РП внеурочной деятельности Разговор о важном СОО

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
важном». Классы: 10-11

«Разговоры о

Полное наименование программы:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
среднее общее образование.
Место предмета в образовательной программе СОО.
Программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
рассчитана на 1 год обучения. На данный курс отводится 1 час в неделю. На уровень
среднего общего образования приходится 70 часов.
Программа разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего
образования.
Нормативно - методические материалы:
Нормативную правовую основу настоящей Рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования».
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 №
732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 №
70034.)
4.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
5.
Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных
организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)Федеральный закон от
29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
6.
Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ
«Бугалышская СОШ» (Приказ №55 от 23.08.2017).

7.Учебный план СОО (Приказ №100/2 от 29.08.2022).
Дата утверждения.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 100/2 от 29.08.2022г.
Цель: Развивать у обучающихся ценностное отношение к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью
Задачи:
Помочь обучающимся:
• в формировании их российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
• в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
2

•
•
•
•
•
•

в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.

Методы и формы работы:
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающимся
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
( беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц опросы и т. д.).

3

Планируемые результаты
Личностные результаты должны отражать:
• российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
• гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
• принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
• отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
4

• приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
• планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
• владение
навыками
познавательной,
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность
к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе участия в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского
литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками
самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение
умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и
второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и
нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
5

Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; умение выделять общее и различное в культуре родной
страны и страны/стран изучаемого языка; сформированность умения использовать
иностранный язык как средство для получения ин- формации из иноязычных источников в
образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической науке, её
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного
развития России в глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе; сформированность умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной деятельности, поликультурном общении; сформированность умений
вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические
и другие связи социальных объектов и процессов; сформированность представлений об
основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в
глобальном мире; сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков
оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках
различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: владение представлениями о современной географической науке, её
участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим
мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем; сформированность системы
комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных
особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение
умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями
географического анализа и интерпретации разнообразной информации; владение
умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к изменению её условий; сформированность представлений и знаний об
основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; понимание значения этических
норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; владение
навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках,
включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для
решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места
и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих
экономических событиях в России и в мире.
6

Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях,
механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности, правоотношениях; сформированность представлений о Конституции
Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах
правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность умений
применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их
соответствия законодательству Российской Федерации; сформированность навыков
самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в
конкретных жизненных ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных
с ней процессов в окружающем мире; сформированность базовых навыков и умений по
соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической
терминологией и символикой; владение основными методами научного познания;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их
решения.
Естествознание: сформированность представлений о целостной современной
естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о
взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах
Вселенной; владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области
естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники
и технологий; сформированность умения применять естественнонаучные знания для
объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения
к
природе,
рационального
природопользования,
а
также
выполнения
роли
грамотного
потребителя;
сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах
изучения мегамира, макромира и микромира; сформированность умений понимать
значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его
профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой
ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы,
эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной
науки
в
освоении и использовании космического пространства и развитии
международного сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как
условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об
экологических связях в системе «человек - общество - природа»; сформированность
экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности; владение умениями применять экологические
знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в
области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды,
здоровья и безопасности жизни; сформированность личностного отношения к
экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия
своих действий в окружающей среде; сформированность способности к выполнению
7

проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с
экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их
экологической культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о
культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также
как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность представлений о
необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного
характера, а также асоциального поведения; сформированность представлений о здоровом
образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности; знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.
Содержание.
Знакомство с платформой «Россия - страна возможностей». Люди с активной
жизненной позицией.
Родина - место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая любовь подкрепляется
делами.
Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э. Циолковского.
Международный день пожилых людей. Зрелый возраст – время новых
возможностей. С добром в сердце.
Ценность профессии учителя. Основные качества наставника.
История возникновения праздника День отца. Патриархальная модель отцовства.
XX век - ориентация на партнёрские отношения членов семьи.
Мир музыки и балета. История русского балета. Известные композиторы,
писавшие музыку для балета.
Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс Российской Федерации.
История появления праздника День народного единства. Смутное время. Князь
Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы
Божией Матери с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения народа.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Религиозная
культура России: христианство, ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное
уважение людей разных национальностей - основа межкультурного общения. Почему
языки исчезают? Влияние многоязычия на толерантность.
Мама - важный человек в жизни каждого. Мама - гарантия защищённости ребёнка.
Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская любовь - сильнейшее
чувство на земле.
Значение государственной символики для человека. История Российского флага.
Значение триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен? Уникальность нынешнего гимна
России. История появления герба России.
Кто такой доброволец? Принципы добровольческой деятельности. Виды
добровольческой деятельности. Платформа для добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские
истории.
Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле служения
Отечеству. День георгиевских кавалеров. Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г.
Екатериной II. 9 декабря - день, когда чествуются герои нынешние и отдаётся дань памяти
героям прошлых лет. Вечный огонь - символ памяти.

8

Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы
российской Конституции важны для молодёжи? Права, которыми уже пользуются
старшеклассники.
История праздника Рождества Христова. Рождественский пост, в чём его
необходимость. Символы Рождества. Рождественские традиции в России и в других
государствах.
Новый год - праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние
приметы.
Правила безопасности и поведения в Интернете. Реальные угрозы Интернета
(нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к личной информации и т. д.).
Какой информацией не стоит делиться в Сети. Проекты, программы, специальные курсы
по кибербезопасности.
Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками. Эвакуация
населения. Ладожское озеро - дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила
выживания. Спасительный прорыв кольца. Проект «Детская книга войны».
Театр - искусство многосоставное (в нём соединяются литература, музыка,
актёрское мастерство, танцы, режиссура и даже этикет). Вклад К. С. Станиславского в
театральное искусство. Основные идеи системы Станиславского.
Современное научное знание. Критерии научного знания: доказательность,
проверяемость, значимость, воспроизводимость. Использование достижений науки в
повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети.
Научная журналистика - возможность заниматься разной наукой.
Географические особенности и природные богатства России. Народы России.
Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура.
Чем славится Россия?
Почитание защитников Отечества. «Советы молодому офицеру» ротмистра В. М.
Кульчицкого.
Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и
значимость того, что вы делаете каждый день.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами
«мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина - добытчик, женщина хранительница очага»: изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков - поэт, драматург, баснописец, сказочник,
сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству.
Работа в армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение
правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова.
Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Театр - особый вид искусства, который сближает людей. С 1961 г. отмечают День
театра. Причины, по которым люди ходят в театр. Отличие театра от кино. Основы
театрального этикета.
История появления праздника День космонавтики. Полёт Белки и Стрелки в
августе 1960 г. Подготовка к первому полёту человека в космос. Полёт Гагарина. Выход
А. Леонова в открытый космос.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во
время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге.
Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид
в современном мире.
День земли - история праздника. Способы празднования Дня Земли.
Природоохранные организации. Знаки экологической безопасности. Состояние экологии ответственность каждого человека.

9

Давняя история праздника труда. Трудовой день до 16 часов без выходных,
скудный заработок, тяжёлые условия - причины стачек и забастовок. Требования рабочих.
1 мая 1886 года в Чикаго. Праздник Весны и Труда.
День Победы. План Барбаросса - замысел молниеносной войны. Могила
Неизвестного Солдата.
19 мая 1922 года - День рождения пионерской организации. Цель её создания и
деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

10

Тематическое планирование.
10-11 классы (1 час в неделю)
Темы

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

День знаний

Знакомство с платформой «Россия - страна

Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика

Россия - страна

возможностей».

«История успеха».

возможностей

Люди с активной жизненной позицией

Участие в мотивационной беседе о чертах характера,
которые присущи людям с активной жизненной

(1 час)

позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть.
10–11 классы:

Просмотр проморолика «Россия - страна

«Мы - Россия.

возможностей».

Возможности -

Просмотр видеоприветствия амбассадоров

будущее»

Наша страна —
Россия
(1 час)

Родина - место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая

Участие во вступительной беседе о Родине.

любовь подкрепляется делами

Участие в обсуждении мнения Н. Карамзина о
патриотизме и ответы на вопросы: что такое

10–11 классы: Мы

патриотизм; как вы понимаете это слово; кто такой

сами создаём свою

патриот?

Родину

Участие в парной работе с толковыми словарями:
сравнение определений слова «патриотизм».
Интерактивное задание «История моей страны».

Участие в работе с текстом по группам
165 лет

Космос и космонавтика.

Участие в беседе об известных учёных в области

со дня рождения

Гражданский подвиг К.Э. Циолковского

воздухоплавания и освоения космоса, о жизненном

К. Э. Циолковского

пути и открытиях Циолковского.

(1 час)

Интерактивное задание в группах. Участие в беседе
на основе двух высказываний К. Э. Циолковского:

10–11 классы:

Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают

«Невозможное сегодня

возможность объединить известные явления и

станет возможным

предсказывают новые, то они полезны.

завтра (К. Э.

Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют

Циолковский)»

такую смелость, но это очень драгоценное свойство
людей. Интерактивное задание в группах

День пожилых людей

Международный день пожилых людей. Зрелый

Участие в беседе с обсуждением следующих

(1 час)

возраст - время новых возможностей. С добром в

вопросов: как вы думаете, почему отмечают этот

сердце

праздник - День пожилых людей; что он

10–11 классы:

символизирует; много ли времени вы проводите со

«Обычаи и традиции

своими бабушками и дедушками; что вы делаете

моего народа: как

вместе; как мы можем выразить свою любовь к

прошлое соединяется с

пожилым людям?

настоящим?»

Просмотр видеоролика. Участие в игре «Поле чудес».

12

Интерактивное

задание

«С

добром в

сердце» (работа по группам)
День учителя (1 час)

Ценность профессии учителя. Основные качества

Участие в беседе о людях, которых сегодня вы

наставника

можете назвать наставниками.

10–11 классы:

Участие в групповой работе с текстами о В. Ф.

«Могу ли

Шаталове, о качествах наставника. Интерактивное

я научить других

задание «Не только писатель, но и педагог».

(наставничество)»

Интерактивное задание «Об учителе - в стихах»

День отца

История возникновения праздника День отца.

Знакомство с историей возникновения праздника

(1 час)

Патриархальная модель отцовства. XX век - ориентация

День отца. Участие в обсуждении отношений Ю.

10–11 классы:

на партнёрские от- ношения членов семьи

Никулина со своим отцом; отношений отца и детей,

«Отчество - от слова

описанных А. П. Чеховым; обсуждение персидской

„отец“»

пословицы.
Участие в групповой работе: после знакомства с
текстами из истории становления родовых династий,
необходимо соотнести их содержание с пословицами,
поговорками, высказываниями известных людей

День музыки (1 час)

Мир музыки и балета. История русского балета.

Участие в выполнении интерактивного задания по

Известные композиторы, писавшие музыку для балета

установлению соответствия между портретами

13

10–11 классы:

известных людей искусства и кратким описанием их

«Что мы музыкой

рода занятий.

зовём?»

Просмотр видеофрагмента о балете. Участие в беседе
о других видах искусства

Традиционные

Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс

Участие во вступительной беседе о любви как основе

семейные ценности

Российской Федерации

семейных отношений. Просмотр видеоролика

(1 час)

«Секрет семейного счастья - в чём он»). Работа в
командах: «Своя игра».

10–11 классы:

Участие в дискуссии о качествах, необходимых для

«Счастлив тот, кто

благополучной семейной жизни

счастлив у себя дома»
День народного

История появления праздника День народного единства.

Участие во вступительной беседе об истории

единства

Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский

появления памятника Минину и Пожарскому на

(1 час)

староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы

Красной площади в Москве. Работа в группах: поиск

Божией Матери с историей освобождения Москвы.

аргументов о том, что времена Минина и Пожарского

Примеры мирного единения народа

действительно были смутными временами.

10–11 классы:
«Мы едины,

Участие в беседе о смысле этого праздника.

мы - одна страна»

Обмен мнениями о примерах мирного единения
народа

14

Мы разные, мы

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных Участие в беседе о том, почему об одних народах мы

вместе (1 час)

народов. Религиозная культура России: христианство,

знаем много, а о других практически ничего не знаем.

ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное Рассказ педагога об одном из исчезающих народов
10–11 классы:

уважение людей разных национальностей - основа

России. Участие в обсуждении: как людям разных

«Языки и культура

межкультурного общения. Почему языки исчезают?

культур, вероисповеданий уживаться между собой?

народов России:

Влияние многоязычия на толерантность

Участие в мозговом штурме по выдвижению идей об

единство

основных принципах мирного сосуществования

в разнообразии»
День матери (1 час)

Мама - важный человек в жизни каждого

Участие в блицопросе «Какие чувства у вас

Мама - гарантия защищённости ребёнка. Эмоциональная

возникают, когда вы слышите слово „мама“?»

10–11 классы:

связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская

Участие в беседе о том, от чего приходится

«Материнский подвиг»

любовь - сильнейшее чувство на земле

отказываться женщине, когда она становится мамой.
Работа в парах: знакомство со стихотворением В.
Беляевой «Я свяжу тебе жизнь».
Участие в обсуждении стихотворения.
Участие в беседе о том, что является для мамы самым
важным, как вести себя взрослым детям по
отношению к родителям?

Символы России:

Значение государственной символики для человека.

Участие в беседе о том, зачем нужна государственная

Государственный

История Российского флага. Значение триколора. Что

символика страны. Участие в викторине «Знаете ли

гимн, герб, флаг (1

такое гимн? Зачем он нужен? Уникальность нынешнего

вы историю появления триколора?». Есть ли страны,

15

час)

гимна России. История появления герба России

в которых расцветка флага имеет эти же цвета?

10–11 классы:

Работа в группах: «В чём уникальность современного

«Государственные

гимна России?» Работа в парах: необходимо

символы России:

вспомнить, из каких деталей состоит герб России и

история

что они обозначают

и современность»
День добровольца

Кто такой доброволец? Принципы добровольческой

Работа в парах по составлению списка возможных

1 час)

деятельности. Виды добровольческой деятельности.

мотивов добровольческой деятельности. Обобщение

10–11 классы:

Платформа для добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские

списка мотивов. Участие в обсуждении притчи

«Жить - значит

истории

«Человек, который хотел изменить мир».

действовать. По

Самостоятельная работа с использованием

одиночке или вместе»

возможностей Интернета: найти примеры
безвозмездных поступков простых граждан и
рассказать о них одноклассникам.
Что делать, если ты или твои друзья хотят стать
волонтёрами? Знакомство с платформой dobro.ru

День Героев

Традиция чествования граждан, героически

Участие в беседе об исторических истоках Дня

Отечества (1 час)

отличившихся в деле служения Отечеству. День

Героев Отечества.

10–11 классы:

георгиевских кавалеров.

Блицопрос «Что для вас героизм?». В поисках

«Память —основа

Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г. Екатериной смыслов - участие в обсуждении

совести

II. 9 декабря - день, когда чествуются герои нынешние и

«В чём смысл фразы: „Народ, не знающий своего

и нравственности» (Д.

от дается дань памяти героям прошлых лет. Вечный огонь

прошлого, не имеет будущего“?» Участие в

16

Лихачев)

- символ памяти -

дискуссии о том, как и почему люди хранят память о
героях

День Конституции

Значение слова «конституция». Роль Конституции в

Участие в беседе о том, многие ли люди читали

(1 час)

жизни человека. Какие главы российской Конституции

Конституцию? Почему? Согласились бы вы

важны для молодёжи? Права, которыми уже пользуются

заниматься законотворческой деятельностью?

старшеклассники

Почему?

10–11 классы:
«Повзрослеть - это

В зависимости от ответа на вопрос «Согласны ли вы с

значит чувствовать

тем, что в 18 лет человек готов использовать своё

ответственность за

право участвовать в голосовании?», старшеклассники

других». (Г. Купер)

делятся на две группы и аргументируют свою точку
зрения. Брейн-ринг на знание Конституции

Рождество (1 час)

История праздника Рождества Христова. Рождественский

Блицопрос «История рождения Христа». Участие в

10–11 классы:

пост, в чём его необходимость. Символы Рождества.

беседе о Рождественском посте, его значении и

«Светлый праздник

Рождественские традиции в России и в других

соблюдении в наши дни. Работа в парах: вспомнить,

Рождества»

государствах

как можно больше символов Рождества.
Участие в обсуждении рождественских традиций

Тема нового года.

Новый год - праздник всей семьи. Новогодние семейные

Игра «Вопрос из шляпы» (всё ли вы знаете о Новом

Семейные праздники

традиции. Новогодние приметы

годе?).

и мечты (1 час)

Участие в дискуссии «Почему взрослеющие дети не

17

10–11 классы:

любят встречать Новый год с семьёй?»

«Полёт мечты»

Блиц опрос «Назовите семейные традиции, которые
связаны с Новым годом?». Обмен мнениями:
сбываются ли желания, загаданные в новогоднюю
ночь?
Участие в беседе о новогодних приметах

Цифровая

Правила безопасности и поведения в Интернете. Реальные Участие в беседе о том, что волнует родителей, когда

безопасность и

угрозы Интернета (нежелательный контент, кибербулинг, дети находятся в Интернете. Работа в командах с

гигиена школьника (1

трата денег, доступ к личной информации и др.). Какой

дальнейшим обобщением: как можно сделать соцсеть

час)

информацией не стоит делиться в Сети. Проекты,

менее опасной (не публиковать избыточные данные,

программы, специальные курсы по кибербезопасности

не использовать соцсеть как записную книжку, не

10–11 классы:

привязывать телефонный номер, отписываться от

«Кибербезопасность:

назойливых собеседников, не делиться аккаунтом,

основы»

скачивать приложения только из надёжных
источников).
«Мнение знатока» (сообщение разбирающегося в
безопасном поведении в Интернете одноклассника).
Обмен информацией о проектах, программах по
кибербезопасности

День снятия блокады

Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими

Участие в блицопросе «Что вы знаете о блокаде

Ленинграда (1 час)

войсками. Эвакуация населения. Ладожское озеро -

Ленинграда?». Участие в обсуждении неписанных

18

дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила

правил выживания:

10–11 классы:

выживания. Спасительный прорыв кольца.

Не съедать весь выданный хлеб сразу.

«Ты выжил, город на

Проект «Детская книга войны»

Стоя в очереди за продовольствием, люди

Неве…»

прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы
не пропускать полукриминальных личностей, а с
другой - чтобы сохранить тепло.
При бомбардировках люди знали, где находится
бомбоубежище и какой путь является наиболее
безопасным. На улицах размещали таблички
«Граждане! При артобстреле эта сторона улицы
наиболее опасна!».
4. Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о
том, что ещё помогало людям выстоять в блокадном
городе. Знакомство с отрывком из дневника Юры
Рябинина, жившем в Ленинграде во время блокады.
Работа в группах «В поисках смысла…» Участие в
обсуждении смысла слов Д. Лихачёва: «Только
умирающий от голода живёт настоящей жизнью,
может совершить величайшую подлость и
величайшее самопожертвование, не боясь смерти. И
мозг умирает последним: тогда, когда умерла совесть,
страх, способность двигаться, чувствовать у одних

19

и когда умер эгоизм, чувство самосохранения,
трусость, боль - у других»
160 лет со дня

Театр - искусство многосоставное (в нём соединяются

Участие во вступительной беседе о театре и его роли

рождения К. С.

литература, музыка, актёрское мастерство, танцы,

в жизни человека. Работа в парах: можно ли идеи

Станиславского

режиссура и даже этикет). Вклад К. С. Станиславского в

Станиславского использовать в другой профессии.

(Великие люди

театральное искусство. Основные идеи системы

Обмен мнениями: как можно знакомиться с

России) (1 час)

Станиславского

постановками разных театров

День российской

Современное научное знание. Критерии научного знания:

Работа в группах: объяснить значение терминов:

науки

доказательность, проверяемость, значимость,

«доказательность», «проверяемость», «значимость»,

(1 час)

воспроизводимость. Использование достижений науки в

«воспроизводимость».

повседневной жизни. Увлечение наукой в школе.

Участие в диспуте «Зачем мы учим математику?».

10–11 классы:
«С чего начинается
театр?»

10–11 классы:

Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика - Блицопрос «Примеры использования достижений

«Ценность научного

возмож ность заниматься разной наукой

познания»

науки в повседневной жизни». Участие в беседе о
том, есть ли у школьников возможность заниматься
наукой, какие виды деятельности приближены к
научной, как можно объяснить утверждение
О. де Бальзака о том, что ключом ко всякой науке
является вопросительный знак. Знакомство с

20

открытиями, которые сделали школьники

Россия и мир

Географические особенности и природные богатства

Обмен мнениями: что для вас является удивительным

(1 час)

России. Народы России. Единый перечень коренных

в вашей стране?

малочисленных народов (47 этносов). Российская

Участие в беседе о причинах исчезновения

культура. Чем славится Россия?

малочисленных народов России.

10–11 классы:

Участие в мозговом штурме: как сохранить Россию

«Россия в мире»

для будущих поколений
День защитника

Почитание защитников Отечества. «Советы

Отечества (День

офицеру»

молодому

ротмистра В. М. Кульчицкого

Участие в интеллектуальной разминке
«Что вы знаете о Дне защитника Отечества?».

Армии) (1 час)

Знакомство с выдержками из «Советов молодому

10–11 классы:

офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого - обсуждение

«Признательность

их. Участие в дискуссии о том, что нужно изменить в

доказывается делом».

армии, чтобы юноши хотели в ней служить

(О. Бальзак) (ко Дню
защитника Отечества)
Забота о каждом

Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать

Игра «Снежный ком»: что мы вкладываем в понятие

(1 час)

добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый

«доброта»?

день

Участие в дискуссии «Добрыми рождаются или

10–11 классы:

становятся?». Изучаем мнение: знакомимся с

«Нет ничего

рекомендациями психолога «Как стать добрым

21

невозможного»

человеком». Беседа о том, что делает нашу жизнь
наполненной смыслом

Международный

Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин.

Участие во вступительной беседе об истории

женский день

Освоение женщинами «мужских» профессий.

праздника 8 Марта.

(1 час)

Традиционность подхода «мужчина - добытчик, женщина

Работа в группах: как научно-технический прогресс

- хранительница очага»: изменились ли роли?

помог женщине выбирать ранее «мужские»

10–11 классы:

профессии; хорошо это или плохо?

«Букет от коллег»

Участие в дебатах о роли женщины в семье и в
обществе. Тест «8 Марта»

Гимн России (110 лет

Сергей Владимирович Михалков - поэт, драматург,

Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми

со дня рождения

баснописец, сказочник, сатирик, сценарист,

моментами жизни С. В. Михалкова.

советского писателя и

общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к

Работа в группах: предположим, вам поручили

поэта, автора слов

стихотворчеству. Работа в армейской печати во время

создать личную страничку Михалкова в Интернете.

гимнов Российской

Великой Отечественной войны. Решение правительства

Какую информацию вы бы в неё поместили?

Федерации и СССР С.

России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна

Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое

В. Михалкова)

количество претендентов, для последней редакции

(1 час)

гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова?

10–11 классы:
«Гимн России»

22

День воссоединения

Красивейший полуостров с богатой историей. История

Участие в беседе о географическом положении

Крыма с Россией

Крымского полуострова. Значение Крыма.

Крыма с использованием карты.

(1 час)

Достопримечательности Крыма

Самостоятельная работа по изучению информации по
истории Крыма.

10–11 классы:

Работа в группах с обобщением: что с древних

«Крым на карте России»

времен привлекало разные народы в Крымском
полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить
в Крыму

Всемирный день

Театр - особый вид искусства, который сближает людей.

Участие во вступительной викторине

театра

С 1961 г. отмечают День театра. Причины, по которым

«Чек-лист». Работа в парах: отметить вопросы,

(1 час)

люди ходят в театр. Отличие театра от кино. Ос новы

ответы на которые не известны.

театрального этикета

Что означает слово «театр»?

10–11 классы:

Что является символом театра?

«Искусство —

Какая страна считается родоначальницей

это не что, а как». (А.

современного театра?

Солженицын)

Кого можно считать первыми русскими
театральными артистами?
При каком царе появился первый балаган
(профессиональный театр)?
В каком веке был основан крепостной театр

23

Шереметевых?
Анализ ответов на вопросы, которые вызвали
затруднение.
Участие в дискуссии о том, любой ли человек может
посещать театр или для этого нужна подготовка?
Можно ли утверждать, что спектакль по-настоящему
рождается тогда, когда есть зритель?
Работа в командах «Сторонники театра» и
«Сторонники кино»: аргументы в пользу того или
другого вида искусства.
Игра «Да - нет» на знание театрального этикета
День космонавтики.

История появления праздника День космонавтики.

Участие во вступительной беседе о необходимости

Мы - первые (1 час)

Первые попытки запуска собак в космос в 1951 г.

покорять космос и важных исторических событиях

Полёт Белки и Стрелки в августе 1960 г. Подготовка к

космонавтики.

10–11 классы:

первому полёту человека в космос. Полёт Гагарина.

Участие в блицопросе о полётах в космос. Участие в

«Как войти в историю?

Выход А. Леонова в открытый космос

групповой работе: знакомство с нештатными

(ко дню

ситуациями, которые случились во время выхода А.

космонавтики)»

Леонова в открытый космос; обсуждение морального
состояния лётчика и качеств личности, которые
помогли ему не растеряться в сложившихся
обстоятельствах

24

Память о геноциде

Появление термина «геноцид». Геноцид советского

Участие в беседе о том, какими признаками

советского народа

народа и народов Европы во время Второй мировой

характеризуется геноцид. Составление «облака тегов»

нацистами и их

войны. Междуна родный военный трибунал в Нюрнберге.

к понятию «геноцид». Участие в беседе о

пособниками

Конвенция ООН о предупреждении преступления

Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о

(1 час)

геноцида и наказании за него. Геноцид в современном

причинах геноцида и способах его предотвращения

мире
10–11 классы:
«Есть такие вещи,
которые нельзя
простить?»
День Земли

День Земли - история праздника. Способы празднования

Участие в беседе об истории появления праздника.

(Экология) (1 час)

Дня Земли. Природоохранные организации. Знаки

Работа в группах: что каждый из нас может делать,

экологической безопасности. Состояние экологии -

чтобы повлиять на экологическую обстановку.

ответственность каждого человека

Составляем и обобщаем список.

10–11 классы:
«Экологично VS

Участие в обсуждении: как мы можем принять

вредно»

участие в праздновании Дня Земли?
Блицопрос о природоохранных организациях.
Игра «Расшифруем знаки экологической
безопасности» (учитель демонстрирует знаки, а
старшеклассники объясняют их значение)

25

День труда (1 час)

Давняя история Праздника труда. Трудовой день до 16

Участие во вступительной беседе об истории

часов без выходных, скудный заработок, тяжёлые условия праздника.
10–11 классы:

- причины стачек и забастовок. Требования рабочих. 1

Участие в диспуте «Современная молодёжь не хочет

«Если ты не умеешь

мая 1886 г. в Чикаго. Праздник Весны и Труда

трудиться и ищет лёгкие пути зарабатывания денег?».

использовать минуту,

Блицопрос «Владеете ли вы элементарными

ты зря проведёшь

трудовыми навыками?»

и час, и день, и всю
жизнь».
(А. Солженицын)
День Победы.

День Победы. План Барбаросса - замысел молниеносной

Участие в беседе о том, чем для ветеранов войны,

Бессмертный полк

войны.

тружеников тыла является День Победы: праздником,

(1 час)

Могила Неизвестного Солдата

днём скорби, днём памяти?
Знакомство с подвигом Николая Сиротинина,

10–11 классы: «Словом

обсуждение. Участие в обсуждении причин

можно убить, словом

появления Могилы Неизвестного Солдата

можно спасти, словом
можно полки за собой
повести...»
День детских

19 мая 1922 г. - день рождения пионерской организации.

Участие во вступительной беседе о пионерской

общественных

Цель её создания и деятельность. Распад пионерской

организации.

организаций (1 час)

организации. Причины, по которым дети объединяются

Участие в дискуссии о том, какое должно быть
детское общественное объединение, чтобы вам

26

10–11 классы:

захотелось в него вступить.

«О важности

Участие в мозговом штурме по выдвижению причин,

социальной

по которым дети объединяются.

активности»

Участие в дебатах сторонников и противников
детских общественных объединений

Про счастье (1 час)

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья.

Игра «Согласен - не согласен».

Рецепт счастливой жизни

Работа в группах: обсуждение с дальнейшим

10–11 классы:

обобщением вопроса «Из чего состоит счастье?».

«Счастлив не тот, кто

Обсуждение притчи о счастье.

имеет всё самое лучшее,

Участие в дискуссии «Слагаемые счастья: любовь;

а тот, кто извлекает всё

семья; успех; самореализация; финансовое

лучшее из того, то

благополучие. Этого достаточно?»

имеет». (Конфуций)

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».