Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» по общеинтеллектуальному направлению начальное

Результаты освоения курса внеурочной деятельности « Всё узнаю, всё смогу»
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, формирование
мировоззрения, функциональной грамотности.
Предметные результаты
В результате освоения курса учащиеся научатся:
•
Определять основные этапы организации проектной деятельности (выбор
темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
•
ставить цели, объект и гипотезы исследования;
•
находить основные источники информации;
•
оформлению списка использованной литературы;
•
правилам классификации и сравнения,
•
способам познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
•
правилам сохранения информации, приемам запоминания.
Учащиеся получат возможность научиться:
•
выделять объект исследования;
•
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
•
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
•
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
•
работать в группе;
•
работать с источниками информации, представлять информацию в
различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
•
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
•
планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;
•
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции
с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:

•
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
•
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
•
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
•
различать способ и результат действия.
•
Ученик получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Школьник научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
•
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
•
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
•
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;

•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­
следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
•
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходитьк общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
•
задавать вопросы;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
•
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
•
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
•
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и
исследовательских умений.
1 класс
слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;

•

осваивать материал на основе внутреннего плана действий;

•

вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;

•

вести рассказ от начала до конца;

•
творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную
работу;
•
работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с
определённой целевой установкой.
2 класс
•
процессах;

наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и

•

пересказывать подробно и выборочно;

•

выделять главную мысль на основе анализа текста;

•

делать выводы из фактов, совокупности фактов;

•
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически
законченные части
•

выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

•
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение
на основе выводов.
3 - 4 класс
•

переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

•

отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

•

конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

•

систематизировать учебный план;

•
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами
общеразвивающего характера;
•

высказывать содержательно свою мысль, идею;

•

формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;

•

решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

•

свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

•
общему.

переходить свободно от простого, частного к более сложному,

Возможные результаты проектной деятельности
альбом,
газета,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
выставка
коллекция,
костюм,
макет,
модель,

младших школьников:
плакат,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия,

презентация

Содержание курса внеурочной деятельности.

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно...
Дай мне приглядеться...
Потрогать и подержать в руках
Послушать...
Понюхать...
И может быть попробовать на вкус...
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
1 класс
Что такое исследование? - 1ч
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать исследовательские способности, пути их развития.
Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Как задавать вопросы? - 2 ч
Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Как
задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.
Как выбрать тему исследования?
Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра
на развитие наблюдательности.
Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку). - 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»
(продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)- 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.
Наблюдение как способ выявления проблем. - 2ч.
Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение
находить предметы по их описанию, назначению, др.
Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического
задания.- 2 ч.
Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся.
Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.- 2ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы
- 2 ч.

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.
Развивать умение правильно задавать вопросы.
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.- 2ч.
Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей.1ч.
Заочная экскурсия в прошлое.
Обоснованный выбор способа выполнения задания.- 2ч.
Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.- 2ч.
Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по
прочитанной книге.
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 2ч.
Учиться строить схемы «Дерево Паук».
Методика проведения самостоятельных исследований. - 2ч.
Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».
Коллективная игра-исследование.- 1ч.
Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».
Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. - 2ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Выставки творческих работ - средство стимулирования проектной деятельности
детей.- 2ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.
Анализ исследовательской деятельности.- 1ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением
анализировать и делать выводы.
2 класс
Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования
темы.
Как задавать вопросы? Банк идей - 2ч.
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
Тема, предмет, объект исследования - 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме
исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Цели и задачи исследования - 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос - зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Учимся выдвигать гипотезы - 2 ч
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое
провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы
могут начинаться со слов: может бы ть..., предположим..., допустим..., возможно..., что,
если...
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы
волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”,
“Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как

создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную
идею от гипотезы.
Организация исследования (практическое занятие) - 4ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными
доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги
о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами
по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной
компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе
изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать: - методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать
вопросы, составлять план работы, находить информацию.
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем - 4ч.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и
недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.
Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на
основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп,
лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности
предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования - наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование.
Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь: - выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Сообщение о своих коллекциях - 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Что такое эксперимент - 1ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как
узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать: - понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях - 1ч.
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
Сбор материала для исследования - 3 ч.
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами
фиксации материала.
Обобщение полученных данных - 2 ч.
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи
материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Как подготовить сообщение - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по
заданному алгоритму” и др.
Подготовка к защите - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое
защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Индивидуальные консультации - 1 ч.
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в
микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.
Подведение итогов работы - 1 ч.
Анализ своей проектной деятельности.
3 класс
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими
глазами».
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования - 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка
«Как выбрать тему».
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) - 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Какими могут быть проекты? - 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез - 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения
поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Планирование работы - 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в
действии - 2ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования
в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию - 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования - 2ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Анализ прочитанной литературы - 2ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать
литературу, используемую в проекте.

Исследование объектов - 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и
второстепенное - 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по
готовой концовке.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы - 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие
анализировать свои действия и делать выводы.
Как сделать сообщение о результатах исследования - 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Оформление работы - 1ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации - 2ч.
Работа на компьютере - создание презентации.
Мини конференция по итогам собственных исследований - 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ исследовательской деятельности - 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
4 класс
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».
Культура мышления.
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над
актуальностью выбранной проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.
Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.
Предмет и объект исследования.
Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования - 1ч.
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала -2ч.
Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.
Наблюдение и экспериментирование -2ч.
Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.
Техника экспериментирования -2ч.
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».
Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования
- 2ч.
Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Правильное мышление и логика - 2ч.
Задания на развитие мышления и логики.
Обработка и анализ всех полученных данных - 2ч.
Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.
Что такое парадоксы -3ч.
Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации - 3ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление
альбома иллюстраций. Выполнение поделок.
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.
Составление плана выступления.
Защита исследования перед одноклассниками - 1ч.
Выступление с проектами перед одноклассниками.
Выступление на школьной НПК - 1ч.
Презентация проекта на школьной НПК.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности - 1ч.
Анализ исследовательской деятельности. Выводы.
Тематическое планирование

1 год обучения (1 класс)

№ п/
п

Тема урока

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6

Что такое исследование?
Как задавать вопросы?
Как задавать вопросы?
Как выбрать тему исследования?
Как выбрать тему исследования?
Учимся выбирать дополнительную литературу
(экскурсия в библиотеку)
Библиотечное занятие «Знакомство с
информационными справочниками» (продолжение темы
«Учимся выбирать дополнительную литературу»)
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными
справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать
дополнительную литературу»)
Наблюдение как способ выявления проблем
Наблюдение как способ выявления проблем.
Совместное или самостоятельное планирование
выполнения практического задания
Совместное
или
самостоятельное
планирование
выполнения практического задания
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения
видеть проблемы.
Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения
видеть проблемы.
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка
предположения (гипотезы)
Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка
предположения (гипотезы)
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений
задавать вопросы.
Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений
задавать вопросы.
Экскурсия как средство стимулирования
исследовательской деятельности детей
Обоснованный выбор способа выполнения задания
Обоснованный выбор способа выполнения задания
Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

1
1
1
1
1
1

7

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Составление аннотации к прочитанной книге,
картотек
Учимся выделять главное и второстепенное. Как
делать схемы?
Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать
схемы?
Методика проведения самостоятельных исследований.
Коллективная игра-исследование.
Методика проведения самостоятельных исследований.
Коллективная игра-исследование.

1

Индивидуальные творческие работы на уроке по
выбранной тематике
Индивидуальные творческие работы на уроке по
выбранной тематике
Индивидуальные творческие работы на уроке по
выбранной тематике
Выставки творческих работ - средство стимулирования
проектной деятельности детей.
Выставки творческих работ - средство стимулирования
проектной деятельности детей.
Анализ исследовательской деятельности.

1

Тематическое планирование
№ п/
п

1
1
1
1

1
1
1
1
1

2 год обучения (2 класс)

Тема урока

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8

Что можно исследовать? Формулирование темы.
Как задавать вопросы?
Банк идей.
Тема, предмет, объект исследования.
Тема, предмет, объект исследования.
Цели и задачи исследования.
Цели и задачи исследования.
Учимся выделять гипотезы.

1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14

Учимся выделять гипотезы.
Организация исследования. (практическое занятие.)
Организация исследования. (практическое занятие.)
Организация исследования. (практическое занятие.)
Организация исследования. (практическое занятие.)
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение
способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение
способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение
способ выявления проблем.
Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение
способ выявления проблем.
Коллекционирование.
Коллекционирование.

как

1
1
1
1
1
1

как

1

как

1

как

1

15
16
17
18
19

1
1

Примечание

20

1

21
22
23
24

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают
люди»
Сообщение о своих коллекциях.
Сообщение о своих коллекциях.
Что такое эксперимент.
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

25
26

Сбор материала для исследования.
Сбор материала для исследования.

1
1

27
28
29
30
31
32
33
34

Сбор материала для исследования.
Обобщение полученных данных.
Обобщение полученных данных.
Как подготовить результат исследования.
Как подготовить сообщение.
Подготовка к защите. (практическое занятие.)
Индивидуальная консультация.
Подведение итогов. Защита проектов.

1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование

1
1
1
1

3 год обучения (3 класс)

№ п/
п

Тема урока

Кол-во
часов

1
2
3
4

Проект? Проект!Научные исследования и наша жизнь.
Как выбрать тему проекта?
Обсуждение и выбор тем исследования.
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по
интересам)
Какими могут быть проекты?
Какими могут быть проекты?
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

1
1
1
1

Планирование работы.
Планирование работы.
Знакомство с методами и предметами исследования.
Эксперимент познания в действии.
Знакомство с методами и предметами исследования.
Эксперимент познания в действии.
Знакомство с методами и предметами исследования.
Эксперимент познания в действии.
Обучение анкетированию, социальному опросу,
интервьюированию.
Обучение анкетированию, социальному опросу,
интервьюированию.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и
составление
списка
литературы
по
теме
исследования.

1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1

1
1
1
1
1

Примечание

17

1

26

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление
списка литературы по теме исследования.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление
списка литературы по теме исследования.
Анализ прочитанной литературы.
Анализ прочитанной литературы.
Анализ прочитанной литературы.
Исследование объектов.
Исследование объектов.
Основные логические операции. Учимся оценивать
идеи, выделять главное и второстепенное.
Основные логические операции. Учимся оценивать
идеи, выделять главное и второстепенное
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

27

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

28
29
30
31

Как сделать сообщение о результатах исследования
Оформление работы.
Оформление работы.
Работа
в
компьютерном
классе.
Оформление
презентации.
Работа в компьютерном классе. Оформление
презентации.
Мини конференция по итогам собственных
исследований
Анализ исследовательской деятельности.

1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24
25

32
33
34

Тематическое планирование

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

4 год обучения (4 класс)

№ п/
п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Знания,
умения
и
навыки,
необходимые
в
исследовательской работе.
Культура мышления.
Культура мышления.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация
проблемы.
Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация
проблемы.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение
гипотез.
Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение
гипотез.
Предмет и объект исследования.
Предмет и объект исследования.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

теме исследования.
Ознакомление с литературой по данной проблематике,
анализ материала.
Ознакомление с литературой по данной проблематике,
анализ материала.
Наблюдение и экспериментирование.
Наблюдение и экспериментирование.
Техника экспериментирования
Техника экспериментирования
Наблюдение, наблюдательность.
Совершенствование техники экспериментирования.
Наблюдение, наблюдательность.
Наблюдение, наблюдательность.
Что такое парадоксы
Что такое парадоксы

25

Обработка и анализ всех полученных данных.

26

Обработка и анализ всех полученных данных

3
1

27

Обработка и анализ всех полученных данных

1

28

Работа в компьютерном классе. Оформление
презентации.
Работа в компьютерном классе. Оформление
презентации.
Работа
в
компьютерном
классе.
Оформление
презентации.
Подготовка публичного выступления. Как
подготовиться к защите.
Защита исследования перед одноклассниками.
Выступление на школьной НПК.
Итоговое занятие. Анализ исследовательской
деятельности.

1

13
14

29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».