Пояснительная записка к учебному плану основной общеобразовательной
программы - образовательной программы дошкольного образования
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план непосредственной образовательной деятельности филиала МАОУ
«Бугалышская СОШ» - Новобугалышская НШ разработан в соответствии с нормативно –
правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09 2020 N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Учебный план разработан с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей детей,
выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ.
Учебный план является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень
образовательных областей и объѐм учебного времени, отводимого на проведение
непрерывной непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД), при этом
данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает
возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей.
В 2022 -2023 учебном году в филиале функционирует одна разновозрастная группа,
укомплектованная в соответствии с возрастными нормами:
Средняя группа (от 4 до 5 лет) – 3 детей
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) – 1 ребенок
Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по образовательной
программе, разработанной с учѐтом Примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е
Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в соответствии с ФГОС ДО.
Учебный план соответствует Уставу МАОУ «Бугалышская СОШ»,
образовательной и парциальной программам. В соответствии с ФГОС ДО в ДОУ
обеспечивается право ребѐнка на качественное образование, учитываются возможности и
потребности детей, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников с
учѐтом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Цель деятельности учреждения: обеспечение качественного дошкольного
образования воспитанникам, путем создания единого образовательного пространства,
отвечающего ФГОС ДО.
Основными задачами учреждения являются:
1.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественноэстетического и физического развития детей;
3.
Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
4.
Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом
развитии детей;
5.
Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, в инвариантной части учебного плана, определено время на
образовательную деятельность отведенное на реализацию образовательных областей.
Каждому направлению соответствует определенные образовательные области:
«Социально-коммуникативное»
«Познавательное»
«Речевое»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей входят в расписание непосредственной образовательной деятельности. Они
реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарнотематическом планировании.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации
которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют
непосредственное отношение к развитию дошкольников;
принцип интеграции непосредственно образовательных областей в
соответствии с
возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический
принцип
построения
образовательного
процесса;
Количество и продолжительность непосредственной образовательной деятельности
устанавливается в соответствии СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 №
28.
2.
Продолжительность
непрерывной
непосредственно
деятельности:
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
образовательной
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей группе не превышает 30 минут;
- в средней группе не превышает 40 минут;
- в старшей группе не превышает 50минут;
- в подготовительной группе не превышает 1,5 часа.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера
проводятся физкультурные минутки, динамические паузы.
Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
проводиться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность
составляет не более 25-30 минут в день.
Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются
3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста
детей и составляет:
- в младшей группе - 15 мин.,
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организуются занятия по
физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у
детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных
метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по
физическому развитию организуется на открытом воздухе.
Воспитателю предоставляется право варьировать место непосредственной
образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрировать содержание
различных видов непосредственной образовательной деятельности в зависимости от
поставленных целей и задач обучения и воспитания.
Форма организации занятий
с 3 до 7 лет (фронтальные, подгрупповые,
индивидуальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который
позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованные
педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения) формы детской деятельности, так и
самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание НОД соответствуют виду и
направлению детского сада.
Парциальная программа является дополнением к Примерной основной
общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой и составляют не более 40% от
общей учебной нагрузки.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается
продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры,
спортивные праздники, экскурсии и др.
Характеристика структуры учебного плана
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, в структуре учебного плана ДОУ
выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательного процесса. Обязательная часть (не менее 60 %) реализуется через
обязательную непосредственную образовательную деятельность. Часть, формируемая
участниками образовательного процесса (не более 40%), формируется образовательным
учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, наличия приоритетных
направлений его деятельности.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020г. № 28.
Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального
количества непосредственной
образовательной деятельности на изучение каждой
образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и
предельно допустимая нагрузка.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не
менее 50% общего времени занятий.
Учебный план составлен из расчета 36 недель и не превышает максимально
допустимый объем общей нагрузки, рационально распределяет время, отводимое на
освоение основной образовательной программы.
На
основе Учебного плана разработано Расписание непосредственной
образовательной деятельности на неделю, не превышающее учебную нагрузку.
В Расписании учтены возрастные возможности детей, продолжительность видов
образовательной деятельности в день в каждой возрастной группе.
Образовательная деятельность проводится с несколькими детьми, с подгруппой
или со всей группой. Предусматривается рациональное для детей каждого возраста
чередование умственной и физической нагрузки.
Во всех содержаниях образовательных областей прослеживается системность и
преемственность возрастных ступеней, планы и программы разработаны от младшей до
подготовительных групп с учетом возрастных особенностей детей, при реализации
содержания учитываются индивидуальные особенности воспитанников.
Виды непосредственной
образовательной деятельности
по образовательным областям
Познавательное развитие:
Ознакомление с миром природы
Ознакомление с предметным
окружением
Ознакомление с социальным
миром
Развитие познавательноисследовательской деятельности
Формирование элементарных
математических представлений.
Речевое развитие
Развитие речи
младшая
группа
(3-4 года)
средняя
группа
(4-5 лет)
старшая
группа
(5-6 лет)
подготовит.
группа
(6-7 лет)
в нед.
в год
в
нед.
в год
в
нед.
в
год
в нед
в год
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
1
36
интегрировано во все образовательные области
1
36
1
36
1
36
2
72
1
36
1
36
2
72
1
36
1
36
108
Обучение грамоте
108
2+1
(на
прог
улке
)
108
2+1
(на
прог
улке
)
108
2+1
(на
прогу
лке)
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
1
36
1
36
2
72
2
72
Лепка
0.5
18
0,5
18
0.5
18
0,5
18
Аппликация
Социально-коммуникативное
развитие
0,5
18
0,5
18
0,5
18
0,5
18
10
360
10
360
13
468
14
504
2+1
(на
прогу
лке)
Художественно-эстетическое
развитие:
Музыка
Физическое развитие
Физическая культура
Рисование
Итого (ООД):
Учебный план образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Вид деятельности детей
ПознавательноФЭМП
исследовательская Ознакомление с
деятельность
окружающим
миром
Коммуникативная Развитие речи
деятельность,
восприятие
художественной
литературы и
фольклора
Изобразительная
Рисование
деятельность
Лепка/Аппликация
Музыкальная
Музыка
деятельность
Двигательная
Физическая
активность
культура в
помещении
Физическая
культура на
воздухе
4-й год жизни
Кол-во Время
НОД
(мин.)
в
в
неделю неделю
1
15
1
15
5 год жизни
Кол-во Время
НОД
(мин.)
в
в
неделю неделю
1
20
1
20
Кол-во
НОД
в
неделю
1
2
6-й год жизни
Время
(мин.) в неделю
25
50
7-й год жизни
Кол-во
Время
НОД
(мин.)
в неделю
в
неделю
2
60
2
60
1
15
1
20
2
50
2
60
1
1
2
15
15
30
1
1
2
20
20
40
2
1
2
50
25
50
2
1
2
60
30
60
2
30
2
40
2
50
2
60
1
15
1
20
1
25
1
30
14
420мин.
Максимальная недельная нагрузка
10
150мин.
10
200мин.
13
325мин.
Примечание. Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование
(из природного и, строительного материала), самообслуживание и элементарный бытовой труд осуществляется в ходе совместной образовательной
деятельности педагога с детьми, в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности детей.
Парциальная программа социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической направленности « СамоЦветы»
реализуется в ходе совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в режимных моментах.
НОД
май
апрель
март
февраль
январь
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
165
165
165
165
165
165
165
165
165
135
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
165
165
165
135
+
+
диагностика
+
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
165
165
165
165
165
165
135
135
165
165
135
165
165
135
165
165
165
+
IV
п
п
240
240
240
240
240
240
240
240
240
200
мп
240
240
240
200
п
мп
п
сп
+
и
ю
л
ь
июнь
мониторинг
II
III
IV
I
II
п
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
мониторинг
+
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
240
240
240
240
240
240
200
200
240
240
200
240
240
200
240
240
240
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
мониторинг
+
мониторинг
+
п
п
375
375
375
375
375
375
375
375
375
300
мп
375
375
375
300
п
мп
п
сп
+
+
мониторинг
+
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
мониторинг
+
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
п
+
п
510
510
510
510
510
510
510
510
510
420
мп
510
510
510
420
+
+
+
+
+
+
+
+
510
510
510
510
510
510
420
420
510
510
420
510
510
420
510
510
510
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
мп
п
мп
п
сп
мониторинг
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
п
мп
+
мониторинг
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
п
п
П
СамД
ОДвРМ
НОД (мин)
П
п
+
+
+
+
375
375
375
375
375
375
300
300
375
375
300
375
375
300
375
375
375
Подготовительная группа
СамД
ОДвРМ
П
п
+
+
+
+
+
+
+
+
НОД (мин)
Старшая группа
СамД
ОДвРМ
НОД (мин)
Средняя группа
П
СамД
ОДвРМ
НОД (мин)
неделя
месяц
II младшая группа
п
мп
п
сп
п
август
III
IV
I
II
III
IV
п
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
п
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
п
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
п
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
п
НОД – непосредственно образовательная деятельность
ОДвРМ – образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
СамД – самостоятельная деятельность
П- праздники, подготовленные воспитателями ДОУ.
МП – музыкальные праздники; СП – спортивные праздники
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ,
для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин. (165 мин в неделю /33 мин в день),
в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа (240мин в неделю/ 48 мин в день),
в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут (375 мин в неделю/75 мин в день),
в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут (510 мин в неделю /102 мин в день).