в групповой работе: знакомство с героями
освоения космоса. Участие в беседе о К. Э.

Циолковском

5–7 классы:
«Невозможное
сегодня станет
возможным завтра
(К. Э.
Циолковский)»
8–9 классы:
«Невозможное
сегодня станет
возможным завтра
(К. Э.
Циолковский)»
День пожилых людей
(1 час)
5–7 классы:
«Обычаи и традиции
моего народа: как
прошлое соединяется с
настоящим?»
8–9 классы:
«Обычаи и традиции
моего народа: как
прошлое соединяется с
настоящим?»
День учителя (1 час)
5–7 классы:
«Если бы я был
учителем…»
8–9 классы:
«Какие качества

1 октября - Международный день пожилых людей.
Почитание старшего поколения. Возрастные изменения не повод быть исключѐнным из жизни семьи и общества

Участие во вступительной беседе о Международном
дне пожилых людей. Просмотр видеоролика.
Участие в групповой работе: составляем
«Кодекс уважения и поддержки пожилых людей»

Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой
Отечественной войны. Современный учитель: какой он?

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть
современный учитель? (Создание кластера.)
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем:
«Если бы я был учителем, какими качествами
обладал…, как относился бы к ученикам…, как
готовился к занятиям…, какие вспомогательные

11

необходимы
учителю?»
День отца
(1 час)
5–7 классы:
«Отчество - от слова
„отец―»

История формирования понятий «род» и
«отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества
настоящего отца. Равноправие родителей в семье

8–9 классы:
«Отчество - от слова
„отец―»
День музыки (1 час)
5–7 классы:
«Что мы музыкой
зовѐм»
8–9 классы:
«Что мы музыкой
зовѐм
Традиционные
семейные ценности
(1 час)
5–7 классы:
«Счастлив тот, кто
счастлив у себя
дома»

средства использовал для проведения уроков?»;
«Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы
понимать своих учеников?»; «Нужно ли учителю
учиться?»
Просмотр видеоролика. Знакомство с
литературными образами отца.
Участие в групповой работе по соотнесению текста и
высказывания известного человека об отце.
Участие в беседе о нравственных качествах отца.
Обмен мнениями о том, какое из предложенных
высказываний ближе всего школьникам

Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные
инструменты. Виды искусства, где музыка - неотъемлемая
часть

Групповая работа по созданию кластера
«Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые
возникают от слова «музыка». Просмотр
видеоролика.
Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка неотъемлемая часть

Дом, в котором мы живѐм.
Идеальные отношения в семье: какие они?
Семейные ценности

Просмотр вступительного видеоролика о доме, в
котором мы живем.
Интерактивное задание «Собираем рассыпавшиеся
пословицы».
Участие в разыгрывании и анализе проблемных
ситуаций, связанных с жизнью в семье

8–9 классы:

12

«Счастлив тот, кто
счастлив у себя
дома»
День народного
единства
(1 час)
5–7 классы:
«Мы - одна страна»

Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во
главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой
Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не только в войне

8–9 классы:
«Мы - одна страна»

Мы разные, мы
вместе (1 час)
5–7 классы:
«Языки и
культура
народов России:
единство
в разнообразии

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных
народов. Уважение между людьми разных
национальностей - основа межкультурного общения.
Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки
исчезают?

Участие во вступительной беседе о появле нии
праздника День народного единства. Знакомство с
исторической справкой о событиях Смутного
времени.
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное
время, в чѐм вы бы увидели причины появления
народных ополчений? Обмен мнениями.
Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины
народного ополчения продемонстрировали образец
героизма и сплочѐнности всего народа вне
зависимости от происхождения, вероисповедания и
положения в обществе. Дискуссия о том, когда ещѐ
люди чувствуют, что им надо объединяться?
Блиц опрос о том, что в Москве нам напоминает о
событиях 1612 года
Блиц - опрос: какие народы, живущие в России, вы
можете назвать? (По последним данным в России
проживает более 190 народов.)
Знакомство с традициями народов, живущих на
территории России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей
разных национальностей в одной стране, что им в
этом помогает

8–9 классы:
«Языки и
культура
народов России:
единство

13

в разнообразии»
День матери (1 час)
5–7 классы:
«Мама - главное слово
в каждой судьбе»

Мама - важный человек в жизни каждого. Материнская
любовь - простая и безоговорочная.
Легко ли быть мамой?

Участие в игре «Незаконченное предложение», во
время которой каждый школьник продолжает
предложение «Первое, что приходит в голову, когда я
слышу слово „мама― …».
Участие в групповом обсуждении случаев
недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам
счастливыми

Герб - символ государства. У каждой страны свой герб.
Значение триколора. История российского флага

Участие во вступительной беседе о гербе России: что
олицетворяет герб России, где его можно увидеть?
Участие в беседе о том, когда каждый из нас
чувствовал гордость при виде государственных
символов нашей страны

История создания Красного Креста. Особенности
волонтѐрской деятельности. Волонтѐрство в России

Знакомство школьников с информацией о создании в
Международного Комитета Красного Креста.
Участие в обсуждении вопроса «Действительно ли
создание именно этой организации можно считать
началом волонтѐрского движения?».
Работа в группах по составлению списка

8–9 классы:
«Мама - главное слово
в каждой судьбе»

Символы России:
Государственный
гимн, герб, флаг (1
час)
5–7 классы:
«Двуглавый орѐл:
история
легендарного герба»
8–9 классы:
«Двуглавый орѐл:
история
легендарного герба»
День добровольца
1 час)
5–7 классы:
«Жить - значит
действовать»
8–9 классы:

14

«Жить - значит
действовать»
День Героев
Отечества (1 час)

особенностей волонтѐрской деятельности. Обмен
историями из жизни о волонтѐрской деятельности
Россия - страна с героическим прошлым. Современные
герои - кто они? Россия начинается с меня?

Участие во вступительной беседе о непростой судьбе
нашей страны, о войнах, которые выпали на долю
народа, и о героизме тех, кто вставал на еѐ защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму
сегодня? Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Согласен-не согласен»

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и
выполнение обязанностей. Ответственность - это
осознанное поведение

Участие во вступительной беседе о значении слова
«конституция» и о жизни без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было
нарушение прав или невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во
время которой каждый школьник продолжает
предложение «Нужно знать Конституцию, потому
что…» Участие в дискуссии об осознанном
поведении и личной ответственности

История праздника Рождества Христова. Рождественские
традиции в России и в других государствах

Участие в блиц - опросе «История рождения
Христа».
Работа в группах: обсуждаем рождественские
традиции (кто больше вспомнит). Какие
рождественские традиции других стран вам больше

5–7 классы:
«В жизни всегда
есть место
подвигу?»
8–9 классы:
«Россия начинается
с меня?»
День Конституции
(1 час)
5–7 классы:
«Настоящая
ответственность
бывает только
личной».
(Ф. Искандер)
8–9 классы:
«Повзрослеть - это
значит, чувствовать
ответственность за
других». (Г. Купер)
Рождество (1 час)
5–7 классы:
«Светлый
праздник
Рождества»

15

8–9 классы:
«Светлый праздник
Рождества»
Тема нового года.
Семейные
праздники и мечты
(1 час)
5–7 классы:
«Зачем мечтать?»
8–9 классы:
«Полѐт мечты»
Цифровая
безопасность и
гигиена школьника
(1 час)
5–7 классы:
«Как не попасть в
цифровые ловушки?»
8–9 классы:
«Правила
продвинутого
пользователя
Интернета»
День снятия
блокады
Ленинграда (1 час)
5–7 классы:
«Люди писали

Новый год - праздник всей семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние приметы

всего нравятся?
Игра «Найди связь»: педагог называет слово,
связанное с Рождеством, а школьники рассказывают,
как оно с ним связано.
Работа в парах: придумать нетривиальное пожелание
на Рождество
Игра «Вопрос из шляпы» (Всѐ ли вы знаете о Новом
годе?).
Участие в дискуссии «Поделись новогодней
традицией, которая объединяет семью».
Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о
материальных подарках, но есть ли что-то, что мы
хотели бы изменить в себе в Новом году?
Участие в разговоре о новогодних приметах

Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в
Сети. Всѐ, что попадает в Сеть, остаѐтся там навсегда

Участие в обсуждении того, что относится к личной
информации.
Участие в беседе о тех, кого мы добавляем в
«друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши
фотографии.
Работа в группах: делаем памятку для школьников.
(используем ватман, карандаши, фломастеры и т. д.)

Голод, морозы, бомбардировки - тяготы блокадного
Ленинграда. Блокадный паѐк. Способы выживания
ленинградцев. О провале планов немецких войск

Участие в обсуждении неписанных правил
выживания:
1.Не съедать весь выданный хлеб сразу.
Стоя в очереди за продовольствием, люди
прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы

16

дневники и верили,
что им удастся
прожить и ещѐ один
день». (Д. С.
Лихачѐв)
8–9 классы:
«Ты выжил, город на
Неве…»

160 лет со дня
рождения К. С.
Станиславского
(Великие люди
России) (1 час)
5–7 классы:
«С чего начинается
театр?»
8–9 классы:
«С чего начинается
театр?»
День российской
науки
(1 час)
5–7 классы:
«Хроника научных
открытий, которые
перевернули мир»

Авторитет К. С. Станиславского в области сценического
искусства. Некоторые факты его биографии. Основные
идеи системы Станиславского

Цивилизация без научных достижений. Научные и
технические достижения в нашей стране. Достижения
науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научнотехнического прогресса

не пропускать полукриминальных личностей, а с
другой - чтобы сохранить тепло.
При бомбардировках люди знали, где находится
бомбоубежище и какой путь является наиболее
безопасным. На улицах размещали таблички
«Граждане! При артобстреле эта сторона улицы
наиболее опасна!».
Не ложиться и всѐ время что-то делать. Беседа о том,
что ещѐ помогало людям выстоять.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему
планам Гитлера не суждено было сбыться?
Самостоятельная работа «Знакомство с
некоторыми фактами биографии К. С.
Станиславского».
Участие в обсуждении идей системы Станиславского.
Могут ли они пригодиться людям других профессий?
Участие в дебатах о том, стоит ли приучать детей к
театру с раннего детства?

Участие во вступительной беседе о том, какой была
бы жизнь человека без научных достижений.
Участие в беседе об основных научных и
технических достижениях в нашей стране.
Участие в блиц - опросе «Примеры использования
достижений науки в повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением:
«Плюсы и минусы научно-технического прогресса»

8–9 классы:
«Научные прорывы

17

моей страны»
Россия и мир
(1 час)
5–7 классы:«Россия
в мире»
8–9 классы:«Россия
в мире»
День защитника
Отечества (День
Армии) (1 час)
5–7 классы:
«За что мне могут
сказать „спасибо―?
(ко Дню защитника
Отечества)
8–9 классы:
«Тот, кто не может
благодарить, не может
и получать
благодарность»
Забота о каждом
(1 час)
5–7 классы:
«Включайся!»
8–9 классы:
«Мы всѐ можем»
Международный
женский день
(1 час)
5–7 классы:
«Мамина карьера»
8–9 классы:

Географические особенности и природные богатства
России. Многочисленные народы России. Единый
перечень коренных малочисленных народов (47 этносов).
Российская культура. Чем славится Россия?

Обмен мнениями «Что для вас является
удивительным в вашей стране?».
Беседа о том, в чѐм причины исчезновения
малочисленных народов России.
Мозговой штурм: как сохранить Россию
для будущих поколений

День защитника Отечества: исторические традиции.
Профессия военного: кто еѐ выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время

Участие в интеллектуальной разминке
«Что вы знаете о Дне защитника Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии
военного.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами
военных действий, в которых выручала смекалка.
Участие в беседе о том, как жители России выражают
свою благодарность защитникам Отечества

Мотивация добрых дел.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во
Подлинность намерений - то, что у тебя внутри. Проблемы, время которой каждый школьник продолжает
с которыми сталкиваются добрые люди
предложение «Я делаю добрые дела, потому что…».
По итогам игры - участие в обсуждении разных
мотивов совершения добрых дел.
Участие в дебатах: «Делать добро - это значит не
делать зло»
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин.
Участие во вступительной беседе об истории
Освоение женщинами «мужских» профессий.
праздника 8 Марта.
Традиционность подхода «мужчина - добытчик, женщина - Работа в группах: как научно-технический прогресс
хранительница очага»: изменились ли роли?
помог женщине выбирать ранее «мужские»
профессии.
Участие в дебатах о роли женщины в семье и в

18

«Мужских и женских
профессий больше
нет?»
Гимн России (110
лет со дня рождения
советского писателя
и поэта, автора слов
гимнов Российской
Федерации и СССР
С. В. Михалкова)
(1 час)

обществе
Сергей Владимирович Михалков - поэт, драматург,
баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный
деятель.
Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в
армейской печати во время Великой Отечественной войны.
Решение правительства России о смене гимна. Вторая
редакция текста гимна

Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми
моментами жизни С. В. Михалкова. Работа в группах:
предположим, вам поручили создать личную
страничку Михалкова в Интернете. Какую
информацию вы бы в неѐ поместили?
Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое
количество претендентов, для последней редакции
гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова?

Красивейший полуостров с богатой историей. История
Крымского полуострова. Значение Крыма.
Достопримечательности Крыма

Участие в беседе о географическом положении
Крыма с использованием карты. Самостоятельная
работа по изучению информации по истории Крыма.
Работа в группах с обобщением: что с древних
времѐн
привлекало разные
народы в
Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить
в Крыму

Сила театрального искусства. Читка пьес — особый
жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и
против

Участие во вступительной беседе о первом походе в
театр, о тематике постановок, которые интересно
смотреть.
Участие в обсуждении ожиданий от похода в театр.
Рассказ педагога о читке пьес в разных театрах, где
после спектакля-читки идѐт обсуждение со
зрителями. Участие в дебатах: «Кино и театр:
аргументы за и против

5–7 классы:
«Гимн России»
8–9 классы:
«Гимн России»
День воссоединения
Крыма с Россией
(1 час)
5–7 классы:
«Путешествие по
Крыму»
8–9 классы:
«Крым на карте
России»
Всемирный день
театра
(1 час)
5–7 классы:
«Как построить диалог
с искусством?»
8–9 классы:
«Искусство - одно из

19

средств
различения доброго от
злого».
(Л. Толстой)
День космонавтики.
Мы - первые (1 час)
5–7 классы:
«Трудно ли быть
великим?»
8–9 классы:
«Истории великих
людей, которые меня
впечатлили» (ко Дню
космонавтики)
Память о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
5–7 классы:
«Пока жива история,
жива память…»
8–9 классы:
«Есть такие вещи,
которые нельзя
простить?»
День Земли
(Экология) (1 час)
5–7 классы:
«Зелѐные привычки» сохраним природу

Главные события в истории покорения космоса.
Отечественные космонавты-рекордсмены.
Подготовка к полѐту - многолетний процесс

Участие во вступительной беседе об основных
исторических событиях в космонавтике.
Самостоятельная работа в группах: найти в
Интернете информацию о космонавте и сделать
сообщение для одноклассников (Герман Титов,
Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана
Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова,
Сергей Крикалѐв, Геннадий Падалка, Анатолий
Соловьѐв).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к
полѐту
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа Участие в беседе о том, какими признаками
и народов Европы во время Второй мировой войны.
характеризуется геноцид. Составление «облака тегов»
Международный военный трибунал в Нюрнберге.
к понятию «геноцид». Участие в беседе о
Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о
и наказании за него. Геноцид в современном мире
причинах геноцида и способах его предотвращения

День Земли - призыв задуматься о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствие безответственного
поведения человека.
Соблюдать эко правила - не так сложно

Участие во вступительной беседе об истории
появления праздника День Земли. Обсуждение
экологических проблем, существующих в России, и
роли людей в их появлении.
Работа в группах по составлению общего списка эко
правил, которые легко может соблюдать каждый

20

вместе
8–9 классы:
«Сохраним планету
для будущих
поколений»
День труда (1 час)
5–7 классы:
«Как проявить себя
и свои способности?»
8–9 классы:
«Если ты не умеешь
использовать минуту,
ты зря проведѐшь
и час, и день, и всю
жизнь».
(А. Солженицын)
День Победы.
Бессмертный полк
(1 час)
5–7 классы:
«Подвиг остаѐтся
подвигом, даже если
его некому воспеть…»
(неизвестные герои
Великой
Отечественной войны)
8–9 классы:
«Словом можно убить,
словом можно спасти,
словом можно полки
за собой повести...»

История Праздника труда.
Труд - это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки

Вступительная беседа об истории Праздника труда.
Участие в дискуссии «Труд - это право или
обязанность человека?».
Мозговой штурм - обсуждение критериев работы
мечты.
Блиц опрос «Владеете ли вы элементарными
трудовыми навыками?»

История появления праздника День Победы. Поисковое
движение России. Могила Неизвестного Солдата.
Семейные традиции празднования Дня Победы

Участие во вступительной беседе об истории
появления праздника День Победы. Участие в беседе
о том, что заставляет тысячи человек заниматься
поиском и захоронением останков погибших
защитников Отечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция
отмечать День Победы?

21

День детских
общественных
организаций (1 час)
5–7 классы:
«Может ли быть
Тимур и его команда в
2022 году?»
8–9 классы:
«Какие существуют
детские общественные
организации?»
Про счастье (1 час)
5–7 классы:
«Что человеку
нужно для счастья?»
8–9 классы:
«Дай каждому дню
шанс стать самым
лучшим в твоей
жизни». (Марк
Твен).

19 мая 1922 г. - день рождения пионерской организации.
Цель еѐ создания и деятельность. Распад пионерской
организации. Причины, по которым дети объединяются

Участие во вступительной беседе о пионерской
организации.
Участие в дискуссии о том, какое должно быть
детское общественное объединение, чтобы вам
захотелось в него вступить.
Участие в мозговом штурме по выдвижению причин,
по которым дети объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские
общественные объединения

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья.
Рецепт счастливой жизни

Игра «Согласен - не согласен».
Работа в группах: обсуждение с дальнейшим
обобщением вопроса «Из чего состоит счастье?».
Обсуждение притчи о счастье.
Участие в дискуссии: «Слагаемые счастья: любовь;
семья; успех; самореализация; финансовое
благополучие. Этого достаточно?»

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».