Изобразительное искусство

■
■
■
■
■

■
■
■

•
•
•

•

•
•

•

•
•
•
•
•
•
•
•

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира
в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно­
творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно­
творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей

жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный
образ;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества
для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура,
художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного
замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные
состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского
и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны
(разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего
региона.

Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и
содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства,
архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в
театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих
природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию,
форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы
для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица,
фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений
человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­
творческой деятельности специфику стилистики произведений народных
художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры,
декоративно-прикладного
искусства,
художественного
конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные
оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы природы, человека, фантастического
существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно­
творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к
ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы,
цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя,
предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое
отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим
вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое
эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета

Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его
материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель,
мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма,
вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства
и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве

(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).
Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный
центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные,
острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе
в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (например, А.
К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и
др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­
прикладного искусства.
Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении
жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в

традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и
художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объёмом, фактурой. Представление о работе в графическом и растровом
редакторе на компьютере.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла
в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров,
пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование
№
п/п

Элементы содержания

1 класс

Тема урока

Колво
часов

Примечание

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч .)
1

Изображения всюду вокруг
нас. Знакомство с Мастером
Изображения

Изображения
всюду вокруг нас.

1

2

Мастер Изображения учит
видеть. Работа с цветными
карандашами,
фломастером.
Изображение животных.

Мастер
бражения
видеть.

Изо­
учит

3

Изображать можно пятном.
Навыки работы на уроке с
кистью, краской и водой.
Превращение произвольного
пятна
в
изображение
зверюшки.

Изображать
можно пятном.

1

4

Изображать можно в объеме.
Работа
с
пластилином.
Превращение
комка
пластилина в птицу
или
зверушку.

Изображать
можно в объеме.

1

5

Изображать можно линией.
Работа с чёрным карандашом
или фломастером. Рисунок
линией на тему «Расскажи о
себе».

Изображать
можно линией.

1

6

Разноцветные краски. Работа с
гуашью. Проба красок создание красочного коврика.

Разноцветные
краски.

1

7

Изображать можно и то, что
невидимо. Работа с гуашью.
Изображение
радости
и
грусти.

Изображать
можно и то, что
невидимо.

1

8

Художники
и
зрители
(обобщение темы). Итоговая
выставка детских работ по
теме. Знакомство с понятием
«произведение
искусства».
Картина. Скульптура.

Художники
зрители.

1

и

1

Мир полон украшений. (8 ч.)
9

Мир полон украшений. Работа
с
гуашью.
Изображение
сказочного цветка.

Мир
полон
украшений.

1

10

Красоту надо уметь замечать.
Использование декоративных

Природные
узоры.

1

элементов,
геометрических,
растительных узоров для
украшения своих изделий и
предметов быта.
11

Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Работа с гуашью. Украшение
крыльев бабочки.

Узоры на крыльях

1

12

Красивые рыбы. Монотипия.
Работа с гуашью. Украшение
рыбок узорами чешуи (в
технике
монотипии
с
графической дорисовкой).

Красивые
рыбы.
Украшение
рыб.

1

13

Украшения птиц. Изображение
нарядной птицы в технике
объёмной аппликации. Работа
с бумагой.

Украшение
птиц.

1

14

Узоры, которые создали люди.
Работа с гуашью. Создание
своего
орнаментального
рисунка на основе полученных
впечатлений.
Как украшает себя человек.
Работа с гуашью. Изображение
любимых сказочных героев и
их украшений.

Узоры,
которые
создали люди.

1

Украшения
человека.

1

Мастер Украшения помогает
сделать праздник (обобщение
темы).

Мастер
рашения
помогает
сделать
праздник.

15

16

Работа с бумагой. Создание
украшения для новогодней
ёлки.

1

Ук­

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.)
17

Постройки в нашей жизни.
Знакомство
с
Мастером
Постройки.

Постройки
нашей жизни.

в

1

18

Дома бывают разными. Работа
с
цветными
мелками.
Изображение сказочного дома.

Дома
бывают
разными.

1

19

Домики, которые построила
природа.
Работа
с

Домики, которые
построила

1

пластилином.
сказочных домиков.

Лепка

природа.

20

Дом снаружи и внутри. Работа
с
гуашью.
Изображение
домика в виде буквы алфавита.

Дом снаружи
внутри.

и

21

Строим
город.
Работа
с
бумагой. Постройка домика из
бумаги путём складывания
бумажного цилиндра.

Строим город.

1

22

Строим
город.
Работа
с
бумагой. Постройка домика из
бумаги путём складывания
бумажного цилиндра.

Строим город из
бумаги.

1

23

Все имеет свое строение.
Работа с бумагой. Создание из
простых геометрических форм
изображений зверей в технике
аппликации.

Все имеет
строение.

свое

1

24

Строим
вещи.
Работа
с
бумагой.
Конструирование
упаковок
или
сумок,
их
украшение.

Строим
Сумка.

вещи.

1

25

Строим
вещи.
Работа
с
бумагой.
Конструирование
упаковок
или
сумок,
их
украшение.

Постройка
предметов
(упаковок)

1

26

Город, в котором мы живем
(обобщение темы). Работа с
бумагой.
Создание
панно
«Г ород, в котором мы живём»

Город, в котором
мы живем

1

27

Город, в котором мы живем
(обобщение темы). Работа с
бумагой.
Создание
панно
«Город, в котором мы живём».
Итоговая выставка.

Деревня,
котором
живем
(обобщение
темы).

1

в
мы

1

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)
28

Три
Брата-Мастера
всегда
трудятся
вместе.
Рассматривание произведений

Три
БратаМастера
всегда
трудятся вместе.

1

разных видов искусства.
29

«Сказочная страна». Создание
панно. Конструирование из
бумаги.
Конструирование
птиц, жуков.

Праздник весны.
Конструирование
из бумаги.

1

30

«Праздник
весны».
Конструирование из бумаги.
Работа
с
бумагой.
Коллективное панно по сказке.

1

31

Времена года. Создание панно.
Работа с бумагой.

Весна
пробуждение
природы.
Разноцветные
жуки.
Сказочная страна.
Создание панно.

32

Урок
любования.
Умение
видеть. Экскурсия в парк.
Наблюдение
за
природой,
окружающими предметами.
Создание композиции
«Здравствуй,
лето!»
по
впечатлениям от природы.
Здравствуй, лето! (обобщение
темы).

Цветочная
поляна.

1

Здравствуй, лето!

1

33

1

Тематическое планирование 2 класс
№
п/п

Элементы содержания

Тема урока

Колво
часов

Чем и как работают художники (8 ч.)
1

2

Три основных цвета - желтый,
красный, синий. Изображение
цветочной поляны. Гуашь.
Белая
и
черная
краски.
изображение
природной
стихии. Гуашь.

Цветочная поля­
на. Три основных
цвета.
«Радуга
на
грозовом
небе».
Пять красок - все
богатство цвета и
тона.
Осенний
лес.
Выразительные
возможности
других
материалов.
Осенний
листопад.
Выразительные
возможности
аппликации
Графика зимнего
леса.
Выразительные
возможности
графических
материалов.
Звери
в
лесу.
Выразительность
материалов
для
работы в объеме.
Объекты игровой
площадки.

1

Наши друзья птицы.
Изображение
и
реальность.
Сказочная птица.
Изображение
и

1

1

3

Пастель и цветные мелки,
акварель, их выразительные
возможности.
Изображение
осеннего букета.

4

Выразительные возможности
аппликации. Аппликация из
осенних листьев.

5

Выразительные возможности
графических
материалов.
Графическое
изображение
леса.

6

Выразительность материалов
для работы в объеме. Лепка
животных родного края.

7

Выразительные возможности
1
бумаги.
Конструирование
игровой площадки.
Неожиданные
материалы
Композиции
из 1
сухих
трав
и
(обобщение темы). Создание
композиции из природных
цветов.
материалов
Реальность и фантазия (7 ч.)

8

9

Изображение и реальность.
Любимое животное. Гуашь.

10

Изображение
и
фантазия.
Сказочная птица. Аппликация

1

1

1

1

1

Примечание

11

12

13

14

15

из цветной бумаги.
фантазия.
Украшения
и
реальность.
Веточки деревьев 1
с
росой
и
Изображение
паутинки
в
природной среде. Мел (тушь
паутинкой.
или гуашь).
Украшения
и
фантазия.
Украшение
и 1
фантазия.
Изображение
кружевной
салфетки.
Кружева.
Постройка
и
реальность.
Подводный мир. 1
Конструирование из бумаги
Постройка
и
реальность.
подводного мира.
Постройка
и
фантазия.
Фантастический
1
Конструирование
макетов
замок. Постройка
и фантазия.
зданий, конструкций. Городоккоробок.
Братья-Мастера Изображения,
Братья-мастера.
1
Украшения
и
Постройки
Изображения,
украшения
и
всегда
работают
вместе
(обобщение
темы).
постройки всегда
работают вместе.
Конструирование
ёлочных
игрушек.
Проект.
О чём говорит искусство (9 ч.)

16

Изображение
природы
в
различных
состояниях
с
передачей
настроения
природы.

17

Выражение
отношения
к
окружающему
миру
через
изображение
характера
животных.

18

Выражение
характера
человека:
изображение
противоположных
по
характеру сказочных женских
образов
Выражение
характера
человека:
изображение
доброго и злого сказочного
мужского образа
Образ сказочного человека,
выраженный в объёме. Лепка
сказочного героя.
Выражение
характера
человека через украшение.
Изображение кокошников и
оружий.
Выражение
намерений
человека через конструкцию и
декор. Аппликация.

19

20

21

22

Море.
Изображение
природы
в
различных
состояниях
Четвероногий
герой. Выражение
характера
изображаемых
животных.
Женский
образ
русских сказок.

1

Сказочный
мужской образ.

1

Образ человека в
скульптуре

1

Человек и его ук­
рашения

1

Морской
бой
Салтана и пиратов

1

1

1

23
24

25
26

В мире сказочных 1
Образ
здания.
Сказочные
постройки. Карандаш, гуашь.
героев.
В изображении, украшении и
Замок
Снежной 1
постройке человек выражает
королевы.
свои
чувства,
мысли,
настроение, свое отношение к
миру (обобщение темы)
Как говорит искусство (9 ч)
Тёплые и холодные цвета.
Борьба тёплого и холодного.
Что
такое
ритм
линии?
Весенние

ручьи.

Весна идет.

1

Весенний ручеёк.

1

Ветка.

1

Весна. Ш ум птиц.

1

Птички (коллек­
тивное панно).

1

Автопортрет

1

Мыльные пузыри

1

Смешные
человечки (пятно
как
средство
выражения)
История
одной
картины.
Итоговая
контрольная
работа в форме
тестирования.

1

Пастель

(цветные мелки)
27
28
29

30
31

32

33

Характер линий. Нежные и
могучие ветки. Гуашь.
Ритм пятен. Летящие птицы.
Аппликация.
Ритм
линий
и
пятен,
пропорции
средства
выразительности.
Цвет как средства выражения.
Изображение автопортрета
Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции
средства
выразительности.
Изображение
мыльных
пузырей.
Пропорции
выражают
характер. Лепка.

Обобщающий урок года.

34

1
1

Тематическое планирование 3 класс

№
п/п

Элементы содержания

Тема урока

Колво
часов

Вводный урок (1 ч)
1

Вводное

занятие.

Образы

Мастера

1

Примечание

братьев-мастеров. Знакомство с Изображения,
рабочими принадлежностями и Постройки
и
правилами техники безопасности Украшения.
на уроке.
Искусство в твоём доме (7 ч)
2

Разнообразие
игрушек.
Определение роли мастеров в
создании
игрушки.
Изготовление и рисование
игрушек.

Твои игрушки.

1

3

Конструктивный
образ
и
характер декора, украшения.
Посуда у тебя дома. Лепка.

Посуда
дома.

тебя

1

4

Роль художника в создании
дизайна дома. Этапы работы
при создании обоев и штор.
Гуашь, вырезание.

Обои и шторы у
тебя дома.

1

5

Искусство росписи тканей.
Создание
эскиза
росписи
платка. Мамин платок. Гуашь.

Мамин платок

1

6

Знакомство с многообразием
видов
книг.
Изготовление
своей книжки.

Твои
Проект.

1

7

Возникновение открытки, её
назначение
и
тематика.
Изготовление
объёмной
открытки.

Открытки.
Проект.

1

8

Важная роль художника, его
труда в создании среды жизни
человека.

Труд художника
для твоего дома
(обобщение
темы).

1

у

книжки.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)
9

Художественные
атрибуты
современной жизни города.
Составление облика зданий из
бумажных
заготовок,
рисование
на
бумаге,
аппликация.

Памятники
архитектуры.

1

10

Варианты
современной
архитектуры для садов и
парков. Работа в смешанной
технике.

Парки,
скверы,
бульвары.

1

11

Кружевные детали в истории
искусства России. Создание
оригинальных
вариантов
ажурных ограждений. Белая и
цветная бумага, гуашь.

Ажурные ограды.

1

12

Назначение
фонарей
в
человеческой жизни. Размеры
и формы. Объёмная поделка.

Волшебные
фонари.

1

13

Композиционные
и
оформительские
навыки
в
создании витрин. Аппликация
из рваной бумаги.

Витрины.

1

14

Связь конструкции с дизайном
и
природными
формами.
Изображение
собственного
варианта
автомобиля
будущего.

Удивительный
транспорт.

1

15

Труд художника на улицах
твоего села (обобщение темы).
Коллективно-творческая
работа в смешанной технике.

Труд художника
на улицах твоего
города (села)

1

Художник и зрелище (11 ч)
16

Особенности
циркового
искусства. Роль художника в
оформлении. Цветной картон,
гуашь.

Художник
цирке.

в

1

17

Художник-оформитель
театральных
постановок.
Создание картонного макета и
персонажей сказки для игры в
спектакль.

Образ
театрального
героя.

1

18

Эскизы
театральных
постановок.
Создание
картонного
макета
и
персонажей сказки для игры в

Театр на столе.

1

спектакль.
19

Разные
виды
мирового
кукольного
театра.
Куски
ткани,
нитки,
мелкие
пуговицы.
Создание
картонного
макета
и
персонажей сказки для игры в
спектакль.

Театр кукол.

1

20

Традиции кукольных театров
России. Выбор образа куклы и
материала
для
её
изготовления.

Мы - художники
кукольного
театра.

1

21

Маски
в
народном
представлении в театральном
искусстве.
Конструирование
масок. Цветная бумага и
картон.

Театральные
маски.

1

22

Выразительность
масок.
Способы
их
создания.
Изображение
театральной
маски.

Маска-подарок

1

23

Художественные
составляющие
афиши.
Рисование на бумаге красками
и карандашами.

Афиши и плакат

1

24

Разнообразие
крупномасштабных
праздников. Создание рисунка
городского праздника. Мелки,
гуашь.

Праздник
городе

25

Художественное оформление
населенных
пунктов
для
проведения
уличных
праздников.
Работа
в
смешанной технике.

Проект
«Оформление
праздника»

1

26

Варианты
оформления
школьного
карнавала
(обобщение темы).

Школьный
карнавал.

1

Художник и музей (8 ч)

в

1

27

Крупнейшие художественные
музеи
России.
Рисование
домашних музеев.

Музей в
города.

28

Произведения
известных
русских
художниковпейзажистов.
Рисование
картины - пейзажа.

Картина-пейзаж.

1

29

Жанр портрета и автопортрета.
Выбор выразительных средств
для рисунка.
Изображение
портрета. Акварель, восковые
мелки.

Картина-портрет.

1

30

Жанр
натюрморта.
Расположение предметов в
композиции.
Изображение
картины-натюрморта. Гуашь.

Картинанатюрморт.

1

31

Картины
исторические
и
бытовые, композиции и детали
картин
разных
жанров.
Изображение
картины
на
жанровую тему.
Акварель,
восковые мелки.

Картины истори­
ческие и бытовые.

1

32

Скульптуры
в
уличных
ансамблях.
Материалы
уличных скульптур. Лепка
фигуры человека в движении.

Скульптура
в
музее и ни улице.

1

33

Художественные
образцы,
которые оставили наибольшее
положительное впечатления.
Художественная
выставка
(обобщение темы).

Художественная
выставка.

1

Итоговая
контрольная
работа в форме
тестирования.

1

34

жизни

1

Тематическое планирование 4 класс
№
п/п

Элементы содержания

Тема урока

Колво
часов

Истоки родного искусства (8 ч.)
1

Характеризовать
особенности
красоты
природы
разных
климатических зон. Изображение
характерных
особенностей
пейзажа родной природы.

Пейзаж
земли.

родной

1

2

Красота
природы
в Пейзаж
родной
произведениях
русской земли. Берёзовая
живописи (И. Шишкин, А. роща.
Саврасов,
Ф.
Васильев,
И.
Левитан, И. Грабарь и др.).
Изображение
российской
природы (пейзаж).

1

3

Деревянная
храмовая Деревня
де­
архитектура.
Раскрытие ревянный
мир.
традиций конструирования и Разнообразие
декора избы в разных областях сельских
России. Изображение избы в деревянных
построек.
объеме.

4

Роль природных условий в Деревня
де­
характере
традиционной ревянный
мир.
культуры
народа.
Красота Гармония жилья.
русского деревянного зодчества.
Изображение графическими или
живописными средствами образ
русской избы.

1

5

Представление народа о красоте Красота Человека.
человека,
связанное
с Образ мужской и
традициями жизни и труда в женской красоты.
определенных
природных
и
исторических
условиях.
Приобретать опыт эмоциональ­
ного восприятия традиционного
народного костюма.
Изобра­
жение женского и мужского
образов в народных костюмах.

1

6

Характеристика
и
эстетическая оценка образов
человека-труженика
в
произведениях
художников

1

Воспевание труда
в искусстве.

Примечание

(А. Венецианов,И Аргунов, В.
Суриков, В. Васнецов, В.
Тропинин, З.Серебрякова, Б.
Кустодиев).Рассуждать
об
образе труда в народной
культуре. Изображение сцены
труда из крестьянской жизни.
7

Праздник как народный образ Народные
радости и счастливой жизни. праздники
Роль традиционных народных
праздников в жизни людей.
Изображение
календарных
праздников (коллективная рабо­
та - панно): осенний праздник
урожая, ярмарка; народные гу­
лянья, связанные с приходом
весны или концом страды и др.

1

8

Образ народного праздника в Народные
изобразительном искусстве (Б. праздники.
Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин Проект.
и др.). Продолжить работу по
выполнению
коллективного
панно
на
тему
народного
праздника

1

Древние города нашей земли (7 ч.)
9

угол.
Характеристика образа древнего Родной
русского
города.
Роль Древнерусский
пропорций
в
формировании город крепость.
конструктивного образа города.
Знакомство
с картинами рус­
ских художников (А.Васнецова,
И.
Билибин,
Н
Рерих,
С.Рябушкин и др.). Создание
макета древнерусского города
(конструирование из бумаги или
лепка крепостных стен и башен).

1

10

Раскрытие
особенностей
конструкции
и
символики
древнерусского
каменного
храма, смысловое значение его
частей.
Значение
постройки,
украшения и изображения в
здании
храма.
Изображение
храма

1

Древние соборы

11

Основные структурные части Города
города,
сравнение
и
оп­ земли
ределение
их
функций,
назначений.
Изображение и
моделирование
наполненного
жизнью людей пространство
древнерусского города.

Русской

1

12

Характеристика образов жизни
людей древнерусского города,
одежды и оружий воинов: их
форму и красоту. Развитие
навыков
ритмической
организации листа, изображения
человека.
Изображение
древнерусских
воинов,
княжескую дружину.

Древнерусские
воины-защитники

1

13

Ценность
и
неповторимость
памятников
древнерусской
архитектуры. Свое отношение к
архитектурным и историческим
ансамблям
древнерусских
городов.

Новгород. Псков.
Владимир
и
Суздаль. Москва

1

Узорочье теремов

1

Восприятие и эстетическое
переживание за красоту городов,
сохранивших
исторический
облик, — свидетелей нашей
истории.
Живописное
или
графическое
изображение
древнерусского города.
14

Представление
о
богатом
украшении городских построек,
о теремах, княжеских дворцах,
боярских палатах, городских
усадьбах. Отражение природной
красоты
в
орнаментах
(преобладание
растительных
мотивов).
Изображение
интерьера теремных палат.

15

Роль постройки, украшения и Праздничный пир
теремных
изображения в создании образа в
палатах.
Проект.
древнерусского
города.
Изо­
бражение
посуды
на

1

праздничных столах.

Каждый народ - художник (11 ч.)
16

Многообразие
представлений Страна
народов
мира
о
красоте. дящего
Художественная
культура Япония.
японских
Японии, как очень целостная,
построек
экзотичная и в то же время
вписанная в современный мир.
Умение видеть бесценную кра­
соту каждого маленького мо­
мента жизни, внимание к красоте
деталей, их многозначность и
символический
смысл.
Изображение природы через ха­
рактерные детали

восхо­
солнца
Образ

1

17

Образ женской красоты — Образ человека,
изящные
ломкие
линии, характер одежды
изобразительный
орнамент в
японской
росписи
японского
платья- культуре.
кимоно, отсутствие интереса к
индивидуальности
лица.
Характерные
особенности
японского
искусства:
графичность, хрупкость и рит­
мическая
асимметрия.
Изображение японок в кимоно,
передавать характерные черты
лица, прически, волнообразные
движения фигуры.

1

18

Особенности
изображения,
украшения
и
постройки
в
искусстве
Японии.
Традиционные
праздники:
«Праздник
цветения
вишнисакуры», «Праздник хризантем»
и др.

Отношение
к
красоте природы
в
японской
культуре.

1

Создание коллективного панно
«Праздник
цветения
вишнисакуры» или «Праздник хризан­
тем» (плоскостной или про­
странственный коллаж).

19

Разнообразие природы нашей Искусство
планеты и способности человека народов гор
жить в самых разных природных степей.
условиях. Связь художествен­
ного образа культуры с при­
родными условиями жизни на­
рода.

1
и

Изображение жизни в степи и
красоты пустых пространств
(развитие живописных навыков).
20

Красота пустых пространств и
величия
горного
пейзажа.
Продолжение
работы
изображения жизни в степи и
красоты пустых пространств
(развитие живописных навыков).

Сцена
жизни
людей в степи и в
горах.

21

Особенности
художественной Города в пустыне
культуры Средней Азии. Связь
архитектурных
построек
с
особенностями
природы
и
природных материалов.

1

1

Создание
образа
древнего
среднеазиатского города.
22

Значение
искусства Древней
Греции для культуры Европы и
России. Храм как совершенное
произведение разума человека и
украшение пейзажа. Красота
построения человеческого тела
— «архитектуру» тела, воспетую
греками.
Изображение
греческого храма (полуобъёмные
или плоские аппликации) для
панно
или
объёмное
моделирование
из
бумаги;
изображение
фигуры
олимпийских
спортсменов
и
участников
праздничного
шествия.

Древняя Эллада.
Образ
красоты
древнегреческого
человека

1

23

Повседневная
жизнь
и
праздники: Олимпийские игры,

Древняя Эллада.
Древнегреческая

1

праздник Великих Панафиней.
Особенности
изображения,
украшения
и
постройки
в
искусстве
древних
греков.
Создание панно древнегреческих
праздников.

архитектура.

24

Повседневная
жизнь
и Древнегреческий
праздники: Олимпийские игры, праздник.
праздник Великих Панафиней. Олимпийские
игры в Древней
Особенности
изображения,
Греции.
украшения
и
постройки
в
искусстве
древних
греков.
Создание панно древнегреческих
праздников.

1

25

Образ
готических
городов Европейские
сред­
средневековой Европы: узкие города
невековья
улицы и сплошные фасады
каменных
домов.
Красота
готического храма, его величие и
устремленность
вверх,
готические
витражи
и
производимое ими впечатление.
Ратуша и центральная площадь
города,
городская
толпа,
сословное разделение людей.
Средневековые
готические
костюмы, их вертикальные ли­
нии, удлиненные пропорции.
Изображение людей, замков.

1

26

Единство форм костюма и Средневековые
архитектуры, общее в их кон­ готические
струкции и украшениях.
костюмы

1

27

Ценность
искусства
в Многообразие
соответствии гармонии человека художественных
с окружающим миром. Влияние культур в мире.
особенностей
природы
на
характер
традиционных
построек, гармонию жилья с
природой, образ красоты челове­
ка, народные праздники,

1

богатство
и
художественных

многообразие
культур

народов мира. Комбинированная
работа.
Искусство объединяет народы (1 ч.)
Все
народы
воспевают
материнство.

1

29

народы
Проявление духовного мира в Все
лицах
близких
людей воспевают
.Выражение мудрости старости в мудрость
старости.
произведениях
искусства
(портреты
Рембрандта,
автопортреты
Леонардо
да
Винчи, Эль Греко и т.д.).
Создание изображения люби­
мого пожилого человека, пере­
давать стремление выразить его
внутренний мир.

1

30

Искусство разных народов несет Сопереживание тема
в
себе
опыт
сострадания, великая
сочувствия,
вызывает искусства.
сопереживание
зрителя.
Создание рисунка с драмати­
ческим сюжетом, придуманным
автором
(больное
животное,
погибшее дерево и т. п.).

1

31

Все народы имеют своих героевзащитников и воспевают их в
своем искусстве. Лепка эскиза
памятника герою.

Герои, борцы
защитники.

и

1

32

В
искусстве
всех
народов
присутствуют мечта, надежда на
светлое
будущее,
радость
молодости и любовь к своим
детям. Изображение радости
детства,
мечты
о
счастье,
подвигах,
путешествиях,
открытиях.

Юность
надежды

и

1

28

Произведения
выражающих
материнства.

искусства,
красоту

Изображение
образа
материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления от
произведений искусства и жизни

33

34

Особенности
художественной
культуры разных (знакомых по
урокам)
народов,
об
особенностях понимания ими
красоты.
Многообразие
художественных
культур
(образов
красоты)
является
богатством и ценностью всего
мира.

Искусство
родов мира.

на­

1

Итоговая
контрольная
работа в форме
тестирования.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».