Культура марийского народа

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Культура марийского народа». Классы: 1-4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура
марийского народа» относится к социально - педагогической направленности.
В учебном плане дополнительной
общеобразовательной
программы МАОУ
«Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Культура марийского народа» в 1-4 классах выделяется 2 учебных часа в
неделю, т.е. 68 часов в год.
Нормативно - методические материалы:
1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»
5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Дата утверждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической
направленности «Культура марийского народа» утверждена директором МАОУ «Бугалышская
СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель:
Сохранение культуры, традиций и обычаев марийского народа.
Задачи:
1. систематизировать знания традиций и национальных культур в современных семьях
марийцев.
2.
формировать творческий, интеллектуальный, коммуникативный потенциал
обучающихся в ходе значимых мероприятий;
3. обучать основным приемам проектной деятельности обучающихся;
4. воспитывать
чувство патриотизма, сознательности, ответственности через
приобщения к культуре своего народа.
Форма аттестации: презентация творческой работы (проекта)
Методы и формы работы:
Групповая работа, работа в парах, подвижные игры, разучивание
танцевальных
композиций, демонстрация видео и фото зарисовок марийского народа.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура
марийского народа» относится к социально - педагогической направленности.
Уровень освоения программы ознакомительный.
Нормативно - методические материалы:
1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ,
способствующих
социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»
5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
В современном мире в настоящее время идет процесс глобализации и интеграции.
Процессы сближения и слияния культур разных стран и народов, ведут к унификации и
материальной, и духовной культур. От 7000 ныне существующих языков к концу XXI
века может остаться только 3000. Поэтому одной из актуальных гуманитарных проблем,
объявленных ООН и ЮНЕСКО перед мировым сообществом, является сохранение
языкового и культурного разнообразия. Таким образом, мы обязаны сохранить традиции,
свой язык, образ жизни - важная задача современных традиционных культур. Культура
каждого народа определяет его духовную уникальность, творческие силы и способности.
Поэтому человеческому сообществу необходимо учитывать специфику разных культур.
Народная культура - это мир, в котором находился человек с момента своего рождения,
воздух, которым он дышал, атмосфера высокой духовности и нравственности,
проявляющая себя во всем, это внутренняя и внешняя культура чувств и духовность.
Цель:
Сохранение культуры, традиций и обычаев марийского народа.
Задачи:
1. систематизировать знания традиций и национальных культур в современных семьях
марийцев.
2. формировать творческий, интеллектуальный, коммуникативный потенциал
обучающихся в ходе значимых мероприятий;
3. обучать основным приемам проектной деятельности обучающихся;
4. воспитывать чувство патриотизма, сознательности, ответственности через
приобщения к культуре своего народа.
Программа рассчитана на школьный возраст детей от 7 до 10 лет, позволяет приобрести
опыт приобщения к культуре и традициям марийского народа.
Срок реализации Программы - 1 год (35 часов).

При реализации программы используется групповая форма работы. Основные формы
работы на занятиях: изучение теоретического материала, проигрывание национальных
игр, разучивание танцевальных композиций, а также демонстрация видео и фото
зарисовок культуры марийского народа.
Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 14 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий
включает по 40 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва.
Планируемые результаты освоения кружка «Культура марийского народа»:
По окончании обучения учащиеся будут знать: государственную символику России и
Марий Эл, своего района, слова гимна России, Республики Марий Эл, свой род, свои
корни.
Иметь
первоначальное представление о марийском народе, о народных обрядах и
календарных играх, об отличительных чертах вышивки народов мари.
Уметь отличать флаги России и Марий Эл, играть в игры своих бабушек и дедушек,
народные игры народа мари, составлять родословное древо.
Содержание дополнительной
«Культура марийского народа»

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

Семья и родство 12 часов.
Семья. Родство. Монологическое высказывание по теме. Члены семьи, их имена, возраст,
Национальный этикет. Составление рассказа из 2-3 предложений.
внешность, черты характера, увлечения/хобби.
Летопись моей семьи.
Школа — источник знаний.
Народные пословицы и поговорки о знании.
Основные занятия жителей села.
Предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем.
Природа родного края в разные времена года.
Малые жанры устного народного творчества.
Человек — венец творения.
Особое отношение к природе у марийцев.
Народные сказки о добре, мудрости.
Народные промыслы. 7 часов
Марийские народные музыкальные инструменты.
Народные художественные промыслы в Марийском крае.
Мастера моего края.
Театры республики.
Финно-угры — одна семья.
Этнографические сведения из жизни марийцев.
Финно-угры — кто они. Знакомство с генеалогическим древом финно-угорских народов.
Устное народное творчество 5 часов.
Пословицы марийского народа.
Припевки, короткие песенки.
Загадки — как форма умственного развития.
Художественно-выразительные особенности марийской сказки.
Жанровые разновидности народных песен
Русские узорные полотенца. Орнамент и цветовая гамма.
Республика Марий Эл. 3 часа.
Страна. Чтение рассказа о Марий Эл. Показ фильма о республике Марий Эл.
Флаг, герб республики Марий Эл. Знакомство с флагом, гимном, гербом республики
Марий Эл.

Практические навыки. Рисование герба и флага своего города (района).
Праздники марийского народа 3 часа.
Марийский весенний праздник сохи «Агапайрем», знакомство с песнями, играми
марийского народа.
Летний праздник цветов «Пеледышпайрем», история возникновения
Национальные блюда 3 часа.
Я расскажу о национальном блюде.
Сбор рецептов национальной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этно-кухня».
Национальный этикет. Составление национального этикета в своей семье.
Республика Марий Эл 5 часов
Географическое положение Республики Марий Эл.
Заочное путешествие по современным районам республики.
Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл.
Знатные люди республики Марий Эл.
Знатные люди района (города, села, деревни).
Семья. Родство 4 часа
Поколение предков - связь времён.
Гостевые песни моей мамы, бабушки.
Колыбельные песни бабушек.
Песни, зачины, скороговорки
Школа 6 часов
Школа- источник знаний.
Путь в науку.
Письменность в жизни марийцев. День марийской письменности.
Загадки как средство умственного развития.
Ознакомление с марийскими народными сказками.
Все мы любим сказки. Наш проект «Сами сочиняем сказки».
Народный опыт воспитания 3 часа
Труд - основа воспитания в семье.
Притча о немилосердном должнике.
Табу- средство воспитания в семье.
Музыкальная культура 3 часа
Песенное творчество народов мари.
Народные музыкальные инструменты.
Фольклорно- этнографические ансамбли и песни Марий памаш», Пеледыш».
Народное искусство 6 часов
Орнамент традиционной марийской вышивки.
Национальная обувь мари. Чувашские ювелирные украшения.
Орнамент вышивки на одежде марийского народа.
Современные платья Марий Эл.
Узоры и орнаменты наших бабушек и мам.
Я модельер. Составление орнамента на бумаге.
Театры республики Марий Эл. 7 часов.
Зарождение театрального искусства в марийском крае
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана.
Заочная экскурсия в театр. Театральный этикет.
Артисты театра.
Я стану артистом театра.
Мы сценаристы. Составление сценария в паре.
Обобщающее занятие.
Презентация творческой работы защита проектов.

Учебный (тематический) план на 1 год обучения
Формы
Название раздела.
Количество часов
аттестации/контроля
Темы
всего теория практика

№
п/п

Семья. Родство.

12 ч.

1

Страна

2

Национальный этикет

3

Семья. Родство

1

4

Летопись моей семьи.

1

5

Школа — источник знаний.

1

6

Народные пословицы и поговорки о
знании.
Основные занятия жителей села

7
8
9
10
11
12

1

1
1

Предметы быта и орудия труда в
прошлом и настоящем
Природа родного края в разные
времена года
Малые жанры устного народного
творчества
Человек — венец творения. Особое
отношение к природе у марийцев
Народные сказки о добре, мудрости
Народные промыслы.

13

1

1
1
1
1
1
7 ч.
1
1

15

Марийские народные музыкальные
инструменты
Народные художественные
промыслы в Марийском крае
Мастера моего края.

16

Театры республики.

1

17

Финно-угры — одна семья

1

18

Этнографические сведения из
жизни марийцев
Финно-угры
—
кто
они?
Знакомство с генеалогическим
древом финно-угорских народов.
Устное народное творчество

1

14

19

1

1
5 ч.

20

Пословицы марийские.

1

21

Припевки, короткие песенки.

1

22

Загадки — как форма умственного
развития.

1

23
24

Художественно-выразительные
особенности марийской сказки.
Жанровые разновидности народных
песен
Республика Марий Эл.

1
1
3 ч.

25

Страна.

1

26

Флаг, герб республики Марий Эл.

1

27

Практические навыки. Рисование
герба и флага своего города
(района).
Праздники
марийцев.
Классификация праздников
Марийский весенний праздник сохи
«Агапайрем»
Летний праздник цветов
«Пеледышпайрем», история
возникновения
Национальное блюдо.

28
29

1
2 ч.
1
1
4 ч.

30

Я расскажу о национальном блюде.

1

31

1

32

Сбор рецептов национальной кухни
своей семьи. Оформление альбома
«Этно-кухня».
Национальный этикет

1

33

Семья. Родство

1

Республика Марий Эл
34
35
36
37
38

Географическое положение
Республики Марий Эл.
Заочное путешествие по
современным районам республики.
Йошкар-Ола - столица Республики
Марий Эл.
Знатные люди республики Марий
Эл.
Знатные люди района (города, села,
деревни).
Семья. Родство

5 ч.
1
1
1
1
1
4 ч.

39

Поколение предков - связь времён.

1

40

1

41

Гостевые песни моей мамы,
бабушки.
Колыбельные песни бабушек.

42

Песни, зачины, скороговорки

1

Школа
43

Школа- источник знаний.

1

6 ч.
1

44

Путь в науку.

45

Письменность в жизни марийцев.
День марийской письменности.
Загадки как средство умственного
развития.
Ознакомление с марийскими
народными сказками.
Все мы любим сказки. Наш проект
«Сами сочиняем сказки».
Народный опыт воспитания

46
47
48

1
1
1
1
1
3 ч.

49

Труд - основа воспитания в семье.

1

50

Притча о немилосердном
должнике.
Табу- средство воспитания в семье.

1

51

Музыкальная культура

1
3 ч.

52

Песенное творчество народов мари.

1

53

Народные музыкальные
инструменты.
Фольклорно- этнографические
ансамбли и песни Марий памаш»,
Пеледыш».
Народное искусство

1

54

55
56
57
58
59
60

61

1
6 ч.

Орнамент традиционной марийской
вышивки.
Национальная обувь мари.
Чувашские ювелирные украшения.
Орнамент вышивки на одежде
марийского народа.
Современные платья Марий Эл.

1

Узоры и орнаменты наших бабушек
и мам.
Я модельер. Составление орнамента
на бумаге.
Театры Республики Марий Эл

1

1
1
1

1
7 ч.
1

64

Зарождение театрального искусства
в марийском крае
Марийский национальный театр
драмы имени М. Шкетана.
Заочная экскурсия в театр.
Театральный этикет.
Артисты театра.

65

Я стану артистом театра.

1

66

Мы сценаристы. Составление
сценария в паре.
Проекты

1

62
63

67

1
1
1

1

Защита проектов

68

Обобщающее занятие.

1

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся
демонстрируют
высокую
заинтересованность
в
познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание
Программы. На презентации
творческой
работы (проекта) показывают
отличное знание теоретического материала,
практическое применение в области культуры и
обычаев марийского народа.

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся
демонстрируют
достаточную
заинтересованность
в
познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание Программы. На презентации
творческой работы (проекта) показывают
хорошее знание теоретического материала,
практическое применение знаний воплощается в
продукт,
требующий
незначительной
доработки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень
заинтересованности
в
познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание Программы. На презентации
творческой работы показывают недостаточное
знание теоретического материала, практическая
работа не соответствует требованиям.

Формы и содержание итоговой аттестации:
- презентация творческой работы (проекта).
Требование к оценке творческой работы (проекта).
Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:
- определена и четко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и
проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные
предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.

Мониторинг результатов освоения программы.
Низкий (0-2 балла) - знает, но не включается в активную практическую деятельность
Средний (2-3 балла) - владеет знаниями о традициях культуры марийского народа, но
в практических мероприятиях участвует выборочно.
Высокий (4-5 баллов) - приобщается к культур и обычаям марийского народа через
общественную деятельность.
Метод проведения такого занятия выбирается педагогом в зависимости от уровня
сложности материала и индивидуальных особенностей учащихся.
1.
Контроль уровня знаний учащихся проводится в конце учебного года.
2.
Контроль усвоения программы учащимися в конце учебного года осуществляется
через метод рейтинговой оценки (баллах), а также через уровень проектной деятельности
(защита проектов).
3.
Итоговая аттестация предполагает определение уровня развития (низкий, средний,
высокий) учащихся. Оценивается уровень подготовки по теоретическим вопросам,
практических умений приобщения обычаев и культуры марийского народа.
Учебно-методический комплект программы строится на основе широкого применения
методов визуализации и интерактивных элементов, облегчающих восприятие материала:
•
учебно-методическими медиа - и видеопособиями;
•
медианосителями с современными марийскими мелодиями ;
•
видеотекой обычаев и культуры марийского народа;
•
папкой с разделами проектной деятельности;
•
папкой сценарных планов мероприятий.
Материально-техническое обеспечение программы:
•
музыкальное оборудование;
•
фотоаппарат;
•
канцелярские принадлежности;
Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует педагог(и) дополнительного образования.
Список используемой литературы:
1.
Михайлов В.Т. Марий калык ойлого: Йошкар - Ола Марий книга Савыктыш - 2012
г.
2.
Семен Эрвел Восточные марийцы. Философия, история, люди: Йошкар - Ола ГУП
РМЭ «Газета «Марий ЭЛ» - 2011 г.
3.
Спиридонов А. Песнь о вещем пути, эпос мари: Йошкар - Ола Марийское книжное
издание - 2014 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».