■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ • • • • • • • • • • • • • • • Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности». Выпускник научится: • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Выпускник получит возможность научиться: • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?». Выпускник научится: • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?». Выпускник научится: • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта. Выпускник получит возможность научиться: • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение; • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Содержание учебного предмета Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля - наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Представление о работе в графическом и растровом редакторе на компьютере. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Тематическое планирование № п/п Элементы содержания 1 класс Тема урока Колво часов Примечание Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч .) 1 Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения Изображения всюду вокруг нас. 1 2 Мастер Изображения учит видеть. Работа с цветными карандашами, фломастером. Изображение животных. Мастер бражения видеть. Изо учит 3 Изображать можно пятном. Навыки работы на уроке с кистью, краской и водой. Превращение произвольного пятна в изображение зверюшки. Изображать можно пятном. 1 4 Изображать можно в объеме. Работа с пластилином. Превращение комка пластилина в птицу или зверушку. Изображать можно в объеме. 1 5 Изображать можно линией. Работа с чёрным карандашом или фломастером. Рисунок линией на тему «Расскажи о себе». Изображать можно линией. 1 6 Разноцветные краски. Работа с гуашью. Проба красок создание красочного коврика. Разноцветные краски. 1 7 Изображать можно и то, что невидимо. Работа с гуашью. Изображение радости и грусти. Изображать можно и то, что невидимо. 1 8 Художники и зрители (обобщение темы). Итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Художники зрители. 1 и 1 Мир полон украшений. (8 ч.) 9 Мир полон украшений. Работа с гуашью. Изображение сказочного цветка. Мир полон украшений. 1 10 Красоту надо уметь замечать. Использование декоративных Природные узоры. 1 элементов, геометрических, растительных узоров для украшения своих изделий и предметов быта. 11 Узоры на крыльях. Ритм пятен. Работа с гуашью. Украшение крыльев бабочки. Узоры на крыльях 1 12 Красивые рыбы. Монотипия. Работа с гуашью. Украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой). Красивые рыбы. Украшение рыб. 1 13 Украшения птиц. Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. Работа с бумагой. Украшение птиц. 1 14 Узоры, которые создали люди. Работа с гуашью. Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений. Как украшает себя человек. Работа с гуашью. Изображение любимых сказочных героев и их украшений. Узоры, которые создали люди. 1 Украшения человека. 1 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Мастер рашения помогает сделать праздник. 15 16 Работа с бумагой. Создание украшения для новогодней ёлки. 1 Ук Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч.) 17 Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки нашей жизни. в 1 18 Дома бывают разными. Работа с цветными мелками. Изображение сказочного дома. Дома бывают разными. 1 19 Домики, которые построила природа. Работа с Домики, которые построила 1 пластилином. сказочных домиков. Лепка природа. 20 Дом снаружи и внутри. Работа с гуашью. Изображение домика в виде буквы алфавита. Дом снаружи внутри. и 21 Строим город. Работа с бумагой. Постройка домика из бумаги путём складывания бумажного цилиндра. Строим город. 1 22 Строим город. Работа с бумагой. Постройка домика из бумаги путём складывания бумажного цилиндра. Строим город из бумаги. 1 23 Все имеет свое строение. Работа с бумагой. Создание из простых геометрических форм изображений зверей в технике аппликации. Все имеет строение. свое 1 24 Строим вещи. Работа с бумагой. Конструирование упаковок или сумок, их украшение. Строим Сумка. вещи. 1 25 Строим вещи. Работа с бумагой. Конструирование упаковок или сумок, их украшение. Постройка предметов (упаковок) 1 26 Город, в котором мы живем (обобщение темы). Работа с бумагой. Создание панно «Г ород, в котором мы живём» Город, в котором мы живем 1 27 Город, в котором мы живем (обобщение темы). Работа с бумагой. Создание панно «Город, в котором мы живём». Итоговая выставка. Деревня, котором живем (обобщение темы). 1 в мы 1 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.) 28 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Рассматривание произведений Три БратаМастера всегда трудятся вместе. 1 разных видов искусства. 29 «Сказочная страна». Создание панно. Конструирование из бумаги. Конструирование птиц, жуков. Праздник весны. Конструирование из бумаги. 1 30 «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Работа с бумагой. Коллективное панно по сказке. 1 31 Времена года. Создание панно. Работа с бумагой. Весна пробуждение природы. Разноцветные жуки. Сказочная страна. Создание панно. 32 Урок любования. Умение видеть. Экскурсия в парк. Наблюдение за природой, окружающими предметами. Создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. Здравствуй, лето! (обобщение темы). Цветочная поляна. 1 Здравствуй, лето! 1 33 1 Тематическое планирование 2 класс № п/п Элементы содержания Тема урока Колво часов Чем и как работают художники (8 ч.) 1 2 Три основных цвета - желтый, красный, синий. Изображение цветочной поляны. Гуашь. Белая и черная краски. изображение природной стихии. Гуашь. Цветочная поля на. Три основных цвета. «Радуга на грозовом небе». Пять красок - все богатство цвета и тона. Осенний лес. Выразительные возможности других материалов. Осенний листопад. Выразительные возможности аппликации Графика зимнего леса. Выразительные возможности графических материалов. Звери в лесу. Выразительность материалов для работы в объеме. Объекты игровой площадки. 1 Наши друзья птицы. Изображение и реальность. Сказочная птица. Изображение и 1 1 3 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего букета. 4 Выразительные возможности аппликации. Аппликация из осенних листьев. 5 Выразительные возможности графических материалов. Графическое изображение леса. 6 Выразительность материалов для работы в объеме. Лепка животных родного края. 7 Выразительные возможности 1 бумаги. Конструирование игровой площадки. Неожиданные материалы Композиции из 1 сухих трав и (обобщение темы). Создание композиции из природных цветов. материалов Реальность и фантазия (7 ч.) 8 9 Изображение и реальность. Любимое животное. Гуашь. 10 Изображение и фантазия. Сказочная птица. Аппликация 1 1 1 1 1 Примечание 11 12 13 14 15 из цветной бумаги. фантазия. Украшения и реальность. Веточки деревьев 1 с росой и Изображение паутинки в природной среде. Мел (тушь паутинкой. или гуашь). Украшения и фантазия. Украшение и 1 фантазия. Изображение кружевной салфетки. Кружева. Постройка и реальность. Подводный мир. 1 Конструирование из бумаги Постройка и реальность. подводного мира. Постройка и фантазия. Фантастический 1 Конструирование макетов замок. Постройка и фантазия. зданий, конструкций. Городоккоробок. Братья-Мастера Изображения, Братья-мастера. 1 Украшения и Постройки Изображения, украшения и всегда работают вместе (обобщение темы). постройки всегда работают вместе. Конструирование ёлочных игрушек. Проект. О чём говорит искусство (9 ч.) 16 Изображение природы в различных состояниях с передачей настроения природы. 17 Выражение отношения к окружающему миру через изображение характера животных. 18 Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов Выражение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа Образ сказочного человека, выраженный в объёме. Лепка сказочного героя. Выражение характера человека через украшение. Изображение кокошников и оружий. Выражение намерений человека через конструкцию и декор. Аппликация. 19 20 21 22 Море. Изображение природы в различных состояниях Четвероногий герой. Выражение характера изображаемых животных. Женский образ русских сказок. 1 Сказочный мужской образ. 1 Образ человека в скульптуре 1 Человек и его ук рашения 1 Морской бой Салтана и пиратов 1 1 1 23 24 25 26 В мире сказочных 1 Образ здания. Сказочные постройки. Карандаш, гуашь. героев. В изображении, украшении и Замок Снежной 1 постройке человек выражает королевы. свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) Как говорит искусство (9 ч) Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Что такое ритм линии? Весенние ручьи. Весна идет. 1 Весенний ручеёк. 1 Ветка. 1 Весна. Ш ум птиц. 1 Птички (коллек тивное панно). 1 Автопортрет 1 Мыльные пузыри 1 Смешные человечки (пятно как средство выражения) История одной картины. Итоговая контрольная работа в форме тестирования. 1 Пастель (цветные мелки) 27 28 29 30 31 32 33 Характер линий. Нежные и могучие ветки. Гуашь. Ритм пятен. Летящие птицы. Аппликация. Ритм линий и пятен, пропорции средства выразительности. Цвет как средства выражения. Изображение автопортрета Ритм линий и пятен, цвет, пропорции средства выразительности. Изображение мыльных пузырей. Пропорции выражают характер. Лепка. Обобщающий урок года. 34 1 1 Тематическое планирование 3 класс № п/п Элементы содержания Тема урока Колво часов Вводный урок (1 ч) 1 Вводное занятие. Образы Мастера 1 Примечание братьев-мастеров. Знакомство с Изображения, рабочими принадлежностями и Постройки и правилами техники безопасности Украшения. на уроке. Искусство в твоём доме (7 ч) 2 Разнообразие игрушек. Определение роли мастеров в создании игрушки. Изготовление и рисование игрушек. Твои игрушки. 1 3 Конструктивный образ и характер декора, украшения. Посуда у тебя дома. Лепка. Посуда дома. тебя 1 4 Роль художника в создании дизайна дома. Этапы работы при создании обоев и штор. Гуашь, вырезание. Обои и шторы у тебя дома. 1 5 Искусство росписи тканей. Создание эскиза росписи платка. Мамин платок. Гуашь. Мамин платок 1 6 Знакомство с многообразием видов книг. Изготовление своей книжки. Твои Проект. 1 7 Возникновение открытки, её назначение и тематика. Изготовление объёмной открытки. Открытки. Проект. 1 8 Важная роль художника, его труда в создании среды жизни человека. Труд художника для твоего дома (обобщение темы). 1 у книжки. Искусство на улицах твоего города (7 ч) 9 Художественные атрибуты современной жизни города. Составление облика зданий из бумажных заготовок, рисование на бумаге, аппликация. Памятники архитектуры. 1 10 Варианты современной архитектуры для садов и парков. Работа в смешанной технике. Парки, скверы, бульвары. 1 11 Кружевные детали в истории искусства России. Создание оригинальных вариантов ажурных ограждений. Белая и цветная бумага, гуашь. Ажурные ограды. 1 12 Назначение фонарей в человеческой жизни. Размеры и формы. Объёмная поделка. Волшебные фонари. 1 13 Композиционные и оформительские навыки в создании витрин. Аппликация из рваной бумаги. Витрины. 1 14 Связь конструкции с дизайном и природными формами. Изображение собственного варианта автомобиля будущего. Удивительный транспорт. 1 15 Труд художника на улицах твоего села (обобщение темы). Коллективно-творческая работа в смешанной технике. Труд художника на улицах твоего города (села) 1 Художник и зрелище (11 ч) 16 Особенности циркового искусства. Роль художника в оформлении. Цветной картон, гуашь. Художник цирке. в 1 17 Художник-оформитель театральных постановок. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Образ театрального героя. 1 18 Эскизы театральных постановок. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в Театр на столе. 1 спектакль. 19 Разные виды мирового кукольного театра. Куски ткани, нитки, мелкие пуговицы. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Театр кукол. 1 20 Традиции кукольных театров России. Выбор образа куклы и материала для её изготовления. Мы - художники кукольного театра. 1 21 Маски в народном представлении в театральном искусстве. Конструирование масок. Цветная бумага и картон. Театральные маски. 1 22 Выразительность масок. Способы их создания. Изображение театральной маски. Маска-подарок 1 23 Художественные составляющие афиши. Рисование на бумаге красками и карандашами. Афиши и плакат 1 24 Разнообразие крупномасштабных праздников. Создание рисунка городского праздника. Мелки, гуашь. Праздник городе 25 Художественное оформление населенных пунктов для проведения уличных праздников. Работа в смешанной технике. Проект «Оформление праздника» 1 26 Варианты оформления школьного карнавала (обобщение темы). Школьный карнавал. 1 Художник и музей (8 ч) в 1 27 Крупнейшие художественные музеи России. Рисование домашних музеев. Музей в города. 28 Произведения известных русских художниковпейзажистов. Рисование картины - пейзажа. Картина-пейзаж. 1 29 Жанр портрета и автопортрета. Выбор выразительных средств для рисунка. Изображение портрета. Акварель, восковые мелки. Картина-портрет. 1 30 Жанр натюрморта. Расположение предметов в композиции. Изображение картины-натюрморта. Гуашь. Картинанатюрморт. 1 31 Картины исторические и бытовые, композиции и детали картин разных жанров. Изображение картины на жанровую тему. Акварель, восковые мелки. Картины истори ческие и бытовые. 1 32 Скульптуры в уличных ансамблях. Материалы уличных скульптур. Лепка фигуры человека в движении. Скульптура в музее и ни улице. 1 33 Художественные образцы, которые оставили наибольшее положительное впечатления. Художественная выставка (обобщение темы). Художественная выставка. 1 Итоговая контрольная работа в форме тестирования. 1 34 жизни 1 Тематическое планирование 4 класс № п/п Элементы содержания Тема урока Колво часов Истоки родного искусства (8 ч.) 1 Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображение характерных особенностей пейзажа родной природы. Пейзаж земли. родной 1 2 Красота природы в Пейзаж родной произведениях русской земли. Берёзовая живописи (И. Шишкин, А. роща. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Изображение российской природы (пейзаж). 1 3 Деревянная храмовая Деревня де архитектура. Раскрытие ревянный мир. традиций конструирования и Разнообразие декора избы в разных областях сельских России. Изображение избы в деревянных построек. объеме. 4 Роль природных условий в Деревня де характере традиционной ревянный мир. культуры народа. Красота Гармония жилья. русского деревянного зодчества. Изображение графическими или живописными средствами образ русской избы. 1 5 Представление народа о красоте Красота Человека. человека, связанное с Образ мужской и традициями жизни и труда в женской красоты. определенных природных и исторических условиях. Приобретать опыт эмоциональ ного восприятия традиционного народного костюма. Изобра жение женского и мужского образов в народных костюмах. 1 6 Характеристика и эстетическая оценка образов человека-труженика в произведениях художников 1 Воспевание труда в искусстве. Примечание (А. Венецианов,И Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, З.Серебрякова, Б. Кустодиев).Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображение сцены труда из крестьянской жизни. 7 Праздник как народный образ Народные радости и счастливой жизни. праздники Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображение календарных праздников (коллективная рабо та - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гу лянья, связанные с приходом весны или концом страды и др. 1 8 Образ народного праздника в Народные изобразительном искусстве (Б. праздники. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин Проект. и др.). Продолжить работу по выполнению коллективного панно на тему народного праздника 1 Древние города нашей земли (7 ч.) 9 угол. Характеристика образа древнего Родной русского города. Роль Древнерусский пропорций в формировании город крепость. конструктивного образа города. Знакомство с картинами рус ских художников (А.Васнецова, И. Билибин, Н Рерих, С.Рябушкин и др.). Создание макета древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). 1 10 Раскрытие особенностей конструкции и символики древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Значение постройки, украшения и изображения в здании храма. Изображение храма 1 Древние соборы 11 Основные структурные части Города города, сравнение и оп земли ределение их функций, назначений. Изображение и моделирование наполненного жизнью людей пространство древнерусского города. Русской 1 12 Характеристика образов жизни людей древнерусского города, одежды и оружий воинов: их форму и красоту. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека. Изображение древнерусских воинов, княжескую дружину. Древнерусские воины-защитники 1 13 Ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва 1 Узорочье теремов 1 Восприятие и эстетическое переживание за красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Живописное или графическое изображение древнерусского города. 14 Представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Изображение интерьера теремных палат. 15 Роль постройки, украшения и Праздничный пир теремных изображения в создании образа в палатах. Проект. древнерусского города. Изо бражение посуды на 1 праздничных столах. Каждый народ - художник (11 ч.) 16 Многообразие представлений Страна народов мира о красоте. дящего Художественная культура Япония. японских Японии, как очень целостная, построек экзотичная и в то же время вписанная в современный мир. Умение видеть бесценную кра соту каждого маленького мо мента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл. Изображение природы через ха рактерные детали восхо солнца Образ 1 17 Образ женской красоты — Образ человека, изящные ломкие линии, характер одежды изобразительный орнамент в японской росписи японского платья- культуре. кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Характерные особенности японского искусства: графичность, хрупкость и рит мическая асимметрия. Изображение японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. 1 18 Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Традиционные праздники: «Праздник цветения вишнисакуры», «Праздник хризантем» и др. Отношение к красоте природы в японской культуре. 1 Создание коллективного панно «Праздник цветения вишнисакуры» или «Праздник хризан тем» (плоскостной или про странственный коллаж). 19 Разнообразие природы нашей Искусство планеты и способности человека народов гор жить в самых разных природных степей. условиях. Связь художествен ного образа культуры с при родными условиями жизни на рода. 1 и Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). 20 Красота пустых пространств и величия горного пейзажа. Продолжение работы изображения жизни в степи и красоты пустых пространств (развитие живописных навыков). Сцена жизни людей в степи и в горах. 21 Особенности художественной Города в пустыне культуры Средней Азии. Связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. 1 1 Создание образа древнего среднеазиатского города. 22 Значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Красота построения человеческого тела — «архитектуру» тела, воспетую греками. Изображение греческого храма (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображение фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека 1 23 Повседневная жизнь и праздники: Олимпийские игры, Древняя Эллада. Древнегреческая 1 праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков. Создание панно древнегреческих праздников. архитектура. 24 Повседневная жизнь и Древнегреческий праздники: Олимпийские игры, праздник. праздник Великих Панафиней. Олимпийские игры в Древней Особенности изображения, Греции. украшения и постройки в искусстве древних греков. Создание панно древнегреческих праздников. 1 25 Образ готических городов Европейские сред средневековой Европы: узкие города невековья улицы и сплошные фасады каменных домов. Красота готического храма, его величие и устремленность вверх, готические витражи и производимое ими впечатление. Ратуша и центральная площадь города, городская толпа, сословное разделение людей. Средневековые готические костюмы, их вертикальные ли нии, удлиненные пропорции. Изображение людей, замков. 1 26 Единство форм костюма и Средневековые архитектуры, общее в их кон готические струкции и украшениях. костюмы 1 27 Ценность искусства в Многообразие соответствии гармонии человека художественных с окружающим миром. Влияние культур в мире. особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты челове ка, народные праздники, 1 богатство и художественных многообразие культур народов мира. Комбинированная работа. Искусство объединяет народы (1 ч.) Все народы воспевают материнство. 1 29 народы Проявление духовного мира в Все лицах близких людей воспевают .Выражение мудрости старости в мудрость старости. произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.). Создание изображения люби мого пожилого человека, пере давать стремление выразить его внутренний мир. 1 30 Искусство разных народов несет Сопереживание тема в себе опыт сострадания, великая сочувствия, вызывает искусства. сопереживание зрителя. Создание рисунка с драмати ческим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.). 1 31 Все народы имеют своих героевзащитников и воспевают их в своем искусстве. Лепка эскиза памятника герою. Герои, борцы защитники. и 1 32 В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям. Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. Юность надежды и 1 28 Произведения выражающих материнства. искусства, красоту Изображение образа материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни 33 34 Особенности художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Искусство родов мира. на 1 Итоговая контрольная работа в форме тестирования. 1