Русский язык

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета
«Русский язык».
12. Овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».

1)
2)

3)
4)

5)

Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно
по предложенному в учебнике алгоритму;
• оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного)
разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью

(к учителю, родителям).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:
• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми
соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
• оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

морфемами

в

Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж,
склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность
проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
• классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
•
•
•
•

применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
безошибочно списывать текст объёмом 80— 90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75— 80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных
работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения

(для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Г оворение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии
с изученными
правилами.
Письменное
изложение
содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Г рафика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдостимягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение
начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов
и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча- ща, чу - щу, ж и - ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных
звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков.
Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкостиглухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных^ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак
переноса, абзац.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика 1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.

1 Изучается во всех разделах курса.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о

значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных
и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 , 3-го лица единственного и множественного
числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор

глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства
и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные
и
побудительные;
по
эмоциональной
окраске
(интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях
с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография
и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи —ши, ча —ща, чу —щув положении под ударением;
• сочетания чк —чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•
•
•
•
слов);
•
•
•

проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь,

мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов ;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки
препинания в конце предложения:
точка,
вопросительный
и
восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях
общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое
овладение устными
монологическими
высказываниями
на
определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным планам .
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;
сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения .

Тематическое планирование
№
п/п

1 класс

Тема урока

12
13
14
15
16
17
18
19
20

Раздел 1.Добукварный период. 20ч.
Пропись — первая учебная тетрадь
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей
строки.
Письмо овалов и полуовалов.
Рисование бордюров. Подготовка руки к письму.
Письмо длинных прямых наклонных линий.
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу
(влево). Письмо короткой наклонной линии с
закруглением внизу (вправо).
Письмо короткой наклонной линии с закруглением
вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с
закруглением внизу (вправо)
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.
Письмо коротких наклонных линий
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их
чередование.
Письмо короткой наклонной линии с закруглением
внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху
и внизу.
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.
Строчная буква а.
Заглавная буква А
Строчная буква о.
Заглавная буква О
Строчная буква и.
Заглавная буква И.
Строчная буква ы.
Строчная буква у.
Заглавная буква У.

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Раздел 2. Букварный период. 77 ч
Строчная буква н.
Заглавная буква Н.
Письмо слогов с буквами Нн.
Строчная буква с.
Заглавная буква С.
Письмо слов с буквами Сс.
Строчная буква к.
Заглавная буквы К.
Письмо слов с буквами Кк.
Строчная буква т.
Заглавная буква Т.
Письмо слов с буквами Тт.

1
2
3
4
5
6

7

8
9
10

11

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

Согласные буквы. Правописание имен собственных.
Строчная буква л.
Заглавная буква Л.
Повторение и закрепление изученного.
Строчная буква р.
Заглавная буква Р.
Строчная буква в.
Заглавная буквы В.
Письмо слов с буквами Вв.
Строчная буква е.
Заглавная буквы Е.
Письмо слов с буквами Ее.
Строчная буква п.
Заглавная буквы П.
Строчная буква м.
Заглавная буквы М.
Письмо слов с буквами Мм.
Письмо строчной буквы з.
Письмо заглавной буквы З.
Письмо слов с буквами Зз.
Строчная буква б.
Заглавная буква Б.
Письмо слов с буквами Бб
Строчная буква д.
Заглавная буква Д.
Письмо слов с буквами Дд
Строчная буква я.
Заглавная буква Я.
Письмо слов с буквами Яя.
Строчная буква г.
Заглавная буква Г.
Письмо слов с буквами Гг.
Строчная буква ч.
Заглавная буква Ч.
Письмо слов с буквами Чч
Буква ь.
Письмо слов с ь знаком.
Строчная буква ш.
Заглавная буква Ш
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
Строчная буква ж.
Заглавная буквы Ж.
Письмо слов с буквами Жж.
Строчная буква ё.
Заглавная буква Ё.
Письмо слов с буквами Ёё
Строчная буква й.
Письмо слов с буквой й
Строчная буква х.
Заглавная буква Х.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110

111
112
113
114
115
116
117
118
119

120

Письмо слов с буквами Хх.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов
изученных букв
Строчная буква ю.
Заглавная буква Ю.Письмо слов с буквами Юю.
Строчная буква ц.
Заглавная буква Ц.
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими
изученными буквами.
Строчная буква э.
Заглавная буква Э.
Строчная буква щ
Заглавная буква Щ.Письмо слогов и слов с буквами Щщ.
Строчная буква ф.
Заглавная буква Ф.
Строчные буквы ь, ъ
Русский язык — родной язык русского народа.
Раздел 3. Послебукварный период (13ч)
Оформление предложений в тексте.
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?»,
«Какое?», «Какие?»
Слуховой диктант
Заглавная буква в именах собственных
Контрольное списывание № 1 «Заглавная буква в
именах собственных»
Правописание ЖИ-ШИ
Правописание ЧА-ЩА. Правописание ЧУ-ЩУ
Правописание ЧН-ЧК
Письмо слов с ь
Словарный диктант.
Контрольное
списывание
№
2
по
теме
«Правописание буквосочетаний»
Раздел 4.Наша речь (2 ч)
Язык и речь, их значение в жизни людей.
Русский язык — родной язык русского народа.
Раздел 5. Текст, предложение, диалог.(Зч)
Текст (общее представление)
Предложение
как
группа
слов,
выражающая
законченную мысль
Диалог.
Раздел 6. Слова, слова, слова ...(4ч)
Роль слов в речи.
Слова - названия предметов, признаков предметов,
действий предметов.
«Вежливые» слова.
Однозначные и многозначные слова. Близкие и
противоположные по значению слова.
Раздел 7.Слово и слог. Ударение (4ч)
Слово и слог.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131

132

133
134
135
136
137
138
139
140
141

142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152

Слог как минимальная произносительная единица
Деление слов на слоги.
Перенос слов. Правила переноса слов.
Ударение.
Раздел 8. Звуки и буквы (33ч)
Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и
букв в слове.
Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов.
Что такое алфавит?
Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита
при работе со словарями.
Гласные звуки и буквы.
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Гласные звуки и буквы.Слова с буквой Э.
Ударные и безударныегласные звуки. Произношение
ударного гласного звука в слове и его обозначение
буквой на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Правило обозначения буквой безударного гласного
звука в двусложных словах.
Способы проверки написания буквы, обозначающей
безударный гласный звук (изменение формы слова).
Написание слов с непроверяемой буквой безударного
гласного звука
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные
гласные звуки»
Согласные звуки ибуквы.
Слова с удвоенными согласными.
Согласные звуки буквы Й и И.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Парные и непарные потвёрдости - мягкости согласные
звуки.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение
мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю,
ь.
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.
Перенос слов с мягким знаком.
Восстановление текста с нарушенным порядком
предложений.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Парные глухие и звонкие согласные звуки.
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков
на конце слов
Контрольный диктант по теме: «Согласные звонкие
и глухие».
Работа с текстом.
Шипящие согласные звуки.Проект «Скороговорки».
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания
сочетаний чк, чн, чт, нч,
Буквосочетания
ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Правило

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

153
154
155
156

157
158
159
160
161
162
163
164
165

правописания сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу
Проверочнаяработа по теме: «Шипящие согласные
звуки».
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных
после шипящих.
Итоговая контрольная работа за курс первого класса
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов (общее представление)
Повторение (9ч)
Повторение и обобщение изученного материала.
Что мы знаем и умеем
Слова из словаря. Знай и помни
Повторение по теме «Гласные и согласные звуки и
буквы»
Повторение по теме «Слова с удвоенными согласными»
Проект « Алфавит»
Звуки и буквы
Мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком.
Повторение по теме «Слова, слова, слова»

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс

Тема урока
Наша речь (3ч.)
Язык и речь, их значение в жизни людей.
Виды речевой деятельности
Диалог и монолог
Текст (4 ч)
Признаки
текста:
целостность,
связанность,
законченность.
Тема, главная мысль текста. Заглавие.
Построение текста:
вступление, основная часть,
заключение.
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и
опорным словам.
Предложение(12ч.)
Назначение и признаки предложения. Предложения,
различные по цели высказывания.
Логическое ударение в предложении.
Проверочная работа № 1 по теме «Слово и
предложение».
Главные члены предложения (основа).
Второстепенные члены предложения (без деления на
виды).
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.
Закрепление.
Распространённые и нераспространённые предложения.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание

16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

Связь слов в предложении
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по
репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая
осень».
Контрольный диктант№
1 по теме «Члены
предложения».
Анализ контрольной работы.
Слова, слова, слова (18ч.)
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Наблюдение над переносным значением слов как
средством создания словесно-художественных образов.
Синонимы
Антонимы
Расширение представлений о предметах и явлениях
через лексику слов. Работа со словарями.
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему
вопросам.
Родственные (однокоренные) слова.
Корень слова (первое представление).
Различение родственных (однокоренных) слов и
синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с
омонимичными корнями.
Выделение корня в однокоренных словах.
Слог как минимальная произносительная единица.
Слогообразующая роль гласных звуков.
Словесное и логическое ударение в предложении.
Словообразующая функция ударения.
Перенос слов по слогам.
Развитие речи. Составление рассказа по серии
сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Контрольный диктант № 2 по теме «Слово»
Звуки и буквы (59ч.)
Работа над ошибками. Звуки и буквы
Знание алфавита и его значение в русском языке.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по
репродукции картины.
Слова с заглавной буквы.
Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные
звуки.
Работа с текстом. Запись ответов на вопросы по тексту
Произношение ударного гласного звука в корне слова и
его обозначение на письме.
Произношение безударного гласного звука в корне слова
и его обозначение на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов.
Закрепление. Особенности проверяемых и проверочных
слов.
Правописание слов с безударными гласными звуками в
корне.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

49

50

51
52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62

63
64
65
66
67

68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79

Контрольное списывание № 1 по теме «Правописание
слов с безударными гласными» звуками в корне.
поступков.
Способы проверки написания буквы, обозначающей
безударный гласный звук в корне слова (изменение
формы слова и подбор однокоренных слов с ударным
гласным).
Правописание слов с непроверяемыми безударными
гласными звуками в корне.
Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь,
лягушка и др.
Способы проверки написания буквы, обозначающей
безударный гласный звук в корне слова.
Представление об орфограмме.
Проверяемые и непроверяемые орфограммы
Контрольный диктант № 3 по теме «Безударные
гласные в корне слова».
Анализ контрольной работы.
Развитие речи. Составление текста из предложений с
нарушенным порядком повествования. Коллективное
составление рассказа по репродукции картины.
Признаки согласного звука. Его роль в слове.
Восстановление деформированного текста по рисунку
Согласный звук «й» и буква «и краткое»
Согласный звук «й» и буква «и краткое». Закрепление.
Произношение и написание слов с удвоенными
согласными. Развитие речи. Коллективное составление
рассказа по репродукции картины и опорным словам
Проект «И в шутку, и всерьёз»
Обозначение мягкости согласных звуков на письме
буквами и,е,ё,ю,ь.
Мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,ь.
Правописание мягкого знака на конце и в середине
слова перед другими согласными.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в
середине слова перед согласным. Работа с текстом.
Составление ответов на вопросы к тексту.
Проект «Пишем письмо».
Буквосочетание чк, чн, чт, щн, нщ
Правописание сочетаний чк,чн,чт,щн,нщ.
Работа с текстом.
Проект «Рифма».
Буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща.
Правописание буквосочетаний жи-ши,чу-щу,ча-ща.
Контрольная работа за первое полугодие.
Работа над ошибками. Работа с предложением и
текстом.
Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) и их
обозначение буквами.
Отличие звонких согласных звуков от глухих.
Проверка парных согласных в корне слова.

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

80
81
82

83
84
85
86

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112

Развитие речи. Работа с текстом.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Способы проверки написания буквы, обозначающей по
глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или
перед согласным в корне.
Распознавание проверяемых и проверочных слов.
Проверка парных согласных.
Проверка
парных
согласных.
Изложение
повествовательного текста.
Правописание парных звонких и глухих на конце слова.
Способы проверки написания буквы, обозначающей по
глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или
перед согласным в корне.
Правописание парных звонких и глухих на конце слова.
Развитие речи. Обучающее сочинение «Зимние забавы».
Контрольный диктант № 5 по теме «Парные звонкие
- глухие согласные на конце слов и в корне».
Работа над ошибками. Правописание парных звонких и
глухих согласных на конце слова
Изложение повествовательного текста по вопросам
плана.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Составление поздравительной открытки; письменное
изложение текста по вопросам.
Использование на письме разделительного мягкого
знака.
Правило написания разделительного ь в словах.
Составление устного рассказа по серии рисунков.
Контрольное
списывание
№
2
по
теме
«Разделительный ь»
Части речи(20 ч.)
Части речи.
Признаки частей речи.
Имя существительное, как часть речи.
Значение
и
употребление
в
речи
имени
существительного
Вопросы имен существительных.
Лексическое значение имен существительных.
Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные.
Вопросы одушевлённых имен существительных.
Вопросы неодушевлённых имен существительных
Упражнение в распознавании одушевленных и
неодушевленных имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах собственных.
Заглавная буква в кличках животных.
Заглавная буква в названиях городов, улиц, рек и морей.
Развитие речи. Составление устного рассказа по
репродукции картины.
Составление рассказа по личным наблюдениям и

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

113
114
115
116
117
118
119

120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131

132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144

вопросам.
Изменение имён существительных по числам.
Синтаксическая функция имени существительного в
предложении.
Формирование
первоначальных
представлений
о
разборе имени существительного как части речи.
Имена существительные, имеющие форму только
одного числа.
Правописание имен существительных.
Работа
с
текстом.
Подробное
изложение
повествовательного текста по данным вопросам
Контрольное списывание №
3 по теме «Имя
существительное»
Глагол (10 ч.)
Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее
представление).
Синтаксическая функция глагола
Роль глаголов в предложении.
Составление рассказа
по репродукции
картины
художника.
Изменение глагола по числам
Упражнение в изменении глаголов по числам.
Правописание частицы НЕ с глаголом.
Обобщение знаний о глаголе.
Восстановление текста с нарушенным порядком
предложений.
Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте
- повествовании.
Контрольное списывание текста № 4 по теме
«Г лагол»
Составления текста-повествования на предложенную
тему, составление письменного ответа на один из
вопросов к заданному тексту.
Имя прилагательное (12 ч.)
Лексическое значение имени прилагательного.
Вопросы имен прилагательных.
Значение и употребление имени прилагательного в речи.
Связь
имени
прилагательного
с
именем
существительным
Связь
имени
прилагательного
с
именем
существительным. Закрепление
Синтаксическая функция имени прилагательного в
предложении
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от
формы числа имени существительного.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Контрольный диктант № 6 по теме «Части речи»
Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании.
Роль имени прилагательного в тексте-описании.
Составление
текста
-описания
натюрморта
по

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

145
146
147

148

149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов,
бабочка и птичка».
Местоимение (5ч.)
Местоимение (личное) как часть речи: его значение,
употребление в речи (общее представление).
Синтаксическая
роль
личных
местоимений
в
предложении.
Редактирование текста с повторяющимися именами
существительными. Составление текста из предложений
с нарушенной последовательностью повествования.
Редактирование текста с повторяющимися именами
существительными. Составление по рисункам текстадиалога.
Текст-рассуждение. Его структура. Работа с текстом.
Проверочная работа № 3 по теме «Местоимение»
Предлоги (7ч)
Роль предлогов в речи.
Функции предлогов.
Разделительное написание предлогов.
Правописание предлогов с именами существительными
Проверочная работа № 4 по теме «Предлоги».
Редактирование
текста;
восстановление
деформирование повествовательного текста.
Развитие речи. Сочинение по картине
Повторение (11,5ч.)
Структура текста. Типы текста.
Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Итоговый контрольный диктант с грамматическим
заданием.
Анализ контрольной работы. Части речи.
Парные согласные на конце слов.
Заглавная буква в словах.
Повторение по теме «Правила правописания»
Итоговая контрольная работа за курс второго
класса.
Повторение по теме «Звуки и буквы»
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.
Тематическое планирование

№
п/п
1
2

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс

Тема урока
Язык и речь (2 часа)
Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление тек­
ста по рисунку.
Наш язык. Формирование представлений о языке как
основе национального самосознания.
Текст. Предложение. Словосочетание (15 часов)

Кол-во
часов
1
1

Примечание

1
1
1

19
20
21

Текст.
Типы текстов.
Предложение. Развитие речи. Составление рассказа по
репродукции картины.
Повествовательные, вопросительные, побудительные
предложения.
Восклицательные и невосклицательные предложения.
Виды предложений по цели высказывания и по
интонации.
Предложение
с
обращением.
Развитие
речи.
Составление рассказа по рисунку.
Состав предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение».
Работа над ошибками. Простое и сложное предложения.
Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в
сложном предложении.
Словосочетание.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции
картины В.Д. Поленова «Золотая осень».
Повторение по теме «Предложение».
Слово в языке и речи (19 часов).
Слово и его лексическое значение. Однозначные и
многозначные слова
Синонимы и антонимы.
Омонимы.
Слово и словосочетание.

22

Фразеологизмы.

1

23

Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

1

24

Части речи.

1

25

Развитие речи. Составление текста-натюрморта по
репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

1

26

Различение в тексте имён существительных, глаголов и
имён прилагательных.

1

27

Имя числительное.

1

28

Повторение и систематизация
изученного по теме
«Имя числительное».
Однокоренные слова.
Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными
и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы.
Правописание разделительного мягкого знака.
Слово и слог. Звуки и буквы.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Контрольный диктант № 2по теме «Слово в языке и
речи».
Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (15 часов).
Корень слова. Однокоренные слова.

1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

29
30
31
32
33
34
35
36
37

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61

62
63
64
65
66
67
68

Однокоренные слова.
Формы слова. Окончание.
Окончание.
Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова».
Работа над ошибками. Приставка.
Приставка - как значимая часть слова.
Роль приставок в словах.
Суффикс - значимая часть слова.
Значение суффиксов.
Суффикс. Развитие речи. Сочинение по репродукции
картины А.А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова.
Проверочная работа № 1 по теме « Состав слова».
Редактирование предложений и изложение пове­
ствовательного текста.
Проект «Семья слов».
Правописание частей слова (29 часов)
Общее представление о правописании слов
с
орфограммами в значимых частях слова.
Безударные гласные в корне.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Формирование умения подбирать проверочные слова
для слов с безударными гласными в корне.
Формирование умения подбирать проверочные слова
для слов с одним и двумя безударными гласными в
корне.
Правописание слов с парными по глухости - звонкости
согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными
в корне.
Формирование умения подбирать проверочные слова
для слов с парными согласными в корне.
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими
согласными в корне.
Контрольное списывание № 1 по теме «Правописание
слов с парными по глухости - звонкости согласными на
конце слов и перед согласными в корне»
Работа над ошибками. Правописание слов с непроиз­
носимыми согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в
корне.
Развитие умения подбирать проверочные
слова с
непроизносимыми согласными в корне.
Совершенствование умения подбирать проверочные
слова с непроизносимыми согласными в корне.
Контрольный диктант №4 по теме «Правописание
корней слов»
Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенны­
ми согласными.
Развитие речи. Составление текста по репродукции
картины В.М. Васнецова «Снегурочка».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103

Правописание суффиксов и приставок.
Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов и приставок. Нахождение
орфограмм в суффиксах и приставках.
Правописание приставок и предлогов.
Различие приставок и предлогов.
Упражнение в правильном написании приставок и
предлогов.
Контрольная работа за первое полугодие.
Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
Правописание слов с разделительными твёрдым
и
мягким знаками.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
(ъ).
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание
частей слова»
Части речи (69 часов).
Работа над ошибками. Части речи.
Имя существительное как часть речи.
Начальная форма имени существительного
Одушевлённые и неодушевлённые имена существи­
тельные.
Устаревшие слова.
Развитие
речи.
Изложение
по
самостоятельно
составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Контрольное списывание № 2 по теме «Имя
существительное как часть речи»
Проект «Тайна имени».
Работа над ошибками. Число имён существительных.
Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Род имён существительных.
Определение рода имен существительных в косвенных
падежах.
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён
существительных.
Упражнение в написании имен существительных,
оканчивающихся на шипящий звук
Изложение повествовательного текста. Составление
рассказа по серии картин.
Контрольный
диктант
№
6по
теме
«Имя
существительное».
Работа над ошибками. Изменение имён существитель­
ных по падежам.
Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина
«Иван-царевич и лягушка-квакушка».
Именительный падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Винительный падеж.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115

116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141

Творительный падеж.
Предложный падеж.
Проверочная
работа
№
3 по теме
« Имя
Существительное»
Обобщение знаний об имени существительном.
Морфологический разбор имени существительного.
Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец
зимы. Полдень».
Проект «Зимняя страничка».
Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание
окончаний имён существительных».
Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть
речи.
Связь
имени
прилагательного
с
именем
существительным.
Сложные имена прилагательные.
Составление текста-описания в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в
искусствоведческом тексте и в репродукции картины
М.А. Врубеля «Царевна- Лебедь».
Род имён прилагательных .
Изменение имён прилагательных по родам.
Родовые окончания имён прилагательных.
Число имён прилагательных .
Изменениеимён прилагательных по числам.Составление
текста-описания о животном.
Падежные окончания имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по падежам.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном.
Проверочная работа № 4 по теме «Имя прилагательное».
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции
картины А.А. Серова «Девочка с персиками».
Проект «Имена прилагательные в загадках»
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя
прилагательное».
Работа над ошибками. Личные местоимения.
Местоимения 3 - го лица.
Роль местоимений в предложении. Развитие речи.
Составление письма.
Морфологический разбор местоимения.
Проверочная работа № 5 по теме «Местоимение».
Глагол как часть речи.
Упражнение в определении лексического значения
глагола
Значение и употребление в речи глаголов.
Составление текста по сюжетным картинкам.
Неопределённая форма глагола.
Начальная форма глагола.
Изменение глаголов по числам.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Число
глаголов.
Составление
предложений
с
нарушенным порядком слов.
Времена глаголов.
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.
Изменение глаголов по временам.
Изложение повествовательного текста.
Упражнение в изменении глагола по временам.
Род глаголов в прошедшем времени.
Изменение
глаголов
прошедшего
времени
по
родамСоставление предложений и текста.
Частица НЕ с глаголами .
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор
глагола.
Развитие речи. Части речи в русском языке.
Повторение и систематизация изученного о глаголе.
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».
Повторение (12,5 часов).
Работа над ошибками. Повторение по теме «Части
речи».
Повторение. Самостоятельные и служебные части речи.
Орфограммы в значимых частях слова.
Контрольное списывание № 3 по теме «Части речи»
Работа над ошибками. Правописание приставок и
предлогов
Составление предложений по рисункам.
Правописание безударных гласных
Итоговый контрольный диктант с грамматическим
заданием.
Анализ контрольной работы. Повторение. Части слова.
Повторение. Однокоренные слова.
Повторение. Текст
Повторение. Обобщение и систематизация изученного о
частях речи.
Итоговая контрольная работа за курс третьего
класса.
Правописание значимых частей слов.
Сочинение на тему « Почему я жду летних каникул»
Тематическое планирование

№
п/п
1
2
3
4
5
6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс

Тема урока
Повторение изученного в 1-3 классах (11 ч)
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и
наш язык.
Язык и речь. Формулы вежливости.
Текст и его план
Развитие речи. Изложение повествовательного текста
Анализ изложения. Типы текстов.
Предложение как единица речи.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

Примечание

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Виды предложений по цели высказывания и по
интонации
Диалог. Обращение.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены
предложения
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»
Работа над ошибками. Словосочетание.
Предложение (8 ч.)
Однородные члены предложения (общее понятие)
Связь однородных членов в предложении с помощью
интонации перечисления
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины
И.И.Левитана «Золотая осень» .
Простые и сложные предложения. Связь
между
простыми предложениями в составе сложного.
Сложное предложение и предложение с однородными
членами.
Проверочная работа №
1 по теме
«Предложение»
Изложение повествовательного текста.
Контрольный диктант №2 потеме «Предложение».
Слово в языке и речи (21 час)
Работа над ошибками.
Слово и его лексическое
значение
Многозначные слова. Прямое и переносное значения
слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова
Синонимы, антонимы, омонимы
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических
группах слов.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Состав слова. Однокоренные слова.
Состав слова (приставка, корень, суффикс, окончание)
Разбор слова по составу.
Правописание гласных и согласных в корнях слов
Правописание непроизносимых согласных в корнях
слов.
Правописание удвоенных согласных в словах
Правописание приставок и суффиксов
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста
Анализ изложения. Части речи. Морфологические
признаки частей речи
Склонение
имён
существительных
и
имён
прилагательных
Имя числительное. Глагол
Наречие как часть речи
Правописание наречий
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.М.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

40
41
42

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62

63
64

Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Контрольный диктант №3 по теме «Части речи»
Имя существительное (42 часа).
Работа над ошибками. Распознавание падежей имён
существительных
Распознавание
именительного,
родительного,
винительного
падежей
неодушевлённых
имён
существительных
Распознавание одушевлённых имён существительных в
родительном, винительном дательном падежах.
Упражнение в распознавании имён существительных в
творительном и предложном падежах.
Повторение сведений о падежах и приёмах их
распознавания. Несклоняемые имена существительные
Три
склонения
имён
существительных
(общее
представление).
Упражнение в распознавании имён существительных
1-го склонения
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины
художника А.А. Пластова «Первый снег»
2-е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных
2-го склонения
3-е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных
3-го склонения
Проверочная работа № 2 по теме «Склонения имён
существительных»
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста.
Анализ
изложения. Падежные
окончания имён
существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного
числа.
Именительный и винительный падежи
Правописание окончаний имён существительных в
родительном падеже
Упражнение
в
правописании
окончаний
имён
существительных в родительном падеже
Именительный, родительный и винительный падежи
одушевлённых имён существительных
Правописание окончаний имён существительных в
дательном падеже
Правописании
безударных
окончаний
имён
существительных в родительном и дательном падежах
Упражнение в правописании безударных окончаний
имён существительных в родительном и дательном
падежах
Правописание окончаний имён существительных в
творительном падеже
Упражнение
в
правописании
окончаний
имён
существительных в творительном падеже

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

65
66
67
68
69
70
71

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

83
84
85

86
87
88
89

Правописание окончаний имён существительных в
предложном падеже
Упражнение
в
правописании
окончаний
имён
существительных в предложном падеже
Правописание
безударных
окончаний
имён
существительных во всех падежах
Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных
Упражнение в правописании безударных падежных
окончаний имён существительных
Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции
картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»»
Контрольный диктант №4 по теме «Правописание
безударных
падежных
окончаний
имён
существительных в единственном числе»
Анализ контрольного диктанта. Повторение изученного
материала.
Склонение имён существительных во множественном
числе
Именительный
падеж
имён
существительных
множественного числа
Родительный
падеж
имён
существительных
множественного числа
Правописание окончаний имён существительных
множественного числа в родительном падеже.
Правописание
окончаний
имён
существительных
множественного числа в винительном падеже.
Контрольная работа за первое полугодие.
Дательный, творительный, предложный падежи имён
существительных множественного числа
Развитие речи. Изложение повествовательного текста
по самостоятельно составленному плану.
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний
имён существительных.
Проверочная
работа
№
3по
теме
«Имя
существительное».
Наши проекты «Говорите правильно!»
Имя прилагательное(27 ч)
Роль имен прилагательных в языке. Образование имен
прилагательных
Род и число имён прилагательных
Развитие речи.
Сочинение описание по личным наблюдениям на тему
«Моя любимая игрушка»
Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам
имен прилагательных в единственном числе.
Развитие речи. Составление текста-рассуждения по
репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»
Склонение имён прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе
Правописание
окончаний
имён
прилагательных

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

90
91
92
93

94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109

110
111
112

113
114
115

мужского и среднего рода в именительном падеже
Правописание
окончаний
имён
прилагательных
мужского и среднего рода в родительном падеже
Правописание
окончаний
имён
прилагательных
мужского и среднего рода в дательном падеже.
Именительный, винительный, родительный падежи
Правописание
окончаний
имён
прилагательных
мужского и среднего рода в творительном и предложном
падежах
Упражнение
в
правописании
окончаний
имён
прилагательных мужского и среднего рода
Развитие
речи. Выборочное
изложение
повествовательного текста с элементами описания.
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний
имён прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имён прилагательных женского рода
Именительный
и
винительный
падежи
имён
прилагательных женского рода
Родительный, дательный, творительный и предложный
падежи имён прилагательных женского рода
Винительный
и
творительный
падежи
имён
прилагательных женского рода
Упражнение в правописании падежных окончаний имён
прилагательных
Развитие речи .Изложение сравнительно-описательный
текста по самостоятельно составленному плану
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний
имён прилагательных
Склонение имён прилагательных во множественном
числе
Развитие речи. Составление текста по репродукции
картины Н.К. Рериха «Заморские гости».
Именительный
и
винительный
падежи
имён
прилагательных множественного числа
Родительный
и
предложный
падежи
имён
прилагательных множественного числа
Дательный
и
творительный
падежи
имён
прилагательных множественного числа
Обобщение
по
теме
«Имя
прилагательное».
Проверочная
работа
№
4
по
теме
«Имя
прилагательное».
Развитие речи. Сочинение -отзы в по картине И.Э.
Грабаря «Февральская лазурь».
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя
прилагательное»
Местоимение (9 часов)
Анализ контрольного диктанта. Местоимение как часть
речи
Личные местоимения
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

падежам.
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129

130
131
132
133
134
135
136

137
138
139
140
141
142
143
144
145

Изменение личных местоимений 3 -го лица по падежам
Изменение
личных
местоимений
по
падежам.
Обобщение по теме
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста
Контрольный диктант № 6 по теме «Местоимение»
Глагол (29 ч)
Анализ контрольного диктанта. Роль глаголов в языке.
Изменение глаголов по временам

1
1

Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глаголов.
Изменение глаголов по временам
Развитие
речи. Изложение
по
самостоятельно
составленному плану
Анализ изложения. Изменение глаголов настоящего и
будущего времени по лицам и числам (спряжение)
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по
лицам и числам (спряжение)
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе.
Развитие речи.
Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана
«Весна. Большая вода»
I и II спряжение глаголов настоящего времени
I и II спряжение глаголов будущего времени
Наши проекты «Пословицы и поговорки»
Правописание безударных личных окончаний глаголов
в настоящем и будущем времени.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
в настоящем и будущем времени
Правописание безударных личных окончаний глаголов
в настоящем и будущем времени
Контрольное списывание № 1 «Правописание
безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени».
Возвратные глаголы.
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах
Распознавание глаголов формы 3-го лица и в
неопределенной форме.
Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок
Правописание глаголов в прошедшем времени
Правописание
родовых
окончаний
глаголов
в
прошедшем времени
Правописание безударного суффикса в глаголах
прошедшего времени
Развитие речи.
Составление текста на спортивную тему
Обобщение по теме «Глагол».
Морфологический разбор глагола

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

146
147
148
149

150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
151
162
163
164
165
166
167
168
169
170

Развитие речи. Изложение повествовательного текста по
вопросам.
Проверочная работа № 5по теме «Глагол».
Обобщение по теме «Г лагол»
Обобщение по теме «Глагол». Обобщение по теме
«Глагол». Отработка умения применять полученные
знания.
Повторение изученного о глаголе.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста
Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол»
Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол».
Повторение (14, 5 часов)
Язык. Речь. Текст
Предложение и словосочетание.
Лексическое значение слова.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины
И.И.Шишкина «Рожь»
Состав слова
Итоговый контрольный диктант с грамматическим
заданием.
Анализ контрольного диктанта. Закрепление знаний о
правописании приставок и предлогов.
Части речи
Части речи. Распознавание орфограмм в словах
различных частей речи.
Изложение повествовательного текста по цитатному
плану
Итоговая контрольная работа за курс четвертого
класса.
Анализ контрольной работы. Повторение по теме
«Звуки и буквы»
Повторение изученного материала.
Повторение по теме «Имя существительное»
Повторение по теме «Имя прилагательное»
Повторение по теме «Г лагол
Повторение по теме «Местоимение»

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».