Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. Планируемые результаты по учебным модулям. Основы православной культуры Личностные результаты. Выпускник научится: - раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); - ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России; - на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; - излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали; Метапредметныерезультаты. Выпускник овладеет умением: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Предметные результаты. Выпускник получит возможность научиться: - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; - устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями; - выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы исламской культуры Личностные результаты. Выпускник научится: - раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); - ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории ее формирования в России; - на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; - излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали; Предметные результаты. Выпускник овладеет умением: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Метапредметные результаты. Выпускник получит возможность научиться: - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; - устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и поведением людей, общественными явлениями; - выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы буддийской культуры Личностные результаты. Выпускник научится: - раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); - ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции, истории ее формирования в России; - на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; - излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной морали; Предметные результаты. Выпускник овладеет умением: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Метапредметные результаты. Выпускник получит возможность научиться: - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; - устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и поведением людей, общественными явлениями; - выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы иудейской культуры Личностные результаты. Выпускник научится: - раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); - ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции, истории ее формирования в России; - на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; - излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали; Предметные результаты. Выпускник овладеет умением: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Метапредметные результаты. Выпускник получит возможность научиться: - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; - устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и поведением людей, общественными явлениями; - выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы мировых религиозных культур Личностные результаты. Выпускник научится: - раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); - ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России; - понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; - излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали; Предметные результаты. Выпускник овладеет умением: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Метапредметные результаты. Выпускник получит возможность научиться: - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей; - устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями; - выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; - акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Основы светской этики Личностные результаты. Выпускник научится: - раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); - на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; - излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; Предметные результаты. Выпускник овладеет умением: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. Метапредметные результаты. Выпускник получит возможность научиться: - развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; - устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями; - выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан; - акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования. Содержание учебного предмета Основы православной культуры Россия - наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы исламской культуры Россия - наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы буддийской культуры Россия - наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды и бодхисаттвы. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы иудейской культуры Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы мировых религиозных культур Россия - наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Основы светской этики Россия - наша Родина. Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина. В тебе взрослеет патриот и гражданин. Тематическое планирование основы православной культуры. №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Россия - наша Родина. Культура и религия Человек и Бог в Православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Христианская семья. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Православная семья», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание», «Как я понимаю золотое правило этики». Подготовка проектов по темам «Я понимаю православную культуру как...», «Соотношение понятий: душа - совесть - покаяние», «Суть православного поведения для меня состоит в следующем. » Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия (Евхаристия). Монастырь. Отношение христианина к природе. Пасха. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Мое Отечество», «Мое отношение к людям». Презентация творческих работ. Подготовка творческих проектов (темы:«Православная вера», «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) - защитник Родины»). Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание Тематическое планирование основы исламской культуры №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Россия — наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. Гостеприимство в исламской традиции. Мусульмане и их соседи. Ислам. Мусульмане. Ислам о сотворении мира и первых людях. Пророки. Жизнь пророка Мухаммада. Коран. Хадисы. Кааба. Запретная мечеть. Священные города мусульман. Символика ислама. Мечеть и ее роль в жизни мусульман. Намаз и правила молитвы в исламе. Исламская семья. Женщина в мусульманской семье. Воспитание детей в мусульманской семье Исламский календарь. Главные исламские праздники. Пятница. Распространение ислама в мире. Распространение ислама в мире. Ислам в России. Мусульмане в истории и культуре России. Мусульмане — защитники Отечества. Любовь и уважение к Отечеству. Поведение, достойное мусульманина. Что такое джихад. Как жить по мусульманским заповедям сегодня. Благотворительность и милосердие. Законы исламской религии. Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Мое Отечество», «Мое отношение к людям». Выступление обучающихся с творческими работами. Подготовка творческих проектов (темы:«С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) - защитник Родины», «Памятники ислама»). Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание Тематическое планирование основы иудейской культуры. №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Кол-во часов 1 Россия — наша Родина. 1 Духовные ценности человечества. Культура. Религия. «Золотой город» (Экскурсия в Иерусалим). 1 Евреи. Иудаизм. 1 1 Тора. Мир и человек в иудаизме. 1 1 Праотец Авраам. Союз с Богом. 1 Патриархи еврейского народа. 1 Моисей. Исход из Египта. 1 Дарование Торы. 1 Скиния и Храм. Царь Соломон. 1 Разрушение Храма. Века рассеяния. 1 1 О чем говорит еврейский Закон. 1 Ритуалы и обычаи, запреты и разрешения. Традиции. Еврейский костюм. 1 1 Традиции. Важные события жизни. Еврейский календарь. 1 Традиции. Еврейская семья. 1 Традиционный еврейский дом. 1 1 Праздники начала года. Основные праздники. Песах и Шавуот. 1 Основные праздники. Ханука и Пурим. 1 1 Царица Суббота. 1 Синагога. Евреи во времена Древней Руси. 1 Евреи в истории и культуре России. 1 Евреи в СССР и современной России. 1 Иудаизм и другие религии в современном мире. 1 1 Беседа с раввиномоценке произведений искусства. Любовь и уважение к Отечеству. 1 Патриотизм многонационального и многоконфессионального 1 народа России. Подготовка творческих проектов. 1 Презентация результатов учебно-исследовательской и 1 проектной деятельности учащихся. Примечание Тематическое планирование по основам буддийской культуры №п/ п 1 2 3 4 Тема урока Россия — наша Родина. духовные ценности человечества. Культура. Религия. путешествие начинается. колесо времени. Представления о мире в буддизме. Кол-во часов 1 1 1 1 Примечание 5 Будда: рождение и юность. 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Будда: путь к просветлению. Будда: учение и ученики. Священные писания буддизма. Священные сооружения буддистов. Буддизм в Японии и Китае. Буддийский путь познания. Образование и наука в буддизме. Милосердие и сострадание. Семья и дружба в буддизме. Буддийский «путь добродетелей». Сансара. Буддийский календарный год. Праздники и торжества. Жизнь буддийских монахов. Три драгоценности буддизма. Махаяна и тхеравада. Тибетский буддизм. Потала — центр тибетского буддизма. Буддизм в России. О Шамбале. Новые друзья Отношение к природе в буддизме. Защита Отечества. Путешествие закончилось. Мудрость Будды. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка творческих проектов. Презентация творческих проектов. Презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 1 1 1 Тематическое планирование основы мировых религиозных культур №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема урока Россия — наша Родина. Культура. Культура. Религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Священные книги религий мира. Ветхий завет. Новый завет. Хранители в преданиях религий мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Священные сооружения. Христианский храмы. Искусство в религиозной культуре. Храм. История религий в России. Выбор веры. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (иудаизм и христианство) Нравственные заповеди в религиях мира (ислам и буддизм). Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Подготовка творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Мое Отечество», «Мое отношение к людям». Презентация творческих работ. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества». Подготовка творческих проектов (темы: «Православная вера», «Архитектура ислама», «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) защитник Родины»). Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование основы светской этики №п/ Тема урока Кол-во п часов 1 Россия - наша Родина. Этика- наука о нравственной 1 жизни человека. 2 Добрым жить на белом свете веселей. 1 Правила общения для всех. 1 3 4 1 От добрых правил- добрые слова и поступки. Каждый интересен. 1 5 6 7 8 9 10 Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств - творение души. 1 1 1 1 1 Примечание 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Природа- волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие - закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действие с приставкой «со». С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек - чело века. Презентация творческих работ. Слово, обращенное к себе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1