Музыка

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
• чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших
образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного
музыкального искусства России;
•
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления
произведений русской музыки других стран, народов, национальных стилей;
• умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
• уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
• ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально­
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества.
Метапредметные результаты
• овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
• освоение способов решения проблем творческого поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
•
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
• Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной
и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
• освоение начальных формы познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
• овладение навыками смыслового прочтения содержания
«текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
• приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
• формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого

анализа
музыкальных сочинений идругих видов музыкально-творческой
деятельности;
• умение
осуществлять информационную,
познавательную
и
практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая
пособия на электронных
носителях, обучающиеся музыкальные
программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации,
работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее
роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной
культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально­
пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально,
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в
различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять
различные образцы народной
• и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные
традиции;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове,
движении, играх, действах и др.).
Обучающийся получит возможность научиться :

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально­
исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства
и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл
различных форм
• построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового
и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Обучающийся получит возможность научиться:

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных

•
•

музыкальных
инструментах,
музыкально-пластическом
движении
и
импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира
Обучающийся
научится:
драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в

•

выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества
народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной
музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование,
драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание учебного предмета
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в
сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного
содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и
др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и
инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские
коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали
музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,
DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский,
мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой,
народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные
музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование
№

1 класс

Тема урока

п/п

Колво
часов

«Музыка вокруг нас» (16 ч.)
1

Истоки возникновения музыки, рождение И Муза вечная со
музыки как естественное проявление мной!
человеческого состояния.

1

Муза волшебница, добрая фея,
раскрывающая
перед
школьниками
чудесный
мир
звуков,
которыми
наполнено все вокруг. Композитор исполнитель - слушатель.

•

2

П.И.Чайковский «Па-де-де» из
балета «Щелкунчик»
• Д.Кабалевский «Песня о школе».
• И.Якушенко «Пестрая песенка».
Оборудование:
МРЗ-диски,
фрагменты мультфильмов.
Музыкальная речь как способ общения Хоровод муз.
между людьми,
ее эмоциональное
воздействие на слушателей. Звучание
окружающей
жизни,
природы,
настроений,
чувств
и
характера
человека.
Знакомство
с
понятием“хор”,
“хоровод”, с музыкой,
которая в
самых
различных
жизненных
обстоятельствах
становится частью
жизни. Праздничный день. Все поют,
танцуют, веселятся. Разве можно в
такой день обойтись без музыки?
Хоровод- древнейший вид искусства,
который
есть у
каждого
народа.
Сходство
и
различие
русского
хоровода,
греческого
сиртаки,

1

Примеча
ние

молдавской
хоры.
Характерные
особенности песен и танцев разных
народов мира. Колыбельная
песня это музыка, которая становится частью
жизни.
• р.н.п. «Во поле береза стояла».

греческий танец «Сиртаки»
молдавская хороводная песняпляска
«Хора».
Оборудование:
МРЗ-диски,
рисунки детей.
Звучание окружающей жизни, природы, Повсюду музыка
настроений,
чувств
и
характера слышна.
человека. Истоки возникновения музыки.
•

3

1

Музыка и ее роль в повседневной жизни
человека.
Показать,
что
каждое
жизненное
обстоятельство
находит
отклик
в
музыке.
Знакомство
с
народными
песенками-попевками.
Определение
характера,
настроения
песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
4

Песня, танец, марш. Основные средства Душа музыки музыкальной
выразительности мелодия
(мелодия).

1

Мелодия - главная мысль любого
музыкального сочинения, его лицо, его
суть, его душа. Опираясь на простые
жанры - песню, танец, марш выявить
их характерные особенности. В марше
- поступь, интонации и ритмы шага,
движение. Песня-напевность, широкое
дыхание,
плавность
линий
мелодического
рисунка.
Танецдвижение
и
ритм,
плавность
и
закругленность мелодии, узнаваемый
трехдольный
размер
в
вальсе,
подвижность, четкие акценты, короткие
“шаги” в польке. В песне учащиеся
играют на воображаемой скрипке. В
марше пальчики- “солдатики”
маршируют
на
столе,
играют
на
воображаемом
барабане.
В
вальсе
учащиеся
изображают
мягкие
покачивания корпуса.

5

Оборудование:
МРЗ-диски:
П.Чайковский
• «Сладкая греза», «Вальс»,
• «Марш деревянных солдатиков».
Интонационно-образная
природа Музыка осени.
музыкального
искусства.
Выразительность и изобразительность в
музыке.
Связать
жизненные
впечатления
школьников
об
осени
с
художественными
образами
поэзии,
рисунками художника, музыкальными
произведениями
П.И.Чайковского
и
Г.В.Свиридова,
детскими
песнями.
Звучание музыки в окружающей жизни и

1

внутри самого человека. Куплетная
форма песен.
• П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

6

• Г.Свиридов «Осень»
• В.Павленко «Капельки»
Т.Потапенко «Скворушка прощается»
Оборудование: МР3-диски, иллюстрации.
Интонации музыкальные и речевые.
Сочини мелодию.
Сходство и различие. Региональные
музыкально - поэтические традиции.

1

Развитие темы природы в музыке.
Ролевая игра «Играем в композитора».
Понятия
«мелодия»
и
«аккомпанемент».
Оборудование:
репродукции
картин
русских художников, МР-3-диски
7

Нотная грамота как способ фиксации Азбука, азбука
музыкальной речи. Элементы нотной каждому нуж на....
грамоты. Система графических знаков
для записи музыки.

1

Роль музыки в отражении различных
явлений жизни, в том числе и школьной.
Увлекательное путешествие в школьную
страну и музыкальную грамоту.
• Д.Кабалевский «Песня о школе»

8

А.
Островский
«Азбука»
Оборудование:
МР3-диски,
литературный материал.
Нотная грамота как способ фиксации Музыкальная
музыкальной речи. Элементы нотной азбука.
грамоты. Система графических знаков
для записи музыки.
Запись нот - знаков для обозначения
музыкальных звуков.

1

Музыкальная азбука - взаимосвязь всех
школьных уроков друг с другом. Роль
музыки в отражении различных явлений
жизни, в том числе и школьной.
Увлекательное путешествие в школьную
страну
и
музыкальную
грамоту.
Элементы музыкальной грамоты: ноты,
нотоносец, скрипичный ключ.

•
•

9

В. Дроцевич «Семь подружек»
«Нотный хоровод»
Оборудование: МР3-диски,
наглядный материал.
Музыка и ее роль в повседневной жизни
человека.
Исполнение
песен.
Игра
«Угадай
мелодию» на определение музыкальных
произведений
и
композиторов,
написавших эти произведения.
Оборудование: МР3-диски, презентация

10

Наблюдение народного творчества
Знакомство с народным былинным
сказом “Садко” . Знакомство с жанрами
музыки, их эмоционально-образным
содержанием, со звучанием народного
инструмента - гуслями. Знакомство с
разновидностями народных песен -

Музыкальные
инструменты
народов Приамурья

1

«Садко». Из
русского
былинного сказа.

1

колыбельные, плясовые. На примере
музыки Н.А.Римского-Корсакова дать
понятия «композиторская музыка».

•

11

Д.Локшин «Былинные наигрыши» (гусли)
• Н.А.Римский-Корсаков
«Заиграйте, мои гусельки»,
«Колыбельная Волховы» из оперы
«Садко»
Оборудование: МР3-диски,
литературный материал.
Народные
музыкальные
традиции Музыкальные
Отечества.
Русские
народные инструменты.
музыкальные
инструменты.
Региональные музыкальные традиции.

1

Музыкальные инструменты русского
народа - свирели, дудочки, рожок, гусли.
Внешний вид, свой голос, умельцыисполнители
и мастера-изготовители
народных инструментов. Знакомство с
понятием «тембр». Сходства и различия
инструментов
разных
народов,
их
тембровая окраска.

•
•
•

12

«Полянка» (свирель),
«Во кузнице» (рожок),
«Как под яблонькой» (гусли)
• «Пастушья песенка»
(французская народная песня)
Оборудование: МР3-диски,
презентация.
Музыкальные инструменты. Народная и Звучащие картины.
профессиональная музыка.

1

Расширение
художественных
впечатлений обучающихся, развитие их
ассоциативно-образного мышления
на
примере
репродукций
известных
произведений живописи,
скульптуры
разных эпох. Направление
на
воспитание у учащихся чувство стиля на каких картинах “звучит” народная
музыка, а каких - профессиональная,
сочиненная композиторами.
13

Музыкальные инструменты.

Разыграй песню.

1

Сопоставление звучания народных
инструментов со звучанием
профессиональных инструментов:
свирель - флейта, гусли —арфа —
фортепиано.

•
•

14

И.С.Бах «Шутка»
К.Глюк «Мелодия» из оперы
«Орфей и Эвридика».
• Л.Бетховен «Пасторальная
симфония» (фрагмент)
Оборудование: МР3-диски,
иллюстрации.
Музыкальные инструменты. Народная и Пришло

1

профессиональная музыка.

Рождество,
Расширение
художественных начинается
впечатлений учащихся, развитие их
ассоциативно-образного мышления
на торжество. Родной
примере
репродукций
известных обычай старины.
произведений живописи,
скульптуры
разных эпох. Направление
на
воспитание у учащихся чувство стиляна каких картинах “звучит” народная
музыка, а каких - профессиональная,
сочиненная композиторами.
• К.Кикта
«Фрески
Софии

Киевской»
Л.Дакен-«Кукушка»
Оборудование:
МР3диски,презентация,
рисунки
детей.
Многозначность
музыкальной речи,
выразительность и смысл. Постижение
общих
закономерностей
музыки:
развитие музыки - движение музыки.
Развитие музыки в исполнении.
•

Развитие умений и навыков
выразительного исполнения детьми
песни Л.Книппера «Почему медведь
зимой спит». Выявление этапов
развития сюжетов. Подойти к
осознанному делению мелодии на
фразы, осмысленному исполнению
фразировки. Основы понимания
развития музыки
Оборудование: МР3-диски,
литературный материал.
15

Народные
музыкальные
традиции Добрый праздник
Отечества.
Народное
музыкальное среди зимы.
творчество разных стран мира.

1

Введение детей в мир духовной жизни
людей. Знакомство с религиозными
праздниками,
традициями,
песнями.
Знакомство с сюжетом о рождении
Иисуса Христа и народными обычаями
празднования церковного праздника Рождества Христова. Осознание образов
рождественских
песен,
народных
песен-колядок.
• «Тихая ночь» - международный

рождественский гимн
«Щедрик»- украинская народная
колядка
• «Все идут, спешат на праздник» колядка
•

16

С.Крылов - «Зимняя сказка»
Оборудование: МР3-диски, репродукции
картин.
Обобщенное представление об основных Обобщающий урок
образно-эмоциональных сферах музыки и

1

о музыкальном жанре - балет.
Знакомство сосказкой
Т.Гофмана и
музыкой
балета
П.И.Чайковского
«Щелкунчик», который ведет детей в
мир чудес, волшебства,
приятных
неожиданностей. Исполнение песен.

по теме «Музыка
вокруг нас»

П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
• «Марш»
• «Вальс снежных хлопьев»
• «Па- де-де»
«Зимняя песенка»А.Бердыщев
Оборудование: МР3-диски,видеофрагменты.
17

«Музыка и ты» (17ч)
Сочинения отечественных композиторов Край, в котором ты
о Родине. Региональные музыкальные живешь.

1

традиции

Способность музыки в образной
форме передать настроения, чувства,
характер человека, его отношение к
природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к
Родине, ее природе, людям, культуре,
традициям
и
обычаям.
Идея
патриотического воспитания. Родные
места, родительский дом, восхищение
красотой
материнства,
поклонение
труженикам
и защитникам родной
земли. Гордость за
свою
родину.
Музыка о родной стороне, утешающая
в
минуты
горя
и
отчаяния,
придававшая силы в дни испытаний и
трудностей,
вселявшая
в
сердце
человека
веру,
надежду,
лю бовь.. .Искусство, будь то музыка,
литература, живопись, имеет общую
основу - саму жизнь. Однако у каждого
вида искусства - свой язык, свои
выразительные средства для того, чтобы
передать
разнообразные
жизненные
явления,
запечатлев
их
в
ярких
запоминающихся слушателям, читателям,
зрителям художественных образах.
• В.Степанова «Добрый день»

•
•
•

18

А.Шнитке - «Пастораль»
Г.Свиридов - «Пастораль»
В.Алексеев «Рощица»

А.Бердышев «Приезжайте в тундру»
Оборудование: МР3-диски, иллюстрации,
литературный материал.
Звучание окружающей жизни, природы, Художник, поэт,
настроений,
чувств
и
характера композитор.
человека.
Рождение
музыки
как
естественное проявление человеческого
состояния.
Средства музыкальной

1

выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература,
живопись, имеет общую основу - саму
жизнь.
Однако у каждого вида
искусства
свой
язык,
свои
выразительные средства для того, чтобы
передать
разнообразные
жизненные
явления, запечатлев их
в
ярких
запоминающихся
слушателям,
читателям, зрителям художественных
образах. Обращение к жанру пейзажа,
зарисовкам природы в разных видах
искусства. Музыкальные пейзажи - это
трепетное отношение композиторов к
увиденной,
“услышанной
сердцем”,
очаровавшей их природе. Логическое
продолжение темы взаимосвязи разных
видов искусства, обращение к жанру
песни как единству музыки и слова.
• И.
Кадомцев « Песенка о

солнышке, радуге и радости»

19

И.Никитин «Вот и солнце встает»
Оборудование: МР3-диски, репродукции
картин.
Интонационно - образная природа
Музыка утра.
музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в
музыке.

1

Рассказ музыки о жизни природы.
Значение принципа сходства и различия
как ведущего в организации восприятия
музыки детьми.Контраст музыкальных
произведений, которые рисуют картину
утра. У
музыки
есть удивительное
свойство- без слов передавать чувства,
мысли, характер человека, состояние
природы. Характер музыки особенно
отчетливо
выявляется
именно
при
сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»

•
•

20

П.Чайковский «Зимнееутро»
В.Симонов «Утро в лесу»
Оборудование: МР3-диски,
рисунки детей, иллюстрации.
Интонация как внутреннее озвученное Музыка вечера.
состояние,
выражение
эмоций
и
отражение мыслей. Интонация источник элементов музыкальной речи.
Вхождение
в тему
через
жанр колыбельной
песни.
Особенности
колыбельной музыки.
Особенность
вокальной и инструментальной музыки
вечера
(характер,
напевность,
настроение). Исполнение
мелодии
с
помощью
пластического
интонирования: имитирование мелодии
на воображаемой скрипке. Обозначение
динамики,
темпа,
которые
подчеркивают характер и настроение

1

музыки.
• В. Гаврилин «Вечерняя музыка»

•
•

21

С.Прокофьев «Ходит месяц над
лугами»
Е. Крылатов
«Колыбельная
Умки»

В.Салманов «Вечер»
Оборудование: МР3-диски, рисунки
детей, иллюстрации.
Обобщенное
представление Музы не молчали.
исторического прошлого в музыкальных
образах. Тема защиты Отечества. Тема

1

защиты Отечества. Подвиги народа в
произведениях
художников,
поэтов,
композиторов. Память и памятник
общность
в
родственных
словах.
Память
о
полководцах,
русских
воинах, солдатах, о событиях трудных
дней
испытаний
и
тревог,
сохраняющихся в народных
песнях,
образах, созданными композиторами.
Музыкальные памятники защитникам
Отечества.

22

Выразительность и изобразительность в Музыкальные
музыке. Интонации музыкальные и
портреты.
речевые. Сходство и различие.

1

Сходство
и
различие
музыки
и
разговорной речи на примере вокальной
миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на
стихи
А.Барто.
Интонационно­
осмысленное воспроизведение различных
музыкальных образов. Тайна замысла
композитора в названии музыкального
произведения.
Отношение
авторов
произведений поэтов и композиторов к
главным
героям
музыкальных
портретов.

•

23

В.Моцарт « Менуэт»

С.Прокофьев «Болтунья»
Оборудование: МР3-диски, иллюстрации,
смайлики.
Интонация как внутреннее озвученное Мамин праздник.
состояние,
выражение
эмоций
и
отражение мыслей.
Урок
посвящен
самому
дорогому
человеку
маме.
Осмысление
содержания построено на сопоставлении
поэзии и музыки. Весеннее настроение в
музыке
и
произведениях
изобразительного искусства. Напевность,
кантилена
в
колыбельных
песнях,
которые могут передать чувство покоя,

1

нежности, доброты, ласки

•

В.Моцарт «Колыбельная»
И.Дунаевский «Колыбельная»
• М.Славкин « Праздник бабушек и
мам»
• И.Арсеев
«Спасибо.
Оборудование:
• МРЗ-диски, репродукции картин.
Наблюдение
народного творчества. Разыграй сказку.
Музыкальный и поэтический фольклор «Баба Яга» России: игры - драматизации. Развитие
русская народная
музыки в исполнении.
•

24

Знакомство со сказкой и народной
игрой “Баба-Яга” . Встреча с образами
русского народного фольклора.
• П.Чайковский «Баба Яга»

•

сказка.

« Баба - Яга» - детская песенка
Оборудование:
литературный
презентация.

25

1

МР3 -диски,
материал,

Обобщенное
представление У каждого свой
исторического прошлого в музыкальных музыкальный
образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа
в произведениях художников, поэтов,
композиторов. Память и памятник
общность
в
родственных
словах.
Память
о
полководцах,
русских
воинах, солдатах, о событиях трудных
дней
испытаний
и
тревог,
сохраняющихся в народных
песнях,
образах, созданными композиторами.
Музыкальные памятники защитникам
Отечества.
• А.Бородин
«Богатырская

1

инструмент.

симфония»
«Солдатушки, бравы ребятушки»
(русская народная песня)
• «Учи
Суворов»
Оборудование:
• МР3-диски,презентация.
Музыкальные инструменты.
Музыкальные
•

26

Инструментовка
и
инсценировка
песен.
Игровые
песни,
с
ярко
выраженным
танцевальным
характером. Звучание
народных
музыкальных инструментов.

27

«У каждого свой музыкальный
инструмент»- эстонская народная
песня.
Оборудование: МРЗдиски, музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами
- арфой и флейтой. Внешний вид, тембр
этих
инструментов,
выразительные
возможности. Знакомство с внешним
видом,
тембрами,
выразительными
возможностями
музыкальных

1

инструменты.

Звучащие картины.
«Чудесная лютня»
(по алжирской
сказке).

1

инструментов
- лютня,
клавеснн.
Сопоставление звучания произведений,
исполняемых
на
клавесине
и
фортепиано. Мастерство исполнителямузыканта.
• И.Бах «Волынка»

•
•
•
•

28

П.Чайковский « Сладкая греза»
Л.Дакен «Кукушка»
«Тонкаярябина» - гитара
Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин

И.Конради - «Менуэт» - лютня
Оборудование: МРЗ-диски,
литературный материал.
Обобщенное представление об основных Музыка в цирке.
образно-эмоциональных сферах музыки и
о многообразии музыкальных жанров.
Песня, танец, марш и их разновидности.

1

Цирковое представление с музыкой,
которая
создает
праздничное
настроение. Музыка, которая звучит в
цирке, помогает артистам
выполнять
сложные
номера,
а
зрителям
подсказывает появление тех или иных
действующих
лиц
циркового
представления.

•
•
•

29

АЖурбин « Добрые слоны»
И.Дунаевский « Выходной марш»
Д.Кабалевский «Клоуны»

О.Юдахина « Слон и скрипочка»
Оборудование: МРЗ-диски, видео­
фрагменты.
Обобщенное представление об основных Дом, который
образно-эмоциональных сферах музыки и звучит.
о многообразии музыкальных жанров.
Опера,
балет.
Песенность,
танцевальность,
маршевость.
Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность,
танцевальность и маршевость можно
совершать путешествие в музыкальные
страны - оперу и балет. Герои опер поют,
герои балета - танцуют. Пение
и танец объединяет музыка. Сюжетами
опер и балетов становятся известные
народные сказки. В операх и балетах
“встречаются” песенная, танцевальная
и маршевая музыка.

•
•
•
•

Н.Римский-Корсаков
опера
«Садко»
( фрагменты)
Р.Щедрин
балет
«КонекГорбунок»
(«Золотые
рыбки»)
Оборудование: МРЗ-диски,, видео­
фрагменты

1

30

Опера.Песенность, танцевальность,
маршевость. Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.

Опера-сказка.

1

Детальное знакомство с хорами из
детских опер. Персонажи опер имеют
свои
яркие
музыкальные
характеристики - мелодии-темы. Герои
опер могут петь по одному - солист и
вместе - хором в
сопровождении
фортепиано или оркестра. В операх
могут быть эпизоды, когда звучит
только инструментальная музыка.

•

31

М.Коваль «Волк и семеро козлят»
М. Красев- «Муха-цокотуха»
Оборудование :МР3 диски,литературный материал.
Музыка для детей.
Ничего на свете
Музыка, написанная специально для
мультфильмов. Любимые мультфильмы
и музыка, которая звучит повседневно
в
нашей жизни.
Знакомство
с
композиторамипесенниками,
создающими музыкальные образы.

1

лучше нет

•

32

33

Г.Гладков
«Бременские
музыканты»
Оборудование :МР3-диски.рисунки
детей.
Составление афиши и программы
Афиша.
концерта. Исполнение выученных песен Программа.
в течение всего года.
Слушание полюбившихся произведений,
заполнение афиши, исполнение любимых
песен.
Оборудование: МРЗ-диски, иллюстрации,
наглядный материал.

Обобщающий урок
по теме «Музыка и
ты».

1

1

Тематическое планирование 2 класс
№
п/п

1

Элементы содержания

Тема урока

Россия - Родина моя (3ч)
Сочинения отечественных композиторов Музыкальные
о Родине. Элементы нотной грамоты.
образы родного
Формы построения музыки (освоение
края

Колво
часов
1

куплетной формы: запев, припев).
- «Моя Россия» Г.Струве.
- «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.
2

Песенность как отличительная черта
русской музыки.
- «Рассвет на Москве - реке»
М.Мусоргский.

Песенность как
отличительная
черта русской
музыки.

1

Примеча
ние

Сочинения отечественных композиторов
о Родине
- «Гимн России»

А.АлександровС.Михалков.
3

4

Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Основные
средства музыкальной выразительности
(мелодия).
День, полный
Музыкальные инструменты
(фортепиано). Элементы нотной
грамоты.
- «Детская музыка» С.Прокофьев

Мелодия - душа
музыки. Гимн
России.
событий (6ч)
Мир ребенка в
музыкальных
образах

1

1

- «Детский альбом» П.Чайковский
5

Выразительность и изобразительность в
музыке. Песенность, танцевальность,
маршевость.- «Утро», «Вечер»

Природа и музыка

1

Танцы, танцы,
танцы

1

Эти разные марши

1

Расскажи сказку.
Звучащие картины.

1

С.Прокофьев- «Прогулка» С.Прокофьев«Прогулка» М.Мусоргский
6

Песенность, танцевальность, маршевость.
Основные средства музыкальной
выразительности (ритм).

- «Камаринская», «Вальс», «Полька»
П.И.Чайковский.
- Тарантелла» С.Прокофьев
- «Начинаем перепляс» С.Соснин
7

Песенность, танцевальность, маршевость.
Основные средства музыкальной
выразительности (ритм, пульс).
Выразительность и изобразительность в
музыке.

-«Марш деревянных солдатиков».
П.Чайковский
- «Шествие кузнечиков», «Марш»,
«Ходит месяц над лугами»
С.С.Прокофьев
8

Интонации музыкальные и речевые. Их
сходство и различие. Региональные
музыкально-поэтические традиции:
содержание, образная сфера и
музыкальный язык. Особенности

колыбельной песни народов Севера.
- «Нянина сказка».
П.Чайковский
- «Сказочка» С.Прокофьев

9

10

-«Мама». П,Чайковский
-«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов
Обобщение музыкальных впечатлений
второклассников за 1 четверть.

Обобщающий урок
по теме: «День,
полный событий»

О России петь - что стремиться в храм (6ч)
Колокольные
Духовная музыка в творчестве
звоны России
композиторов . Музыка религиозной

1

1

традиции.
-«Великий колокольный звон»
М.Мусоргский.
- «Праздничный трезвон»
11

Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных
образах. Кантата.
- Кантата «Александр Невский»

Святые земли
русской. Александр
Невский

1

Святые земли
русской. Сергий
Радонежский

1

Жанр молитвы

1

Рождественские
праздники

1

С.Прокофьев
- «Песнь об Александре Невском»,
«Вставайте, люди русские»
12

Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных
образах. Народные песнопения.

- «О, преславногочудесе» - напев
Оптиной Пустыни
-Народные песнопения о Сергии
Радонежском.
13

Духовная музыка в творчестве
композиторов Многообразие
этнокультурных, исторически
сложившихся традиций.
- «Утренняя молитва»,

«В церкви» П.Чайковский.
14

Народные музыкальные традиции
Отечества. Праздники Русской

православной церкви. Рождество
Христово.
- «Рождественская песенка»
П.Синявский
- Рождественские песни: «Добрый тебе
вечер».
- «Рождественское чудо»,
- Тихая ночь.

15

16

17

Урок посвящен одному из самых
любимых праздников детворы - Новый
год.

Музыка на
новогоднем
празднике.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5ч)
Народные музыкальные традиции
Оркестр русских
Отечества. Народное и профессиональное народных
музыкальное творчество разных стран
инструментов
мира.
Образцы музыкального фольклора
Фольклор (народные славянские песнопения),
народная мудрость

1

1

1

народные музыкальные традиции
родного края (праздники и обряды).
18

Наблюдение народного творчества.
Музыкальные инструменты. Оркестр
народных инструментов.
- «Калинка» - р.н.п.

Музыка в народном
стиле

1

Праздники
русского народа.
Масленица
Праздники
русского народа.
Встреча весны

1

«Светит месяц» - вариации на тему рус.
нар. песни.
- «Камаринская» - р.н.п
19

20

Народные музыкальные традиции
Отечества. Наблюдение народного
творчества. Масленичные песни,
Музыкальный и поэтический фольклор
России: песни, танцы, хороводы, игрыдраматизации.
- Песня - игра;

1

«Бояре, а мы к вам пришли»;
- «Выходили красны девицы» - р.н.п. игра.
21

В музыкальном театре (4ч)
Опера. Музыкальное развитие в
Детский
сопоставлении и столкновении
музыкальный театр
человеческих чувств, тем,
художественных образов.
- М. Коваль «Волк и семеро козлят» -

1

опера
22

Народная и профессиональная
музыка.

Опыты сочинения мелодий на тексты
народных песенок, закличек, потешек.
- С.Прокофьев «Ходит месяц над
лугами».
- «Камаринская» - р.н.п.
- П.Чайковский «Камаринская», «Мужик
на гармонике играет».

Балет на сказочный
сюжет

1

23

Интонации музыкальные и речевые.
- «Песня - спор» Г.Гладков

24

Опера. Формы построения музыки.
Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.

25

Музыкальные инструменты.

Музыкальные портреты и образы в
симфонической музыке.

Песенность,
танцевальность,
маршевость в
музыке опер и
балетов
Опера “Руслан и
Людмила” . Сцены
из оперы. Какое
чудное мгновенье.
В концертном
зале(3ч)
Жанр
симфонической
сказки

1

1

1

Основные средства музыкальной
выразительности (тембр).

26

27

-Симфоническая сказка «Петя и волк»
С.Прокофьев
Музыкальные портреты и образы в
симфонической и фортепианной музыке.
- М.Мусоргский «Картинки с выставки».
- «Песня о картинах» Г.Гладков.
Обобщение музыкальных впечатлений
Симфонический оркестр.

Знакомство учащихся с произведениями
великого австрийского композитора
В.А.Моцарта.
- Увертюра «Свадьба Фигаро»,
Сифония№40; Моцарт.
28

В концертном зале.
Музыкальные
образы сюиты
“Картинки с
выставки”
Мир музыки
Моцарта

1

1

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье ( 6ч)
Интонация - источник элементов
Интонация
1
музыкальной речи. Музыкальные
инструменты (орган).Знакомство

учащихся с произведениями великого
немецкого композитора И. -С.Баха.
-«Менуэт» И. -С.Бах.
- «За рекою старый дом»
- «Токката» И.-С.Бах.
29

Выразительность и изобразительность в
музыке.

-Тройка» Г.Свиридов.
-«Попутная песня» М.Глинка.
30

Музыкальная речь как способ общения
между людьми, ее эмоциональное
воздействие на слушателей.

Выразительность и
изобразительность
в музыке

1

Песня, танец и
марш в музыке
Кабалевского

1

-Д.Кабалевский «Кавалерийская»,
«Клоуны», «Карусель».
31

Особенности жанра инструментального
концерта и его отличия от симфонии

32

Конкурсы и фестивали музыкантов.
Своеобразие (стиль) музыкальной речи
композиторов ( С.Прокофьева,

Жанр
инструментального
концерта
Мир музыки
Прокофьева и
Чайковского

1

Контрольная
работа в форме
тестирования.
Могут ли
иссякнуть мелодии.

1

1

П.Чайковского).Обобщение музыкальных
впечатлений первоклассников за 4
четверть и год.
-Концерт №1 для фортепиано с
оркестром.
П.Чайковский.
33

34

Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации,
выраженной в звуках. Региональные
музыкально-поэтические традиции:
содержание, образная сфера и
музыкальный язык.

1

-Г.Свиридов «Весна. Осень».
-«Жаворонок»
М.Глинка.
- «Колыбельная», «Весенняя» В.Моцарт.
Тематическое планирование 3 класс
№
п/п

1

Элементы содержания

Тема урока

«Россия - родина моя» - (3 ч)
Интонационно-образная
Мелодия - душа музыки.
природа
музыкального
искусства.
- П.Чайковский

Колво
часов
1

«Симфония №4»
2часть.
- «Моя Россия» Г.Струве.
2

Выразительность
и
изобразительность в музыке.
Различные
виды
музыки:
вокальная, инструментальная;

Природа и музыка.
Лирические образы русских
романсов.

1

Примеча
ние

- «Жаворонок» М.Глинка;
«Благословляю вас, леса»
П.Чайковский, «Романс»
Г.Свиридов
3

Народные
музыкальные
традиции
Отечества.
Интонации
музыкальные
и
речевые. Сходство и различие.
-«Радуйся, Росской земле»;

Жанр канта в русской
музыке.

1

- Солдатские песни.
4

«День полный событий» - (6 ч)
Звучание окружающей жизни, Образы утренней природы в
природы, настроений, чувств и музыке.
характера
человека.
Песенность.
« Утренняя молитва»

1

П.Чайковский.
«Утро» Э.Григ.
5

Выразительность
и
изобразительность в музыке.
Интонация
как
внутреннее
озвученное
состояние,
выражение эмоций и отражение
мыслей.

Портрет в музыке

1

В каждой интонации спрятан
человек

1

и

Детские образы
М.П. Мусоргского

1

и

Детские образы
П.И. Чайковского.

1

Образы вечерней природы.

1

Портрет в музыке.
- С.Прокофьев «Петя и волк»;
- «Болтунья» С.Прокофьев.
б. «Золушка»;
«Джульетта - девочка»
6

7

Интонационно-образная
природа музыкального
искусства.
Выразительность
изобразительность в музыке.
- «С няней» М.Мусоргский;

- «С куклой», «Тюильрийский
сад» М.Мусоргский.
8

9

Выразительность
изобразительность в музыке.

- П.Чайковский «Болезнь
куклы», «Новая кукла».
- «Колыбельная песня»
П.Чайковский.
Исполнение изученных
произведений, участие в

коллективном пении, передача
музыкальных впечатлений
учащихся за 1 четверть.
10

«О россии петь, что стремиться в храм» - (7 ч)
Духовная музыка в творчестве Два музыкальных обращения
1
композиторов. Образ матери в к Богородице.

музыке,
поэзии,
изобразительном искусстве.
- «Ave,Maria» Ф.Шуберт
- «Богородице, Дево, радуйся»
С.Рахманинов
11

Интонационно-образная
природа
музыкального
искусства. Духовная музыка в
творчестве композиторов.

Древнейшая песнь
материнства. Образ матери в
музыке, поэзии, живописи.

1

12

Образ матери в музыке, поэзии,
изобразительном искусстве.
Тропарь иконе Владимирской
Божией Матери
«Мама» В.Гаврилин.
«Мама» Ч.А Биксио,
(исп. Р.Лоретти).

Образ матери в современном
искусстве.

1

13

Народные
музыкальные
традиции Отечества. Духовная
музыка
в
творчестве
композиторов.

Праздники православной
церкви. Вербное
воскресение.

1

Музыкальный образ
праздника в классической и
современной музыке.

1

Святые земли Русской.
Музыка на Новогоднем
празднике.

1

«Осанна» Э.ЛлойдУэббер - (из
рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда»),
14

Народные
музыкальные
традиции Отечества. Духовная
музыка
в
творчестве
композиторов.

«Вербочки» А.Гречанинов,
А.Блок.
15

Народная и профессиональная
музыка. Духовная музыка в
творчестве композиторов.
- Величание князю Владимиру и

княгине Ольге.
- «Богородице, Дево, радуйся»
С.Рахманинов
«Г ори, гори ясно, чтобы не погасло» - (5 ч)

16

17

18

«Настрою гусли на старинный
лад» (былины). Былина о
Садко и Морском царе.
Музыкальный и поэтический
фольклор России. Народные
музыкальные традиции
Отечества. Наблюдение
народного творчества. Жанр
былины.
Музыкальный и поэтический
фольклор России. Народная и
профессиональная музыка.

Образы былинных сказителей,
народные традиции и обряды в
музыке русских композиторов
(М.Глинки, Н.РимскогоКорсакова).
Певцы - гусляры. Образы
былинных сказителей,
народные традиции и обряды в
музыке русских композиторов
(М.Глинки, Н.РимскогоКорсакова).

19

Музыкальный и поэтический
фольклор России: обряды.

20

Народная и профессиональная
музыка. Народные традиции и

обряды в музыке русского
композитора Н.РимскогоКорсакова.
21

Былина как древний жанр
русского песенного
фольклора.

1

Образы народных сказителей
в русских операх (Баян и
Садко).

1

Певцы русской старины.

1

Масленица - праздник
русского народа.
Масленица - праздник
русского народа.
Закрепление

1

«В музыкальном театре» - (4 ч)
Опера. Музыкальное развитие в Опера «Руслан и Людмила»
сопоставлении и столкновении
М.И. Глинки. Образы
человеческих чувств, тем,
Руслана, Людмилы,
художественных образов.
Черномора.
Формы построения музыки как
обобщенное выражение
художественно-образного
содержания произведения.
Певческие голоса. Музыкальные

1

1

темы-характеристики главных
героев. Интонационно-образное
развитие в опере М.Глинки
«Руслан и Людмила».
22

Опера. Музыкальное развитие в

Опера «Орфей и Эвридика»

1

сопоставлении и столкновении
человеческих
чувств,
тем,
художественных
образов.
Основные
средства
музыкальной выразительности.

К. Глюка. Опера
«Снегурочка»
Н.А. Римского-Корсакова.
Контраст образов.

Интонационно-образное
развитие в опере К.Глюка
«Орфей и Эвридика».
23

Интонация как внутренне
озвученное состояние,
выражение эмоций и отражений
мыслей. Музыкальное развитие
в сопоставлении и
столкновении человеческих
чувств, тем, художественных
образов. Музыкальные темы-

Образы природы в музыке
Н.А. Римского-Корсакова.
«Океан - море синее».

1

Образы добра и зла в балете
«Спящая красавица»
П.И. Чайковского.

1

В современных ритмах

1

характеристики главных
героев. Интонационно-образное
развитие в опере Н.РимскогоКорсакова «Снегурочка».
24

Балет. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении
человеческих чувств, тем,
художественных образов.

Интонационно-образное
развитие в балете
П.И.Чайковского «Спящая
красавица». Контраст.
25

Обобщенное представление об
основных образно­
эмоциональных сферах музыки
и многообразии музыкальных
жанров. Мюзикл. Мюзикл как

жанр легкой музыки.
26

«В концертном зале» - (3 ч)
Различные виды музыки:
Инструментальный концерт.
инструментальная. Концерт.
Народная песня в концерте.
Композитор - исполнитель слушатель. Жанр

1

инструментального концерта.
27

Сюита «Пер Г юнт». Формы
построения музыки как
обобщенное выражение
художественно-образного
содержания произведений.

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
из музыки к драме Г. Ибсена.
Контрастные образы.

1

Развитие музыки - движение
музыки. Песенность,
танцевальность, маршевость.

Контрастные образы сюиты
Э.Грига «Пер Гюнт».
28

Симфония. Формы построения
музыки как обобщенное
выражение художественно­
образного содержания
произведений. Контрастные

Особенности интонационно­
образного развития образов
«Г ероической симфонии»
Л. Бетховена.

1

образы симфонии Л.Бетховена.
Музыкальная форма
(трехчастная).
29

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - (6 ч)
Острый ритм - джаза звуки.
Джаз и музыка
1
Обобщенное представление об
Дж. Гершвина.
основных образно­
эмоциональных сферах музыки
и о многообразии музыкальных
жанров и стилей. Композиторисполнитель - слушатель.

Джаз - музыка ХХ века.
Известные джазовые
музыканты-исполнители.
Музыка - источник
вдохновения и радости.
30

Интонация как внутреннее
озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение
мыслей. Сходство и различие

музыкальной речи Г.Свиридова,
С.Прокофьева,
31

Интонация
как
внутреннее
озвученное
состояние,
выражение эмоций и отражение
мыслей. Музыкальная речь как
сочинения
композиторов,
передача
информации,
выраженной в звуках.
Выразительность
изобразительность

в

и
музыке.

Сходство
и
различие
музыкальной речи Э.Грига и
П.Чайковского.

Мир композиторов:
Г.В. Свиридов и
С.С. Прокофьев,
особенности стиля
композиторов.

1

Особенности музыкального
языка разных композиторов:
Э. Григ, П.И. Чайковский,
В.А. Моцарт.

1

32

Творческое кредо,
определившее характер и
национальный стиль музыки Э.
Грига, П. Чайковского.

33
34

. Музыкальная речь как способ
общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на
слушателей. Музыкальная речь
как сочинения композиторов,
передача
информации,
выраженной
в
звуках.

Певцы родной природы

1

Итоговая контрольная работа
в форме тестирования.

1

Прославим радость на земле.

1

Обобщение
музыкальных
впечатлений третьеклассников
за
4
четверть
и
год.
Составление
афиши
и
программы
концерта.
Исполнение
выученных и
полюбившихся
песен
всего
учебного
года. Музыка источник
вдохновения
и
радости.
Тематическое планирование 4 класс
№
п/п

1

Тема урока

«Россия - Родина моя» (3 ч.)
Народная и профессиональная Мелодия. Ты запой мне
музыка.
Сочинения ту песню...
отечественных композиторов о
Родине
( С.Рахманинов

«Концерт
№3»,
В.Локтев
«Песня о России»). Интонация
как
внутреннее
озвученное
состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Основные
средства
музыкальной
выразительности
(мелодия).
Общность интонаций народной
музыки ( «Ты, река ль, моя

реченька», русская народная
песня) и музыки русских

Колво
часов
1

Примечание

композиторов ( С.Рахманинова,
ММусоргского,
П.Чайковского). Знакомство с
жанром
вокализ
(С.В.Рахманинов «Вокализ»).
2

Наблюдение
народного Как сложили песню
творчества. Выразительность и Звучащие картины. «Ты
изобразительность в музыке. откуда русская,
Сравнение
музыкальных зародилась, музыка».
произведений разных жанров с
картиной
К.Петрова-Водкина
«Полдень».
Звучание
окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера
человека.
Песенность.
Выразительность
и
изобразительность
в
музыкальных произведениях.
Музыкальный и поэтический
фольклор
России:
песни.

1

Рассказ
М.Горького
«Как
сложили песню». Размышления
учащихся над поэтическими
строками:
«Вся
Россия
просится в песню» и «Жизнь
дает для песни образы и
звуки...».
Интонация
источник
элементов
музыкальной
речи.
Жанры
народных
песен,
их
интонационно-образные
особенности.
3

Народная и профессиональная
музыка. Патриотическая тема

в русской классике.
Обобщенное представление
исторического прошлого в
музыкальных образах.
Общность интонаций народной
музыки и музыки русских
композиторов (Кантата

«Александр Невский»
С.Прокофьев, опера «Иван
Сусанин» М.Глинка).
Интонация как внутреннее

«Я пойду по полю
белому... На великий
праздник собралася
Русь!»

1

озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение
мыслей. Образ защитника

Отечества.
4

«О России петь - что стремиться в храм» (4 ч.)
Народная и профессиональная Святые земли Русской.
1
музыка. Духовная музыка в Илья Муромец.
творчестве
композиторов.

Стихира. («Богатырские
ворота»М.П.Мусоргский,
«Богатырская
симфония»
А.Бородин).
5

Праздники
православной

церкви.

Русской Праздников
праздник,
Пасха. торжество из торжеств.

Музыкальный
фольклор
России. Народные музыкальные
традиции Отечества. Духовная
музыка
в
творчестве
композиторов.
( «Богородице

6

1

Ангел вопияше.

Дево,
радуйся!»
С.В.
Рахманинов).
Церковные
песнопения: тропарь, молитва,
величание. («Ангел вопияше»
П.Чесноков - молитва).
Праздники
Русской Родной обычай старины.
православной церкви. Пасха.

1

Народные
музыкальные
традиции
родного
края.
Духовная музыка в творчестве
композиторов. ( Сюита для двух

фортепиано
«Светлый
праздник» С.Рахманинов).
7

Народные
музыкальные
традиции
Отечества.
Обобщенное
представление
исторического
прошлого
в
музыкальных образах. Гимн,

Кирилл и Мефодий.

1

величание.
8

«День, полный событий» (6 ч.)
Интонация
как
внутреннее В
краю
великих
озвученное
состояние, вдохновений.
выражение эмоций и отражение
мыслей.
Музыкально­

поэтические образы. Лирика в

1

поэзии А.С.Пушкина, в музыке
русских
композиторов
(Г.Свиридов, П.Чайковский) и в
изобразительном
искусстве
(В.Попков «Осенние дожди»).
9

Песенность,
танцевальность,
маршевость. Выразительность и
изобразительность.

Что за прелесть
сказки! Три чуда.

эти

1

Музыкально-поэтические
образы в сказке А.С.Пушкина и
в опере
Н.А.Римского Корсакова «Сказка о царе
Салтане».
10

Народная и профессиональная Ярмарочное гулянье.
музыка.
Народные
музыкальные
традиции
Отечества. Музыка в народном

1

стиле (Хор из оперы «Евгений
Онегин»
П.Чайковского
«Девицы, красавицы», «Уж как
по
мосту,
мосточку»;
«Детский
альбом»
П.Чайковского
«Камаринская», «Мужик на
гармонике играет»;
11

Выразительность
изобразительность

в

и
музыке.

Святогорский
монастырь. Обобщение.

1

Зимнее утро. Зимний
вечер

1

Приют, сияньем муз
одетый

1

Вступление к опере «Борис
Годунов» ММусоргский).
12

Выразительность и
изобразительность в музыке.

Музыкально-поэтические
образы. Музыкальное
прочтение стихотворения
(стихи А.Пушкина, пьеса
«Зимнее утро» из «Детского
альбома» П.Чайковского,
русская народная песня
«Зимняя дорога», хор
В.Шебалина «Зимняя дорога»).
13

Выразительность и
изобразительность в музыке.

Музыкально-поэтические
образы. Романс («Венецианская
ночь» М.Глинка).

14

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Народная и профессиональная
Композитор - имя ему
1
музыка. Народное музыкальное народ. Музыкальные
творчество разных стран мира.
инструменты России.
Музыкальные инструменты
России, история их
возникновения и бытования, их
звучание в руках современных
исполнителей. Музыка в
народном стиле. Народная
песня - летопись жизни народа
и источник вдохновения
композиторов. Песни разных

народов мира о природе,
размышления о характерных
национальных особенностях,
отличающих музыкальный язык
одной песни от другой.
15

16

17

Музыкальные инструменты.
Оркестр русских
народных инструментов
Оркестр русских народных
инструментов. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и
музыкантах. Народное
музыкальное творчество разных
стран мира.
Музыкальный
фольклор Народные праздники.
народов России.
Народные «Троица».
музыкальные традиции родного
края.
Праздники
русского
народа. Троицын день.
«В концертном зале» (5 ч.)
Вариации на тему рококо. Музыкальные
Музыкальные
инструменты. инструменты (скрипка,
Формы построения музыки как виолончель).
обобщенное
выражение
художественно-образного
содержания
произведений.
Вариации.
Накопление

музыкальных
впечатлений,
связанных с восприятием и
исполнением музыки таких
композиторов, как А.Бородин
(«Ноктюрн»),
П.Чайковский
(«Вариации на тему рококо»
для виолончели с оркестром).

1

1

1

18

... Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная.

Счастье
ж ивет...

в

сирени

1

«Не
молкнет
сердце
чуткое Шопена».

1

«Патетическая» соната.

1

Царит
оркестра.

1

Фортепианная
сюита.
(«Старый
замок»
М.П.Мусоргский из сюиты
«Картинки
с
выставки»).
Знакомство с жанром романса
на
примере
творчества
С.Рахманинова
(романс
«Сирень»
С.Рахманинов).
Выразительность
изобразительность в музыке.
19

и

Различные
виды
музыки:
вокальная, инструментальная.
Формы построения музыки как
обобщенное
выражение
художественно-образного
содержания
произведений
Формы: одночастные, двух-и
трехчастные,
куплетные.

Интонации народных танцев в
музыке Ф.Шопена ( «Полонез
№3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Накопление
и
обобщение
музыкально-слуховых
впечатлений
четвероклассников
за
2
четверть.
Исполнение
разученных
произведений,
участие в коллективном пении,
музицирование
на
элементарных
музыкальных
инструментах.
20

Формы построения музыки как
обобщенное
выражение
художественно-образного
содержания
произведений.
Различные
виды
музыки:
вокальная, инструментальная.
Музыкальная
драматургия
сонаты.
( Соната
№8

«Патетическая» Л.Бетховен).
21

Различные
виды
музыки:
вокальная, инструментальная,
оркестровая.
Исполнение

гармония

разученных
произведений,
участие в коллективном пении,
музицирование
на
элементарных
музыкальных
инструментах.
22

«В музыкальном театре» (6 ч.)
Песенность,
танцевальность, Опера «Иван Сусанин».
маршевость.
Опера.
Музыкальное
развитие
в
сопоставлении и столкновении
человеческих
чувств,
тем,
художественных
образов.

1

Драматургическое развитие в
опере. Контраст.
Основные
темы
музыкальная
характеристика
действующих
лиц. (Опера «Иван Сусанин»

М.Глинка
интродукция,
танцы из 2 действия, хор из 3
действия).
23

Опера. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении
человеческих
чувств,
тем,
художественных
образов.
Основные
средства
музыкальной выразительности.

Опера «Иван Сусанин».
(Сцена в лесу).

1

Линии
драматургического
развитие
в опере
«Иван
Сусанин»
(Сцена
из
4
действия).
Интонация
как

24

внутренне
озвученное
состояние, выражение эмоций и
отражений мыслей.
Народная и профессиональная Исходила младешенька.
музыка.
Интонационно­
образная природа музыкального
искусства.
Обобщенное
представление
исторического
прошлого
в
музыкальных
Песня
ария.
образах.

Куплетно-вариационная форма.
Вариационность. («Рассвет на
Москве-реке»,
«Исходила
младешенька»
из
оперы
«Хованщина» М.Мусоргского).

1

25

Народная и профессиональная Русский восток
музыка. Восточные мотивы в

1

творчестве
русских
композиторов
(М.Глинка,
М.Мусоргский).
Орнаментальная мелодика.
26

Народные
музыкальные
традиции Отечества. Народная
и профессиональная музыка.
Балет.
(И. Ф.Стравинский

«Петрушка»).
Музыка
народном стиле.
27

28

29

Балет
«Петрушка»
Обобщение.

1

Театр музыкальной
комедии

1

в

Песенность, танцевальность.
Мюзикл, оперетта. Жанры
легкой музыки.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно ум енье...» (7 ч.)
Интонация
как
внутреннее Служенье муз не терпит
1
озвученное
состояние, суеты. Прелюдия.
выражение эмоций и отражение
мыслей.
Различные
жанры Исповедь души.
1
фортепианной
музыки. Революционный этюд

(«Прелюдия» С.В.Рахманинов,
«Революционный
этюд»
Ф.Шопен).
Развитие
музыкального образа.
30

Композитор - исполнитель слушатель.
Многообразие
жанров
музыки. Авторская
песня.
Произведения
композиторов-классиков

Мастерство
исполнителя.

(«Шутка»
И.Бах,
«Патетическая
соната»
Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и
мастерство
исполнителей

известных
( «Пожелание

друзьям» Б.Окуджава, «Песня о
друге» В.Высоцкий).
31

Выразительность
и
изобразительность в музыке.
Интонация
как
внутреннее
озвученное
состояние,
выражение эмоций и отражение
мыслей.
Интонационное
богатство
мира.

В интонации спрятан
человек. Музыкальный
сказочник.

1

Интонационная
выразительность музыкальной
речи
композиторов:
Л.Бетховена «Патетическая
соната»,
Э.Грига
«Песня
Сольвейг»,
М.Мусоргский
«Исходила
младешенька».
Размышления на тему «Могут
ли иссякнуть мелодии?»
32

Музыкальные инструменты.

Выразительные возможности
гитары.
33

34

Музыкальные
инструменты- гитара

1

Итоговая
контрольная
работа
в
форме
тестирования

1

Выразительность
и Рассвет на Москве-реке.
изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной
речи, выразительность и смысл.
Музыкальные
образы
в
произведении
М.П.Мусоргского.
(«Рассвет

на Москве-реке» - вступление к
опере «Хованщина»).

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».