Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Культура марийского народа». Классы: 1-4 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура марийского народа» относится к социально - педагогической направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы МАОУ «Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Культура марийского народа» в 1-4 классах выделяется 2 учебных часа в неделю, т.е. 68 часов в год. Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.) 6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Культура марийского народа» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г. Цель: Сохранение культуры, традиций и обычаев марийского народа. Задачи: 1. систематизировать знания традиций и национальных культур в современных семьях марийцев. 2. формировать творческий, интеллектуальный, коммуникативный потенциал обучающихся в ходе значимых мероприятий; 3. обучать основным приемам проектной деятельности обучающихся; 4. воспитывать чувство патриотизма, сознательности, ответственности через приобщения к культуре своего народа. Форма аттестации: презентация творческой работы (проекта) Методы и формы работы: Групповая работа, работа в парах, подвижные игры, разучивание танцевальных композиций, демонстрация видео и фото зарисовок марийского народа. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура марийского народа» относится к социально - педагогической направленности. Уровень освоения программы ознакомительный. Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.) 6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.). В современном мире в настоящее время идет процесс глобализации и интеграции. Процессы сближения и слияния культур разных стран и народов, ведут к унификации и материальной, и духовной культур. От 7000 ныне существующих языков к концу XXI века может остаться только 3000. Поэтому одной из актуальных гуманитарных проблем, объявленных ООН и ЮНЕСКО перед мировым сообществом, является сохранение языкового и культурного разнообразия. Таким образом, мы обязаны сохранить традиции, свой язык, образ жизни - важная задача современных традиционных культур. Культура каждого народа определяет его духовную уникальность, творческие силы и способности. Поэтому человеческому сообществу необходимо учитывать специфику разных культур. Народная культура - это мир, в котором находился человек с момента своего рождения, воздух, которым он дышал, атмосфера высокой духовности и нравственности, проявляющая себя во всем, это внутренняя и внешняя культура чувств и духовность. Цель: Сохранение культуры, традиций и обычаев марийского народа. Задачи: 1. систематизировать знания традиций и национальных культур в современных семьях марийцев. 2. формировать творческий, интеллектуальный, коммуникативный потенциал обучающихся в ходе значимых мероприятий; 3. обучать основным приемам проектной деятельности обучающихся; 4. воспитывать чувство патриотизма, сознательности, ответственности через приобщения к культуре своего народа. Программа рассчитана на школьный возраст детей от 7 до 10 лет, позволяет приобрести опыт приобщения к культуре и традициям марийского народа. Срок реализации Программы - 1 год (35 часов). При реализации программы используется групповая форма работы. Основные формы работы на занятиях: изучение теоретического материала, проигрывание национальных игр, разучивание танцевальных композиций, а также демонстрация видео и фото зарисовок культуры марийского народа. Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 14 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий включает по 40 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва. Планируемые результаты освоения кружка «Культура марийского народа»: По окончании обучения учащиеся будут знать: государственную символику России и Марий Эл, своего района, слова гимна России, Республики Марий Эл, свой род, свои корни. Иметь первоначальное представление о марийском народе, о народных обрядах и календарных играх, об отличительных чертах вышивки народов мари. Уметь отличать флаги России и Марий Эл, играть в игры своих бабушек и дедушек, народные игры народа мари, составлять родословное древо. Содержание дополнительной «Культура марийского народа» общеобразовательной общеразвивающей программы Семья и родство 12 часов. Семья. Родство. Монологическое высказывание по теме. Члены семьи, их имена, возраст, Национальный этикет. Составление рассказа из 2-3 предложений. внешность, черты характера, увлечения/хобби. Летопись моей семьи. Школа — источник знаний. Народные пословицы и поговорки о знании. Основные занятия жителей села. Предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем. Природа родного края в разные времена года. Малые жанры устного народного творчества. Человек — венец творения. Особое отношение к природе у марийцев. Народные сказки о добре, мудрости. Народные промыслы. 7 часов Марийские народные музыкальные инструменты. Народные художественные промыслы в Марийском крае. Мастера моего края. Театры республики. Финно-угры — одна семья. Этнографические сведения из жизни марийцев. Финно-угры — кто они. Знакомство с генеалогическим древом финно-угорских народов. Устное народное творчество 5 часов. Пословицы марийского народа. Припевки, короткие песенки. Загадки — как форма умственного развития. Художественно-выразительные особенности марийской сказки. Жанровые разновидности народных песен Русские узорные полотенца. Орнамент и цветовая гамма. Республика Марий Эл. 3 часа. Страна. Чтение рассказа о Марий Эл. Показ фильма о республике Марий Эл. Флаг, герб республики Марий Эл. Знакомство с флагом, гимном, гербом республики Марий Эл. Практические навыки. Рисование герба и флага своего города (района). Праздники марийского народа 3 часа. Марийский весенний праздник сохи «Агапайрем», знакомство с песнями, играми марийского народа. Летний праздник цветов «Пеледышпайрем», история возникновения Национальные блюда 3 часа. Я расскажу о национальном блюде. Сбор рецептов национальной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этно-кухня». Национальный этикет. Составление национального этикета в своей семье. Республика Марий Эл 5 часов Географическое положение Республики Марий Эл. Заочное путешествие по современным районам республики. Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл. Знатные люди республики Марий Эл. Знатные люди района (города, села, деревни). Семья. Родство 4 часа Поколение предков - связь времён. Гостевые песни моей мамы, бабушки. Колыбельные песни бабушек. Песни, зачины, скороговорки Школа 6 часов Школа- источник знаний. Путь в науку. Письменность в жизни марийцев. День марийской письменности. Загадки как средство умственного развития. Ознакомление с марийскими народными сказками. Все мы любим сказки. Наш проект «Сами сочиняем сказки». Народный опыт воспитания 3 часа Труд - основа воспитания в семье. Притча о немилосердном должнике. Табу- средство воспитания в семье. Музыкальная культура 3 часа Песенное творчество народов мари. Народные музыкальные инструменты. Фольклорно- этнографические ансамбли и песни Марий памаш», Пеледыш». Народное искусство 6 часов Орнамент традиционной марийской вышивки. Национальная обувь мари. Чувашские ювелирные украшения. Орнамент вышивки на одежде марийского народа. Современные платья Марий Эл. Узоры и орнаменты наших бабушек и мам. Я модельер. Составление орнамента на бумаге. Театры республики Марий Эл. 7 часов. Зарождение театрального искусства в марийском крае Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Заочная экскурсия в театр. Театральный этикет. Артисты театра. Я стану артистом театра. Мы сценаристы. Составление сценария в паре. Обобщающее занятие. Презентация творческой работы защита проектов. Учебный (тематический) план на 1 год обучения Формы Название раздела. Количество часов аттестации/контроля Темы всего теория практика № п/п Семья. Родство. 12 ч. 1 Страна 2 Национальный этикет 3 Семья. Родство 1 4 Летопись моей семьи. 1 5 Школа — источник знаний. 1 6 Народные пословицы и поговорки о знании. Основные занятия жителей села 7 8 9 10 11 12 1 1 1 Предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем Природа родного края в разные времена года Малые жанры устного народного творчества Человек — венец творения. Особое отношение к природе у марийцев Народные сказки о добре, мудрости Народные промыслы. 13 1 1 1 1 1 1 7 ч. 1 1 15 Марийские народные музыкальные инструменты Народные художественные промыслы в Марийском крае Мастера моего края. 16 Театры республики. 1 17 Финно-угры — одна семья 1 18 Этнографические сведения из жизни марийцев Финно-угры — кто они? Знакомство с генеалогическим древом финно-угорских народов. Устное народное творчество 1 14 19 1 1 5 ч. 20 Пословицы марийские. 1 21 Припевки, короткие песенки. 1 22 Загадки — как форма умственного развития. 1 23 24 Художественно-выразительные особенности марийской сказки. Жанровые разновидности народных песен Республика Марий Эл. 1 1 3 ч. 25 Страна. 1 26 Флаг, герб республики Марий Эл. 1 27 Практические навыки. Рисование герба и флага своего города (района). Праздники марийцев. Классификация праздников Марийский весенний праздник сохи «Агапайрем» Летний праздник цветов «Пеледышпайрем», история возникновения Национальное блюдо. 28 29 1 2 ч. 1 1 4 ч. 30 Я расскажу о национальном блюде. 1 31 1 32 Сбор рецептов национальной кухни своей семьи. Оформление альбома «Этно-кухня». Национальный этикет 1 33 Семья. Родство 1 Республика Марий Эл 34 35 36 37 38 Географическое положение Республики Марий Эл. Заочное путешествие по современным районам республики. Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл. Знатные люди республики Марий Эл. Знатные люди района (города, села, деревни). Семья. Родство 5 ч. 1 1 1 1 1 4 ч. 39 Поколение предков - связь времён. 1 40 1 41 Гостевые песни моей мамы, бабушки. Колыбельные песни бабушек. 42 Песни, зачины, скороговорки 1 Школа 43 Школа- источник знаний. 1 6 ч. 1 44 Путь в науку. 45 Письменность в жизни марийцев. День марийской письменности. Загадки как средство умственного развития. Ознакомление с марийскими народными сказками. Все мы любим сказки. Наш проект «Сами сочиняем сказки». Народный опыт воспитания 46 47 48 1 1 1 1 1 3 ч. 49 Труд - основа воспитания в семье. 1 50 Притча о немилосердном должнике. Табу- средство воспитания в семье. 1 51 Музыкальная культура 1 3 ч. 52 Песенное творчество народов мари. 1 53 Народные музыкальные инструменты. Фольклорно- этнографические ансамбли и песни Марий памаш», Пеледыш». Народное искусство 1 54 55 56 57 58 59 60 61 1 6 ч. Орнамент традиционной марийской вышивки. Национальная обувь мари. Чувашские ювелирные украшения. Орнамент вышивки на одежде марийского народа. Современные платья Марий Эл. 1 Узоры и орнаменты наших бабушек и мам. Я модельер. Составление орнамента на бумаге. Театры Республики Марий Эл 1 1 1 1 1 7 ч. 1 64 Зарождение театрального искусства в марийском крае Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Заочная экскурсия в театр. Театральный этикет. Артисты театра. 65 Я стану артистом театра. 1 66 Мы сценаристы. Составление сценария в паре. Проекты 1 62 63 67 1 1 1 1 Защита проектов 68 Обобщающее занятие. 1 Критерии оценки достижения планируемых результатов. Уровни освоения Программы Результат Высокий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации творческой работы (проекта) показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение в области культуры и обычаев марийского народа. Средний уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации творческой работы (проекта) показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки. Низкий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На презентации творческой работы показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям. Формы и содержание итоговой аттестации: - презентация творческой работы (проекта). Требование к оценке творческой работы (проекта). Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если: - определена и четко сформулирована цель работы; - характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом; - содержание работы изложено логично; - прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения; - сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения. Мониторинг результатов освоения программы. Низкий (0-2 балла) - знает, но не включается в активную практическую деятельность Средний (2-3 балла) - владеет знаниями о традициях культуры марийского народа, но в практических мероприятиях участвует выборочно. Высокий (4-5 баллов) - приобщается к культур и обычаям марийского народа через общественную деятельность. Метод проведения такого занятия выбирается педагогом в зависимости от уровня сложности материала и индивидуальных особенностей учащихся. 1. Контроль уровня знаний учащихся проводится в конце учебного года. 2. Контроль усвоения программы учащимися в конце учебного года осуществляется через метод рейтинговой оценки (баллах), а также через уровень проектной деятельности (защита проектов). 3. Итоговая аттестация предполагает определение уровня развития (низкий, средний, высокий) учащихся. Оценивается уровень подготовки по теоретическим вопросам, практических умений приобщения обычаев и культуры марийского народа. Учебно-методический комплект программы строится на основе широкого применения методов визуализации и интерактивных элементов, облегчающих восприятие материала: • учебно-методическими медиа - и видеопособиями; • медианосителями с современными марийскими мелодиями ; • видеотекой обычаев и культуры марийского народа; • папкой с разделами проектной деятельности; • папкой сценарных планов мероприятий. Материально-техническое обеспечение программы: • музыкальное оборудование; • фотоаппарат; • канцелярские принадлежности; Кадровое обеспечение Программы Программу реализует педагог(и) дополнительного образования. Список используемой литературы: 1. Михайлов В.Т. Марий калык ойлого: Йошкар - Ола Марий книга Савыктыш - 2012 г. 2. Семен Эрвел Восточные марийцы. Философия, история, люди: Йошкар - Ола ГУП РМЭ «Газета «Марий ЭЛ» - 2011 г. 3. Спиридонов А. Песнь о вещем пути, эпос мари: Йошкар - Ола Марийское книжное издание - 2014 г.